Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях
Ропотан С. В., Суша Е. А. Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10125/ (дата обращения: 12.09.2018).
Вопрос учета нефинансовых активов актуален для учреждений бюджетной сферы, особенность формирования состава нефинансовых активов строго определён законодательством сферы бухгалтерского учета, нарушение которого недопустимо.
Ключевые слова: активы, бюджетное учреждение, нефинансовые активы, имущество, деятельность, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность
Нефинансовые активы — данная экономическая категория и понятие характерно только для бюджетных учреждений. Относительно бюджетных учреждений можно сказать, что это учреждения, которые не ставят цели получить прибыль, которые зависят от бюджетов различного уровня.
Несмотря на то, что цели получения прибыли у таких учреждений нет, все же они имеют право занимать предпринимательской деятельностью.
Учреждения, которые занимаются бюджетной и предпринимательской деятельностью, обязаны формировать годовую отчетную форму 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения».
Относительно нефинансовых производственных активов важно отметить тот факт, что они формируются как результат производственных процессов. Данные активы состоят из основных фондов, материальных оборотных активов и материальных ценностей.
В учете бюджетного учреждения имущество может быть признано объектом основных средств, при условии соблюдений сразу нескольких пунктов:
объект является материальным [2];
объект может быть использован в процессе функционирования учреждения при выполнении работ, оказании услуг ив сфере реализации управленческих нужд;
у объекта срок полезного использования должен превышать 12 месяцев.
Особенности учета в бюджетном учреждении заключаются в применении особенного плана счетов. Для учета основных средств используется счет 0.101.00.000 «Основные средства». В данную группу входят такие активы, как жилые и нежилые здания, сооружения, различного рода машины и оборудование, транспорт, инвентарь как производственныйтак и хозяйственный.
Счет 0.102.00.000 «Нематериальные активы» предназначается для учета нематериальных активов, к которым относят такие активы как исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности.
Поступление материального запаса отражается на счете 0.105.00.000 «Материальные запасы». В бюджетном учреждении к материальным запасам относят материалы и сырье, которые применяются в ходе функционирования деятельности учреждения.
Счет 0.106.00.000 «Вложения в нефинансовые активы» формирует первоначальную стоимость объект основных средств, который принимается к учету, отражает вложение в нематериальные и непроизводственные активы, а также в материальные запасы.
Таким образом, можно подвести итого, что к нефинансовым активам относят:
основные средства;
нематериальные активы;
непроизводственные активы;
материальные запасы;
иные нефинансовые активы.
В бюджетном учреждении с целью учета нефинансовых активов применяют счет 0.100.00.000 «Нефинансовые активы».
Как было сказано выше — бюджетное учреждение, помимо бюджетной деятельности, вправе заниматься и предпринимательской деятельностью.
По окончанию отчетного года учреждение должно формировать вместе с другими отчетными формами отчет «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (форма 0503768) [3].
Необходимо изучить порядок заполнения формы 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» и соотношение показателей данной формы с Балансом учреждения (форма 0503730) за отчетный финансовый год.
Годовая отчетная форма 0503768 формируется учреждением отдельно по видам деятельности (финансового обеспечения):
бюджетная (КФО 4);
предпринимательская (КФО 2).
В разделах «Нефинансовые активы» и «Недвижимое и особо ценное имущество учреждения» формы 0503768 должно быть указано:
показатель стоимости объекта нефинансовых активов, сумма амортизации, сумма вложений в нематериальные активы, а также объекты нефинансовых активов, находящихся в пути, которая формируется по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на начало отчетного периода;
показатель суммы поступивших объектов нефинансовых активов (превышение их балансовой стоимости), осуществленных вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным дебетовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета;
показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов (уменьшения их стоимости), уменьшения вложений в нефинансовые активы за отчетный период, которые формируются по данным кредитовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, уменьшенных в части амортизации на дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0.104.00.000 «Амортизация»;
показатели стоимости объектов нефинансовых активов, суммы амортизации, вложений в нематериальные активы, а также объектов нефинансовых активов в пути, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на конец отчетного года [2];
Стоит отметить тот факт, что учет в бюджетных учреждениях ведётся аналогично коммерческим организациям. Особенность и специфика бюджетного учета заключается лишь в том, что применяется специальный план счетов, предназначенный именно для бюджетного учета
Стоит отметить, что особенностью нефинансовых активов является тот факт, что они принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.
Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу) [1];
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;
затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т. д.).
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.
Оценка объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету.
Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Согласно Инструкции № 148н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету [3].
Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее — уровень бюджета), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» [4].
Переоценка активов в драгоценных металлах осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, и отражается по дебету счета 010108310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов»(положительная переоценка) или по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010108410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» (отрицательная переоценка).
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Литература:
1 Годовой отчет для бюджетных организаций-2014/ под ред. Ю. А. Васильева. — М: Изд-во Аюдар Пресс, 2015. — 418 с.
2 Данилов Д. Е. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Д. Е. Данилов, В. Е. Арабникова, Л. К. Шипиков. — Минск: Интерпрессервис, 2015. — 336 с.
3 Колеватова О. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому плану счетов: Типовые проводки, примеры, постатейные комментарии. — М: Проспект, 2014. — 170 с.
4 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях/ Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. — 5-е изд., перераб и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетный учет, бюджетная отчетность, бюджетная классификация, план счетов бюджетного учета. Всем известно, что максимально эффективное управление любым предприятием…
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.
Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10125/
1.1 Нефинансовые активы
Первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов
Как отмечалось выше, раздел «Нефинансовые активы» претерпел наиболее существенные изменения. Несколько иной стала его структура.
Если раньше принцип формирования первоначальной стоимости был установлен отдельно для основных средств, нематериальных активов, нефинансовых активов и прочее, то теперь есть единый принцип определения первоначальной стоимости нефинансовых активов.
Суть определения первоначальной стоимости нефинансовых активов осталась прежней: первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение. Исключение относится к объектам, которые впервые вовлекаются в экономический (хозяйственный) оборот.
Это объекты непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочее. Первоначальной стоимостью непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.
Вложениями в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), подрядчику, правообладателю;
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;
— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;
— таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;
— затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
— расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.
Условия изменения первоначальной стоимости объектов также остались прежними. Это достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация и переоценка.
Стало универсальным для всех нефинансовых активов понятие балансовой стоимости. Это первоначальная стоимость объектов с учетом их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.
Переоценка нефинансовых активов
Согласно Инструкции N 148н с 1 января 2009 года действует общее правило переоценки для всех нефинансовых активов. Она должна была проводиться ежегодно (п. 29 Инструкции N 25н). Переоценка активов в драгоценных металлах осуществлялась в порядке, установленном Минфином на дату совершения операций, а также на отчетную дату (п. 16 Инструкции N 25н).
С 1 января 2009 года для всех объектов нефинансовых активов (за исключением активов в драгоценных металлах) сроки и порядок проведения переоценки устанавливаются Правительством РФ. Переоценка проводится путем пересчета балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации.
Как и раньше, результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Отражение результатов на счетах бюджетного учета осталось неизменным. Правила переоценки драгоценных металлов также не претерпели изменений.
Безвозмездная передача (получение) нефинансовых активов
Принцип безвозмездной внутрибюджетной и межбюджетной передачи нефинансовых активов также остался прежним: по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации. Изменилась схема отражения операций на счетах бюджетного учета.
Согласно Инструкции N 25н безвозмездное получение отражалось с обязательным применением счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Указанный счет используется, по определению обеих инструкций, в целях формирования первоначальной стоимости объекта.
Это положение противоречило принципу безвозмездной передачи с баланса одного учреждения на баланс другого без изменения первоначальной стоимости, поскольку применение счета 0 106 00 000 предполагает формирование, то есть изменение, первоначальной стоимости объекта.
