Поможем фнс стать лучше! — все о налогах

Платим или сидим: какие приемы использует налоговая против бизнеса. Фото

По сути, наше государство изменило на 180 градусов правила проведения налоговых проверок с июля 2017 года, когда в Налоговом кодексе появилась новая статья — 54.1, а Федеральная налоговая служба (ФНС) и Следственный комитет выпустили методичку — совместные рекомендации о том, как инспекторы должны проводить проверки по уже готовым лекалам.

Тренд последнего года — выход на проверку налоговиков вместе с сотрудниками отдела по экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК). Допросы бизнесменов с их участием повысили «уровень опасности» налоговой проверки, а визиты людей в масках на предприятие ранним утром не дают опомниться: при выемке проверяющие забирают абсолютно все, что может содержать информацию.

Как предугадать проверку

Первый сигнал, что вами интересуются налоговые органы, — требование предоставить налоговикам документы за последние три года работы. Второй сигнал — вызов на комиссию (в последнее время стали популярны комиссии по разрывам НДС), на которую, как говорят сами налоговики, лучше прийти, чем проигнорировать, — иначе бизнесу будет дороже.

На комиссии налоговая укажет на огрехи бизнеса, попросит пояснения и неминуемо предложит перевести сокрытую часть налогов в бюджет. Польза от такого визита однозначно есть: собственник получает информацию о том, что налоговой удалось собрать. Дальнейшие действия остаются на усмотрение бизнесмена: представить обоснования и поспорить с налоговой, проигнорировать требования или заплатить.

Третий сигнал о том, что компании может грозить выездная налоговая проверка, станет запрос из ОЭБиПК с требованием предоставить документы. Уже из самого запроса можно понять, на что нацелились налоговые органы, пора ли звать адвоката и думать, как можно нивелировать угрозы для бизнеса.

Если по статье 199 Уголовного кодекса легально «откупиться» от государства и таким образом избежать уголовной ответственности, то за вывод наличных через фирмы-однодневки предпринимателю могут вменить статью №172. По этой статье у бизнесмена уже нет вариантов: здесь обвиняемому грозит реальный срок и судимость.

Что происходит на допросе

Во время налоговой проверки любого сотрудника — от собственника до уборщицы — могут вызвать на допрос по статье №90 Налогового кодекса.

Налоговикам важно с помощью свидетелей получить ключевые доказательства (в методичке ФНС и СК перечислены 80 «следовательских» вопросов для допроса), чтобы доказать наличие у предпринимателя умысла в уклонении от уплаты налогов и получить основания для того, чтобы привлечь владельца бизнеса к уголовной ответственности.

Известен случай, когда сотрудники налоговой в ходе проверки разослали больше сотни вызовов на допрос. Таким способом они ищут «слабое звено» среди сотрудников.

Как правило, это те, кто «ушел плохо» или кто работает сейчас, но недоволен условиями труда.

Допросы обычно проходят так: начинают с низшей ступени сотрудников и, поскольку «это не их война», такие работники рассказывают все, что знают. Особенно в том случае, если они недолюбливают своего работодателя.

Второй заход направлен на менеджеров среднего звена и топ-менеджмент: им предъявляют показания, полученные из допросов коллег, и сообщают, что упираться бесполезно, так как все уже доказано. С помощью таких приемов сотрудники налоговой и ОЭБиПК добиваются, чтобы им указали на реального бенефициара компании.

Что ищут при обыске

Выемка (статья №94 Налогового кодекса РФ) в офисе налогоплательщика все чаще происходит с участием вооруженных людей в масках. Изымают документы, компьютеры, серверы, чтобы получить доступ к бухгалтерской базе, почтовым программам и другой интересной информации, которая там есть. Изымают даже ежедневники сотрудников, несмотря на то, что представители госструктур не имеют на это права.

Налоговики на выемке очень часто злоупотребляют своими полномочиями. Обжаловать их действия можно, вот только нужную информацию на бенефициара инспекторы уже получат.

