При подготовке учетной политики скоро будем обращаться к мсфо — все о налогах

Первый шаг — учетная политика по мсфо. тонкости, трудности и подробности

При первом применении МСФО очень важно грамотно составить учетную политику. От того, насколько хорошо продумана система учета в компании, будут зависеть итоговые показатели финансовой отчетности.

Если же учет в организации ведут по российским стандартам и затем трансформируют полученные данные в международный формат, необходимо четко разграничить принципы отражения в отчетности активов и обязательств по правилам обеих систем.

В соответствии с МСФО «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» (далее – МСФО 8), учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (далее – ПБУ 1/98) трактует данное понятие иначе.

С точки зрения российского стандарта это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Напомним их: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

При этом к способам ведения бухгалтерского учета относят методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и другие.

Как видно из приведенных определений, международные стандарты делают акцент на достоверности финансовой отчетности, в то время как РСБУ в большей степени регламентируют порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций.

Нужно обратить внимание на то, что в МСФО термин «учетная политика» обычно употребляют во множественном числе. Связано это с тем, что в «международном» определении учетной политики отсутствует слово «совокупность».

Например, принципы, в соответствии с которыми необходимо учитывать нематериальные активы, изложены в отдельной учетной политике.

В то же время, в соответствии с российскими стандартами это часть общей учетной политики организации. Таким образом, совокупность учетных политик по МСФО составляет единую учетную политику компании согласно ПБУ 1/98.

Естественно, это утверждение справедливо, если не учитывать различия в требованиях двух систем к конкретному содержанию учетной политики. От документов никуда не деться. В  первую очередь выясним, как нужно оформлять процедуры учета и подготовки отчетности, то есть учетную политику.

Согласно нормам ПБУ 1/98, учетную политику организации следует оформлять соответствующим организационно-распорядительным документом, например приказом.

Международные стандарты дают компаниям право выбора: информацию, которую содержит учетная политика, можно раскрывать либо в примечаниях к отчетности, либо в качестве ее отдельного компонента.

При этом утверждать учетную политику как отдельный нормативный документ не обязательно. Фирмы, которые ведут учет по МСФО, могут не выбирать один из этих вариантов, а использовать оба.

Так, для подготовки отчетности имеет смысл утвердить учетную политику как отдельный документ. Он будет основным руководством для сотрудников компании, которые составляют отчетность.

Для полноценного представления информации целесообразно раскрывать нужные сведения в постатейных комментариях.

В таком виде внешним пользователям будет удобно воспринимать учетные данные. Затем обычно утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы «первички» и документов внутренней бухгалтерской отчетности.

Не стоит забывать о правилах документооборота и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Их также необходимо разработать и утвердить. Такое требование содержат российские стандарты учета.

Сложнее всего определиться с рабочим планом счетов. В РСБУ это нормативный документ. Фирмы могут лишь вводить дополнительные счета и субсчета. В МСФО же никакого единого плана счетов не существует.

Более того, международные стандарты вообще не требуют, чтобы фирма его имела. Понятно, что вести бухгалтерский учет по принципу двойной записи без плана счетов не получится. Поэтому разработать его все-таки придется.

   МСФО предоставляют компаниям возможность составить такой план счетов, который будет максимально соответствовать специфике их деятельности.

Что касается остальных документов (или приложений к учетной политике), то международные стандарты также не требуют их составлять. Но, как и в ситуации с планом счетов, любая более или менее крупная компания разрабатывает такие или аналогичные по содержанию бумаги.

Ведь их отсутствие значительно усложняет не только ведение учета и составление отчетности, но и работу компании в целом.

МСФО прямо не предписывают разрабатывать эти документы, так как они относятся не столько к области финансовой отчетности, сколько к системе внутреннего контроля фирмы.

О чем расскажет учетная политика? Итак, основная информация, которую содержит учетная политика, – это описание принципов ведения учета в организации. Им необходимо следовать, чтобы составить финансовую отчетность.

Но каково конкретное содержание этих принципов?

Прежде всего речь идет о выборе одного из возможных методов учета, которые предусмотрены МСФО. Методы могут быть равноправными. Но существуют и альтернативные – основной и допустимый. Кроме того, нужно иметь в виду, что МСФО дают очень общие определения некоторым принципам.

Например, информацию о группах основных средств международные стандарты требуют раскрывать в примечаниях. Однако никакой конкретной классификации ОС они не содержат. С методами начисления амортизации ситуация аналогичная.

МСФО приводят лишь их примеры и устанавливают, что выбранный метод должен отражать схему потребления экономических выгод, приносимых компании данным активом.

Если операции не регламентированы   МСФО содержат достаточно полное и подробное руководство по отражению в отчетности хозяйственных операций. Учитывают стандарты и специфику некоторых отраслей. Несмотря на это, на практике могут возникать ситуации, которые МСФО не регламентируют.

В таком случае отражать операции в учете следует исходя из логики профессионального суждения. Получаемая в результате информация должна отвечать двум критериям: соответствие потребностям пользователей; надежность.

Под надежностью подразумевают качественные характеристики, такие как правдивое представление, отражение экономической сущности операции, нейтральность (отсутствие предвзятости) и другие.

Вырабатывать профессиональное суждение нужно на основе положений МСФО по схожим вопросам. Если ничего похожего на конкретную операцию стандарты не содержат, необходимо обратиться к Принципам подготовки финансовой отчетности.

В этом документе изложены критерии учета и способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, которые и следует использовать. В крайнем случае можно не ограничиваться правилами, которые разработал Совет по МСФО. Нужно изучить последние документы, которые выпустили другие организации, разрабатывающие стандарты.

Разумеется, можно использовать сторонние стандарты только со сходной концептуальной основой.

Обратите внимание: положения, которые планируется взять из этих источников, не должны противоречить МСФО. Кроме того, необходимо, чтобы они полностью соответствовали двум вышеуказанным критериям.

Учетную политику можно менять Согласно МСФО, фирма может изменить свою учетную политику в двух случаях: если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий; по собственному желанию.