Отсюда следует, что применение счета 0 106 00 000 целесообразно только в случае формирования стоимости объекта, то есть если производятся какие-либо дополнительные затраты при безвозмездном получении (абз. 2 п. 75 Инструкции N 148н).
Операции, которые не затрагивают изменения первоначальной стоимости объекта, отражаются на счетах учета нефинансовых активов 0 101 00 000, 0 102 00 000, 0 103 00 000. Корреспондирующие счета, через которые проходит передача (получение) объектов, остались прежними:
— в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, — счета 0 304 04 310 (320, 330, 340), как внутриведомственные расчеты по приобретению соответствующих нефинансовых активов;
— в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц — счет 0 401 01 180 «Прочие доходы»;
— в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов — счет 0 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
— в рамках поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств — счет 0 401 01 152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
— в рамках поступления от международных финансовых организаций — счет 0 401 01 153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций».
Счет 0 304 04 000 теперь называется просто «Внутриведомственные расчеты», до этого его название звучало как «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» (п. 215 Инструкции N 148н).
Правила определения стоимости нефинансовых активов, полученных по договору дарения, не изменились. Первоначальной стоимостью указанных объектов признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.
Имущество казны
К существенным нововведениям Инструкции N 148н относится выделение имущества казны в отдельную группу. Прежняя инструкция предусматривала семь счетов для учета операций с нефинансовыми активами:
— 0 101 00 000 «Основные средства»;
— 0 102 00 000 «Нематериальные активы»;
— 0 103 00 000 «Непроизведенные активы»;
— 0 104 00 000 «Амортизация»;
— 0 105 00 000 «Материальные запасы»;
— 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;
— 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути».
К указанным счетам добавлен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», который, в свою очередь, содержит пять аналитических счетов:
— 0 108 01 000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»;
— 0 108 02 000 «Движимое имущество в составе имущества казны»;
— 0 108 03 000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»;
— 0 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны»;
— 0 108 05 000 «Материальные запасы в составе имущества казны».
Соответственно, изменились аналитические счета счёта 0 104 00 000 «Амортизация». Для наглядности ниже приведена таблица.
Таблица 1
Инструкция № 148н | Инструкция № 25н | ||
Название счета | Номер счета | Номер счета | Название счета |
Амортизация | 104 00 000 | 104 00 000 | Амортизация |
Амортизация жилых помещений | 104 01 000 | 104 01 000 | Амортизация жилых помещений |
Амортизация нежилых помещений | 104 02 000 | 104 02 000 | Амортизация нежилых помещений |
Амортизация сооружений | 104 03 000 | 104 03 000 | Амортизация сооружений |
Амортизация транспортных средств | 104 05 000 | 104 05 000 | Амортизация транспортных средств |
Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря | 104 06 000 | 104 06 000 | Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря |
Амортизация библиотечного фонда | 104 07 000 | — | — |
Амортизация прочих основных средств | 104 08 000 | 104 07 000 | Амортизация прочих основныхсредств |
Амортизация нематериальных активов | 104 09 000 | 104 08 000 | Амортизация нематериальныхактивов |
Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны | 104 10 000 | — | — |
Амортизация материальных основных фондов в составе имущества казны | 104 11 000 | — | — |
Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны | 104 12 000 | — | — |
Нефинансовые активы имущества казны | 108 00 000 | — | — |
Недвижимое имущество в составе имущества казны | 108 01 000 | — | — |
Движимое имущество в составе имущества казны | 108 02 000 | — | — |
Нематериальные активы в составе имущества казны | 108 03 000 | — | — |
Непроизведенные активы в составе имущества казны | 108 04 000 | — | — |
Материальные запасы в составе имущества казны | 108 05 000 | — | — |
Амортизация нефинансовых активов
Как видно из приведенной выше таблицы, появился счет 0 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда», из чего следует, что с 1 января 2009 года на библиотечный фонд бюджетных учреждений должна начисляться амортизация.
