Фнс предложила специальный налоговый режим для самозанятых россиян
ФНС выступила с новой инициативой по самозанятым. Теперь предлагается установить налоговую ставку для них в 4%, куда войдет и взнос по ОМС. Отчисления в Пенсионный фонд для самозанятых будут необязательными.
Федеральная налоговая служба определилась с основными параметрами налогового режима для самозанятых — налоговая ставка составит 4%, в нее будет входить взнос по ОМС.
«Налоговая служба выступает за низкую ставку, ниже чем по УСН (упрощенная система налогообложения)», — сообщил сказал глава ведомства Михаил Мишустин на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
При этом российские власти не планируют делать обязательными для самозанятых взносы в Пенсионный фонд, сказал Мишустин.
«Мы считаем, что, возможно, от самозанятых не требуется автоматического внесения взносов в Пенсионный фонд. Это должен быть выбор самого гражданина: если он хочет социальную пенсию на пять лет позже, он может вообще не платить в Пенсионный фонд. Многие сейчас так и делают», — сказал Мишустин.
Таким образом самозанятые могут делать взносы в ПФР добровольно, чтобы купить нужное количество баллов для страховой пенсии. В этом случае они смогут также вступить в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая пока не запущена. Без взносов за самозанятыми сохраняется право на социальную пенсию.
«Мы давно предлагали ввести максимальный платеж — 20 тысяч рублей, но при этом самозанятые претендовали бы только на базовую часть пенсии. Если же они хотят получить накопительную часть пенсии, то должны делать частные пенсионные отчисления», — прокомментировал «Газете.Ru» бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Самозанятые — граждане, у которых нет работодателя, создающие продукт или предоставляющие услугу самостоятельно, с оборотом не более 2,4 миллиона рублей в год.
Новый налоговый режим планируют в следующем году ввести в Татарстане, Москве, Подмосковье и Калужской области. Предполагается, что на федеральном уровне он будем запущен во втором полугодии 2019 года.
Инициатива согласована с правительством, но пока не представлена в виде законопроекта, что планируется сделать в январе 2019 года, сказал Мишустин. Глава службы рассчитывает, что налоговый режим будет востребован, его главная цель — легализация самозанятых граждан.
Компании «Яндекс.Такси», YouDo и другие такого типа являются работодателями для большого числа самозанятых и в рамках нового режима должны стать налоговыми агентами, то есть отчислять 4% за своих работников. По словам Мишустина, этот вопрос обсуждался с крупными площадками, и было достигнуто согласие.
В поисках компромисса
Ранее министерство финансов предложило разрешить самозанятым в рамках специального налогового режима не регистрироваться в налоговых органах и не сдавать отчетность в ФНС. Платить налог самозанятые смогут в специальном онлайн-приложении.
Весной 2018 года министерство финансов определилось с понятией «самозанятые» — получающие доход от предпринимательской деятельности, но не имеющие наемных работников.
Тогда рассматривался вариант с «налогом на профессиональны доход» — сбор 3%, если услуги оказываются физлицам, и 6% для тех, кто работает с юрлицами. Предлагалось также ограничить «упрощенный режим» для самозанятых 10 годами.
Более ранняя инициатива распространить на самозанятых патенты не получила развития.
Минтруд в июле предложил вывести самозанятых из сферы действия трудового законодательства.
Няни и репетиторы, как правило, не оформляют трудовые отношения, в результате работодатель не может исполнять свои обязанности, объяснили в министерстве.
Деятельность многих самозанятых ведется без оформления трудовых отношений, а контроль за соблюдением трудового законодательства в их отношении не ведется, подчеркивали в ведомстве.
«У нас есть различие с министерством экономического развития и ФНС: они предлагали ввести налог от оборота, то есть вводить сложную систему расчета налога — 3% или 6%, и оформлять его с каждого платежа. Мы предлагаем один платеж. При этом человек должен быть самозанятым. Стоимость патента должна различаться от видов деятельности. Всего их 46», — рассказал Титов.
В целом, отношения с самозанятыми остаются неопределенными. Обсуждались многие инициативы, которые пока не оформлены в законопроекты. Какие изменения претерпит последняя инициатива по налогам, пока не понятно.
В 2017 году власти предложили самозанятым налоговую амнистию и затем продлили ее до конца этого года. Однако самозанятые не спешат вставать на учет в налоговую.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, на учете на 1 мая 2018 года состояли 1403 самозанятых. При этом в Росстате полагают, что количество самозанятых составляет 4,9% занятого населения или более 3,5 млн человек.
Источник: https://deloros.ru/fns-predlozhila-specialnyj-nalogovyj-rezhim-dlya-samozanyatyh-rossiyan.html
Новый налоговый режим: чего ожидать простым предпринимателям
ДИСКУССИЯ НАЗРЕЛА
— Серьёзно поговорить давно пора, поскольку недовольство растёт с обеих сторон, — считает руководитель правового департамента HEADS Consilting Диана Малозян.
