Налоговая заблокировала единственный счет, а у банка отозвали лицензию, что делать?
1) В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налога (п.2 ст.76 НК РФ). Счет блокируется в пределах суммы долга по налогу, указанной в решении о приостановке операций.
2) При несдаче налоговой декларации в течение 10 дней с момента, когда она должна была быть сдана (п.3 ст.76 НК РФ). Приостановку по счету в таком случае инспекция может сделать в течение 3 лет. Блокировка выставляется на всю сумму, находящуюся на счете.
3) Если налогоплательщик не отправил электронную квитанцию о приеме требований о представлении документов или пояснений / уведомлений о вызове от налоговой инспекции (п.5.1. ст.23 НК РФ) в течение 6 рабочих дней с даты их отправки налоговой. Блокировка опять же ставится на весь счет.
У нашей фирмы был всего один счет в банке, который заблокировала налоговая. У банка отозвали лицензию. Может ли другой банк открыть нам счет при наличии блокировки?
Увы, нет. Дело в том, что в Налоговом кодексе есть прямой запрет на открытие новых счетов клиенту, у которого есть заблокированные налоговой счета в другом банке.
Если данные о решении о приостановлении операций по счету клиента есть вот в этой базе ФНС, при открытии счета такому клиенту банку грозит ответственность.
За нарушение этого запрета банки могут быть оштрафованы на 20 тысяч рублей по ст.132 НК РФ.
Как разблокировать счет в банке с отозванной лицензией?
1) Устраните причину блокировки:
Если проблема в неподаче декларации, подайте ее как можно скорее (например, через электронные каналы связи). В течение следующего дня за днем подачи декларации налоговая обязана снять блокировку со счета.
Если счет заблокирован за непередачу квитанции о приеме, опять же, как можно скорее передайте квитанцию в ФНС, а также предоставьте ФНС документы или пояснения, которые были указаны в требовании.
Если проблема в неоплате долга по налогу, может быть несколько вариантов:
а) по взысканию долга уже возбуждено исполнительное производство. В этом случае погасить долг за фирму может директор или представитель по доверенности непосредственно судебному приставу (наличными);
б) при наличии переплаты по другому налогу напишите в инспекцию заявление о зачете;
в) если исполнительного производства еще нет, погасить долг по налогу может директор организации или представитель по доверенности (об этом ФНС пишет в письме от 18.09.2015 №СА-4-8/16492@).
Это можно сделать по квитанции через банк. Чтобы платеж отразился в ФНС корректно и зачислился именно на юрлицо, в назначении платежа нужно указать всю информацию о налогоплательщике, за которого платит физлицо.
2) Налоговая выносит решение об отмене приостановления операций по счету организации и не позднее следующего дня отправляет его в электронном виде в банк.
3) Банк снимает блокировку, и вы можете открыть счет в другом банке.
Я не могу сейчас погасить долг по налогу, чтобы снять блокировку со счета. Есть ли какие-то варианты?
1) Попробуйте обратиться в ФНС с заявлением об отмене решения о приостановлении операций по счету на основании п.9.1. ст.76 НК РФ в связи с отзывом лицензии у банка.
В таком случае банк по объективным причинам не сможет выполнить решение ФНС о взыскании средств с вашего счета. Возможно, инспекция пойдет вам навстречу, если это единственный счет компании.
После отмены блокировки откройте другой счет, погасите с него долги перед ФНС.
2) Также можно обжаловать решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счету в суде.
При подаче иска заявите ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета ФНС совершать действия по взысканию долга по налогу до вступления решения суда в законную силу.
На основании определения суда о принятии обеспечительных мер инспекторы отменят блокировку, и вы сможете открыть счет в другом банке.
Агентство по страхованию вкладов прислало требование об уплате комиссий за РКО в банке-банкроте. Мы включены в реестр кредиторов банка на гораздо большую сумму. Неужели надо платить?
Блокировка счета налоговой не отменяет вашу обязанность оплачивать комиссии, предусмотренные договором банковского счета. Обычно комиссии за РКО банк списывает с вашего счета самостоятельно. В период блокировки счета комиссии не списываются, поэтому у вас будет копиться долг по оплате услуг банка.
Проблема еще в том, что после признания банка банкротом проведение взаимозачетов ограничено. Поэтому автоматом вычесть сумму долга по комиссиям из остатка на вашем счете АСВ не имеет права. То есть, если сумма долга определена верно в соответствии с действующими тарифами, оплачивать этот долг придется. Если вы не погасите его добровольно, АСВ может взыскать задолженность по суду.
В тему:
Что делать фирме, если банк лишили лицензии?
Как взыскать страховку с Агентства по страхованию вкладов
Отзыв лицензии у банка: что делать, если у вас вклад и кредит одновременно?