Как готовиться к проверке

Хороший совет ценится до того, как все произошло, а не после. Поэтому если предпринимателю есть, что защищать, готовиться к визиту налоговиков и правоохранителей следует заранее.

Пункт первый: документы. Нужно регулярно проводить генеральную уборку и уничтожать все ненужное. Если есть, куда вывезти документы, лучше это сделать.

На предприятии должна работать профилактика по защите информации.

На одной из недавних налоговых проверок в Москве на выемке документов инспектор нашел черновики бухгалтерии, где обнаружилась «первичка» по контрагентам, подтверждение связи с которыми как раз искали налоговики.

Пункт второй: серверы, почтовые сервисы, мессенджеры и бухгалтерские программы должны быть защищены. Когда у Группы «Черкизово» появились налоговые проблемы, у компании изъяли серверные компьютеры. Сотрудники ОЭБиПК восстановили платежные операции, переписку и таким образом выяснили, кто являлся реальным бенефициаром бизнеса.

Пункт третий: работа с персоналом. Кадровая служба должна выяснить, кто из уволенных за последние пять лет сотрудников остался недоволен работодателем, а также взять на заметку тех, кто сейчас недоволен руководством. Желательно наладить с такими сотрудниками хорошие отношения, иначе их показания могут повернуться против компании.

Схема, по которой сегодня работает государство такова: найти налоговые схемы — принудить налогоплательщика «добровольно» доплатить в бюджет. Если это не срабатывает, назначается выездная налоговая проверка, собираются свидетельские показания об умысле и предъявляются обвинения бенефициару по статье 199 УК РФ.

Сейчас юристам приходится иметь дело не с профилактикой, а с разгребанием последствий и оценкой уже свершившихся фактов. Профилактические меры помогли бы снизить такие прецеденты.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/362833-platim-ili-sidim-kakie-priemy-ispolzuet-nalogovaya-protiv-biznesa

Михаил Мишустин дал интервью телеканалу РБК

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин дал интервью телеканалу РБК

Мишустин возглавляет ФНС России с 2010 года. Михаил Владимирович является одним из идеологов внедрения ИНН, системы одного окна. Именно под его руководством Федеральная налоговая служба перешла на электронный документооборот. В профессиональный праздник Мишустин дал интервью на РБК.

Михаил Владимирович, проведена колоссальная работа по реформированию ФНС. На что делалась ставка в этой работе?

Мишустин: За 27 лет существования Федеральной налоговой службы, конечно многое произошло, многое менялось. И эти достижения – огромная заслуга всего коллектива. В том числе и Минфина, всех работников государственной налоговой службы”. На что делался упор? Во всех налоговых администрациях мира существует две грани — фискальная и сервисная.

Если говорить о Российской Федерации, то наверное с самых первых шагов (а я работаю с 1998 года), в российской налоговой службе старались делать упор на сервисность, как бы это странно для кого-то не звучало. Однако, мы убеждены, исполнять свои налоговые обязательства для гражданина должно быть удобно.

Исполнить их можно посредством информационных технологий, которые позволяют делать это просто и комфортно.

Построение современной системы налогового администрирования было базово продумано. И все, что касается принятия Налогового Кодекса, и правил администрирования.

Так нам избежать ошибок, которые в большом количестве присутствовали в современных системах налогового администрирования других стран. Это и ИНН, это и подход к налогоплательщику с помощью сервисности или линейки Личных кабинетов.

То есть возможность платить налоги в удобном вам месте и в удобное время, мало контактируя непосредственно с налоговой службой. На сегодняшний день практически все взаимоотношения между налоговой и налогоплательщиками формализованы в электронном виде.

Поэтому, если пользователь, физическое лицо или компания умеет работать с ЛК, то, как правило, все вопросы с налоговой они могут решать не приходя в налоговую службу.

Именно минимизация контакта, снижение административного давления стали, если хотите, такими драйверами работы налоговой службы в последние несколько лет. Упор на клиенториентированность был сделан. Налогоплательщики, надеюсь, это чувствуют.

Как вы оцениваете ситуацию относительно резервов собираемости?

