Ндс исключат из доходов «упрощенщиков» — все о налогах

НК-2014: кому из упрощенщиков платить экологический налог

*На правах рекламы

Продолжаем комментировать изменения в НК, вступившие в силу с 1 января 2014 года. На этот раз мы расскажем, у каких организаций, применяющих УСН, в 2014 году возникает обязанность уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в НК, касающиеся уплаты экологического налога за захоронение отходов производства плательщиками, применяющими УСН, внесенные Законом от 31.12.

2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Так, согласно подпункту 3.

17 статьи 286 «Общие условия применения упрощенной системы» НК для организаций и ИП, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах их захоронения в случае приобретения ими права собственности на отходы на основании сделки об их отчуждении или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся именно в отношении отходов, приобретенных указанными способами.

Кому налог платить

Чтобы разобраться, при каких условиях организация, применяющая УСН, признается плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, надо вспомнить:

а) правила возникновения налогового обязательства по экологическому налогу за захоронение отходов производства;

б) правила приобретения права собственности на отходы производства.

Экологический налог за захоронение отходов производства возникает у их собственника при захоронении его собственных отходов (статьи 205 «Объекты налогообложения экологическим налогом» НК, 206 «Налоговая база экологического налога» НК). Основанием для захоронения отходов, а значит, и уплаты экологического налога является договор оказания услуг захоронения отходов между собственником отходов производства и владельцем объекта захоронения отходов (полигона).

Возьмите на заметку!

Плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства является собственник отходов производства, а владелец объекта захоронения отходов является налоговым агентом (исчисляет сумму налога, выставляет для уплаты собственнику, собирает сумму налога, перечисляет ее в бюджет, подает декларацию, информирует налоговые органы о неплательщиках налога).

А теперь о приобретении права собственности на отходы производства. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон) право собственности на отходы приобретает:

а) производитель отходов — с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

б) юрлицо, ИП — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

По первому основанию организация становится собственником отходов в результате их производства. Производитель является собственником произведенных им отходов по умолчанию. При этом производителем отходов признается лицо, экономическая деятельность которого приводит к образованию отходов (статья 1 Закона).

Второе основание, по которому организация становится собственником отходов, связано не с образованием отходов, а с совершением действий, направленных на приобретение прав собственности на отходы. При этом Закон указывает на две группы действий:

— сделки об отчуждении отходов;

— совершение иных действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

По гражданскому законодательству лица вправе совершать любые сделки при условии соблюдения требований законодательства (статья 2 «Основные начала гражданского законодательства» ГК).

Пунктом 3 статьи 3 Закона установлено, что отчуждение опасных отходов другому юрлицу, ИП, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования.

Поэтому при соблюдении законодательства стороны могут заключить сделку о передаче отходов в собственность с целью их захоронения.

Чаще всего такие сделки заключаются при арендных отношениях, например между арендатором и организацией, оказывающей услуги по передаче отходов на захоронение (это может быть арендодатель, основной пользователь здания, обслуживающая здание организация и т.д.).

Любая организация, имеющая разрешение на хранении и захоронение отходов производства, вправе заключить сделку и принимать отходы (на которые у нее получено разрешение) от заинтересованных организаций для дальнейшей передачи отходов на захоронение, то есть выступать в роли посредника.

https://www.youtube.com/watch?v=8x6cFk6fv8A

По смыслу Закона «другие действия» должны привести к приобретению отходов в собственность на любом ином законном основании, кроме сделок об отчуждении отходов.

Причем приобретать отходы в собственность иным способом, чем, заключив сделку об их отчуждении, невыгодно. Особенно отходы, подлежащие вывозу на захоронение.

Ведь захоронение отходов всегда затратно, а если отходы приобретены в собственность не по сделке об их отчуждении, некому возмещать расходы нового собственника отходов.

На практике приобретение отходов в собственность «другими действиями» встречается крайне редко.

Чаще всего организации приобретают в собственность отходы, выявленные на своих землях (в своих зданиях, сооружениях), только в случаях, когда от этих отходов отказался их собственник (статья 227 «Движимые вещи, от которых собственник отказался» ГК). О приобретении отходов в собственность в таких ситуациях будет свидетельствовать фактическая передача их на захоронение.

Выделение новой организации вместе с имуществом, в составе которого есть отходы, тоже может рассматриваться как приобретение отходов в собственность «другими действиями».

Ситуации из практики – в продолжении материала в журнале «Упрощенная система налогообложения» (№4/2014).

Более подробную информацию о журнале «Упрощенная система налогообложения» можно получить по телефону: (+375 17) 209-69-96.

Оформить подписку на журнал «Упрощенная система налогообложения» можно здесь.

Источник: https://www.gb.by/aktual/nalogooblozhenie/nk-2014-komu-iz-uproshchenshchikov-plati

Ндс при усн

Компании на упрощенной системе налогообложения освобождены от уплаты ряда налогов. Наиболее привлекательным является освобождение от уплаты НДС. Однако сегодня нельзя говорить о полном отстранении «упрощенца» от этого налога.

Бывают ситуации, в которых и «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС, должны перечислять НДС в бюджет, а также представлять декларацию по НДС или Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом компания на УСН не является плательщиком НДС, а это значит, что права на налоговый вычет по «входному» НДС не имеет.

