Может ли налоговая оштрафовать, если не сдано аудиторское заключение? — все о налогах

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2017 год ?

   Аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат. В том случае, если аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности у вас готово до сдачи  баланса, то оно может быть представлено вместе бухгалтерской отчетностью.

  Если по каким то причинам, Вы получаете аудиторское заключение уже после сдачи бухгалтерской отчетности в отделение статистики, то в этом случае вы должны предоставить аудиторское заключение в течении 10 рабочих дней с даты выдачи аудитоского заключения. При этом без штрафа можно предоставить аудиторское заключение в срок не позднее 31 декабря года следующего за отчетным.

  Таким образом, за 2017 год аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат в срок не позднее 9 января 2019 года. Поскольку 31 декабря 2018 года приходится на выходной, а  с 1 января по 8 января 2018 года новогодние и рождественские праздники (официальные выходные дни).

  В Росстат можно предоставить аудиторское заключение лично, направив ценное письмо с описью вложения или отправив скан аудиторского заключение по ТКС через спецоператора связи.

 Важно учесть, что при отправке аудиторского заключения в электронном виде файл должен иметь расширения — pdf, tif, jpg. Имя файла должно начинаться с кода ОКПО вашей организации (пример 04436855_AZ2016_OOOCVET.pdf).

  Если аудиторское заключение представляется в территориальное отделение Росстата по месту нахождения организации лично, то имеет смысл составить сопроводительное письмо  в двух экземплярах, на котором вам проставят отметкку о получении, что будет является  подтверждением своевременной сдачи.

Аудиторская проверка проводится не только  для статистики! Аудит необходим собственникам организации для того, что бы понять насколько можно доверять бухгалтерской отчетности.

 Нужно ли представлять аудиторское заключение в налоговую ?

  Обязанность представлять аудиторское заключение в ИФНС по месту нахождения организации насегодняшний день в НК РФ не содержится. Организация должна представить только годовую бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и др.).

В то же время, ИФНС может запросить аудиторское заключение при проведении камеральной или выездной проверки. И в этом случае, ваша организация должна будет представить аудиторское заключение в установленный срок для представления документов (информации).

 

 Кто представляет аудиторское заключение в Минюст ?

  Некоммерческие организации призанные иностранными агентами обязаны предоставить в Министерство юстиции РФ аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие организации представляют аудиторское заключение не позднее 15 апреля года следующего за отчетным. 

  Кроме того, в Министерство юстиции РФ обязаны представить аудиторское заключение филиалы и представительства иностранных  некоммерческих  неправительственных организаций осуществляющих дейтельность на территории РФ.  Такие представительства и филиалы представляют аудиторское заключение в срок до 1 апреля года следующего за отчетным.

обратите внимание, что филиалы и представительства иностранных НКО вправе не вести бухгалтерский  учет по российским стандартам. В этом случае, обязательный аудит может проводится отчености составленной по специальным правилам. Как правило аудит проводится в отношении годового отчета составляемого по правилам налогового законодательства.

 Кто обязан предоставить аудиторское заключение в Центризбирком ? 

  Организации зарегистрированные как политические партии обязаны предоставлять в Центральную избирательную комиссию РФ аудиторское заключение.

  Обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии в случае, если:
  а) в отчетный период политическая партия получала государственное финансирование;
  б) в отчетный период общая сумма пожертвований политической партии составила 60 млн. руб. и более;
  в) в отчетный период общая сумма расходов политической партии в сводном финансовом отчете политической партии, превысила 60 000 000 рублей.

   Срок представление аудиторского заключения в Центризбирком в течение 10 рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения.

Источник: https://xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai/help/article_post/kuda-neobkhodimo-predostavit-auditorskoye-zaklyucheniye-za-2016-god

Кто обязан сдать аудиторское заключение и что грозит за его отсутствие?

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 4/2009

Многие организации даже не подозревают, что они отчитались за 2008 год перед инспекцией не в полном объеме. Дело в том, что в состав бухгалтерской отчетности наравне с балансом и иными документами входит аудиторское заключение (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

№ 129-ФЗ). Только теперь определять, нужен ли компании обязательный аудит, необходимо по новым правилам. Начиная с этого года в расчет берутся данные выручки и активов не за отчетный год, как раньше, а за год, предшествующий отчетному (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ). То есть компании должны были поднять свои показатели выручки и активов за 2007 год и на их основе определить, проводить аудит за 2008 год или нет.