— Бизнес не доволен общим процентом взимаемых налогов, а фискальные органы недовольны суммой уплачиваемых налогов и направленностью основной части бизнеса на уклонение от уплаты налогов с помощью схем налоговой оптимизации.
В нынешних условиях резкие односторонние изменения со стороны государства могут повлечь уход бизнеса в тень или закрытие мелкого и среднего бизнеса, который в условиях кризиса не сможет потянуть ещё и увеличение налогового бремени.
Возможность диалога, а следовательно, и возможность как-то повлиять на предполагаемые изменения должны сподвигнуть бизнес на отказ от налоговых схем, но только при условии выработки предложений, которые позволят при выплате всех налогов не работать на грани убытка. Необходима более простая и прозрачная система налогообложения, направленная помимо прочего и на стимулирование мелкого и среднего бизнеса. Предоставление льгот регионам и реальному сектору экономики.
А МОЖЕТ, НЕ НАДО?
— Любое резкое изменение правил игры — это удар по бизнес-климату, и, в первую очередь, изменение налоговой системы — полагает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
— Но дискуссия позволит отдельным могущественным компаниям или отраслям попытаться снизить налоговую нагрузку на себя на фоне повышения налоговой нагрузки на остальных. Но боюсь, что это приведёт не к улучшению, а к ухудшению налогового климата, так как явно продемонстрирует неравенство компаний и отраслей.
Необходимость налоговой реформы назрела как минимум в одной части — в межбюджетных отношениях. У нас слишком много денег уходит на федеральный уровень и слишком мало на региональный и местный. Такой дисбаланс вреден и для экономики, и для социальной сферы.
Но думается, что главная причина, по которой собираются менять налоговую систему, иная — стремление найти дополнительные доходы для бюджета и сократить его дефицит. Именно поэтому власти инициировали эту дискуссию сейчас, когда стабилизационный фонд заканчивается.
От предстоящей дискуссии стоит ожидать вывода о необходимости повышения налогов. Первая и, похоже, единственная задача реформы фискальная — повышение доходов бюджета. Проблемы неравенства, естественно, останутся вне рассмотрения. Решение социальных проблем — это не задача Министерства финансов.
Не решит эта реформа никаких проблем, так как увеличение налогового бремени приводит не к увеличению налоговых поступлений, а к переходу большего сегмента экономики в тень. Создаст же она единственную проблему — подорвёт уверенность в стабильности правил игры.
Хотя сама по себе дискуссия может не создать, а выявить целый ряд конкретных проблем налоговой системы, но, может быть, это и хорошо.
«КВАЗИ» КАК ГРЯЗИ
— Главный недостаток налоговой системы в том, что как на физлиц, так и на юридических лиц, падает большое количество разных налогов как федеральных, так и местных, — считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. — Хотя ставки низкие, но реально и физические лица платят гораздо больше, чем 13% подоходного налога на физлиц, а предприятия — больше, чем 20% налога на прибыль и до 18% НДС. Дело ещё и в местных квазиналогах.
А уж какое количество налогов и квазиналогов в бюджеты разных уровней платят предприятия, нет смысла повторять лишний раз, достаточно задуматься о том, почему малый и средний бизнес в России развивается не так динамично, как того хотелось бы чиновникам.
Не потому ли, что бизнес душат налоги и поборы? Самое обидное для налогоплательщиков заключается в том, что они не видят отдачи от введения дополнительных налогов и сборов.
Например, каковы преимущества платной парковки в Москве? Только такое, что городские власти постоянно перекладывают тротуарную плитку? Но эффективность налоговой системы — не латание дыр в бюджетах, а то, как и насколько справедливо распределяются средства, собранные в бюджеты. С этой точки зрения, наша налоговая система неэффективна.
Мы полагаем, что практическая польза от дискуссий равна нулю. Нужно, чтобы у властей была задача, как сделать эффективным распределение налогов, а потом уже от этой задачи должны ставиться средства её достижения.
Например, можно было бы некоторые виды федеральных налогов отдать на уровни регионов, например НДС, тогда у регионов было бы больше средств для инвестиций и социальных программ, они меньше просили бы у федерального бюджета дотаций и меньше вводили бы квазиналогов. Полагаем, что отказ от прогрессивной шкалы налогообложения говорит о том, что у правительства есть хотя бы понимание, что нельзя бесконечно грузить налогоплательщиков всё новыми и новыми поборами. Очень хотелось бы, чтобы такое понимание у правительства присутствовало не только в период кризиса, но и всегда.
