Повторная выездная проверка по уточненке «к уменьшению»: проверят не все — все о налогах

Повторная выездная налоговая проверка

Инспекторы вправе прийти к вам с повторной выездной проверкой в двух случаях: если компания представит уточненку к уменьшению, либо если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею ревизии. Но можно ли этого избежать?

Используйте пошаговые руководства:

Трудно не согласиться, что выездная налоговая проверка – это самое неприятное контрольное мероприятие, которое может ожидать организацию. Отмучившись, руководство компании считает, что камералка закрывает проверенный период навсегда. Даже при наличии дальнейших внесудебных и судебных споров. Так ли это на самом деле? Нет.

Сразу оговоримся: провести повторную камеральную проверку инспекция не вправе. Об этом прямо сказано в статье 88 НК РФ, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.09.08 № А66-594/2008). Но если компания подаст уточненку (например, по НДС), то налоговики могут проверить этот же налоговый период в рамках новой ревизии.

Итак, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в  двух случаях:

  1. Если компания представит уточненку к уменьшению.
  2. Если вышестоящий орган решит проконтролировать нижестоящую инспекцию и проанализировать качество проведенной ею проверки (абз. 5, 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Давайте поговорим о том, какие риски возникают в ходе подобного контроля и как их избежать.

Как проводится повторная выездная налоговая проверка, если компания подала уточненку к уменьшению

Как мы уже говорили, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, если компания подала уточненную декларацию к уменьшению. Инспекторы проверяют период, за который представлена уточненка.

Порядок проведения проверки

Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки принимает инспекция, проводившая предыдущую ревизию.

Если по итогам второй проверки будут выявлены нарушения, которые не были обнаружены ранее, то оштрафовать компанию за вновь выявленные ошибки инспекторы не вправе.

Исключение составляют случаи, когда невыявление нарушений в ходе первичной проверки было результатом сговора между компанией и проверяющими (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Количество повторных выездных налоговых проверок неограниченно, поскольку при назначении повторной проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК РФ, не действуют.

Если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором отражена сумма налога к уменьшению, то фискалы не вправе провести повторную проверку, поскольку основанием для ее проведения является подача уточненной декларации (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При подаче уточненки за период, который уже подвергся проверке, компании стоит взвесить все за и против такого шага, особенно если сумма налога к уменьшению весьма существенна.

Из-за незначительных сумм налоговики вряд ли станут проводить повторную выездную налоговую проверку, поскольку размер доначислений будет несопоставим с трудозатратами инспекторов. Но довольно сложно будет объяснить значительное уменьшение налоговых обязательств, которое произошло в результате изменения условий сделок.

Это может случиться из-за резкого увеличения расходов по сделке задним числом. Корректировка выручки в сторону уменьшения может произойти из-за снижения цены.

Период, который охватывает ревизия

В рамках повторной выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

К примеру, если компания в 2016 году подаст уточненку за 2012 год, то инспекторы не смогут провести повторную проверку.

При этом компания не сможет вернуть или зачесть налог по такой уточненке, поскольку заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога (подробнее, как вернуть переплату по налогам >>

Источник: https://fd.ru/articles/158140-qqq-16-m9-06-09-2016-kak-zastrahovatsya-ot-povtornoy-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Уточненка по ндс к уменьшению

Уточненная декларация по НДСв обязательном порядке подается при выявлении ошибок, приведших к занижению налога или завышению его суммы, начисленной к возмещению. Подача уточненной декларации по НДС в иных случаях является правом налогоплательщика, а не его обязанностью.

Зачем нужна уточненка по НДС

Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа.

При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС.

в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.

У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС. уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п.

3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС. при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.

Если корректировочная декларация по НДС подается спустя 2 года после завершения отчетного периода с целью внесений исправлений, то в соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговая может затребовать у налогоплательщика не только пояснения по уточненной декларации НДС. но и первичные документы и аналитические регистры.

Подробнее об аналитических регистрах читайте в статье«Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике» .

Подача уточненной декларации по НДС. как правило, влечет за собой истребование пояснений. С 2017 года такие пояснения ИФНС принимает только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Поэтому установленный электронный формат такого представления может служить также и образцом для пояснения к уточненной декларации по НДС.

составленного в добровольном порядке и поданного по инициативе налогоплательщика одновременно с уточненной декларацией.

О том, к каким последствиям может привести подача пояснений не в электронном виде, читайте в материале«Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Как заполняется уточненная декларация

Как исправить декларацию по НДС ? Как сделать корректировочную декларацию по НДС. Если возникает вопрос, как сделать декларацию по НДС. уточняющую значения уже ранее поданной, то ответ прост: надо составить новую декларацию с правильными суммами.

