Кгн, зарегистрированные в 2014 году, начнут функционировать только в 2016-м — все о налогах

Запрет на создание консолидированных групп продлят до 2019 года

Мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) будет продлен до 2019 года. Уведомление о разработке соответствующего закона опубликовано на Едином портале правовой информации. Ввести документ в действие планируется с января 2016 года.

Ранее министр финансов Антон Силуанов выступал за введение ограничения на создание новых групп налогоплательщиков до 2018 года.

«Сейчас в РФ зарегистрировано 16 консолидированных групп налогоплательщиков, — напоминает Екатерина Болдинова, старший юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы «ЮСТ».

— Они создаются крупными компаниями для того, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами, а также чтобы объединить прибыли и убытки и уплачивать налоги с общего финансового результата».

В течение 2015 года уже действует мораторий на создание новых консолидированных групп, введенный федеральным законом N 366-ФЗ от 24.11.2014.

«В соответствии с ним договоры о создании КГН, зарегистрированные в 2014 году, вступают в силу только с 1 января 2016 года», — поясняет эксперт. Но уже созданные группы могут продолжить свою работу как КГН и во время действия моратория.

«Но к ним относятся лишь те, что успели начать свою деятельность до 2014 года», — добавляет Болдинова.

Правительство расширит сферу применения налоговых льгот

Временный запрет на создание консолидированных групп необходим для устранения выявленных недостатков введенной системы. Создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов.

По данным минфина, в 2014 году у 53 регионов поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд руб., у 32 — снизились на 127 млрд. «Отрицательные тенденции проявились уже в первый год консолидации», — отмечает Александр Голиков, партнер BGP Litigation.

В 2012 году поступления налога на прибыль от участников КГН снизились примерно на 30 млрд. «Использование крупными организациями КГН фактически приводит к уменьшению собираемости налогов», — констатирует Екатерина Болдинова. Наиболее пострадавшие регионы, в которых доходы от влияния КГН уменьшились более чем на 1 млрд руб.

: Москва, Санкт-Петербург, Красноярский и Пермский края, Белгородская, Тюменская, Волгоградская, Нижегородская и Самарская области, Республика Карелия и Ханты-Мансийский АО.

Механизм и вводился для того, чтобы распределение налога было более справедливым. «Цель налоговой консолидации — перераспределение поступлений по налогу на прибыль именно в тот регион, где прибыль создается, а не в тот, где находится головная компания», — поясняет Александр Голиков.

Однако налоговая база часто перераспределяется в регионы, в которых действуют сниженные ставки налога на прибыль. «Фактически использование КГН позволяет снизить общую налоговую нагрузку группы», — говорит Екатерина Болдинова. Это приводит к законной, но крайне не выгодной для бюджета регионов оптимизации.

«В рамках крупнейших налогоплательщиков такая экономия может быть огромной, но необходимо понимать, что в большинстве случаев это не снижение налогового бремени в целом, а его перераспределение во времени», — поясняет Александр Житнич, управляющий партнер «Алариус Консалтинг».

Экономия налогов достигается, например, за счет того, что отдельная компания, понесшая за текущий год убыток для целей налогообложения, переносит его на будущее и уменьшает налоговые платежи в следующих налоговых периодах.

«При этом убыток этой же компании в составе КГН будет уменьшать совокупный финансовый результат группы уже в текущем периоде, что снизит совокупный налоговый платеж», — отмечает эксперт. Кроме того, компании намеренно включают убыточные предприятия в консолидированную группу, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия.

«Отсутствие механизмов налогового администрирования участников КГН позволяет им без особых сложностей искусственно создавать убыток в том регионе, где лучше не платить налог на прибыль, — говорит Александр Голиков. — Поэтому в 2013 году именно консолидированные группы внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций — основного источника региональных доходов».

Налогоплательщики получили право корректировать сумму сделок

Мораторий даст время на совершенствование системы консолидации налогоплательщиков.

«Минфин и ФНС предлагают подумать о том, как исправить недостатки КГН и выровнять попадающие доходы регионов», — говорит Александр Житнич.

Так, минфин предлагает разрешить доступ региональных органов власти к некоторым показателям по консолидированной группе налогоплательщиков, которые в настоящее время составляют налоговую тайну. На основании этих данных будет делаться прогноз поступлений в бюджет.

Также планируется ограничить возможность изменения состава КГН. В обязательном порядке в КГН будут включаться компании, которые принадлежат холдингу на 90%. «Поскольку добровольное участие в КГН также несет в себе возможности для злоупотреблений», — отмечает эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Идея КГН в целом интересна и перспективна, но, как и многие другие законодательные инициативы, пока сыра. «И если правила трансфертного ценообразования коснулись многих компаний и сейчас можно увидеть, как они модернизируются, то в случае с КГН у минфина, видимо, за время первого моратория не дошли руки до исправления «детских» болезней законодательства», — говорит Александр Житнич.

В минфине полагают, что простая отмена КГН не решит возникших проблем бюджет регионов. Вновь появятся субъекты, у которых будут отрицательные финансовые результаты, и систему межбюджетных отношений нужно будет выстраивать заново.