МЕНЬШЕ НАЛОГОВ — СЛАБЕЕ РУБЛЬ
— Необходимость менять налоговую систему объясняется очень просто: бюджет в 2017–2018 годах будет испытывать огромный дефицит, исчисляемый примерно 1 триллион рублей в год, и правительство понимает, что, поскольку дефицит во многом обусловлен внешними причинами, такими как санкции и низкая цена нефти, то нужно готовиться к сохранению этих трендов и в 2019 году, и далее, — предполагает генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. — В условиях, когда экономический рост стагнирует, повысить налоги и ввести новые налоги является практически единственным простым способом собрать деньги в бюджет, увеличить его доходную часть. При этом экономический рост ещё больше угнетается, так из-за роста налогов с рынка уйдёт множество предприятий малого и среднего бизнеса, но в экономике следующих 5–10 лет, видимо, ставка будет делаться на крупные госпредприятия. Конечно, смена налогового режима — это негатив для бизнеса, и каких-либо льгот ожидать не стоит — наоборот, льготы будут отменяться, будут вводиться новые налоги. Радует, что пока вроде бы не собираются менять шкалу НДФЛ, но, скорее всего, раз об этом заговорили, она всё-таки будет изменена на прогрессивную. Это будет демотивировать граждан и бизнес зарабатывать больше, это снизит экономический рост. Полагаю, что вопросы такого масштаба было бы разумно выносить на референдум, интересно, возможно ли это в текущей политической ситуации. Полагаю, что у руководства страны есть много других инструментов, позволяющих спасти бюджет, например, управление курсом рубля, поэтому кроме роста налогов, скорее всего, будет и ослабление курса национальной валюты, до уровней 70–75 рублей за доллар США.
ШКАЛА ПРОГРЕССА
— Я жду прогрессивной шкалы НДФЛ, пересмотра налогообложения для юридических лиц, НДС и прочего, — предрекает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королёв. — Первоочередная задача реформы — оптимизация налогов, говоря простым языком, — снизить нагрузку на тех, кому совсем тяжело, и увеличить налоговую нагрузку на тех, кому полегче.
Отказ от прогрессивной НДФЛ не будет означать, что это не приоритетная задача. Скорее, это может быть по причине недоработанных механизмов подсчёта и контроля налогов.
Иными словами, власти могут бояться ситуации, при которой богатые люди переведут свои активы в тень, а вся налоговая нагрузка «ляжет на плечи» граждан России со средним и малым доходом.
Лично мне думается, что поблажек можно не ждать, дефицит бюджета тому причина. Хозяйственно-бытовой пример — в вашем семейном бюджете огромная дыра, а супруга просит шубу, купите? Польза от диалогов в кризис вряд ли будет, скорее, дебаты и принятие нелёгких решений в тяжёлое время.
Налоговое перевоспитание — Во-первых, будет рассматриваться перспектива повышения НДС в счёт понижения или вовсе полной отмены страховых взносов работодателей, — ожидает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»Тимур Нигматуллин.
— По сути, данное перераспределение фискальных потоков может привести к резкому и устойчивому росту экспорта, что улучшит торговый/платёжный баланс и принесёт дополнительные доходы в бюджет (снижение ставок страховых взносов сокращает издержки на рабочую силу и продукция экспортеров становится более конкурентоспособной — тем более экспортёры не платят НДС). Одновременно вырастут инвестиции населения, но ценой всего этого станет спад потребления внутри страны, так как НДС — налог на потребление. Таким образом, манёвр в целом будет позитивным с точки зрения макроэкономики, но пострадают некоторые компании, ориентированные на внутренний спрос.
Во-вторых, ожидаю начала плавной подготовки к повышению НДФЛ и одновременного введения дифференциальной шкалы.
Однако этот процесс будет растянут на 10–15 лет, так как переход к дифференциальным ставкам без отмены обязанности работодателей самим уплачивать НДФЛ в ФНС с зарплат не приведёт к росту доходов населения, поскольку компании просто уменьшат им объём выплат. Таким образом, понадобится длительный период для того, чтобы привить населению практику самостоятельной уплаты налогов.
КТО НАУЧИТ, КТО ПОДСКАЖЕТ?
— Налоговая реформа, по моему мнению, должна в первую очередь стимулировать развитие бизнеса, уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — При этом она же должна обеспечивать одновременную независимость параметров бюджета от мировых цен на углеводороды.
Для российского бизнес-климата налоговая реформа на данном этапе является скорее позитивом, так как декларируется расширение прав и экономических свобод для частных предпринимателей. Важно, чтобы эта идея не потерялась в ходе обсуждения.
Я ожидаю не абстрактного теоретизирования, а осмысленного изучения международного опыта и сравнения налоговых систем различных государств. При этом можно рассматривать наиболее экономически развитые страны в качестве эталона.
Обязательно должен учитываться опыт и развивающихся стран, продемонстрировавших мощный экономический рост или «экономическое чудо». Также необходимо изучить и слабейшие в экономическом смысле государства-аутсайдеры, чтобы понять их ошибки и не повторять их. После этого уже имеет смысл говорить о конкретных налогах и решениях.
