Валютный контроль таможенными органами РФ
Одним из заданий таможенных органов является контроль за валютными потоками. Они должны следить за законностью валютных операций как резидентов, так и нерезидентов России.
Полномочия таможенных органов не распространяется на свободные таможенные зоны и свободные склады.
Учитывая такой перечень обязанностей таможенных органов за контролем валюты, следует рассмотреть функции и виды валютного контроля осуществляемого таможенными органами.
Направления таможенных органов в этой сфере
Таможенный орган ведет свою деятельность в следующих направлениях:
- проверка законности выполненных денежных операций, а также оформление необходимых разрешений и лицензий;
- контроль за тем, как выполняют перед государством собственные обязательства резиденты;
- соблюдение обязательств, которые связаны с продажей валюты других государств на валютном внутреннем рынке России;
- контроль за обоснованностью денежных платежей, проведенных в иностранных валютах;
- контроль за ведением отчетности по операциям нерезидентов, а также финансовым операциям, проведенным в государственной валюте.
Когда речь идет о пассажирских и грузовых перевозках, то в этом случае полномочия таможенных органов ограничиваются проверкой законности валютного законодательства.
Что входит в компетенцию таможенных органов
Таможенные органы как агенты валютного контроля контролируют перемещение валютных объектов, к которым принадлежит:
- наличная государственная валюта;
- иностранная валюта;
- ценные бумаги в государственной и иностранной валютах;
- драгоценные металлы, кроме бытовых и ювелирных изделий, лома;
- природные драгоценности, жемчуга.
Осуществляя валютный контроль, таможня имеет право проводить проверку документации, которая касается валютного контроля, запрашивать справки, данные и объяснения во время проверок, изымать документацию в случае обнаружения нарушений.
Как распределяются обязанности между таможенными подразделениями
Таможенно валютный контроль – это деятельность, осуществляемая следующими таможенными подразделениями:
- акцизным таможенным постом;
- таможенным постом;
- подразделением таможенной стоимости и контроля валюты регионального управления;
- управлением контроля валют ГТК;
- подразделением таможенного контроля и оформления;
- подразделением валютного контроля таможни и таможенной стоимости.
Распределение обязанностей в определенных условиях и ситуациях регламентируются во Временном положении. Такое положение прилагается к приказу №796, который был издан ГТК.
Какими правами наделены таможенные органы
Занимаясь выполнением своих функций, таможенные органы наделены следующими правами:
- не выпускать товары, если документы на них неправильно оформлены;
- осуществлять проверку всех выполненных экспортерами денежных операций;
- запрашивать документацию, а также данные относительно валютных операций, касающихся перемещения продукции и транспортных средств.
Таможенные органы оформляют товары на экспорт лишь в случае предъявления паспорта сделки.
Таможенный контроль и паспорт сделки
Правильность оформления паспорта сделки значительно увеличивает ваши шансы пройти успешно валютный контроль.
Оформляется настоящий документ уполномоченными банками или их филиалами, куда будут поступать денежные средства от реализации экспортированных товаров.
Чтобы таможенный контроль, паспорт сделки экспортера должен быть подписан;
- самым экспортером;
- банком-получателем валюты.
Экспортер не сможет пройти таможенный контроль, если паспорт будет оформлен:
- банком, который объявил о своем банкротстве;
- реорганизованным банком;
- банком, для которого аннулировали валютную или банковскую лицензии.
Паспорт, оформленный таким образом, признается недействительным.
Таможенный контроль и нарушения
Законодательство России также определяет меры ответственности за нарушение валютного контроля. Так, нарушители будут отвечать в виде:
- взыскания в государственную казну всего, что было получено по сделке, которая является недействительно согласно нормам валютного законодательства;
- взыскания в государственную казну товаров, которые были приобретены незаконным путем.
Законодательство также предусматривает штрафные санкции за следующие действия:
- неправильный учет или отказ от учета выполненных валютных операций;
- неполное представление или представление с опозданием документации и данных о валютных операциях для агентов и органов по валютному контролю.
В настоящем случае порядок наказания лиц, которые нарушили правила валютного контроля, определяется Центральным Банком.
Источник: https://LawCount.ru/otchet/tamozhenno-valyutnyiy-kontrol-eto/
Валютный контроль таможенными органами РФ
Одна из важнейших задач таможенных органов заключается в контроле за совершением валютных операций. На федеральном уровне подобная область взаимоотношений регулируется в Законе № 311-ФЗ от 27.11.10 г.
Если проанализировать положения стат. 1 № 311-ФЗ и нормы Закона № 173-ФЗ становится понятно, что цели и задачи таможенного и валютного контроля тесно связаны между собой.
А требования законодательства распространяются как на российских резидентов, так и на нерезидентов.