Поэтому следует сконцентрироваться на устранении выявленных недостатков и не относиться слишком серьезно к негативному опыту. «Апробацию института консолидации налоговой базы по налогу на прибыль организаций в России следует воспринимать как экспериментальный шаг», — отмечает Голиков.

Не исключено, что при грамотной отладке этого инструмента он может быть распространен на другие налоги, в том числе на НДС.

Источник: https://rg.ru/2015/09/15/gruppi.html

За пять лет поступления от налога на прибыль с крупного бизнеса сократились в два раза

12 Января 2018 14:15

Счетная палата опубликовала результаты анализа эффективности механизма консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), созданные такими крупными компаниями, как «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь». В 2016 г. КГН заплатили налоги в консолидированный бюджет в два раза меньше, чем эти же компании перечислили в 2011 г.

По мнению аудиторов, механизм КГН себя не оправдал. В 2016 г. КГН заплатили в консолидированный бюджет 298 млрд руб. налога на прибыль, что в два раза меньше, чем эти же компании перечислили в 2011 г.

Примерно в два раза сократилась и доля поступлений от КГН в сравнении с 2011 г. – 1,41% против 2,95%.

Из-за возможности уменьшать налоговую базу на убытки входящих в группу участников бюджет недополучил от КГН в течение 2012-2016 гг. 322,5 млрд руб.

, сказано в сообщении СП. Еще одним упущением государства аудиторы называют возможность КГН делить прибыль между регионами исходя или из среднесписочной численности работников, или из расходов на оплату труда. Когда одна из КГН с 2016 г.

заменила первый показатель на второй, перечисляемые ею налоги выросли в шести регионах, а в 11 субъектах – уменьшились.

Также аудиторы обращают внимание на льготы для КГН. Пониженная ставка действует в 27 регионах. Из-за этого субъекты недополучили в 2016 г. 5,6 млрд руб., в 2015 г. – 40 млрд руб. по восьми КГН. Наконец, в 11 из 17 КГН были обнаружены нарушения налогового законодательства.

КГН были введены с 2012 г. для исправления сложившейся в 90-х – начале 2000-х гг. ситуации с распределением между регионами налога на прибыль.

Тогда вертикально-интегрированные компании платили налог по месту своей регистрации, и в результате около 35% всех поступлений от налога получали Москва и Санкт-Петербург.

Предполагалось, что значительную часть налогов от КГН будут получать регионы, в которых находятся основные производства компании, фонды и работники. Кроме того, механизм должен был снизить риск минимизации налога отдельными участниками группы и упрощал администрирование.

За прошедшие пять лет функционирования КГН примерно в половине регионов поступления уменьшились, в половине – увеличились, пишет СП. Процентная доля Москвы в налоге на прибыль организаций КГН в 2016 г. по сравнению с 2011 г. снизилась с 35,8% до 14%, в Санкт-Петербурге – с 53% до 1,8%.

Выездные налоговые проверки по итогам функционирования КГН в 2012-2016 гг. были проведены в 11 из 17 КГН. В каждой из проверенных КГН установлены нарушения норм законодательства о налогах и сборах.

К основным нарушениям относятся: завышение организациями расходов, в том числе на амортизационные отчисления, на НИОКР, отсутствие документального подтверждения затрат, а также перечисление участниками КГН денежных средств на счета организаций, обладающих признаками недобросовестных контрагентов.

«Таким образом, факт создания КГН не снижает рисков нарушений в деятельности организаций, объединившихся в их составе», — сказал представивший доклад аудитор Сергей Штогрин.

Источник: https://www.rline.tv/news/2018-01-12-za-pyat-let-postupleniya-ot-naloga-na-pribyl-s-krupnogo-biznesa-sokratilis-v-dva-raza/

Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Главное условие – участие одной организации в складочном (уставном) капитале других.

Содержание

Консолидированная группа налогоплательщиков – форма объединения организаций в налоговой сфере, ведущая к их взаимозависимости. Данная группа может быть создана только при условии, что одна компания участвует в солидарно-уставном капитале сторонней организации.

Основной целью создания такой группы является уплата налога на прибыль от финансового результата всех участников группы. В статье рассмотрим условия создания консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания КГН предполагают ряд положений, которые должны предусмотреть будущие участники группы. Сделки между КГН не признаются контролируемыми по статье 105 НК РФ.

КГН имеет ряд преимуществ для налогоплательщиков, в частности:

  • уменьшается конечная сумма налога на прибыль и тщательность налогового контроля;
  • сумма прибыли всех участников суммируют, как суммируются и убытки, что позволяет создать конечную консолидируемую налоговую базу;
  • сделки в ранках объединения не подлежат налоговому контролю.

Основным условием создания КГН является подписание договора, соответствующего требованиям статьи 25.1 НК РФ. Договор обязателен к регистрации в налоговых органах. Налоговая выбирается исходя из месторасположения главного участника группы – крупнейшей компании.