Как заполнить уточненную декларацию по НДС. Нужно внести в нее все значения полностью, а не отобразить лишь разницу между ошибочно поданными и правильными.

Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Что касается налоговых агентов, то в уточненке они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки ), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле. Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненки за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Еще один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС. — указание в ней признака актуальности в разделах 8 и 9. Код актуальности в уточненной декларации по НДС имеет 2 значения (пп. 46, 48 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@):

  • 0 — если в исходном варианте декларации разделы 8, 9 не заполнялись или в них вносятся изменения;
  • 1 — если эти разделы не требуют корректировки данных.

Источник: https://buhnalogy.ru/utochnenka-po-nds-k-umensheniyu.html

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Читайте также:  Как отдыхаем в новогодние праздники в 2017 году? - все о налогах

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки

Одной из многочисленных обязанностей налоговых органов является осуществление ими контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также ведение учета в установленном порядке учет организаций и физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также налоговых проверок. Проверки могут быть камеральные и выездные (ст. ст. 88, 89 НК РФ). Выездные в свою очередь подразделяется на первичные и повторные. Необходимость в проведении повторной налоговой проверке может возникнуть в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку, или в связи с ликвидацией или реорганизаций налогоплательщика, но нас в данной статье интересует случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Вначале напомним, что повторная выездная проверка может проводиться независимо от времени предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период

 При ее осуществлении такие ограничения как:

— запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;

— запрет на проведение более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

— запрет на проведение выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг — не действуют.

Еще одной особенностью проведения повторной проверки является, то, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки будет выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, налоговые санкции применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п.10 ст. 89 НК РФ).

Моментом, вызывающим спорные вопросы является определение периода, за который проводится проверка. Дело в том, что по общему правилу, указанному в абзаце 6 п. 10 ст.

89 НК РФ, при проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

По мнению налогоплательщиков, налоговый орган не вправе проверять период, который находится за пределами трех лет, поскольку об этом прямо говорится в п.10 ст. 89 НК РФ.

По мнению же налогового органа, напротив, проверяемый, в ходе указанной повторной выездной налоговой проверки период, может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки.

Читайте также:  Личная карточка учета выдачи сиз - бланк заполнения 2017-2018 - все о налогах

Поскольку НК РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации с указанием суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного, количество таких деклараций, период, за который декларация может быть подана, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в этой связи (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 апреля 2013г. N 03-02-07/1/13473).

Поддерживают данную точку зрения и суды. 

Так, при назначении повторной выездной проверки, один из налогоплательщиков (компания) посчитал, что проверяющий орган, выходя за установленный трехлетний срок, злоупотребляет своим правом на назначение и проведение проверки.

Сложность данного дела состояла в том, что Общество подало уточненные налоговые декларации за 2009 год (годом проведения налоговой проверки) в 2011 году, после того как проверка уже была окончена.

Решение о назначении повторной проверки было вынесено в 2012 году спустя год, после подачи уточненных деклараций, а вручено спустя два месяца после вынесения, то есть в 2013 году.            

Юристы компании посчитали, что решение о назначении повторной проверки необходимо признать недействительным, поскольку в данном случае проверка может проводиться начиная с 2010 года, а никак не с 2009 года, так как вручение налогоплательщику решения о проведении повторной выездной налоговой проверки должно быть произведено в календарном году его вынесения. Таким образом, в случае вручения решения о проведении проверки в 2013 году, инспекция теряет право на проведение проверки за 2009 год в связи с пропуском императивно установленного срока на ее проведение.

Однако налоговая инспекция решила, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган не связан трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки.

Иное толкование положений статьи 89 НК РФ, как указывает налоговый орган, означает наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания трехлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). В ином случае, исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация, что недопустимо.

В результате судебного разбирательства суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требования налогоплательщика.

Основанием послужило содержание абзаца 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривающего проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган.

Сразу скажем, что налогоплательщик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, которую суд оставил без удовлетворения

Правильность принятия решения первой и апелляционной инстанций подтвердил в своем Определении Верховный Суд РФ, поставив точку в споре.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения о назначении повторной выездной проверки за пределами трехлетнего срока, указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки — 29.12.2012, в связи с чем спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой.

Следует обратить внимание на то, что предметом повторной проверки, назначенной из-за представления вышеуказанной уточненной декларации, являются только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога.

При этом в ходе такой проверки не могут быть повторно исследованы данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2010 г.

N 8163/09 Налоговый орган, определив размер налоговой обязанности общества по результатам первоначальной проверки с учетом скорректированных показателей уточненной декларации, был вправе в последующем назначить проведение повторной проверки уточненных сведений).