Следовательно, таможенно-валютный контроль – это, прежде всего, проведение различных мер, направленных на обеспечение и сохранение экономической безопасности России.
Валютный контроль таможня, как государственный орган, осуществляет в пределах своей компетенции, то есть в рамках товарных потоков через российскую границу и с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ.
Главная задача таможенников заключается в противодействии нелегальному выводу из страны валютных ценностей и валюты (по материалам брифинга ФТС от 11.05.16 г.).
Как осуществляются таможенные платежи и валютное регулирование
Государственные таможенные органы как агенты валютного контроля проводят надзор за перемещениями различных валютных объектов. Это не только наличная иностранная и отечественная валюты. Но и ценные бумаги в валютном эквиваленте, драгметаллы (кроме ювелирки, бытовых изделий и лома), а также драгоценности и жемчуг натурального, то есть природного, происхождения.
В процессе надзора таможня решает задачи контроля за движениями перемещаемых через российскую границу товаров по бартерным сделкам; за расчетами в валюте по ВЭД; за перемещениями через границу наличной валюты и соответствующих валютных ценностей.
Одним из основных инструментов контроля при совершении сделок ВЭД является постановка международного договора на банковский учет (выполняется вместо оформления паспорта сделки). С 01-го марта 2018 г.
эта процедура осуществляется по нормам Инструкции Банка РФ № 181-И от 16.08.17 г.
Виды валютного контроля, осуществляемого таможенными органами:
- Таможенно-банковский контроль за совершением соответствующих валютных операций – в числе прочих мероприятий включает в себя надзор за перемещением валюты через границу РФ; контроль за обоснованностью платежей в инвалюте по экспортно-импортным сделкам и т.д.
- Таможенно-валютный контроль при совершении различных бартерных сделок, предусматривающих перемещение объектов через российскую границу.
- Таможенно-валютный контроль в неторговом обороте – проводится с целью проверки соблюдения законодательных норм при перемещениях инвалюты, ценных бумаг, драгметаллов и драгоценных камней.
Источник: https://raszp.ru/bez-rubriki/vidy-valyutnogo-kontrolya-osushhestvlyaemogo-tamozhennymy-organami.html
Федеральная таможенная служба
Глобальная экономика – это как движение по кольцевой дороге: затор в одном месте сразу же отражается на всех участниках. Каждый немедленно ощущает сложности в той или иной степени. Он или вовсе встает, или замедляет скорость…
Конечно законы экономики – не идентичны законам, которые регламентируют дорожный трафик. И все же, аналогии найти нетрудно. Поэтому сегодня мы начинаем публикацию серии материалов, которые подготовлены специалистами Аналитического управления ФТС России.
Они отразят различные экономические проблемы, причем будут рассматриваться не в чистой теории, а в аспекте влияния на ситуацию наиболее значимых отраслей производства и индустрии.
Первая аналитическая статья посвящена проблемам состояния мирового нефтяного рынка и причинам, которые привели к кризису не только в этой отрасли, но и в экономике в целом.
НЕФТЕДОЛЛАРЫ И ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Кризисные явления в нынешней российской экономике очевидны. Однако причины, породившие эту ситуацию, назвать не так то просто. Здесь нет единодушия.
Высказываются мнения порой прямо противоположные, разнящиеся в оценках происходящего по степени понимания того, что есть причина, а что есть следствие.
Тем не менее, в большинстве случаев специалисты сходятся в том, что основной виновник кризисных явлений – нефть. А точнее ее цена, которая по сравнению с прошлым и позапрошлым летом снизилась более чем в два раза.
Актуальные цифры для примера. В августе 2013 года баррель нефти марки Brent (в привязке к ней торгуется российская Urals) стоил 109,88 доллара США. В том же месяце 2014 года за баррель нефти давали 103,61 доллара США. И вот нынешняя цена за баррель – 49,64 доллара США.
В прежние годы только поступления от экспортных пошлин на нефть давали около 19 процентов доходов в федеральный бюджет России.
Показатель превысит 50 процентов, если добавить к нему платежи от регулирования экспорта газа, цена которого сейчас, из-за привязок к ценам на нефтепродукты, также упала.
А к этому следует еще приплюсовать и поступления от НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), применяемому в нефте- и газодобывающих отраслях.
По состоянию на конец первого полугодия 2015 года экспорт российской нефти увеличился на девять процентов к аналогичному показателю прошлого года и достиг 813,7 миллиона баррелей.
По итогам года в лучшем случае можно ожидать выполнения прогноза по поставкам нефти на внешний рынок (около 1725 миллионов баррелей) и возможного превышения этого значения.
Однако даже в этой ситуации наполнение федерального бюджета только по линии экспортных пошлин составит порядка 13,37 процента.
