Отказывают в вычете НДС? | Гордон и Партнеры
С 3 квартала 2017г. для оценки допустимости действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов по НДС и расходов по прибыли ФНС России будет руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ.
Теперь в кодексе появилось описание конкретных действий налогоплательщиков, которые считаются злоупотреблением правами при налогообложении, и условия, которые должны быть соблюдены для правомерного применения расходов и налоговых вычетов.
Налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.
Еще до вступления в действие ст.54.1 НК РФ налогоплательщики начали получать по ТКС «письма счастья» из налоговых с требованиями предоставить пояснения (зависит от региона) и внести исправления в учет вне камеральных или выездных проверок. Требования мотивируются только некими сведениями ФНС о совкершении операций с сомнительными контрагентами.
По указанию ФНС РФ новые правила проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС применяются начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ.
То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017, будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 Пленума ВАС РФ 2006г. о получении не обоснованной налоговой выгоды налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.
Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но из текста вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.
Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:
1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.
2) Теперь для отказа в вычетах не могут служить основанием: подписание первичных учетных документов поставщика неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).
3) Налоговые претензии обоснованные только перечисленными доводами ФНС считает формальными и необоснованными.
Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.
То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, накладных и т.д.
акт налоговой проверки не будет мотивирован одним этим фактом, а к нему в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.
Суть новых правил налоговых проверок в 2017
Кратко, суть новой статьи 54.1 НК РФ — 1) Запрет на уменьшение налога в результате искажений в учете; 2) Вычеты и расходы могут быть применены только при осуществлении реальной хозяйственной деятельности, по сделкам не направленным на уклонение от уплаты налогов. Соответственно, с 20 августа 2017 налоговики используют критерии ст. 54.1 НК в следующем порядке.
Проверка искажений в учете
Правила п.1 ст.54.1 НК РФ
Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.
Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий — в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.
При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.
1)»дробление бизнеса» в качестве схемы перехода на специальные режимы налогообложения.
2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Хотя в письме ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения. Перечень очевидно открытый, то есть может быть дополнен и иными признаками, а сами признаки носят оценочный характер. Открывается широкое поле для усмотрения налогового инспектора при проверке.
Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.
1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.
Налоговики будут доказать наличие совокупности обстоятельств:
1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);
2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;
3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;
4)Потери бюджета.
Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ
Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой до 19 августа 2017.
Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и именно к доказыванию этого обстоятельства проверяющие подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются простоым перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.
Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:
ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:
1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — уменьшение налогов за счет незаконного искажения учета, например, посредством использования документов от однодневок.
2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшить сумму налога к уплате.
Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.
Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Далее выявленные цепочки «взаимосвязанных» лиц проверяются в обычном порядке — запрос информации и документов, допросы участников хозяйственных операций, осмотры мест деятельности и т.д.
С августа 2017, после введения ст.54.1 НК, налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда «доказывать» два обстоятельства:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:
1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);
2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).
Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.
ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»
ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели сделок.
Через взаимодействие с сомнительными контрагентами — выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.
Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.
Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).
По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.
При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.
Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:
1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;
2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.
Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:
1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;
3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
4) инвентаризация имущества;
5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
6) истребование документов (информации);
7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.
Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:
1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;
2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;
3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;
4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.
Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.
Источник: https://gordon-adv.ru/articles/otkazyvayut-v-vychete-nds/
Отказ от применения льгот по НДС позволит не распределять налоговые вычеты
Справочно: налоговыми льготами признают предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами РБ преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 43 НК).
Налоговые льготы устанавливают в виде (п. 2 ст. 43 НК):
– освобождения от налога, сбора (пошлины);
– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
– пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
– возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
– в ином виде, установленном Президентом.
Таким образом, льготой по НДС признают освобождение от НДС и пониженную ставку НДС (0 %; 0,5 %; 9,09 %; 10 %).
В налоговой декларации (расчете) по НДС есть приложение 1 «Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на добавленную стоимость».
При применении плательщиком ставки НДС в размере 10 % заполнять приложение 1 не следует (п.
16 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).
