Необоснованная налоговая выгода в 2018 году
Уплата налогов – это одно из главных условий ведения легальной предпринимательской деятельности. При этом государственные органы и бизнесмены по-разному оценивают справедливость расчета налоговых обязательств. Что такое «необоснованная налоговая выгода», и как избежать обвинения ИФНС в уклонении от уплаты налогов?
В чем заключается налоговая выгода
Снизить эти платежи предприниматель может несколькими способами:
- Уменьшить налоговую базу, т.е. ту сумму, с которой рассчитывается налог;
- Применить пониженную налоговую ставку;
- Получить из бюджета право на зачет, возмещение или возврат налога;
- Получить налоговую льготу или вычет.
✏ Если все эти мероприятия проводятся по разрешенным стандартам учета, то претензий к бизнесмену от государства не будет. И действительно, в России действуют не только льготные системы налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН), но и налоговые каникулы, когда в течение двух лет предприниматель платит за себя только страховые взносы. |
В принципе, если ответственно подойти к выбору налогового режима для своего бизнеса, то всегда можно выбрать вариант с минимальными платежами в бюджет. Плюс можно дополнительно уменьшить рассчитанные суммы на страховые взносы, уплаченные за работников или взносы ИП за себя. Кроме того, сейчас проходит налоговая амнистия 2018, при которой списываются некоторые долги по налогам и взносам ИП.
Когда выгода признается необоснованной
Конкретный перечень расходов для каждого режима устанавливает НК РФ. Но для того, чтобы предпринимательские затраты были приняты в ИФНС, недостаточно, что они попадают в перечень, предусмотренный законом.
Есть еще два важных условия:
- Экономическая обоснованность, т.е. расходы были понесены для бизнеса и направлены на получение реальной прибыли;
- Полноценное документальное оформление затрат.
Вот здесь-то налоговые органы необычайно принципиальны. Споры идут даже по вопросу учета затрат на приобретение питьевой воды для работников. Да, представьте, есть такие судебные дела, когда ИФНС оперировала справкой СЭС о том, что вода из-под крана прекрасно подходит для питья и при этом почти бесплатна.
✏ В результате бизнесмены часто оказываются в ситуации, когда их расчет налоговых обязательств признается неверным. По мнению инспекторов, слишком много затрат указано, а подтверждающие документы вызывают сомнения. Как итог – непризнание расходов, начисление недоимки, пени и штраф. |
Почему бизнесмен в ответе за своего партнера по сделке
Например, ИП на УСН Доходы минус расходы приобрел партию товара и после ее реализации учитывает расходы на их приобретение. Если контрагент не соответствует критериям добросовестности, то инспекция просто не зачтет эти затраты, из-за чего придется заплатить налог намного больше, чем предполагал сам предприниматель.
✏ Причем, хотя ответственность за совершение сделки с недобросовестным партнером явно не установлена, но крайним при этом часто оказывается как раз легальный бизнесмен. Почему? А потому что не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. |
Источник: https://vse-dlya-ip.ru/nalogi/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda
Необоснованная выгода НК РФ | Понятия необоснованной налоговой выгоды, признаки, последствия | Дело Модульбанка
Налоговая выгода — это уменьшение налогов:
- компания работает на общей системе налогообложения и получает вычет по НДС;
- компания работает на упрощенке «доходы минус расходы»;
- ИП в Тульской области, которые занимаются ремонтом обуви, до 2021 года не платят налог по упрощенке. Налоговые каникулы для других регионов смотрите на сайте Минфина.
Налоговая делит налоговую выгоду на обоснованную и необоснованную. Обоснованная — законна, а необоснованная — нет. Как законно уменьшить налоги, прописано в Налоговом кодексе.
Налоговая подозревает в необоснованной налоговой выгоде фирмы-однодневки и тех, кто с ними работает. Ей кажется, что компании заключили фиктивную сделку, чтобы заплатить меньше налогов. Фиктивная сделка означает, что по бумагам сделка была, а не деле — нет.
Компания «Бюро по разработке сайтов» покупает для своих сотрудников компьютеры. По договору они в два раза дороже, чем продают другие поставщики. Компания уменьшает доход на стоимость компьютеров и платит меньше налогов.
Налоговая может заинтересоваться, почему компания купила такие дорогие компьютеры. То ли просто хотела купить помощнее, то ли договорилась с поставщиком написать в бумагах цену побольше, чтобы уменьшить налоги. Вот это уже необоснованная выгода.
163 ФЗ с поправками в Налоговый кодекс по необоснованной налоговой выгоде — на сайте «Гаранта»
Новый закон 163 ФЗ внес поправки в Налоговый кодекс по необоснованной выгоде. Четкого определения необоснованной выгоды в нем нет, зато есть признаки обоснованной:
- целью сделки не было только уменьшить налоги;
- сделку от партнера — клиента или поставщика — провел человек, у которого есть на это право.
Грубо говоря, документы подписал директор, который действует по уставу, или сотрудник, у которого есть доверенность на подпись. Если налоговая докажет необоснованную выгоду, она попросит доплатить налоги и штраф сверху. Штраф зависит от того, случайно компания недоплатила, или умышленно:
- 20% от суммы налогов — если не доплатила по ошибке. Например, бухгалтер сделал ошибку в расчетах, поэтому компания заплатила меньше налогов;
- 40% от суммы налогов — если недоплатила умышленно. «Бюро по разработке сайтов» из примера получит 40% штрафа, если налоговая докажет умышленную необоснованную выгоду.
Если компания недоплатила 100 000 рублей по ошибке, заплатит штраф 20 000 рублей. Всё вместе — 120 000 рублей. А если недоплатила умышленно — 140 000 рублей.
