Просить у инспекции сведения о контрагенте бесполезно — все о налогах

К вам едет ревизор: девять признаков выездной налоговой проверки. фото

Просить у инспекции сведения о контрагенте бесполезно - все о налогах

Современному стилю проверок обязательно предшествует предпроверочный налоговый анализ, который длится до полугода.

За это время налоговики всесторонне оценивают бизнес и приходят на проверку только к тем предпринимателям, от которых они гарантированно уйдут с «крупной добычей».

Кроме того,на проверку сотрудники налоговой идут не только с цифрами доначислений, но и со знанием ваших слабых мест. Проверяющим останется только подтвердить собранную информацию и добыть некоторые доказательства.

Первое — в России налоговые органы теперь стали интересоваться малым бизнесом. В Москве под пристальным вниманием сейчас, например, находятся компании, годовой оборот которых больше 100 млн рублей. Раньше налоговые интересовались бизнесом покрупнее.

Для попадания в список проверяемых имеет значение и период проведения проверки — если вашу компанию не проверяли больше трех лет и она имеет интересные с точки зрения налоговиков обороты, то с высокой вероятностью ваш бизнес станет реальным кандидатом на проверку.

Второе — вам отказали в возмещении НДС по итогам камеральной проверки. Это означает, что кто-то из ваших контрагентов является недобросовестным по версии налогового органа.

Дальнейшая проработка этого контрагента станет основной причиной выездной налоговой проверки в вашей компании.

Вы должны понимать причинно-следственные связи, которыми руководствуются сотрудники налоговой, и, по возможности, предпринять меры безопасности в ближайшее время.

Третье — вы получили письменный запрос от органов МВД о том, что вам необходимо предоставить документы и информацию о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании.

На практике такой запрос обычно означает, что какой-то из ваших контрагентов попал в поле зрение правоохранительных органов. Они, в свою очередь, начали проверять тех, кто отправлял ему платежи.

Как показывает практика, вне зависимости от того, как решится вопрос с правоохранительных органами, силовики обязательно отправят информацию в вашу налоговую, а сотрудники налоговой включат вас в план проверок.

Четвертое — вы узнали, что у ваших контрагентов идут массовые встречные проверки. Чаще всего это говорит о том, что по вашей компании ведется преданализ.

Налоговики собирают всю доступную информацию о вашей деятельности, анализируют ее и делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки. Продавец автохимии оказался именно в такой ситуации и мог бы догадаться, что по его бизнесу налоговая ведет преданализ.

Он знал, что его контрагенты получают встречные проверки и имел возможность попросить всех контрагентов-поставщиков внимательно следить за проверками, не игнорировать запросы и отвечать на все своевременно и правильно.

Он этого не сделал, в результате налоговые органы вычислили его проблемных контрагентов и собрали компромат с нужными показаниями свидетелей. За упущенное время и свою слабую реакцию на действия налоговиков предприниматель заплатил в бюджет 90 млн рублей недоимки.

Пятое — если вы не уверены в добросовестности своих контрагентов, нужно срочно принять меры: исключить их полностью или значительно сократить их количество.

Почти 90% выездных налоговых проверок связаны именно с проблемами недобросовестных контрагентов и, если в истории вашей компании есть такие и их немало — ждите проверку.

Если вы работаете с госзаказами, обратите внимание на следующий пример: московская строительная компания (субподрядчик по выполнению госзаказов), занимавшаяся ремонтом детских садов и школ, попала под налоговую проверку.

В ходе проверки стало понятно, что основные налоговые претензии к компании, связанны не столько с ее деятельностью, сколько с пятью контрагентами, которых налоговая инспекция признавала недобросовестными. В результате налоговая начислила строительной компании недоимку.

Мы оспаривали дело в суде и смогли доказать, что, несмотря на работу с сомнительными контрагентами, все работы по договорам были выполнены и приняты заказчиком. После финансово-экономической и строительной экспертизы суд признал, что компания выполнила строительные работы, поэтому начисление недоимки по налогу на прибыль признали неправомерным. В результате строительная компания смогла сэкономить 30 млн рублей — почти половину от начисленной ей недоимки.

Шестое — если налоговая потребовала от вас предоставить сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, акты взаиморасчетов с контрагентами, сведения о запасах и иных активах – это означает, что вы фактически уже отобраны в число кандидатов на проверку.

Однако налоговики хотят убедиться в том, что компания на самом деле работает и у нее есть деньги для погашения недоимки. Ваша платежеспособность – это существенный плюс в глазах налоговиков.

По нашей информации из налоговых органов, с 2017 года премия проверяющих инспекторов будет зависеть только от размера поступившей в казну недоимки, а не от размера начислений, как было ранее. Это тоже стоит учитывать.

Седьмое — ваша налоговая просит предоставить документы и объяснения. Обратите внимание на содержание таких требований, из них можно понять, что именно будут проверять налоговики. Кроме того, просьба предоставить документы и объяснения – это сигнал, что в отношении вашего бизнеса идет преданализ.

Компания по продаже отделочных материалов получила такое требование из налоговой с просьбой предоставить аналитику по ценам. Руководство компании выполнило требования и этим очень помогло налоговому органу.