Статья с сайта «Вести права» — правовые решения и советы юриста
Кот-юрист в Телеграме и ТамТаме
Источник: https://vestiprava.com/stati/nalogovaya-zablokirovala-edinstvennyiy-schet-a-u-banka-otozvali-litsenziyu-chto-delat.html
Порядок действий для компаний, у банка которых отозвали лицензию
21 Ноября, 2017
По состоянию на октябрь в 2017 году Центральный банк России отозвал 42 лицензии на осуществление банковской деятельности. Основная причина — нарушение банковского законодательства.
Для клиентов такого банка данная ситуация влечет за собой массу проблем, особенно для компаний, которые имеют расчетные счета и депозиты. Разберемся, что же делать юридическим лицам, у которых там открыт единственный счет. Как быть с выплатой зарплаты, с просрочкой по оплатам.
Законодательная основа
Основания для отзыва лицензии у банка, а также последствия данной процедуры предусмотрены Федеральным законом РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон «О банках и банковской деятельности»).
Решение Банка России об отзыве у банка лицензии вступает в силу со дня принятия соответствующего акта. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней. Однако, обжалование не приостанавливает действия акта.
По сути после отзыва (аннулирования) лицензии происходит остановка всех финансовых операций банка. Банк России назначает временную администрацию.
Одной из задач временной администрации является установление кредиторов банка и размеров их требований.
Временная администрация действует до момента вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или начала процедуры ликвидации.
После отзыва лицензии банк должен быть ликвидирован по решению арбитражного суда назначенным ликвидатором. В случае недостатка имущества для расчета со всеми кредиторами и признания банка банкротом — назначенным судом конкурсным управляющим.
Алгоритм действий
ШАГ 1. Уточнить информацию об отзыве лицензии на официальном сайте Банка России. Сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.
ru:
- раздел «Информация по кредитным организациям»;
- подразделы «Отзыв (аннулирование) лицензии», «Объявления временных администраций»;
- адреса временных администраций доступны в «Извещении о возможности предъявления требований».
В данном подразделе компания также может ознакомиться со следующими информационными сообщениями:
- «объявление о возврате ценных бумаг»;
- «объявление о принятии арбитражным
- судом заявления о признании банка банкротом»;
- «информация о финансовом состоянии банка».
ШАГ 2. Подготовить заявление о включении компании в реестр кредиторов банка.
Для предъявления требования компании (кредитору банка) необходимо направить письменное заявление с указанием суммы и основания предъявляемого требования. Заявленные требования должны быть обоснованы оригиналами или заверенными копиями подтверждающих документов, которые следует приложить к заявлению.
В заявлении указываются реквизиты кредитора:
- наименование и местонахождение кредитора;
- почтовый адрес;
- контактный телефон для связи;
- документы, подтверждающие полномочия
- лица, подписавшего указанное заявление;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Как правило, полный список документов, а также образец заявления размещаются на сайте той компании, на которую возложены функции временной администрации (или конкурсного управляющего).
Временная администрация или конкурсный управляющий (ликвидатор) не позднее 30 рабочих дней со дня получения ими требований уведомляют заявителя о включении его требований в реестр требований кредиторов.
Временная администрация также обязана сообщить об отказе во включении требований с указанием причин. О результатах рассмотрения заявитель уведомляется письменно.
ШАГ 3. Подготовить и направить уведомление сотрудникам своей компании, контрагентам и фискальным органам о том, что у банка отозвана лицензия.
Направить уведомление необходимо оперативно, поскольку с момента отзыва лицензии у банка приостанавливаются все операции. А это означает, что отправленные платежи не дойдут до адресата.
ШАГ 4. Обеспечить свое присутствие на собрании кредиторов, а также отслеживать информацию о стадиях процедуры ликвидации банка в арбитражном процессе.
ШАГ 5. По итогам рассмотрения дела, и если банк признают банкротом, в решении суда будет указано, какие суммы и в порядке какой очередности могут быть возвращены компании. Иными словами, основанием для выплаты денежных средств будет являться решение суда. Порядок получения и более подробную информацию можно будет получить у конкурсного управляющего.
При этом требования кредиторов могут считаться невозможными ко взысканию в связи с недостаточностью имущества должника.
Далее на основании решения суда о ликвидации должника соответствующие сведения будут внесены в ЕГРЮЛ. Соответственно, после этого компания вправе списать неполученные денежные средства во внереализационные расходы.
Вынужденная задолженность перед третьими лицами
Обязательства работодателя. После отзыва у банка лицензии он не вправе осуществлять перевод денежных средств. Компания-кредитор не сможет произвести выплату заработной платы сотрудникам в установленный срок.