«Упрощенец» — налоговый агент по НДС

Компании на УСН освобождены от обязанностей плательщика НДС, однако у них могут возникать обязанности налоговых агентов по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). «Упрощенцы» выступают в качестве налоговых агентов в следующих случаях:

  • когда арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
  • когда приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
  • когда в качестве посредника с участием в расчетах реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
  • когда покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
  • когда продают конфискованное или реализуемое по решению суда имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству;
  • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

Рассмотрим подробнее первые две ситуации.

Арендуется госимущество

Когда «упрощенцы» арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога в этом случае зависит от условий договора.

Если в договоре аренды НДС не выделен, тогда сумма налога рассчитывается по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18 %

При этом органу власти арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре аренды, а НДС арендатор уплачивает «за свой счет».

Если в договоре сумма НДС выделена, тогда налог рассчитывается по расчетной ставке по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18/118

Сумма арендной платы, установленная в договоре, перечисляется арендодателю за минусом НДС. В такой ситуации налог действительно уплачивается из средств арендодателя.

«Упрощенец»-арендатор должен составить счет-фактуру в одном экземпляре и оставить его у себя. Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, «упрощенец» вправе учесть НДС в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Рассмотрим пример.

Организация ООО «Х» является плательщиком УСН. Осуществляет розничную торговлю. Под магазин арендует у комитета по управлению имуществом помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).

Арендная плата перечисляется не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, НДС с арендной платы составляет 18 000 руб. Организация ООО «Х» выступает в роли налогового агента, а значит, должна исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы арендной платы в бюджет.

При этом арендодателю будет перечислено 100 000 руб.

Приобретаются товары или услуги у иностранцев

Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ. Налоговая база по таким операциям определяется налоговым агентом.

Рассмотрим пример.

В I квартале 2015 года польская компания «Y» оказала организации ООО «Ромашка» юридические услуги. Стоимость услуг с учетом налогов, подлежащих удержанию в соответствии с законодательством РФ, — 236 000 руб. Иностранная компания не имеет на территории РФ представительства.

Акт сдачи-приемки оказанных услуг подписан в I квартале 2015 года. Все расчеты произведены в рублях. Таким образом, организация ООО «Ромашка» является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы оплаты услуг в бюджет: 36 000 руб. (236 000 × 18/118).

Обязанность заплатить НДС

Несмотря на то что «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, в ряде случаев у них возникает обязанность заплатить налог в бюджет. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Ввозятся товары

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, согласно ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения.

В этом случае и компании на УСН должны заплатить НДС (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Здесь есть особенность по срокам уплаты НДС.

Так, согласно общим правилам, сроки уплаты НДС при ввозе товаров зависят от таможенной процедуры, под которую помещаются товары (ст. 82 ТК ТС):

  • При выпуске товаров для внутреннего потребления налог уплачивается до их выпуска (п. 3 ст. 211 ТК ТС).
  • Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), НДС уплачивается до выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза (п. 3 ст. 283 ТК ТС) и др.

Кроме того, таможенное законодательство предусматривает в ряде случаев специальные сроки уплаты НДС.

В общем случае сумма НДС, которую необходимо уплатить в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определяется по формулам:

НДС = Налоговая база × Ставка

Налоговая база = Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз

Ставка НДС применяется в зависимости от вида товаров: 10 или 18 %. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в российских рублях и округляется до второго знака после запятой.

При ввозе товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, сумма НДС, подлежащая уплате, определяется по формуле:

НДС = (Цена сделки + Акциз) × 18 % (или 10 %)

В этой ситуации налог уплачивается в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары приняты к учету.

Выставляется счет-фактура с выделенным НДС

Когда «упрощенцы» выставляют счет-фактуру, в том числе по авансовому платежу, с выделенным в нем НДС, они должны перечислить НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Также в данном случае у компании на УСН возникает дополнительная обязанность — представить декларацию по НДС.

Читайте также:  Быстро вернуться на усн после «слета» с нее не получится - все о налогах

Отчитываться по этому налогу нужно в электронном виде по ТКС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, если «упрощенцы»-посредники выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица, они обязаны вести Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, а также лица, осуществляющие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении этих договоров в составе доходов по УСН, должны вести Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, если «упрощенцы» реализуют или приобретают товары, работы или услуги от своего имени, они не должны уплатить НДС. В этой ситуации возникает обязанность выставлять (перевыставлять) счета-фактуры, выделяя в них сумму НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Осуществляются операции по договорам товариществ

Компании на УСН должны заплатить НДС в бюджет, если осуществляются операции по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (ст. 174.1, ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, в этой ситуации «упрощенцы» должны подать в налоговый орган декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

Обязанность составлять счета-фактуры

Помимо обязанности уплатить НДС в бюджет, у «упрощенцев», которые осуществляют операции по договорам товариществ (см. ст. 174.1 НК РФ), может возникнуть обязанность составить счет-фактуру. Приведем примеры таких ситуаций.