Работа с однодневками
Первыми под подозрение налоговой попадают однодневки, потому что их цель — получить деньги, быстро их вывести и не заплатить налоги. Еще они участвуют в посреднических схемах: оформляют договоры, будто что-то покупают или продают, а на деле просто выводят деньги других компаний и получают свой процент.
Но даже если компания давно на рынке и платит все налоги, она тоже может попасть под проверку.
«Бюро по разработке сайтов» работает честно, от налогов не уходит. Она купила компьютеры для своих сотрудников. Через год оказалось, что продавец компьютеров — однодневка, обналичивал деньги и не платил налоги. Возможно, во времена сделки с «Бюро» всё было в порядке, а потом новый директор стал жестко обналичивать. Это неважно, для налоговой продавец — обнальщик.
Налоговая проверяет всех, с кем продавец заключал сделки, доказывает необоснованную выгоду и требует доплатить налоги. Бюро платит налоги и штраф.
Иногда однодневки выглядят обычными фирмами, заключают договоры, подписывают акты. О них не подумаешь ничего плохого. Компании, которые работают с ними, уверены в честности, а потом тоже попадают под подозрение налоговой.
По каким признакам подозревает налоговая
У налоговой есть признаки однодневок. Раньше она видела один и начинала проверку, а теперь так нельзя. Вот список признаков, которые еще не значат, что компания — однодневка:
- первичные документы подписывают лица, у которых нет на это полномочий. Например, счет-фактуру подписал не главбух, а кто-то другой;
- продавец или клиент нарушает законы о налогах и сборах. Например, он получил штраф или недоплатил налоги;
- компания могла получить такой же экономический результат с другим партнером. То есть компания могла подписать договор с другим продавцом или клиентом, но заключила с этим.
Новый 163 ФЗ говорит, что налоговая не может признать сделку ненастоящей, а выгоду необоснованной только по одному из этих признаков. Раньше, если на счетах-фактурах была подпись неизвестного сотрудника, налоговая сразу считала это подозрительным и устраивала проверку. По новому закону налоговая не может придираться к компании только из-за одной ошибки.
Определение Верховного Суда РФ по делу N А40-71125/2015 о необоснованной выгоде — на сайте законов РФ
В 2015 году налоговая потребовала у компании «Центррегионуголь» доплатить почти 4 млн налога на прибыль, 3,6 млн по НДС и еще 1,4 млн штрафов. Дескать, компания получила необоснованную налоговую выгоду.
Она покупала уголь у продавца, у которого не было складов, станков и даже транспорта. Везти поставщику уголь не на чем, значит сделка фиктивная.
Налоговая провела экспертизу и оказалось, что подпись директора продавца на счетах-фактурах была фальшивой.
Верховный суд отменил решение налоговой. Компания смогла доказать, что тщательно выбирала партнера, по рекомендации. У партнера нет транспорта для перевозки, уголь привозили поездами. Суд опроверг экспертизу почерка и сказал, что она была проведена неверно.
Центррегионуглю повезло выиграть суд, но это не значит, что такое же решение примут по другим дела. В законе нет четкого определения, что такое должная осмотрительность и как ее проявлять. Есть отсылки в решениях суда, письмах Минфина и налоговой. Вот с ними и будем разбираться.
Признаки необоснованной выгоды
Налоговая о необоснованной выгоде
Формулировка из нового закона «целью сделки не было уменьшить налоги» — размытая. Поэтому налоговая дала разъяснения в письме «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». В письме налоговая говорит, как будет доказывать необоснованную выгоду и по каким признакам проверять сделки компаний. Вот какие признаки ее насторожат:
- между компаниями не было личных контактов. Договор подписали, но не было встреч, общения по телефону и переписки по почте;
- документы подписывал сотрудник, у которого не было на это полномочий, или сотрудник с просроченной доверенностью;
- нет офисов, складов и торговых помещений;
- неизвестно, как компания нашла продавца: сайта и рекламы у него нет;
- нет информации, что компания выбирала из нескольких поставщиков и сравнивала их условия. Нашла первого и сразу стала работать с ним;
- компания не запросила информацию о регистрации поставщика или клиента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и лицензиях;
- сделка была только по бумагам. По бумагам компьютеры купили, деньги заплатили, но на рабочих местах их нет.
Чтобы доказать необоснованную выгоду, налоговая должна подтвердить, что компания и ее партнер специально сговорились уменьшить налоги. Она считает, что если сговора нет, компания будет тщательно проверять партнера, соберет на него досье, а при проверке покажет его. Это и называется должной осмотрительностью.
Дополнительные признаки
Чтобы определить однодневку, налоговая смотрит еще на такие признаки:
Критерии, по которым налоговая выбирает компании для проверки, на сайте Консультанта
- первичные документы оформлены с нарушениями;
- регистрация по массовому адресу;
- нет собственных торговых площадей, недвижимости, транспорта, сотрудников;
- компания платит меньше налогов, чем в среднем по отрасли;
- работает в убыток два года и больше;
- вычет по НДС равен или превышает 89% от всей суммы налога за год;
- расходы растут сильнее доходов;
- зарплата сотрудникам ниже, чем в среднем по отрасли в регионе;
- компания почти нарушила требования спецрежимов налогообложения. У спецрежимом есть показатели, к примеру оборот. Компании оставалось до максимального оборота меньше 5% и так два раза за год и больше. Например, компания за квартал заработала 149 990 000 рублей, а предел для упрощенной системы налогообложения — 150 млн рублей;
- компания работает с перекупщиками и создает цепи посредников;
- не объясняет налоговой ошибки в учете и ссылается на потерю документов;
- дважды меняла адрес;
- заключает договоры с отсрочками платежа, получает большие поставки товаров без предоплаты, платит векселями, вступает в рискованные сделки. Например, руководитель компании поставщика не встречается для переговоров с компанией-покупателей и нет переписки по почте;
- рентабельность отклоняется от средней по отрасли;
- директор компании одновременно учредитель или директор в еще нескольких компаниях. Если больше пяти, то подозрительно.