Упавшая в цене нефть, вместе с «налоговым маневром», направленным на поступательное снижение ставок вывозных пошлин на нефть, даст примерно 29 миллиардов долларов дохода. По среднему курсу доллара за первое полугодие 2015 года это – 1676,51 миллиарда рублей и, тем не менее, это на 60 процентов меньше, чем в 2014 году.
Впрочем, есть риски, что текущий идеальный прогноз по внешней торговле РФ нефтью может и не сбыться. Об том говорят данные по сокращению закупок некоторыми странами – импортерами российской нефти в Европе (основным рынком сбыта углеводородной продукции из РФ). Стоит также отметить, что с прошлого года фактически прекратились поставки нефти в Великобританию и США.
Показательно, что, например, Нидерланды и Испания, снизив ввоз нефти из РФ, нарастили общий импорт «черного золота» на 12 процентов.
Более оптимистично для России выглядят данные по азиатским партнерам.
Но и здесь не все идет гладко: импорт российской нефти сократили Малайзия ( – 70 процентов), Сингапур ( – 18 процентов), Турция ( – 55 процентов).
Вообще же, исходя из текущей ситуации, не стоит сильно полагаться на Азию. Основной критический сигнал сегодня – крах китайского фондового рынка, который по принципу домино может оказать негативный эффект и на другие рынки, если не всего мира, то Азиатско-Тихоокеанского региона точно.
Прогнозы, по крайней мере от МВФ, продолжают говорить о серьезном замедлении темпов развития китайской экономики. На этом фоне обнадеживает только предположение об ускорении темпов промышленного производства в КНР, что создаст базис хотя бы для стабилизации закупок КНР нефти из РФ.
Россия, несмотря на первое место по объемам добычи нефти и второе место по экспорту, все же не единственный игрок на мировом рынке жидких углеводородов. Значит, всегда существует вероятность того, что покупатели могут уйти к другому продавцу. Для этого есть как политические, так и сугубо экономические причины, а иногда и те и другие…
Сейчас положительную динамику по экспорту нефти показывают: Россия, Саудовская Аравия, Нигерия, Канада, Мексика. Лидеры – Ирак (+13 процентов) и Ангола (+11 процентов).
Мониторинг статистических данных свидетельствует о более чем двукратном увеличении закупок иракской нефти европейскими странами. Это может быть связано с ее сравнительной дешевизной.
В 2015 году средняя цена нефти Basrah Light составила 55,6 доллара США за баррель.
Тогда как, например, саудовская Arab Light торгуется за 57,73 доллара США за баррель, ливийская Es Sider – за 58,4 доллара США за баррель, Murban из ОАЭ – за 61,66 доллара США за баррель.
Достаточно низкую цену нефти из арабских государств нельзя обосновать только невысокой себестоимостью добычи – до десяти долларов США за баррель.
Важнее то, что с конца прошлого года «нефтяная политика» арабов заключается в двух ключевых моментах – целенаправленном наращивании добычи (чтобы не терять долю на рынке) и целенаправленном демпинге цен на собственную продукцию, реализуемым за счет скидок для регионов США, АТР и ЕС.
Причем указанная политика осуществляется несмотря на то, что, пожалуй, за исключением Катара и Кувейта, поддержание сбалансированного бюджета арабских государств-экспортеров нефти, позволяющего выполнять социальные программы, в том числе по поддержке семьи, улучшению качества здравоохранения, образования, и т.д., возможно поддерживать при цене выше 70 долларов США за баррель.
Еще один фактор, который может объяснить рост доли иракской нефти на европейском рынке.
Это резкое увеличение ее бесконтрольного вывоза с территорий Северного Ирака, находящихся на данный момент в зоне влияния так называемого «Исламского государства».
Эта организация, будучи заинтересованной в любых источниках дохода, пускай и экономически неоправданных, может продавать нефть по цене в 2-2,5 раза меньше биржевой.
Что касается рынка Европы, то здесь также обращает на себя внимание увеличение поставок нефти из Казахстана и Азербайджана (в среднем по ЕС +13 процента и +24 процента соответственно). При этом общий экспорт нефти из Казахстана в первом полугодии 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 41 процент.
Дешевой казахстанскую нефть назвать нельзя. На внешнем рынке она торгуется в минимальном отдалении от биржевых котировок нефти марки Brent (наиболее дорогой из всех эталонных марок), а иногда превышая ее стоимость стоимость российской нефти.
Объективно, повышенный интерес Европы к казахстанской нефти, например, марки Tengiz Light, можно связать только с малым содержанием серы, что делает ее более привлекательной для нефтепереработчиков.
Но есть и другие причины.
