Вклады малого бизнеса могут быть застрахованы — все о налогах

Путин дал пять месяцев на страхование денег малого бизнеса в банках

Президент Путин поручил поддержать микро- и малый бизнес

Ilya Naymushin / Reuters

Государство застрахует средства микро- и малых предприятий в банках – вчера Путин поручил правительству и ЦБ изменить закон до 1 сентября.

Законопроект уже прошел первое чтение прошлой осенью: в случае отзыва у банка лицензии или введения моратория на выплаты кредиторам микро- и малые предприятия смогут получить от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) выплаты до 1,4 млн руб.

– столько сейчас получают частные вкладчики и индивидуальные предприниматели. Законопроект может быть принят уже в апреле, заявил вчера председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Страховаться эти средства будут так же, как вклады населения: банки будут формировать реестр таких предприятий и ежеквартально отчислять взносы в Фонд страхования вкладов (ФСВ). С этого года ставка взносов – 0,15% от среднего остатка на счетах за квартал.

Ставка взносов за привлеченные средства микро- и малых предприятий будет сопоставимой, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

АСВ будет использовать данные Федеральной налоговой службы (ФНС), их агентство будет сличать с данными банков и формировать окончательный реестр для выплат, сообщил представитель АСВ.

Поручение президента в секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова пока не поступало, сообщила его представитель. На 10 марта (последние данные ФНС) в России было чуть более 2,6 млн микропредприятий и почти 238 000 малых компаний. К первым относятся компании с доходами до 120 млн руб. и 15 работниками, ко вторым – 800 млн руб. и не более 100 работниками, уточнил представитель ФНС.

Сколько денег они держат в банках, точно не известно – ЦБ не публикует такую статистику. Всего юрлица держат в банках 24,6 трлн руб. (данные ЦБ на 1 марта). Остатки на счетах малых и микропредприятий могут составлять около 13% от размера застрахованных обязательств перед вкладчиками – 26 трлн руб.

(получается 3,4 трлн), но это очень приблизительный расчет, окончательно сумма будет понятна только после того, как система страхования вкладов будет распространена на средства этих предприятий, говорит представитель АСВ.

Похожую оценку около года назад давал зампред ЦБ Василий Поздышев: он говорил, что малые предприятия хранят на счетах около 3 трлн руб.

Исходя из этих оценок банки могут в год отчислить в ФСВ 20,3 млрд руб. (если предположить, что за год размер средств на счетах компаний не менялся). За вклады населения банки в 2017 г. направили в ФСВ 127,6 млрд руб.

Основная нагрузка по взносам за вклады физлиц ложится на Сбербанк, который держит 46,1% от всех средств населения в банках. Сбербанк неоднократно предлагал реформировать систему взносов так, чтобы банки платили в ФСВ, исходя из уровня рисков, которые они принимают.

Президент Сбербанка Герман Греф говорил, что добросовестные банки не должны оплачивать мошенничество других игроков. Вчера представитель Сбербанка отказался комментировать страхование средств предприятий. Пока не располагает достаточным количеством информации для комментирования инициативы и ВТБ.

Представители других крупнейших банков – РСХБ, Газпромбанка, Альфа-банка – на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Совкомбанк готов к дополнительным взносам, если он продолжит видеть бескомпромиссную позицию ЦБ по вопросу лишения лицензий «дырявых банков» – желательно, чтобы к старту работы новой системы таких банков стало еще меньше, передал совладелец банка Сергей Хотимский. «В таком случае увеличение взносов будет инвестицией, а не затратами для хороших банков.

После нескольких лет пополнения фонда ставки могут снизиться», – говорит он, замечая, что с точки зрения расходов АСВ основной этап расчистки банковской системы уже позади. Инициатива гарантировать сохранность средств микро- и малых предприятий повысит доверие к банковской системе, передал первый зампред правления Московского кредитного банка Михаил Полунин.

Он полагает, что косвенно это стимулирует малый бизнес проводить больше безналичных расчетов.

Быстрая зачистка банковского сектора давно исчерпала Фонд страхования вкладов и АСВ сильно зависит от средств ЦБ, говорит ведущий методолог «Эксперт РА» Юрий Беликов. За прошлый год АСВ выплатило пострадавшим вкладчикам 404 млрд руб.

, а задолженность агентства перед ЦБ по кредитам, за счет которых наполняется фонд, к началу года достигла 821 млрд руб.

Увеличат ли нововведения расходы АСВ, будет зависеть и от интенсивности, с которой ЦБ продолжит отзывать лицензии, указывает Беликов.