Компания как комиссионер (агент, действующий от своего имени) получает аванс или отгружает товары (работы, услуги) комитента (принципала) — плательщика НДС. Либо компания как посредник, участвующий в расчетах, отгружает товары (работы, услуги) иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, или получает за них аванс.

Счет-фактура в этих ситуациях выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю.

Кроме того, счет-фактура в обязательном порядке составляется, если «упрощенец» как комиссионер (агент, действующий от своего имени) перечислил аванс или получил товары (работы, услуги), приобретенные для комитента (принципала) у продавца — плательщика НДС. И в этом случае счет-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых передается комитенту (принципалу).

Кодексом предусмотрены и другие ситуации, вынуждающие плательщиков УСН знать свои обязанности по НДС.

Можно ли избежать двойного налогообложения?

В некоторых случаях при уплате НДС в бюджет у компаний на УСН возникает двойное налогообложение, когда суммы НДС включаются в доходы от реализации и одновременно облагаются единым «упрощенным» налогом.

Например, когда в договоре аренды госимущества не выделен НДС и арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре, а НДС арендатор на УСН уплачивает «за свой счет».

Или когда плательщик УСН выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, сумму которого он перечисляет в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Однако с 2016 года плательщики УСН и ЕСХН, выставляющие счета-фактуры, не должны будут учитывать НДС в доходах. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 06.04.15 № 84-ФЗ.

Данный закон исключает из состава выручки при УСН и ЕСХН суммы НДС, полученные при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога.

Также в законе прямо прописано, что суммы НДС, которые уплачены в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям, не включаются в расходы при исчислении ЕСХН и УСН. Подробнее об этом читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2318

Изменения в учете НДС для организаций на УСН с 2016 года

С 2016 года будут внесены изменения в уплату и учет НДС для организаций на УСН

Буквально на днях в Налоговый кодекс были внесены очередные существенные изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость. Планируется, что,согласно Федеральному закону от 06.04.

15 № 84-ФЗ, со следующего года все налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выставляющие счета-фактуры, не будут учитывать НДС в составе доходов.

То же правило с 2016 года будет актуально и для плательщиков единого сельскохозяйственного налога.

В чем суть изменений?

Оперативно принятый закон освобождает всех плательщиков, находящихся на УСН и ЕСХН, от обязательного учета суммы налога на добавленную стоимость в структуре собственных доходов.

Речь идет о суммах НДС, полученных от покупателей и потребителей, которым были выставлены счета-фактуры с заранее выделенной суммой налога.

Но это далеко не единственное изменение, которое подразумевает новый закон. Так, например, компаниям, имеющим представительства, планируется разрешить применять упрощенную систему налогообложения.

Действующий порядок

На данный момент и до конца уже наступившего финансового года (изменения-то планируются только в 2016 году), налогоплательщики, применяющие УСН, при выставлении счета-фактуры с выделенным НДС, в принципе, могут руководствоваться Постановлением Президиума ВАС от 1 сентября 2009 г.

N 17472/08, чтобы не уплачивать в казну соответствующую сумму налога. Согласно этому решению, основывающемуся на пункте 3 статьи 346.

11 Налогового кодекса, предприниматели на УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением сумм, подлежащих уплате при ввозе товаров в Россию через таможню и сумм, уплачиваемых в соответствии со статьей 174.1 НК.

Опираясь на пункт 2 статьи 346.

15 и статьи 41 НК закон определяет доход, как экономическую выгоду, учитываемую в том случае, если ее можно оценить и определить в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК. Учитывая это, можно сделать вывод, что налоговые суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве НДС по УСН, налогооблагаемым доходом не являются.

В то же время, необходимость уплаты регламентируется пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса и касается также налогоплательщиков, уплачивающих ЕСХН.

Как будет?

  1. С нового года все плательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения или применяющие единый сельхозналог, обязаны будут учитывать все доходы, руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса. В этих двух пунктах сказано, что при определении доходов суммы налогов, предъявляемые налогоплательщиками своим покупателям, из них исключаются.
  2. Получается, что нивелируя сегодняшнее «двойное налогообложение», закон исключает из состава выручки для таких налогоплательщиков суммы налога на добавленную стоимость, получаемые при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога.
  3. Кроме того, в том же документе прописано, что суммы НДС, уже уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям, не включаются в расходы при исчислении «упрощенки» и сельхозналога.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/225-nds-s-2016-goda-uproshchenshchikov-jdut-izmeneniya-v-otnoshenii-ucheta-nds

Нововведения, которые ожидают «упрощенщиков», «вмененщиков» и плательщиков единого сельхозналога — Статьи | Профит

Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

Изменилось одно из условий, дающих право на применение упрощенной системы налогообложения. В настоящее время перейти на УСН можно в случае, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. рублей.

С будущего года ограничение по НМА снимается, а величина лимита остается прежней. Это значит, что стать «упрощенщиком» сможет компания или предприниматель, у которого остаточная стоимость ОС не более 100 млн. рублей.

Остаточная стоимость нематериальных активов значения не имеет.

https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

Данное новшество начнет действовать в 2013 году. Но фактически его нужно применять уже в конце 2012 года при подаче уведомления о переходе на УСН с 2013 года. Такой вывод следует из того, что в тексте уведомления не придется указывать стоимость НМА (подробнее об уведомлении см. ниже).