С помощью предоставленных цифр специалисты из налоговой предположили, а потом доказали схему по занижению цен и ухода от налогов с помощью взаимозависимой компании.

Восьмое — вам следует насторожиться, если налоговики проводят выездную проверку компаний, входящих в одну «группу» с вами. Сейчас специалисты из налоговой определяют взаимозависимость компаний по нескольким критериям.

Они проверяют не только наличие одних и тех же учредителей, но и поставщиков, покупателей, персонала.

Чтобы доказать применение различных схем ухода от налогов, налоговая зачастую приходит с проверкой ко всем участникам «группы» одновременно.

Девятое — если вас вызывают на комиссию (убыточная, зарплатная, НДС-комиссия), это может быть предвестником проверки, особенно если вы не выполняете требования комиссии или на допросе дали налоговикам лишнюю информацию, которой впоследствии они воспользуются против вас.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Чтобы снизить вероятность выездной налоговой проверки, не забывайте регулярно проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, указанным в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@ («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Это, безусловно, не панацея, но и игнорировать эту концепцию не стоит. В нынешних экономических условиях надежды бизнесменов на справедливость и логичность работы государственной машины, в том числе судов, не оправдываются. Сегодня нужно идти на шаг впереди налоговиков, исправлять свои слабые места, чтоб избежать ненужных трат, доначислений и штрафов. Кроме того, после исправления ошибок новая стратегия ведения бизнеса должна быть не только продумана и менее уязвима, но и выстроена с учетом всех сегодняшних рисков.

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/340409-k-vam-edet-revizor-devyat-priznakov-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Проверка контрагента: минимизируем налоговые риски на стадии выбора поставщика

Российский бизнес, контрагенты и необоснованная выгода

Особенностью российского бизнеса всегда был выбор деловых партнеров исходя из взаимной прибыльности работы. При этом в выборе контрагента особую роль играло доверие. «Ударили по рукам» — так было принято заключать договоры.

Между тем, самым распространенным нарушением, предъявляемым налоговой службой, является работа с недобросовестными контрагентами. За сотрудничество с сомнительными фирмами компания может поплатиться значительными налоговыми доначислениями.

Как привило, налоговики снимают все расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, приходящиеся на такого контрагента, а также штрафует на 20-40 процентов от суммы доначисленных налоговых платежей.

Кроме того, организации придется заплатить пени по налоговой задолженности за каждый день просрочки, общий срок которой может составить до 3 лет, т.к. доначисления производятся за старые периоды.

Нередко после проверки налоговой бизнес приходится срочно закрывать, т.к. у компании отсутствуют ресурсы для погашения налоговой недоимки.

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Хотя в налоговом кодексе об этом нет ни слова в обязанности организаций давно вменено осуществление проверки своих контрагентов на предмет добросовестности.

Перед началом работы фирма должна удостовериться, что ее контрагент действительно существует в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; исправно платить налоги; обладает необходимыми ресурсами для выполнения условий контракта (имеет склады, технику, персонал, лицензии, участвует в СРО и т.д.), а директор – настоящий.

В расчет не принимаются доводы о том, что в предпринимательской деятельности присутствует определенная доля риска, а основная цель деятельности компаний – получение прибыли. Если репутация контрагента вызывает сомнения, от заключения договора с ним придется воздержаться, какие бы доходы он не сулил.

Не спасет от налоговых доначислений даже грамотно составленный контракт, который предусматривает оплату только после фактической приемки всех поставленных товаров или выполнения оказания услуг.

Важный момент: проверять добросовестность покупателей (клиентов) не нужно. Проверка проводится только в отношении организаций и предпринимателей, которым вы платите, т.е. ваших поставщиков, исполнителей работ, лиц, оказывающих услуги.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Следует учитывать, что при ведении бизнеса не бывает универсальных решений. Несмотря на наличие на просторах интернета огромного количества пошаговых инструкций по проверке поставщиков, наиболее эффективная схема должна разрабатываться для каждой организации индивидуально.

Во внимание должны приниматься такие факторы, как:

  • Количество поставщиков
  • Насколько они крупные (реальна ли встреча с ее руководителем, или все контакты осуществляются только через уполномоченного сотрудника)
  • Количество сотрудников в штате (есть ли возможность выделить отдельного человека, который будет заниматься сбором информации и ее анализом)
  • Наличие физического места для хранения архивов по контрагентам и др.При этом никакая проверка контрагентов не может на 100 процентов гарантировать отсутствие претензий по стороны проверяющих органов. Но в случае их возникновения собранное «досье» послужит весомым аргументов в пользу защиты бизнеса.

Н3 Рекомендации ФНС для проверки контрагента
Исходя из анализа многочисленных писем налоговых органов можно посоветовать применять следующие действия по проверке потенциальных партнеров по бизнесу:

  • Запрашиваем у поставщика документы

Начать проверку следует с того, чтобы убедиться, что фирма, с которой вы планируете заключить договор, действительно существует.