По этим признакам налоговая принимает решение о проверках компаний. Налоговая смотрит не на один признак, а на все сразу. Чем больше нестыковок и ошибок она найдет, тем больше шанс, что она начнет проверку.
Например, компания сменила юридический адрес и налоговую. Само по себе это ни о чем не говорит. Может она переехала в более комфортный офис на другом конце Москвы. А вот вместе с другими признаками — это подозрительно.
Как проверять партнеров
Чтобы не получить штраф за необоснованную выгоду, ваша задача — проверять всех, с кем заключаете сделки.
Налоговая рассказала всё — статья на Деле об открытых данных компаний
Налоговая пыталась помочь в проверке и запустила сервис «Прозрачный бизнес». Она выложила в открытый доступ данные о налогах и задолженностях компаний, доходах и расходах. Сервис проработал несколько дней, а потом налоговая его остановила и обещает запустить в следующем году со свежими данными.
Принцип проверки — собрать как можно больше информации о партнере и сохранить ее. Распечатывайте документы и складывайте в папку. Может, налоговая и не будет ничего проверять, неважно. Если будет, вы дадите папку с доказательствами. Идите по нашему списку. Мы написали, что проверить, и дали ссылки на нужные сервисы для проверки.
- Компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Документы подписывает генеральный директор компании или сотрудник, у которого есть действующая доверенность. Запросите у компании копию устава, это открытый документ. По нему посмотрите, кто директор и учредители компании. Если этих данных нет в уставе, запросите протокол собрания учредителей об избрании директора и реестр собственников компании. Генеральный директор действует по уставу, у остальных сотрудников, которые подписывают документы, должна быть действующая доверенность.
- Лицензия компании действует. Если партнер работает по лицензии, проверьте ее через Единый федеральный реестр.
- Партнер арендует помещение под офис. Попросите партнера скан договора аренды. Так поймете, что компания существует, у нее есть свои помещения и склады.
- У компании есть сайт, а в сети — отзывы. Если у партнера нет сайта, он не дает рекламу, а в сети нет отзывов, налоговая спросит, как вы нашли такого партнера. Она может подумать, что компании открыли специально, чтобы уходить от налогов.
- Кто еще занимается этими же товарами и услугами, сколько они стоят. Налоговая считает, что при выборе партнера компания будет изучать продавцов, сравнивать их цены. Сведите эти данные в таблицу, в случае чего — покажете налоговой.
- Партнер работает не по массовому адресу. Проверьте, сколько еще компаний зарегистрированы по адресу вашего партнера. Компании-однодневки часто регистрируются по массовым адресам. Это здания, где работают еще десятки компаний. Они так экономят на аренде.
- Если по адресу партнера сидит еще двадцать или сто компаний, посмотрите, что это за здание на карте. Если Москва-сити, всё в порядке, если это жилой дом — подозрительно.
- Счет партнера действует и не заблокирован.
- У партнера нет задолженности перед налоговой. Проверьте долги через список должников налоговой.
- У партнера нет исков от других компаний. Посмотрите иски к компании на сайте арбитражных дел. Вдруг, клиент покупает товары или услуги по постоплате, но потом не платит за них, и компании подают на него в суд.
- Директор не дисквалифицирован. Посмотрите по имени и фамилии руководителя через реестр дисквалифицированных руководителей.
- Компания составляет бухгалтерский баланс и подает бухгалтерскую отчетность. Эту информацию можно найти в сервисе «Спарка». Компании-однодневки не готовят бухгалтерскую отчетность и не сдают ее в органы статистики. Им это не нужно, ведь пройдет полгода или год, и они закроются.
Все документы, которые проверяете, распечатывайте и храните. Пусть на каждую компанию у вас будет досье — так спокойнее.
Если налоговая заподозрит фиктивную сделку, вы покажете ей документы и так докажете, что проверяли своего партнера. Конечно, он мог внезапно стать мошенником или почувствовать вкус легких денег, но вы уже будете за это не в ответе.
Источник: https://delo.modulbank.ru/all/badprofit
Необоснованная налоговая выгода: кто ищет, тот всегда найдет
10 лет назад принято постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление № 53). Абсолютное большинство налоговых споров с тех пор рассматривается со ссылкой на его положения.
Используйте пошаговые руководства:
Тогда этот документ нейтрализовал негативную практику. Он работал на налогоплательщиков.
Сейчас практика складывается в основном в пользу бюджета. Положения Постановления № 53 остались неизменными, но инспекторы отточили методы сбора доказательств, научились грамотно обосновывать свои претензии. Поэтому сейчас обвинить компанию в «плохой» оптимизации и доначислить обязательные платежи стало проще.
Налогоплательщику теперь недостаточно требовать доказательств только от инспекции, нужно и самому активно подтверждать свою добросовестность. Возможность выиграть налоговый спор напрямую зависит от квалификации всех его участников, которые зачастую не могут сойтись даже в том, что является необоснованной налоговой выгодой.
1. Недобросовестность плательщика в спорах о необоснованной налоговой выгоде доказывает инспекция
Если инспекция в решении указала, что налоговая выгода от операций получена незаконно, она обязана доказать в суде этот факт (п. 2 Постановления № 53).