Они упростят дробление вкладов – схему, применяемую для спасения денег из банка перед его крахом, опасается АСВ. Риск того, что компании для получения страховки могут раздробить депозиты незадолго до краха банка, не исключен, говорит представитель агентства.

В случаях страхового мошенничества, когда компании незадолго до отзыва у банка лицензии переводят средства на счета физлиц для получения страховки, АСВ возмещение не выплачивает, отмечает он, но при страховании средств предприятий не исключено, что компании будут переводить деньги на счета других юрлиц – из числа малого бизнеса, а эти страховые мошенничества выявлять и оспаривать будет сложнее, поскольку часть из них может быть связана с обычной хозяйственной деятельностью компании.

Центробанк поддержал распространение механизма страхования вкладов на малый бизнес, сообщила вчера зампред ЦБ Ольга Полякова.

А Аксаков сообщил, что АСВ предлагало распространить страховку вообще на все юрлица. Вопрос прорабатывается, говорит представитель АСВ, это есть во многих системах страхования.

Есть понимание, что пока это преждевременно, подвела предварительные итоги дискуссии Полякова.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/03/30/755345-strahovanie-malogo-biznesa

Госдума ввела страхование вкладов малого бизнеса на сумму до 1,4 млн рублей — Финансы на vc.ru

В случае отзыва у банка лицензии малые предприятия, как и физлица, смогут рассчитывать на возмещение средств.

Система страхования банковских вкладов вскоре может быть распространена на малый бизнес. 24 июля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о расширении норм закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», трансляция заседания велась на сайте нижней палаты парламента.

Сейчас в случае отзыва у банка лицензии на страховые выплаты могут рассчитывать вкладчики только из числа физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Малый бизнес, работающий как юридические лица, остаётся незащищённым и испытывает серьёзные проблемы, говорится в пояснительной записке к проекту.

Если поправки одобрит Совет Федерации и подпишет президент России, закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

На выплаты смогут рассчитывать компании, которые по закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» относятся к малым предприятиям. Это компании:

  • Годовой доход которых не превышает предельные значения, установленные правительством: 800 млн рублей для малых предприятий и 120 млн для микропредприятий.
  • Среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 15 человек для микропредприятий и 100 человек для малых предприятий.
  • Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, региональных властей, муниципальных образований, фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25%. Доля участия других юрлиц, в том числе иностранных, не должна превышать 49%.

Под страхование попадают вклады таких компаний в рублях или иностранной валюте в банках на территории России. Размер страховых выплат аналогичен размеру компенсаций для граждан и индивидуальных предпринимателей — 1,4 млн рублей.

Как получить компенсацию

Для получения выплат малое или микропредприятие должно подать заявление в государственное Агентство по страхованию вкладов.

При обращении необходимо предоставить документы, которые подтверждают, что на момент наступления страхового случая компания была включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также документ, подтверждающий полномочия представителя компании действовать от её имени.

Время, место и порядок приёма заявлений определяет АСВ: агентство должно опубликовать информацию на своём сайте, а также передать её банку и ЦБ в течение пяти дней после отзыва у банка лицензии. После того, как АСВ получит реестр обязательств банка перед вкладчиками, агентство должно в течение месяца разослать этим вкладчикам информацию о выплатах.

#новость #банки

Источник: https://vc.ru/finance/42453-gosduma-vvela-strahovanie-vkladov-malogo-biznesa-na-summu-do-1-4-mln-rubley

TORG94: Банковские вклады малого бизнеса будут застрахованы

11 / 09 ‘18

Все банковские вклады и счета малого бизнеса, включая юридических лиц, будут застрахованы, сообщает TORG94, В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 322-ФЗ, все субъекты МСП наравне с физическими лицами с 1 января 2019 г.

получают право на получение страховой выплаты в размере 1,4 млн руб., если у банка отозвана лицензия или он признан банкротом.

Деньги вернет Агентство по страхованию вкладов (АСВ) на банковский счет, который указывается в заявлении о выплате.

Компании получат возмещение, если они включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса на день наступления страхового случая. Такой реестр формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса: сведений о доходах, среднесписочной численности сотрудников, данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации от других государственных органов.

Есть перечень случаев, когда деньги не страхуются.

Читайте также:  Государство поддержит паралимпийцев налогами - все о налогах

Это средства: размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности, переданные физическими лицами банкам в доверительное управление, размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах российских банков, являющиеся электронными денежными средствами, размещенные на номинальных счетах, за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные, залоговых счетах и счетах эскроу, размещенные индивидуальными предпринимателями в субординированные депозиты, размещенные в банковские вклады, внесение которых удостоверено депозитными сертификатами.

