Реализацию макулатуры освободили от ндс — на время — все о налогах

Последствия освобождения от НДС реализации макулатуры

04.12.2017Автор: Ю.В. Капанина, аттестованный налоговый консультант

Восстановление входного НДС

В чем суть проблемы

С вве­де­ни­ем в НК РФ новой нормы об осво­бож­де­нии от НДС ре­а­ли­за­ции ма­ку­ла­ту­ры воз­ни­ка­ет во­прос о вос­ста­нов­ле­нии вход­но­го НДС.

Ведь по об­ще­му пра­ви­лу, если иму­ще­ство на­чи­на­ет ис­поль­зо­вать­ся в де­я­тель­но­сти, не об­ла­га­е­мой НДС, сумму вход­но­го на­ло­га, ранее пра­во­мер­но при­ня­тую к вы­че­ту, нужно вос­ста­но­вить и упла­тить в бюджет.

 По­это­му на­ло­го­ви­ки при про­ве­де­нии вы­езд­ной про­вер­ки могут по­тре­бо­вать вос­ста­нов­ле­ния при­ня­то­го к вы­че­ту НДС по при­об­ре­тен­ным бу­ма­ге, кар­то­ну, кни­гам (далее — ма­те­ри­а­лы), став­шим впо­след­ствии ма­ку­ла­ту­рой.

А можно ли поспорить?

ВНИМАНИЕ

Осво­бож­де­ние от НДС ре­а­ли­за­ции ма­ку­ла­ту­ры дей­ству­ет до конца 2018 г. И от­ка­зать­ся от этой льго­ты нельзя.

По на­ше­му мне­нию, вос­ста­нав­ли­вать НДС при сдаче ма­ку­ла­ту­ры не надо. Вот какие ар­гу­мен­ты можно при­ве­сти про­ве­ря­ю­щим, а по необ­хо­ди­мо­сти — и в суде.

АР­ГУ­МЕНТ 1. В п. 3 ст. 170 НК РФ опре­де­ле­ны слу­чаи, когда на­ло­го­пла­тель­щик обя­зан вос­ста­нав­ли­вать суммы НДС, ранее при­ня­тые к вы­че­ту. Речь в нем идет, в част­но­сти, о то­ва­рах, ко­то­рые в даль­ней­шем не ис­поль­зу­ют­ся в де­я­тель­но­сти, об­ла­га­е­мой НДС.

Но ма­ку­ла­ту­ра — это не спе­ци­аль­но про­из­ве­ден­ный ком­па­ни­ей товар, а «бу­маж­ные и кар­тон­ные от­хо­ды про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния, от­бра­ко­ван­ные и вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния бу­ма­га, кар­тон, ти­по­граф­ские из­де­лия, де­ло­вые бу­ма­ги, в том числе до­ку­мен­ты с ис­тек­шим сро­ком хра­не­ния».

К при­ме­ру, ком­па­ния по­ку­па­ла бу­ма­гу для офис­ных нужд или вы­пи­сы­ва­ла спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные жур­на­лы и га­зе­ты, ко­то­рые после ис­поль­зо­ва­ния по на­зна­че­нию за нена­доб­но­стью были сданы в ма­ку­ла­ту­ру.

По­лу­ча­ет­ся, что эти ма­те­ри­а­лы при­об­ре­та­лись не с целью пе­ре­ра­бот­ки их в ма­ку­ла­ту­ру для даль­ней­шей ре­а­ли­за­ции, не под­ле­жа­щей об­ло­же­нию НДС. Они по­ку­па­лись для про­из­вод­ства про­дук­ции (вы­пол­не­ния работ, ока­за­ния услуг), то есть для об­ла­га­е­мой НДС де­я­тель­но­сти.

А зна­чит, усло­вие для при­ме­не­ния на­ло­го­во­го вы­че­та по этим ма­те­ри­а­лам со­блю­дено.