Как правило, перечень документов, который запрашивается у контрагента довольно формальный. Это:

  • Свидетельства о регистрации в ИФНС и постановке на учет.
  • Учредительные документы компании (устав, решение о создании, о назначении директора и главного бухгалтера)
  • Выписка из государственного реестра организаций или предпринимателей. Информация в ней актуальна в день ее выдачи. Поэтому к «выпискам» старше 10 дней следует отнестись с настороженность. Основное, что нужно проверить: статус фирмы (действующая, нет, в процессе ликвидации, реорганизации); актуальный директор; информация о недостоверности данных.
  • Документы об исполнении обязательств перед бюджетом (баланс, декларации по налогу на прибыль и НДС), и обязательно документы, подтверждающие их сдачу в налоговую
  • Лицензии, документы об участии в СРО (с учетом специфики оказываемых услуг или поставляемых товаров)

Опционно можно также запросить информацию о среднесписочной численности, наличии и расположении складских помещений, производственных мощностях, рекомендации, информации о наиболее значимых покупателях (клиентах), лицах уполномоченных представлять компанию (на основании приказа или доверенности) и подписывать документы (договоры, первичные документы и счета-фактуры т.д.).

Часто указанную информацию просят представить в виде заполненной анкеты или сопроводительного письма.

  • Информация из общедоступных ресурсов

Следующим этапом является сбор информации о контрагенте из различных общедоступных источников. Изучить следует:

  • Официальный сайт компании позволяет получить много полезной информации: сведения о компании и ее истории, основные покупатели (клиенты), адреса, контакты и много другое;
  • Информацию на сайте налоговой (подробнее информацию о сервисах ФНС разберем в отдельном пункте);
  • Сведения о действительности паспорта директора (Главное управление по вопросам миграции)
  • Не упоминается ли компания в списках недобросовестных поставщиков (на сайте гос.закупок, ФАС)
  • Суды, участником которых является фирма. Крайне настороженно следует отнестись к фирмам-участникам судебных процессов с участием ИФНС. Судебных акты по арбитражным процессам по хозяйственной деятельности фирмы могут наоборот сыграть вам на руку, т.к. они способны подтвердить факт реального осуществления организацией предпринимательской деятельность. В российском праве действует преюдиция т.е. факт, зафиксированный в судебном акте, не подлежит в дальнейшем повтоному доказыванию.
  • Наличие долгов (сайт службы судебных приставов). Важно: наличие у организации налоговой задолженности крайне негативный признак.
  • Личная встреча с руководителем
Читайте также:  Обязательный аудит - основные критерии в 2018 году - все о налогах

Не для кого не является секретом наличие огромного количества фирм-«однодневок», зарегистрированных по чужим документам, а иногда и на умерших и пропавших без вести лиц.

Налоговая активно разыскивает таких подставных директоров и допрашивает их и получает протоколы допросов, в которых «директора» сообщают, что им не известно о существовании фирмы, руководителем которой они являются, каких-либо документов они не подписывали, доверенностей не выдавали.

Данный факт автоматически делает все документы от лица компании (включая первичные документы и счета-факты) не легитимными, а соответственно компания утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС и принятию в расходы по налогу на прибыль всех затрат по данному контрагенты.

Самым действенным способом избежать указанных негативных последствий является личная встреча с директором контрагента. Желательно этот факт зафиксировать (например, фото при проведении переговоров, выписка из журнала учета посетителей при наличии пропускного режима и т.д.).

В тоже время, далеко не во всех случаях личная встреча с директором поставщика возможна. Особенно, если поставщик очень крупная и известная компания. Вопросами заключения договоров у них обычно занимаются их заместители или даже менеджеры по доверенности. Но и в этом случае не стоит отчаиваться. Факт существования директора может быть подтвержден.

Например, статьей в СМИ о конференции, на которой выступал руководитель поставщика, или о тематической выставке, в которой он принимал участие.

  • Экскурсия в гости к поставщику

Хорошо, если поставщик согласиться провести для вас экскурсию, в ходе которой вы сможете побывать в его офисе, осмотреть производство, складские помещения, технику, увидите персонал.

Так вы сможете убедиться в наличии у контрагента реальной возможности выполнить условия договора. Это полезно как для предотвращения налоговых рисков, так и для избежания гражданских. Вы удостоверитесь, что работаете не с технической фирмой-«прокладкой», а с реальным исполнителем.

Желательно делать фотографии, они могут впоследствии пригодиться.

  • Анализ полученной информации

Важно не только запросить документы и получить информацию, но и проанализировать ее. Например, важно не просто получить приказ о назначении директора, но убедиться, что именно это лицо легитимно представлять вашего контрагента. Нужно проследить всю цепочку назначений и сроков действия полномочий.

Если какие-то моменты вызывают сомнения, подумайте, какую информацию можно дополнительно разыскать дабы их рассеять или наоборот подтвердить.

  • Принятие решения о заключении договора

После тщательного анализа полученной информации необходимо принять решение стоит ли начинать работу с этим поставщиком или нет. Помните, если ваш поставщик заинтересует налоговиков, необходимо будет ответить на вопрос: почему было принято решение о сотрудничестве с ним.