Инструкция N 148н гласит: на объекты библиотечного фонда стоимостью до 20 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. Как известно, до 2009 года амортизация на библиотечный фонд не начислялась.
В результате бюджетные учреждения обязаны были платить налог на имущество со стоимости библиотечного фонда.
Кроме того, общий принцип погашения стоимости нефинансовых активов также претерпел существенные изменения. По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация с 1 января 2009 года начисляется в следующем порядке:
— амортизация не начисляется на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 3 000 руб. включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, независимо от стоимости. Раньше был установлен порог 1 000 руб.;
— в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию начисляется амортизация на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. включительно. Раньше подобное правило распространялось на объекты стоимостью от 1 000 до 10 000 руб.;
— в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами начисляется амортизация на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб.
Особый порядок амортизации установлен для объектов материальных и нематериальных основных фондов в составе имущества казны. Амортизация в целях бюджетного учета по таким объектам отражается в следующем порядке:
— не начисляется амортизация на объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны;
— на счетах 0 104 10 000 «Амортизация основных фондов в составе имущества казны», 0 104 11 000 «Амортизация нематериальных основных фондов в составе имущества казны» отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) и остаточной стоимости или сумме ранее начисленной амортизации (при включении в состав имущества казны объекта, полученного в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, между учреждениями бюджетов разных уровней).
Расчет и начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны на основании данных его первоначальной (балансовой) стоимости, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект на праве оперативного управления.
Аналитический учет по счетам 0 104 10 000, 0 104 11 000 не ведется. Общая сумма амортизации, начисленная за отчетный месяц по объектам имущества казны, отражается в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленному Инструкцией N 148н.
Принятие к бюджетному учету сумм амортизации объектов, начисленных на дату их включения в состав имущества казны, отражается по дебету счета 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация».
Срок полезного использования нефинансовых активов
Источник: https://fin.bobrodobro.ru/34795
Учет и анализ нефинансовых активов в бюджетных учреждениях
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Суть нововведений в Плане счетов состоит в унификации общей структуры плана счетов, исключении части прежних и введение ряда новых счетов, устранение несоответствия между включенными в структуру счетов бюджетного учета кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и экономической классификации расходов бюджетов (ЭКР) и собственно кодами ЭКР и КОСГУ.
Инструкцией № 25н уточнены критерии отнесения имущества к основным средствам. Так, к ним теперь следует относить не только основные средства, введенные в эксплуатацию, но и находящиеся в запасе, на консервации или на складе. Уточнено понятие нематериальных активов.
Теперь таковыми являются не только оформленные документально (патентами, свидетельствами и т.п.
) права учреждения на объекты интеллектуальной собственности, но и права «на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)».
Также уточнен порядок отражения в бюджетном учете операций по безвозмездному получению и передаче учреждением нефинансовых активов [17, 25, 26]. Из приведенного ясно, что основная масса изменений в ведении хозяйственных операций в новой Инструкции №25н коснулась учета нефинансовых активов.
Новая Инструкция по ряду позиций приближается к тем нормам, которые существуют в коммерческом учете.
В частности, это: отсутствие жестко прописанной формы бухгалтерского учета; наличие счетов, на которых формируется первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов; начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам; отсутствие такой категории активов, как малоценные предметы; использование метода начисления при отражении доходов и определении финансового результата.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений по сравнению с правилами, действовавшими до 1 января 2005 года, произошли очень существенные изменения.
Наиболее значимые из них: новый План счетов, взаимосвязь Плана счетов с бюджетной классификацией, отсутствие мемориально-ордерной формы учета, появление такого понятия, как «непроизведенные активы», изменение критериев, по которым актив относится к основным средствам и нематериальным активам, использование метода начисления при отражении доходов и определении финансового результата, отсутствие жестко прописанной формы бухгалтерского учета, наличие счетов, на которых формируется первоначальная стоимость основных средств, начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам нематериальных активов, непроизведенных активов, отсутствие такой категории активов, как малоценные предметы [14].