Введены новые правила перехода на упрощенную систему налогообложения. Впервые применить их должны организации и предприниматели, которые будут переходить на УСН с 2013 года.

Документ, который необходимо представить в инспекцию для перехода на УСН, будет называться не «заявление», а «уведомление». Подать его необходимо не позднее 31 декабря предшествующего года. Таким образом, чтобы перейти на «упрощенку» с 2013 года, нужно сдать уведомление не позднее 31 декабря 2012 года.

В тексте уведомления необходимо указать объект: «доходы» либо «доходы минус расходы». Выбранный объект можно впоследствии изменить, но сделать это надо не позднее 31 декабря предшествующего года.

Получается, что правом на смену объекта смогут воспользоваться только компании и ИП, представившие уведомление до 31 декабря.

У тех, кто подал уведомление в последний день срока, времени на смену объекта уже не останется.

Также в уведомлении надо указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября текущего года. Так, при переходе на УСН с начала 2013 года в уведомлении следует указать доходы и остаточную стоимость ОС по состоянию на 1 октября 2012 года.

Предельная величина доходов, позволяющая перейти на «упрощенку» останется прежней и составит 45 млн. рублей. Как и раньше, предельную величину доходов нужно умножить на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Но определение коэффициента-дефлятора несколько изменится.

В действующей редакции говорится, что нужно учитывать коэффициенты за все предыдущие годы, а в новой редакции четко обозначено, что следует перемножить только  два значения – коэффициент-дефлятор на предыдущий год и коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в предыдущем году.

Причем в комментируемом законе установлено, что в 2013 году значение коэффициента-дефлятора равно единице. Это означает, что для перехода на УСН с начала 2013 года необходимо, чтобы дохоходы по итогам девяти месяцев 2012 года не превысили 45 млн. рублей (45 млн. руб. х 1).

Налогоплательщики, которые своевременно не подали уведомление о переходе на УСН, не вправе применять данный спецрежим. Эта норма начнет действовать с января 2013 года и будет распространяться, в том числе, на тех, кто не представил уведомление о переходе на «упрощенку» в конце 2012 года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в 2012 году действуют по-прежнему, то есть представляют заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет.

Начиная с 2013 года вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) сможет применять УСН, если подаст уведомление не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

Лимит доходов, превышение которого означает потерю права на УСН, остался прежним и составляет 60 млн. рублей по итогам отчетного (налогового) периода. Но рассчитывать его нужно с учетом новшества.

Оно относится к тем, кто одновременно применяет «упрощенку» и патентную систему налогообложения (этот спецрежим вводится комментируемым законом и начинает действовать с 2013 года; подробно о нем будет рассказано в следующем материале).

Такие налогоплательщики в 2013 году и далее при расчете лимита станут учитывать суммарные доходы от УСН и от патентной системы.

Также величину лимита доходов нужно умножить на коэффициент-дефлятор, рассчитанный по новым правилам, а именно как произведение коэффициента-дефлятора на предыдущий год, умноженное на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в предыдущем году. Согласно комментируемому закону коэффициент-дефлятор на 2013 год равен единице. Это значит, что в 2013 году право на «упрощенку» потеряют налогоплательщики, чьи доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысят 60 млн. рублей (60 млн. руб. х 1).

Организации и предприниматели, превысившие лимит доходов и потерявшие право на УСН, обязаны будут не позднее 25-го числа следующего месяца подать декларацию по упрощенной системе. Данное нововведение вступает в силу в 2013 году.

Появилось еще одно новое правило: если налогоплательщик перестал заниматься деятельностью, в отношении которой он применял «упрощенку», то не позднее 15 дней он должен уведомить об этом ИФНС. А не позднее 25-го числа следующего месяца – представить декларацию по упрощенной системе.

Предусмотрена поправка, которая касается имущества, требований и обязательств в валюте, а также остатка средств на валютных банковских счетах. С начала 2013 года плательщики единого «упрощенного» налога не станут делать переоценку в связи с изменением официального курса валюты. Соответственно, не будут учитывать в доходах и расходах отрицательные и положительные курсовые разницы.

Читайте также:  Нужен ли журнал счетов-фактур комиссионеру – «упрощенцу», импортирующему товары для комитента? - все о налогах

Еще одно дополнение распространяется на доходы, полученные в натуральной форме. Их, как и прежде, нужно учитывать по рыночным ценам. Но теперь уточняется, что определять рыночные цены нужно с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса.

Отметим изменение, предназначенное для «упрощенщиков» с объектом «доходы». Сейчас такие налогоплательщики вправе уменьшать облагаемую базу на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды и на сумму больничных.

Начиная с 2013 года, к этому списку добавятся взносы по договорам добровольного страхования, заключенным работодателем в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности.

По условиям такого договора, страховая компания (вместо работодателя) должна выплатить работнику пособие за первые три дня болезни.

Взносы на такое страхование уменьшают базу при наличии двух условий: страховщик имеет соответствующую лицензию, и величина пособия не превышает сумму, определяемую в соответствие с законодательством РФ.