Поэтому желательно принимать указанное решение не на основании субъективных ощущений, а в соответствии с разработанными в организации критериями отбора поставщиков (например, соответствие перечисленным в Критериях условиям или получением по результатам проверки определенного количества баллов и т.д.).

Рисковым для организации является принятие различных решений в схожих ситуациях.
Необходимо организовать процесс хранения полученной в ходе проверки информации. Досье на контрагентов может вестись как на бумаге (в виде распечатанных документов), так и в электронном виде.

Возможно применение комбинированного метода, когда часть документов хранится в папках в архиве, а часть – на компьютере. Главное, чтобы при необходимости эти документы можно было быстро представить в налоговый орган или в суд.

  • Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛПА

Весьма эффективным инструментов в деле защиты от налоговых претензий может послужить локальный правовой акт компании (Положение о порядке проверки и отбора поставщиков; Положение о преддоговорной проверке и т.д.), в котором на нормативном уровне закреплены:

  • процедура проверки,
  • порядок формирования и хранения досье на контрагентов
  • критерии отбора поставщиков
  • лица компании, ответственный за данный процесс

Этот документ поможет ответить на главный вопрос проверяющих: почему вы заключили договор именно с этим контрагентом?

Нормативное закрепление процедуры проверки в локальном акте также обоснует, почему не были запрошены отдельные документы по поставщику или приняты во внимание некоторые вызывающие подозрение моменты.

Пример 1.

На претензию проверяющих, что реально осуществляющий поставки контрагент не находится по адресу места регистрации, можно сослаться на пункт Положения о проверке и отборе поставщиков, в соответствии с которым при отсутствии поставщика по адресу гос.

регистрации, у него может быть запрошено официальное письмо с указание причин данного факта и информацией о фактическом месте его нахождения, а также приведены иные доказательства ведения деятельности в другом офисе (например, могут быть представлены скриншоты с официального сайта компании с фактическим адресом и фото офиса, вывески на здании, документы, подтверждающие получение почтовой корреспонденции).

Пример 2.

На претензию, что какой-либо документ не был запрошен у контрагента, а, следовательно, компания не проявила должную осмотрительность при его отборе, можно сослаться на внутреннее Положение компании, в котором приведен перечень запрашиваемых у потенциального контрагента документов, в соответствии с которым документ, на который ссылаются проверяющие не запрашивается у контрагента или иных лиц.

К составлению локального Положения следует отнестись со всей внимательностью. Лучше даже обратиться за помощью к профессиональным юристам, специализирующимся на налоговом праве.

Данный документ должен стать помощником организации в деле защиты от необоснованных претензий фискальных органов, но не затруднять, и тем более не препятствовать ведению ее предпринимательской деятельность. Если в ЛПА будет прописано слишком много требований к поставщикам, компании будет тяжело найти подходящих. Также большой объем проверяемых сведений требует значительных временных и финансовых затрат.

«Прозрачный бизнес» и другие инструменты ФНС по проверке контрагентов

В заключении хотим обратить внимание на информационные ресурсы ФНС, которыми можно и нужно активно пользоваться при проверке контрагентов.
Одним из самых ожидаемых информационных ресурсов ФНС является сервис «Прозрачный бизнес». Его разработкой налоговые органы занимаются уже несколько лет. В 2017 году сервис был запущен, но не на долго.

Ожидалось, что он вновь возобновит работу с 1 августа 2018 года.

С помощью этого сервиса станет возможным получения сведений, которые ранее составляли налоговую тайну. Так организации смогут ознакомиться с налоговой отчетностью контрагентов, информацией о налоговой задолженности, среднесписочной численности, налоговых нарушениях и т.д.

Вместе с тем на сегодняшний день на сейте налоговой службы есть несколько сервисов, с помощью которых возможно осуществить проверку поставщиков.

  • Сведения о гос.регистрации. По сути нам предлагают ознакомиться с краткой выпиской организации из гос.реестра, узнать ее актуальный статус. Электронный документ удобно сохранить на компьютер.
  • Сведения об организациях и ИП не уплачивающих налоги и не сдающих отчетность. Сервис позволяет убедиться в исполнении контрагентом основных обязанностей налогоплательщика
  • Сведения, опубликованные в журнале «Вестник гос.регистрации»
  • Сведения о фиктивных директорах – сведения о лицах, в отношении в судебном порядке подтвержден факт невозможности осуществления деятельности в качестве директора или учредителя компании.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/proverka-kontragenta-minimiziruem-nalogovye-riski-na-stadii-vybora-postavshhika/

Сведения о контрагентах налоговая служба

Все чаще при изучении судебной практики встречается такое понятие как проблемный контрагент. И если на законодательном уровне такой термин пока не закреплен, то в сфере хозяйственного права юристы и адвокаты активно его используют.

Кроме того, сами налоговые органы стали обвинять субъектов хозяйственности в неосмотрительности и невнимательности по отношению к своему поставщику, объясняя такие действия желанием компании получить определённые выгоды.

И чтобы такого не случилось, необходимо уметь правильно проверять сведения о контрагенте.