Как быть компаниям, которые не учли этот момент при сдаче годового отчета, выясняют гости редакции – бухгалтер, аудитор, юрист

Азат ЕСЕКЕЕВ, старший юрист управляющей компании «Независимые директора»
Динара КАРИМОВА, аудитор Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»
Елена ДЕМЕНЮК, главный бухгалтер ЗАО «СК ГРИФОН»

Азат ЕСЕКЕЕВ:

– Организация должна проводить обязательный аудит, если объем ее выручки превысит 50 000 000 рублей в год или сумма активов по балансу будет больше 20 000 000 рублей. Эти пределы новый закон № 307-ФЗ оставил без изменений. А вот период, за который берутся эти данные, изменился. Теперь это год, предшествующий отчетному.

Получается, компании должны были поднять данные за 2007 год и определить, нужен ли им обязательный аудит по 2008 году. Самое интересное, что если компания проводила обязательный аудит за 2007 год, то это автоматически надо делать и по 2008 году. Ведь в обоих случаях в расчет берутся данные одного и того же года – 2007-го. Но такое совпадение действует, как вы понимаете, один раз.

Далее ситуация выровняется и года наслаиваться не будут.

Динара КАРИМОВА:

– К сожалению, многие наши клиенты не учли нововведение и только сейчас обращаются в компанию с просьбой провести аудит за 2008 год. Хотя, как всем известно, бухгалтерская отчетность, в том числе и аудиторское заключение, должна быть сдана в инспекцию не позднее 90 дней после окончания года – пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и этот срок уже прошел.

Азат ЕСЕКЕЕВ:

– Кстати, отдельные компании допустили ошибку из-за того, что закон № 307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года, а проверять, подлежит аудиту или нет, надо было отчетность за 2008 год.

Именно поэтому многие решили, что новые правила в отношении отчетности за 2008 год еще не действуют.

Но такой подход в корне неверен, раз закон действует с 1 января, то именно его нормами и надо было руководствоваться, чтобы определить, проводить обязательный аудит за 2008 год или нет.

Елена ДЕМЕНЮК:

– Что же делать моим коллегам, которые не учли нововведение? Я знаю немало примеров, когда компании попали под обязательный аудит за 2007 год, а по итогам 2008 года из-за случившегося кризиса их показатели резко сократились и они посчитали, что проводить аудит они не обязаны, потому что ориентировались на показатели отчетности за 2008 год.

Динара КАРИМОВА:

– У меня только один совет: поскорее заключать договор с аудиторами и готовить документы к проверке.

Елена ДЕМЕНЮК:

– Но ведь это не спасет, поскольку сроки сдачи заключения уже прошли. Какие последствия ждут компанию?

Азат ЕСЕКЕЕВ:

– В настоящее время за сдачу отчетности без аудиторского заключения организации грозит штраф по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в размере 50 рублей за непредставление документа в установленный срок.

Кроме того, руководство компании могут наказать по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, которые необходимы для налогового контроля. Размер санкций по этой статье колеблется от 300 до 500 рублей.

Елена ДЕМЕНЮК:

– Значит, максимальный штраф составит всего 550 рублей? Согласитесь, на фоне стоимости услуг аудиторов эта цифра выглядит нелепо. Получается, что организации гораздо выгоднее заплатить штраф и избавить себя от необходимости общаться с аудиторами?

Азат ЕСЕКЕЕВ:

– Действительно, ответственность за непредставление заключения не столь существенна, и некоторые организации намеренно отказываются от услуг аудиторов, намереваясь оплатить штраф, если у инспекции возникнут претензии по поводу отсутствия документа. Но я бы не советовал компаниям так поступать. Уплата штрафов все равно не освободит фирму от обязанности представить аудиторское заключение – часть 4 статьи 4.1 КоАП РФ.

Динара КАРИМОВА:

– Я бы добавила, что отсутствие заключения может негативно сказаться на репутации компании, ведь многие организации, прежде чем заключить крупную сделку, скрупулезно изучают экономическую подноготную своего будущего партнера Для этого они запрашивают учредительные документы и бухгалтерскую отчетность. Отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности может навести на мысль, что не все в учете гладко, если компания отказалась от обязательного аудита.