Отказ от освобождения от НДС можно применить в отношении отдельных операций
Порядок отказа от льгот, установленных п. 1 ст. 94 НК (обороты по реализации на территории Республики Беларусь, освобожденные от НДС), приведен в п. 3 ст. 94 НК.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации товаров (работ, услуг), прав наобъекты промышленной собственности, предусмотренные п. 1 ст.
94 НК, вправе отказаться от освобождения от налогообложения таких оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган.
Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых плательщиком оборотов по реализации, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 1 ст. 94 НК.
Не допустим отказ от освобождения от налогообложения на срок менее 1 календарного года.
То есть в представляемом в налоговый орган заявлении можно указать один или несколько подпунктов п. 1 ст. 94 НК. Например, в соответствии с заявлением плательщик отказывается от льготы, предусмотренной подп. 1.15 п. 1 ст. 94 НК.
НК не предусматривает отказ от освобождения в какой-либо части операций, предусмотренных одним подпунктом п. 1 ст. 94 НК.
То есть нельзя подать заявление в налоговый орган и указать, например, что организация отказывается от применения освобождения в части работ по строительству и ремонту жилого фонда для заказчиков-организаций, но в части заказчиков – физических лиц льгота будет применена.
Однако применять такой порядок организация вправе на основании другого положения НК.
Плательщики имеют право применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК (20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Значит, если организация хочет работы по строительству и ремонту жилого фонда для заказчиков-организаций облагать НДС, а для заказчиков – физических лиц применять освобождение от НДС, то ей необходимо просто исчислять НДС по работам, выполняемым для заказчиков-организаций.
В таком случае стоимость работ, выполненных для организаций, нужно отразить по стр. 2 налоговой декларации (расчета) по НДС (далее – налоговая декларация), а стоимость работ, выполненных для физических лиц, – по стр. 9.
Исчисление НДС по оборотам за пределами республики позволит не распределять «входной» НДС
Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права за пределами республики, то объект налогообложения при исчислении НДС отсутствует.
Если у организации возникает операция, непризнаваемая объектом обложения НДС, эту операцию не следует отражать в налоговой декларации. Такие операции не влияют на распределение налоговых вычетов по НДС.
Важно! Если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права за пределами Республики Беларусь, то оборот по такой операции нужно отразить в налоговой декларации (расчете) по НДС. Кроме того, он участвует в распределении налоговых вычетов по НДС.
Для отражения в налоговой декларации оборотов по реализации за пределами Республики Беларусь предусмотрена стр. 9а. Включение в распределение налоговых вычетов оборотов по реализации за пределами республики определено положениями ст. 106 НК.
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, включают в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п. 2 ст. 106 НК). Приведенная норма распространяется на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь.
В случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС (за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов), в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, нужно производить нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК). Это положение также применяют в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь.
Для того чтобы из-за наличия оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за пределами республики не происходило распределение налоговых вычетов на затраты, к такому обороту можно применить ставку НДС в размере 20 %.
Плательщики имеют право применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК (т.е. 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Отказ от пониженных ставок НДС можно применять выборочно, а не ко всем операциям
Возможность отказа от применения ставок 0 % и 10 % предусмотрена в п. 10 ст. 102 НК. Так, плательщики, имеющие право на применение ставок НДС, указанных в подп. 1.1 (0 %) и 1.2 (10 %) п. 1 ст. 102 НК и п. 5-1 ст. 327 НК (10 %), могут применять ставку НДС, определенную в подп.
1.3 п. 1 ст. 102 НК (20 %). Плательщики имеют право применить ставку НДС, предусмотренную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК, по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Таким образом, в данном случае имеет место выборочный отказ. Иными словами, по одним операциям можно применять эти ставки, а по другим – ставку 20 %. Возможность выбора ничем не ограничена и в учетной политике не отражается.
Порядок отказа от остальных льгот по НДС
По всем остальным льготам порядок отказа регулируют положения п. 5 ст. 43 НК. Так, плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК.
Налоговым периодом по НДС признают календарный год (п. 1 ст. 108 НК).
Также льготы по НДС не применяют, если плательщик предъявил покупателю сумму НДС.
Так, суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (п. 8 ст. 105 НК).
То есть, если продавец предъявил к оплате покупателю сумму НДС, то эта сумма должна быть исчислена продавцом и уплачена в бюджет (за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов).
В Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82)) предусмотрено, что для отражения излишне предъявленной к оплате покупателю суммы НДС в налоговой декларации (расчете) по НДС предназначена стр. 11 (подп. 10.7 п. 10 Инструкции № 82).
Пример 1
При реализации произведенной на территории Республики Беларусь продукции животноводства продавец предъявил покупателю сумму НДС по ставке 20 %. В товаросопроводительных документах стоимость продукции без НДС составила 4 000 тыс. руб., сумма НДС – 800 тыс. руб.
В налоговой декларации в гр. 2 стр. 4 следует указать стоимость продукции с НДС по ставке 0 % – 4 400 тыс. руб. (4 000 + (4 000 × 10 / 100)), а в гр. 4 стр. 4 сумму НДС – 400 тыс. руб. Излишне предъявленную сумму НДС в размере 400 тыс. руб. (800 тыс. руб. – 400 тыс. руб.) отражают в гр. 4 стр. 11 налоговой декларации (расчета) по НДС.
В некоторых случаях излишне предъявленную к оплате покупателю сумму НДС не отражают в стр. 11 налоговой декларации.
Так, при выделении сумм НДС по операциям по реализации объектов, освобождаемых от НДС, облагаемых НДС по ставке 0 %, отражение этих операций и выделенных сумм налога по ним производят по соответствующей строке разд.
I исходя из ставки НДС, указанной в документах покупателям – плательщикам налога в Республике Беларусь (подп. 10.7 п. 10 Инструкции № 82).
Пример 2
Организация приобрела товар, произведенный предприятием с численностью инвалидов больше 50 %. Реализация данного товара освобождается от НДС.
Основанием для применения освобождения от НДС покупателем при дальнейшей реализации этого товара служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно подп. 1.16 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ» (подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК).
Поскольку организация все остальные обороты по реализации облагает НДС, то для исключения необходимости распределять налоговые вычеты на затраты, а также на стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов она предъявила к оплате покупателю сумму НДС исходя из ставки 20 %. Стоимость товара без НДС составляет 6 000 тыс. руб., НДС – 1 200 тыс. руб.
Стоимость товара с НДС в сумме 7 200 тыс. руб. будет отражена в гр. 2 стр. 2 налоговой декларации, а сумма НДС в размере 1 200 тыс. руб. – в гр. 4 стр. 2.
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/smolnik-o-otkaz-ot-primeneniya-lgot-po-n_0000000
Налоговая льгота по НДС: конец ли спорам?
Автор: Рабинович А.М., к.и.н., главный методолог группы компаний Энерджи консалтинг, HLB Russian Group
Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.
Действие второе – промежуточные итоги
Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст.
56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст.
149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п.
3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст.
146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.
2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой по НДС. И это важный аспект.
Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд.
7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст. 149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.
Тут уместно напомнить, что в разд. 7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.
А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст. 56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст. 149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом. Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.
И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.
Действие третье – завуалированное несогласие.
Источник: https://www.audar-press.ru/lgota-po-nds
Возможен ли ретроспективный отказ от льготы по НДС?
06.07.2016
Специалисты ФНС в Письме от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@ указали, что факт неотражения налогоплательщиком льготы (например, в виде освобождения от уплаты НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ) при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее в этом периоде.
Реализовать право на не использованную ранее льготу можно, скажем, путем подачи уточненной налоговой декларации.
А допустимо ли отказаться от освобождения от уплаты НДС, что называется, «задним числом»? Вправе ли налогоплательщик включить в состав вычетов суммы налога (ранее учтенные в базе по налогу на прибыль), скорректировав налоговые обязательства?
Вначале приведем несколько важных (на наш взгляд) тезисов, сформулированных ФНС в упомянутом письме, в котором (к слову) разбирался вопрос о порядке действий налоговиков, выявивших в ходе выездной налоговой проверки факт завышения доходов по налогу на прибыль и суммы НДС. Вот что по этому поводу (а также по поводу порядка применения расчетного метода при установлении размера налоговых обязательств налогоплательщика) пояснило ведомство.
- Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды[1] является основанием для ее получения, если налоговым органомне доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
- В тех случаях, когда налоговым органом доказано получение необоснованной налоговой выгоды (например, в виде неправомерно заявленных расходов или вычетов по НДС) и не опровергнуто реального факта приобретения товаров (работ, услуг), действительные обязательствапо налогу на прибыль подлежат определению на основании данных о самом налогоплательщике и (или) об аналогичных налогоплательщиках в порядке ст. 31 НК РФ. В свою очередь, отказ в вычетах по НДС возможен, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
- В случае установления налоговым органом фактов необоснованного завышения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов по НДС соответствующие суммы налога на прибыль и НДС, уплаченные с реализации, корректировке не подлежат.
- Президиум ВАС в Постановлении от 25.06.2013 № 1001/13 по делу № А40-29743/12‑140‑143 указал на обязанность налогового органапри установлении фактов неправомерного неисчисления налога ввиду неверного применения норм налогового законодательства учитывать права налогоплательщика, которые тот не мог применить в отсутствие соответствующего правового регулирования. По мнению ФНС, аналогичная по своей сути позиция изложена Пленумом ВАС в п. 5 Постановления от 30.07.2013 № 57 (о реализации права на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, посредством в том числе подачи уточненной налоговой декларации).
Итак, ФНС в Письме № ЕД-4-2/23367@ призывает территориальные налоговые органы при выявлении фактов неправомерного неисчисления налога (а также при определении размера налоговых обязательств расчетным путем) учитывать установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков, которые тот по объективным причинам не мог реализовать.
Право на освобождение от ндс и отказ от него
Операции, перечень которых приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС. В их числе реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями (УК), ТСЖ и т. п., а также реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) УК, ТСЖ и т. п. (пп. 29 и 30).
Добавим: Налоговый кодекс не требует от налогоплательщика уведомления контролеров о применении освобождения от обложения НДС в отношении операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ.
В то же время налогоплательщик, осуществляющий операции из указанного перечня, в соответствии с п. 5 названной статьи вправе отказаться от льготы или приостановить ее использование на один либо несколько налоговых периодов.
Для этого в налоговую инспекцию по месту учета следует представить заявление в свободной форме (поскольку специальная форма не предусмотрена) в срок не позднее 1‑го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Но это еще не все. В норме приведены существенные условия такого отказа. Перечислим их:
- отказ (приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ;
- недопустимо, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг);
- невозможен отказ от освобождения на срок менее одного года.
Если заявление не представлено или подано с просрочкой, налогоплательщику придется применять льготу. Отказаться от нее он сможет только со следующего квартала при условии, что заявление подано в срок.
Словом, порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. На это обстоятельство указывают и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 12.11.2015 № 03‑07‑14/65155, ФНС России от 17.07.
2015 № СА-4-7/12693@), и арбитры (см. Определение ВС РФ от 29.09.2014 № 305‑КГ14–1990 по делу № А40-139691/2013).
Отказ от льготы означает, что налогоплательщик, реализуя товары, работы или услуги, должен осуществлять исчисление НДС в общеустановленном порядке.
Причем у него возникает право на вычет «входного» налога и значительно облегчается налоговый учет операций, поскольку отпадает необходимость ведения (в силу п. 4 ст.
149 НК РФ) раздельного учета «входного» НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.
На практике налогоплательщики нередко игнорируют требования п. 5 ст. 149 НК РФ и подают заявление об отказе от льготы «задним числом», то есть с нарушением указанного срока. К каким последствиям это приводит, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.
Ситуации из практики
Представим кратко спорную ситуацию, которая была рассмотрена в Постановлении АС МО от 23.07.2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14.
Согласно первичным декларациям за 2010 – 2012 годы компания применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Впоследствии в 2013 году она представила уточненные декларации, отразив в них суммы НДС к возмещению.
При этом заявление об отказе от освобождения льготируемых операций от налогообложения компания направила в инспекцию не до, а после подачи уточненных деклараций (это существенный момент).
Причем организация скорректировала обязательства по налогу на прибыль за спорные периоды (ранее при расчете данного налога она учла суммы «входного» НДС в составе затрат) лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Рассмотрев представленные в дело доказательства, арбитры констатировали: отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором он планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщиками. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления.
