С услуг, связанных с перевозкой, не нужно платить ндс, если пункты отправления и назначения лежат вне территории рф — все о налогах

Налогообложение в РФ услуг иностранного перевозчика

При заключении договоров на перевозку грузов с иностранными транспортными компаниями грузовладельцам необходимо знать, что при расчетах за перевозку с такими компаниями они будут являться налоговыми агентами по уплате налога на прибыль иностранного лица не осуществляющего деятельность в России через постоянные представительства, но получающего доходы от источников в Российской Федерации.

Российские компании , которые выплачивают такие доходы, признаются налоговыми агентами не зависимо какую систему налогообложения они применяют.

Согласно ст. 310 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить и удержать налог с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, а также перечислить сумму налога в бюджет.

Налоговый агент, выплативший доход иностранной организации , должен уплатить налог с такого дохода не позднее дня, следующего за днем его выплаты.

Что такое доходы  от международных перевозок (в том числе плата за простой и прочие платежи, возникающие при перевозках) для налогообложения налогом на доходы иностранного лица.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Исчисление налога на прибыль производится с общей стоимости перевозки, выплачиваемой иностранной организации, без деления указанной стоимости на стоимость перевозки на территории Российской Федерации и стоимость перевозки вне территории Российской Федерации.

Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10 процентам.

Международным соглашением РФ с соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения могут быть установлены иные правила налогообложения доходов (прибыли) организаций этих государств. В таких случаях необходимо применять правила и нормы международного договора РФ (ст. 7 НК РФ).

Как правило в заключенных РФ договорах об избежании двойного налогообложения доходы от международных перевозок освобождены от уплаты налога в РФ, но для этого иностранному партнеру необходимо вам предоставить документ подтверждающий его регистрацию на территории иностранного государства.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы подтверждения.

Документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может быть, например, справка о местонахождении по форме, которая установлена законодательством иностранного государства или составлена в произвольном виде с указанием необходимых данных.

Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Такой орган определен в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с иностранными государствами.

Также на нем должен быть проставлен апостиль — штамп, подтверждающий подлинность подписей (если иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.

1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов). В ином случае такой документ должен быть легализован в дипломатическом представительстве или консульстве РФ, находящемся за рубежом (п. 8 ч. 2 ст.

5, ч. 1, 2 ст. 27 Консульского устава РФ).

Если документы надлежащим образом не заверены, вы обязаны удержать с иностранной организации налог.

В отношениях с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Если ваш иностранный контрагент является налоговым резидентом одного из таких государств, подтверждение его постоянного местонахождения, выданное уполномоченным органом соответствующего государства, не требует легализации или проставления апостиля.

К таким государствам относятся Республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Азербайджан, а так же Соединенные Штаты Америки,  Кипр, Словакия, Германия.

Если в документе указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то, он должен соответствовать финансовому году, за который налоговый агент выплачивает доход. В случае не указания такого периода им признается календарный год, в котором выдана справка

Если документ о местонахождении составлен на иностранном языке, налоговый агент дожжен выполнить его перевод на русский язык.

На практике налоговые агенты в качестве подтверждения постоянного местонахождения нередко получают от иностранного контрагента свидетельства о государственной регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и другие аналогичные документы. Контролирующие органы не признают указанные документы в качестве подтверждающих резидентство

Согласно международным соглашениям РФ об избежании двойного налогообложения к числу компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств.

Например в Белоруссии  право подтверждения постоянного местонахождения резидентов Республики Беларусь предоставлено городским (районным) налоговым инспекциям по месту регистрации организаций.

Такие подтверждения подписываются начальником или заместителем начальника соответствующей инспекции и заверяются гербовой печатью с наименованием налоговой инспекции (Письмо ФНС России от 08.08.2007N ГИ-6-26/636@)  

А в Польше уполномоченными представителями, являются органы казначейства Республики Польша.

Данные документы у вас имеет право запросить банк при переводе средств иностранному партнеру.

Если документ отсутствует или с данным государством РФ не заключало договор об избежании двойного налогообложения, то вам необходимо исчислять и удерживать налог.

При этом налог подлежит удержанию независимо от формы, в которой выплачивается доход: в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения долга или зачета требований к этой иностранной организации.