Так, при экспорте в Болгарию цена казахстанской нефти в первом полугодии 2015 года составила 42 доллара США за баррель, а российской – 61,33 доллара США за баррель, в Эстонию – 38,67 и 66,67 долларов США за баррель, в Японию – 49,33 и 61,33 долларов США за баррель, в Польшу – 42,67 и 53,33 долларов США за баррель соответственно. При этом в большинстве случаев рост поставок нефти из Казахстана имел показатель +100 процентов. Из этого следует, что ценовая политика Казахстана в отношении своей углеводородной продукции также иной раз выражается в предоставлении покупателям значительных преференций.
Ряд европейских государств уходит не только от российской нефти, но и от нефтепродуктов. В некоторых случаях здесь тоже идет переориентация на наших партнеров по ЕАЭС.
В первом полугодии 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, на 36 процентов снизились поставки бензина из РФ в Великобританию. Поставки этого товара из Беларуси выросли на 154 процента (4 549,86 тысячи баррелей). Это в 1,96 раза больше объема, экспортированного из РФ в Великобританию в 2015 году.
Похожая ситуация, в условиях полного прекращения поставок из РФ, отмечена по экспорту белорусских газойля и мазута в Чехию (+966 процента, 288,12 тысяч баррелей).
Также в рассматриваемых периодах при снижении на 58 процентов поставок газойля и мазута из РФ в Сербию, на 90 процентов вырос экспорт в эту страну аналогичных продуктов из Беларуси. В целом, белорусский экспорт нефтепродуктов в Сербию в 4,5 раза превысил российский.
Все вышеописанное происходит на фоне более высоких (по сравнению с российскими) цен белорусских нефтепродуктов, к слову производимых из российской нефти.
Есть, правда, исключения. В случае с Сербией средняя цена на газойль и мазут из Беларуси составила 26,67 доллара США за баррель, тогда как из РФ – 57,33 доллара США за баррель.
Необходимо добавить, что в текущем году все доходы от пошлин, взимаемых при экспорте белорусских нефтепродуктов, подлежат включению в бюджет Беларуси. В прежние годы они перечислялись в российский бюджет.
В итоге, наблюдается следующая картина. Европейские страны, как входящие в ЕС, так и ряд не входящих, стремятся к уменьшению своей энергетической зависимости от России.
Это вызвано не в последнюю очередь охлаждением внешнеполитических отношений между двумя регионами и активными действиями США по сближению с ЕС в экономическом и политическом плане (подготовка к подписанию соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве).
Кроме того, ЕС из-за жестких требований экологического законодательства, переходит на энергосберегающие технологии и активно развивает применение альтернативных, в том числе возобновляемых источников энергии. Следовательно, пессимистичные прогнозы по потреблению Европой российских нефти и нефтепродуктов имеют достаточно логичные обоснования.
Несмотря на это, тем не менее, отказаться полностью от российской нефти страны-импортеры даже в среднесрочной перспективе не смогут. То есть нефть из РФ будет продаваться на внешних рынках, хотя в возможно меньших объемах.
В этом случае теоретически увеличиваются перспективы роста сбыта в рамках ЕАЭС. Однако статистика по экспорту нефти из России в Казахстан в первом полугодии 2015 года говорит об обратном (–85 процентов по нефти, –20 процентов по нефтепродуктам). А с точки зрения экономической целесообразности такая торговля выглядит, мягко говоря, не прибыльной. Нижеприведенные данные говорят сами за себя.
Исходя из всего сказанного, понятно, что высокая цена на нефть для России – это если и не ключ к разрешению кризисных явлений в экономике, то, безусловно, крайне позитивный фактор, открывающий возможности для наполнения бюджета. Текущая обстановка в области нефтяных котировок, конечно, выглядит менее критично, чем в начале года. Но слишком радужных перспектив ожидать не стоит. И вот почему.
Началом длительного нисходящего тренда стоимости нефти стал III квартал 2014 года. Нефтяной рынок с тех пор показывает большую зависимость от соотношения спроса и предложения. Упадок значительной доли ведущих и развивающихся экономик мира (ЕС, КНР) не обеспечивает высокий спрос на нефть.
С другой стороны, основные страны-экспортеры нефти продолжают наращивать объем добычи. В результате, снижается цена на нефть.
Геополитическая нестабильность, вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, которые в прежнее время сильнее всего воздействовали на сохранение высокого уровня нефтяных котировок, отошли на второй план. Однако полностью исключать их из процесса ценообразования не следует.
Любое негативное событие в регионе Персидского залива или Северной Африки, будь то: активизация исламистских группировок (особенно в районах нефтяных месторождений или нефтеналивных терминалов), отставка правительств или смерть национальных лидеров, ставящее под угрозу поставки нефти, будет оказывать сильное влияние на нефтяные цены и двигать их вверх. Это происходит от того, что настроение инвесторов и биржевых игроков, принимающих решения о покупке или продаже нефти по той или иной цене, сильно зависит от сиюминутных новостей, которые открывают хотя бы кратковременную возможность увеличить прибыль.