В итоге вердикт судей был таков.
Вывод арбитров
Ретроспективный отказ от льготного налогообложения в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик определял свои налоговые обязательства перед бюджетом, исчисляя НДС с учетом права на освобождение от уплаты названного налога, а уплаченные поставщикам суммы НДС отражал в базе по налогу на прибыль, невозможен.
В Постановлении АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 (к нему вернемся чуть позже) спор возник в схожей ситуации.
Правда, последовательность действий УК в данном случае была иной: она сначала подала заявление об отказе от льготы и только потом – уточненные налоговые декларации с суммой налога к возмещению.
Однако обозначенное обстоятельство не помогло организации, поскольку арбитры признали правомерным отказ налоговой инспекции в возмещении НДС.
К каким еще выводам приходили судьи при рассмотрении обозначенных споров?
Установленный п. 5 ст. 149 нк рф срок не является пресекательным, если льгота не использовалась
Вновь обратимся к делу № А40-144426/14, а точнее к судебному акту апелляционной инстанции – Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015. Арбитры отметили: в п. 5 ст.
149 НК РФ не содержится указания на такое правовое последствие (санкцию), как лишение права налогоплательщика на вычет (возмещение) НДС при его пропуске. Предусмотренный данной нормой срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС.
Статьи 170 – 172 НК РФ не содержат такого ограничения права на вычет, как пропуск указанного срока.
Поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия несоблюдения срока на подачу заявления, не указывает на утрату права на отказ от льготы и права на применение вычетов по НДС, несвоевременное представление налогоплательщиком подобного заявления само по себе не может являться основанием для признания незаконным применения общей системы налогообложения. Ведь порядок отказа от освобождения от налогообложения носит уведомительный характер и предусматривает безусловный отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения.
Отметим: изложенная позиция не является откровением.
Действительно, некоторые арбитры (с подачи налогоплательщиков) высказывают мнение об уведомительном характере порядка отказа от льготного налогообложения при рассмотрении налоговых споров, возникающих относительно применения положений п. 5 ст. 149 НК РФ[2]. Примером тому является Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2014 по делу № А40-123621/14[3].
Однако к успеху (для налогоплательщиков) данная позиция, как правило, приводит в тех ситуациях, когда налогоплательщик, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, фактически ею не пользовался.
В деле № А40-144426/14 все было ровно наоборот. В связи с этим окружные арбитры указали на несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору.
Добросовестный плательщик спустя три года от льготы не отказывается
В качестве обоснования данного тезиса считаем нужным привести выводы из мотивировочной части Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу № А55-6412/2014 (об этом деле мы говорили выше).
При возникновении споров о том, произошел ли отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказ от ее использования в этом периоде.
Фактическое отражение в декларации сумм налога без учета освобождения операций от налогообложения может иметь правовое значение, если оно имело место в сроки, предусмотренные налоговым законодательством для представления соответствующей декларации.
В этом случае нужно было бы опираться на то, что хотя налогоплательщик и не выполнил формальное требование закона о подаче заявления об отказе от льготы, он своевременно совершил конклюдентные действия, свидетельствующие о таком отказе.
Между тем в рассматриваемой ситуации подача уточненной декларации через три года не подтверждает факта отказа налогоплательщика от льготы в установленный законом срок.
Окружные арбитры поддержали позицию апелляции.
В Постановлении № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 они отметили: поскольку фактически льгота применялась обществом в спорном периоде при исчислении налога и отказ от освобождения операций от налогообложения не подтвержден заявлением, поданным в срок, установленный п. 5 ст. 149 НК РФ, основания полагать, что налогоплательщик отказался от имеющейся у него льготы, отсутствуют.
* * *
Подведем итоги. В ситуации, когда действия налогоплательщика прямо свидетельствуют о применении им льготного порядка налогообложения, отказ от льготы «задним числом» (то есть ретроспективно) при установлении обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком обозначенного права, едва ли будет признан правомерным.