АР­ГУ­МЕНТ 2. Чтобы вос­ста­но­вить налог, нужно знать сумму вход­но­го НДС, при­хо­дя­щу­ю­ся на ма­ку­ла­ту­ру. А в НК РФ по­ря­док опре­де­ле­ния та­ко­го НДС не преду­смот­рен.

На­при­мер, ком­па­ния по­ку­па­ет некий товар, ко­то­рый по­сту­па­ет в кар­тон­ных ко­роб­ках. Эти ко­роб­ки яв­ля­ют­ся ра­зо­вой невоз­врат­ной тарой, сто­и­мость ко­то­рой была вклю­че­на в цену по­сту­пив­ше­го в ней товара.

 И при сдаче в ма­ку­ла­ту­ру таких кар­тон­ных от­хо­дов по ним невоз­мож­но рас­счи­тать сумму на­ло­га к вос­ста­нов­ле­нию.

По­сколь­ку офи­ци­аль­ных разъ­яс­не­ний на эту тему нет, мы за­да­ли во­прос о вос­ста­нов­ле­нии НДС при сдаче ма­ку­ла­ту­ры спе­ци­а­ли­стам ФНС. И вот что нам от­ве­ти­ли.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУ­МИН­СКАЯ Ольга Сер­ге­ев­на

Со­вет­ник го­су­дар­ствен­ной граж­дан­ской служ­бы РФ 2 клас­са

“При­нять к вы­че­ту вход­ной НДС по при­об­ре­тен­ным то­ва­рам (ра­бо­там, услу­гам) можно, если они пред­на­зна­че­ны для де­я­тель­но­сти, об­ла­га­е­мой НДС.

 В слу­чае если при­об­ре­тен­ные то­ва­ры, от­хо­ды ко­то­рых стали впо­след­ствии ма­ку­ла­ту­рой, были ис­поль­зо­ва­ны для об­ла­га­е­мых НДС опе­ра­ций, при ре­а­ли­за­ции ма­ку­ла­ту­ры вос­ста­нов­ле­ние вход­но­го НДС не про­из­во­дится”.

На­де­ем­ся, что такой же под­ход будут при­ме­нять и тер­ри­то­ри­аль­ные ин­спек­ции.

Отражение в декларации

ВНИМАНИЕ

Счет-фак­ту­ру при про­да­же ма­ку­ла­ту­ры те­перь можно не вы­пи­сы­вать.

Про­да­жу ма­ку­ла­ту­ры вам нужно от­ра­зить в раз­де­ле 7 де­кла­ра­ции по НДС. Что ка­са­ет­ся за­пол­не­ния графы 1 «Код опе­ра­ции», то в при­ло­же­нии № 1 к По­ряд­ку за­пол­не­ния де­кла­ра­ции не со­дер­жит­ся код для от­ра­же­ния опе­ра­ций по ре­а­ли­за­ции ма­ку­ла­ту­ры.

По­это­му до вне­се­ния из­ме­не­ний в этот По­ря­док ФНС счи­та­ет воз­мож­ным ис­поль­зо­вать общий код, уста­нов­лен­ный для со­от­вет­ству­ю­щих опе­ра­ций, не об­ла­га­е­мых НДС. Так, для опе­ра­ций, осво­бож­ден­ных от НДС по ст. 149 НК РФ, преду­смот­рен общий код 1010200.

***

Осво­бож­де­ние от НДС ре­а­ли­за­ции ма­ку­ла­ту­ры не долж­но ска­зать­ся на необ­хо­ди­мо­сти ве­де­ния раз­дель­но­го учета НДС.

 По­сколь­ку доля рас­хо­дов на сдачу ма­ку­ла­ту­ры, ско­рее всего, не пре­вы­сит 5% общей ве­ли­чи­ны со­во­куп­ных рас­хо­дов ком­па­нии.

 Ведь сто­и­мость самой ма­ку­ла­ту­ры неве­ли­ка, как и раз­мер за­трат, свя­зан­ных с ее ре­а­ли­за­ци­ей (если такие были — к при­ме­ру, рас­хо­ды на пе­ре­воз­ку).