При выплате дохода в натуральной или иной не денежной форме сначала производится уменьшение получаемого иностранной организацией дохода на сумму исчисленного налога, а затем налог перечисляется в бюджет (абз. 8 п. 1 ст. 310 НК РФ).

Следует учитывать, что налоговый агент не вправе уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств

Источник: https://www.asmap.ru/detail/35304Nalogooblozhenie-v-RF-uslug-inostrannogo-perevozchika

Нулевая ставка НДС при международной перевозке грузов (Давыдова О.В.)

Дата размещения статьи: 06.11.2015

При оказании услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки должна применяться ставка НДС в размере 0%.

Пленум ВАС в прошлом году пояснил арбитражным судам, каким образом должна применяться указанная норма Налогового кодекса. Напомним эти разъяснения и узнаем, в каких конкретных ситуациях арбитражные суды воспользовались ими.

Норма НК РФ и разъяснения высшего арбитра

Согласно абз. 1 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании услуг по международной перевозке товаров обложение НДС производится с применением налоговой ставки в размере 0%. В следующем абзаце пояснено, что следует понимать под международными перевозками товаров.

Итак, это перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

То же самое (в части применения нулевой ставки) касается оказания на основании договора транспортной экспедиции российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки (другими словами, данные услуги должны оказываться в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки) (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Причем, как пояснил Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 N 33, неважно, кто выступает в качестве организатора международной перевозки: сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо.

Норма права. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Высший арбитр также добавил: оказание обозначенных услуг (международной перевозки и транспортной экспедиции) несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Поэтому ставку в размере 0% применяют также:

— перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки;

— лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Из представленных разъяснений следует, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами территории РФ.

Поэтому пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным контрагентом.

Итак, посмотрим на конкретных примерах, каким образом с учетом позиции Пленума ВАС разрешаются споры в арбитражной практике.

Экспедитор — это необязательно организатор международной перевозки

В деле N А32-9908/2012 были рассмотрены такие претензии налогового органа. Анализ условий заключенных обществом договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг опровергает факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки.

Услуги оказаны обществом при фактическом перемещении товара на территории РФ, представленные договоры являются договорами возмездного оказания услуг, а не договорами транспортной экспедиции и не отвечают условиям пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Деятельность заявителя облагается налогом по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицом, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено.

Читайте также:  Минфин напомнил, как определять очередность детей для ндфл-вычета - все о налогах

Судьи возразили: буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст.

164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки НДС в размере 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки.

Другими словами, налогоплательщик-экспедитор не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.

В рассматриваемой ситуации общество оказывало комплекс транспортно-экспедиционных услуг по организации перевалки экспортных грузов заказчиков, состоящий из двух этапов. На первом этапе оказывались услуги, связанные с предоставлением (подачей) под погрузку железнодорожного подвижного состава и логистическим сопровождением груза до пункта перевалки (порта).

На втором этапе экспедитор непосредственно оказывал услуги по перевалке экспортируемого груза за пределы РФ в порту. Факт оказания услуг подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, актами оказанных услуг, поручениями на погрузку экспортных товаров, коносаментами и другими документами, оформленными с учетом требований п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13533

Какие фирмы являются плательщиками НДС

Плательщиками НДС являются:

  • фирмы (российские и иностранные);
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза и для которых установлена обязанность по уплате НДС в соответствии с:
    • Таможенным кодексом Таможенного союза;
    • Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ.

Плательщиками НДС могут являться и государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридических лиц (учреждения), если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33).

У фирм налогом облагают:

  • реализацию товаров (работ, услуг) на территории России. Сюда также входит реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, передача имущественных прав и права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
  • передачу на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Кроме того, Налоговый кодекс определяет несколько случаев, когда фирма должна заплатить НДС за другую организацию:

  • если она покупает товары (работы, услуги) на территории России у иностранной компании, которая не состоит на налоговом учете в России;
  • если арендует муниципальное или государственное имущество, а также если покупает (получает) у органов власти подобное имущество, составляющее государственную казну;
  • если по поручению государства реализует имущество по решению суда, а также конфискованное, бесхозное или скупленное имущество;
  • если выступает в роли посредника (например, комиссионера или поверенного), участвует в расчетах и продает товары, работы, услуги или имущественные права иностранной компании, не зарегистрированной в России;
  • если владеет судном на 46-й календарный день после перехода к ней права собственности, если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

Подробно о том, как платят НДС налоговые агенты, смотрите раздел «Уплата и отчетность» → подраздел «Как платят НДС налоговые агенты».