2. Рыночность цен по оспариваемым сделкам доказывает плательщик
Согласно п. 3 Постановления № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, если плательщик для целей налогообложения учел операции:
- не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
- не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Причем нельзя отказывать плательщику в возможности получить налоговую выгоду только на том основании, что его контрагенты обладают признаками фирм-однодневок. Это подтвердил ВАС РФ.
По мнению высших арбитров, когда контролеры сомневаются в обоснованности налоговой выгоды, размер налоговых обязательств по налогу на прибыль надо определять с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
То есть принимать в расчет реальный размер предполагаемой выгоды и затрат плательщика исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам. Иначе реальный размер налоговых обязательств искажается (постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.
2012 № 2341/12).
Кроме того, если инспекция установит, что плательщик выбрал контрагента без должной осмотрительности, то именно он должен доказать рыночность цен по оспариваемым сделкам (п. 1 ст. 65 АПК РФ). А контролеры вправе опровергнуть расчет плательщика и доказать, что цены не соответствуют рыночным и соответствующие расходы завышены.
3. Бизнес нельзя дробить для налоговой выгоды
Постановление № 53 позволяет активно противодействовать разделению деятельности для минимизации налоговых обязательств.
4. Нет реальных операций — выгода необоснованна
В пункте 4 Постановления № 53 сказано, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если плательщик получил ее вне связи с реальной предпринимательской или иной экономической деятельностью.
5. Фиктивные подписи — недостаточные доказательства
В пункте 5 Постановления № 53 перечислены условия, при наличии которых операция может быть признана нереальной, а выгода — необоснованной. При этом недостоверность подписей в документах как самостоятельное условие не работает. Разъяснил этот момент ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09).
Постановление — самостоятельный источник права
Александр Медведев, генеральный директор ООО «Аудит БТ», канд. экон. наук, аудитор, консультант по налогам и сборам первой категории
Основополагающие подходы для квалификации налоговой выгоды суды восприняли в качестве судебной доктрины.
То есть Постановление № 53 фактически стало самостоятельным источником права, которое широко применяют как налоговые органы, так и суды.
Например, налогоплательщик заявил, что понятия необоснованной налоговой выгоды в законе нет. Его доводы признали несостоятельными, т. к. указанное понятие раскрыто в Постановлении № 53 (определение ВС РФ от 12.05.2016 № АПЛ16-124).
Вместе с тем в практическом применении судебной доктрины существует и субъективный подход. Он состоит в том, что по одному делу судьи могут принять разные решения, т. к. по-разному оценивают одни и те же фактические обстоятельства (дело № А40-87379/2014):
- суд первой инстанции налогоплательщик выиграл (решение АС г. Москвы от 20.07.2015);
- апелляционная инстанция отменила решение первой (постановление Девятого ААС от 13.10.2015 № 09АП-41203/2015АК);
- кассация поддержала первую инстанцию и отменила постановление апелляции (постановление АС Московского округа от 25.01.2016 № Ф05-19443/2015, к нему приложено особое мнение судьи, не согласного с принятым решением);
- дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, которая отменила постановление АС Московского округа, оставив в силе постановление апелляции (определение ВС РФ от 20.07.2016 № 305-КГ16-4155);
- налогоплательщик подал надзорную жалобу в Президиум ВС РФ.
Чем закончится рассмотрение дела при такой «чересполосице», предсказать трудно.
Если инспекторы выявят налоговую выгоду, то они могут доначислить налоги по правилам, установленным для .
Эта тенденция набирает обороты и крайне опасна для плательщиков, поскольку налоговики могут применить цены покупки и продажи, которые в несколько раз ниже или выше заявленных плательщиком. В результате суды или снимают вычеты по и расходы на покупку, или соглашаются с инспекторами, оставляя в силе существенные доначисления по рыночным ценам при занижении цен.
Например, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 09.02.2016 № А74-6337/2013 отмечено, что стоимость оказанных налогоплательщику услуг не соответствует рыночной стоимости. Она завышена на сумму, которая составляет почти 31 млн руб.
Таких дел в последнее время много (в частности, постановления АС Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 № А46-11285/2014, АС Поволжского округа от 19.05.2016 № Ф06-8512/2016, определения Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 305-КГ15-16606, от 29.03.2016 № 305-КГ16-1821, от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920).
Вопиющий случай отражен в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 № А63-11506/2014. Налогоплательщик реализовал сжиженный газ на одинаковых коммерческих и финансовых условиях как взаимозависимым, так и сторонним компаниям.
Но это не помешало инспекции использовать расчетный метод и довести цену реализации до минимальной (ст. 105.9 НК РФ).
Все группы компаний и холдинговые структуры должны в корне пересмотреть сложившиеся хозяйственные связи и исключить сделки между взаимозависимыми лицами.
Налоговики и суды часто неверно трактуют пункт 10 Постановления № 53. В нем сказано, что плательщик отвечает за нарушения своих контрагентов, только если доказано два обстоятельства:
- плательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности;
- он знал или должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях.
Соединительный союз «и» между этими двумя обстоятельствами инспекторы и судьи повсеместно игнорируют.
Сейчас единственный признак необоснованной налоговой выгоды — отсутствие «должной осмотрительности и осторожности».
Этот оборот стал своеобразным штампом, который суды растиражировали в бесконечном количестве актов (см., в частности, постановления АС Западно-Сибирского округа от 09.02.
2016 № А75-2526/2015, АС Поволжского округа от 20.05.2016 № Ф06-8541/2016, АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2016 № А19-11726/2015).