При этом самостоятельно менять учетную политику можно только для того, чтобы повысить корректность и надежность отчетных данных. Требования достаточно жесткие, поскольку применять учетную политику нужно последовательно.

В дальнейшем это позволит сопоставить финансовую информацию за различные периоды. В итоге отчетность станет более легкой для восприятия различными группами пользователей. Если фирма решила изменить учетную политику, необходимо пересчитать показатели прошлых периодов, которые вошли в текущую отчетность.

Например, учетная политика компании поменялась в 2006 году. Значит, необходимо заново рассчитать данные за 2005–й или более ранние годы, которые входят в текущую отчетность. Такой пересчет называют ретроспективным. Это общее правило, согласно которому следует менять «международную» учетную политику.

При ретроспективном пересчете корректируют вступительное сальдо по счету нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленных в отчетности периодов. Однако это общее правило. Из него существуют исключения.

Во-первых, если решено в дальнейшем переоценивать основные средства или нематериальные активы по справедливой, а не исторической стоимости, такое изменение учитывают как переоценку.

Во-вторых, если необходимо «поправить» учетную политику из-за принятия нового или изменения старого стандарта, компания обязана следовать так называемым специальным переходным положениям.

Они представляют собой подробное руководство о том, как следует учитывать изменения, которые были внесены в какой-либо стандарт. И в-третьих, не нужно производить ретроспективный пересчет, если не получается выяснить, как повлияло изменение учетной политики на конкретный период или на всю отчетность.

В данном случае фирма обязана применить новую учетную политику с начала самого раннего периода, для которого ретроспективный пересчет возможен. Это может быть и текущий период.

«Международная» учетная политика – из «российской» Один из принципов формирования учетной политики в соответствии с МСФО таков. Затраты на подготовку финансовой отчетности должны соответствовать выгодам, которые она дает.

Поскольку отчетность по МСФО нередко получают из российской с помощью трансформации, согласно этому принципу будет полезным максимально сблизить «международную» учетную политику с «отечественной».

Например, ничто не мешает прописать в учетной политике по МСФО, что основные средства стоимостью меньше 20 000 рублей списываются на расходы сразу после покупки. В результате затраты на трансформацию отчетности должны сократиться. Значит, требования международных стандартов будут соблюдены.

В свою очередь, если правила учета некоторых операций сильно отличаются, необходимо воспользоваться тем вариантом, который сведет  трудозатраты  на трансформацию отчетности к минимуму. Таким образом, составляя учетную политику по МСФО, вполне можно взять за основу «российский» вариант этого документа.

Положения, которые не противоречат международным стандартам, нужно оставить без изменений. А принципы учета, которые не соответствуют МСФО или отсутствуют, придется скорректировать или добавить. Выбор невелик В настоящее время из двух возможных методов учета по МСФО – основного и допустимого – можно применять только один.

Например, проценты по всем займам можно либо относить на расходы отчетного периода, либо частично капитализировать их в части стоимости  внеоборотных активов (основной и допустимый  альтернативные методы).

А расходы в Отчете о прибылях и убытках можно группировать по функциональному методу, то есть исходя из экономической сущности затрат, или по методу характера затрат (равноправные методы).

Источник: https://alenvik.ru/pervyj-shag-uchetnaya-politika-po-msfo-tonkosti-trudnosti-i-podrobnosti/

Учетная политика при переходе на МСФО

26.12.2016Автор: Виктория Языкова, руководитель практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит», КСК групп

Основополагающим документом, в котором установлены общие принципы формирования отчетности по МСФО, является «Концепция подготовки и представления финансовой отчетности» (принята Советом по МСФО (IASB) в 2001 году (далее — Концепция)).

И хотя в сентябре 2010 года Совет по МСФО (IASB) заменил ее на «Концептуальные основы финансовой отчетности», она продолжает оставаться актуальной, определяет методологическую основу бухгалтерского учета и используется для понимания принципов формирования отчетности как предприятиями малого и среднего бизнеса, так и крупными компаниями, чьи акции или долговые обязательства торгуются на региональных или международных рынках капитала.

Концепция выдвигает следующие требования к качественным характеристикам отчетности:

  • понятность;
  • уместность;
  • существенность;
  • надежность;
  • приоритет содержания перед формой;
  • осмотрительность;
  • полнота;
  • сопоставимость;
  • своевременность;
  • баланс между выгодами и затратами.

Помимо принципов и перечисленных выше требований, Концепция содержит определение экономических категорий, описание разделов отчетности (активы, обязательства, доходы, расходы и т.д.), порядок признания и оценки элементов отчетности, а также порядок ее представления.

Составление учетной политики и нюансы перехода на МСФО

Согласно требованию сопоставимости отчетность должна давать пользователю объективную информацию за несколько периодов деятельности.

Таким образом, при переходе на МСФО начиная, например, с отчетности за 2016 год компании следует привести в соответствие с МСФО и данные за 2015 и 2014 годы, то есть подготовить отчетность по МСФО за три последовательных периода (МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (далее — МСФО (IFRS) 1)).

Необходимо определить порядок подготовки отчетности:

  • посредством параллельного учета в специализированной бухгалтерской программе;
  • либо путем последующей трансформации данных российского учета.

Первый вариант кажется более предпочтительным, но хотелось бы предостеречь от ожидания того, что внедрение программного продукта позволит формировать отчетность автоматически. Нередко требуется применение профессионального суждения для интерпретации определенных событий или фактов хозяйственной деятельности компании.

Процесс подготовки отчетности по МСФО не является набором рутинных операций по вводу в программу первичной документации согласно новому плану счетов, который компания решила считать соответствующим МСФО.

Трансформация отчетности представляется более аккуратной, точной, а также менее затратной с точки зрения привлечения человеческих ресурсов и стоимости внедрения программного продукта.

Кроме того, работу облегчает законодательство РФ, которое постепенно сближает РСБУ и МСФО, а также признает отчетность по МСФО на территории России (пост. Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). В ближайшем будущем это позволит значительно сократить издержки на ведение параллельного учета или трансформацию.