Источник: https://www.berator.ru/enc/nds/20/20/30/

Российская организация оказывает услуги иностранной организации, нужно ли платить НДС

При выходе российской компании на международные рынки сбыта перед ней неизбежно встает вопрос: нужно ли платить НДС при оказании услуг на внешних рынках в пользу иностранной организации? Для ответа на него следует обратиться к действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.

Ндс при оказании услуг иностранному контрагенту

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.

Если в конечном итоге будет доказан факт оказания услуги на территории России, то и уплачивать НДС нужно будет в российский бюджет с учетом специфики внутреннего налогового законодательства.

Это значит, что с полученной выручки необходимо будет рассчитать и заплатить НДС в размере 18%.

При этом размер НДС допускается уменьшить на «входящего» НДС, полученного от других поставщиков в части затрат на оказание услуги иностранной организации (это, например, оплата услуг субподрядчиков или расходы на программное обеспечение).

Соответственно, если местом оказания услуги признается не Россия, а территория другого государства, то налоги начисляются и уплачиваются по законам иностранной державы. Налоговый кодекс указывает на то, что получение вычета по входящему НДС, израсходованному на оказание такой услуги, невозможно.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Когда иностранный контрагент ведет свою деятельность на территории РФ, то НДС начисляется на выручку, полученную в результате:

  • разработки ПО, его адаптации и модификации;
  • оказания услуг по подбору и обучению персонала, который в дальнейшем будет работать в России;
  • передачи патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав;
  • оказания услуг по сдачу в аренду недвижимости, автомобилей и автотранспорта;оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, инжиниринговых услуг (Минфин в своем информписьме дополнил данный список аудиторскими услугами);
  • оказания агентских услуг.

Это, в частности, перевозка транзитных товаров, пассажиров и багажа (если их пункт назначения, либо отправления находится за пределами РФ); сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Нельзя забывать, что для некоторых таких транспортных услуг предусмотрено освобождение НДС ввиду нулевой ставки.

Отдельный пункт Налогового кодекса посвящен услугам геологоразведки и добычи углеродного сырья, бурению скважин, первичной переработки углеводородов на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны. Они также считаются выполненными на территории РФ.

Для подтверждения места оказания услуги иностранному производителю необходимо представить контракт, заключенный с иностранным производителем; акт выполненных работ и регистрационные сведения на иностранное юрлицо.

Компании необходимо предварительно оценить, что для нее будет более выгодно: вынести место реализации услуги за пределы страны и не платить НДС (это можно сделать, например, через заключение контракта за пределами территории РФ) или же, напротив, оформить документы так, чтобы получить налоговый вычет по НДС.

Примеры

Приведем несколько примеров, когда нужно платить НДС при оказании услуг иностранной компании, а когда можно этого не делать.

Платим НДС

Иностранный производитель продуктов питания решил открыть производство на российской территории. Он заказал услуги по выполнение проектных и строительно-монтажных работ своего завода российскому подрядчику.

Местом реализации услуг будет признана Россия, так как они предполагают операции с недвижимостью. Российская строительная компания должна будет перечислить НДС в бюджет по прибыли, полученной при возведении завода.

Другой пример. Иностранный производитель заказал у российской инжиниринговой компании услугу по обучению своего персонала работе на производственной линии. Так как образовательные услуги ведутся на территории России, то и местом их оказания является РФ.

Читайте также:  Очередность списания денежных средств с расчетного счета - все о налогах

Оплата не требуется

Иностранная компания заказала у российской юридическую консультацию. При этом филиалов и представительств зарубежная компания в РФ не имеет, деятельность здесь не ведет. Соответственно, НДС по таким услугам не начисляется и не платится.

Российская компания занимается проведением маркетинговых исследований рынка. У нее заказал отчет о состоянии российской рынка соков иностранный производитель. Он не зарегистрирован на территории РФ. Налог за оказание таких консультационных услуг не платится.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, платится ли НДС при оказании услуг иностранным компаниям, невозможно.