Главная Книга

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-399614-posledstviya_osvobojdeniya_ot_nds_realizatsii_makulaturyi

Реализация макулатуры

О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

С 1 октября 2016 года реализация макулатуры освобождена от обложения НДС. Рассмотрим налоговые последствия такого освобождения для продукции СМИ, а также затронем аспекты документального оформления.

С 1 октября 2016 года пункт 2 статьи 149 НК РФ был дополнен подпунктом 31, в соответствии с которым освобождается от налогообложения реализация макулатуры.

В целях Налогового кодекса РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Такое определение макулатуры соответствует пункту 3.41 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).Однако ни в Налоговом кодексе РФ, ни в указанном постановлении не определены критерии и порядок отнесения продукции к макулатуре.

Вместе с тем в статье 264 НК РФ дано определение морально устаревшей продукции, к которой отнесена не реализованная в пределах сроков продукция средств массовой информации и книжной продукции.

Можно сделать вывод, что нереализованная в пределах сроков продукция средств массовой информации и книжной продукции при выполнении прочих условий может быть признана макулатурой (как ТМЦ, пришедшие в негодность и вышедшие из употребления).

На большинство организаций, имеющих «обычные» бумажные и прочие отходы, данное нововведение не окажет существенного влияния (просто надо не забыть учесть указанные операции при расчете права не применять положения статьи 170 НК РФ в части раздельного учета и вычета НДС).

Существенным такое нововведение будет для организаций, производящих СМИ и осуществляющих обратный выкуп своей продукции в значительных объемах (более 5% тиража), так как обратный выкуп осуществляется по цене «первоначальной продажи».

При обратном выкупе тиража продавец (бывший покупатель) предъявляет покупателю (бывшему продавцу) НДС.

НДС

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, в случаях использования товаров, работ, услуг для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), в частности по основаниям статьи 149 НК РФ, сумма НДС с их стоимости:

  • ранее принятая к вычету – подлежит восстановлению (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) и учету в составе прочих расходов в соответствии с общей нормой абзаца 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ;
  • предъявленная в стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг – подлежит включению в их стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Читайте также:  Электронный документ: электронную подпись нельзя заменить собственноручной - все о налогах

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым как в облагаемых налогом, так и в освобождаемых от налогообложения операциях (п. 4 ст. 170 НК РФ):

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимается к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой эти товары (работы, услуги, имущественные права) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), – по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

При этом необходимо учитывать следующее:

пункт 4 статьи 170 НК РФ устанавливает обязанность и общий порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении операций, облагаемых и освобождаемых от НДС.

В силу положений абзаца 6 пункта 4 статьи 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается;

вместе с тем абзац 7 пункта 4 статьи 170 НК РФ устанавливает право налогоплательщика не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в общем порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ.

Налог на прибыль

Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Подпунктом 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.

Таким образом, предусмотренная подпунктом 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ возможность списания потерь является самостоятельным основанием признания расхода (в установленных пределах) налогоплательщиком – производителем указанной продукции и не увязывается с тем обстоятельством, признаны или не признаны налогоплательщиком ранее прямые расходы на производство и выпуск указанной в данном подпункте Налогового кодекса РФ продукции.

Источник: https://112buh.com/novosti/2017/realizatsiia-makulatury/

При продаже макулатуры на территории РФ не будут взимать налог

При продаже макулатуры на территории России больше не будут взимать налог на добавленную стоимость (НДС). Это право дают поправки в Налоговый кодекс. Новация принесет бюджету дополнительные деньги, уверены эксперты.

Отныне в налоговых целях под макулатурой понимаются «бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения».