Исходя из судебной практики к обстоятельствам, указывающим на злоупотребление компанией права, относятся, в частности:
- подача уточненной декларации через несколько лет после первичной (поздний отказ от использования освобождения от налогообложения может привести к невозможности осуществления мероприятий налогового контроля из‑за законодательного ограничения их сроков);
- «входной» НДС одновременно отнесен к вычетам (впоследствии заявлен к возмещению) и учтен в затратах (уменьшает налогооблагаемую прибыль).
[1] Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
[2] В обоснование данной точки зрения арбитры, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.
2014 № 33 (здесь сформирована правовая позиция о том, что нарушение срока на совершение действия не влечет для налогоплательщика негативных последствий, если иное прямо не установлено законом), Определение ВАС РФ от 16.06.
2008 № 7541/08 по делу № А60-15325/07 и другие решения кассационных инстанций с аналогичными выводами.
[3] В мотивировочной части данного судебного акта этот вопрос исследован очень подробно. Справедливость сделанных в нем выводов подтверждена в Определении ВС РФ от 31.08.2015 № 305‑КГ15-9693.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-379981-vozmojen_li_retrospektivnyiy_otkaz_ot_lgotyi_po_nds
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС в 2017 году — статья
Налоговый вычет по НДС уменьшает налоговые обязательства организации по налогу. Поэтому налоговики при проведении проверок уделяют этому вопросу особое внимание. Как правильно принять НДС к вычету, какие условия необходимо выполнить, что делать, если ваш контрагент -«упрощенец» — комментирует Горбова Н.С.
Налогоплательщику, который хочет воспользоваться правом принять НДС к вычету, важно:
- применить вычет по тем операциям, которые оговорены в НК РФ,
- выдержать сроки применения вычета,
- иметь правильно оформленные документы (в частности, основным документом является счет-фактура).
Налоговые вычеты по НДС
Все о требованиях законодательства по предоставлению вычета «входящего» НДС, про счета-фактуры, как основной документ для реализации налогоплательщиком прав на вычет и многое другое.
Посмотреть
Именно на эти параметры в первую очередь обращают внимание налоговики. Рассмотрим их.
Какие суммы НДС можно принять к вычету
Вычетам подлежат суммы НДС:
- предъявленные поставщиками при приобретении товаров, работ, услуг на территории РФ;
- уплаченные продавцом с полученных от покупателей сумм частичной оплаты предстоящих платежей;
- уплаченные в бюджет налогоплательщиком в качестве налогового агента;
- уплаченные при ввозе товаров в Россию для внутреннего потребления;
- уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления
Условия принятия сумм НДС к вычету
Но, несмотря на то что право у плательщика на вычет НДС есть, им можно воспользоваться не всегда, а только при одновременном выполнении условий, перечисленных в статье 171 НК РФ:
- Организация (ИП) являются налогоплательщиками НДС
- Товары, работы, услуги, имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС
- Товары, работы, услуги, оприходованы (приняты к учету), за исключением суммы НДС, уплаченной в счет предстоящих поставок
- Счет-фактура, а также первичные документы оформлены надлежащим образом
- Не истекли 3 года после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав или товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Из этого правила есть исключения, т.е. вычет возможен на основе первичных документов. Например, согласно п. 1 ст.
172 НК РФ можно предъявить к вычету суммы НДС, если отсутствует счет-фактура, с осуществленных расходов на командировки (расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), если они включаются в состав расходов при определении базы по налогу на прибыль организаций; по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Продавец составляет счет-фактуру в следующие сроки:
- «Авансовый» счет-фактуру- не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
- «Отгрузочный счет-фактуру» — не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В этой связи важным становится определение даты отгрузки:
- по недвижимому имуществу дата отгрузки — это дата передачи покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимости;
- по движимому имуществу — дата первого по времени составления первичного документа на имя покупателя или перевозчика;
- выполнения работ — дата подписания заказчиком акта о выполнении работ;
- оказания длящихся услуг (охраны, аренды, тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, связи, и т.п.) — это последний день месяца или квартала;
- оказания иных услуг — дата подписания акта об оказании услуг.