Закрепить в учетной политике обязательно

Рассмотрим основные моменты по статьям учета, которые имеют существенное значение при составлении учетной политики и первой отчетности по МСФО.

Читайте также:  Что относится к финансовым вложениям (понятие и виды)? - все о налогах

Сначала необходимо обратиться к МСФО (IFRS) 1 и установить информацию за три года об активах, обязательствах и капитале, признаваемых таковыми в соответствии с МСФО.

При этом обязательно проводится сверка капитала (уставный капитал и нераспределенная прибыль/(непокрытый убыток)) по данным РСБУ и корректировок по МСФО.

Корректировки касаются следующих балансовых статей.

Основные средства (МСФО (IAS) 16 «Основные средства»). Компания должна закрепить в учетной политике принцип признания и оценки объектов основных средств по исторической или справедливой стоимости. При необходимости следует провести независимую оценку либо внедрить собственную модель учета основных средств, соответствующую принципам МСФО.

Обратите внимание, что согласно РСБУ полностью самортизированные объекты дают нулевую остаточную стоимость в балансе, что не соответствует их рыночной стоимости. При наличии большого количества таких объектов желательна их переоценка, которая будет давать наиболее достоверную информацию об активах.

Кроме того, некоторые фактически используемые объекты капитального строительства могут числиться на счетах незавершенного строительства. Такие объекты подлежат реклассификации в основные средства, и по ним должна быть начислена амортизация за срок, в течение которого они фактически использовались.

Товарно-материальные ценности, приобретенные для создания объектов незавершенного строительства или основных средств, должны быть отражены в составе внеоборотных активов так же, как и авансы, выданные подрядчикам для создания основных средств.

Нематериальные активы (МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»). Следует закрепить в учетной политике принцип признания и оценки нематериальных активов по исторической или справедливой стоимости.

Также необходимо установить сроки полезного использования данных активов, поскольку некоторые из них могут быть без определенного срока полезного использования и, следовательно, придется ежегодно тестировать их на обесценение.

Отметим, что согласно РСБУ компания вправе признавать в качестве нематериальных только те активы, на которые она имеет исключительные права (а также торговые марки, патенты, лицензии). Права пользования компьютерными программами учитывают в составе либо расходов будущих периодов, либо авансов выданных.

Согласно МСФО лицензии на компьютерные программы признают нематериальными активами и отражают на соответствующем счете отчетности.

Запасы (МСФО (IAS) 2 «Запасы»). Помимо реклассификации товарно-материальных ценностей, приобретенных для создания объектов основных средств или незавершенного строительства, необходимо проанализировать с помощью инвентаризации остальные запасы и списать те из них, использование которых невозможно в будущем.

По морально и физически устаревшим запасам создают резерв или уменьшают их стоимость до цены возможной реализации за минусом расходов на продажу.

В учетной политике и отчетности по МСФО запасы должны быть раскрыты по категориям: сырье и материалы, незавершенное производство, товары и готовая продукция, методы оценки (ФИФО, средняя себестоимость, стоимость каждой единицы).

Затраты по заимствованиям (МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»).

Если на момент перехода на МСФО компания выплачивает кредит на создание объектов основных средств, то проценты по кредиту должны капитализироваться и формировать стоимость такого объекта.

Очень важно проценты по заемным обязательствам правильно отражать (или в составе текущих затрат, или в стоимости актива, под который был взят заем).

РСБУ содержат аналогичный стандарт ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). При этом, поскольку в налоговом учете расходы по займам признают расходом текущего периода, то и в бухгалтерском учете компании нередко списывают проценты в прочие расходы во избежание формирования разниц.

Раскрытие информации о связанных сторонах (МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (далее — МСФО (IAS) 24)). Компания обязана раскрыть как в статьях баланса, так и в комментариях к отчетности по МСФО объем и характер операций со связанными сторонами.

Это один из самых важных стандартов МСФО, который позволяет пользователям оценить объем операций со связанными сторонами и их влияние на отчетность. В РСБУ имеется аналогичный стандарт ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (утв.

 приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н), который во многом повторяет содержание МСФО (IAS) 24, но игнорируется многими организациями либо применяется не в полной мере в силу разных причин как налогового, так и профессионального характера.

Однако для внешних пользователей критически важно знать, какая доля выручки пришлась на третьих лиц или на связанные стороны.

Отсутствие такой информации или неполное ее раскрытие при наличии косвенных признаков из открытых источников может быть воспринято пользователями как попытка ввести их в заблуждение.

Отметим, что помимо МСФО (IAS) 24 для компаний, имеющих инвестиции в акции или доли в дочерних организациях, применим целый ряд других стандартов:

  • МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»;
  • МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»;
  • МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (далее — МСФО (IAS) 39);
  • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»;
  • МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
  • МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;
  • МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях».

Учетная политика должна отражать порядок оценки по справедливой или амортизированной стоимости, а также порядок обесценения активов.

Российский аналог МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 39 стандарт ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н) является более узким по охвату типов финансовых инструментов, так, например, в нем не упомянуты деривативы и порядок их оценки.

Инвестиционная недвижимость . Применение МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» необходимо для организаций, чьим основным видом деятельности является владение и управление объектами коммерческой недвижимости. Следует раскрыть порядок последующей оценки для отражения в отчетности объектов, предназначенных для извлечения доходов.

В РСБУ аналога этого стандарта не существует.

Аренда . На основании МСФО (IAS) 17 «Аренда» в учетной политике прописывают арендные отношения компании (финансовая, операционная аренда) и порядок учета активов и обязательств в результате таких отношений.

В РСБУ аналога этого стандарта нет.

Учетная политика: порядок сверки капитала

В учетной политике необходимо установить порядок сверки капитала.

Алгоритм сверки может быть следующий:

1) описание характера каждого изменения в учетной политике;

2) сверка собственного капитала, отраженного в соответствии с РСБУ, с собственным капиталом, признаваемым в соответствии с МСФО, по состоянию на дату:

  • перехода на МСФО;
  • и окончания самого последнего периода, представленного в последней годовой финансовой отчетности предприятия, подготовленной в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности;

3) сверка прибыли или убытков, установленных в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности за наиболее поздний период, представленный в последней годовой финансовой отчетности предприятия, с прибылью или убытками, признаваемым согласно МСФО за аналогичный период.