Несмотря на форсмажор, к сожалению, трудовое законодательство не содержит поблажек для работодателя на этот счет. Поэтому работодатель будет обязан начислять проценты на основании ст.
236 Трудового кодекса РФ, а после получения денежных средств выплатить работникам заработную плату с учетом начисленных процентов.
Договорные обязательства. Аналогичная ситуация возникает у компании по договорным обязательствам перед контрагентами. В данном случае можно рекомендовать исполнить обязательство иными способами (помимо платежа). Например, такими как зачет встречных требований, исполнение обязательства третьим лицом и т. д.
Налоговые обязательства. На основании подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с того момента, когда он предъявил в банк платежное поручение на перечисление налога.
Налоговый кодекс не связывает факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет (Письмо ФНС России от 22.05.14 №СА-4-7/9954). То есть в случае если банк не смог списать деньги со своего корсчета для их перечисления в бюджет, это не указывает на недобросовестность налогоплательщика.
А значит ответственность за неуплату налога является неправомерной. Однако данную позицию налогоплательщику следует отстаивать в суде. Встречаются судебные решения, которые в данном вопросе встают на сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Московского от 20.03.13 №А40-76467/12-116-163, Уральского от 13.12.10 №Ф09-10212/10-С3, Центрального от 23.01.
12 №А54-1303/2011 округов и др.).
Кредитные обязательства перед банком, у которого отозвали лицензию, продолжают действовать для компании-заемщика. Заемщик обязан вносить кредитные платежи в соответствии с условиями кредитного договора. В данном случае меняются реквизиты платежа по кредиту. Информация размещается на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов или Банка России.
Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/articles/poryadok-deystviy-dlya-kompaniy-u-banka-kotorykh-otozvali-litsenziyu/
С 1 июля кредитные организации обязаны уведомлять налоговую службу обо всех операциях по открытию или закрытию вклада — мк
Банки расскажут налоговикам о вкладах клиентов
30.06.2014 в 20:36, просмотров: 20371
Налоговики узнают сколько хранят денег в банках рядовые граждане. С 1 июля вступают в силу изменения в налоговом законодательстве, по которым кредитные организации будут обязаны уведомлять налоговую службу обо всех операциях по открытию или закрытию вклада.
Новое правило коснется всех без исключения. Банки «заложат» своих клиентов независимо от того какую сумму они разместили на депозитах.
Кроме того, налоговые инспекторы смогут без решения суда затребовать у банка выписку о движении денежных средств по любому из клиентских счетов.
Если раньше банки были обязаны передавать налоговой информацию о счетах юридических лиц и предпринимателей, то теперь будут сообщать и о рядовых граждан. Подтолкнут их к таким действиям изменения в налоговом законодательстве.
Согласно им, теперь кредитные организации в обязательном порядке должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения полную информацию о вкладах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Иными словами налоговики смогут узнать о депозитах населения фактически все, начиная от даты открытия или закрытия вклада в банке и заканчивая изменениями реквизитов счета.
Впрочем, наряду с этим налоговая служба получает право без решения суда потребовать у кредитной организации подробные данные о счетах клиентов: остатках денежных средств, выписку по последним проведенным операциям.
«Информация будет предоставляться в электронной форме в течение трех дней со дня открытия или закрытия счета, вклада или депозита; изменения реквизитов счета, вклада или депозита», – говорится на официальном сайте ФНС.
Как отмечают финансовые аналитики, налоговые изменения добавят работы банковским сотрудникам. Но, это полбеды. Что действительно пугает самих банкиров, так это реакция рядовых граждан. Если клиенты-предприниматели вздохнули с облечением (меньше бюрократических процедур, больше времени для развития бизнеса), то вот простых вкладчиков такое правило может напугать.
Но, как говорят независимые эксперты, волноваться должны, прежде всего, граждане, которые не декларируют доход, перечисляемый на расчетный счет, открытый в банке. По их словам, налицо борьба с теневой экономикой, которую правительство ведет в течение последних лет.
«Дополнительные обязательства банков по уведомлению налоговой службы обо всех операциях по открытию или закрытию банковского вклада повысит прозрачность и расширит возможности налоговой службы по мониторингу банковских вкладов клиентов. Налоговые инспекторы также получат больше возможностей для мониторинга счетов без решения суда.
Это позволит налоговой службе более детально проводить мониторинг уплаты налогов гражданами РФ и, как следствие, может повысить поступления в бюджет.