Договор разрабатывается коллективно и содержит следующие обязательные пункты:

  • предмет договора и перечень участников;
  • реквизиты всех участников будущей КГН;
  • полномочия, права и обязанности участников и ответственного участника;
  • сроки и механизм исполнения обязательств, которые закреплены в дополнение к законодательным (например, сроки предоставления участниками налоговых отчетов);
  • срок, в течение которого КГН будет действовать (в годах и не менее двух лет, либо бессрочная деятельность);
  • критерии создания налоговой базы по прибыли – неизменный пункт договора на период его действия;
  • способы осуществления налоговых авансовых платежей.

Параметры договора регулируются законодательными актами Налогового и Гражданского кодексов. Договор, содержащий незаконные положения, может быть обжалован любым участником группы в суде.

Условия для организации для создания КГН

К организациям, участвующим в КГН, предъявляется ряд требования согласно главе 25 НК РФ. Среди основных можно выделить:

  • обязательное участие в складочном капитале с долей, не менее 90%;
  • условие участия в капитале должно соблюдаться весь срок работы КГН;
  • если организации являются акционерными обществами, то при определении доли участия учитываются только голосующие акции;
  • организации могут быть только российскими, то есть зарегистрированной в Налоговой инспекции РФ.

Помимо вышеперечисленных, необходимо соблюдать условие о том, что организация, вступающая в консолидируемую группу не должна быть в процессе ликвидации или реорганизации юридического лица. То есть против нее не должно быть действующих дел о банкротстве.

Условия для участников для создания КГН

Любая из организаций для создания КГН должна соответствовать ряду строгих требований:

  • сумма совокупных налогов, включающая в себя НДС, акцизы, налог на прибыль и добычу полезных ископаемых, за один год составляет более 10 млрд. рублей;
  • величина совокупных активов должна составлять более 300 млрд. рублей по бухгалтерского годовой отчетности;
  • совокупная стоимость активов компании должна превышать величину уставного капитала;
Читайте также:  Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль - все о налогах

Компания может подтвердить данные факты предоставлением выписки из ЕГРЮЛ и справкой, выдаваемой участником КГН. Условия подтверждаются каждым участником КГН с учетом требований к отчетности российских организаций.

Договор и его условия могут быть изменены. Изменения регистрируются особым соглашением, которое ответственный участник предоставляет в налоговую инспекцию. Соглашение содержит документы, которые подтверждают выполнений условия статьи 25.2 НК РФ.

Министерство финансов РФ указывает, что соблюдение требований к совокупной сумме налогов, которые уплачены в бюджет, а также о общем объеме выручки и доходов, общей величины чистых активов организации, может быть проверено только на момент регистрации начального договора КГН.

Организации, которые не могут стать участниками КГН

Законодательство накладывает ряд запретов для вступления в консолидированную группу. Так, не могут быть участниками следующие организации:

  • банки, за исключение таких случаев, когда консолидированная группа создается только банками;
  • организации, со специальными налоговыми режимами;
  • страховые компании, за исключением таких случаев, когда КГН создается только страховыми организациями;
  • пенсионные фонды негосударственной формой, за исключением тех случаев, когда остальные участники также являются НПФ;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе;
  • участники иных консолидированных групп.

Помимо вышеперечисленного, не могут вступать в КГН те, кто не уплачивает налог на прибыль и ведет медицинскую и образовательную деятельность. Данные организации имеют нулевую ставку по налогу на прибыль.

Клиринговые компании и микрофинансовые организации имеют сложный механизм уплаты налогов, поэтому не могут вступать в ряды КГН. Сложную налоговую систему имеют и организации, находящиеся в условиях особых экономических зон.

Таким образом, список организаций достаточно широк. Стоит отметить, что даже компании из этого списка могут в некоторых случаях создать КГН, если это будет установлено законодательными нормами.

Суммы налога исчисляются исходя из ставок региона, где находится компания. Ответственный участник выписывает платежное поручение по каждой сумме платежа. При этом средства для уплаты налогов перечисляются главной налогоплательщику от остальным консолидированных компаний.

Налоговую декларацию предоставляет ответственный участник. Несмотря на то, что в уставном капитале каждый участник имеет свою определенную долю, штрафы, пени и неустойки делятся равномерно между всеми консолидаторами.

Налоговый орган имеет право взыскать налог на прибыль за счет имущества консолидируемых компаний при недостаточности средств на всех счетах участниках КГН. При этом последовательность взыскания задолженности по налогам определяется непосредственно налоговыми органами. Законодательно эта процедура не закреплена.

Срок создания КГН

Сроки создания КГН составляют не менее пяти налоговых периодов, установленных законодательством для оплаты налога на прибыль. Сроки не должны быть меньше 2 лет, а за период может браться как квартал, таки целый год. Законодательство подразумевает и бессрочное создание КГН.

Если организация собирается выйти из группы ранее указанных сроков, то перенос убытков этого участника может быть осуществлен на неопределенных срок.

Сегодня законодательство накладывает определенные запреты на создание КГН по срокам.