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА
— В первую очередь это возможность для бизнеса скорректировать налоговые ставки и сборы соответственно существующим условиям, — надеется начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. — Крупные предприятия всегда имеют возможность для лоббирования своих интересов, в то же время государство заинтересовано в максимально возможном притоке средств, поэтому поиск баланса продолжается постоянно.
Налоговая система нуждается в оптимизации (в хорошем смысле слова), основной задачей станет максимизация получения налогов и сборов при полном надзоре и контроле ФНС России. Перенос налогового бремени с доходов на расходы пока не планируется, как и введение прогрессивной шкалы НДФЛ.
Для первого пункта нужно настроить систему по-новому, а для второго ФНС ещё не готова.
Нет возможности полностью проконтролировать финансовые потоки крупных предприятий и отдельных физлиц, имеющих множество каналов в стране и за её пределами (у нас ведь демократия и либеральные законы), а при усилении давления в России деньги будут выведены из страны и работать будут уже на другую экономику.
Тонкая настройка налоговой системы позволяет понемногу улучшать администрирование сбора налогов, минимизировать издержки на них, увеличить контроль и надзор за операциями в России, а также унифицировать налоговый кодекс для соответствия вызовам XXI века и этапу более скорого восстановления экономики страны в ближайшее время.
Источник: https://i-podmoskovie.ru/php/podmoskovje/articles/9965-novyj-nalogovyj-rezhim-chego-ozhidat-prostym-predprinimatelyam.html
Минфин придумал для россиян новый налог – на профессиональный доход
В России может появиться новый налог. Объясняем, за что еще с граждан хотят собирать деньги и почему платить все равно никто не будет.
Что происходит?
В России могут ввести новый налог – на профессиональный доход. Под этим термином Минфин понимает доход, который человек получает от какой-либо предпринимательской деятельности, работая без наемных сотрудников. Платить такой налог смогут как самозанятые граждане, так и индивидуальные предприниматели.
Как это устроено ?
По оценке Росстата, в России бизнесом без регистрации заняты 2,3 миллиона человек. Правительство пытается каким-то образом вывести этих граждан из тени и заставить платить налоги, но пока безуспешно.
Несмотря на объявленные еще в 2016 году налоговые каникулы, самозанятые россияне не собираются регистрироваться в качестве налоговых агентов. По состоянию на 1 февраля 2018 года это сделала всего тысяча человек.
- Цена стабильности. Правительство РФ готовится повысить налог на доходы
В январе 2018 года Минфин предложил продлить налоговые каникулы до 31 декабря 2019 года и сохранить нулевую ставка по налогам на доходы физических лиц и страховым взносам.
Что за налог хотят ввести?
Минфин выступил с налоговой новацией, которая, по логике чиновников, должна сподвигнуть россиян «выйти из сумрака» в правовое поле. Предлагается создать специальное приложение – онлайн-офис, который будет работать как касса. Через него человек будет взаимодействовать с ФНС, пишут «Ведомости».
- Что подорожает при отмене льготных цен на социально значимые товары
Россиянин сможет установить приложение на любой смартфон или планшет, пройти биометрическую идентификацию и прикрепить к нему банковскую карту или счет, с которого будет списываться налог, заменяющий собой НДФЛ. Минфин предлагает установить ставку налога в районе 3%, если услуги оказываются людям, и 6% — если компаниям
Чтобы стать плательщиком налога, не надо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но если человек уже работает через ИП, то он сможет выбрать между новым налоговым режимом и, например, упрощенной системой налогообложения. Но совмещать специальные режимы налогообложения нельзя.
По предложению Минфина, так можно задекларировать доход только до 10 миллионов рублей, но верхняя планка еще обсуждается.
В чем проблемы?
Во-первых, в России не определен сам статус самозанятого. То есть, это самый настоящий анекдот: статус есть, а слова нет. В итоге совершенно непонятно, кто вообще должен платить новый налог.
Во-вторых, неясно, как его администрировать. Минфин уже признает что проконтролировать уплату налога невозможно. Предприниматель должен сам определить, какую сумму он готов задекларировать.
Отсюда и минимальная ставка — 3%. Однако почему-то кажется, что если собираемость налога не контролировать, платить его никто не будет ни по ставке 3%, ни 0,3%.
Альтруистов в российском бизнесе не так много.
В-третьих, неясно, какой перечень оказываемых услуг будут облагаться таким налогом и что вообще такое «профессиональный доход» не с точки зрения чиновников Минфина, а закона?
Что будет дальше?
Минфин явно бежит впереди паровоза, но его можно понять. Владимир Путин поручил до 15 июля 2018 с самозанятыми разобраться и их налоговый статус закрепить.
Осталось всего два месяца, и очевидно, что выполнить требование президента в срок не удастся. Однако Минфин может честно заявить: «Вот новый налог, мы свою часть дела сделали».
Тот факт, что собрать его не с кого и некому, смущать, видимо, не должен.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.