Если иностранная компания не имеет представительств на территории России и не ведет здесь деятельность, то оказанные в ее пользу услуги могут освобождаться от НДС.

При этом речь не должна идти об услугах, связанных с движимым и недвижимым имуществом, расположенном на российской территории.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/platelshiki/ros-organizaciya-inostr.html

Организация «Х» (российская) является импортером китайских дверей. Китайская компания «У», находящая… — Консультации — Консалтинговая группа «Аюдар»

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных в подпунктах 1-4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ). Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

На основании подпункта 4.

1 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.

Считаем, что такие услуги, как контроль погрузки дверей на борт корабля, организация международной перевозки, экспедирование груза следует квалифицировать как услуги, непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой импортируемого вами товара. Поскольку такие услуги оказывает не российская организация, то они не считаются реализованными на территории РФ и НДС не облагаются. Следовательно, и обязанностей налогового агента у вас не возникает.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Следовательно, местом реализации консультационных услуг, оказываемых резидентом Китайской Народной Республики при условии, что покупателем является российская компания, в общем случае считается территория РФ. Однако, в данной ситуации нужно также учесть норму п. 3 ст.

148 НК РФ, в которой сказано, что если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Как следует из вопроса, консультационные услуги непосредственно связаны с услугой по оформлению фрахта, местом реализации которой территория РФ не признается (данная услуга непосредственно связана с перевозкой импортируемого товара и оказывается не российской компанией). Поэтому мы считаем, что местом реализации рассматриваемых консультационных услуг территория РФ не признается.

Что касается услуг по ведению переговоров с китайцами, оформлению заказа по дверям, то поскольку они не поименованы в подпунктах 1-4.1 пункта 1 статьи 148 НК и оказываются организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ , местом их реализации территория РФ не признается (пп. 5 п. 1 статьи 148 НК РФ).

Исходя из изложенного, российская компания «Х» обязанностей налогового агента по НДС по контракту с резидентом Китайской Народной Республики не несет (п.1, 2 ст. 161 НК РФ).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому на таможне компания «Х» не обязана платить НДС со стоимости услуг, оказанных компанией «У», ни при каких обстоятельствах (то есть независимо от того, признается или нет территория РФ местом реализации данных услуг) .

В том случае, если организация «Х» (российская), импортирующая китайские двери, осуществляет торговую деятельность, то все осуществленные ею расходы, перечисленные в вопросе, могут быть учтены в составе издержек обращения, как расходы связанные с приобретением товара, или включены в стоимость приобретения товара. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст.320 НК РФ). Если же деятельность организации связана с производством, то расходы по контракту с резидентом Китайской Народной Республики включаются в стоимость материально-производственных запасов как затраты, связанные с их приобретением (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Источник: https://www.audar-urist.ru/consultations/id/74

Обложение НДС транспортно-экспедиторских услуг при международных перевозках

При международных перевозках сторонами  договора транспортной экспедиции  (заказчиком и исполнителем) могут быть как российские, так и иностранные компании.

Место государственной регистрации сторон такого договора влияет на налогообложение транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ). При этом ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных налоговых норм над российским налоговым законодательством.

Однако международные налоговые соглашения, заключенные между РФ и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, не регулируют обложение косвенными налогами, включая НДС. Следовательно, для целей НДС в данном случае должны применяться нормы НК РФ, учитывающие международные правила взимания НДС по принципу «страна назначения».

Налоговые взаимоотношения по НДС между участниками Таможенного союза (Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан) регулируются специально принятыми документами.

Место реализации ТЭУ

Объектом налогообложения признается реализация услуг (работ), местом осуществления которых является территория РФ [3, п. 1 ст. 146]. Если заказчиком либо исполнителем договора выступает иностранное юридическое лицо, то для целей обложения НДС должно быть установлено, является ли РФ местом реализации транспортно-экспедиторских услуг.

В случае если местом реализации услуг РФ не является, объект обложения НДС отсутствует.

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране, не являющейся членом Таможенного союза

Для определения места реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, должны применяться положения ст. 148 НК РФ (табл. 2).