Мишустин: Положительно. Собираемость в экономическом смысле, это разница меж поступившими во все уровни бюджета налогами и налогами, которые должны были поступить. Надо сказать, что в этом смысле из года в год в России разрыв становится все меньше и меньше.

За последние пять лет, (если сравнивать рост ВВП с ростом собираемости налогов) налоги выросли в абсолютных цифрах примерно на 25% больше, чем рос ВВП. С учетом инфляции на 19%. 10 месяцев 2017 года показали, что сбор в консолидированный бюджет вырос на 19,1%, а в федеральный бюджет на 30%. Причем 60% – это не нефтегазовые доходы.

В первую очередь растет налог на прибыль. Это связано и с оживлением экономики. За 9 месяцев по данным Росстста экономический рост ВВП составил 1,8%. Это также связано с администрированием налога на добавленную стоимость.

Автоматизированная система контроля за возмещением НДС на сегодняшний день не позволяет фактически экспортеру, или компании, получить вычет из бюджета, если любой поставщик в цепочке не заплатил НДС. Вот эта система сейчас практически покрыла все хозяйственные операции. Мы видим, что результат в этом смысле превзошел все ожидания.

В течение пяти лет НДС растет в среднем на 13% в год. Хотя, конечно же столько добавленной стоимости не создается. Рост происходит за счет улучшения налогового администрирования.

Неплохая ситуация также с налогом на доходы физических лиц. НДФЛ растет примерно на 8% по сравнению с прошлым годом. Это больше, чем рост номинальной заработной платы.

Страховые взносы. Тут показатели также выросли за счет взыскания задолженности, образовавшейся в прошлые годы. Порядка 97 миллионов рублей поступило в счет погашения этой задолженности.

Ну, и наконец акцизы. +18% рост. Причем мы фиксируем тренд роста с 2016 года, когда произошли достаточно серьезные мероприятия по легализации алкогольной отрасли проведенные ФНС совместно с правоохранительными органами.

В настоящее время, учитывая рост цены на нефть, доля НДПИ составляет примерно 23%.

На этих примерах видно, что собираемость налогов растет опережая темпы роста ВВП, которые замедлялись, и показывали отрицательный рост. Некоторое время нас не очень радовал рост промышленного производства и оборот розницы. Тем не менее без повышения налоговых ставок, без административного давления на бизнес ФНС получает такой результат.

“Серый” сектор экономики. Что сделано для вывода бизнеса из него? Каковы его объемы?

Мишустин: Во-первых, точно говорить об объеме серого сектора сложно. Серый сектор – это экономика, которая не видна в легальном поле.

Что такое серый сектор? Например фрилансеры. Зачастую самозанятые граждане не платят налоги. Они не заполняют декларацию по НДФЛ, не покупают патент. Они могут ни где не отражать свой доход. К серому сектору можно отнести и тех, кто каким-то образом ввозит на территорию страны какой-либо товар и не платит таможенных пошлин.

Итак, оценить объемы сложно. Но, что сделано в Российской Федерации? С точки зрения сокращения разрыва в легальном секторе? Снова вспомним про НДС. Это очень важный налог. Он практически сопровождает каждую операцию.

Любые попытки обналичивания, перевода денег в низко налоговую юрисдикцию моментально отразятся на НДС. И вопросов по этому налогу у ФНС возникает в настоящее время минимум – 1% от всего объема. С момента ввода системы АСК НДС число сомнительных операций сократилось в восемь раз.

15 миллиардов операций ежегодно отслеживаются налоговой службой в онлайн режиме.

Такое администрирование позволяет постоянно сокращать количество выездных проверок.

В случае, если возникают вопросы по какой-то операции налоговая направляет не проверку, а уведомление, в котором указано, что в определенной операции содержится неуплаченный налог на добавленную стоимость.

И ФНС просит уточнить свои налоговые обязательства или пояснить ситуацию. За 10 месяцев текущего года таких уведомлений направлено 660 тысяч. 90 тысяч налогоплательщиков добровольно уточнили свои налоговые обязательства на сумму 69 миллиардов рублей.