Так, группы, зарегистрированные с 2014 по 2015 гг. смогут действовать только с 2018 года. Если договор зарегистрирован с 2015 по 2018 год, то он недействителен. По этой причине, консолидация у групп 2014-2015 годов начнет действовать только в 2018 году, то есть с 2018 года они смогут платить коллективный налог на прибыль.

Данные правила установлены ст. 3 ФЗ № 325. Правила действуют и для групп, созданных ранее 2014 года.

Таким образом, консолидированные группы создаются для удобства плательщиков налога на прибыль. Они позволяют снизить налоговую нагрузку и избежать заполнения множества деклараций.

Участники КГН должны следить за меняющимся законодательством, чтобы не пропустить срок вступления договоров КГН в действие.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/usloviya-sozdaniya-konsolidirovannoj-gruppy-nalogoplatelshhikov.html

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Традиционно каждая организация несет бремя ответственности по собственным налоговым обязательствам, связанным с этим расчетам налоговой базы и подготовкой отчетности самостоятельно.

Но если речь идет о компании, работающей на ОСН, то есть о плательщике налога на прибыль, законодательство предлагает определенную альтернативу, позволяющую, во-первых, некоторым образом избавиться от персональной обязанности по расчету и уплате налога, а во-вторых, снизить сами налоговые отчисления. Это возможно в рамках работы консолидированной группы налогоплательщиков.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков или КГН – это добровольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы.

При ее определении учитываются доходы и расходы всех входящих в группу организаций.

Поскольку убытки в рамках КГН также учитываются по всем участникам в целом, это позволяет в конечном счете значительно уменьшить общую сумму налога на прибыль.

Условия создания и вступления в КГН

Порядок работы организаций в рамках консолидированной группы налогоплательщиков определен в главе 3.1 Налогового кодекса. Так, создание КГН несколькими организациями предполагает выполнение следующих условий:

  • одна из организаций создаваемой КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля в каждой из них должна составлять минимум 90%, а данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора о создании КГН;
  • в году, предшествующем созданию КГН, все организации, которые планируют таким образом объединиться, должны уплатить не менее 10 млрд рублей НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. В данный расчет не включаются налоги, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности, то есть уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу;
  • в тот же год суммарный объем выручки от продажи товаров, работ и услуг по всем организациям должен составить не менее 100 млрд рублей согласно данным бухгалтерской отчетности;
  • совокупная балансовая стоимость активов всех входящих в группу организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года не должна быть ниже 300 млрд рублей.

Кроме того статьей 25.2 Налогового кодекса определены, условно говоря, индивидуальные условия вступления в консолидированную группу налогоплательщиков.

Так, организация, планирующая присоединиться к КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в ее отношении не должно быть производств по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер ее чистых активов должен превышать размер уставного капитала.

В то же время не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков резиденты особых экономических зон, компании-спецрежимники, то есть не уплачивающие налог на прибыль, а также фирмы, рассчитывающие этот налог по нулевой ставке (например, образовательные или медицинские учреждения), плательщики налога на игорный бизнес, клиринговые организации и участники сторонней КГН. Кроме того, банки, страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут образовывать такую группу с организациями, занимающимися прочими видами бизнеса. То есть для таких компаний КГН возможна только в союзе с себе подобными, в рамках конкретного направления деятельности.

Договор о создании КГН

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается минимум на два года. В нем назначается ответственный участник КГН, который будет осуществлять расчеты с бюджетом в целом по группе, также приводятся реквизиты всех участников договора, перечисляются полномочия, которые прочие организации передают в ведение ответственного участника.

Данное соглашение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции.

Для этого в срок до 30 октября года перед началом работы в рамках КГН ответственный участник группы подает в налоговый орган заявление о регистрации договора, подписанное всеми входящими в группу организациями, два экземпляра договора о создании КГН, документы о полномочиях лиц, подписавших договор, а также бумаги, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе. Документы подаются в ИФНС по месту регистрации ответственного участника КГН, если только он не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае предоставить пакет бумаг нужно в ИФНС по месту учета данной организации — ответственного участника КГН в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если все условия соблюдены, то ИФНС зарегистрирует договор в течение месяца, и работа в рамках вновь созданной группы будет возможна, начиная с 1 января очередного отчетного года.

В случае, если меняется количество участников группы, то есть в КГН вступает новая компания или одна из организаций принимает решение ликвидироваться, то договор о создании консолидированной группы требует внесения соответствующих изменений. Поправки с необходимостью их регистрации в ИФНС вносятся и в случае продления срока действия договора о таком сотрудничестве.

Ведение учета в КГН

Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет учет собственных доходов и расходов самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Данные фиксируются в бухгалтерском учете по всем стандартным правилам отражения операций, но на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Далее информацию по данным бухгалтерского учета, а также налоговых регистров все прочие организации, входящие в состав КГН, передают ответственному участнику. Сроки для передачи данной информации, кстати говоря, также четко определяются договором о создании КГН.