Если одной из сторон договора является иностранное лицо, то ТЭУ признаются оказанными на территории РФ (т. е. облагаются НДС) в следующих случаях:

1) исполнителем услуг является российская сторона договора (для случаев организации международной перевозки товаров, помещенных под любую таможенную процедуру);

2) исполнителем услуг является иностранная организация, не зарегистрированная в РФ, и при этом оказываемые услуги связаны с перевозкой товаров между пунктами, расположенными на территории РФ.

Это означает, что у российской организации, приобретающей ТЭУ, возникает обязанность исполнять функции налогового агента по НДС за иностранное лицо, установленная ст. 161 НК РФ.

Пример 1

Российская организация ООО «ТрансСервис» оказывает ТЭУ немецкой компании по организации перевозки груза со склада в Москве до склада в Гамбурге. Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг является РФ, следовательно, услуги экспедитора облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 2

Российская компания ООО «ВЭД Логист» оказывает ТЭУ китайской компании по организации перевозки товаров со склада в Шанхае (КНР) до склада в Астане (Казахстан) без завоза на таможенную территорию РФ.

Так как в рассматриваемом случае ни пункт отправления, ни пункт назначения не находятся на территории РФ, то согласно подп. 5 п. 1 ст.

148 НК РФ местом реализации таких услуг РФ не является, следовательно, услуги экспедитора не облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 3

Российская компания ЗАО «Витаруз» экспортирует товары в Австрию (опасный груз). Согласно условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю на таможенном посту в Смоленской области. Доставка осуществляется специализированным автомобильным транспортом.

В процессе перевозки товары не подлежат перегрузке с одного транспортного средства на другое. Австрийский покупатель для организации перевозки предложил привлечь специализированную логистическую компанию — резидента Австрии.

Так как экспортным договором доставка товаров до Смоленской таможни возложена на российского экспортера, то ЗАО «Витаруз» заключило договор транспортной экспедиции с австрийской логистической компанией об организации перевозки опасного груза от склада в Москве до Смоленской таможни.

Читайте также:  Платить имущественные налоги станет проще - все о налогах

Далее по отдельному договору та же логистическая компания будет оказывать услуги по доставке груза, но уже австрийскому покупателю, получившему на Смоленской таможне право собственности на товар. Груз в пути перегружаться не будет.

В рассматриваемом случае ЗАО «Витаруз» приобретает ТЭУ у иностранной компании, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст.

148 НК РФ местом реализации экспедиторских услуг в данном случае будет РФ, так как организация перевозки товаров иностранным лицом осуществляется по договору с ЗАО «Витаруз» между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, их реализация облагается НДС.

ЗАО «Витаруз» признается налоговым агентом согласно ст. 161 НК РФ и обязано уплатить в бюджет за иностранную компанию  НДС.

Отдельно рассмотрим нормы подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, устанавливающие правила определения места реализации услуг экспедитора при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита.

На основании подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ можно сделать вывод, что местом реализации таких услуг является РФ только в случае, если согласно договору российский экспедитор оказывает услуги, связанные с международной перевозкой таких товаров, между пунктами от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ.

При буквальном толковании вышеуказанного подпункта  для ситуаций оказания услуг российским экспедитором, когда по условиям договора он оказывает услуги заказчику на всем протяжении маршрута перевозки груза (из одного зарубежного государства в другое), а не от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, может быть сделан вывод, что для этого случая должны применяться правила подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. местом реализации услуг РФ не является.

Однако аудиторская практика показывает, что отдельные налогоплательщики применяют  и иной вариант толкования норм НК РФ о месте реализации услуг, оказываемых на всем протяжении маршрута следования товаров, помещенных под таможенный режим транзита:

а) на маршруте, пролегающем по территории других государств, территория РФ не считается местом реализации ТЭУ (подп. 5 п.1.1 ст. 148 НК РФ), т. е. услуги по данной части маршрута не являются объектом обложения НДС;

б) на маршруте, проходящем по территории РФ, местом реализации ТЭУ считается РФ, и на данной части маршрута услуги облагаются НДС [3, подп. 4.2 п. 1 ст. 148].

Как видим, при толковании неоднозначных положений подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ могут быть  сделаны разные выводы, требующие применения разных правил налогообложения операций. Для получения официального мнения в отношении толкования спорных положений заинтересованному налогоплательщику следует получить адресные разъяснения Минфина России [3, ст. 34.2].