Елена ДЕМЕНЮК:

– А ведь сложности могут возникнуть и с получением кредита или покупкой в лизинг.

В списке документов, которые компания должна представить этим организациям при заключении кредитного или лизингового договора, очень часто значится пункт с аудиторским заключением.

Проверить, подпадает компания под обязательный аудит или нет, ни банковскому работнику, ни сотруднику лизинговой компании труда не составит.

Азат ЕСЕКЕЕВ:

– Да, это так. Я тут еще подумал вот о чем. Если организация периодически будет отказываться выполнять требование налоговиков о представлении аудиторского заключения, то это может повлечь ответственность уже по части 1 статьи 19.

5 КоАП РФ.

Штраф по этой статье более серьезный: от 10 000 до 20 000 рублей на саму организацию и от 1000 до 2000 рублей на должностных лиц Кроме того, должностных лиц, согласно этой же статье, можно будет дисквалифицировать на срок до трех лет.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

И еще один момент. Вынудить организацию провести обязательный аудит могут не только налоговые органы, но и прокурор. Такое право ему дано статьями 22 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ.

Читайте также:  Налоговая декларация 3-ндфл за учебу - образец - все о налогах

Если компания не будет исполнять требования прокурора, то ей будет грозить новая ответственность, теперь уже по статье 17.7 КоАП РФ. Она предусматривает штраф для должностных лиц компании в размере от 2000 до 3000 рублей.

Как видите, привлечение к ответственности и взыскание штрафов может продолжаться до бесконечности.

Елена ДЕМЕНЮК:

– Получается, что отсутствие аудиторского заключения может доставить компании немало хлопот и лучше его все-таки сдать. Кстати, я сейчас вспомнила, что в 2005 году мы опоздали с заключением за 2004 год и сдали его вместо марта, только в мае.

И никаких последствий для нашей организации не было: обошлось без штрафов. Поэтому лучше не дожидаться требования из инспекции, а сдать заключение самостоятельно, даже если срок пропущен.

Велика вероятность, что никаких санкций в этом случае не последует.

ИТОГИ

Итак, начиная с отчетности за 2008 год компания, чтобы определить, подпадает она под обязательный аудит или нет, должна ориентироваться на показатели выручки и активов за год, предшествующий отчетному.

Если компания в течение 90 дней после окончания отчетного года не сдала аудиторское заключение, то ее ждет ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ в размере 50 рублей, а ее должностных лиц могут привлечь по статье 15.6 КоАП РФ и выписать штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Уплата штрафов от обязанности сдать заключение организацию не освободит. А это значит, что последуют новые требования и новые штрафы в случае отказа от их исполнения.

Источник: https://otchetonline.ru/art/audit/5573-1690.html

Компании накажут рублем за отсутствие аудиторского заключения

Минфин разработал поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Закон «О бухгалтерском учете». Законопроект вводит административную ответственность за непроведение обязательного аудита в течение года, следующего за отчетным.

Размер штрафа для компаний увеличивается в разы, с символических 200 рублей, которыми наказывается это нарушение сегодня, до 700 тысяч рублей. Привлекать за отсутствие аудиторского заключения теперь будут не налоговые органы, а органы статистики, а дела станут рассматривать судьи.

Предполагается, что этот Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2013 года и будет применяться, начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2012 год.

Поправки также устанавливают срок давности за нарушение законодательства об обязательном аудите.

Если законопроект будет принят, компаниям вместе с обязательным экземпляром годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, дополнительно придется представлять в органы статистики аудиторское заключение по такой отчетности в течение 12 месяцев после окончания отчетного года.

Компания обязана проводить обязательный аудит, если ее выручка превышает 400 млн руб., либо размер активов более 60 млн руб. Это правило действует для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от организационно-правовой формы. Кроме того, обязательным является аудит для акционерных обществ, банков, страховых компаний, участников финансовых рынков, внебюджетных страховых фондов.

Никаких последствий организации, не проводившие обязательный аудит, не несут.

Только условный штраф в 200 рублей, которые налоговики могут взыскать при привлечении организации к ответственности за непредставление аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности.