Какие автомобили исключат из списка облагаемых налогом на роскошь

Как рассказал «РГ» исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Максим Новиков, «освобождение от НДС являлось для нас стратегически важной вещью, которая позволяет нам обелить рынок и выйти на свет более мелким предпринимателям». По его словам, отмена НДС на макулатуру приведет к выравниванию налоговых правил для всех вторичных ресурсов, ведь лет восемь назад был отменен НДС на металлолом.

Член Экспертного совета по налоговой политике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Сергей Варламов рассказал «Российской газете», что в настоящее время рынок сбора макулатуры пребывает в упадке.

А это негативно влияет на всю целлюлозно-бумажную промышленность страны. Наиболее значимой проблемой предприятий этой отрасли является дефицит и завышенная стоимость сырья — макулатуры.

Кстати, по данным Лиги переработчиков макулатуры, в 2013-2015 годах стоимость макулатуры выросла с 4,5 тысячи до 16 тысяч рублей за тонну.

По словам эксперта, освобождение от НДС операций по реализации макулатуры на территории России позволит усилить инвестиционную привлекательность отрасли за счет ее большей прозрачности и снижения издержек, а также повысит объем переработки макулатуры предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.

Варламов ожидает увеличения коэффициента собираемости макулатуры, который сейчас составляет не более 25-30 процентов, что в два раза уступает среднеевропейскому уровню. «Реализация закона должна снизить объемы захоронения бумажных отходов на мусорных полигонах и уменьшить их негативное влияние на окружающую среду», — говорит эксперт.

Профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев обращает внимание, что в условиях упадка макулатуроперерабатывающей отрасли игроки рынка переориентируются на экспорт сырья (так как получают за это валютную выручку) и используют различные схемы по налоговой экономии. «И хорошо, если это законные схемы, так как широкое распространение в последнее время на этом рынке получило банальное «схлопывание» НДС путем использования в цепочке продаж сырья посредников, не исполняющих налоговых обязательств надлежащим образом», — сетует юрист.

Подмосковье: В области запланирована рекультивация мусорных полигонов

В СССР макулатурная отрасль процветала и развивалась. Происходило это за счет двух важных аспектов. К первому можно отнести весьма разумную и хорошо организованную пиар-кампанию, основывающуюся на идеи сбережения лесных ресурсов и, как следствие, качества и чистоты воздуха, которым дышат люди.

Читайте также:  В 2017 г. маркированной продукции станет больше - все о налогах

А второй аспект касался возможности приобретения дефицитной в то время художественной литературы в случае сдачи определенного количества макулатуры.

За сдачу 20 килограммов макулатуры давали талон, по которому можно было купить редкую и отсутствующую в свободной продаже книгу.

Эта акция началась в конце 70-х годов и в России действовала до середины 1990-х годов. Это были так называемые книги из «макулатурной серии».

В условиях командно-административной экономики макулатура доставалась государству практически бесплатно и в больших объемах. Теперь другие времена, и за нее приходится бороться налоговыми преференциями.

Источник: https://rg.ru/2016/06/06/makulaturu-osvobodili-ot-nalogov.html

Что организации делать с НДС, если она продала макулатуру?

Нужно ли восстанавливать НДС при продаже макулатуры и каков механизм расчета суммы налога — читайте в статье

В настоящей статье предлагаем читателю рассмотреть ситуацию, с которой столкнулась организация-плательщик НДС, а связан кейс с реализацией макулатуры.

Сразу отметим, что в целом деятельность организации никак не связана с «макулатурной торговлей», вопрос возник у обычной производственной компании, которая реализует собственную продукцию.

Однако давайте по порядку. В ходе осуществления деятельности у производственной компании остаются отходы в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), при приобретении которых НДС был заявлен к вычету.

Компания решила реализовать ненужные отходы в виде макулатуры и, как следствие, осуществила операцию, не облагаемую НДС.

Возник резонный вопрос: а обязана ли организация восстановить НДС, предъявленный к вычету при приобретении ТМЦ, которые реализованы в виде по макулатуры?

Что об этом говорит законодательство?