Источник: https://www.anews.com/p/90263211-minfin-pridumal-dlya-rossiyan-novyj-nalog-na-professionalnyj-dohod/
Правительство и бизнес поспорили о новой налоговой системе :: Экономика :: РБК
Обещанная «настройка» налоговой системы не предполагает увеличения налогов, заявил министр финансов. Нагрузка на предпринимателей в России и так слишком высока — ее пора снижать, возражали представители бизнес-ассоциаций
Участники дискуссии «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?» (Фото: Максим Блинов/РИА Новости)
Дискуссия «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?» состоялась в последний день Гайдаровского форума в РАНХиГС, 14 января.
Ее модератор — председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров — первым делом пожаловался, что столь важную сессию организовали утром в субботу и заставили прийти на нее студентов.
Вначале слово дали главе Минэкономразвития Максиму Орешкину, ранее работавшему заместителем министра финансов, — Макаров поинтересовался у него, изменились ли его взгляды после прихода в другое ведомство. Они стали «шире», ответил Орешкин, добавив, что налоги важны не только для бюджета — это и инструмент экономической активности в целом.
«Мы постоянно говорим о том, что очень важна стабильность и предсказуемость. Для бизнеса важны не только ставки, которые он платит, но и понимание, как эти ставки, да и сама налоговая система будут меняться в будущем», — рассуждал он.
Затем Орешкин начал говорить про устойчивый бюджет, однако Макаров его перебил, объяснив это тем, что «исчерпал лимит вежливости» еще в пятницу, во время сессии с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Министр финансов Антон Силуанов, взявший слово следующим, в очередной раз убеждал присутствующих, что изменение налоговой системы не предполагает роста налогов.
На вопрос, как же тогда сокращать дефицит бюджета, он дал два старых рецепта: улучшение собираемости налогов и сокращение неэффективных расходов.
Угроза инерционного сценария
Нет ли ощущения, что разговоры о налоговой нагрузке превратились в дежурные фразы, спросил Макаров президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина.
Министры невнимательно читали программу «Единой России», где прописано снижение налоговой нагрузки, — без него «нам грозит только инерционный сценарий», ответил тот. Рост экономики составит не больше 2%, хотя премьер-министр Дмитрий Медведев ранее обозначил рост в 3–4%, добавил Шохин.
Стране нужен «рывок», и одна из главных возможностей для этого — «радикальное улучшение делового климата и снижение фискальной нагрузки на бизнес», считает глава РСПП.
Силуанов решил возразить: во-первых, некоторые министры и сами являются членами «Единой России», которые участвовали в разработке программных документов. Во-вторых, разговоры о необходимости снижения налоговой нагрузки «голословны».
«Вы сразу говорите, а какие расходы нам нужно будет снизить со снижением налоговой нагрузки», — предупредил он.
Силуанов заверил, что и сам является сторонником уменьшения нагрузки, хотя Макаров и упрекнул его в том, что это «звучит неискренне».
Шохин на это пояснил, что снижение нагрузки расширяет налоговую базу в будущем, и привел в пример введение плоской шкалы подоходного налога, которое увеличило доходы бюджета. Для текущего бюджета риски, впрочем, есть, признал он.
Это неправильный подход, следовало из реакции Силуанова: «А чем сейчас мы будем платить зарплаты, пенсии, чем финансировать социальные расходы?» Об описанном Шохиным подходе говорили уже не раз — так «не бывает», подчеркнул министр: у государства есть обязательства, и при снижении налогов нужно тогда отказываться и от них на период, пока доходы от налогов не вырастут.
«За пенсии и оборону надо платить»
В Казахстане налоговая нагрузка 25% ВВП, в Индии — 20%, в России — 32–33% ВВП, но есть ли там такие расходы на социальную сферу, на пенсии, на оборону, на содержание ядерных сил и разработку новых вооружений, задавался позже вопросом глава Минфина. За все это надо платить, напомнил он. «Кто будет платить? Налогоплательщики, конечно. Когда мы говорим о налогах, надо говорить и о другой стороне медали».
Снижение налогов и налоговой нагрузки не одно и то же, заявил в продолжение дискуссии Макаров.
Вопрос еще и в том, почему уровень налоговой нагрузки Минфин сравнивает с показателями стран ОЭСР (средняя по ОЭСР налоговая нагрузка на экономику — 34,4% ВВП).
«Мы всегда пытались сказать: ребята, может, сравнивать себя будем не с США и Германией, а с теми, кто нас окружает, с теми, с кем мы можем конкурировать на рынке, с тем же БРИКС?» — напомнил депутат.
Одно дело — теоретический подход, но если говорить с представителями бизнеса, они, конечно, ответят, что налоговая нагрузка высока, согласился Орешкин, и в первую очередь это касается предпринимателей, которые работают полностью легально.
Министр вспомнил об уходе бизнеса в тень (ранее он назвал этот процесс в числе основных проблем российской экономики). Нужно сосредоточиться на снижении доли неформального сектора, и тогда — даже при более низком уровне налогов — можно «довольно легко» получить тот же объем поступлений, полагает Орешкин.