Три категории налоговых дел
Алексей Нестеренко, партнер компании EY, руководитель практики разрешения налоговых споров
Виктория Власова, старший консультант компании EY
ВАС РФ создал механизм определения налоговых последствий по операциям, совершенным недобросовестными налогоплательщиками. Практика налоговых споров, в которых применяется Постановление № 53, показывает, что большинство дел о необоснованной налоговой выгоде связано с использованием налогоплательщиками схем с фирмами-однодневками.
Первая категория
В делах № А40-105885/2015, А40-87379/2014 суды оценивали:
- отсутствие у контрагента необходимых ресурсов для ведения хозяйственной деятельности;
- непроявление плательщиком должной осмотрительности и осторожности при ;
- реальность хозяйственных операций между сторонами.
Вторая категория
Есть другая категория споров. В них суды устанавливали взаимозависимость и согласованность действий, которые были направлены на получение необоснованной выгоды и не имели экономических причин (дела № А40-71974/2015, А40-97922/2015, А40-63374/2015, А40-107521/2015, А12-24270/2014).
Третья категория
Появляются дела, в которых налоговые органы пытаются оценить обоснованность отдельных хозяйственных операций и их экономический смысл. Такая переоценка приводит к переквалификации сделок, совершенных налогоплательщиками (дела № А40-71974/2015, А40-97922/2015, А40-63374/2015, А40-107521/2015, А12-24270/2014).
В результате возник новый механизм признания налоговой выгоды необоснованной, который не только не урегулирован на законодательном уровне, но и игнорирует иные разъяснения ВАС РФ, а зачастую и разъяснения КС РФ (определение от 04.06.2007 № 320-О-П).
Постановление заполнило пробелы, которые оставил законодатель
Абсолютное большинство налоговых споров последних лет суды рассматривают со ссылкой на положения Постановления № 53. Оно заполнило собой пробелы в регулировании налоговых правоотношений, которые оставил законодатель.
Прежде всего, пробелы в пограничных ситуациях, когда действия плательщика формально вроде бы соответствуют закону, однако в них явно присутствует искусственность, злоупотребление, намерение получить налоговую экономию без права на нее.
Категория злоупотребления правом давно исследована в цивилистике. В налоговом законодательстве такое понятие до сих пор отсутствует. Хотя с учетом содержания тех законопроектов, которые инициированы на сегодняшний день, лучше пусть и дальше разрешается в рамках судебного правотворчества и доктрин.
За несколько лет до Постановления № 53 была принята попытка ограничить формально законные, но экономически необоснованные, по мнению государства, способы налоговой экономии.
Тогда в оборот вошло понятие «недобросовестный налогоплательщик» (определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О). На него распространяются гарантии защиты прав в налоговых правоотношениях.
После того как это оценочное понятие появилось, возникла неопределенность, которая привела к существенному ущемлению прав налогоплательщиков.
Результатом многочисленных обсуждений, анализа и изучения лучших отечественных и зарубежных практик, стало Постановление № 53.
Изложенное предельно лаконично и понятно, оно стало важнейшим ориентиром для участников налоговых споров и правоотношений: судей, налоговых органов, плательщиков.
Документ заложил принципы определения граней допустимого, которые актуальны и 10 лет спустя. Правда, темы и ключевые проблемы налоговых споров за прошедшее время значительно изменились и стали сложнее.
Сегодня многие сетуют, что п. 2 Постановления № 53, который закрепляет распределение бремени доказывания в налоговых спорах, зачастую искажается в пользу налоговых органов.
Плательщику нужно самому активно подтверждать свою добросовестность, приводить доводы и доказательства.
Но это не противоречит буквально смыслу комментируемого пункта: по-прежнему налоговый орган должен показать, из-за чего у него возникли претензии и подтвердить их.
Впервые сформулированные в пп. 5 и 6 критерии признания налоговой выгоды необоснованной и обстоятельства, которые сами по себе такую необоснованность не подтверждают, стали важнейшим ориентиром для судей «на местах».
Правда, порой и Президиум самого ВАС РФ довольно пространно, даже произвольно толковал и применял положения Постановления № 53. Достаточно вспомнить печально знаменитое постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08, после которого страну накрыл вал доначислений исключительно из-за одной только недостоверности подписи в счете-фактуре поставщика.
Два года спустя последовала масштабная корректировка данного подхода. Были приняты постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, от 09.03.2010 № 15574/09, от 25.05.2010 № 15658/09, от 08.06.2010 № 17684/09. В результате практика разрешения споров по делам о недобросовестных контрагентах наконец обрела более понятные и предсказуемые очертания.
Одним из, возможно, наиболее значимых решений высшей судебной инстанции с активным применением Постановления № 53 стало дело Камского завода ЖБИ (постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12).
В нем суду пришлось напомнить о принципах налогообложения и о том, что для признания налоговой выгоды необоснованной сначала в принципе нужно установить ее наличие.
Суд решил, что реально понесенные расходы, пусть и по сделкам с недобросовестными контрагентами или с пороками документального оформления, должны быть учтены в налоговой базе налогоплательщика по рыночным ценам (опять же во избежание злоупотреблений). Этот подход — отсылка к важнейшей части Постановления № 53: в пп.
3 и 4 речь идет о реальности и действительном экономическом смысле хозяйственных операций. Как следствие, даже при переквалификации действий плательщика реальные операции, имеющие экономические последствия для него, должны быть учтены для целей налогового учета.
Примечательно, что примерно год после данного дела суды и налоговые органы не воспринимали сформулированную в нем правовую позицию. Но затем оно стало одним из наиболее часто упоминаемых в налоговых спорах: правовые базы насчитывают свыше 2000 судебных актов со ссылками на него.