Операции по реализации макулатуры освобождены от налогообложения НДС. При этом в целях исчисления НДС под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговый кодекс, а именно п. 3 ст. 170, содержит закрытый перечень случаев, когда суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению.

В частности, НДС, принятый к вычету, восстанавливается в случаях дальнейшего использования товаров (работ, услуг) для осуществления, в частности, операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), к каковым относится и сделка по реализации макулатуры.

При этом относительно товаров (работ, услуг) восстановлению подлежат суммы налога в размере, который ранее был принят к вычету.

Каково мнение контролеров?

Сразу отметим, что контролеры по данному вопросу не высказались ни разу, официальных разъяснений нет. Однако попробуем разобраться и найти схожие ситуации.

Прежде всего следует отметить, что проверяющие текст п. 3 ст. 170 НК РФ трактуют очень своеобразно.

Такие выводы сделаны на основании многочисленных разъяснений, связанных с обязанностью налогоплательщика, по их мнению, нужно восстановить НДС при ликвидации недоамортизированного основного средства.

Когда основное средство продается — это понятно, вопросов нет. Ну а если устаревшее средство просто ликвидируется, при этом оно недоамортизировано?

Так вот, контролеры неоднократно отмечали, что при ликвидации недоамортизированных основных средств и прекращении их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету по таким основным средствам, подлежат восстановлению.

Как было отмечено выше, относительно реализации офисных отходов в виде макулатуры (использованная бумага, газеты журналы, картон-невозвратная тара и пр.

) контролирующие органы не давали разъяснений, однако есть вероятность, что позиция их будет схожей с ситуацией, связанной с ликвидацией основного средства.

Поэтому мы считаем, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, ставшими впоследствии макулатурой.

Есть ли выход?

Полагаю, что такие выводы относительно реализации ТМЦ, реализованных в виде макулатуры, выглядят не совсем корректно, и вот почему.

Из формулировки норм НК РФ следует, что обязанность восстанавливать НДС возникает тогда, когда товары (работы или услуги) начинают использоваться для необлагаемой налогом деятельности.

Однако если объект ликвидирован (бумага перешла в разряд отходов), то о его дальнейшем использовании (в облагаемой деятельности или необлагаемой) речи вообще не идет. Аналогичное мнение высказывается судами.

В одном из своих писем еще в 2016 г. Минфин России указывает, что налог подлежит восстановлению, поскольку останется металлический лом, который можно и нужно реализовать.

Реализация металлолома освобождается от НДС (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2018 года). Следовательно, объект ОС уже после своей ликвидации начинает использоваться в деятельности, не облагаемой НДС.

Значит, возникает необходимость в восстановлении НДС.

Полагаем, что как раз это письмо и подтверждает озвученный выше вывод о том, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, которые стали впоследствии макулатурой. Однако если организация не согласна с таким развитием событий, то она может задать вполне резонный вопрос о том, а в какой сумме следует восстановить налог?

Ведь порядок восстановления сумм НДС по основным средствам определен НК РФ, а именно НДС с суммы остаточной стоимости основного средства. Что же касается приобретенных ТМЦ, ставших в последствии макулатурой, то механизм в НК РФ для такого случая не прописан.

При этом требовать восстановления полной суммы совершенно некорректно, поскольку речь идет об отходах в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), т.е. ТМЦ, которые уже были использованы по своему прямому назначению в облагаемых НДС операциях.

На чем остановимся?

Вопрос о том, следует ли организации восстановить НДС по итогам реализации использованных ТМЦ, ставших впоследствии макулатурой, в НК РФ прямо не урегулирован. Полагаем, что контролеры могут потребовать восстановления.

Однако учитывая судебные мнения, а также тот факт, что механизм, согласно которому должна быть рассчитана сумма налога к восстановлению, не определен, полагаем, что организация не обязана восстанавливать НДС.

При этом не исключено, что если возникнет спор, то окончательное решение сможет принять только суд, и организация должна быть готова к этому.