Примечание: с хронологией рассмотренного спора можно ознакомиться по следующим документам:

— Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2014 года по делу № А40-54040/2013

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N 09АП-21821/14 (ключевые темы: выездная налоговая проверка — уточненная налоговая декларация — порядок проведения проверок — подакцизные товары — табачные изделия);

— Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2015 г. N 305-КГ15-606 (ключевые темы: уточненная налоговая декларация — выездная налоговая проверка — экономические споры — акцизы — проверка).

Источник: https://rosco.su/press/utochnennaya_deklaratsiya_kak_povod_dlya_naznacheniya_povtornoy_vyezdnoy_proverki/

Повторная налоговая проверка

Мадрих — Юридическая компания

Содержание статьи

Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) охватывает налоги и сроки, уже бывшие объектами внимания ФНС в ходе предыдущих выездных проверок.

Основания повторной проверки:

  • если организация представит уточненную декларацию к уменьшению;
  • после того как вышестоящий орган ФНС проконтролирует нижестоящую инспекцию и проанализирует качество проведенной ею налоговой проверки (абз. 5 и 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Какие же риски появляются в случае ПВНП и как их избежать?

Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ налоговая служба не может проводить 2 и более выездных проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Нельзя также выполнять у налогоплательщика чаще 2 раз в течение календарного года выездные проверки. Однако данные ограничения при назначении ПВНП считаются недействительными (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

ПВНП охватывает период, который не превышает 3 календарных лет перед годом принятия документа о назначении повторной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, если фирма в 2017 году подаст уточненную декларацию за 2013 год, то налоговая не вправе будет выполнять в ней повторную проверку.

Причем такая компания не может возвратить либо зачесть налог по «уточненке», так как заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога надо подать в течение 3 лет с момента уплаты.

Однако контролирующие ведомства считают, что налоговая вправе еще раз проверить период, который указан в «уточненке», даже если он превышает 3 года. В определении ВС РФ от 5.03.2015 г.

№ 305-КГ15-606 указано, что НК РФ предусматривает подачу «уточненки» за время, которое находится за пределами 3 лет.

А повторная проверка этих увеличенных периодов соответствует принципам налогового урегулирования и не влияет на публичные и частные интересы.

Предмет контроля

При повторной налоговой проверке вышестоящим налоговым органом последний вправе вновь и в полной мере проверить работу налогоплательщика за тот срок, который уже являлся предметом контроля.

Учитывая повторное изучение тех же документов, исследования тех же обстоятельств, вероятна и переоценка выводов, сделанных инспекторами, которые выполняли первичную проверку и принимали решения (п.

5 Постановления КС от 17.03.2009 г. № 5-П).

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на порядок ее проведения и составление результатов.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. Ведь в результате ПВНП налоговики обнаруживают правонарушения, которые не выявлялись ранее. Тогда они могут определить размер недоимки, которая возникает из-за нарушений, и начислить на нее пени.

Но выписать штрафы за вновь выявленные правонарушения налоговая служба не может. За исключением случаев, когда в ходе ПВНП инспекторы обнаружат, что результаты предыдущей проверки были сфальсифицированы по сговору предприятия с проверяющими.

Тогда организации предъявят не только пени и недоимку, но и штрафные санкции (абз. 7 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Заключение

Не соглашайтесь сразу с доначислениями, санкциями и пенями, которые выставлены вам по итогам первичной выездной проверки, надеясь, что заплатить их вам выгодно для собственного спокойствия! Это станет для налоговой сигналом того, что у вас не совсем все чисто, и в будущем вы можете ожидать не только ПВНП, но и увеличенных доначислений. Лучше потратьте деньги на услуги опытных юристов, чтобы оспорить решение первоначальной проверки! Чтобы в ходе повторной проверки возможности инспекторов были ограничены судебным решением.

Для того чтобы избежать повторной проверки из-за подачи «уточненки», помните, что недочеты (искажения) при расчете налоговой базы, которые привели к излишней выплате некоторых налогов (например, налога на прибыль, налога при УСНО), вы можете исправить в периоде их выявления.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Источник: https://madrih.ru/article/povtornaya-nalogovaya-proverka/

Повторные налоговые проверки

Строительные компании стабильно занимают верхние строчки в рейтингах крупнейших налоговых претензий.

Так, по Санкт-Петербургу в 2016 году возглавила рейтинг компания, которой доначислили налоги, пени и штрафы на 1,76 млрд руб.

Строители в основном попадаются на фирмах-однодневках – велик соблазн завысить стоимость работ. К чему могут привести повторные проверки? Приведем свежую арбитражку и разъяснения чиновников.

Ваша уточненка может привести в компанию повторную проверку

Когда налоговики могут провести повторную выездную проверку?

ФНС России в пункте 3.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок разъяснила следующее.