Появилось уточнение и в отношении пособий, выплаченных работодателями за счет собственных средств. Со следующего года будет четко установлено, что уменьшить базу по УСН можно только на сумму пособия за первые три дня болезни, и только в части, не покрытой выплатами по добровольному страхованию.

С января 2013 года упрощенная система на основе патента отменяется.

До конца 2012 года патенты на УСН продолжают действовать. Но начиная с 25 июня 2012 года (дата официального опубликования комментируемого закона), патенты выдаются на срок до 31 декабря 2012 года или на более короткий срок. Патенты, выданные до 25 июня, с будущего года прекратят свое действие, а их стоимость будет пересчитана.

Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

Пожалуй, самое «революционное» новшество заключается в том, что с 2013 года переход на «вмененку» станет добровольным. В связи с этим несколько изменится определение плательщиков ЕНВД.

Сейчас таковыми считаются организации или предприниматели, осуществляющие деятельность, которая подпадает под «вмененку», в местностях, где введен данный спецрежим.

Теперь к этой формулировке добавлена фраза: «…и перешедшие на уплату единого налога…».

Есть уточнения по «вмененным» видам деятельности. Так, ЕНВД может применяться в отношении деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах. С будущего года будет уточнено, что речь идет о размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств.

Кроме того, расширено понятие услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств. С начала 2013 года к таким услугам в числе прочего будет относиться проведение техосмотра.

В понятие розничной торговли добавили ограничение. С будущего года продажа невостребованных вещей в ломбардах пополнит перечень видов торговли, не относящихся к рознице.

Перейти на «вмененку» смогут не любые компании и предприниматели, а лишь те, кто соответствует определенным условиям. Они остались прежними, но есть два исключения.

Во-первых, упразднено правило, что уплата ЕНВД невозможна для тех, кто по этим же видам деятельности применяет «упрощенку» на основе патента. Причина в том, что с 2013 года упрощенная система на основе патента прекращает свое существование.

Во-вторых, лимит по численности персонала будет определяться несколько иначе. Если сейчас нужно считать среднесписочную численность, в будущем нужно будет определять среднюю численность. Однако предельное количество работников не изменилось и по-прежнему составляет 100 человек за предшествующий календарный год.

Кроме того, законодатели более четко сформулировали, в каком случае превышение лимита по численности приведет к утрате права на ЕНВД. В действующей редакции главы 26.

3 НК РФ не уточняется, за какой период следует проверить соблюдение лимита.

Комментируемый закон внес ясность: если по итогам квартала предельно допустимая численность превышена, с первого числа следующего квартала право на «вмененку» теряется.

Процедура постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД практически не изменится.

Единственное отличие в том, что сейчас у компаний и ИП нет выбора, а начиная с 2013 года, они смогут вставать на учет как плательщик ЕНВД исключительно по своему желанию.

Перейти на «вмененку» можно будет в любой момент. При этом датой постановки на учет будет дата начала применения спецрежима, указанная в соответствующем заявлении.

Те, кто начал применять систему в виде ЕНВД, должны оставаться на данном спецрежиме по 31 декабря текущего года включительно. Право на добровольную смену этой системы налогообложения появится только в январе следующего года. Но не исключен и принудительный уход с «вмененки». Он состоится в случае, когда условия, дающие право на этот спецрежим, в течение года будут нарушены.

Какова бы ни была причина, снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД необходимо оформить в инспекции. Для этого в пятидневный срок нужно подать заявление. Указанная в нем дата будет считаться днем снятия «вмененщика» с учета. Если заявление подано несвоевременно, датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором оно представлено.

Увеличена базовая доходность для такого вида деятельности как сдача в аренду участков земли площадью не более 10 кв. метров для размещения на них объектов торговли и общепита. С 2013 года базовая доходность по этой деятельности составит 10 000 руб. (сейчас – 5000 руб.)

Также поменялась формула для расчета вмененного дохода за квартал, который отработан частично. По действующим правилам вмененный доход вычисляется исходя из полностью отработанных месяцев, со следующего года – исходя из полностью отработанных дней.

Есть изменения относительно сумм, на которые можно уменьшить единый «вмененный» налог. Эти изменение аналогичным тем, что предусмотрены для «упрощенщиков» с объектом «доходы».

Начиная с 2013 года, базу для расчета ЕНВД можно будет уменьшать не только на страховые взносы во внебюджетные фонды и на пособия по больничным листам, но и на взносы по договорам добровольного страхования, заключенным работодателем в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности. По условиям такого договора, страховая компания (вместо работодателя) должна выплатить работнику пособие за первые три дня болезни.

Взносы на такое страхование уменьшат базу при наличии двух условий: страховщик имеет соответствующую лицензию, и величина пособия не превышает сумму, определяемую в соответствие с действующим законодательством.

Появились уточнения и в отношении пособий, выплаченных работодателями за счет собственных средств. Со следующего года будет четко установлено, что уменьшить ЕНВД можно на сумму пособия за первые три дня болезни, и только в части, не покрытой выплатами по добровольному страхованию.

Специальный налоговый режим в виде ЕНВД будет существовать до 31 декабря 2017 года включительно. Начиная с января 2018 года положения главы 26.3 Налогового кодекса применяться не будут. Это предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ. Таким образом, добровольное применение «вмененки» продлится ровно пять лет: с 2013 года по 2017 год.

Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ)

Введены новые правила перехода на уплату единого сельхозналога. Документ, который необходимо представить в инспекцию для такого перехода, будет называться не «заявление», а «уведомление». Подать его необходимо не позднее 31 декабря предшествующего года.

Для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных ИП срок подачи уведомления о переходе на уплату ЕСХН – не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Налогоплательщики, которые своевременно не представят уведомление, не смогут применять данный спецрежим.

Эти поправки вступают в силу с 1 января 2013 года, в связи с чем возникает вопрос: какими правилами – старыми или новыми – должны руководствоваться те, кто хочет платить ЕСХН с 2013 года? Формально – старыми, ведь оформлять переход нужно в конце 2012 года, а в это время будет действовать нынешняя редакция главы 26.1 НК РФ.

Однако, не исключено, что налоговики уже в этом году потребуют уведомлений и разрешат продлить срок их подачи до 31 декабря. Остается лишь ждать, когда появятся официальные разъяснения по данному вопросу.

Если доля от реализации сельхозпродукции по итогам текущего налогового периода составила менее 70 процентов, компания или ИП со следующего года теряет право платить ЕСХН. Однако действующая редакция главы 26.

1 НК РФ не позволяет сделать однозначный вывод о том, распространяется ли это правило на налогоплательщиков, которые сразу после госрегистрации перешли на уплату ЕСХН, но до конца года не получили доходов от сельхоздеятельности.

С одной стороны, они нарушили 70-ти процентное ограничение. С другой стороны, это ограничение предусмотрено для ситуации, когда доходы от сельскохозяйственной деятельности получены, но их величина недостаточна. А у вновь зарегистрированных организаций и предпринимателей такие доходы полностью отсутствуют.

Ранее подобную дилемму нередко приходилось решать в суде. С начала 2013 года поводы для споров пропадут, так как в главе 26.1 НК РФ будет четко обозначено, что такая ситуация не влечет потерю права на ЕСХН.

Появилось и еще одно новое правило: если налогоплательщик перестал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то не позднее 15 дней он должен уведомить об этом инспекцию. А не позднее 25-го числа следующего месяца – представить декларацию по ЕСХН.

Предусмотрена поправка, которая касается имущества, требований и обязательств в валюте, а также остатка средств на валютных банковских счетах. С начала 2013 года плательщики ЕСХН не будут делать переоценку в связи с изменением официального курса валюты, а значит, не будут учитывать в доходах и расходах отрицательные и положительные курсовые разницы.

Внесены изменения и в список расходов. Теперь к затратам можно будет отнести издержки на опубликование не только бухгалтерской, но и финансовой отчетности. А вот сам единый сельхозналог к расходам принять нельзя – об этом прямо говорится в новой редакции.

Наконец, появился четкий алгоритм, каким образом учесть аванс, возвращенный покупателем или клиентом. Такую сумму следует отнести на уменьшение доходов того периода, в котором получены деньги.

Источник: https://AuditSamara.web-box.ru/blog/novovvedenija-kotorye-ozhidajut-uproschenschikov-vmenenschikov

УСН: четыре вида затрат, которые требуют особого внимания

23.05.2016

1. Суммы сомнительной или безнадежной «дебиторки»

На балансе многих организаций числится дебиторская задолженность, которую можно отнести к разряду сомнительной или даже безнадежной. Напомним, что определение сомнительных и безнадежных долгов приведено в статье 266 НК РФ.

Читайте также:  Новое правило нк рф: плата в систему «платон» учитывается в расходах - все о налогах

Так, сомнительной считается «дебиторка», возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), если она не погашена в срок и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежным является долг с истекшим сроком исковой давности.

Кроме того, к категории безнадежных относится задолженность, обязательство по которой прекращено из-за невозможности исполнения, на основании акта госоргана, либо по причине ликвидации компании-должника.

Налогоплательщики на основной системе вправе включить безнадежную «дебиторку» во внереализационные расходы на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Кроме того, компании, применяющие метод начисления, могут создавать резервы по сомнительным долгам. Об этом говорится в статье 266 Налогового кодекса.

Что же касается организаций и предпринимателей на УСН, то они находятся в гораздо менее выгодном положении. У тех, кто выбрал объект «доходы минус расходы», нет возможности уменьшить облагаемую базу на сумму сомнительной или безнадежной «дебиторки».

Дело в том, что в закрытом перечне затрат, разрешенных при упрощенной системе (он приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ) соответствующий вид расходов не упомянут. По этой причине Минфин России категорически против подобных расходов. Свою позицию он изложил в письме от 20.02.16 № 03-11-06/2/9909 (см.

««Упрощенщики» не могут учесть в составе расходов суммы сомнительной дебиторской задолженности»).

Арбитражная практика по данному вопросу сложилась не в пользу налогоплательщиков. Судьи не только отказывают «упрощенщикам» в праве создать резерв по сомнительным долгам, но и запрещают учитывать такую задолженность после перехода на общую систему.