Однако Закон «О бухгалтерском учете» вообще не предусматривает предоставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а только в органы статистики, рассказала руководитель департамента методологии и контроля качества АКГ «Интерком-Аудит» Ирина Соколова.

Вместе с тем, с 2013 года Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Но так как аудиторское заключение «благополучно» исчезло из комплекта, составляющего состав бухгалтерской отчетности, то привлечь даже к штрафу по статье 126 НК РФ налоговые органы не смогут, пояснила Ирина Соколова.

Поскольку ответственности за игнорирование этой нормы нет, многие предприятия не заказывают аудиторские проверки.

Отчасти это происходит в компаниях, которые выбрали форму ОАО или ЗАО для повышения престижа в глазах контрагентов или конкурентов, а денег на аудиторов у общества нет.

Но большинству компаний все-таки аудит не нужен по одной простой причине — он бесполезен, говорит Сергей Варламов, партнер юридической компании «Налоговик».

«В России следователей, прокуроров и судей не впечатляют отчеты авторитетных аудиторов. А если адвокат заявит о таком доказательстве в рамках уголовного дела, проблемы с законом могут возникнуть у самой аудиторской фирмы.

Что уже случалось и ранее на примере самого громкого налогового уголовного дела в России. Поэтому юридически отчеты аудиторов пока что не имеют прикладного значения, бизнесмена они не защищают. Да и реальное состояние дел в компании обязательный аудит вряд ли покажет.

Отечественная система бухучета этого сделать попросту не позволяет», — считает Сергей Варламов.

А вот мировой опыт свидетельствует об обратном. Аудиторская проверка в странах англосаксонской правовой системы считается важнейшим мероприятием. «Если гендиректор зарубежной компании будет привлекаться к ответственности за налоговое преступление, он может предъявить аудиторское заключение авторитетной фирмы о том, что он не уклонялся от налогов.

Если такое заключение мотивировано, с него должны снять обвинения. Это нововведение в России в первую очередь обрадует самих аудиторов, поскольку спрос на их услуги искусственно повысится. Если руководство компаний столкнется с перспективой штрафа в 700 тыс. руб.

, оно, скорее всего, сделает выбор в пользу проведения аудита», — утверждает председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин.

Для аудиторского сообщества это первая хорошая новость за последнее время. Оно обеспокоено необходимостью значительного сокращения аудиторских организаций и аудиторов в связи с увеличением порога обязательного аудита по выручке и чистым активами.

Добавило хлопот и введение «упрощенного экзамена», который с трудом сдается как молодыми, так и более опытными аудиторами.

Ведь теперь подписывать аудиторские заключения могут только аудиторы, имеющие аттестат нового образца, а для этого им нужно сдать экзамен.

«Утверждать, что в результате принятия законодателями представленного минфином законопроекта для аудиторов что-то улучшится, не приходится, так как отсутствует какая-либо статистика организаций, не проходивших обязательный аудит. Думаю, что их не так много, чтобы повлиять на расширение рынка аудиторских услуг», — говорит Ирина Соколова.

Источник: https://rg.ru/2012/08/07/audit.html

Вопрос-ответ: Санкции за непредставление аудиторской отчетности

09 декабря 2016 года

ВОПРОС:

Какие санкции наложат на малое предприятие (форма собственности ООО) при непредставлении аудиторского заключения в органы статистики за 2015 год, если аудиторское заключение обязано быть по закону (активы >60 млн. руб.)?

ОТВЕТ:

Непредставление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита является обязательным, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Согласно Письму Федеральной службы государственной статистики от 16 февраля 2016 г.

N 13-13-2/28-СМИ (С текстом данного письма можно ознакомиться в пункте 1 Подборки) должностные лица и организации могут привлекаться к административной ответственности в соответствии со ст. 19.

7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней. Причем за нарушение этой статьи мировыми судьями рассматриваются отдельно два дела:

— за непредставление в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— за непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внимание! Решение о взыскании штрафа может вынести только суд.

Кроме того, при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности фирме придется возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1).

(Источник — «Годовой отчет 2016» (под общ. ред. В.И. Мещерякова) («Агентство бухгалтерской информации», 2016))

Обратите внимание: с 10 апреля 2016 г. увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о бухучете. Раньше этот срок был два месяца, а теперь два года. Соответствующие изменения внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ.