Эта история подтверждает, что даже неплохие, понятные идеи из Постановления № 53 порой ошибочно воспринимаются практикой. Оно во многом построено на оценочных категориях, а не на безусловных правилах, поэтому правильность его применения зависит от квалификации участников налогового спора.
А они зачастую не могут сойтись даже в том, что считать необоснованной налоговой выгодой.
Например, в деле ООО «Ставгазоборудование» пришлось убеждать верховных судей: необоснованная налоговая выгода — это не любая экономия плательщика, а только то, что отражено в Постановлении № 53 (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651).
Налоговый орган в этом деле, напротив, с легкой подачи Минфина и ФНС России счел, что даже незначительное отклонение цен в сделках между взаимозависимыми лицами уже является необоснованной налоговой выгодой, хотя как раз об уровне цен в Постановлении № 53 не говорится ничего.
Практика применения Постановления № 53 привела не только к ощутимому оздоровлению, но и к усложнению налоговых правоотношений, связанных с сомнительными методами налоговой оптимизации. Если еще несколько лет назад нередки были ссылки налоговых органов и судей на п.
8 этого документа, в котором сказано о ничтожности мнимых сделок налогоплательщика, то на сегодняшний день таких ссылок стало крайне мало. Очевидно, компании постепенно отказываются от таких схем оптимизации. На первый план выходит принцип, заложенный в пп.
7 и 9 Постановления № 53: наличие в действиях плательщика разумной деловой экономической цели.
Ведь даже при реальности операций, их надлежащем документальном оформлении и налоговой исполнительности участников сделки отсутствие разумного объяснения действиям плательщика помимо налоговой экономии может привести и к доначислениям.
Ярким примером стало, пожалуй, самое громкое налоговое дело прошедшего лета (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920). На этой же концепции построены выводы судов в громких делах последних лет, связанных с трансграничными выплатами крупнейших налогоплательщиков («Орифлэйм Косметикс», «Эквант», «АВТОТОР» и др.).
Подготовлено по материалам журнала
Источник: https://fd.ru/articles/158443-neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-qqq-17-m1
C.В. Разгулин о необоснованной налоговой выгоде | Отчётсдан
C.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
Возможность уменьшения доходов на расходы, применения налоговых вычетов по НДС, иных налоговых преференций зависит от того, насколько налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.
Проверке налогоплательщиком своего контрагента и претензиям, связанным с получением необоснованной налоговой выгоды, посвящено интервью с экспертом.
— Обязан ли налогоплательщик в целях налогообложения проверять своего контрагента при заключении сделки?
Налоговый кодекс не устанавливает процедуру «проявления должной осмотрительности». Представление документов о соответствующей проверке контрагента для получения налоговой выгоды, например вычета по НДС, применения налоговой льготы НК РФ не предусмотрено.
Необходимость в таких документах может возникнуть в том случае, если налоговый орган откажет в получении налоговой выгоды по причине ее необоснованности, и налогоплательщик будет вынужден доказывать обратное.
— Что означает необоснованность налоговой выгоды?
Необоснованность налоговой выгоды означает, прежде всего, то, что деловой цели в хозяйственной операции не было.
Отметим, на практике иногда стирается грань между отсутствием деловой цели в сделке и отсутствием собственно сделки.
В первом случае сделка присутствует, но ее единственная цель — налоговая выгода. Примеры тому: заключение договоров возмездного оказания услуг с индивидуальными предпринимателями вместо ранее существовавших трудовых договоров с этими лицами, продажа по нерыночным ценам активов (уступка прав требования) в пользу взаимозависимого лица.
Во втором случае создается лишь видимость сделки с помощью искусственного документооборота.
Это может быть заявление вычетов по товарам, которые не производились в указанном в первичных документах объеме, или работам (услугам) при отсутствии у исполнителя персонала или производственных активов для их выполнения (оказания).
Факт приобретения товара может быть опровергнут инспекцией, например, при установлении невозможности получения аналогичного товара от иных поставщиков, повторном отнесении организацией спорных расходов на затраты. При отсутствии сделки вопрос о проявлении осмотрительности не имеет значения.
Условием признания понесенных расходов при исчислении налога на прибыль является действительное совершение хозяйственных операций, повлекших затраты налогоплательщика.
Применение налоговых вычетов по НДС связано с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету При этом все соответствующие хозяйственные операции должны быть реальными.
Это — такое же необходимое условие для использования налоговых вычетов (определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399).
— В каком документе определены признаки, которые указывают на необоснованную налоговую выгоду?
Источник: https://otchetsdan.ru/stati/o-dolzhnoj-osmotritelnosti-i-neobosnovannoj-nalogovoj-vygode/
Необоснованная налоговая выгода и судебные доктрины, просто о сложном
Предприниматели могут встать на путь уклонения от уплаты налогов по разным причинам. Первые, по моральным причинам, следуя инстинкту.
Часто ответной реакцией на давление государства является уклонение от уплаты налогов, ведь рентабельность бизнеса нередко не позволяет выплачивать налоги и развиваться, так называемая «налоговая ловушка». Вторые – по политическим причинам, не желая поддерживать власть.
Третьи – по экономическим или в силу привычки умело пользоваться законом, оптимизируя налоги. Указанные причины заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.
Судебные доктрины: понятие и смысл
Предприниматели уклоняются от налогов, используя два способа:
А. Некриминальное уклонение от уплаты налогов — налоговые стратегии или без них, позволяющие избегать или снижать налоги. Действия чаще всего не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.