Именно на ответственного участника группы ложится задача определения налоговой базы и суммы налога за отчетный или налоговый период.

  Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль по всем организациям в составе группы рассчитывается, как арифметическая сумма доходов, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех участников КГН.

Отрицательная разница, если она возникла, признается общим убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Декларацию по налогу на прибыль в целом по всем организациям также подает ответственный участник КГН. Отчет предоставляется в ту ИФНС, в которой был зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

Впрочем, тут есть и исключение: если отдельная организация в составе КГН получает доходы, не входящие в совокупную налоговую базу группы, например дивиденды от участия в уставном капитале сторонней компании, то по этим доходам она обязана отчитаться самостоятельно (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Еще раз о преимуществах и недостатках

Как видите, работа в составе консолидированной группы налогоплательщиков, хоть и требует определенных подготовительных и регистрационных действий в начале, потом способна в немалой степени облегчить задачи ведения учета и подачи отчетности, и, что главное, снизить общие налоговые отчисления в бюджет. Еще одним немаловажным преимуществом КГН является то, что сделки, заключенные между ее участниками, в большинстве случаев не являются предметом контроля над трансфертным образованием, несмотря на наличие фактора взаимозависимости по владению долей в УК среди организаций, входящих в группу. Тем не менее, нужно отметить, что довольно высокие лимиты по требованиям вступления в КГН делают возможной работу в рамках такой группы скорее только лишь для представителей крупного бизнеса, но, к сожалению, не для малых предприятий.

Источник: https://spmag.ru/articles/konsolidirovannaya-gruppa-nalogoplatelshchikov-kgn

Новые договоры о создании КГН могут вступить в силу не ранее 1 января 2019 года

Правительство РФ предлагает отсрочить до 1 января 2019 года вступление в силу договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков, зарегистрированных в 2014-2017 годах органами ФНС. Кроме того, чиновники хотят увеличить минимальный период, на который возможно создать КГН.

Кабинет министров разработал проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ».

Чиновники в очередной раз собираются усовершенствовать налоговое администрирование консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

Основным моментом в предложенных изменениях является своеобразный мораторий до 1 января 2019 года на вступление в силу всех договоров о создании КГН, зарегистрированных ФНС в период с 2014 по 2017 год.

В соответствии с новеллой статьи 25.1 Налогового кодекса РФ, консолидированной группой налогоплательщиков является добровольное объединение организаций, которое создано в целях совместного исчисления и уплаты налога на прибыль.

Читайте также:  Форма требования об уплате налогов изменится - все о налогах

Участники КГН рассчитывают налог на прибыль на основании совокупного результата хозяйственной деятельности. Основанием для начала такого исчисления налога является договор о создании группы, зарегистрированный в налоговом органе.

Примечательно, что с момента появления нормы о КГН в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2012 года, чиновники все время стараются ее доработать.

Недавно, ФНС сообщила о возможности присоединения КГН к налоговому мониторингу с 2016 года. При этом, налоговые органы собираются контролировать в соответствии с Федеральным законом N 348-ФЗ только те операции участников группы, которые должны учитываться при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Теперь, Правительство РФ собирается существенно изменить существующие условия работы КГН. Так, чиновники предлагают в 2,5 раза увеличить минимальный период, на который возможно создавать КГН в едином составе. Сейчас выйти из КГН возможно после истечения двух налоговых периодов, с момента ее создания.

В поправках, предложенных Правительством РФ этот срок составляет пять налоговых периодов. Это означает, что добровольно прекратить участие в КГН налогоплательщик сможет не раньше, чем пройдет пять налоговых периодов с момента его присоединения к группе.

Обычно за один налоговый период принимается один календарный год.

Кроме того, выбывший из КГН участник не сможет опять присоединится к группе ранее, чем пройдет еще пять налоговых периодов.

Это ограничение должно действовать не только в отношении самих выбывших ранее участников консолидированной группы, но и их правопреемников — организаций, образованных в результате реорганизации.

Все сведения о доходах консолидированных групп и суммах налогов, исчисленных их участниками должны быть отнесены к налоговой тайне, в соответствии с новым пунктом 9 в статье 102 Налогового кодекса РФ.

Авторы законопроекта уверены, что такие поправки позволят сделать ведение крупного бизнеса более стабильным, а также осуществлять планирование доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в более определенном режиме. Действие новых требований будет распространяться на все КГН, которые будут созданы после вступления в силу Федерального закона. Однако до этого поправки должны одобрить депутаты Государственной Думы.

Им о новых инициативах чиновников уже рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов, во время своего участия в «правительственном часе» в Госдуме РФ.

Глава Минфина сообщил, что создание новых консолидированных групп налогоплательщиков должно быть временно приостановлено, в связи с изменениями, которые чиновники собираются внести в бюджетное правило. Однако не все депутаты разделили такую точку зрения.

Очень резко высказался об этой идее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Таким образом, судьба законопроекта о моратории на создание КГН пока не определена окончательно. Очевидно, что такая инициатива Правительства РФ и Минфина наберет много противников и вряд ли будет одобрена в нынешней редакции.