Однако не стоит забывать, что некоторые вкладчики в попытках уйти от взоров налоговой службы РФ, будут открывать счета в зарубежных банках», — комментирует аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
Источник: https://www.mk.ru/economics/2014/06/30/s-1-iyulya-kreditnye-organizacii-obyazany-uvedomlyat-nalogovuyu-sluzhbu-obo-vsekh-operaciyakh-po-otkrytiyu-ili-zakrytiyu-vklada.html
Большие перемены касательно сообщений в налоговую инспекцию об открытии банковских счетов и счетов по вкладам
дата публикации: 04.04.2014 года
Никуда, никуда нельзя укрыться нам,
Но откладывать жизнь никак нельзя…
(Наум Миронович Олев,
слова из песни «Непогода»)
Федеральный закон от 02.04.
2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», уже прославившийся тем, что вводит для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, обязанность уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, изменяет и порядок сообщения об открытии и закрытии счета клиентами банков – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами.
Со 02 мая 2014 года закон № 52-ФЗ признает утратившими силу подпункты 1 и 1.1 пункта 2 и пункт 3 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, начиная со 2-го мая 2014 года организации, ИП, нотариусы и адвокаты не обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии банковских счетов, а также не обязаны сообщать о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Обязанность самих банков сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов клиентов не только сохраняется, но и многократно расширяется. В настоящее время банки сообщают в налоговые органы только информацию об открытии корпоративными клиентами и индивидуальными предпринимателями счетов на основании договора банковского счета.
О счетах по вкладам и о счетах физических лиц банки не сообщают. Однако с 01 июля 2014 года вступят в силу нормы федерального закона от 28.06.
2013 № 134-ФЗ, вносящие изменения в статью 86 Налогового кодекса РФ, согласно которым банки будут сообщать в налоговые органы обо всех банковских счетах и счетах по вкладам (депозитам) всех юридических лиц, ИП и физических лиц!
Банки обязаны будут сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии банковского счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация будет сообщаться в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
С учетом того, что в общем количестве открытых счетов счета корпоративным клиентам занимают всего 1%, работа банков увеличится всего в … 100 раз.
Касательно сообщений банками в налоговую инспекцию об остатках на счетах.
Банки обязаны будут выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при получении мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:
— справки по юрлицам и ИП могут быть запрошены налоговыми органами при проведении налоговых проверок таких лиц либо истребования у этих лиц документов в соответствии со статьей 93.
1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
— справки о физических лицах могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ;
— справки в отношении юрлиц, ИП и физлиц могут быть запрошены налоговыми органами в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
При цитировании, перепечатке и использовании материалов
с сайта Банковской бизнес-школы ПрофБанкинг
соблюдение Условий и гиперссылка на сайт ProfBanking.com обязательна.
Источник: https://www.profbanking.com/articles/1694-big-change.html
На какие требования инспекции можете спокойно не отвечать
28.05.2017
Направьте налоговикам письменный отказ, если считаете требование незаконным и решили не давать пояснения. Иначе компанию оштрафуют на 5000 руб.
Когда налоговики требуют слишком много пояснений, у бухгалтерии возникает вопрос: а обязательно ли отвечать? Действительно, не всегда требования налоговиков законны. Есть запросы, на которые компания вправе не отвечать. Но если проигнорировать требование, возникает риск. Не дождавшись ответа, налоговики могут оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Чтобы снизить риск штрафа, не игнорируйте требование, а напишите мотивированный отказ. Есть и еще одна причина обосновать его письменно — налоговики подозрительно относятся к компаниям, которые молча игнорируют запросы.
Сообщите инспекторам в письме, что требование незаконное, и поясните почему. Возможно, налоговики признают, что у них нет права требовать пояснения, и компании не придется оспаривать штраф.
Если вы готовы доказывать налоговикам, что требование незаконное, проверьте в нем четыре реквизита. В них налоговики ошибаются чаще всего.
Иногда налоговики присылают требование с неправильным названием и ИНН компании.
Если поступило требование, которое к вашей компании никак не относится, сообщите об этом инспектору, чтобы он не ждал ответа.
Если же компания преобразовалась, например, из АО в ООО, а запрос пришел на старое наименование, нужно ответить. Ведь при преобразовании обязанности переходят к новой компании (п. 9 ст. 50 НК РФ).
Распечатать образец • Скачать бланк в формате Word
Налоговики не вправе требовать пояснения по старым декларациям. Поэтому компания сама решает, отвечать ли инспекторам.
Бывает, что налоговики запрашивают пояснения в электронной форме обычным письмом, а не требованием. Это неверно (письмо ФНС России от 31 августа 2015 г. № ПА-4-6/15346). В этом случае компания не обязана высылать квитанцию о приеме.
Да и технически сделать это не получится. Сразу скажите об этом налоговикам, чтобы они не заблокировали счет за отсутствие квитанции. Либо оперативно ответьте на запрос. По закону ответ на требование исключает блокировку счета (подп. 2 п. 3.1 ст.
76 НК РФ).