Сравнительный мониторинг соотношения баланса спрос-предложение и средней цены на нефть в III-IV кварталах 2013-2014 годов показал, что превышение уровня предложения нефти над уровнем спроса на 300-500 баррелей в сутки дало постепенное снижение среднеквартальной цены на 10-15 долларов США за баррель нефти марки Brent.
К началу 2015 года предложение превышало спрос примерно на два миллиона баррелей в сутки и нефть упала до 47 долларов США за баррель.
Складывалось впечатление, что в тот период при заключении контрактов биржевые игроки ориентировались только на данные по балансу спрос-предложение и прогнозы по замедлению экономик в регионах, которые импортируют нефть.
В первом полугодии 2015 года предложение нефти превышало спрос на нее в среднем на 2,66 миллиона баррелей. Цена, между тем, с середины января начала движение вверх в область 55 долларов США за баррель.
Во многом этому дали толчок сообщения об остановке добывающих мощностей в США, число которых к маю 2015 года сократилось почти в половину.
Это объяснялось тем, что добыча сланцевой нефти, которой США наполняют собственный рынок, снижая импорт нефти из основных стран-экспортеров (и сохраняя тем самым дисбаланс спроса и предложения), пока что является рентабельной при цене в 60 долларов США за баррель.
Что же происходит сейчас, когда цена на нефть вновь резко пошла вниз? Предложение по-прежнему превышает спрос. Это объективное обоснование для снижения, только если на инвесторов не влияют никакие другие новости.
В начале августа появляется информация о вводе новых добывающих мощностей в США. И это также является отрицательным фактором.
Еще один отрицательный фактор, оказывающий влияние на снижение цены на нефть – позитивные договоренности по иранской ядерной программе.
Но не все так негативно. Появляются данные о сокращении коммерческих запасов нефти в США (выравнивание баланса спроса и предложение), а также прогнозы по замедлению темпов роста промышленного производства в США (минус в пользу возможностей ввода новых добывающих мощностей), и, наконец, данные о вероятном росте этого показателя в КНР (увеличение спроса).
Напряженность на Ближнем Востоке остается весьма высокой.
Согласование взаимодействия Ирана с МАГАТЭ, после чего возможно снятие санкций, ограничивающих экспорт иранской нефти, который создаст разницу в соотношении спроса и предложения в пользу последнего в области 3-3,5 миллиона баррелей в сутки, окончательно оформится не раньше конца года. Это убережет биржевых игроков от резких действий, по крайней мере, на текущий момент.
К тому же все пока еще помнят, какое влияние оказала цена на нефть ниже 50 долларов США за баррель на нефтяную отрасль США. Так что при этом сомнительным выглядит то, что за полгода американцы сумели понизить себестоимость добычи сланцевой нефти.
Итак, подводя итоги, шесть позитивных факторов против трех негативных влияния на нефтяные цены. Это значит, что текущее снижение с большой долей вероятности осуществляется искусственным образом, который вполне реально продолжать до конца 2015 года. И это – не в последнюю очередь – результат вновь обострившихся отношений России и Запада.
В целом, прогноз по средним ценам на нефть марки Brent может выглядеть как на нижеприведенных диаграммах.
В заключение, необходимо сказать еще несколько слов о роли США в определении движения цены на нефть. Зависимость США от внешних поставок энергоресурсов будет ежегодно уменьшаться.
Причина – в прямой корреляции данной зависимости с уровнем добычи нефти в США, который постепенно увеличивается и создает переизбыток предложения на мировом рынке нефти. В свою очередь, это будет оказывать сильное давление на биржевую цену «черного золота».
Такая политика, возможно, является выгодной, поскольку снижение энергозависимости США – один из механизмов к сохранению их геополитического превосходства.
Увеличение экспорта нефти из США в Европу в 2014 году по сравнению с 2013 годом до 1,2 миллиона баррелей (в 30 раз) и наметившаяся стабилизация этого процесса – способ США увести ЕС от российской нефти.
Значит, рынок, который по теории является саморегулируемой областью и развивается по ряду объективных законов, будет продолжать испытывать значительное влияние политического фактора, в том числе со стороны США и их союзников.
Среди этих союзников, к слову, много арабских стран-экспортеров нефти, членов ОПЕК, целенаправленно не желающих снижать квоту на добычу нефти и постоянно ее превышающих (в среднем на 500 тысяч – один миллион баррелей в сутки).
Можно по-разному оценивать текущие действия арабов и американцев. В финале можно получить как крах проектов добычи сланцевой нефти, трудноизвлекаемой нефти на шельфе и в условиях вечной мерзлоты, так и существенную стагнацию экономик основных стран-экспортеров нефти, в число которых входит и Россия.