Читайте также:  Расчет авансовых платежей за 3-й квартал - все о налогах

Это те методы, которыми предпочитает действовать Федеральная налоговая служба: не оказывать на налогоплательщика фискальное давление, а договариваться с ним. При этом налогоплательщики исполняют свои обязательства добровольно. И таких становится все больше.

Кто из налогоплательщиков самый аккуратный?

Мишустин: Мне кажется, аккуратность налогоплательщика зависит не от формы и размера собственности, а от его внутренней культуры. И нам, налоговикам все равно кто более аккуратный. Главное, чтобы закон был применен ко всем одинаково. Это важно.

На самом деле большой проблемой является недобросовестная конкурентность. Когда кто-то не платит налоги, не платит таможенные пошлины и потому его товар дешевле, то он злоупотребляет правом. Аккуратность в исполнении своих обязательств позволяет создавать среду добросовестной конкуренции во многих секторах экономики.

Какие налоги самые сложные или самые проблемные в администрировании?

Мишустин: Наверное, налог на добавленную стоимость является самым сложным. С ни связана необходимость отслеживать огромное количество операций. Но могу сказать, что здесь мы справились. Наша информационная система покрывает практически 100% операций связанных с этим налогом.

Вообще непросто строить систему налогового администрирования, если не подходить комплексно.

Это и соответствующее место налогоплательщика, и необходимые ресурсы, содержащие информацию о налоговой отчетности компаний, и линейка личных кабинетов, позволяющих налогоплательщикам быстро и удобно исполнять свои налоговые обязательства. Могу сказать, что на сегодняшний день мы справились с основными вызовами, для того, чтобы построить хорошо функционирующую систему.

Почему реестр ЗАГС поручили ФНС России?

Мишустин: ЗАГС – это записи о нашем народонаселении. ЗАГСы ведут записи от рождения человека до его смерти, фиксируют все изменения (бракоразводные, смена ФИО и т.д.).Эти параметры определяют статус субъекта права (физического лица) в Российской Федерации.

К сожалению, до недавнего времени эти учреждения не были объединены общей информационной базой.

Отсюда возникали определенные накладки, ошибки у ведомств, которые напрямую пользуются информацией ЗАГСов (Фонд медицинского страхования, миграционная служба, Фонд медицинского и социального страхования, ФНС России и другие).

Ошибки приводили, в том числе и к увеличению трансфертов из федерального бюджета. Чтобы этого не происходило ФНС России создала специальный Реестр, в котором содержится вся необходимая информация, обновляющаяся практически онлайн.

Нуждается ли система налогообложения транснациональных интернет компаний в России в изменении для увеличения сборов?

Мишустин: Конечно, бывает, что компании, работающие в тех или иных странах пытаются “оптимизировать” свои налоговые обязательства.

Существуют, так называемые взаимосогласительные процедуры, применяющиеся в других странах, чтобы решить, как распределить налоги на прибыль той или иной компании, ведущей бизнес не в одной стране. Процедура эта достаточно сложная.

В мире идет много разговоров о том, что необходимо выработать единые методологические подходы для подобных случаев.

Мы в России поступили несколько иначе. В США, например, налога на добавленную стоимость нет, но у нас такой налог существует. Поэтому мы ввели НДС на электронные услуги, которые иностранные компании провайдеры оказывают российским физическим лицам. Это был очень неплохой проект. Мы смогли поставить на учет большое количество компаний. А точнее 131. В том числе и крупнейшие.

По словам Мишустина компании-гиганты, как правило, добровольно и аккуратно исполняют свои налоговые обязательства: “Они настроены на сотрудничество и содействие в этой сфере. К настоящему моменту эти компании добровольно оплатили налогов на сумму около семи миллиардов рублей”.

Каковы перспективы введения в России Tax free? Как работает эта система в мире? И как ФНС, являющаяся сборщиком налогов относится к идее внедрить Tax free в России?

Михаил Владимирович рассказал, что перечень регионов, где система будет запущена в качестве пилотного проекта сейчас обсуждается в Правительстве. Это нововведение, по мнению главы ФНС России будет благотворно сказываться на экономике страны. Поскольку станет стимулом для иностранцев покупать больше российских товаров.