Б. Криминальное уклонение от уплаты налогов — подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, неоприходование денег, заключение фиктивных договоров.
Мы поговорим о некриминальном уклонении от уплаты налогов без стратегий, т.е. о нескольких способах.
Начнем с налоговых доктрин, обсудим, почему судебные налоговые доктрины, не являясь источниками права, фактически играют их роль.
Статья ставит перед собой цель дать понимание подхода государства в лице налоговой службы к налогообложению доходов, отметить некоторые работающие схемы, знакомые налоговикам и используемые их клиентами.
В судебной практике большинства государств существуют специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов:
- Источники налогового права,
- меры административного воздействия
- специальные судебные доктрины
Источники налогового права в РФ
- Международные соглашения во избежание двойного налогообложения.
- Конституция Российской Федерации;
- Налоговый кодекс и федеральные законы;
- Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
Россия не является страной прецедентного права, поэтому формально судебные акты Высшего арбитражного суда (далее — ВАС), Верховного суда (далее — ВС), Федеральных арбитражных судов регионов (далее — ФАС) не являются самостоятельными источниками права. Но «судебные источники права» — судебные акты ФАС округов, ВАС, ВС и КС — имеют иногда решающее значение в регулировании налоговых отношений и разрешении налоговых споров.
Этому есть объяснения:
Объяснение1. Решения КС обязательны на всей территории РФ для всех правоприменителей;
Объяснение2. Постановления Пленумов ВАС и ВС обязательны для нижестоящих судов, имеют силу обязательного прецедента;
Объяснение3. Постановления Президиумов ВАС и ВС, а так же постановления ФАС округов являются ориентирами при рассмотрении налоговых споров.
Российской практикой выработаны специальные судебные доктрины, применяемые судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов или незаконного обхода налогов.
Судебные доктрины — это типовые подходы и методы разрешения определенных (типовых) судебных споров. При рассмотрении мы использовали материал на сайте ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры». Здесь мы приводим основные четыре используемые налоговые доктрины.
Виды судебных налоговых доктрин
Доктрина1. «Существо над формой» (equity above the form)
Суть: Если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами по сделке, то налоговые последствия определяются в соответствии с реально возникшими между сторонами отношениями (существо сделки).
Как работает: При отсутствии у налогоплательщика или контрагентов реальных условий для ведения соответствующей предпринимательской деятельности, как то нет персонала, производственных мощностей, финансирования, средств транспорта, складов, налоговая выгода от проведения таких операций признается необоснованной. Расходы или сделки с контрагентами признаются ничтожными, доначисляется налог на прибыль, восстанавливается НДС. Другой пример – замена понятий. Организация заключала с гражданами договоры о совместной деятельности, но устанавливала телефоны. Такой подход позволял не уплачивать налоги (НДС, налог на прибыль и др.) с полученных организацией средств, так как эти средства считались вкладом в совместную деятельность. ВАСС пришел к выводу о том, что сделка притворная и к ней следует применять правила о договоре выполнения работ по установке телефонов.
Ссылки на право и прецендент: Нормы ГК РФ (ст. 169, 170), Постановление ФАС СКО от 26.04.02 по делу № Ф08-1304/2002-482А
Доктрина2. «Экономическая целесообразность сделки»
Суть: Если фирма осуществляет деятельность, у нее есть расходы, заключаются договоры и эти действия не направлены на получение прибыли, то и понесенные расходы не могут быть признаны экономически оправданными. Деятельность заведомо лишена экономической целесообразности. Налоговая выгода необоснованна.
Как работает: Признается отсутствие прямой или косвенной связи расходов с доходами, осуществляется исключение сумм из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, восстановление НДС.
Ссылки на право и прецендент:
1.Постановление ФАС СЗО от 13.05.2004 № А26-7795/03-210. Сделав вывод о том, что общество не понесло фактических расходов по оплате товаров, полученных от поставщика, так как имеет место осуществление денежных операций по замкнутому циклу с целью возмещения НДС из бюджета, суд признал правомерным решение ИМНС об отказе в возмещении НДС.
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/neobosnovannaj-nalogovaj-vjgoda
Новая политика ФНС: необоснованная налоговая выгода и последствия в виде штрафов
ФНС не мыслит необоснованной налоговой выгоды без умысла на ее получение. И готовится массированно доказывать свою позицию в судах.
Статья 122 НК РФ предусматривает два варианта штрафных санкций за неуплату или неполную уплату налога (если только речь не идет о взаимозависимых или контролируемых иностранных компаниях). Пункт 1 — штраф в 20 % от суммы неуплаченного налога. Пункт 3 — те же самые деяния, но совершенные умышленно. Штраф — уже 40 %.
Так вот, не так давно руководство ФНС поставило перед своими сотрудниками задачу прикладывать максимум усилий для доказывания умысла на уклонение от уплаты налогов. Так что тщательно изучать контрагентов теперь важно вдвойне, потому что последствия ошибки станут тяжелее.
Рассмотрим подробнее:
19 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с ним в части первой НК появилась новая статья 54.1 — «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Новая статья гласит, что «не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности». Это же положение распространяется и на сборы со страховыми взносами.
В преддверии вступления закона в силу ФНС выпустила посвященное ему письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ (далее — письмо № СА-4-7/16152@).
И в нем говорится, что «при доказывании фактов неисполнения обязанности по уплате налогов или необоснованного получения права на их возмещение необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды». То есть ФНС четко ассоциирует применение статьи 54.1 с умышленным уклонением от налогов (и штрафом в 40 % от суммы налога).