Ответственность за ненадлежащую проверку

Каждый субъект хозяйственной деятельности может спросить: а зачем ему проверять такую информацию, если даже на законодательном уровне нигде не прописана такая общеобязательная функция для предприятия? Но закон есть закон, а практика доказывает обратное. По последней информации, судьи никогда не принимают во внимание такие доказательства. По их мнению: каждый добропорядочный налогоплательщик просто обязан при заключении любых сделок руководствоваться принципами осторожности и осмотрительности.

Также стоит учесть и Постановление Пленума ВАС РФ № 53, где очень подробно расписаны случаи, когда налоговая выгода, полученная налогоплательщиком, может быть признана необоснованной.

В этом перечне случаев указан такой: неосмотрительность самого плательщика при сотрудничестве с поставщиком, который допустил нарушения в налоговом и другом законодательстве.

 И тогда каждый может быть обвинен в том, что получил необоснованную выгоду.

Как видим, опять правовая коллизия: в законе такого понятия нет, но в судебных решениях есть.

Под необоснованной выгодой понимают тот факт, что организация использовала при определении налоговой базы необоснованный размер вычета. Или фирма получила какую-то более низкую ставку по налогу, а по факту не имела на нее права.

Если говорить в разрезе темы: как налог и сведения о контрагенте могут быть связаны, то здесь все просто. Плательщик не проверил организацию, купил у него товар, на НДС которого сделал вычет.

Тем самым налоговая база по НДС уменьшена, в бюджет уплачено меньшую сумму средств. Само же лицо не зарегистрировано и не платит НДС в бюджет.

Вот такой просто и понятный пример, какую взаимосвязь имеет налог, сведения о контрагенте

В результате работает следующий принцип: налогоплательщик обязан контролировать своего партнера, в том числе и в разрезе законности его деятельности. Все риски, связанные с неисполнением таким субъектом своих обязательств, ФНМ переложила на плечи предприятия.

При этом проверка должна проводиться не поверхностная, а тщательная, в разрезе двух направлений.

Направления проверки:

  1. Проверка гражданско-правового характера;
  2. Проверка финансового характера.

Проверка гражданско-правового характера

Если говорить о таком направлении, то здесь в первую очередь нужно выяснить: а существует ли поставщик как зарегистрированный субъект хозяйственной деятельности и имеет ли он вообще разрешение на осуществление своего бизнеса. И для этого лучше всего запросить у поставщика или покупателя документ, подтверждающий такой статус, – выписку из ЕГРЮЛ.

Если сам субъект предоставит такой документ, то не стоит сразу же радоваться и заключать с ним контракт, лучше проверить такой документ на подлинность. При этом сведения о контрагентах налоговая служба может предоставить и предприятию, которое собирается с ним сотрудничать. Для этого просто можно зайти на сайт ФНС и там просмотреть информацию в электронном виде.

Важно знать: можно получить справку такого рода просто в электронном формате, но в сокращенной версии. Можно направить официальный запрос в ФНС и получить на него полный развернутый ответ. Всегда нужно сопоставлять свои риски: и в случае крупных сделок направлять официальный запрос, чтобы быть на 100% уверенным в добросовестности юридического лица.

Относительно сроков, как быстро может быть дан ответ на поступивший запрос. Как утверждает информация, представленная на сайте ФНС, то срок предоставления ответа не может превышать пять рабочих дней со дня поступления запроса.

Важно знать: услуга не бесплатна, за ее необходимо заплатить от 200 до 400 рублей.

Читайте также:  Что относится к видам времени отдыха по тк рф? - все о налогах

Все зависит от срочности: за 200 рублей ИФНС сведения о контрагенте выдаст в течение заявленных пяти дней, а вот за 400 рублей – на следующий день после поступления запроса в отделение ФСН.

Для того, чтобы ответ от инспекции был направлен, необходимо в самом запросе представить данные такого характера: полное наименование, его юридический адрес, если такой есть.

Но если официального ответа не нужно, то достаточно зайти на официальный сайт ФНС и проверить сведения о контрагенте по ИНН. Для этого просто вводиться ИНН предприятия или его полное название.

И далее система предоставляет данные о юридическом лице.

Конечно такая информация не является исчерпывающей, но она хотя бы дает возможность уже на первоначальном этапе понять: законно ли работает партнер или нет.

Важно: конечно, время ценно, и некому не хочется составлять дополнительные запросы, но как показывает практика арбитражных дел, сам факт того, что компания обратилась с официальным документом в налоговую говорит о том, что она предпринимала попытки проанализировать своего поставщика. И даже если ФНС не ответила по запросу (может быть и такое), то факт направления ему должен быть зафиксирован у вас номером исходящего документа и лучше всего номером входящего в инспекции. Для этого запрос необходимо направлять только письмом с уведомлением.

Дополнительная проверка

Но получив сведения ЕГРЮЛ проверь контрагента еще на дополнительные параметры, получив гарантию того, что предприятие не просто имеет юридический статус, но и фактически работает в заявленном сегменте бизнеса.

Какие документы можно запросить дополнительно для устранения всех имеющихся рисков:

  • Статистическую информацию от Росстат. Если предприятие функционирующее, то должно по результатам своей деятельности направлять в компетентные органы статистические сводки о прибыли, убытках, денежных потоках и т.п. Такие данные дадут представление пользователю о состоянии дел у компании;
  • Копии учредительных документов, где будет прописано размер уставного фонда, алгоритм его формирования, полномочия генерального директора, администрации и т.д.