В настоящее время сформированы четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях [1].
К первому уровню относятся: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, постановления Правительства РФ.
«Статья 7 Бюджетного кодекса РФ возлагает на федеральные органы государственной власти, следующие полномочия:
установление единого порядка ведения учета и представления отчетности для всех бюджетных учреждений;
установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для всех бюджетных учреждений.
Статьей 165 Бюджетного кодекса РФ определено, что Минфин России обладает следующими бюджетными полномочиями:
устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
устанавливает единый План счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;
устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Второй уровень составляет Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.
[х] Инструкцией обеспечивается оптимальное разделение функций между участниками бюджетного процесса: органы казначейства должны осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджетов (вести кассовый учет), а бюджетные учреждения, включая финансовые органы, — вести учет исполнения бюджетов по методу начисления (в том числе учет государственных и муниципальных долгов, бюджетных ссуд, государственных кредитов) [зырянова].
К третьему уровню относятся: методические указания, инструкции и письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств.
Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.
Аналогичная система правового регулирования существует и для бухгалтерского учета в коммерческих организациях.
Однако между ними есть и отличия: на деятельность коммерческих организаций напрямую не распространяется действие Бюджетного кодекса РФ, а бюджетные учреждения не используют в своей деятельности Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), обязательные для большинства коммерческих фирм. [14].
1.3 Организация бюджетного учета в свете Инструкции Минфина РФ от 10.02.2006 №25н
Инструкция N 25н регламентирует порядок отражения операций не только в бюджетных учреждениях, но и в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы казначейства), а также в органах, организующих исполнение бюджетов (финансовые органы).
В Инструкции N 25н не регламентирована форма бухгалтерского учета для бюджетных учреждений. Движение информации об операциях в бюджетном учреждении, согласно новой Инструкции, можно представить в виде схемы. Пример схемы приведен на рисунке 1.1
Рис.1.1 — схема движения информации об операциях в бюджетном учреждении.
Перечень унифицированных форм первичных учетных документов приведен в приложении № 2 к Инструкции № 25н. В этом приложении первичные учетные документы бюджетного учреждения разделены на две группы:
документы, относящиеся к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД);
документы класса 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД.
При использовании унифицированных форм следует обратить внимание на следующие моменты, зафиксированные в постановлении Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации».
Во-первых, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может добавлять дополнительные реквизиты.
При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации (включая код, номер формы, наименование документа) остаются без изменения.
Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.
Во-вторых, вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
В-третьих, форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут быть изменены.
Если же бюджетное учреждение при необходимости использует неунифицированные формы первичных документов (то есть документы, формы которых не содержатся в перечне, опубликованном в приложении № 2 к Инструкции № 25н, и не определены другими нормативными актами), необходимо, чтобы эти документы содержали обязательные реквизиты [14].
Перечень обязательных реквизитов дан в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Вот они:
наименование документа;
дата составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц [2].
Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.
Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируют по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражают накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:
журнал операций по счету «Касса»;
журнал операций с безналичными денежными средствами;
журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
журнал операций расчетов по оплате труда;
журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
журнал по прочим операциям;
Главная книга [11].
Записи в журналы операций осуществляют по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Записи могут делаться как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
По окончании месяца данные оборотов по счетам из журналов операций переносят в Главную книгу.
По истечении каждого отчетного месяца первичные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.
Если документов немного, их можно брошюровать за несколько месяцев в одну папку (дело).
На обложке указывают: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период — год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; общее количество листов.
Если документы пропали или уничтожены, руководитель учреждения назначает комиссию по расследованию причин происшедшего.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов. Результаты работы комиссии оформляют актом, который утверждает руководитель учреждения. Копию акта направляют в вышестоящее учреждение [13].