Очевидно, что для тех компаний, которые платят все налоги, нагрузка в целом должна снижаться, подчеркнул он.
«Проси больше — получишь меньше»
Связь бюджетной и налоговой политики существует, но почему тогда власти готовят три различных программных документа — основные направления бюджетной политики, налоговой политики и таможенно-тарифной политики, продолжал Макаров: «Когда мы читаем эти разные документы, такое ощущение, что о разных странах речь идет в некоторых местах». Документ должен быть один, согласился Силуанов, это будет более эффективно. На вопрос, что этому мешает, Силуанов ответил, что соответствующие поправки уже внесены.
Уровень неналоговых платежей в России достиг уже таких масштабов, что разговаривать надо не о налоговой нагрузке, а о фискальной, сказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин.
В некоторых регионах количество неналоговых платежей достигает 70, отметил он, ссылаясь на подсчеты экспертов.
Любой предприниматель попросит правительство снижать налоговую нагрузку, но это объективно невозможно в ближайшие три года, рассуждал он.
«Я начинал свою трудовую деятельность в системе Госплана СССР, я знаю старое правило: проси больше, получишь меньше. Если будешь просить сохранить налоговую нагрузку, она увеличится.
Будешь требовать снижения — она как минимум сохранится», — прокомментировал Шохин.
Минфин делит на два поступающие ему запросы о дополнительном финансировании, если инициатор обращения не обосновал просьбу, заметил Силуанов.
Ведомства спорят
В нефтяной отрасли, в условиях растущей цены на нефть и заморозки добычи, «дергаться с точки зрения налоговой системы нет никакого смысла, она устойчива», заявил Максим Орешкин.
«Надо смотреть, в какую сторону идти, плавно донастраивать, чтобы обеспечить долгосрочное развитие отрасли, понимая, что текущая налоговая система серьезных угроз для кратко- и среднесрочного развития не несет», — подчеркнул глава Минэкономразвития.
Министр финансов в ответ заметил, что назрело решение менять действующую систему налогообложения нефтяной отрасли и переходить с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход).
«Назрел переход на то, чтобы отменять эти индивидуальные льготы и прекратить их предоставлять отраслевыми ведомствами, а не законодателем. Мне кажется, что вопрос об изменении налоговых режимов в нефтянке — это вопрос вчерашнего дня, нам надо срочно принимать это решение, чтобы с 2017–2018 годов вводить новый порядок налогообложения», — заявил Силуанов.
Шохин напомнил, что межведомственный спор Минфина и Минэнерго об НДД идет уже давно, а министр энергетики на совещании у премьер-министра просил включить в план действий по ускорению темпов экономического роста на 2017 год внесение закона о налоге на финансовый результат.
Как пояснил РБК источник в Минфине, ключевые разногласия по НДД у ведомства как раз с Минэнерго: между ведомствами продолжается обсуждение по размеру компенсации и выпадающим доходам бюджета. По словам собеседника РБК, в Минфине планируют, что согласованный проект закона будет рассмотрен Думой уже в весеннюю сессию.
Президент Владимир Путин, анонсируя изменения в налоговой системе в ходе послания в декабре, сообщил, что рассмотреть предложения по ее «настройке» планируется уже в 2017 году. При обсуждении может начаться «борьба интерпретаций», выразил опасения Макаров. Надо вести дискуссию сразу с депутатами, иначе она может затянуться, говорил Катырин из ТПП.
Первую версию надо обсудить в феврале 2018 года — «может быть, даже накануне президентских выборов», призвал Шохин. Наиболее лаконичен был Максим Орешкин: надо добиться «доверия» между участниками дискуссии, а само обсуждение должно быть «активно, не пассивно», сказал он.
Тема совершенствования налоговой системы уже начала обсуждаться, заверил Силуанов, в весеннюю сессию Госдумы уже должны быть сформированы основные подходы.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/14/01/2017/587a2fb69a79477bc10c544d
Что ждет нас в новом налоговом году!
В данной статье попробуем разобраться с налоговыми режимами для ООО. Какой вид налогообложения лучше выбрать, какие уплаты обязательны, что ждет налогоплательщиков 2017 году? Обо всем этом мы сегодня и поговорим.
В Налоговом кодексе РФ вы найдете всю необходимую информацию о налогах, налоговых льготах, порядке начисления и сроках уплаты. Мы же отметим основные отличительные черты каждого налогового режима. И так, мы начинаем!