Исторические аналогии можно находить и в 1973 году, когда исламский мир противостоял Западу и стремился задушить его энергетику, и в 1985-1986 годах, когда резкое увеличение производства нефти Саудовской Аравией привело к обвалу цен на этот энергетический ресурс и стало одной из причин развала экономики СССР.
Александр ВАСИЛЬЕВ
И.о. начальника Аналитического управления ФТС России
Источник: https://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23338:2016-
Валютно-таможенный контроль во внешнеэкономических операциях
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции различные службы, министерства и ведомства. К их числу относятся Центральный банк, министерство финансов, налоговая служба, ФСБ, служба по финансовому мониторингу, МВД.
Надзор за движением валютных средств, лицензирование участников валютных отношений, соблюдение валютного законодательства, обеспечение национальной безопасности, своевременная уплата налогов – все эти функции осуществляются государственными органами в зависимости от их целей и круга обязанностей.
К числу государственных структур, осуществляющих валютный контроль, относятся и таможенные органы. Они осуществляют в рамках поставленных перед ними целей и задач контроль операций, связанных с перемещением товарных потоков и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Так, в Таможенном кодексе РФ в ст.403 п.
7 указывается, что к числу основных функций таможенных органов относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органами валютного регулирования.i
Как видно из приведенной формулировки, ТК РФ дает лишь самое общее обозначение прерогатив Федеральной таможенной службы в части регулирования и контроля валютных средств участников ВЭД. Ст.22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» более конкретно очерчивает круг функций и обязанностей таможенной службы как агента валютного контроля.
Термин «агент валютного контроля» означает, что таможенная служба действует по поручению правительства и представляет интересы государства.
Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Уполномоченным банком является коммерческий банк, осуществляющий взаиморасчеты по экспортно-импортным операциям и имеющим разрешение (лицензию) на этот вид деятельности от Центрального банка.
При выдаче лицензии ЦБ исходит из таких критериев, как достаточность собственного капитала банка, наличие специалистов по ВЭД в штате, опыт работы в данной сфере, соблюдение норм банковского законодательства.
Кроме того, работники коммерческого банка, осуществляющего валютные операции, связанные с внешнеторговыми контрактами, должны информировать представителей ЦБ и Минфина о сомнительных и подозрительных сделках на крупные суммы, чтобы предотвратить мошенничества с валютой и валютными ценностями, отмывание денег и возможный уход от уплаты налогов и пошлин. Нарушение любой из перечисленных регулятивных норм ведет к невыдаче или отзыву банковской лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности и валютных операций.
Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Форму и содержание паспорта сделки регламентирует специальный подзаконный акт – Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 1994 г.
№117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок.
При оформлении паспорта сделки резидент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с предоставлением двух экземпляров подписанных им и заверенных печатью паспортов сделки; внешнеторгового контракта, согласно которому осуществляются валютные платежи; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и иные документы, подтверждающие сведения, указанные в паспорте сделки.
С целью поддержания курса национальной валюты и повышения роли рубля ЦБ РФ предписывает специальным нормативным актом (Инструкцией ЦБ от 30 марта 2004 г.
№111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) продажу на бирже 10% от суммы экспортной выручки.
Данная мера имеет важное значение в условиях переходной экономики, когда происходит становление национальных валютных институтов и наблюдается финансовая нестабильность. После стабилизации экономики меры по обязательной продажи части валютной выручки предприятиями-экспортерами утрачивают свое значение.
Помимо контроля валютных операций юридических лиц таможенная служба контролирует перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу физическими лицами.
Согласно действующим правовым нормам, количественных ограничений на ввоз физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме нет.
Без письменного декларирования единовременно можно ввозить в РФ иностранную валюту, рубли и ценные бумаги на сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США.
На вывоз физическими лицами из РФ российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме имеются ограничения. Они касаются, прежде всего, обоснований вывоза крупных сумм валюты и указаний источников ее происхождения.
Например, лицо, вывозящее из России крупную (свыше 10 тыс. долл.
США) сумму валюты или российских рублей, должно предъявить сотрудникам таможни документ, подтверждающий, что ранее эти деньги были ввезены данным лицом на территорию РФ, или же был сделан банковский перевод, или данное лицо получило наследство.
Таким образом, единовременный вывоз из РФ иностранной валюты или рублей в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты в Российскую Федерацию.
Единовременный вывоз из РФ иностранной валюты без декларирования и иных ограничений осуществляется, если суммарная стоимость вывозимой валюты не превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США.
Письменная таможенная декларация на вывозимую из РФ российскую и/или иностранную валюту подается только в случае, если сумма вывозимой валюты превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США.
При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты, включая 3 тыс. долл. США.