Чем больше размер сделки, тем больше действий необходимо предпринять. Не лишним будет узнать и проверить юридический и фактический адрес своего партнера, посмотреть условия, в которых работает персонал, проверить функциональность производственного процесса и т.п. Необходимо точно быть уверенным в том, что твой партнёр успешно функционирующий субъект, а не просто зарегистрированный.

Не лишним будет провести анализ организации на активность в судебных делах, изучив судебную практику за последние 5 лет. Это даст возможность понять: привлекался ли ранее партнер за нарушение исполнения своих обязательств, или нет.

Финансовая отчетность: ее изучение

Многие организации ошибочно пренебрегают таким инструментом как проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. А это один из самых весомых и важных аспектов в анализе любой организации. Получить сведения о контрагенте резиденте таким образом можно двумя способами:

  1. Непосредственно запросив копию отчетности со всеми печатями и подписями у предприятия;
  2. Воспользоваться сервисом Росстат, представляющим статистические данные по многим субъектам коммерческой деятельности.

Важно: лучше всего попросить у партнера бухгалтерскую отчетность с пометкой уже налоговой инспекции о том, что такая документация принята. Это позволит избежать фактов мошенничества.

Что позволяет определить финансовая отчетность:

  1. По крайней мере тот факт, что предприятие не однодневка, и оно реально составляет и подает отчетность;
  2. Результаты финансовой деятельности, в том числе с определением денежных потоков в течение отчетного периода, размера чистой прибыли и т.д. Баланс позволит определить какими активами обладает лицо, чтобы понять: можно ли в случае банкротства такого лица покрыть имеющуюся задолженность перед Вами проданным с аукциона имуществом;
  3. Показатели ликвидности и рентабельности, являющиеся основополагающими при определении рисков.

В результате: бухгалтерская отчетность – это один из главных этапов, которым никогда нельзя пренебрегать. И если информация от ФНС позволит определить только правовой статус компании, то отчетность позволит реально оценить риски сотрудничества с такой организацией.

Другие особенности, которые стоит учесть

Допустим, есть карточка сведений о контрагенте, и что, этого достаточно? Здесь все зависит от масштабов деятельности и известности всех участников договорных отношений. Но многие практики советуют при неизвестности вашего партнера и первичном сотрудничестве с ним, учитывать следующие моменты:

  • Юридический адрес имеет массовый характер. Массовость у налоговиков предполагает тот факт, что на один офис или дом зарегистрировано множество компаний. Как правило, такая особенность свойствена фирмам-однодневкам, для которых главное – это зарегистрироваться и выполнить формальность. Проверить это очень легко с помощью сервиса ФНС и других сервисов, когда при вводе конкретного адреса предоставляется список всех зарегистрированных по нем юридических и физических лиц;
  • Не лишним будет проверить посильно ли выполнить условия договора партнеру, имеющимися у него в обороте активами. Например, лицо в договоре обязуется доставить товар из точки А в точку Б в течение дня, хотя фактически расстояние между пунктом А и Б требует 2-х дней перевозки товара грузовым транспортом. Кажется, мелочь, но по факту такие фирмы предлагают заманчивые невыполнимые условия, на которые и ведутся фирмы;
  • Проверить управляющее лицо и других уполномоченных лиц на сайте ФИНС с помощью функции «Черный список». Есть перечень тех субъектов, которых за определенные нарушения по закону лишили прав занимать руководящие должности. Так вот: если лицо, входящее в аппарат управления, входит в черный список ФНС, то лучше сразу отказаться от сотрудничества с таким лицом;
  • Можно узнать на сайте государственных закупок участвовал ли данный субъект хоть раз в такой операции. Как правило, участие в госзакупках предполагает тщательную проверку со стороны государственных служб. Фирмы с плохой репутацией здесь не работают. Если Ваш поставщик систематически принимает участие в таких сделках, то его надежность очень высока.

Помимо таких важных моментов при подписании договора о сотрудничестве, всегда необходимо обращать внимание на информацию о лицах, которые участвовали в переговорах. Это очень важно. Если у компании не будет никаких контактных данных о людях, которые действовали от лица поставщика, а потом исчезли, то сам плательщик будет обвинён в неосмотрительности.

Кстати, по поводу подписания договора. Есть сведения о контрагенте форма 13, которую заполняет само лицо. Форма не является общеобязательной, но лучшее ее найти и распечатать. В качестве приложения подшить к договору. Документ будет доказательством того, что Вы проводили сбор информации о своем партнере.

Таким образом, никто не защитит тебя лучше, чем ты себя защитишь сам. Конечно, с одной стороны может показаться не правильным, что ответственность за мошенничество другого предприятия частично лежит на плечах налогоплательщика.

Но с другой стороны, такая практика заставляет всех сторон процесса более внимательно относиться к тому, с кем заключаешь сделку. В итоге, это приносит свой результат: повышение не только дисциплины, но и качество выполнения договоров поставок.