Законом № 322-ФЗ установлено, что банки ведут учет обязательств перед вкладчиками. В формируемых банками базах данных должна быть обеспечена возможность определения на любой день подлежащих и не подлежащих страхованию денежных средств. Также банки обязали обеспечивать актуальность сведений о вкладчиках – малых предприятиях.

Кроме того, Закон № 322-ФЗ вносит изменения в закон о банкротстве. По ним перешедшие в АСВ требования по договорам вклада предприятий малого бизнеса включаются в состав требований кредиторов третьей очереди.
Установлено также, что АСВ снимает банк с учета в системе страхования вкладов, если банк изменит свой статус на статус НКО.

Такой банк обязан уведомить своих вкладчиков о выходе из системы страхования вкладов.

В случае банкротства таких банков на них распространяется действие Федерального закона от 29.07.2004 № 96-ФЗ “О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”.

Источник: https://www.aetp.ru/market-news/item/418637

Деньги малого бизнеса застрахуют как вклады населения

Деньги малого бизнеса на банковских счетах застрахуют как вклады населения. И на ту же сумму. А госкомпании ждет большая ревизия. Все это случится, если будет принят план «большой четверки».

Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА России» и «Деловая Россия» подготовили согласованные предложения для правительства России на 2017-2025 годы. Цель — повысить темпы роста российской экономики.

Об этом документе и о законопроекте по неналоговым платежам, который в ближайший месяц будет внесен в Госдуму, «Российская газета» беседует с президентом ТПП России Сергеем Катыриным.

Сергей Николаевич, о плане «большой четверки» очень скупая информация. А говорят, там «бомбы» по налогам! Мы действительно будем сами платить за себя подоходный налог и не по месту работы, а по месту жительства?

Сергей Катырин: Не будем. Нет там такого предложения. Хотя идея неплоха. Это было бы даже справедливо, поскольку именно по месту жительства люди учат детей в школе, лечатся и так далее.

Медведев поставил цель создать еще миллион рабочих мест в малом бизнесе

Но, думаю, пока такая задача нереализуема. Надо сначала понять, как этим процессом управлять, чтобы недоимки по НДФЛ не росли как снежный ком.

Я бы поддержал другое предложение: предприятия должны платить налоги там, где работают, а не так, как сейчас, — по месту регистрации. Компании у нас расположены по всей стране, а их главные офисы — чаще всего в Москве, в других крупных городах. Они и получают все налоги. Это несправедливо. Но в плане такого предложения нет.

Зато в него вошло страхование банковских вкладов малого бизнеса.

Сергей Катырин: Да, это очень важное предложение, мы его продвигали. За прошлый год Центральный банк отозвал лицензии у 97 банков. В начале этого года — уже у 6-7 банков. 100 банков ушли с рынка. И среди таких ушедших все больше становится региональных кредитных организаций.

А именно в них чаще всего и хранит свои деньги малый бизнес. И с исчезновением таких банков, как правило, исчезает и бизнес, потому что все деньги «сгорают» вместе с лицензией.

Если физическим лицам компенсируют до 1,4 миллиона рублей, то малым предприятиям никто ничего не компенсирует. Исчезло — и исчезло.

Они стоят в очереди, когда банкротят банк, и если что-то останется, когда очередь дойдет, кое-что получат. Но это редкий случай.

А почему вы хотите ввести страхование для малого бизнеса всего на 1,4 миллиона рублей? Маловато будет.

Сергей Катырин: На данном этапе пусть хотя бы так будет. Не ахти какие, может быть, деньги, но это поможет предприятию продержаться какое-то время.

А в перспективе на какую сумму бизнес может надеяться?

Сергей Катырин: Конечно, 1,4 миллиона — это сегодня от безысходности. А в будущем сумму компенсации надо привязать к показателям финансовой деятельности предприятия. А не всем сестрам по сережкам раздавать. Кому-то, может, и 1,4 миллиона много, а кому-то надо 20 миллионов.

Потеряли малый бизнес

Из того, что удалось узнать о «плане четырех», мне показалось, что в нем много места уделено малому бизнесу. Но к нему и так последние годы огромное внимание. Не переусердствуем в опеке? А то без ходунков он потом ходить не сможет.

Сергей Катырин: Скажу вам правду: у нас нет малого бизнеса. Почти нет. В подавляющем большинстве это микробизнес.