Требования к хранению документов определены статьей 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Так, организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Конкретные сроки хранения документов приведены в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 6 октября 2000 г).
Рабочий План счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики должны храниться не менее пяти лет после того года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Ответственность за организацию хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации [14].
План счетов бюджетного учета согласно Инструкции 25н состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.
В первом разделе — «Нефинансовые активы» — представлены счета для учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.
Во втором разделе — «Финансовые активы» — сосредоточены счета для учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.
В третьем разделе — «Обязательства» — представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждения.
В четвертом разделе — «Финансовый результат» — представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.
В пятом разделе — «Санкционирование расходов бюджетов» — сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.
На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно [11].
В Инструкции N 25н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой КБК — код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).
Структура счета такова.
Разряды 1-17 соответствуют первым 17 знакам КБК. Это в зависимости от ситуации:
код классификации доходов;
код классификации расходов бюджетов;
Источник: https://works.doklad.ru/view/CNr8WxkZghI/2.html
Формирование суммы вложений в нефинансовые активы. Отражение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения
В строке 090 баланса учреждения отражают сумму вложений учреждения в нефинансовые активы, не списанную по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Таким образом, в строку 090 вписывают дебетовое сальдо по синтетическому счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Показатель строки 090 баланса дополнительно детализируют (расшифровывают). Так, в форме отдельно отражают сумму вложений: — по строке 091 — в недвижимое имущество учреждения, учтенную по дебету счета 0 106 10 000; — по строке 092 — в особо ценное движимое имущество учреждения, учтенную по дебету счета 0 106 20 000; — по строке 093 — в иное движимое имущество учреждения, учтенную по дебету счета 0 106 30 000; — по строке 094 — в предметы лизинга, учтенную по дебету счета 0 106 40 000. |
Порядок формирования суммы финансовых вложений зависит от вида имущества, приобретаемого учреждением (основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов). Остановимся на этом подробнее.
Формирование вложений при приобретении основных средств
Затраты, связанные с приобретением основных средств, первоначально собираются на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:
— счет 0 106 11 000 — вложения в недвижимое имущество учреждения;
— счет 0 106 21 000 — вложения в особо ценное движимое имущество учреждения;
— счет 0 106 31 000 — вложения в иное движимое имущество учреждения;
— счет 0 106 41 000 — вложения в предметы лизинга.
После того, как первоначальная стоимость основного средства полностью сформирована, все затраты, накопленные на соответствующих счетах аналитического учета к счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», списывают на счет 0 101 00 000 «Основные средства» (по соответствующим аналитическим счетам).
Это делают в тот момент, когда имущество укомплектовано, установлено и приведено в состояние, пригодное к использованию. Факт его передачи в эксплуатацию значения не имеет.
Соответственно, дебетовое сальдо по аналитическим счетам счета 0 106 00 000 может оставаться при условии, что первоначальная стоимость того или иного основного средства окончательно не сформирована и оно не доведено до состояния, пригодного к использованию.
Это правило применяют вне зависимости от способа получения основного средства (в результате покупки, мены, поступления безвозмездно, получения в рамках централизованного снабжения и т.д.).
Отметим, что объекты недвижимости могут быть приняты к учету в составе основных средств только после получения учреждением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов (их копий) о государственной регистрации прав на них*(295).
Поэтому в отношении недвижимости дебетовое сальдо по соответствующим аналитическим счетам счета 0 106 00 000 «Вложение в нефинансовые активы» может быть при условии, что стоимость недвижимости полностью сформирована, однако права на нее не были зарегистрированы.
При получении основного средства его стоимость складывается исходя из всех затрат на его приобретение и расходов на доведение до состояния, пригодного к использованию (доставку, доработку и т.п.). Кроме того, в нее могут входить и общехозяйственные расходы, если они напрямую связаны в приобретением этого имущества.