Обратите внимание, что в отсутствие стандарта, регулирующего те или иные транзакции, события, компания всегда может закрепить соответствующие положения в учетной политике исходя из принципов Концепции, применяя профессиональное суждение и наилучшую оценку.

В заключение отметим, что переходить на МСФО следует как можно раньше, так как Россия последовательно и неуклонно движется к их обязательному применению. Международные стандарты помогут повысить прозрачность и управляемость бизнеса, качество оценки его стоимости и стоимости капитала как заемного, так и акционерного.

Что важно при формировании учетной политики по МСФО

В учетной политике отражают конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности по МСФО (п. 5 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

» (далее — МСФО (IAS) 8)).

В полном комплекте финансовой отчетности делают краткий обзор значимых положений учетной политики (п. 10(е) МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности

» (далее — МСФО (IAS) 1)). При этом их значимость определяют так, чтобы передать уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию в целях обеспечения достоверного представления финансового положения, финансовых результатов и денежных потоков организации. Для этих целей следует выбрать положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8, где для случаев отсутствия в МСФО конкретного руководства установлена иерархия источников официальных указаний (п. 17(а) МСФО (IAS) 1) для формирования собственного суждения о модели учета. Эти источники используются в следующем порядке:

1) МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;

2) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в базовом документе «Концептуальные основы

» (пп. 10, 11 МСФО (IAS) 8);

3) самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов (например, US GAAP), но только при условии, если они используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов;

4) прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей перечисленным выше источникам (п. 12 МСФО (IAS) 8).

Обратите внимание: организация должна выбрать единообразную (согласованную) учетную политику для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна различная учетная политика. Если какой-либо стандарт требует или допускает деление по категориям, то следует выбрать соответствующую учетную политику для каждой категории (п. 13 МСФО (IAS) 8).

Например, единообразную учетную политику нужно применять при подготовке консолидированной финансовой отчетности, когда материнская компания должна формировать такую отчетность с использованием единой учетной политики для схожих операций и прочих событий при аналогичных обстоятельствах (п. 19 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность

» (далее — МСФО (IFRS) 10)). Коррекция учетной политики затрагивает членов группы (п. B87 МСФО (IFRS) 10), а также ассоциированные и совместные предприятия, учитываемые методом долевого участия (п. 36 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» (далее — МСФО (IAS) 28)), кроме некоторых инвестиционных организаций (п. 36A МСФО (IAS) 28).

Татьяна Беззатеева, менеджер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон»

Актуальная бухгалтерия

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-386210-uchetnaya_politika_pri_perehode_na_msfo

МСФО: учетная политика при подготовке первой отчетности

Основополагающими стандартами, которые позволяют подготовить учетную политику по МСФО, являются МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», а также МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 определяет основные статьи, которые должны быть представлены в отчетности и примечаниях к отчетным формам. Особенности формирования основных статей отчетности — учетных элементов (основные средства, финансовые активы и обязательства, кредиторская задолженность и т.д.

) должны обязательно раскрываться в учетной политике по МСФО.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 определяет принципы подготовки учетной политики, порядок внесения изменений в учетную политику в части методов учета активов и обязательств, а также изменения бухгалтерских оценок (расчетных оценок). МСФО (IAS) 8 позволяет сформировать общую структуру учетной политики и использовать одинаковые подходы к формированию, изменению учетной политики как в рамках одной компании, так и в рамках группы предприятий.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 описывает основные методы отражения в первой отчетности активов и обязательств компании, впервые применяющей МСФО.

Данный стандарт описывает основные обязательные исключения и необязательные освобождения, которые компания может закрепить в учетной политике в рамках подготовки первой отчетности по МСФО.
Учетная политика по МСФО представляет достаточно важный методический аспект подготовки первой отчетности по МСФО.

Учетная политика по МСФО может быть утверждена в виде свода принципов и правил ведения бухгалтерского учета, подготовки отчетности в соответствии с МСФО и может как закрепляться каким-либо внутренним документом, так и не закрепляться им (например, в виде приказа, распоряжения) [6].

Часто в организациях может присутствовать определенный набор инструкций по различным участкам учета по МСФО, которые могут не сводиться в один документ. Возможны также такие случаи, когда учетную политику компании возможно увидеть лишь непосредственно в выдержках, представленных в примечаниях к отчетности.

Систематизация принципов, правил, сложившейся учетной практики в одном документе является важным элементом, который будет способствовать улучшению качества подготовки отчетности, повышению культуры обработки учетной информации, будет служить важным элементом в ходе подготовки примечаний к отчетности, а также позволит внешним (например, аудиторам) и внутренним (например, руководству компании) пользователям лучше понять принципы, правила подготовки отчетности по МСФО в отдельно взятой компании (или в группе компаний).

В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую составляющую и методическую составляющую.

К организационно-технической компоненте учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.

К методической компоненте учетной политики по МСФО относятся методы ведения учета по МСФО, отражения тех или иных операций, корректировок в соответствии с МСФО.

На рис. 1 представлена структура учетной политики, используемой для подготовки первой отчетности по МСФО.

Читайте также:  Новшества электронного документооборота с налоговой - все о налогах

Структура учетной политики при подготовке первой отчетности

Рис. 1

Стоит отметить, все виды учетных политик — учета по национальным стандартам бухгалтерского учета, налогового учета, учетная политика в целях управленческого учета и в целях формирования финансовой отчетности по МСФО — обычно тесно взаимосвязаны.

Связь учетных политик может быть выражена в одинаковых методах оценки тех или иных статей отчетности (например, метода расчета амортизации, который может быть одинаковым для нескольких учетных политик).