Есть три категории. Микробизнес — это компания, в которой работают до 15 человек. Малый бизнес — от 15 до 100. Средний бизнес — от 100 до 250. Так вот, у нас 94 процента — это микропредприятия, по большей части семейные. У них нет возможности содержать юристов, бухгалтерию. Для них чрезвычайно важно, чтобы все максимально было упрощено. Это предусмотрено в плане.

Российские бизнесмены за месяц разбогатели на 8 млрд долларов

А что малый бизнес ставит на первое место?

Сергей Катырин: Возможность реализовывать свою продукцию. Надо создавать такие рынки сбыта. Поэтому так много внимания сейчас уделяется госзаказу, чтобы крупные компании его располагали в малый бизнес, чтобы он мог им свою продукцию поставлять.

Второе — это доступ к финансовым ресурсам. Платить кредиты по 15 процентов годовых и иметь прибыль могут только большие компании.

По сути, в последние годы у нас развивался только тот малый бизнес, у которого есть возможность участвовать в каких-то госпрограммах. Есть субсидирование процентной ставки. Есть другие формы господдержки.

А у тех, кто живет на своих хлебах и не относится к торговле, развития никакого нет.

Государство просят отойти

Бороться с проверками продолжите?

Сергей Катырин: Да. И это третья проблема малого бизнеса, как, впрочем, и всего остального. Ослабление административного пресса необходимо, потому что у нас контрольно-надзорных функций неимоверное количество.

Сейчас эта реформа началась, она со скрипом, но идет. И введение риск-ориентированного подхода к проверкам — это главное, на что будет сделана ставка, чтобы по-другому организовывать эту работу.

Риск-ориентированная проверка — это там, где есть большие риски для жизни и здоровья людей?

Сергей Катырин: И для экологии. Там должны быть проверки более частыми. А там, где таких опасностей нет, проверок должно быть минимально или их вообще не проводить, а только по документальным отчетам контролировать.

И конечно, надо наконец избавиться от дублирующих проверок. Сегодня одно и то же могут контролировать с федерального, регионального и муниципального уровней.

Такая масштабная реформа коснется практически всех ведомств. Очень надеемся, что она облегчит участь нашего бизнеса. Это ведь еще и огромные деньги. Для того чтобы на каждую проверку среагировать, надо документы подготовить, показать хозяйство, рабочее время потратить. И плюс содержание огромной армии контролеров, которые не только проверяют, но и часто мзду берут.

По данным ФАС, государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Оно уже выросло до 70% ВВП

Планируется еще одна реформа, которая снизит присутствие государства в экономике. Госкомпании закроют?

Сергей Катырин: Не совсем так. Мы настаиваем на ревизии действующих государственных и муниципальных унитарных предприятий. И на запрете их создания на конкурентных рынках.

По данным ФАС, государство стремительно наращивает свое присутствие в экономике страны. Вклад государства и госкомпаний в ВВП России в 2015 году вырос до 70 процентов, а в 2005 году было около 35 процентов.

Читайте также:  Вы – банкрот. что с ндс? - все о налогах

А если мы проанализируем Единый госреестр юридических лиц, то увидим, что число унитарных предприятий за три года увеличилось более чем в два раза. Главным образом на региональном и муниципальном уровнях.

Предприниматели поддерживают позицию ФАС, что именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Продолжение следует

Сейчас ведущие объединения предпринимателей готовят предложения по оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых бизнесу.

А также определяют ключевые параметры налоговой системы на 2019 год и на последующие годы. И решают, как повысить эффективность ведения единого реестра проверок.

Фискальная нагрузка на бизнес продолжает расти: в некоторых регионах насчитали уже до 70 неналоговых платежей

Сергей Николаевич, есть еще один важный документ. Премьер-министр подписал поручение министерствам и ведомствам воздержаться от новых инициатив по введению неналоговых платежей. Значит ли это, что на них объявлен мораторий, о котором еще в 2015 году говорили?

Сергей Катырин: Можно и так назвать. Хотя мера эта временная, до принятия закона о порядке введения и расчета таких платежей. Да и касается она только федеральных инициатив.

Какой рубль нужен российскому малому бизнесу

Вас волнует, что подготовка закона может затянуться? К мораторию ведь почти два года шли.

Сергей Катырин: Что касается ТПП, то мы законопроект уже разработали. И сейчас вместе с Советом Федерации готовим его к внесению в Госдуму.

Не слышу в вашем голосе энтузиазма. Вас этот законопроект чем-то не устраивает?