Посмотрите, по какой декларации налоговики требуют пояснения. Дата требования должна быть в рамках камеральной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 сентября 2012 г. по делу № А66-376/2012). Срок проверки — три месяца с даты, когда компания сдала декларацию. Продлить этот срок налоговики не вправе (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если дата вписывается в трехмесячный срок, но вы получили требование за несколько дней до его окончания, безопаснее ответить налоговикам. Несмотря на то, что пятидневный срок на пояснения истечет уже за пределами камералки.
Если на требовании стоит дата за рамками трехмесячного срока, компания не обязана давать пояснения. Но безопаснее ответить, если речь идет о расхождении доходов в декларации по упрощенке и выручки по выписке банка. Налоговики могут пересчитать налог на упрощенке исходя из банковской выписки.
Тот факт, что налоговики затянули проверку, не дает им права требовать пояснения или документы. Но и не мешает принять решение по итогам проверки (п. 27, 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Поэтому компании придется оспаривать доначисления (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2013 г.
по делу № А56-33645/2012).
Лучше дать пояснения о расхождении выручки на упрощенке с выпиской банка. Иначе есть риск доначислений.
На общей системе вероятность доначислений из-за того, что компания не пояснит расхождения, меньше. Например, если налоговики сравнивают выручку в декларации с данными по расчетному счету, то на основании одной выписки банка пересчитать налоги они не смогут.
Ведь налоги определяют не по кассовому методу. Расхождений между разной отчетностью тоже недостаточно, чтобы доначислить налоги. Но на требования по льготам и убыткам лучше ответить, чтобы налоговики не отказали в льготах и не приглашали на убыточную комиссию.
Налоговики должны указать статью Налогового кодекса, на основании которой требуют пояснения, конкретный пункт не обязателен (приложение № 1 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189). В правильном требовании должна быть статья 88.
Это значит, что пояснения запрашивают в связи с камералкой. Налоговики вправе требовать пояснения по ошибкам и противоречиям в декларации, убыткам, льготам.
А если компания сдала уточненку, в которой уменьшила налог, налоговики могут запросить, почему изменились показатели декларации (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ).
+
Если налоговики требуют пояснить что-то другое, у компании есть право не отвечать.
Обычно это ситуации, когда инспекторы спрашивают про высокую долю вычетов по НДС, снижение выручки, рост прямых расходов в декларации по налогу на прибыль и т. д. Это не ошибки и не противоречия.
Но мы советуем все-таки ответить инспекторам, хотя бы кратко, чтобы они не пригласили компанию на комиссию по налоговой нагрузке.
Источник: https://www.isokrat.ru/news/2017/05/na_kakie_trebovaniya_inspekcii_vi_mojete_ne_otvechat/
Вклады россиян в банках оказались под контролем налоговой
“Банковской тайны больше не существует!” – именно так большинство экспертов оценили новость о том, что теперь банковские карты и вклады россиян попали под контроль налоговых органов.
Конец банковской тайне. Именно так многие оценили новость, что вклады и банковские карты физических лиц теперь оказались под контролем налоговых органов.
Новые требования вступили в силу этим летом и обязали кредитные организации сообщать в налоговые органы о движении средств на счетах физических лиц.
Своим мнением по этому поводу в очередном выпуске нашей постоянной рубрики делится Роман САВИЧЕВ, руководитель крупнейшего на Юге России Юридического агентства «СРВ».
-С 1 июля банки обязаны сообщать налоговикам об открытии и закрытии вкладов населения, движении по ним денег, изменении реквизитов. До сих пор банки представляли налоговикам данные об открытых счетах только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – говорит Р. Савичев.
– Суть нововведений состоит в том, чтобы не дать уйти от налогов тем лицам, которые декларируют доходы меньше фактических. На стадии подготовки соответствующего закона банковское сообщество возражало против нормы о физлицах, но верх одержали аргументы правоохранительных и налоговых органов.
Им таким образом можно будет легко проверить какие-либо подозрения, если они возникли.
Население в скором времени вряд ли прочувствует в полной мере эффект от нововведений. К тому же, как правило, физические лица получают заработную плату от своих работодателей безналичным путем после удержания налогов. Новые меры могут коснуться прежде всего не привыкших платить налоги фрилансеров и торговцев, работающих в Интернете.
Для них получать регулярные вознаграждения на банковскую карту будет рискованно, ведь рано или поздно придется отвечать на вопрос, откуда поступают деньги на счет.
При этом налоговая начислит на доходы 13 процентов НДФЛ, а также предъявит штрафы за предпринимательскую деятельность без регистрации, за неуплату налогов и непредставление отчетности.
Но, кстати, некоторым гражданам все это облегчит жизнь. Например, тем, кто не может получить долги или алименты на детей.