В случае, если счет-фактура составлен неправильно, налоговая вправе отказать налогоплательщику в вычете. Основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС при проведении налоговой проверки являются невозможность идентифицировать:
- продавца, покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав — это ошибки в наименовании, адресе, ИНН продавца или покупателя
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав. Например, в графе 1 указано «Бумага мелованная», а отгружена «Бумага офсетная».
- стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав. Здесь следует иметь ввиду следующие возможные ошибки: неверно указана валюта, в которой оплачиваются товары, работы, услуги, в т.ч. ее код и наименование; количество товаров, работ, услуг; цена товаров, работ, услуг. В Письме Минфина РФ от 19.04.2017 № 03-07-09/23491 отмечено: «Счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товары, работы, услуги и сумма НДС, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС».
- налоговую ставку. Например, указана ставка 10%, а НДС исчислен по ставке 18%, либо по товарам, облагаемым по ставке 0%, указана ставка 18%.
- сумму налога, предъявленную покупателю. Такое возможно, например, если показатель графы 8: или отсутствует, хотя в графе 7 указана ставка 10 или 18%, или не получается при перемножении показателей граф 5 и 7.
Применение вычетов ограничено по времени. Налогоплательщик вправе заявлять вычет НДС в следующих периодах:
- вычеты налогового агента — в периоде уплаты налога,
- с авансов, перечисленных поставщику, — на дату перечисления денег,
- с полученных авансов — на дату отгрузки товаров, в счет которых зачтен аванс,
- с авансов, возвращенных покупателю, — в течение года с момента возврата денег покупателю при условии, что договор изменен или расторгнут,
- с приобретенных товаров (включая импортные), работ, услуг, основных средств — вычет НДС в пределах трех лет после принятия товара к учету,
- косвенный НДС — вычет НДС в периоде, в котором компания заплатила НДС при ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза,
- вычеты налогового агента — в периоде уплаты налога,
- с авансов, перечисленных поставщику, — на дату перечисления денег (п. 9 ст. 172 НК РФ)
- с полученных авансов — на дату отгрузки товаров, в счет которых зачтен аванс,
- с авансов, возвращенных покупателю, — в течение года с момента возврата денег покупателю при условии, что договор изменен или расторгнут,
- с приобретенных товаров (включая импортные), работ, услуг, основных средств — вычет НДС в пределах трех лет после принятия товара к учету.
Источник: https://school.kontur.ru/publications/351
Вычет НДС у продавца
Вычет НДС у продавца
Автор: Светлана
Дата: 2018-02-15
Переход на главную
Налоговые вычеты – это те суммы, на которые можно уменьшить НДС, начисленный к уплате в бюджет.
Чаще всего, это те суммы налога, которые компания заплатила своим поставщикам, когда перечисляла деньги за купленные товары, работы или услуги.
Сумма НДС, которую компания начислит в бюджет, составит 900 руб. Из них 2520 руб., уплаченных поставщику, компания может принять к вычету. Таким образом в бюджет возместит организации НДС в сумме 1620 руб.
Вычет НДС То, какие суммы НДС можно принять к вычету, записано в статье 171 Налогового кодекса.
Чаще всего речь идет о следующих суммах:
- Покупатели – НДС, уплаченный поставщику.
- Продавцы – НДС с предоплаты от покупателей.
- Те, кто строят для собственного потребления, — НДС, начисленный на стоимость СМР.
- Импортеры – НДС, уплаченный при ввозе товара.
- Налоговые агенты – НДС, перечисленный за контрагента.
Вычет НДС у покупателя
Условия, при которых покупатель может принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком, приведены в статьях 171 и 172 Налогового кодекса (должны выполняться одновременно):
- покупатель будет использовать покупку для проведения операций, облагаемых НДС;
- НДС предъявлен поставщиком, то есть выделен в документах отдельной строкой;
- поставщик представил счет-фактуру, оформленный в соответствии с законодательством, а также первичные документы;
- приобретенное имущество или результаты выполненных работ, оказанных услуг приняты к учету.
Если какое-то из условий не выполняется, покупатель не сможет принять налог к вычету. Например, если у покупателя не будет счета-фактуры, определить размер вычетов расчетным путем нельзя.
Кроме того, в Налоговом кодексе установлено дополнительное условие для вычета по представительским и командировочным расходам. Вычет возможен только по затратам, которые укладываются в норматив при расчете налога на прибыль.