На данный момент в нашей стране существует 3 основных налоговых режима для ООО:
- ОСНО (общая система налогообложения) — подходит для всех видов бизнеса. Оплата налогов проводится только в случае, если были получены реальные доходы;
- УСН (упрощенная система налогообложения) — невозможна для деятельности банков, ломбардов, нотариусов и адвокатов, страхование, добыча и реализация полезных ископаемых (более подробная информация в ст. 346.12 НК РФ). Количество работников в этом случае не сможет превышать 100 человек. Оплата налогов проводится только в случае, если были получены реальные доходы;
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход) — эта налоговая система разрешена только для розничной торговли и некоторых услуг (полный перечень можно найти в ст. 346.26 НК РФ). Штат сотрудников не более 100 человек. Облагаемый налогом доход ООО — это фиксированная сумма, рассчитанная государством.
Теперь давайте поговорим о конкретных цифрах, а именно о процентных ставках, которые мы обязаны заплатить государству. Начнем с общей системы налогообложения. Работая на ОСНО в 2017 году, вы должны быть готовы к тому, что на вас ляжет бремя досконального учета по бухгалтерии и налогам. Итак, какие налоги необходимо уплатить в 2017 году предприятию, работающему на ОСНО?
- НДС (ставка — 18%).
- Налог на прибыль (20%).
- Налог на имущество (ставка зависит от региона, но не может превышать 2,2%).
- Налог на доходы физических лиц (13%).
Выбирая упрощенную систему, налогоплательщик вправе выбрать ставку: 6% — только с доходов. Расходы в этом случае не участвуют в расчете. 15% — с прибыли, т. е. с разницы между выручкой и расходами. При этом в расчет принимаются только те доходы и те расходы, которые оплачены, а не начислены.
Стоит отметить, что доходы определяются для упрощенного режима в том же порядке, что и для целей налога на прибыль. А вот расходы представлены закрытым перечнем и своим порядком признания. Налог считается нарастающим итогом каждый квартал и платится как аванс.
Сдается отчет только один раз — по результатам года и до 30 апреля (включительно).
Система ЕНВД. Этот налоговый режим не зависит от вырученных доходов. Даже наличие расходов тоже не имеет значения. Однако физические показатели (площадь, количество работников, и т. д.
) очень важны: с их учетом происходит начисление вмененного дохода, который корректируется дополнительно на специальные коэффициенты, и самого налога. Декларация сдается ежеквартально. Ставка по налогу — 15%.
Уплата налога и сдача отчета — до 25 числа месяца, идущего после отчетного квартала.
На что стоит обратить внимание при выборе налогового режима, дадим вам пару практических советов.
Необходимо учесть наличие ограничений по видам деятельности и правовой форме компании.
Нужно обязательно проследить ограничения по объему выручки. В частности, если компания не планирует получать доход свыше 60 миллионов рублей, скорректированных на множество коэффициентов, то она может спокойно применять упрощенный режим. А вот система ЕНВД не зависит от уровня дохода.
Следует обратить внимание на наличие физических ограничений в виде численности сотрудников, занимаемой площади, и т. д.
В частности, упрощенная система может применяться при условии, что численность персонала фирмы не превышает 100 сотрудников.
А если, например, фирма занимается оказанием бытовых услуг и планирует применять ЕНВД, то на каждого сотрудника ей придется начислять базовую доходность для расчета налога. И получается, что иметь большой штат при ЕНВД невыгодно;
Стоит подсчитать величину расходов. Если она невелика, то можно взять упрощенный режим «Доходы», где расходы не играют никакой роли. Но если расходы большие, то стоит отдать предпочтение в рамках этого же упрощенного режима объекту «Доходы — расходы».
Чтобы сделать свой выбор правильно, нужно взять предполагаемую величину доходов и для начала умножить ее на 6%, а потом эту же сумму доходов уменьшить на планируемые расходы и разницу умножить на 15%. И сравнить между собой полученные цифры налогов.
Та, что будет меньше, — и есть правильный выбор!
Вывод: если компания только выходит на рынок, оптимальным будет УСНО или ЕНВД: налоги меньше, документации тоже меньше!
Удачи Вам и Вашему бизнесу!
Источник: https://red220.ru/news/konkurs-na-luchshij-skvorechnik/
Какие существуют режимы налогообложения? Как выбрать режим налогообложения? :
Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?
Общий режим уплаты налогов
Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения.
Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество.
Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.
Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.
Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения
Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:
- акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
- предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами;
- водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
- налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.
Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:
- транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
- налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.
Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.
Упрощенный режим
Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.
Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек.
Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей.
В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.
Не могут работать по УСН:
- банки;
- страховые организации;
- инвестфонды;
- НПФ;
- трейдинговые фирмы;
- ломбарды;
- компании, имеющие представительства либо филиалы;
- бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
- организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
- игорные бизнесы;
- адвокаты, нотариусы;
- фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
- юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.
Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:
- перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
- налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.
Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.
Как перейти на УСН
Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.
Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.
Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.
Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.
Преимущества УСН для ИП
Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:
- процентных доходов по банковским депозитам;
- экономии по кредитным ставкам;
- дивидендов;
- налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).
ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.