(Источник — {Вопрос: После увольнения главного бухгалтера мы обнаружили, что он не сдал в налоговую инспекцию и территориальное отделение статистики бухгалтерскую отчетность за 2015 г.

Объяснил он это тем, что наша компания находится на упрощенной системе налогообложения, поэтому не должна сдавать бухгалтерскую отчетность.

Так ли это? И если нет, то какие штрафные санкции нам за это грозят? («ЭЖ Вопрос-Ответ», 2016, N 10)})

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Источник: https://zemser.ru/news/vopros-otvet-sankcii-za-nepredstavlenie-auditorskoy-otchetnosti

Ответственность АО за отсутствие аудиторского заключения

Отсутствие у АО аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов, а также неопубликование аудиторского заключения влечет административный штраф

Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества, то проведение аудита обязательно (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 Федерального закона
№ 307-ФЗ).

Несмотря на требования законодательства о проведении ежегодного аудита в акционерных обществах, ответственность за его непроведение не предусмотрена.

Однако существует административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения, к которой организацию (ее должностных лиц) могут привлечь следующие органы.

К ответственности за отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения могут привлечь налоговые органы.

Если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов, в соответствии с ч. 1 ст. 15.

11 КоАП РФ, является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Читайте также:  Депутаты предлагают проводить плановые проверки только раз в 6 лет - все о налогах

К ответственности за непредставление аудиторского заключения могут привлечь территориальные органы Росстата.

При представлении в орган государственной статистики по месту государственной регистрации обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

К ответственности за неопубликование аудиторского заключения может привлечь Банк России.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. п. 71.3, 71.4 Положения).

Неопубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках.

Указанное нарушение может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Вопрос: Какова ответственность за непроведение обязательного аудита в АО? (Консультация эксперта, 2016) {КонсультантПлюс}
 

Источник: https://lk.usoft.ru/news/2878

Обязательный аудит для ООО — проводится в случаях если, не проводить, штрафы, подлежит в 2018 году

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2018 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2018 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать ↑

Обязательному аудиту организация подлежит если это:

  • акционерное общество;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • страховая компания;
  • кредитная организация;
  • негосударственный пенсионный фонд либо его управляющая компания.

Прочие организации, кроме государственных и муниципальных учреждений, обязаны пройти аудит если:

Предоставляется консолидированная Бухгалтерская отчетность
Объем выручки за предшествующий год Превзошел четыреста миллионов рублей
Итог активов баланса к концу предшествующего отчетному года Больше шестидесяти миллионов рублей
Обязательный аудит Является обязанностью на основании федеральных законов

Перечень организаций, для которых обязательный аудит является непреложным требованием, приведен в ч.1 ст.5 ФЗ №307.

Если аудит для организации обязателен вследствие организационно-правовой формы, то прочие показатели значения не имеют. Обязательный аудит ООО проводится в случаях, если превышены установленные суммы выручки и активов.

Определение

Понятие «аудита» применимо к разнообразным видам контроля. Но чаще всего данный термин подразумевает проверку бухгалтерской или финансовой отчетности внешними организациями.

Проверке подлежит соответствие документации действующим нормативам и правилам. В процессе проверки можно выявить свершенные ошибки, исправить неточности, привести в порядок бухгалтерию предприятия и наладить его экономику.

Обязательным аудитом именуется процесс подтверждения годовой финансовой отчетности, проводимый в силу закона в обязательном порядке.

Также обязателен аудит для организаций, организационная форма которых попадает под установленный законом перечень.

Обязательным аудитом можно считать и проверки, назначенные по решению суда, прокуратуры или органов дознания, когда аудит проводится в ходе расследования гражданского или уголовного дела.

За уклонение от обязательной аудиторской проверки предусмотрена серьезная ответственность. Штрафные санкции применяются не только к предприятию, но к его руководителю.

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

Правовое регулирование

«Закон об аудите» предусматривает проведение обязательного аудита в случаях, которые перечислены в п.1-5 ч.1 ст.5.

В частности обязательному аудиту подлежит ООО, чьи финансовые показатели превысили установленные нормы. Согласно ч.2 ст.5 «Закона об аудите» обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно.