Сергей Катырин: Ну как меня может не устраивать то, что мы сами разработали? А энтузиазма нет, потому что так и не решен принципиальный вопрос для законодательства по неналоговым платежам. Это будут поправки в Налоговый кодекс или самостоятельный фундаментальный документ?

Мы за второй вариант, об этом наш законопроект. По экспертным оценкам, в прошлом году неналоговые платежи составили уже один процент ВВП. Это, по сути, отдельная «фискальная отрасль», причем со многими нюансами. Она требует специального закона.

И основа этого закона — создание Реестра неналоговых платежей, о чем тоже давно говорят?

Сергей Катырин: Да. Все неналоговые платежи могут быть обязательными для предпринимателей только в том случае, если они внесены в реестр неналоговых платежей.

Также в нашем законопроекте есть норма, что этот реестр ведет министерство финансов. Это для того, чтобы оно представляло всю фискальную нагрузку на бизнес.

Следующая позиция — вступать в силу новые неналоговые платежи должны только со следующего года. Условно говоря, в 2017 году мы принимаем закон о платеже за экологию, за сбор мусора, еще за что-то, но действовать он начинает с 1 января 2018 года.

Речь идет только о федеральных платежах?

Сергей Катырин: Обо всех. Мы считаем, все должны доказать необходимость нового платежа, чтобы попасть в реестр. Не внесен туда — значит, предприниматель имеет полное право не платить, кто бы там ни назначил платеж.

А назначают многие. Министерства, губернаторы, главы муниципалитетов. Даже хозяйствующие субъекты, например, портовый сбор за причал. Поэтому в некоторых регионах насчитывают до 70 неналоговых платежей. Серьезных будет, наверное, где-то половина.

И никто толком не знает, сколько платежей, и в каком бизнесе они существуют. Даже в одной отрасли может быть разная фискальная нагрузка, например у автоперевозчиков.

Те, кто в Москве ездит, они не платят сборы, которые есть у дальнобойщиков на междугородних и международных перевозках.

А самое главное, мы не знаем, как расходуется и кто расходует эти средства. С «Платоном» более или менее понятно. По крайней мере цель провозглашена, на что деньги собирают. А по другим платежам в подавляющем большинстве — никому неведомо. А это, как я уже говорил, огромные средства — более 850 миллиардов рублей в год.

Вы надеетесь, что их станет меньше? Это мегацель вашего законопроекта?

Сергей Катырин: Конечно, меньше. Ведь чтобы попасть в реестр, надо будет доказать, что этот платеж нужен. Кроме того, станет прозрачна общая нагрузка на бизнес. И это очень важно знать тем, кто принимает решения по новым платежам.

Все болеют за экологию, за чистоту городов. И вроде надо бы ввести сбор, например, за вывоз мусора и прочее. Но надо и до конца представлять, во что это выльется для того или иного вида бизнеса. Не подкосим ли мы его?

И не заставим ли взвинтить цены на свою продукцию?

Сергей Катырин: Это очень важно! Но здесь одного закона о неналоговых платежах мало. Вы знаете, мы сторонники принятия и, давно об этом говорим, закона о ценообразовании (тарифах). Нужно и здесь порядок навести, чтобы была прозрачная система: из чего состоит любой тариф, что туда включено.

Считаю, за основу расчетов надо брать не «тариф плюс инфляция» как сейчас, а все-таки исходить из схемы «тариф минус какой-то процент». И если наращивать тариф, то надо понимать, за счет чего.

За счет роста цен? Или все-таки за счет сокращения издержек, которые есть у тех, кто энергию производит, газ, и т.д. Это следующий закон, который мы намерены инициировать.

Федеральная антимонопольная служба нас поддерживает.

Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков / Елена Березина

Источник: https://rg.ru/2017/02/21/dengi-malogo-biznesa-zastrahuiut-kak-vklady-naseleniia.html

Финансовые власти поддержали страхование средств малого бизнеса в банках :: Финансы :: РБК

Минфин, Банк России, Агентство по страхованию вкладов поддержали страхование средств малого бизнеса в банках в пределах 1,4 млн руб. Официально банки сетуют на дополнительную нагрузку. Впрочем, она невелика. Как для кредитных организаций, так и для финансовых властей это, скорее, политический вопрос

Chris Ratcliffe / Bloomberg

Минфин, Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) поддерживают идею страхования вкладов малого предпринимательства, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителей сразу всех трех ведомств — гендиректора АСВ Юрия Исаева, замминистра финансов Алексея Моисеева и зампреда ЦБ Василия Поздышева. Все они присутствовали на заседании рабочей группы в Госдуме.