Вывоз внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме из РФ допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
- представлена таможенная декларация (независимо от стоимости ценных бумаг);
- представлен документ, подтверждающий ввоз ценных бумаг в РФ.
Вывоз из РФ дорожных чеков свободен и не ограничивается какими-либо суммами. Предусмотрено лишь требование подачи таможенной декларации, если сумма вывозимых дорожных чеков превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США (без учета суммы единовременно вывозимой валюты РФ, иностранной валюты, ценных бумаг).
Источник: https://21biz.ru/valyutno-tamozhennyj-kontrol-vo-vneshneekonomicheskix-operaciyax/
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства
Худякова Е. Н. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/archive/114/29422/ (дата обращения: 12.09.2018).
В современных условиях особое значение приобретает проведение взвешенной и продуманной валютной политики, а так же проводимый таможенными органами валютный контроль, который напрямую зависит от валютного регулирования.
Интернационализация мирового хозяйства, глобализация международных финансовых рынков, тесное переплетение международных торговых отношений с международными валютно-финансовыми и кредитными отношениями, углубление интеграционных процессов — все это определяет валютную политику отдельно взятого государства.
Так, значительно усложняется механизм регулирования валютных рынков, возникает вопрос о необходимости контроля валютных потоков с целью предотвращения валютных кризисов, обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и решения задач экономической безопасности.
Валютная политика — это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы [1, с. 122].
Интересы государства в валютной сфере экономики страны обуславливают цели его валютной политики. Определить цели валютной политики — это значит не только их формирование, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики страны в целом.
Цели валютной политики различаются на долгосрочные (например, укрепление экономической безопасности страны, обеспечение конкурентоспособности национального экспорта, обеспечение доходов государственного бюджета и др.) и текущие (неразрывно связаны с главной составляющей — политикой валютного курса, основной задачей которой является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование).
Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования. Для реализации целей валютной политики государство применяет соответствующее средство. В качестве такого средства выступает валютное регулирование и валютный контроль.
Необходимость валютного регулирования обусловлена, прежде всего, данным обстоятельством.
Итак, валютное регулирование — представляет собой адекватный рыночным отношениям способ воздействия государства на валютную сферу, которое направлено на реализацию целей его валютной политики [1, с. 172].
И. В. Хаменушко дает такое определение: «валютное регулирование — правовой режим, когда участники валютных отношений вправе совершать валютные операции с соблюдением валютных ограничений и под контролем государства» [2, с. 122].
Оказывая регулирующее воздействие на валютную сферу, государство, преследует те же цели, что и при проведении валютной политики. Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем:
установление режима валютного курса и поддержание его стабильности;
обеспечение желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке;
регламентирование проведения международных расчетов;
определение порядка проведения операций с валютными ценностями;
установление правил перемещения валютных ценностей за пределы государства ил на его территории из-за рубежа;
определение режима осуществления иностранных инвестиций.
Валютное регулирование осуществляется на трех уровнях, каждый из которых имеет свои особенности:
Национальный уровень в этой иерархии является исходным. На нем валютное регулирование осуществляется государством на основе национального законодательства. Национальная форма валютного регулирования отражает особенности экономики страны и накладывает отпечаток на ее участие в валютных отношениях международного уровня.
Межгосударственное регулирование представляет собой рамочный механизм, действие которого основано на международном праве и направлено на создание благоприятных условий для обмена товарами, услугами, движения капитала между странами в целях поддержания в них устойчивого экономического роста.
Валютное регулирование на региональном уровне распространяется на отдельные группы стран. Его механизм складывается и действует под влиянием ведущей валюты региона. Поэтому региональный уровень валютного регулирования представлен в валютных зонах. В Европе сложилась зона евро, в Америке — доллар США, в Азии — японские йены.
Таким образом, валютное регулирование представляет собой важнейший инструмент осуществления валютной политики государства, систему определенных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих ее стабильное функционирование как необходимое условие поступательного развития экономики страны.
Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъективной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.
Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений с помощью органов валютного контроля. Особое место в составе органов валютного контроля занимают таможенные органы.
На уровне Центрального аппарата ФТС России осуществлением валютного контроля занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля.
Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС России в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный [3, с. 144].
Полномочия уполномоченных подразделений таможенных органов выстраиваются согласно присущей иерархической системе и могут состоять как в организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ, так и в анализе результатов проведения проверок, координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов и пр. При этом значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможни (подразделения валютного контроля).
Таможенные посты — это низший уровень организации таможенной системы РФ — участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по совершению таможенных операций и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы.
Итак, таможенные органы осуществляют валютный контроль на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым в полной мере свои функции.
Таким образом, залогом успешности валютной политики будет соблюдение валютного законодательства, а в частности совершенствование валютного контроля. Говоря о перспективах валютного контроля, необходимо выделить два направления.