Помимо одинаковых подходов к оценке тех или иных статей отчетности схожими могут быть принципы подготовки отчетности, а также некоторые пользователи учетной политики (например, руководство компании может быть заинтересованным пользователем учетной политики в целях подготовки финансовой и управленческой отчетности).

Учетная политика по МСФО в целях подготовки первой отчетности по МСФО, в ее методическом аспекте, имеет две взаимосвязанные составляющие: раздел учетной политики, отражающий специфику первого применения МСФО при подготовке первой отчетности по МСФО (частная часть учетной политики), а также разделы учетной политики, которые посвящены общим принципам и методам подготовки отчетности в соответствии с МСФО (общая часть учетной политики).

Основные положения учетной политики по МСФО в части первого применения МСФО основаны на положениях МСФО (IFRS) 1.

Сведения об учетной политике в части первого применения МСФО обычно раскрывают в примечаниях к отчетности по МСФО в качестве небольшой выдержки из основной учетной политики, реже встречаются случаи выделения положений в части первого применения МСФО в самостоятельный раздел учетной политики компании по МСФО либо в виде дополнительных разделов к общим сведениям об учетной политике в разрезе участков учета.

Учетная политика в части первого применения МСФО должна раскрывать выбор компанией необязательных освобождений и обязательных исключений.

В учетной политике должны быть раскрыты положения в части применения освобождений и применения МСФО впервые в отношении всех основных разделов учетной политики: учета основных средств, нематериальных активов, гудвилла, инвестиционной собственности, финансовых активов и обязательств, затрат по займам, производных финансовых инструментов, пенсионных планов, по выплатам на основе акций, накопленных курсовых разниц, концессионных соглашений, отложенных налоговых активов и обязательств, объединения бизнеса и т.д.

Существенную часть учетной политики компании, впервые применяющей МСФО, составляют разделы учетной политики, раскрываемые большинством компаний, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, и не связанные со спецификой первого применения МСФО, т.е. общая часть учетной политики. Основные разделы общей части учетной политики представлены на рис. 2.

Основные разделы общей части учетной политики при подготовке первой отчетности

Рис. 2

Во многих компаниях раздел учетной политики, посвященный основным средствам, играет достаточно важную роль при формировании отчетности по МСФО. Рассмотрим общие и частные элементы учетной политики по основным средствам при подготовке первой отчетности по МСФО.

Одним из существенных и важных аспектов учетной политики по основным средствам является определение модели учета основных средств, признаваемых после даты перехода на МСФО: модели учета по фактической стоимости с проведением тестирования на обесценение и модели переоценки, требующей проведения регулярной переоценки (в среднем один раз в год) основных средств, признаваемых после даты перехода (например, в сравнительном или отчетном периоде).

Если компания, впервые применяющая МСФО, выбрала модель учета по переоцененной стоимости после даты перехода, то необходимо выбрать в учетной политике метод учета накопленной амортизации по состоянию на дату переоценки:

  • списание накопленной амортизации до нуля в уменьшение первоначальной стоимости;
  • переоценка амортизации пропорционально изменению балансовой стоимости основного средства в результате переоценки.

Важным элементом учетной политики в части учета основных средств при выборе модели оценки по фактической стоимости является закрепление выбранного метода начисления амортизации.

Международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют тех или иных методов, которые компания, впервые применяющая МСФО, может использовать для расчета амортизации основных средств.

Важно лишь, чтобы метод начисления амортизации соответствовал условиям потребления экономических выгод от использования актива и отражал условия, в которых используется основное средство.

Среди методов начисления амортизации основных средств, которые могут быть использованы в МСФО, можно выделить следующие:

  • линейный метод;
  • метод уменьшаемого остатка;
  • метод единиц производства;
  • метод геометрической дегрессии и др.

Также в учетной политике в части основных средств следует предусмотреть возможность использования коэффициентов ускорения при начислении амортизации, особенности установления, пересмотра сроков полезного использовании, момент начала начисления амортизации.

Важным методическим аспектом учетной политики по основным средствам является разбивка основных средств на группы.

При первом применении МСФО группы основных средств, которые использовались ранее в учете основных средств, например согласно российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), должны быть пересмотрены.

В первой отчетности по МСФО будут представлены новые группы основных средств, при этом в учетной политике должны быть предусмотрены критерии отнесения основных средств к той или иной группе.

Важно также закрепить в учетной политике по МСФО общие принципы, основные допущения в части тестирования на обесценение основных средств и нематериальных активов, т.е. идентифицировать единицу, генерирующую денежный поток (компания, подразделение, объект основных средств, нематериальных активов и т.п.

), описать основные принципы проведения теста на обесценение основных средств и нематериальных активов, особенности формирования денежных потоков, участвующих в тесте на обесценение, определение ставки дисконтирования, используемой в тесте на обесценение.

В учетной политике также нужно закрепить порядок отражения убытка от обесценения в отчетности, описать процедуру восстановления ранее признанных убытков от обесценения.

В части обесценения в учетной политике компания может представить расширенный перечень внутренних и внешних признаков, свидетельствующих о наличии признаков обесценения.

В отношении финансовой аренды необходимо определить критерии отнесения договоров аренды к договорам финансовой аренды, метод распределения платежей по договору аренды — актуарный либо кумулятивный метод, способ расчета и ставку, используемую для определения приведенной стоимости минимальных арендных платежей.

При первом применении МСФО и подготовке первой отчетности в учетной политике должен быть закреплен ряд положений, которые касаются выбора метода отражения стоимости основных средств в первой отчетности по МСФО, подхода к отражению амортизации, компонентного учета основных средств. Данные положения будут составлять частный раздел учетной политики по основным средствам, который относится к первому применению МСФО.

В целях перехода на МСФО компания, применяющая МСФО впервые, может выбрать в качестве условно-первоначальной стоимости справедливую стоимость основных средств на дату перехода на МСФО.

То есть компания может привлечь экспертов по оценке основных средств и определить справедливую стоимость основных средств на дату переоценки.

Помимо получения данных по справедливой стоимости компания может использовать данные по рыночной стоимости имущества из общедоступных источников, например каталогов, обзоров оценочных компаний, которые дадут справедливую стоимость основных средств.