Подавать заключение обязаны все субъекты, подлежащие обязательному аудиту. Сдавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется.

Обязателен ли аудит ООО ↑

Причем данные показатели должны соответствовать году предшествующему перед отчетным. Если такой факт имеет место, то аудит для ООО обязателен.

А если ООО действует первый год? В этой ситуации финансовые показатели за предыдущий год отсутствуют. Следовательно и отчитываться не о чем. А раз в прошлом году субъекта не существовало, то и аудит проводить не надо.

Если выручка или активы превзойдут лимит к концу года, то провести аудиторскую проверку придется в будущем году непременно. Но при этом имеет значение дата создания организации.

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

От даты госрегистрации до тридцать первого декабря того же года При условии создания организации до тридцатого сентября
От даты госрегистрации до тридцать первого декабря следующего года При создании организации после тридцатого сентября

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.

В завершение проверки готовится аудиторское заключение с положительным или отрицательным результатом.

Обязательный аудит позволяет сделать «прозрачной» финансовую документацию. Это в свою очередь говорит о честности и открытости бизнеса.

Объективное мнение аудитора позволяет выявить многие риски и устранить существенные ошибки. Поэтому в последнее время многие организации, не подлежащие обязательной аудиторской проверки, заказывают инициативный аудит.

Источник: https://buhonline24.ru/audit/objazatelnyj/objazatelnyj-audit-dlja-ooo.html

Если аудиторское заключение не будет представлено в срок…

Общество с ограниченной ответственностью заключило договор на проведение аудита, однако имеются определенные проблемы, которые, вероятно, не позволят завершить его до 1 июля 2012 г. и получить аудиторское заключение к этому сроку.

Читайте также:  Порядок возврата подоходного налога (ндфл): нюансы - все о налогах

Может ли в таком случае к организации быть применена административная ответственность за непредставление аудиторского заключения в налоговый орган?

Рассмотрим этот вопрос подробно.
 

Ответственность за непредставление аудиторского заключения в установленный срок не предусмотрена

Прежде всего напомним, что постановлением Минфина РБ от 28.12.2009 № 153 утверждены правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Пунктом 21 этих правил установлено, что аудиторское заключение по результатам обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно быть представлено пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Отметим, что действующее законодательство не содержит нормы, которая бы предусматривала ответственность непосредственно за непредставление пользователям аудиторского заключения в указанные сроки.

Уклонение от проведения аудита подлежит наказанию

Статья 12.31 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) гласит, что уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ).

Однако такая ответственность наступает в том случае, если имеет место именно уклонение от проведения обязательного аудита. Простое же непредставление пользователям в указанный выше срок аудиторского заключения не всегда образует состав данного правонарушения.

Справочно: обязательный аудит – аудит, обязательность проведения которого установлена Законом РБ от 08.11.1994 № 3373-ХII «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) и другими законодательными актами.

Ежегодно предусмотрено проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 3 Закона):

– открытых акционерных обществ;

– банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

– бирж;

– коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

– страховых организаций, страховых брокеров;

– резидентов Парка высоких технологий;

– организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Имеет место нарушение срока представления аудиторского заключения

Уклонение от проведения обязательного аудита является умышленным правонарушением, которое сопряжено с бездействием или активными действиями субъекта, направленными на то, чтобы воспрепятствовать проведению аудита.

Если же организация заключила договор на проведение аудита, но не представила в указанный срок аудиторское заключение, состав рассматриваемого правонарушения отсутствует, так как факт проведения аудита исключает возможность вести речь об уклонении от его проведения. В данном случае имеет место нарушение срока представления аудиторского заключения его пользователям, но это не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.31 КоАП.

На сроки завершения аудита могут влиять различные факторы. Если аудируемое лицо заключило договор на проведение аудита, но по не зависящим от него причинам аудит не был завершен, а договор был расторгнут, вести речь об уклонении от проведения аудита также нет никаких оснований, если организация заключает новый договор с другой аудиторской организацией (аудитором).

Таким образом, административная ответственность, предусмотренная ст. 12.31 КоАП, в рассматриваемой ситуации применяться не может.

Рассмотрим отдельные меры ответственности за иные правонарушения

Обратим внимание и на меры ответственности, предусмотренные КоАП за другое правонарушение, которое иногда вменяется субъектам при непредставлении аудиторского заключения в определенные законодательством сроки.