Поскольку самим бизнесменам, которые участвуют в таких консолидированных группах, выгоднее сохранить существующий порядок.

Ведь участие в КГН предоставляет определенные налоговые преимущества при распределении доходов и расходов в целях налогообложения.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: https://ppt.ru/news/134308

Системы налогообложения России в 2018 году

По состоянию на 2018 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).

Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Подробнее про общую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Подробнее про упрощенную систему налогообложения.

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Подробнее про единый налог на вменённый доход.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Подробнее про единый сельскохозяйственный налог.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Подробнее про патентную систему налогообложения.

Совмещение систем налогообложения

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения (каких именно вы можете посмотреть в этой таблице).

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/sistemy/

Новое в налоговом законодательстве

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс».
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29.11.2017.

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,привлечение к налоговой ответственности

(часть первая НК РФ)

С 1 июня 2018 года

С 1 июня 2018 года

На сайте налоговой службы должны появиться дополнительные данные о компаниях

Сервис ФНС по проверке контрагентов должен был заработать еще 25 июля 2017 года, но ведомство перенесло его запуск на 1 июня 2018 года.

Среди открытых сведений можно будет найти информацию:

— о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;

— налоговых правонарушениях и ответственности за них;

— специальных налоговых режимах;

— участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

— среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухотчетности.

Изменения предусмотрены Приказом ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7−14/582@

Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

С 1 января 2018 года

С 1 января 2018 года

По экспорту и связанным с ним услугам, работам можно будет отказываться от нулевой ставки НДС

В ст. 164 НК РФ будут внесены поправки, позволяющие отказаться от применения ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в процедуре экспорта, а также при выполнении в отношении таких товаров некоторых видов работ или услуг. К ним относятся в том числе:

— услуги по международной перевозке товаров;

— работы и услуги, выполняемые и оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов;

— услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа.

Чтобы отказаться от нулевой ставки нужно будет подать в инспекцию заявление. Срок подачи — не позднее 1-го числа квартала, с которого юрлицо планирует платить НДС по ставке 10% или 18%. Отказ возможен на срок не менее года. При этом отказаться от нулевой ставки по какой-то конкретной операции нельзя.

Благодаря этой поправке будут легализованы «неправильные» счета-фактуры с НДС, предъявленным по ставке 18% вместо 0%. По ним можно будет безопасно принимать налог к вычету, если процедура отказа соблюдена. Сейчас по подобным счетам-фактурам получить вычет крайне сложно, ведь ФНС, Минфин и ВС РФ против этого.

Источник: https://www.polnoepravo.ru/obzori/novoe-v-nalogovom-zakonodatelstve/

Министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях в Госдуме

Доклад к парламентским слушаниям по Основным направлениям налоговой политики на 2016 – 2018 годы

Минфин России представляет на обсуждение Государственной Думы Основные направления налоговой политики на 2016 – 18 годы.

Характер этого документа был определен Посланием Президента Федеральному собранию – в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

К тому же в последние годы мы провели в стране целый ряд масштабных налоговых реформ (от «налогового маневра» в нефтяной отрасли и деофшоризации экономики до кардинальной реформы имущественного налогообложения).

Вопросы правоприменения при реализации этих реформ на практике будут отдельной задачей Минфина и ФНС на ближайшие годы.

Считаем, что в целом российская налоговая система сформирована и в серьезном пересмотре в среднесрочной перспективе не нуждается.

Рассматриваемые сегодня Основные направления сфокусированы на решении двух стратегических задач:

1) Создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике;

2) Повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. Это приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды в целом.

Обращаю внимание на то, что основные решения в области налоговой политики, которые мы предлагаем принять, необходимо реализовать в ближайшее время.

Они должны действовать в ближайшую трехлетку, так как задача перезапуска экономического роста стоит сегодня очень остро и затягивать с решениями в этой сфере нельзя.

В дальнейшем, основные усилия сосредоточим в области планомерного повышения качества налогового администрирования, реализации на практике уже принятых решений.

Создание стимулов для экономического роста.

В числе стимулирующих мер налоговой политики мы выделили как меры антикризисного плана Правительства, так и предложения Государственной Думы, направленные на увеличение инвестиций.

То, что мы предлагаем – это не просто налоговые льготы, а именно стимулирующие решения, которые направлены на снижение налогового бремени для инвесторов на первоначальном этапе осуществления инвестиционных проектов до достижения их окупаемости.

— налоговые льготы для «гринфилдов»

Для новых инвестиционных проектов мы предлагаем дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений (в зависимости от решений субъектов Федерации).

— налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов (РИПы) и территорий опережающего развития (ТОРы)

Налоговые льготы для РИПов и ТОРов, направленные на создание стимулов для развития Дальнего Востока, вводились в течение последних двух лет. Сейчас они уже начали применяться, но мы видим возможности для дальнейшего улучшения этих режимов.

В частности, сейчас мы готовим предложения по либерализации налогового режима для РИПов, которые облегчат доступ инвесторов к налоговым льготам, уменьшат бюрократические и административные барьеры для инвесторов при применении этих льгот.