Если отсутствуют объективные данные о рыночной стоимости объекта основных средств, то в качестве справедливой стоимости может быть использован метод денежных потоков, которые сможет генерировать объект основных средств, а также метод оценки исходя из стоимости замещения объекта основных средств с учетом накопленной амортизации.

Согласно МСФО (IFRS) 1 в качестве условно-первоначальной стоимости основных средств может быть выбрана переоцененная стоимость, которая была определена на дату перехода на МСФО либо ранее. Данная переоцененная стоимость должная быть сопоставима со справедливой стоимостью основных средств и обычно может быть получена в ходе оценки основных средств, произведенной независимым оценщиком.

Также у компаний, впервые применяющих МСФО, есть возможность использовать в качестве условно-первоначальной стоимости фактическую стоимость (самортизированную стоимость) основных средств, скорректированную на индекс изменения цен. Данный подход может быть выбран в случае, если у компании есть основные средства, приобретенные в период гиперинфляции (до 2002 г.

), с учетом того, что корректировки на индекс изменения цен дадут данные, в целом сопоставимые со справедливой стоимостью основных средств, и, например, не дадут существенных отклонений от данных независимых оценщиков.

Стоит отметить, что данный метод может быть существенно дешевле привлечения экспертов-оценщиков и может помочь сократить расходы компании, связанные с подготовкой первой отчетности по МСФО.

Важным моментом, который должен быть закреплен в учетной политике компании, впервые применяющей МСФО, является подход к оценке накопленной амортизации за период до даты перехода и последующие периоды. Суммы накопленной амортизации не относятся к расчетным оценкам, в отличие, к примеру, от срока полезного использования основного средства, и поэтому могут пересматриваться.

Согласно МСФО (IFRS) 1 в части амортизации могут быть использованы следующие подходы:

  • в случае, если не используется освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, компания должна ретроспективно пересчитать всю накопленную амортизацию с даты приобретения основного средства и продолжать начислять ее в соответствии с МСФО после даты перехода;
  • в случае, если компания использует освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, то требования МСФО в отношении амортизации компания должна выполнять начиная с даты перехода на МСФО (в случае, если была выбрана модель учета по фактической себестоимости с тестированием на обесценение);
  • в случае, если компания использует освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, и использует данные переоценки, осуществленной до даты перехода на МСФО, требования МСФО в части начисления амортизации должны быть применены начиная с даты произведенной переоценки.

Необходимо отметить, что упомянутое выше требование к неизменности расчетных оценок в части срока полезного использования действительно только в том случае, если срок полезного использования, который установили для объектов основных средств, не является ошибочным, например завышенным либо заниженным.

Если при пересчете амортизации согласно МСФО в сравнении с данными, полученным ранее в РСБУ, выявляется несоответствие в суммах накопленной амортизации, то разница между двумя суммами (между данными накопленной амортизации по РСБУ и пересчитанной амортизацией по МСФО) должна быть отнесена корректировкой сальдо нераспределенной прибыли на дату перехода на МСФО.

Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/uchetnaya-politika-msfo-podgotovka-otchetnost

Переходим на МСФО: вопросы и ответы | «Гарант-РостСервис» г. Ростов-на-Дону

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) законодательно введены в действие на территории РФ.

Это столь долгожданное событие произошло в декабре 2011 года, в связи с чем согласно закону *(1) обязанность их применения при составлении консолидированной отчетности у российских организаций возникает начиная с отчетности за 2012 год.

Как известно, МСФО включают в себя сами стандарты и разъяснения.

Стандарты комплексно устанавливают основные требования к составлению и представлению финансовой отчетности. Разъяснения дают официальное руководство по отдельным актуальным и распространенным бухгалтерским вопросам в контексте действующих стандартов.

Для того чтобы отчетность считалась соответствующей МСФО, она должна отвечать всем применимым требованиям каждого стандарта и разъяснения (с учетом существенности).

Важно, что при составлении отчетности по МСФО российские организации должны руководствоваться непосредственно МСФО по всем аспектам, без каких-либо изъятий или уточнений. Тем более что в России они утверждены полностью в оригинальном варианте, за что председатель Совета по МСФО (IASB) Ханс Хугерфорст (Hans Hoogervorst) в ходе своего визита в Москву выразил отдельную признательность.

На данном этапе в России утвержден полный комплект обязательных стандартов и разъяснений, но не все из опубликованных Советом по МСФО (IASB).

Дело в том, что пять новых стандартов — МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» и МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» — обязательны к применению начиная с отчетности за 2013 год (а действие IFRS 9 вообще отложено до 2015 г.). Но поскольку досрочное применение этих стандартов допускается, следует ожидать, что они будут утверждены в России уже в ближайшее время, тем более что Совет по МСФО (IASB) уже располагает их переводом на русский язык.

В утвержденный комплект, однако, не вошли документы поясняющего характера, такие как: Концептуальные основы финансовой отчетности, Основы для выводов или Руководства по применению стандартов, которые не являются неотъемлемой частью самих стандартов или разъяснений, а необходимы скорее для их лучшего понимания. Также не введен МСФО для малого и среднего бизнеса.

Кто должен составлять консолидированную отчетность по МСФО?

Положения Закона о консолидированной отчетности распространяются на кредитные, страховые организации, компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а также другие организации, обязанные в силу устава или других законов составлять консолидированную (или сводную) финансовую отчетность.

Читайте также:  Как определить налоговую базу по ндс (момент определения)? - все о налогах

Для таких организаций несоблюдение требования об обязательном представлении отчетности по МСФО, очевидно, будет связано с более серьезными санкциями, чем просто штраф, такими как: отзыв лицензии или исключение из котировального списка.

Контролирующими органами здесь выступают Минфин России, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора.

Сравнительная информация в отчетности

В отчетности по МСФО для всех числовых и описательных данных необходимо представлять сравнительную информацию как минимум за один предыдущий год (в некоторых случаях также необходимо представлять баланс на начало самого раннего из представленных в отчетности периодов). Таким образом, в обязательной отчетности за 2012 год будет необходима информация еще и за 2011 год.