А это дополнительная гарантия финансовой стабильности.

Источник: https://LawCount.ru/nalog/svedeniya-o-kontragente/

Как проверить контрагента, чтобы у ИФНС не было претензий

Никакого строго обязательного списка информации, которую нужно собрать о будущем контрагенте, в законодательстве не прописано. Как, впрочем, и самого требования о сборе такой информации.

Однако настоятельные рекомендации это делать содержатся в хорошо известном Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 об оценке обоснованности получения налоговой выгоды, а также в массе судебных решений по налоговым спорам и в многочисленных письмах ФНС РФ и Минфина РФ на этот счет.

На основе данных документов можно составить минимальный перечень источников информации о фирме.

Однако руководствоваться самым кратким перечнем все же не стоит, поскольку в таком случае компанию могут все равно обвинить в непроявлении должной осмотрительности.

Налоговики всегда смогут заявить компании, что ей нужно было копать глубже, если была такая возможность. Она же всегда имеется, поскольку подавляющая часть сведений о юрлицах опубличена и размещена в Интернете.

Поэтому лучше использовать максимальный перечень источников и проверять контрагентов по нему. В действительности это не занимает много времени.

В то же время, если новые деловые партнеры появляются у компании с завидной регулярностью и в большом количестве, можно создать в компании специальное подразделение.

Это может быть как специальный отдел вроде службы безопасности, так и специально выделенные для этого люди в бухгалтерии или юротделе.

Совсем хорошо, если такой отдел (специалист) проверяет организации не по наитию или устным распоряжениям руководства, а по специальному регламенту, в котором описаны источники получения информации и критерии отбора по ним благонадежных деловых партнеров для сотрудничества.

Итак, откуда можно и нужно почерпнуть информацию о потенциальном контрагенте.

1. Запрос документов у самого контрагента

Первый источник самый очевидный – это сама организация.

У нее стоит запросить заверенные гендиректором и печатью организации копии следующих документов:

  •  выписку из ЕГРЮЛ;
  •  свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ;
  •  свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  •  устав общества в редакции, которая действовала в день назначения действующего гендиректора;
  •  решение участников общества о его назначении (протокол общего собрания акционеров – в случае с АО);
  •  документы, подтверждающие полномочия лиц, принимавших решение о назначении исполнительного органа;
  •  трудовой договор с генеральным директором;
  •  приказ общества о его вступлении в должность;
  •  его паспорт;
  •  штатное расписание компании;
  •  справку о среднесписочной численности сотрудников;
  •  рекомендательные письма от контрагентов;
  •  бухгалтерский баланс за последний год;
  •  декларацию по налогу на прибыль за последний год;
  •  выписку о движении денег по расчетному счету за последний год;
  •  информацию о том, привлекалась ли она к налоговой или административной ответственности;
  •  лицензии, если они требуются для выполнения работ, для которых планируется заключить договор.

Источник: https://www.v2b.ru/articles/kak-proverit-kontragenta-chtoby-u-ifns-ne-bylo-pretenziy/

Как проверить контрагента, чтобы не было претензий у налоговой

Действуйте самостоятельно: налоговики не обязаны предоставлять общедоступные сведения о контрагентах по запросу.

Инспекторы настаивают, что организации должны проверять контрагентов самостоятельно с помощью сервиса на сайте nalog.ru.

Компания запросила в инспекции информацию в налоговой о контрагенте и данные о его постановке на учет. Налоговики ответили на запрос отказом.

В официальном письме инспекторы указали, что компания может воспользоваться общедоступными сведениями на сайте инспекции, например сервисом «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Компания сперва подала жалобу в вышестоящий налоговый орган, а затем продолжила оспаривать письмо налоговиков в суде.

Суд отказал компании в требованиях и постановил, что налоговая не обязана предоставлять по запросу сведения о недоимке, среднесписочной численности и специальных налоговых режимах контрагентов.

Суд посчитал действия налоговиков правомерными, так как в запрашиваемой информации нет налоговой тайны и организации могут получить ее на сайте налоговой службы (п. 1 ст. 102 НК). Кассация оставила решение суда без изменения.

Источник: постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2017 № Ф08-6801/2017 по делу № А63-16035/2016

Почему бухгалтеру опасно принимать первичку контрагента от собственного руководителя

Если контрагенты не находятся по юридическому адресу и у них нет ресурсов, чтобы исполнить сделку, налоговая снимет вычет.

Компания заключила с поставщиками договоры субподряда на строительные работы. По результатам проверки инспекция вынесла решение доначислить налог, штраф и пени по сделкам, несмотря на то что общество предоставило документы, которые их подтверждали.

Контролеры выяснили, что часть работ на объектах выполняли сотрудники проверяемой компании, а юридический адрес один из субподрядчиков использует лишь для получения корреспонденции.

Дополнительный аргумент налоговиков: главный бухгалтер компании пояснила, что все документы поставщиков приносил директор, а это не характерно для нормальной работы подрядчика с субподрядчиком.

Читайте также:  Должностная инструкция специалиста по охране труда - 2017 - все о налогах

У поставщика нет на балансе основных средств, численность работников незначительна. Заказчик, с которым общество заключило договор, указал, что субподрядчики на территории объектов не работали. Суд поддержал инспекторов.