Налоговая в таком случае предоставит сведения обо всех открытых счетах, об их номерах и наименованиях банков. После этого можно предъявить в банк исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов.
Банк обязан будет в одностороннем порядке списать со счета должника указанную сумму и перечислить на счет.
Добавлю, что подобная тенденция наблюдается во всем мире – объем сведений, составляющих банковскую тайну, все время уменьшается. Впрочем, и я очень сомневаюсь, что в поле зрения фискалов попадет каждый из нас.
Несмотря на то что информация от банков по новым счетам и операциям граждан должна поступать в ФНС оперативно, в течение трех дней, анализировать ее будут лишь выборочно, учитывая большие объемы сведений.
То есть налоговая инспекция теперь автоматически узнает об открытии или закрытии счета физического лица, а для получения информации о движении денежных средств по этому счету придется делать запрос.
Безусловно, кто-то видит в новых правилах угрозу банковской тайне и не исключает, что закон будет применяться в том числе как политический инструмент.
Но мне все же кажется, что так сразу политизировать новации не стоит.
Добропорядочные граждане, которые заплатили налоги и спят спокойно, всегда смогут без труда объяснить причину возникновения денежных средств на своем счете и снять все претензии налоговиков.
Кстати, вступила в силу и еще одна норма. Предприятие или гражданин не смогут открывать новый счет или банковскую карту, если они имеют хоть один заблокированный счет.
Ранее такие ограничения существовали только в рамках одного банка. Теперь налоговые органы будут информировать все банки о том, что один из счетов клиента заблокирован.
Эти поправки нужны, чтобы сократить количество совершаемых налоговых правонарушений и повысить сбор налогов.
По большому счету, опасаться санкций теперь следует всем клиентам банков. Если налоговая решит заблокировать счет или карту из-за, например, неуплаты налогов, уклонения от них, сокрытия доходов, то вы уже не сможете открыть новый счет до тех пор, пока старый не разблокируют налоговики.
А что такое заблокированный счет и невозможность открыть новый? Это фактически крах предпринимательской деятельности.
Человек или компания временно потеряет возможность пользоваться теми услугами, за которые необходимо платить с банковского счета, это приведет к срыву контрактов у предпринимателей.
А люди, желающие путешествовать, скорее всего, на время потеряют такую возможность, потому что не смогут представить для получения визы выписку из банка со свободными для поездки деньгами.
Единственная правильная реакция на все это – своевременно и в полном объеме платить налоги, тогда претензий со стороны налоговиков не будет и счета не заблокируют.
Главный момент, которым, как мне кажется, должны поскорее озаботиться заинтересованные ведомства, – это опасность утечки информации.
С одной стороны, уже маловероятно, чтобы банк намеренно раскрывал сторонним лицам сведения о счетах своих клиентов. Налоговики также обязаны хранить тайну.
Однако вопрос: будет ли эта норма исполняться? В связи с этим нельзя исключать того, что о накопленной на банковском счете сумме станет известно преступникам.
Источник: https://kredit-otziv.ru/vklady-rossiyan-v-bankax-647/
Фнс разъяснила ситуацию с платежами, «зависшими» в проблемных банках
Участившиеся в последние время случаи отзыва лицензий у кредитных учреждений привели к тому, что подзабытая тема налоговых платежей, «зависших» в проблемных банках, вновь становится актуальной. Новые разъяснения по этому поводу решили выпустить налоговики.
В письме ФНС от 22 мая 2014 г. N СА-4-7/9954 была рассмотрена ситуация, когда обязательный платеж списан с расчетного счета компании, но не зачислен в бюджет в связи с отзывом лицензии у банка. По мнению экспертов, письмо ФНС стоит принять на вооружение налогоплательщикам, хотя бы для того, чтобы в случае спорных ситуаций на него сослаться.
Как объясняют в письме налоговики, обязанность по уплате налога считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денег со счета компании. В определении Конституционного суда от 25 июля 2011 г.
N 138-О указано, что положения этой нормы права касаются только добросовестных налогоплательщиков. Арбитражные суды признают обязанность организаций по уплате налога неисполненной только при наличии доказательств недобросовестности налогоплательщика и плательщика взносов.
Сам по себе факт отзыва лицензии у банка не может быть основанием для вывода о недобросовестности действий предпринимателя и не свидетельствует о неисполнении им обязанности по уплате обязательных платежей.
Если компания выполнила обязанность по уплате налога, соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка, поэтому повторное взыскание с налогоплательщика налогов будет неправомерным, делают вывод налоговики. Взыскивать долги налоговые инспекторы должны с банков.
Одновременно ФНС предупреждает, что если будет установлено наличие необоснованной налоговой выгоды, то на основании документа о выявлении недоимки у компании в ее адрес будет направлено требование об уплате обязательных платежей.