Подробнее о порядке формирования стоимости основных средств в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Основные средства (строки 010, 030)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости ОС…» издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки).
Формирование вложений при приобретении непроизведенных активов
Расходы на приобретение непроизведенных активов (НПА) первоначально отражают по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» аналитический счет 0 106 13 000 «Вложения в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».
Соответственно, на этом счете отражают первоначальную стоимость непроизведенных активов учреждения.
После того, как она сформирована, все затраты, накопленные на этом счете, списывают в дебет счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (по соответствующим аналитическим счетам).
В первоначальную стоимость НПА, в частности, включают суммы, уплачиваемые продавцу, расходы по оплате информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением непроизведенного актива, суммы вознаграждений посреднических организаций, через которые приобретен актив и другие затраты, связанные с приобретением данного имущества.
Подробнее о порядке формирования стоимости непроизведенных активов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Непроизведенные активы (строка 070)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости непроизведенных активов…» издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
Формирование вложений при приобретении нематериальных активов
Затраты на приобретение нематериальных активов (НМА) формируются на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» по следующим аналитическим счетам:
— счет 0 106 22 000 — вложения в особо ценные объекты нематериальных активов;
— счет 0 106 32 000 — вложения в НМА, которые не относят к особо ценному имуществу учреждения;
— счет 0 106 42 000 — вложения в нематериальные активы — предметы лизинга.
Соответственно, на этих счетах формируют первоначальную стоимость данного имущества.
После ее формирования все затраты, накопленные на соответствующих аналитических субсчетах счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», списывают на счета аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы».
Это делают в тот момент, когда имущество полностью готово к использованию. Дата начала фактического использования нематериального актива значения не имеет.
В первоначальную стоимость НМА, в частности, включают суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором об отчуждении (приобретении) исключительного права, регистрационные сборы, государственные и патентные пошлины, уплаченные в связи с приобретением (получением) исключительных прав на объекты нематериальных активов, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен НМА и т.д.
Подробнее о порядке формирования стоимости нематериальных активов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Нематериальные активы (строки 040, 060)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости НМА…» издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
Формирование вложений при приобретении материальных запасов
К материальным запасам, приобретение которых может отражаться с использованием счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», относят сырье и материалы, необходимые в деятельности учреждения, товары, предназначенные для последующей перепродажи, а также запасы, приобретаемые в рамках договора лизинга
В общем случае стоимость материалов и товаров отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).
Однако, если помимо расходов на их покупку, учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Их отражают в бухгалтерском учете учреждения на следующих субсчетах аналитического учета:
— счет 0 106 24 000 — при формировании стоимости материалов, которые относят к особо ценному имуществу;
— счет 0 106 34 000 — при формировании стоимости материалов и товаров, которые не относят к особо ценному имуществу;
— счет 0 106 44 000 — при формировании стоимости материалов и товаров, которые относят к предметам лизинга.
При использовании счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» после формирования фактической стоимости материалов все затраты на приобретение этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).
В фактическую стоимость товаров и материалов, в частности, включают суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу), расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов, таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов, вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы и т.д.
Отметим, что при централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку запасов в составе текущих затрат организации.
В такой ситуации стоимость запасов отражают непосредственно на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам) без использования счета 0 106 00 000.
Расходы на заготовку и доставку запасов учитывают по счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Подробнее о порядке формирования стоимости запасов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделах «Материальные запасы (строка 080)» (подраздел «Формирование фактической стоимости материалов (сырья)…») и «Товары для перепродажи» (подраздел «Формирование фактической стоимости товаров») издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений»
под общ. редакицией В.Верещаки
Источник: Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
Источник: https://otchetonline.ru/174-buxuchet/34969-formirovanie-summy-vlozheniy-v-nefinansovye-aktivy-otrazhenie-v-buhgalterskom-uchete-i-otchetnosti-byudzhetnogo-i-avtonomnogo-uchrezhdeniya.html