Какие юрисдикции будут исключены из оффшорных списков в следующем году?

Мишустин: Это зависит от самих юрисдикций. Если они начнут обмениваться информацией с налоговыми органами разных стран, в том числе и с ФНС России, значит соответственно будут исключаться из этого списка. Например, Виргинские острова уже исключены из оффшоров, поскольку начали делиться налоговой информацией.

Для того, чтобы наша страна стала полноправным членом мирового сообщества с точки зрения информационного обмена сделано было достаточно много. В первую очередь Россия подумала о своих гражданах.

Поэтому, если гражданин нашей страны имеет за границей какой-то траст или структуру, и до сих пор не проинформировал Налоговую службу России (а на это давалось большое количество времени, изданы законы, позволяющие сделать это без опасений и максимально комфортно), он рискует оказаться в очень непростой ситуации.

Являясь резидентом РФ, но не сообщив ФНС России об имеющемся имуществе или бизнесе в другой стране, можно попасть в очень нехорошую историю. Дело в том, что налоговые нарушения довольно жестко наказываются в любой стране.

С 2018 года около ста стран начнут использовать принятые стандарты отчетности, являющиеся базовой формой для обмена налоговой информацией о счетах налогоплательщиках в других странах. Но если раньше это делалось банком, в котором открыт счет, то теперь дело придется иметь с налоговой службой.

Если такая информация в автоматическом режиме будет направлена в ФНС России, а от России не будет подтверждения о том, что резидент РФ является, например, собственником той или иной компании, начнутся серьезные и неприятные последствия. Человеку будет невозможно доказать налоговым органам, что он выполнил налоговые обязательства перед своей страной.

Криптовалюта. Как, по-вашему. Надо подходить к налоговым аспектам обращения криптовалюты?

Мишустин: Назвав что-либо криптовалютой нужно понимать, что это еще не деньги. Чтобы стать деньгами ей нужно пройти довольно длинный путь. На сегодняшний день криптовалюта – это финансовый инструмент.

Мы к нему аккуратно относимся. Министерство финансов и Центральный банк сейчас много говорят о том, что налогообложение должно вестись, как и в случае с финансовыми инструментами.

Но отношение к криптовалюте, как к деньгам не совсем верное.

Еще необходимо определиться в том, что это такое, ввести соответствующее понятие в законодательство.(как в Финансовый, так и в Налоговый кодекс). После этого можно перейти и к налогообложению И я считаю, что облагать налогом такие операции необходимо.

Сегодня все говорят о глобальной мировой цифровизации. Вы предлагаете использовать новейшие цифровые технологии для повышения эффективности работы налоговой Службы. Какие новые возможности они могут дать?

Мишустин: Цифровизация – это такой мировой тренд. Мир меняется.трансформация экономики в цифровую среду формирует новый класс налогоплательщиков.

В мире произойдет серьезная трансформация рабочих мест и экономики, связанная с использованием прорывных технологических решений.

Это и ИИ, и роботизация определенных рабочих специальностей, биометрия, мобильные приложения и так далее.

Те же мобильные приложения в настоящее время становятся частью естественной среды. В том числе и среды налогоплательщика. Если говорить о налоговом администрировании, именно мобильные приложения помогают прийти в натуральную среду налогоплательщика и очень аккуратно туда встроиться. Такое встраивание позволит ФНС без какого-либо давления осуществлять все необходимые функции.

Например те онлайн кассы, которые работают в Российской Федерации, позволяют вообще отказаться от кассовой отчетности. Ее просто нет. Налоговая в режиме онлайн получает всю необходимую информацию. Раньше такой отчетности было 9 форм.

Тем, кто находится на упрощенном налогообложении и применяет новую ККТ, можно не сдавать отчетность. Зачем она нужна, когда вся информация поступает адресно и в соответствующем виде?

Цифровизация – это и новые вызовы и новые возможности. Для налоговой службы тут возможность расширять сервисность, возможность дистанционно проверять налогоплательщиков.