Госдума рассмотрит законопроект о налоговом консультировании
Эксперты считают, что подобной позиции налоговая служба придерживалась и раньше. «Вопрос об уплате налогов через проблемные банки старый. Судебная практика по нему обширна.
Не думаю, что что-то изменится кардинально. Есть случайно пострадавшие налогоплательщики, а есть участники незаконных схем по «уплате» налогов через проблемные банки. В отношении вторых ничего не изменится. С них будут пытаться взыскать «повторно».
А в этом письме, по-видимому, рассматривалась конкретная ситуация, когда признаков того, что некие налогоплательщики участвуют в схеме, не наблюдается.
И ФНС разъясняет местным налоговикам, что коли банк не перечислил налог, то надо с него их и требовать», — рассказал партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.
Маловероятно, что компания заведомо создала такую ситуацию. «Вряд ли кто-то намеренно открывает счета в банке, зная, что у него в ближайшее время отзовут лицензию. В рассмотренную ситуацию вполне имеют шансы попасть добросовестные плательщики», — говорит Павел Орловский, аналитик сервиса «Бухгалтерия.Контур».
Что делать, если налоговый платеж застрял в банке, а лицензия у банка отозвана до того, как уплаченный налог дошел до адресата — федерального казначейства? В этой ситуации возможны разные варианты, говорят эксперты. «Компания направляет в банк платежное поручение на уплату налога, а на следующий день узнает, что у банка отозвана лицензия.
К слову, более-менее критичным может быть период от двух до пяти банковских дней после направления платежки в банк: как правило, в течение именно этого срока банки проводят платежи. Существует три сценария развития событий. Во-первых, платежное поручение принято банком, средства списаны со счета компании и отправлены в федеральное казначейство.
Платеж поступает по назначению, все в порядке. Во-вторых, платежное поручение принято банком, денежные средства списаны со счета компании, но не отправлены на соответствующий счет в казначейство из-за того, что корреспондентские счета банка уже заблокированы. На случай возможного спора с инспекцией стоит запастись письмом ФНС.
В-третьих, платежное поручение не принято банком к исполнению, деньги со счета не списаны. Это может произойти, если заполненная платежка не пройдет внутрибанковский контроль (например, в ней допущены ошибки). Или недостаточно средств на счете для исполнения платежа, или же счет заблокирован.
В таком случае письмо ФНС уже не поможет, обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной», — говорит Павел Орловский.
Центробанк России убрал с рынка сразу 13 банков
В любом случае, рекомендует эксперт, нужно проверить, в каком состоянии расчеты с бюджетом, если платеж произведен за 5-10 (с запасом) дней до отзыва лицензии у банка.
Сначала узнать, дошли ли деньги до получателя, для чего в налоговой инспекции запрашивается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Компании, которые сдают отчеты через Интернет, могут получить нужную информацию в электронном виде у спецоператора или через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой инспекции.
Более подробные сведения по конкретному зачислению налога можно получить из выписки о состоянии расчетов с бюджетом.
Если платеж не обнаружится, то лучше самостоятельно позаботиться о сборе доказательств уплаты налога и представить их в инспекцию. Обязательно проверить, правильно ли в платежке указаны счет получателя средств и наименование банка получателя. Ошибки в этих полях критичны.
Если их допустить, обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной. «Чтобы подтвердить уплату налога, понадобятся два документа — выписка по счету, из которой будет ясно, что до уплаты налога денег на счете было достаточно для исполнения платежа, и собственно платежное поручение.
Полезно взять за правило в дни уплаты налогов формировать выписки по счету из банка, а платежку сохранять или печатать после подтверждения банком принятия платежа к исполнению. Собранный пакет документов нужно дополнить письмом ФНС.
Затем в произвольной форме пишется заявление на имя начальника налоговой инспекции, где компания состоит на учете. В нем подробно излагается, что компания производила платежи в бюджет на основании таких-то документов, платеж был принят к исполнению банком, но в связи с отзывом у него лицензии средства в бюджет не поступили.
Весь пакет документов нужно передать в налоговую инспекцию, в отдел по работе с налогоплательщиками, не дожидаясь выставления налоговиками каких-либо требований об уплате налога», — советует Павел Орловский.
Источник: https://rg.ru/2014/06/17/nalogi.html
Через месяц налоговая будет знать все о банковских счетах и вкладах каждого из нас
https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_vkladah_kazhdogo_iz_nas
C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов.
С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента.
О том, как банки готовятся к вводу новой нормы и к чему это может привести, – в материале Znak.com.
Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, — существовать больше не будет.
Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует.
А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.
Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили Znak.
com в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.
Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет.
Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.
Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации.
О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок.
Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», — комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах.
«Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», — резюмируют в кредитных структурах.
Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов — физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете.
Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», — предупреждает Елена Пришвицина.
Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).
«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», — добавляют в Сбербанке.
Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.
«Отказ от банковской тайны — процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», — считает независимый аналитик Константин Селянин.
То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции.
Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.
Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина.
Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»).
«Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», — говорит эксперт.
В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране.
И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они.
Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.
Источник: https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_vkladah_kazhdogo_iz_nas
Налоговый контроль и истребование у банка документов
Вопросы регулирования порядка истребования документов и ответственности банков в случае его нарушения освещает автор в своем материале.
Порядок проведения налогового контроля
Чтобы детально рассмотреть вопрос регулирования порядка истребования налоговыми органами у кредитных организаций документов и информации в рамках проведения налогового контроля, необходимо вспомнить непосредственно сам порядок проведения мероприятий налогового контроля.
Под налоговым контролем законодатель понимает деятельность уполномоченных органов по контролю (налоговых органов) за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ). Порядок проведения налогового контроля установлен главой 14 НК РФ.
Одной из форм проведения налогового контроля являются проверки налогоплательщиков. В Налоговом кодексе РФ выделено два вида налоговых проверок: — камеральная налоговая проверка; — выездная налоговая проверка. Отметим основные отличия одного вида проверок от другого.
Понимание этих отличий позволит в полной мере оценить правомерность требований налоговых органов при истребовании документов у кредитных организаций в рамках осуществления налогового контроля.
Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ)
При проведении данной проверки проверяются налоговые декларации (расчеты) и документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Камеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налоговых органов по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки, проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключение из этого правила составляют ситуации, когда представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) предусмотрено НК РФ.
Кроме того, налоговые органы вправе во время проведения камеральных налоговых проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право налогоплательщиков на такие налоговые льготы.
Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Основанием для выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя) налоговой инспекции о проведении проверки. Форма решения о проверке, а также акта, который составляется по ее результатам, утверждены Приказом ФНС России от 25.12.
2006 № САЭ-3-06/892. Согласно действующему налоговому законодательству, выездные налоговые проверки одного налогоплательщика не могут проводиться чаще двух раз в течение календарного года.
Исключение из этого составляют случаи, когда руководителем ФНС РФ принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Срок проверяемого периода составляет 3 года, предшествующих году проведения проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать 2 месяцев, начиная со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке. В случаях, определенных нормами налогового законодательства, срок проведения проверки может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев.
Нормами НК РФ предусмотрена возможность в определенных случаях приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. При этом общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев.
Предоставление банком документов (информации) о клиентах налоговым органам
Письмом Федеральной налоговой службы от 29.09.2008 № ШТ-6-2/675@ (далее — Письмо ФНС № ШТ-6-2/675@) разъясняется порядок истребования налоговыми органами у банков необходимой информации для проведения мероприятий налогового контроля. Положениями статьи 82 НК РФ закреплены формы проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Одним из мероприятий налогового контроля является истребование документов (информации), необходимых налоговому органу для проведения данного контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у банка определенные документы в отношении налогоплательщика в рамках проведения ими налогового контроля.
Банк обязан выдать налоговому органу следующие справки об организациях (индивидуальных предпринимателях): — о наличии счетов в банке; — об остатках денежных средств на счетах; — выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).
Правила, определенные статьей 86 НК РФ, распространяются также на счета, открываемые для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты (п. 4 ст. 86 НК РФ).
Банк обязан подготовить и представить в налоговые органы справку в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса. Содержание мотивировочной части запроса существенно влияет на выполнение банком обязанности по предоставлению информации налоговым органам. Указанные справки (п. 2 ст.
86 НК РФ) могут быть запрошены налоговым органом в следующих случаях: — при проведении мероприятий налогового контроля; — после вынесения решения о взыскании налога; — при принятии решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) в порядке, определенном статьей 76 НК РФ.
Как разъяснено Письмом ФНС № ШТ-6-2/675@, пункт 2 статьи 86 НК РФ не ограничивает права налоговых органов истребовать документы у иных лиц, не являющихся налогоплательщиками. Такая ситуация возможна, когда мероприятия налогового контроля осуществляются налоговыми органами как в отношении самого налогоплательщика, так и в отношении иных лиц.
В этом случае должностные лица налоговых органов вправе, основываясь на положениях пункта 2 статьи 86 НК РФ, направить запрос в банк, клиентом которого является иное лицо, для получения необходимых документов и информации.
Ответственность банков за непредставление справок в порядке, установленном пунктом 2 статьи 86 НК РФ
Источник: https://bankir.ru/publikacii/20090205/nalogovii-kontrol-i-istrebovanie-y-banka-dokymentov-1616052/