Кстати, согласно той же статье 54.1 НК, уменьшить налог можно только в том случае, если «обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону».
То есть теперь налоговики будут с особой тщательностью проверять, исполнил ли сделку именно тот субъект, который заключил договор.
И налогоплательщикам теперь, видимо, придется с удвоенной силой следить за тем, чтобы фактические исполнители состояли в штате контрагента, а используемые ими средства труда числились на его балансе.
В письме ФНС № СА-4-7/16152@ указывается, что налоговый орган «не определяет расчетным путем объема прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции».
То есть в случае формального установления налоговым органом несоответствия хотя бы одному из двух обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 54.
1 НК РФ и приведенных выше, в праве на учет расходов, а также вычет по НДС будет отказано в полном объеме.
Рекомендации СК и ФНС
Абсолютно в этом же русле написано и более раннее письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@, получившее известность под названием «Совместные рекомендации ФНС и Следственного комитета по выявлению умысла на неуплату налогов».
Задача ставится та же — подвести проверяемые ЮЛ или ИП под применение пункта 3 статьи 122 НК РФ (умысел).
Инспекторам рекомендуется «более продуманно подходить к оформлению актов налоговой проверки и решений о привлечении к налоговой ответственности, акцентируя внимание на том, что правонарушение «совершено в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика».
Более того, им прямо предлагается ориентироваться на «стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса» — для того, чтобы акты налоговой проверки впоследствии обретали «уголовно-правовую перспективу» (то есть направлялись в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).
Статистика показывает, что прежняя методология редко позволяла налоговикам доказывать умысел.
Лишь каждое пятидесятое из судебных дел по статье 122 НК РФ содержало в себе упоминание пункта 3 — да и то суды довольно часто признавали решение налогового органа в этой части недействительным.
В рекомендациях констатируется, что причиной этого были ошибки в работе самих налоговых инспекторов, не прилагавших усилий к доказыванию умысла.
По мнению ФНС России и СК России, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- согласованность действий группы лиц, нацеленная на минимизацию налоговых обязательств и обналичивание денежных средств, доказанная фиктивность конкретных хозяйственных операций компании;
- доказанные факты подконтрольности фирмы-однодневки;
- имитация налогоплательщиком хозяйственных связей с фирмами-однодневками;
- сложный и запутанный, продолжающийся во времени, повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной деятельности или по неосторожности;
- прямые улики противоправной деятельности: наличие «черной бухгалтерии», обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и др.
Ступенчатая методика
Выявлению взаимозависимости налогоплательщиков ФНС уделяет особое внимание. Группа взаимозависимых лиц — это уже раздел V.
1 НК РФ, и в этом случае налоговые последствия по сделкам рассчитываются исходя из рыночных, а не фактических сумм доходов и прибыли.
То есть налоговики принудительно корректируют показатели, представленные в налоговой отчетности, приводя их к среднерыночным и доначисляя налоги.
Внутренние рекомендации ФНС содержат советы обращать пристальное внимание на физических лиц — владельцев и директоров компаний, выясняя, в каких еще организациях те числятся совладельцами (в любой доле) или директорами. Должны быть учтены сведения об учредителях, исполнительном органе, совете директоров за все время существования компании, начиная с момента регистрации.
Схему группы рекомендуется строить в графическом виде. То есть, по сути дела, речь идет о чем-то вроде инструмента «Связи» в Контур.Фокусе.
Конечно, у ФНС возможностей получения информации больше, поэтому ее графическая схема группы будет сопровождаться еще и указанием на источники получения дохода рассматриваемых физлиц, их имущество, состав семей (включая сведения о доходах и расходах членов семьи).
После того как связи группы установлены, налоговикам предписано выявить внутри нее схемы движения денежных потоков, и здесь, естественно, для анализа подключают банки.
На днях как раз заработал механизм обмена данными о ненадежных клиентах: коммерческие банки отслеживают сомнительные операции, указанные в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР, передают их в Росфинмониторинг, тот — в ЦБ, а ЦБ, в свою очередь, уже рассылает их по всей банковской системе.
Кроме банков, к анализу предписано подключать информацию из других ИФНС (в зависимости от места регистрации участников группы), а также некую не названную конкретно информацию из внешних источников.
В ходе финансового анализа предписано особое внимание уделять операциям с заемными средствами внутри группы — на предмет доказывания их возможной экономической неоправданности и, соответственно, отказа в признании расходов.
На финансовый анализ накладывается сопоставление кодов ОКВЭД всех участников группы, сопоставление их бухгалтерской и налоговой отчетности. Таким способом налоговики пытаются выявить технологические особенности бизнеса.
Перед ними поставлена четкая задача — распознать и пресечь минимизацию налоговых обязательств, когда функциональные части бизнеса передаются отдельным лицам группы, каждое из которых применяет специальный режим налогообложения.
Выводы
Контроль за схемами с использованием фирм-однодневок и дроблением бизнеса вполне проработан ФНС уже сегодня, и доводы налоговиков уже не раз находили понимание в судах.
То есть переключиться на массовое доказывание умысла (с соответствующими повышенными санкциями) им не составит труда.
Дело техники, что называется: немного отредактировать акты налоговых проверок и решения о привлечении к налоговой ответственности.
И сегодня особенно важно предугадать повышенный интерес налоговиков к своему контрагенту. А для этого нужно активно пользоваться хотя бы тем ограниченным набором инструментов для анализа, который на данный момент доступен каждому. Как, например, Контур.Фокус, доступный обычным пользователям.
Источник: https://kontur-rk.ru/eto-interesno/110-novaya-politika-fns-neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-i-posledstviya-v-vide-shtrafov