«В целом идея нами поддерживается с учетом того, что будет соответствующее финансирование», — заявил Юрий Исаев. Алексей Моисеев сообщил, что министерство выступает за расширение страхования вкладов на вклады МСП во всех банках в пределах суммы 1,4 млн руб. Банк России «поддерживает идею расширения механизма на предприятия малого бизнеса», приводит «Интерфакс» слова Василия Поздышева.

По его оценкам, общий объем средств, который предприятия малого и среднего бизнеса хранят в банках, немногим превышает 3 трлн руб. Первоначально обсуждалась идея страхования средств в банках малого и среднего бизнеса, однако на текущем этапе она свелась к страхованию средств микро- и малого бизнеса.

Цифру по этой категории банковских клиентов Поздышев не привел. В статистике ЦБ она также не раскрывается. Для сравнения: по данным обзора банковского сектора ЦБ на 1 мая, средства всех юрлиц в банках (кроме финансовых организаций) — 17,2 трлн руб., средства физлиц — 24,3 трлн руб.

Сейчас государством застрахованы средства физлиц и индивидуальных предпринимателей в банках на сумму до 1,4 млн руб.

На заседании рабочей группы произошло и еще одно изменение первоначального плана. Банковские лоббисты предлагали страховать средства малого бизнеса только в банках с базовой лицензией (располагают капиталом до 1 млрд руб.

, специализируются на небольших клиентах, ограничены в проведении сложных операций), чтобы дать им преимущество по сравнению с более крупными игроками.

Однако на заседании ​и ЦБ, и АСВ выступили за введение страховки для малого бизнеса для всех банков, независимо от уровня лицензии.

История вопроса

Тема защиты средств малого бизнеса в банках поднимается не впервые. 6 марта премьер-министр Дмитрий Медведев дал Минэкономразвития, Минфину и ЦБ поручение проработать этот вопрос. «Минэкономразвития России…

Минфину России… проанализировать совместно с Банком России целесообразность введения механизма страхования средств малых и микропредприятий, размещенных на счетах в кредитных организациях, и представить в правительство РФ соответствующие предложения», — говорилось в тексте поручения, опубликованного на сайте правительства. Сделать это соответствующим ведомствам надо было до 1 июня.

Как сообщало тогда «РИА Новости», отдельно к главе ЦБ по этому же вопросу обращалась и «Опора России». Это обращение было спровоцировано банковским мини-кризисом в Татарстане.

Впрочем, реакция ЦБ в марте на эту идею была совершенно иной. 20 марта «РИА Новости» опубликовало комментарии главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной по этому вопросу. По ее мнению, ​стратегически введение страхования средств бизнеса является верным решением, но пока преждевременным: сначала надо решить проблему фирм-однодневок.

Учитывая, что в России очень просто создавать малые и средние предприятия, есть риск, что крупный бизнес попытается застраховать свои средства путем их дробления через создание фирм-однодневок.

«Я думаю, что вот эти все события созреют через два-три года и мы сможем к этому вопросу уже подойти практически», — сказала тогда глава ЦБ.

Второй момент, вызывавший сомнения Эльвиры Набиуллиной, — кто будет финансировать возрастающую нагрузку на фонд страхования вкладов. Сейчас фонд, находящийся под управлением АСВ, дефицитен. Этот дефицит финансируется Банком России через кредиты, выдаваемые им АСВ. Сейчас лимит кредитной линии ЦБ составляет 820 млрд руб.

ЦБ сможет профинансировать и выплаты малому бизнесу, но вопрос в том, сможет ли АСВ вернуть эти средства. Как ранее сообщал РБК, уже сейчас агентство вынуждено частично расплачиваться с ЦБ неденежными активами, в частности новым офисом на Мосфильмовской.

Читайте также:  Налоговый агент по ндфл: кто является, обязанности и кбк - все о налогах

Упоминала Набиуллина и инфляционные риски, связанные с дополнительной эмиссией средств.

Вариант увеличить отчисления банков в фонд через повышение ставок взносов — тоже неоднозначный. Глава ЦБ высказывала опасения, что конечным результатом может стать рост стоимости кредита для всех экономических субъектов, поскольку банки будут перекладывать нагрузку на клиентов. Впрочем, теперь комментарии ЦБ звучат иначе.

Последний раз тема страхования средств малого бизнеса в банках поднималась на днях. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов в своем ежегодном докладе бизнесомбудсмена президенту также предлагал ввести страхование средств малого и среднего бизнеса, но на 5 млн руб.

Реакция рынка

Мнения участников рынка об инициативе страхования средств малого бизнеса в банках разделились.