Источник: https://delovoymir.biz/chto-organizacii-delat-s-nds-esli-ona-prodala-makulaturu.html

Госдума освобождает реализацию макулатуры от НДС на два года — интервью автора закона для PAP-FOR — PAP-FOR Russia

Сырьевая проблема уже не первый год является ключевой для ЦБП: дорогостоящая макулатура, которую не могут себе позволить российские производители бумаги и картона, большей частью уходит на экспорт. При этом, в проигрыше остаются не только останавливающие свою работу предприятия, но и федеральный бюджет.

Решение было предложено депутатом фракции «Единая Россия» при поддержке Лиги переработчиков макулатуры, которые стали инициаторами недавно принятого Госдумой закона об отмене НДС на продажу макулатуры.

Читайте также:  Позиция вс рф в 2015 году: ндфл с премии можно перечислить с "зарплатным" налогом - все о налогах

Организаторы выставки PAP-FOR получили комментарий от автора законопроекта Александра Ивановича Фокина, Председателя подкомитета по экологии Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ.

Об актуальности закона

«Причинами для разработки данного закона послужило то, что после принятия ФЗ №495, на заседании подкомитета по экологии мы стали рассматривать вопросы, связанные с составляющим объемом макулатуры в ТКО. Выяснилось, что сегодня в России макулатура составляет порядка 40% отходов, которые образуются на одного человека в год.

Мы стали изучать, каким образом происходит сбор и переработка макулатуры, и выяснилось, что из 15,5 млн тонн макулатуры перерабатывается только 3,5 млн тонн, причем преимущественного это макулатура, образующаяся в результате деятельности торговых предприятий, которые занимаются продажей бытовой техники, т.е.

картон, упаковочная бумага и т.д.

Получается, что порядка 12,5 млн тонн макулатуры не перерабатывается, а из бытовых отходов населения подвергается переработке только 0,1–0,5% бумаги и картона. Общеизвестно, что 1 тонна бумаги – это 13–14 полнозрелых деревьев, в результате, ежегодно 100 млн деревьев в РФ просто сжигаются, выбрасываются на помойку.

При этом бюджет РФ, который по идее должен иметь прибыль от уплаты НДС за продажу макулатуры, несет колоссальные убытки, и в течение последних 5 лет его долг компаниям, которые занимаются продажей макулатуры за рубеж, составляет 26–27 млн руб.

Получается, что с каждой тонны макулатуры федеральный бюджет должен заплатить 18% каждой компании, продавшей макулатуру за границу. 75% поступившей на экспорт макулатуры продается на Украину как через прямые поставки, так и через белорусские, кипрские и другие компании.

Также возник вопрос, почему тонна макулатуры в Европе стоит 103 евро, а у нас – 200 евро, и почему украинские компании не закупают макулатуру у европейских компаний, где она в 2 раза дешевле.

Сложилась следующая ситуация:

  1. 1. Компании, которые продают макулатуру за рубеж, получают от государства 18% — миллиардные компенсации.
  2. 2. Отечественные компании, занимающиеся переработкой макулатуры, не могут позволить себе покупать сырье по цене 200 евро, т.к. при этом себестоимость бумаги будет очень высокой, и в итоге простаивают без макулатуры.
  3. 3. Кроме этого, существуют компании-однодневки, занимающиеся сбором макулатуры, которые, чтобы не платить НДС, осуществляют продажу и закрываются, выводя деньги на зарубежные счета.

Нам стали очевидны заядлые хищения бюджетных средств, нехватка макулатуры для российских компаний, работа на капитализацию украинских компаний вопреки импортозамещению: бизнес, связанный с продажей украинским производителям, получает 18% НДС, а потом также зарабатывает на продаже готовой продукции в Россию.

Конечно, эта ситуация должна была быть изменена, т.к. при том подходе, который есть сейчас, ассоциация, которая объединяет переработчиков макулатуры (70-75% всего сектора), не в состоянии решить вопросы, связанные с компенсацией НДС из той продукции, которую они производят, и прозрачно стабильно платить НДС.