ЕНВД
Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:
- оказание бытовых услуг гражданам;
- предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
- оказание транспортных услуг;
- предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
- общепит;
- розничная торговля;
- предоставление платных мест на автостоянках.
Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:
- фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
- ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
- фирмы, в которых работает более 100 человек;
- компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
- так называемые крупнейшие налогоплательщики.
Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.
Преимущества ЕНВД
Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.
Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН.
Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц.
Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.
Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.
В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.
Енвд – добровольный или обязательный?
Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.
ЕСХН
Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах.
Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН.
Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:
- налога на прибыль;
- НДС;
- налога на имущество.
Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.
Патентная система
Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?
Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности.
Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами.
Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.
Налоговый период в рамках рассматриваемой схемы расчетов с государством – календарный год либо промежуток времени, в котором действует патент. Налоговая ставка по патентной системе составляет 6%. Фактическая величина платежа исчисляется также с учетом налоговой базы, которая определяется в соответствии с критериями, установленными в статье 346.51 НК РФ.
Если действие патента меньше года, то налог исчисляется пропорционально отношению количества месяцев предпринимательской деятельности к 12 месяцам полного периода. Человек, пользующийся рассматриваемой системой налогообложения, вправе нанимать на работу других граждан, но штат компании не должен быть более 15 человек.
Патентная схема расчетов с государством дает право предпринимателю не платить:
- НДФЛ;
- налог на имущество физлиц (которое используется в бизнесе);
- НДС.
Если человек работает также и по иным системам исчисления сборов — выше мы отметили, что наряду с патентной могут задействоваться любые другие режимы налогообложения — то обязательства, установленные законодательством РФ для таких схем, должны выполняться.
Можно отметить, что с 2013 года по патентной системе можно работать в таких сферах как: розничная торговля (если площадь зала составляет не более 50 кв. м по каждому объекту) и общепит (аналогично, если площадь каждого помещения не превышает 50 кв.
м), то есть в тех сегментах, которые могут также попадать и под ЕНВД.
Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные перечни предпринимательских активностей, которые относятся к бытовым услугам, и по которым бизнесы могут работать в рамках патентной системы.
Как выбрать оптимальную схему налогообложения
Итак, мы рассмотрели основные режимы налогообложения, что предусмотрены законодательством РФ. Как определиться с выбором оптимального?
При решении данной задачи рекомендуется обращать внимание на следующие критерии:
- соотношение выручки и расходов;
- интенсивность получения доходов;
- ожидаемые перспективы роста бизнеса.
Разумеется, те или иные режимы налогообложения организаций в силу законодательных требований могут не иметь альтернативы.
Например, в случае, если на предприятии сформирован большой штат сотрудников, то работать оно будет только в рамках тех режимов, которые могут быть применены при соответствующем количестве наемных работников.
Аналогично – по критериям выручки, остаточных средств и т. д. Рассмотрим указанные выше пункты, которые, к слову, не связаны с возможными законодательными ограничениями, подробнее.
Выбор системы налогообложения: соотношение выручки и расходов
Первый критерий, который может иметь значение при выборе оптимальной схемы налогообложения, – соотношение выручки компании и расходов. Проще говоря, уровень рентабельности бизнеса.
Есть сферы предпринимательских активностей, для которых характерны очень большие обороты, однако рентабельность соответствующих сегментов невысока – в пределах нескольких процентов.
Это может быть сегмент строительства, розничная торговля, общепит.
Организациям, функционирующим в соответствующих сегментах, будет выгоднее всего платить налог с разницы между доходами и расходами либо некий фиксированный сбор, не зависящий от размера выручки. В первом случае для фирмы оптимально выбрать УСН со ставкой 15%, начисляемой на прибыль, во втором сценарии лучше всего работать по ЕНВД.
В свою очередь, во многих сегментах бизнеса выручка может быть не так велика, но высока рентабельность, исчисляемая в десятках процентов. В этом случае оптимальные режимы налогообложения – те, которые предполагают уплату небольшого сбора, исчисляемого на базе выручки организации. Вероятнее всего, это будут УСН и ЕСХН.
Интенсивность получения доходов
Другой значимый критерий, который могут брать на рассмотрение предприниматели при выборе оптимальной системы налогообложения, – интенсивность получения выручки. Бывают сферы бизнеса, в которых доходы могут быть большими, но нестабильными.
В этом случае лучше всего работать по схеме, которая предполагает исчисление сборов с фактических поступлений на счет предприятия. Оптимальные режимы налогообложения доходов в этом случае – УСН либо ОСН (если масштабы бизнеса не позволяют задействовать первый режим).
В свою очередь, если интенсивность выручки более или менее равномерна, то предприятию, возможно, будет выгоднее работать, выплачивая фиксированные сборы в казну. В данном случае – это ЕНВД.
Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса
Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством.
Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично.
Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.
Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД).
Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой.
Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.
Резюме
Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.
Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры.
Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей.
В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.
Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-kakie-sushhestvuyut-rezhimy-nalogooblozheniya.html