— поддержка экспорта: упрощение процедур возмещения НДС и акцизов при экспорте:

В рамках мер по поддержке экспорта будет синхронизирован порядок применения нулевой ставки НДС и порядок освобождения от акцизов при экспорте.

— предоставление преференций по налогу на прибыль

Государственной Думой были приняты поправки, существенно увеличивающие минимальную стоимость амортизируемого имущества, а также размер выручки, позволяющий перейти с ежемесячной на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти меры должны привести к весомой экономии средств налогоплательщиков.

Читайте также:  Мсфо № 11 договоры подряда - особенности применения - все о налогах

— прочие стимулы, включая налоговые льготы для вновь создаваемого свободного порта Владивосток.

Поддержка малого бизнеса

Особое внимание в налоговых предложениях правительства традиционно уделяется поддержке малого бизнеса. Пакет налоговых инициатив Правительства в этой части предусматривает:

— поддержка малого бизнеса через специальные налоговые режимы, включая

1) расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (за счет таких видов, как «услуги по разработке программного обеспечения», «выпечка хлеба и производство кондитерских изделий», «производство молочных продуктов» и т.д.);

2) распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг;

3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1 процента от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставление муниципалитетам права снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи.

— введение специального патента для самозанятых:

Мы предлагаем ввести в законодательстве специальный режим уплаты налога в виде патента для особой категории микробизнеса – самозанятых лиц (не имеющих работодателей и наемных работников).

Для таких налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж. Отдельно надо будет решить вопросы уплаты страховых взносов для таких самозанятых лиц.

Аналогичная система в настоящее время применяется в отношении уплаты налогов мигрантами (разрешение на работу выдается при условии уплаты фиксированного авансового платежа, зачитываемого в счет уплаты НДФЛ).

Возможности по снижению налоговой нагрузки

Для ответа на вопрос о том, насколько можно и дальше снижать налоги, обратимся к сравнительному анализу налоговой нагрузки по странам БРИКС, Евразийского союза. Этот анализ, кстати, мы в этом году включили в Основные направления в соответствии с рекомендациями предыдущих парламентских слушаний.

Из приведенного анализа видно, что действительно, налоговая нагрузки в России выше, чем странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза. Уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в ЕС.

Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами?

Возможно. Однако дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам. Страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2% ВВП, Казахстан – 1% ВВП, а мы – более 4% ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение, у нас превышают 16% ВВП, в Казахстане и странах БРИКС, за исключением переживающей очередную рецессию Бразилии, они не превышают 10% ВВП.

Вопрос более низкой налоговой нагрузки – это вопрос выбора. Если мы хотим иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств должны выходить на более низкие уровни.

А это, например, означает, что пенсионный возраст у нас должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он уже сейчас на три года превышает российский уровень.

Я уже не говорю о таких экстремальных примерах, как Китай, где практически отсутствует пенсионное обеспечение в сельской местности.

Еще один важный аспект – это переоценка эффективности существующих налоговых льгот. В течение последних трех лет в составе Основных направлений налоговой политики вы можете найти данные о выпадающих доходах бюджетов от предоставления различных налоговых льгот и преференций.

В этом году мы планируем впервые включить данные о налоговых и неналоговых расходах бюджетов (включая льготы по социальным и таможенным платежам) в состав материалов к проекту закона о федеральном бюджете.

Эти расходы будут распределены в соответствии с их назначением между государственными программами, а по особо крупным налоговым льготам мы потребуем обоснование их эффективности от ответственных исполнителей. Считаем, что если такого обоснования не будет, льготы должны быть отменены.

Также в Основных направлениях отмечено — и мы будем жестко придерживаться этого на практике – любые новые льготы должны вводиться на определенный срок, по истечении которого должен проводиться анализ их эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене.

Повышение справедливости налоговой системы

С учетом объема расходных обязательств, принятых государством сегодня, уровень налоговой нагрузки является   минимально допустимым (дефицит консолидированного бюджета составляет 3,5% ВВП).

В этих условиях полагаем несправедливым, когда за счет минимизации своих налоговых обязательств недобросовестные налогоплательщики платят меньше, чем добросовестные.

Это нечестная конкуренция и мы вместе с ФНС будем с этим бороться.

Для этого принят и совершенствуется закон о деофшоризации экономики, будет проведена кампания по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием.

Считаю, что к настоящему времени нам с Федеральной налоговой службой удалось создать систему налогового администрирования, которая не уступает, а с точки зрения технических возможностей, во многом превосходит системы администрирования многих развитых стран.

Тем не менее, продолжается работа по совершенствованию системы и ликвидации возможностей для уклонения от налогообложения. Это, в свою очередь, позволит снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Речь идет о следующих направлениях работы:

— продолжение внедрения системы электронного администрирования НДС (АСК НДС), решение вопросов контрольно-кассовой техники

С внедрением новой системы администрирования НДС налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, а главное – выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия. Нам представляется, что уже сам факт осознания налогоплательщиками того, что система становится более прозрачной, оказал положительное воздействие на поведение налогоплательщиков – доходы бюджета от НДС за январь – май 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 13%.