Объясняют это тем, что долги дебиторов, возникшие в период применения УСН, нельзя учесть при налогообложении прибыли (постановление АС Уральского округа от 01.03.13 № Ф09-1185/16).

Таким образом, у компаний и ИП на упрощенной системе нет иного выхода, кроме как отказаться от расходов в виде сомнительной или безнадежной «дебиторки».

2. Стоимость маркетинговых исследований

Организации и предприниматели на упрощенной системе, заказавшие и оплатившие услуги маркетинга, оказываются в сложной ситуации. Инспекторы, как правило, занимают непримиримую позицию. Они утверждают, что поскольку в закрытом перечне затрат, которые можно учесть при УСН, маркетинговые услуги отсутствуют, включить их в расходы невозможно.

Точно такого же взгляда придерживаются и судьи. Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.10.15 № А27-2606/2015 говорится: «…в перечень расходов, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, такой вид расходов как маркетинговые услуги не входит, следовательно, включение его в расходы при расчете налога по УСН неправомерно».

Тем не менее, у «упрощенщиков» есть шанс учесть в затратах стоимость маркетинговых исследований. Для этого в договоре их нужно назвать несколько иначе, а именно «исследованиями конъюнктуры рынка».

Специалисты Минфина России признают, что оплату таких услуг можно считать материальными расходами и списывать на затраты на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (письмо от 29.01.

15 № 03-11-06/2/3237).

3. Неустойка за нарушение договорных обязательств

Затраты в виде штрафа, который «упрощенщик» заплатил контрагенту за несоблюдение условий договора, традиционно находятся под запретом у чиновников.

В своих разъяснениях они ссылаются на закрытый список расходов, разрешенных при УСН, и отмечают, что неустойки в этом списке нет. В очередной раз такую точку зрения Минфин России озвучил в письме от 07.04.16 № 03-11-06/2/19835 (см.

«Сумма неустойки за нарушение договорных обязательств не уменьшает базу по единому «упрощенному» налогу»).

Суды встали на сторону проверяющих. Подтверждением служит, в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 07.05.10 № А65-27157/2008.

В нем подчеркивается, что при УСН уменьшение доходов на величину штрафных санкций за нарушение договорных обязательств не предусмотрено.

Учитывая отрицательный для налогоплательщиков характер арбитражной практики, «упрощенщикам» лучше предотвратить конфликты и не включать неустойку в расходы.

4. Плата за изготовление банковских карт

Нередко налоговики и бухгалтеры не сходятся во мнении относительно того, допустимо ли списать в расходы при УСН те или иные услуги банка. Инспекторы при проверках исключают из затрат стоимость некоторых услуг, например, плату за изготовление пластиковых карт.

Налогоплательщики с этим не соглашаются и ссылаются на подпункт 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. В нем говорится, что в числе разрешенных затрат находится суммы, которые связаны с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

С точки зрения «упрощенщиков» данная норма распространяется на все без исключения суммы, уплаченные банку.

Но на практике сотрудники ИФНС разрешают признать в расходах только те услуги, которые упомянуты в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Там сказано, что к банковским операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Стоимость любых операций, не попавших в список, инспекторы из расходов исключают. Несколько лет назад Минфин России дал соответствующие разъяснения относительно затрат в виде комиссии банка за изготовление пластиковых карт.

Поскольку в Законе № 395-1 о данной комиссии ничего не сказано, списать ее в издержки нельзя (письмо от 14.07.09 № 03-11-06/2/124).

Этот комментарий не утратил актуальности, и налоговики повсеместно руководствуются им в своей работе.

От себя добавим, что в жизни зачастую происходит обратное: инспекторы исключают из расходов «упрощенщика» услуги банка, даже если они упомянуты в Законе № 395-1. В качестве примера можно привести плату за внесение наличных средств на расчетный счет.

Иногда работники ИФНС заявляют, будто такой вид издержек недопустим при УСН. На самом деле прием наличных относится к кассовым операциям и является неотъемлемой частью кассового обслуживания.

Следовательно, стоимость такой услуги должна уменьшать облагаемые доходы, и у налогоплательщиков есть все шансы доказать это в суде.

«Бухгалтерия Онлайн»

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-378462-usn_chetyire_vida_zatrat_kotoryie_trebuyut_osobogo_vnimaniya

Торговля и общепит могут лишиться «упрощенки» из-за налога на имущество :: Свое дело :: РБК

Фото: РИА Новости

Российские малые компании в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг могут лишиться права использовать упрощенную и вмененную систему налогообложения.

Лишить их права использовать спецрежимы предлагает Минэкономразвития – с тем, чтобы остальные малые компании освободить от налога на имущество, стоимость которого определяется по кадастру.

Об инициативе РБК сообщили в самом министерстве, пояснив, что это один из способов скорректировать решение об отмене льгот по налогу на имущество для малого бизнеса.

Окончательное решение пока не принято, подчеркивает представитель министерства.

«Указанные виды деятельности, как правило, носят высокомаржинальный характер и осуществляются на территории объектов (например, крупные торговые центры), налоговая база по которым, исходя из положений Налогового кодекса, определяется как их кадастровая стоимость», – пояснил чиновник.