Во-первых, необходимо улучшать инвестиционный климат в стране и создавать более благоприятные условия для привлечения капитала в Российскую Федерацию. Во-вторых, необходимо ужесточить государственный контроль за всеми валютными операциями.
В целом следует отметить, что валютная политика может и должна применяться в комплексе с валютным регулированием и валютным контролем. Только так возможно добиться положительного результата в поставленных целях страны.
Литература:
- Панченко В. И. Валютное регулирование. Санкт-Петербург. 2014.
- Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. 2011.
- Селюков М. В. О роли таможенного контроля в реализации таможенной политики государства / М. В. Селюков, С. Выпирайлова // Наука и образование в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31.10.2014г.: Часть 13. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юкон», 2014. С.144–145.
Основные термины (генерируются автоматически): валютный контроль, валютное регулирование, валютная политика, валютная сфера, орган, стабильное функционирование, региональный уровень, валютный курс, валютное законодательство, развитие экономики страны.
Источник: https://moluch.ru/archive/114/29422/
Валютный контроль в таможенных органах
Валютный контроль затрагивает две стороны международных экономических отношений: торговую и финансовую. Подобная двойственность валютного контроля иллюстрируется распределением ролей среди международных институтов, ответственных за развитие мирового рынка.
Сфера внешнеэкономического регулирования находится в сфере внимания двух международных институтов: ГАТТ/ВТО и МВФ. Роль ГАТТ/ВТО состоит в снятии барьеров на пути международной торговли, а роль МВФ согласно первой статье его Устава от 1944 г.
заключается в ослаблении валютных ограничений и постепенном переходе к полной конвертируемости.
Как нетрудно заметить, оба аспекта международных экономических отношений — торговый и финансовый — взаимосвязаны между собой. Направленность и уровень внешней торговли зависит от международных финансовых и платежных условий.
Без валютных ограничений невозможно справиться с одной из главных опасностей современного мира финансов — масштабным перемещением спекулятивного капитала.
Вне зависимости от того, сильным или слабым финансовым рынком обладает национальная экономика, внутренний рынок всегда подвержен рискам бегства капитала и спекулятивных атак.
Под их влиянием финансовый рынок теряет стабильность, в результате чего ни одна традиционная валютная система не в состоянии противостоять спекулятивному движению капитала.
Трансграничное перемещение капитала, т.е. его экспорт и импорт — одна из сторон интернационализации хозяйственной жизни, которая заметно усилилась в последней трети прошлого века, породив процессы, именуемые глобализацией.
Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции.
Валютная политика – это составная часть экономической политики государства в целом внешнеэкономической политики в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений.
Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Её направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.
Главными целями валютной политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса страны.
На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.
Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран, а именно партнёрство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнёров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств. Также валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. На основе валютной политики государство определяет своё отношение к валютному регулированию.
Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности.
Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики.
Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства – поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.
Валютные отношения являются одной из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается.
По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывают влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений.
С помощью инструментов валютного регулирования Банк России создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивающие возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.
Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
Валютный контроль является надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.
Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или иное явление. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует (или должно существовать).
Выбор форм и методов валютного контроля зависит от особенностей экономического развития различных стран.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
10 декабря 2003 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.
Указанный Федеральный закон включил в себя все постперестроечные меры по либерализации валютного законодательства и заменил действовавший Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Источник: https://infopedia.su/7x9e75.html
5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля
ФТС контролирует валютные операции, связанные:
- c перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
- c ввозом товаров в Российскую Федерацию
- c вывозом товара из Российской Федерации.
А, так же:
- следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
- организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Деятельность ФНС, как органа валютного контроля:
- проведение проверок соблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
- следит за соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
- следит за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ.
Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы, в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС).
Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга, то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно.
Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ.
Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне
Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства, которые проверяют таможенные органы.
Первое условие – комплектность документов
Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.
При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.
Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей
Статья 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары.
- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары.
Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.
Пример нарушения: Фирма “Х” заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте.
Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст.
193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».
Третье условие – реальность стоимости
ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости.
Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки
Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла.
Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.
25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».
Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей
ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками.
Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».
! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.
Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:
1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.
2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.
Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.
Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.
3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.
Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.
Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)
Или ищи потом ветра в поле)))
Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.
Мы с Вами разобрали 5 основных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля. Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:
- Что делать если Вам предъявили претензии к осуществлению валютных операций налоговые или таможенные органы?
- Какие аргументы предъявлять в свою защиту с целью свести к нулю штрафы?
- Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?
Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018. ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.
Источник: https://secla.ru/5-vazhnyih-usloviy-kotoryie-proveryayut-tamozhennyie-organyi-v-chasti-valyutnogo-kontrolya/