Для организаций, которые ранее не готовили отчетность по МСФО, ретроспективно составлять отчетность сразу за два года — 2012 и 2011 — будет крайне затруднительно, особенно учитывая, что в отведенные законом на ее подготовку 120 дней надо успеть сделать консолидацию всех компаний группы, провести аудит, а в некоторых ситуациях и оценку. К тому же в ряде случаев аудиторы чисто физически не смогут провести ряд необходимых проверочных процедур и будут вынуждены выдать по такой отчетности заключение с оговорками, отрицательное заключение или отказаться от выражения мнения.

Рекомендуемым и наиболее правильным для таких организаций будет являться следующий порядок действий.

Перейти на МСФО (в терминах IFRS 1) с 1 января 2011 года, принять учетную политику по МСФО и применить уместные методы, предусмотренные IFRS 1, при необходимости провести оценку по состоянию на 1 января 2011 года, составить за 2011 год предварительную финансовую отчетность (в качестве сравнительной информации для отчетности за 2012 год), провести ее аудит.

Далее за 2012 год составить отчетность на основе уже наработанных методик, приложив имеющуюся сравнительную информацию за 2011 год, провести ее аудит. Крупным компаниям необходимо уделить особое внимание внедрению методик быстрого закрытия года для того, чтобы уложиться в отведенные сроки.

Если организация в отчетности за 2012 год не представит сравнительную информацию, то это неминуемо приведет к тому, что по результатам аудита в отношении этой отчетности будет выдано заключение с оговорками, отрицательное заключение или отказ от выражения мнения.

С точки зрения эффективности, времени и соотношения выгод и затрат при подготовке к переходу на МСФО совсем не лишним будет использование (наряду со штатными сотрудниками) квалифицированной помощи внешних консультантов по МСФО, имеющих наработанный опыт и готовых предложить организации выверенные решения и распространить лучшую практику.

Аудит отчетности по МСФО

Согласно Закону N 208-ФЗ консолидированная отчетность по МСФО подлежит обязательному аудиту. Аудит такой отчетности должен проводиться в соответствии с российским законодательством, хотя использование в дополнение к нему международных стандартов аудита никак не ограничено.

По Закону об аудиторской деятельности*(2) консолидированную отчетность по МСФО имеют право проверять только аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов с аттестатами нового образца.

Помимо установленных минимальных требований при выборе аудиторов также рекомендуется обращать внимание на квалификацию специалистов, их опыт работы с МСФО, возможность оказать оперативную консультационную поддержку при переходе на МСФО.

Если после представления отчетности по МСФО выяснится, что она составлена с ошибками, последуют санкции со стороны контролеров. Причем к ответственности будут привлечены как организация и ее руководство, так и аудиторы, которые подтверждали отчетность.

Все потерпевшие стороны смогут в судебном порядке взыскать убытки, понесенные вследствие недостоверной отчетности, при наличии соответствующих виновных действий руководства и аудиторов. Если аудиторы успеют обнаружить ошибки в уже проаудированной отчетности, то возможен вариант отзыва аудиторского заключения, который снимает с них ответственность (но не с организации).

Если ошибки не столь существенны, то они будут исправлены в следующей отчетности в специальном порядке, предусмотренном МСФО (ретроспективно).

На самом деле аудит отчетности призван именно предотвратить подобные случаи, доводя риск наличия ошибки в отчетности до минимального разумного уровня.

Учетная политика по МСФО

Разработка учетной политики — важный элемент подготовки отчетности по МСФО.

Как известно, МСФО — это стандарты, основанные на принципах, которые, несмотря на значительный объем, лишь в общих чертах определяют правила, идеи, требования, которым необходимо следовать при составлении финансовой отчетности.

Конкретные же методики, применяемые при составлении отчетности, соответствующей МСФО, организации устанавливают самостоятельно в своей учетной политике.

В некоторых случаях МСФО предусматривает несколько допустимых вариантов учета, из которых организация должна выбрать наиболее уместный и утвердить его в своей учетной политике. Основные положения учетной политики обязательно раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности по МСФО, с тем чтобы пользователи имели представление об основных методах формирования отчетных данных, при необходимости могли их сравнить с данными по другим организациям.

Следует отметить, что в МСФО отсутствует такое понятие, как типовая или стандартная учетная политика: стандартами являются сами МСФО, тогда как учетная политика должна конкретизировать требования стандартов в приложении к организации и с учетом ее специфики. В этой связи было бы неправильным применить шаблонную учетную политику без ее доработки под конкретную организацию.

Формирование учетной политики по МСФО — этап весьма ответственный. Она должна соответствовать всем применимым стандартам и разъяснениям. По вопросам, которые не регулируются существующими стандартами, ее необходимо формировать самостоятельно по установленному в МСФО алгоритму.

Учетная политика должна быть достаточно дальновидной, чтобы ее не пришлось пересматривать в будущем, поскольку ее изменение, особенно в крупных компаниях, сопряжено с большими сложностями, связанными с ретроспективным применением.

В группе компаний должна применяться единая учетная политика, поэтому при ее разработке следует учитывать специфику дочерних компаний, на которых она будет распространена.

Ни МСФО, ни российское законодательство не устанавливают конкретных дат утверждения учетной политики по МСФО, но логика самого процесса подразумевает, что она должна быть сформирована перед составлением первой отчетности по МСФО и, в идеале, навсегда.

Детализация учетной политики по МСФО

Степень детализации учетной политики по МСФО может быть разной, это не регламентируется стандартами. Но как правило, по мере того, как организации накапливают опыт по применению МСФО, они стремятся его «капитализировать», зафиксировав в виде учетной политики, регламентов, инструкций.