Так, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ (ч. 1 ст. 13.8 КоАП).

Кроме того, непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению по законодательству, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ (ст. 23.16 КоАП).

Для применения этих мер ответственности также необходимо установить наличие состава правонарушений. Отсутствие в налоговом органе аудиторского заключения еще не говорит о наличии такого состава.

Ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 13.8 КоАП, в таком случае вообще не может применяться, так как в данной норме речь идет о непредставлении документов и иных сведений, которые субъекты обязаны представлять:

– в соответствии с налоговым законодательством;

– по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля.

Обращаем внимание, что аудиторское заключение пользователи представляют не в соответствии с налоговым законодательством, а в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности.

Справочно: налоговое законодательство РБ – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает:

– Налоговый кодекс РБ (далее – НК) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

– декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

– международные договоры Республики Беларусь;

– постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента РБ;

– нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и постановлениями Правительства РБ (см. ст. 3 НК).

Очевидно, что ни Закон, ни правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» не являются актами налогового законодательства.

Значит, непредставление аудиторского заключения не может отождествляться с непредставлением в установленный срок документов и иных сведений, которые субъекты обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством.

По мнению автора, не может в этом случае быть применена и ответственность за непредставление документов, которые субъекты обязаны представлять по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля.

Дело в том, что налоговый орган не может истребовать такие документы, поскольку они должны представляться не на основании требования налогового органа, а в соответствии с законодательством. Кроме того, аудиторское заключение не является документом, необходимым для осуществления налогового контроля.

Подтверждением тому является тот факт, что далеко не все плательщики обязаны проводить аудит, а налоговый контроль распространяется на всех.

Административная ответственность по ст. 23.16 КоАП подлежит применению только в случае, если имел место факт непредставления в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством РБ.

Необходимо учитывать, что состав данного правонарушения выражается в бездействии субъекта правонарушения, который, имея документы, в нарушение требований законодательства не представляет их в установленные сроки.

В рассматриваемом случае состав данного правонарушения отсутствует: субъект физически не может представить аудиторское заключение, так как его нет, что исключает вину и применение административной ответственности за его непредставление.

Состав данного правонарушения будет иметь место только в том случае, когда соответствующий документ, подлежащий представлению согласно законодательству, имеется в наличии, но субъект правонарушения не представляет его в нарушение установленных требований.

Ответственность же за то, что не обеспечено проведение аудита, т.е., по сути, за уклонение от его поведения, предусмотрена иной нормой, которая была рассмотрена выше и которая в данном случае также не подлежит применению.

По мнению автора, эти правила в полной мере касаются и случаев применения ответственности по ч. 1 ст. 13.8 КоАП. Состав правонарушения, предусмотренный данной статьей, может иметь место только тогда, когда у плательщика имеются запрашиваемые документы, но он отказывается их представить. При отсутствии документов ответственность по ст. 13.8 КоАП также не может применяться.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/veremeiko-yu-esli-auditorskoe-zaklyuchen_0000000

Предусмотрены ли штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения

Мы — МП, ЗАО, УСН — доходы. Предусмотрены ли штрафные санкции в 2015г. за непредставление в Росстат аудиторского заключения за 2014г. для организации (для руководителя от 3 000 до 5 000 руб.)Какие штрафы предусмотрены у налоговой (на случай проверки и затребования аудиторского заключения за 2014г.)? Известно ли какие санкции будут действовать начиная с 2016г?

Ответ

Штраф установлен только в отношении непредставления статистической информации в Росстат. Санкции применяются в 2015 году за непроведение аудита за 2014 год. Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, поэтому и штраф за это отсутствует.

В 2012 году Минфином России подготовлен Проект закона о дополнении КоАП РФ статьей 15.37, предусматривающей ответственность за непредставление аудиторского заключения в сумме от 400 тыс. до 700 тыс. руб. На сегодняшний день проект по-прежнему не внесен в Госдуму РФ.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Об этом сказано в статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию.* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Источник: https://www.26-2.ru/qa/124285-qqbss-15-m12-predusmotreny-li-shtrafnye-sanktsii-za-nepredstavlenie-auditorskogo-zaklyucheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]