— внедрение нового инструмента налогового контроля – горизонтального мониторинга:

В соответствии с одобренным в прошлом году законом с 1 июля 2015 года, начинает работать горизонтальный мониторинг – система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком.

По сути, это добровольное согласие налогоплательщика (отнесенных к крупнейшим) на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в его регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.

— законодательное закрепление недопустимости злоупотребления правом для уклонения от налогов:

Предлагается ввести в законодательство правовой механизм противодействия налоговым злоупотреблениям. Дать налоговикам инструменты борьбы с налогоплательщиками, которые, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов.

Соответствующий законопроект был поддержан Правительством и уже внесен в Государственную Думу .

— введение института предварительного налогового контроля (налоговые рулинги):

Во многих ситуациях налогоплательщику важно получить квалифицированную информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить.

При этом такая информация (разъяснения) должна иметь правовые последствия, то есть если налогоплательщик воспользовался этим разъяснением, не скрыв ничего от налоговых органов при его получении, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя оспорить.

С этой целью предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

— борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями

План по борьбе с международным размыванием налоговой базы предполагает решение ряда накопившихся проблем: устранение двойного «неналогообложения» доходов транснациональных компаний, ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Часть этих решений мы уже реализовали (пакет поправок по деофшоризации и налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний), часть – планируем реализовать в ближайшие годы.

— международный обмен налоговой информацией:

В ближайшие два года мы должны создать законодательные основы для полноценного автоматического обмена налоговой информацией с большинством стран.

Анализ последствий налоговых решений, принятых в предыдущие годы

Также в соответствии с рекомендациями предыдущих парламентских слушаний мы проанализировали некоторые наиболее значимые налоговые решения предыдущих лет. Остановлюсь на некоторых из них:

1. Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) и контроль за трансфертным ценообразованием в налоговых целях

Уплата налога на прибыль консолидированными группами привела во многих случаях к перераспределению налоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации. Некоторые регионы потеряли доходы, некоторые приобрели их.

Несколько цифр – от функционирования КГН в 2014 году выиграли 53 региона, а снижение поступлений налога на прибыль произошло только в 32 регионах. Более половины от общей суммы снижения приходится на два региона – Москву и Ханты-Мансийский АО.

Этот механизм и вводился для того, чтобы налоги уплачивались по месту нахождения активов и работников, а распределение налога по стране стало более справедливым.

 Сейчас уже забылось, что до введения КГН и контроля за трансфертными ценами внутри страны крупные компании уплачивали налог на прибыль в региональные бюджеты во многом произвольно – некоторые субъекты недополучали доходов, в то время как в другие уплачивалось необоснованно много. Введение контроля за трансфертными ценами и КГН позволило использовать единую формулу для распределения налога между регионами, где холдинг ведет деятельность.

Конечно, можно было бы сейчас вернуть все обратно. Но тогда вопрос возникнет снова – как распределить налог на прибыль крупного холдинга между регионами? Допустимо ли использовать внутрикорпоративные цены для перемещения налоговой базы в те или иные регионы?

Поэтому мы предлагаем сосредоточиться на исправлении некоторых недостатков КГН:

— разрешить доступ органов власти субъектов Федерации к некоторым показателям по КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну, что необходимо для прогнозирования бюджетных доходов;

— обеспечить стабильность структуры КГН, исключив возможность периодического изменения ее состава. Одновременно мы сейчас обсуждаем возможность продления моратория на создание новых КГН до 2018 года (одновременно разрешив изменять состав групп);

— смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны (полностью исключить контроль за ценами по сделкам, которые не приводят к перемещению налоговой базы между регионами, повысить порог признания сделок контролируемыми до 2-3 млрд. руб.)

2. Налог на недвижимость

С этого года субъекты получили возможность переходить к взиманию налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Мы вместе с ФНС России осуществляем постоянный мониторинг ситуации с внедрением новых принципов налогообложения недвижимого имущества, организуем информирование налогоплательщиков об изменении принципов исчисления налога.

ФНС планирует уже в ближайшие месяцы осуществить рассылку тестовых платежек по налогу. Пока мы не видим, что есть какие-то сбои, но если они будут происходить, то мы будем готовы на них оперативно реагировать. Надеемся на поддержку Государственной думы в этом.

Готовы выслушать замечания и предложения к документу. Основные направления налоговой политики будут рассмотрены на заседании Правительства с учетом сегодняшнего обсуждения.

Основные выводы:

1. Не предполагается крупных налоговых новаций на ближайшие годы, правительство будет придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки

2. Предлагаем сосредоточиться на реализации и совершенствовании тех налоговых решений, которые были приняты в последние годы

3. За счет повышения качества налогового администрирования будет обеспечена справедливая конкуренция и равные налоговые условия для ведения бизнеса

Источник: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33184

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]