В случае реализации данного предложения, рассчитывают в Минэкономразвития, предприятия с другими видами деятельности, использующие «упрощенку» или «вмененку», не будут уплачивать налог на имущество.

Депутатский закон, распространяющий с 2015 года налог на имущество (исчисленный по кадастровой стоимости) на использующих «упрощенку» и «вмененку» бизнесменов был принят в конце марта. В «Опоре России» тогда заявили, что новые поправки «ставят крест» на упрощенной системе, источник в Минэкономразвития заявлял РБК, что министерство обеспокоено.

Новая инициатива министерства, призванная смягчить принятый закон, беспокоит бизнес еще больше. «Лишать возможностей применять упрощенку торговлю, общепит – это поставить крест на несетевой рознице. Исключение «общепита» и бытового обслуживания — на всех туристических услугах, прачечных можно поставить жирный крест.

Мы с этим не согласимся», – прокомментировал РБК это предложение член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Он отметил, что обложение «упрощенщиков» налогом на имущество – серьезный удар, но освобождение от НДС и налога на прибыль остается.

Если же лишить бизнесменов самих спецрежимов, нагрузка вырастет так, что продолжить работу будет нельзя.

«Если это не сезонная шутка и не проверка крепости нервов, то реализация такой идеи вобьет последний и на этот раз окончательный гвоздь в гроб с названием «малый и средний бизнес России», – сказал РБК президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов. Он напомнил, что малый бизнес остается последним драйвером роста некоторых конкурентных секторов экономики – благодаря предсказуемому климату. Перспективы их роста также будут похоронены.

С тезисом Минэкономразвития о высокой маржинальности он не согласился. «Средняя текущая рентабельность предприятий бытовой сферы – не более 10-15%.

Включение в издержки сразу трех налогов: НДС, на прибыль и на имущество (от которых освобождает режим УСН) в действующих и будущих ставках – с большим запасом перекрывает этот показатель маржинальности», – заявил он.

После такого рентабельность гарантированно уйдет в глухой минус, считает бизнесмен.

Другие предприниматели, с которыми поговорил РБК, с этим согласны. «У нас и так во втором-третьем квартале рентабельность отрицательная», – говорит владелец магазина автозапчастей на юге Москвы, использующий «упрощенку».

По его оценке, средневзвешенная рентабельность по торговле в малом бизнесе – около 20%. Исчезновение упрощенки означает исчезновение небольших магазинов из шаговой доступности, считает он.

В условиях сегодняшнего сжатия спроса рентабельность падает еще больше, жалуется предприниматель.

«Бытовые услуги умрут сразу. Нигде нельзя будет изготовить ключи, что-то отремотировать. Либо все это уйдет в тень», — продолжил он. Введение НДС после отмены «упрощенки» прибавит проблем и с отчетностью.

«Увеличится количество бумаг, нужно будет нанимать более квалифицированных бухгалтеров, и большее количество.

Ни о какой высокомаржинальности речи нет, если все делать честно: проводить по кассе, платить отпускные, показывать реальные зарплаты и оформлять работников», — говорит он.

«Если Минэкономразвития исключит общепит из видов деятельности, дающих право использовать упрощенную и вмененную систему налогообложения, однозначно пострадают начинающие кафе и рестораны – из-за увеличивающихся издержек они просто не смогут работать, – опасается владелица нескольких грузинских ресторанов в Москве.

– Сейчас российский ресторанный бизнес и так достаточно монополизирован: из-за мер Минэкономразвития рынок лишь еще больше консолидируется.

Естественно, небольшие ресторанчики будут взвинчивать цены, чтобы «отбить» налоги – и окажутся в одной нише с более дорогими заведениями – и, не выдержав конкуренции с большими игроками, будут уходить с рынка».

Негативный эффект от реализации такой инициативы Минэкономразвития ощутят на себе около половины из 5,5 млн «белых» российских малых предпринимателей. По данным Росстата за 2013 год, 39,1% малого бизнеса в нашей стране занимается торговлей, еще 2% — работают в сфере общественного питания.

При этом те, кто занимается другими видами деятельности, дополнительных преференций не получат. Действующий закон обязывает «малышей» платить налог на имущество только со следующего года, возвращение льготы позволит только не ухудшить их положение.

Оставшиеся крупные сегменты в сфере малого бизнеса — это строительство (11,7%), транспорт и связь (6,6%), обрабатывающие производства (9,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги (20,3%).

Представитель Минэкономразвития России на уточняющий вопрос РБК отметил, что министерство «только обозначило возможные направления корректировки принятого решения в части отмены льгот по налогу на имущество в рамках специальных налоговых режимов». Окончательное решение о выборе направления корректировки пока не принято, заверил он.

Упрощенную систему налогообложения имеют право применять компании с числом сотрудников менее 100 человек, чей годовой доход составляет менее 60 млн руб. и остаточная стоимость основных средств которых не превышает 100 млн руб.

Перешедшие на УСН компании не платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество, в отношении них действует специальный режим: налогом облагаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

На уплату единого налога на вмененный доход могут перейти компании, занимающиеся определенными видами деятельности и которые не относятся к категории «крупнейших».

Источник: https://www.rbc.ru/own_business/20/06/2014/542308fccbb20f2aaa4c1c2f

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]