Своим клиентам мы обычно рекомендуем на любом уровне применения МСФО превратить учетную политику в инструмент управления и накопления знаний в организации, закрепив в ней всю методологию составления отчетности по МСФО, включая (где это уместно) кроме основных положений учетной политики учетные регламенты, аналитический план счетов, журнал типовых проводок, регистры учета, внутренние методические рекомендации (инструкции) по ведению учета и составлению отчетности, регламенты получения внешних (небухгалтерских) расчетных оценок для целей составления отчетности, документооборот, правила консолидации и т.д.

Контроль правильности учетной политики по МСФО

Правильность применяемой учетной политики по МСФО, ее адекватность специфике организации и соответствие стандартам оценивают аудиторы в ходе проверки финансовой отчетности по МСФО.

Недостатки в учетной политике могут привести к тому, что отчетность по МСФО будет недостоверной и (или) не будет соответствовать МСФО, что может быть веской причиной для аудиторского заключения с оговоркой, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения.

Технически же это вызовет большой объем работы по исправлениям отчетности.

Оптимизация учета в связи с переходом на МСФО

Все тот же Закон N 208-ФЗ устанавливает, что консолидированная отчетность по МСФО должна представляться наряду с бухгалтерской отчетностью по российскому законодательству.

Новый закон о бухгалтерском учете*(3) также не предусматривает для такого случая освобождения от ведения российского учета.

На практике организации остается использовать один из трех основных вариантов учета (в зависимости от того, что более уместно): периодическую трансформацию, параллельный учет или комплексный учет. Плюсы и минусы данных вариантов известны.

На наш взгляд, значительной оптимизации работы бухгалтеров можно добиться именно в рамках комплексного учета, когда данные вводятся в систему один раз и с необходимыми модификациями учитываются в разных аналитических разрезах, достаточных для формирования отчетности для разных целей: МСФО, РСБУ и т.д. Своим клиентам мы также рекомендуем по мере возможности приближать российский учет к требованиям МСФО (тем более что российские стандарты постепенно перенимают нормы МСФО), чтобы сводить к неизбежному минимуму различия, требующие корректировок. Так, невзирая на возможные разницы с налоговым учетом, правильно будет пересмотреть российскую учетную политику, приближая ее по всем пунктам к учетной политике по МСФО, чтобы уже на этапе российского учета формировать данные, практически или полностью соответствующие МСФО.

Отличия МСФО от российского учета

На эту тему было много работ и публикаций, и она действительно заслуживает отдельной статьи. Но принципиально отличия можно разделить на методологические (относительно легко устранимые) и системные (для устранения которых потребуются значительные реформы).

К методологическим различиям можно отнести: ограниченное применение методов оценки в российском учете, неиспользование доступной оперативной управленческой информации, сильное влияние традиционных методов учета.

Под системными отличиями российского учета от МСФО, которые вызывают наибольшие сложности, в первую очередь понимаются: несоблюдение принципа приоритета содержания перед формой при классификации и учете фактов хозяйственной деятельности, а также привязка используемых в учете концепций и терминов к гражданскому законодательству, которое уже не всегда способно с точностью отражать экономическую действительность.

Как правильно подойти к организации процесса составления отчетности по МСФО

Главная особенность отчетности по МСФО, которая и определяет организацию всего процесса, заключается в том, что отчетность представляет значительный объем комплексной информации о компании, которая должна собираться из разных источников и служб внутри организации.

В процессе подготовки отчетности по МСФО информационно или организационно задействованы следующие службы (функции) в организации:
руководство, бухгалтерия, внутренний контроль, управленческий учет, налоговый учет, планирование, финансы, казначейство, технические, юридические, эксплуатационные службы.

В самом правильном варианте внедрение отчетности по МСФО приводит к интеграции учетной информационной системы в общую систему управления организацией.

В этой связи полезным управленческим инструментом является внутренний регламент, определяющий порядок взаимодействия служб при реализации учетно-отчетной функции (для отчетности по МСФО), в котором, в частности, устанавливаются: задействованные службы и ответственные лица, их функции и ответственность, схема взаимодействия, документооборот и сроки представления информации.

Перспективы распространения МСФО

Отметим, что для организаций, не входящих в сферу применения Закона о консолидированной отчетности, требование о составлении отчетности по МСФО не устанавливается. Однако добровольное составление организациями отчетности по МСФО всегда приветствуется.

Вместе с тем поскольку МСФО уже введены в систему российского законодательства, ожидается, что в ближайшей перспективе они будут активно применяться и в рамках обязательного для всех российского учета: в ряде случаев заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при их разработке и формировании учетной политики организаций. Также будем иметь в виду планы Минфина России расширить действие Закона о консолидированной отчетности на все открытые акционерные общества.

Бухгалтеру в свете перехода России на МСФО

Изучайте МСФО! Причем если кто-то этим еще всерьез не занялся, то можно сказать, что он уже отстает от международного «тренда».

Специфика МСФО заключается в том, что неподготовленный бухгалтер не сможет с ними работать в принципе. Здесь недопустим формальный, технократический подход, выполнение стандартов требует глубокого понимания сути МСФО, профессионального анализа ситуации, принятия взвешенных и ответственных решений, имеющих финансовые последствия для большого круга заинтересованных пользователей.

Для качественного освоения МСФО можно порекомендовать трехуровневую схему изучения, предполагающую на первом этапе получение фундаментальных знаний по МСФО; прохождение на втором этапе практического курса — для отработки применения методик и правил учета по МСФО; и в качестве третьего этапа — обучение на рабочем месте в процессе непосредственного применения стандартов.

Залогом эффективного изучения МСФО является выбор подходящей программы обучения по МСФО.

Несмотря на то что большую часть информации в любом случае придется осваивать самостоятельно, обучение по специальной программе (или курсу) позволяет структурировать этот процесс, обеспечивая четкий временной график, выверенную программу и контрольные точки (экзамены). При прохождении программы возникает дополнительная мотивация на успех. Не лишним бывает и подтверждение прогресса значимыми дипломами (сертификатами).

Д. Прокопович, председатель комитета по МСФО ИПБ России, член Национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО, генеральный директор Национальной

Аудиторской Корпорации, к.э.н., АССА, CGA, CIPA

Источник: https://garant-rostovdon.ru/articles/as280312/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]