«Ведение страхового возмещения для малых предприятий уже назрело — такая мера есть во многих странах», — говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев, отмечая, однако: есть большой риск, что страхование малого бизнеса существенно увеличит нагрузку на банки и ЦБ. Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский, напротив, считает инициативу не слишком полезной. «Для предпринимателей страховая сумма 1,4 млн руб. небольшая, она не будет для них спасением в случае банкротства банка», — говорит он.

Впрочем, у ЦБ другое мнение на этот счет. По словам Василия Поздышева, в 90% случаях суммы, которые малый бизнес держит на счетах в банках, не превышают 1,4 млн руб. «Это очень небольшие суммы, большая часть денег у них находится в работе, в товарном обороте», — сказал он.

Где брать деньги

В ходе заявлений, сделанных в четверг, 25 мая, вопрос об источниках финансирования дополнительных выплат из фонда страхования вкладов прокомментировал лишь Минфин.

Он предложил увеличить базовую ставку взносов в фонд страхования вкладов с текущих 0,12 до 0,20%, чтобы снизить зависимость Агентства по страхованию вкладов от кредитов Банка России, привел «Интерфакс» слова замминистра финансов Алексея Моисеева.

Однако ранее, 23 мая, зампред ЦБ Ольга Полякова также на заседании рабочей группы сообщила, что рассматривается вопрос о повышении базовой ставки взносов в фонд страхования вкладов до 0,15%. Впрочем, она не увязывала это со страхованием дополнительной категории банковских клиентов.

В результате такого решения наибольший рост платежей в фонд страхования вкладов ляжет на Сбербанк как на крупнейшего игрока. Там уже предсказывают негативные последствия.

Рост взносов приведет частично к снижению ставок по вкладам, поэтому влияние на прибыль банков не будет большим, также он негативно скажется на банковских сбережениях и кредитных ставках, говорят в пресс-службе Сбербанка. «На фоне снижения ставок все большая доля дохода вкладчиков уходит в АСВ.

По вкладам в евро — уже около половины, а по вкладам в долларах треть дохода забирается в АСВ. По рублевым вкладам нагрузка пока меньше — около 7%», — утверждают в пресс-службе Сбербанка.

Решать проблему дефицита взносов в АСВ надо не повышением взносов, а за счет роста собираемости средств с банков с отозванной лицензией за счет улучшения надзора и качества работы АСВ как ликвидатора банков, настаивают в Сбербанке.

С тем, что повышение ставок отчислений банков в фонд страхования вкладов не лучший способ финансирования дополнительных страховок для малого бизнеса, согласны и аналитики. «Банки сейчас и так испытывают довольно большое количество проблем.

Это регулятивный риск, это кризисные явления в экономике, невозможность привлекать денежные средства за границей, высокая конкуренция за клиентов, — перечисляет Вячеслав Путиловский.

 — В этой ситуации дополнительный налог на банки не будет полезен для банковской системы».

Впрочем, неофициально банкиры признают: рост нагрузки на них непосредственно из-за новой категории выплат большим не будет. «Для банков сопротивление росту нагрузки, как и для властей проявление заботы о малом бизнесе, — вопрос, скорее, политический», — говорит топ-менеджер одного из крупных банков.

Источник: https://www.rbc.ru/finances/25/05/2017/5926a33c9a794711d41d9624

Как работает система страхования вкладов ИП в России?

Застрахованы ли в настоящее время в банках РФ расчетные счета ИП? Госпрограмма обязательного страхования вкладов населения реализуется уже более 10 лет. Она надежно обеспечивает защиту финансовых интересов физических лиц, позволяя оперативно вернуть денежные средства, находящиеся на банковских счетах, в пределах 1,4 млн рублей.

Изначально институт страхования вкладов был ориентирован исключительно на счета (вклады) обычных граждан – наиболее незащищенную категорию лиц, для которой потеря вклада – существенный ущерб, а участие в судебных разбирательствах с банком – слишком серьезное испытание.

Однако процесс отзыва регулятором у банков лицензий, наиболее активизировавшийся в последние годы, показал, что в аналогичной финансовой защите нуждаются и индивидуальные предприниматели.

Основной довод в пользу такой необходимости – денежные средства на счетах ИП являются одновременно и бизнес-финансами, и личными средствам предпринимателя ИП как физического лица.

Застрахованы ли в настоящее время в банках РФ расчетные счета ИП?