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране – участнице Таможенного союза

При выполнении работ (оказании услуг) налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг) [2, ст. 2].

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5. п. 1 ст. 3].

О б р а т и т е   в н и м а н и е: положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и  импорте товаров в Таможенном союзе (от  11 дек.  2009 г.) распространяются только на те ситуации, когда сторонами договора транспортной экспедиции являются резиденты государств – участников Таможенного союза.

Следовательно, если ТЭУ оказываются российской организацией, а их заказчиком является белорусская или казахстанская организация, местом реализации таких услуг считается территория РФ, и услуги облагаются НДС в порядке, установленном НК РФ.

Если же исполнителем услуг является организация, зарегистрированная в Республике Беларусь (либо Республике Казахстан), а заказчиком – российская организация, то местом их реализации РФ признается только при перевозке товаров между двумя географическими пунктами, расположенными на территории РФ. В иных случаях местом реализации ТЭУ, оказанных белорусским или казахстанским исполнителем российскому заказчику, РФ не является.

Пример 4

Белорусская транспортная компания «БелТрансАвто» по договору с российским экспортером ОАО «Нафтадоб» оказывает ему услуги по организации перевозки оборудования из Тюмени (Россия) в Брест (Беларусь).

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5 п. 1 ст. 3] .

Так как услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, при этом маршрут товаров проходит не только по таможенной территории РФ, то местом реализации таких услуг РФ не признается [3, подп. 4.1 п. 1 ст. 148], и, значит, услуги не являются объектом обложения российским НДС.

Соответственно, у ОАО «Нафтадоб» отсутствуют обязанности налогового агента по уплате НДС за иностранное лицо [3, п. 1, 2 ст. 161].

Пример 5 

Российская компания ООО «ТрансГрупп» оказывает ТЭУ компании «Смит и Ко», резиденту Великобритании, по автоперевозке товаров по территории Республики Беларусь (от склада в Минске до склада в Витебске). Должна ли российская экспедиционная компания облагать свои услуги НДС?

Так как заказчиком по договору является резидент Великобритании, то для определения места реализации услуг следует применять положения НК РФ, а не законодательство стран Таможенного союза.

Исполнителем ТЭУ является российская компания, однако маршрут не проходит через территорию РФ (услуги оказываются между географическими пунктами на территории Республики Беларусь).

Следовательно, для определения места оказания услуг должен применяться подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, в соответствии с которым РФ таковым не является, и, значит, операции реализации услуг не облагаются НДС. В условиях договора цена услуг экспедитора должна быть согласована сторонами без включения в нее суммы НДС.

Источник: https://NalogKodeks.ru/oblozhenie-nds-transportno-ekspedito/

Ндс по реализации на экспорт



Применение нулевой ставки

Одна из проблем, с которой может столкнуться компания-экспортер, — переквалификация сделки из внешнеэкономической в совершенную на внутреннем рынке.

Причиной этого может быть соответствующий пункт договора или его условия о том, что переход права собственности на продукцию состоялся на территории РФ.

Однако в действующем законодательстве нет предпосылок того, чтобы условия о передаче прав на продукцию (товар) обуславливали признание (непризнание) совершенной сделки экспортной. Противостоять проверяющим можно только с помощью закона. Вот краткие рекомендации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогом по ставке 0% облагаются операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, естественно, при представлении в налоговые органы соответствующих документов. Особых условий о переходе прав на товары на определенной территории нет.

Предположим, что инспекторов на такие мысли навело определение таможенного режима, в том числе экспорта. В соответствии со ст.

11 ТК РФ таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В свою очередь, экспорт относится к основному таможенному режиму, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с нее без обязательства обратного ввоза (ст. 165 ТК РФ). Вывоз товаров с таможенной территории РФ подразумевает: — подачу таможенной декларации;

— совершение определенных действий.

К понятию совершения определенных действий относят: въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ; сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ и т.д.

О переходе права собственности на продукцию на территории того или иного государства — ни слова. Условия помещения товаров под таможенный режим экспорта закреплены в ст. 166 ТК РФ. В ней, в частности, указано, что при экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В целях применения Таможенного кодекса в качестве внутренних налогов определены НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

Источник: https://www.brokert.ru/index.php?id=99

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]