Бюджет должен получать доходы, поэтому мы подготовили проект закона, который поддержали мои коллеги. Принятие этого закона безусловно даст существенный стимул для развития перерабатывающей промышленности и сохранности лесного фонда РФ.

Ко второму чтению мы внесли поправку о продлении его срока действия на 3–5 лет, чтобы посмотреть, как этот закон будет работать и скорректировать в случае необходимости.»

Какие еще меры позволят улучшить ситуацию в перерабатывающей отрасли?

«Второй закон, который мной был разработан, – закон по отмене НДФЛ, он был также поддержан правительством, но пока не был рассмотрен Государственной Думой на пленарном заседании. Этот закон будет способствовать тому, чтобы население РФ собирало и сдавало макулатуру.

В отличие от советских времен, когда граждан стимулировали к сортировке отходов и сдаче макулатуры, в настоящее время физические лица должны пройти достаточно сложную бюрократическую процедуру при сдаче: помимо предоставления паспортных данных, вы должны заполнить декларацию на НДФЛ и уплатить налог.

Кроме того необходимо доказать, что срок хранения макулатуры – более трех лет. Все это препятствует тому, чтобы население активно включалось в сдачу макулатуры.»

Что изменит вступление в действие данного закона?

«Самое главное – прекратить хищения из федерального бюджета (пополнение бюджета будет происходить за счет налогов, включенных в стоимость продукции Лиги переработчиков макулатуры) и позволить нашим компаниям получать сырье – чтобы перерабатывающая отрасль работала, а не простаивала. Ежегодно Россия теряет более 100 млн деревьев, и, конечно, мы должны сделать все возможное, чтобы исправить эту ситуацию, в т.ч. в контексте изменений в экологии и климате планеты.»

Справка:

Депутаты Госдумы на заседании 13 мая 2016 приняли во втором чтении законопроект, позволяющий освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) реализацию макулатуры на территории РФ.

25 мая закон был одобрен Советом Федерации и направлен на подсание в Администрации Президента РФ.

 Под макулатурой подразумеваются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Согласно поправкам, подготовленным ко второму чтению, действовать это освобождение будет до 31 декабря 2018 года включительно.

Из пояснительной записки к проекту закона следует, что рынок сбора макулатуры находится в упадке. «По данным Лиги переработчиков макулатуры за последние пять лет (2009-2014 годы) прекратили свою деятельность семь предприятий, еще восемь предприятий находятся в стадии банкротства», — говорится в пояснительной записке.

По мнению разработчиков законопроекта, одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятий данной отрасли, является дефицит и завышенная стоимость сырья, то есть макулатуры. Так, в 2013-2015 годах ее стоимость выросла на 60% — с 4,6 тыс. рублей до 7,4 тыс. рублей за тонну.

Авторы законопроекта отмечают, что рентабельность предприятий, занимающихся сбором макулатуры, невысока, и это может быть мотивом для поиска дополнительных доходов за счет налоговой экономии, в частности, экономии за счет налога на добавленную стоимость.

«Освобождение реализации макулатуры от обложения НДС приведет к значительному росту доходов федерального бюджета и позволит повысить собираемость НДС, сократить потери бюджета от возмещения НДС при экспорте макулатуры, свести к нулю потери бюджета от уклонения от уплаты НДС», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, предлагаемые меры, по мнению разработчиков законопроекта, позволят в долгосрочной перспективе усилить инвестиционную привлекательность макулатурной отрасли за счет ее большей прозрачности, увеличить коэффициент собираемости макулатуры, который сейчас составляет около 30% и в два раза уступает среднеевропейскому уровню, увеличить объем переработки макулатуры предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, испытывающими в настоящее время острый дефицит сырья (вплоть до остановки бумагоделательных машин).

Подробнее: ТАСС

Источник: https://www.papfor.com/news/16-vat-recovered-paper/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]