Сейчас это ограничение актуально только для представительских расходов. Ведь командировочные расходы не нормируются.
На практике у покупателей могут возникать три разные ситуации для учета входного НДС. Купив товар с НДС, компания может продавать только те товары, работы или услуги, которые облагаются налогом. Тогда можно принимать к вычету весь «входной» НДС.
При этом если у компании не выполняется какое-либо из необходимых условий для вычета, (например, счет-фактура неверно оформлен), сумму НДС нельзя отнести на расходы при расчете налога на прибыль.
Источник: https://auditresurs.ru/view_post.php?id=6
Департамент общего аудита по вопросу применения вычета при возврате товара покупателем
25.11.2014
Ответ
Общий порядок совершения сделок на территории РФ определен частью первой ГК РФ.
Так согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Отношения сторон по договору купли-продажи регулируются главой 30 ГК РФ.
Так, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (пункт 1 статьи 456 ГК РФ), а покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи (пункт 1 статья 484 ГК РФ).
В главе 30 ГК РФ (статьи 460, 456, 464, 466, 468, 475, 478, 480, 482) предусмотрены случаи, при которых покупатель имеет право вернуть товар, например: при несоответствии количеству, ассортименту, качеству; в случае обременения правами третьих лиц; отсутствия принадлежностей и документов, относящихся к товару; некомплектности; если товар передан в ненадлежащей таре или упаковке.
Приведенные в указанных статьях нормы законодательно устанавливают право покупателя вернуть товар (а обязанность продавца принять его) только в результате нарушений договорных отношений касающихся товара, допущенных со стороны продавца.
Тем не менее, перечень случаев возврата товара, закрепленный в ГК РФ, не является исчерпывающим. Поскольку статьей 421 ГК РФ установлено, что юридические лица свободны в заключении договора, стороны могут определить его условия по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Таким образом, стороны при заключении договора купли-продажи имеют право закрепить дополнительные условия (не предусмотренные законодательством), при наступлении которых у покупателя возникает право вернуть товар, даже если такое право возникает в силу обстоятельств, не связанных с нарушением сторонами каких-либо условий договора.
Учитывая изложенное, возврат товара может быть связан:
— с обстоятельствами, возникающими в результате нарушений договорных обязательств со стороны поставщика, наступление которых дает право покупателю отказаться от исполнения договора и потребовать возврата ранее уплаченных денежных средств. В этом случае у покупателя возникает обязанность по возврату товара в силу возникновения самого права отказа в исполнении договора. То есть речь идет о расторжении договора в части возвращаемого товара;
— с обстоятельствами, не связанными с какими-либо нарушениями договорных обязательств со стороны продавца, и возникающими как до, так и после совершения сделки купли-продажи.
С учетом изложенного, считаем, что:
— если продавец при передаче товара покупателю не исполнил своих обязательств надлежащим образом, в этом случае, считаем, что право собственности не переходит к покупателю. Следовательно, операция по возврату товара не может рассматриваться как отдельная операция по сделке купли-продажи;
— если продавец при передаче товара покупателю исполнил свои обязательства надлежащим образом, то в данном случае, по нашему мнению, право собственности переходит к покупателю.
В случае, если по условиям договора переход права собственности определен конкретной датой, то право на товар возникнет у покупателя на указанную дату.
Соответственно, операцию по возврату следует квалифицировать как отдельную сделку по купле-продаже товара.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории РФ.
Пунктом 3 статьи 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.
Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (пункт 4 статьи 172 НК РФ).
В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 26.12.
11 № 1137 (далее – Постановление № 1137) в части 1 журнала учета указываются в графе 1 порядковый номер записи счета-фактуры (в том числе корректировочного), исправленного счета-фактуры (в том числе корректировочного), выставленные покупателем-налогоплательщиком продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров.
Из приведенных положений контролирующими органами делается вывод о том, что возврат покупателем товара признается реализацией, если на дату возврата товар оприходован. При этом не имеет значения, по каким причинам товар возвращается.
Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-primeneniya-vycheta-pri-vozvrate-tovara-pokupatelem.html