Система страхования вкладов (счетов) ИП появилась с началом 2014 года, точнее все правила и положения, ранее касавшиеся только населения, распространили свое действие и на предпринимателей. Страхованию подлежат средства, находящиеся на любых банковских счетах ИП, включая и расчетные счета.

При этом никаких активных действий со стороны предпринимателя для участия в системе страхования не требуется: вклады (счета) автоматически страхуются, причем за счет самого финансово-кредитного учреждения, которое делает соответствующие отчисления в фонд Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Единственное условие для получения выплат – банк должен быть аккредитованным участником госпрограммы (сегодня таких банков более 800).

Как работает система страхования вкладов ИП

Принцип работы системы страхования вкладов ИП очень простой.

При наступлении страхового случая (отзыв банковской лицензии) предпринимателю в установленные сроки (через 14 дней) выплачивается 100% компенсация, но не более установленного лимита.

Если сумма вклада, денежных средств на счете его превышает, то остаток средств выплачивается в соответствии с общим порядком погашения кредиторских обязательств банка в рамках его ликвидации или банкротства.

Некоторые нюансы:

  1. Если предпринимателем используется валютный счет, средства будут пересчитаны в рублях на дату страхового случая.
  2. Независимо от количества вкладов (счетов) и объема находящихся на них денежных средств предприниматель вправе претендовать только на сумму 1,4 млн рублей, не больше. Это же правило действует и в отношении ситуаций, когда одно физическое лицо имеет и расчетный счет ИП, и счет (вклад) обычного гражданина.
  3. Если ИП имеет счета в нескольких банках, и они все лишаются лицензии, лимит выплаты распространяется на каждый банк по отдельности.
  4. Нотариусы, адвокаты к ИП не приравниваются, хотя и относятся к категории самозанятого населения. Они могут получить компенсацию по вкладам, но только если счета не используются для профессиональной деятельности.
  5. ИП не может получить компенсацию, если денежные средства находятся на залоговых счетах, счетах зарубежных банков или зарубежных филиалов отечественных банков, а также являются электронными платежными средствами. Распространяются на ИП и все ограничения, предусмотренные для вкладов (счетов) населения.
  6. Перечисление компенсации по вкладам (счетам) ИП, в отличие от физических лиц, осуществляется исключительно на другой банковский счет предпринимателя. Поэтому, если такого счета нет, он должен быть открыт в другом банке.
  7. Кредитные обязательства ИП вычитаются из суммы, на основании которой делается расчет компенсационной выплаты. Если, например, банк должен предпринимателю 1,4 млн рублей, а предприниматель банку – 500 тыс. рублей, то максимальный размер выплаты не превысит 900 тыс. рублей.

Порядок обращения и получения выплаты

Дата отзыва регулятором банковской лицензии или наложения моратория на исполнение кредиторских требований считается датой страхового случая. Предприниматель имеет право сразу же обратиться в АСВ с соответствующим заявлением, а если Агентством уже определен банк-агент – в этот банк. 

После проверки АСВ (банком-агентом) представленных документов выплаты на счет ИП осуществляются не позднее 3 рабочих дней, но не ранее 2-недельного срока с момента наступления страхового случая. В настоящее время никаких задержек и других проблем с выплатами страховых возмещений нет.

Обратиться с заявлением ИП может в любой момент до завершения в банке ликвидационных процедур, то есть до того, как банк будет исключен из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, АСВ может пойти навстречу и произвести выплату по истечении этого периода времени, но для этого нужны весомые причины, например, тяжелое заболевание, прохождение воинской службы, длительное отсутствие в России и другие случаи, в силу которых предприниматель объективно не мог обратиться с заявлением.

Обычно средства перечисляет не само АСВ, а назначенный им банк-агент. Как таковой очередности выплат нет. И предприниматели, и физические лица в этом отношении равны в правах. Все требования свыше подлежащих компенсации за счет страховки необходимо адресовать непосредственно в банк, где были открыты счета.

Это разумнее сделать сразу, как только АСВ назначит временную администрацию. Направлять требования бывшим руководителям финансово-кредитного учреждения, даже если они еще не отстранены, рискованно. Они могут их не учесть, проигнорировать, потерять и т.д.

Временная администрация формируется оперативно, и лучше дождаться момента, когда она приступит к работе.

Вся необходимая информация, касающаяся ликвидации проблемного банка, порядка и хода ликвидационного процесса и осуществления страховых выплат публикуется на сайте АСВ. Важно руководствоваться именно этим источником информации – официальным, нежели доверять представителям ликвидируемого банка.

Источник: https://urlaw03.ru/business/article/straxovanie-vkladov-ip-v-bankax-rf

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]