Независимо от того, когда налоговики проводили предыдущие выездные проверки, по тем же налогам и за тот же период повторно проверить компанию могут:

  1. вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку;
  2. инспекция, которая раньше проводила проверку, – если компания подаст уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше, чем было указано прежде.

Причем большая сумма, доначисленная по первой проверке, не застрахует компанию от повторной проверки.

Налоговики вправе провести повторную проверку, если в уточненной декларации компания не только уменьшила налог к уплате, но и увеличила сумму убытка (постановление Президиума ВАС от 16 марта 2010 г. № 8163/09, п. 1 письма ФНС от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613).

Если после подачи уточненки с уменьшением налоговая выезжает повторно, полная проверка компании не грозит. Инспекция должна рассмотреть лишь те данные, из-за которых вы снизили сумму налога.

Повторно проверять сведения, которые не влияют на уменьшение налога, а также те, которые компания не меняла, нельзя (письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979).

Проверять вас еще раз инспекторы вправе не по всем периодам

Ревизоры могут проверить только тот период, за который компания подала уточненную декларацию.

Читайте также:  Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку - все о налогах

Скажем, первая проверка была за 2013–2015 годы, проверяли налог на прибыль и НДС. В 2016 году компания подала уточненку по НДС за IV квартал 2015 года, в которой заявила дополнительный вычет. Проверить повторно инспекторы могут только НДС за IV квартал 2015 года и только этот новый вычет.

Важно знать о такой тонкости.

Инспекция вправе проверить период, указанный в уточненной декларации, даже если он превышает три года до даты решения о проведении повторной проверки. Почему – см. в таблице.

Таблица. Особенности повторной проверки

Чем повторная проверка отличается от первоначальнойГде написано
При обычной выездной ревизии проверяют три года. При повторной могут проверить период, который превышает три года, предшествующие году первой проверки. Ведь если компания уменьшает налог к уплате, то инспекторы смотрят период, за который компания представила уточненку. А ее можно сдать за любой период без ограничения Письма:– ФНС от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693 (разд. «Проведение налоговых проверок»);– Минфина от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13473
Для первичных выездных проверок установлены такие ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ). Налоговики не вправе проводить: – две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период; – в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.Для повторных выездных проверок эти ограничения не действуют Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ

Некоторые компании полагают, что если сдать уточненки в последние дни трехлетнего срока, то они не подпадут под повторную проверку. Это заблуждение.

А вот если при повторной проверке инспекторы найдут новые нарушения, которые не заметили раньше, оштрафовать за них компанию они не смогут. Так как скорее всего трехлетний срок давности уже пройдет (ст. 113 НК РФ).

Исключение – когда между компанией и проверяющими был сговор (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Но в любом случае недоимку и пени заплатить придется.

А если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором указала сумму налога к уменьшению?

В этом случае фискалы не вправе провести повторную проверку. Основанием для нее может служить только уточненная декларация, но не авансовый расчет (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Иногда вы можете отменить доначисления по повторной проверке

Инспекторы должны проверять только те данные, которые вызвали снижение суммы налога, а не любые сведения.

Число обжалований результатов повторных проверок возросло после постановления КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П. В нем судьи пришли к выводу, что если компания оспорила в суде результаты первоначальной проверки, то вышестоящий налоговый орган изменить результаты судебного решения при повторной контрольной проверке не может.

Но доказать, что налоговики превышают полномочия на основании решения о повторной проверке, невозможно. Поэтому обжаловать лучше не решение о назначении проверки, а решение по ее результатам – если инспекторы нарушат правила.

Вы вправе уточнить сведения за любой период. И не принять у вас уточненную декларацию налоговики не могут. Но если вы уменьшаете налог к уплате за пределами трех лет, переплату вам не вернут. Инспекция только зарегистрирует декларацию – без отражения суммы начисленного налога.

Источник: https://www.stroychet.ru/article/76836-chto-nalogoviki-popytayutsya-nayti-u-vas-na-povtornoy-proverke

Налоговые проверки и период проверки

За какой период налоговая может проверить организацию: по НДФЛ, по налогу уплачиваемому в связи с применением УСН (доход-расход)? И за какой период ПФР и ФСС ?

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный.

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки.

В рамках выездной налоговой проверки налоговая инспекция вправе проконтролировать и текущий год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки.

Аналогичное правило применяется при определении периода камеральной и выездной проверки органами ПФР и ФСС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Какой период может быть охвачен налоговой проверкой

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)

Да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как проводит проверки Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят: – пенсионные взносы;

– взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются.

Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2014 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев.

Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).*

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

3. Рекомендация: Как проводит проверки ФСС России

Виды проверок и их периоды

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит выездные и камеральные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются.

Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2014 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев.

Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Источник: https://www.26-2.ru/qa/115409-nalogovye-proverki-i-period-proverki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]