Источник: постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2017 № Ф08-7352/2017 по делу № А53-32398/2016

Компания не отвечает за показания директора контрагента

Налоговая не может отказать в вычете налога на основании только показаний руководителей поставщика. Налогоплательщик не знает и не может знать, как в дальнейшем поведет себя его контрагент, и не отвечает за показания его представителей. Главное для вычета — реальность хозяйственных отношений.

Директор партнера несколько раз менял показания и при допросе в рамках уголовного дела отрицал свою причастность к сделкам. По его словам, он согласился стать руководителем контрагента за 2 тыс. руб. При этом договоры и документы от имени контрагента он не подписывал. Подделку подписей подтвердила экспертиза.

Позднее во время налоговой проверки руководитель контрагента изменил свои показания. Поэтому суд первой инстанции признал отказ в вычете незаконным. Апелляция отменила первоначальное решение.

Но затем кассация отменила постановление апелляционного суда и признала, что инспекция необоснованно отказала в вычете и доначислила НДС.

В качестве главного аргумента она использовала результаты повторного допроса, который производили уже сотрудники ИФНС.

Источник: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2017 № Ф06-23931/2017 по делу № А72-13657/2016

Налоговики при проверке будут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте, поэтому важно не только проверить, но и собрать доказательства в специальный отчет.

В сервисе «Финановый директор: Проверка контрагентов» мы разработали отчет, который учитывает все разъяснения ФНС.

Он формируется автоматически по каждому контрагенту, в нем будут выводы из 18 официальных реестров и доказательства реальности контрагента и сделки. Вам остается только заверить отчет подписью.

Источник: https://fd.ru/articles/159048-kak-proverit-kontragenta-chtoby-ne-bylo-pretenziy-u-nalogovoy

Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить Налоговую службу и объяснить ту или иную финансовую операцию, задать несколько вопросов о сданной отчетности 

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить Налоговую инспекцию или же делегировать эту обязанность доверенному лицу, к примеру, главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, согласно которому отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности 

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает «отделаться» штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным.

Мы согласны, факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным, однако, инспекторы не приглашают к себе директора без веских на это причин.

Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос

Допрос является обязательной процедурой, при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данной случае – мера несущественная, однако, отказ Налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от Налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, т.к. при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию, ФНС имеет больше шансов выиграть дело

Все объясняется наличием «свежих» доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны Налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых «номинальных» директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему «спускаются» от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на «беседу» с инспекторами – далеко не лучший вариант

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большей долей вероятности не сможет на них ответить, т.к. не располагает достоверными сведениями

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы

Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников Налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит – это очередной повод усомниться в законопослушности организации 

Однако, в российском законодательстве нет такого понятия, как «номинальный директор», в виду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли «реальный» руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет

Какую цель преследует Налоговая?

Если сотрудники службы имеют намерение беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения на то, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и (или) ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Для того, чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако, вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться – это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники Налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции

Представьте себе, что ни вы, ни ваши партнеры не можете дать вразумительных ответов на поставленные вопросы, плюс по обе стороны от лица компаний вещают номинальные директора… Картина, достойная красивой рамки

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму «на чистую воду», сотрудники Налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить «реальный» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень:

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?

  2. Где находится компания, в которой Вы являетесь руководителем?

  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?

  4. Как и когда Вы нашли ваших контрагентов?

  5. Какие меры предпринимаются в Вашей компании для проверки контрагентов?

  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?

  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?

  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?

  9. Кто в Вашей компании составляет трудовые договоры?

  10. Что входит в Ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить Вашу организацию в некой преступной деятельности 

Можно взять на вооружение практику присутствия на налоговой проверке с главным бухгалтером и юристом. В этом случае генеральный директор имеет право в ходе диалога согласовывать наиболее приемлемые формулировки ответов на поставленные вопросы

При всем при этом, инспекторы все же не теряют заинтересованности найти компрометирующие факты в вашей хозяйственной деятельности.

Популярным методом получения «нужных» (неверных и взаимоисключающих) ответов на поставленные вопросы является метод запутывания. Проверяющие лица могут задавать по сути один и тот же вопрос множество раз в разных формулировках. В диалоге с номинальными директорами эта методика работает «на ура», что неудивительно

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, в виду чего даже самые провальные переговоры не доведут ситуацию до трагичных событий. Однако, сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя 

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно, в первую очередь, компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик 

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажка», однако, вычет по НДС, работая с вами, эти фирмы могут и не получить, что уже ударит «по карману» и репутации. Более того, если Налоговая сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, т.к. данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии»

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал наглядно демонстрирует то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС.

Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания.

Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить Налоговую службу ни коем образом не решает проблему, т.к. инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно. 

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации – еще одна большая ошибка, которая может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации, как надежного поставщика и налогоплательщика.

Источник: https://scloud.ru/blog/direktora_vyzvali_na_razgovor_v_fns_vystraivaem_liniyu_zashchity/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]