Что Вы считаете главным достоинством российских налоговиков?

Мишустин: Наверное, главное достоинство – это преданность делу. Дело у нас не простое.и без такой мотивации работать очень и очень сложно.

А главная проблема?

Мишустин: Наверное коллеги скажут о том, что у многих не самая высокая зарплата. Но я назову вам проблему немного другую. Мне кажется, что иногда недовольство части общества работой налоговых инспекторов или другими работниками Федеральной налоговой службы очень сильно обижает тех людей, которые исполняют свой долг.

В конце интервью Михаил Владимирович Мишустин поздравил с профессиональным праздником всех, кто когда-либо работал и работает в Федеральной налоговой службе.

Источник: https://iqnalog.ru/mihail-mishustin-dal-intervyu-telekanalu-rbk/

Схемы налоговой оптимизации, которые больше нельзя использовать — можно лишиться бизнеса

C 2017 года за схемы налоговой оптимизации, которые еще совсем недавно считались относительно законными, можно лишиться бизнеса и пойти под суд.  

Так, волгоградской компании доначислили налоги на 200 млн руб. за то, что она дробила бизнес. Налоговая сочла, что несколько фирм и ИП на разных режимах — это одна организация, и объединила их.

Как итог: инспекция обвинила директора в уклонении от уплаты налогов и потребовала выплатить все, что задолжала бы компания, будь она на общей системе.

Конституционный суд принял сторону проверяющих. Некогда успешная компания обанкротилась, ее счета и имущество арестовали, а предпринимателя отдали под суд.

Кратко позицию государства в отношении налогов можно сформулировать таким образом. Да, президент обещал не повышать ставки до 2019 года, несмотря на дефицит бюджета. Но никто не запрещал Минфину постепенно сокращать льготы, а ФНС — добиваться увеличения собираемости налогов за счет выявления схем налоговой оптимизации. Последнее обстоятельство — одна из причин роста активности инспекторов.

Вот не совсем законные и даже опасные схемы налоговой оптимизации

Дробление бизнеса

Бизнес делят на несколько ООО или ИП, которые переводят на упрощенный режим налогообложения. По отдельности они соответствуют критериям Налогового кодекса РФ для применения УСН, но суммарно должны были бы уплачивать налоги по общей системе. должны быть разные руководители

Как вариант, предприниматели могут зарегистрировать несколько подконтрольных основной фирме ИП, чтобы остаться на ЕНВД. Например, для разделения торговой площадки, которую они арендуют у головной компании. Однако по факту несколько компаний работают как одна.

  • Новая методика выявления налоговых нарушений: как работать с ФНС

Оформление сотрудников как ИП

Сотрудники увольняются и регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Затем компания заключает с ними договоры подряда или оказания услуг. Трудовые соглашения заключаются только с работниками, чьи должности предусмотрены штатным расписанием.

Такая схема налоговой оптимизации позволяет сэкономить на страховых взносах в ПФР, на выплатах в ФФОМС и ФСС (до 30% от фонда оплаты труда) и 13% НДФЛ. Индивидуальные предприниматели имеют право пользоваться УСН, патентами и ЕНВД. Соответственно, вместо зарплатных налогов сотрудники будут платить 6% с оборота.

Несмотря на то что ИП должны выплачивать обязательные взносы в фонды (27 990 руб. в 2017 году) и 1% от выручки (если она больше 300 тыс. руб.), экономия все равно выходит существенная.

Для некоторых видов деятельности может применяться патентная система налогообложения или вмененка. Например, IT-услуги подпадают под патент, а транспортные услуги — и под патент, и под ЕНВД. Сумма налога у таких ИП вообще не будет зависеть от дохода.

Фиктивные сделки с фирмами-однодневками

Компания оформляет фиктивные счета, акты и накладные на приобретение товаров (работ, услуг) по рыночной или завышенной стоимости у фирм-однодневок. Фактически сделки не происходит, но компания может учесть якобы потраченные деньги в расходах и получить налоговые вычеты. Фирмы-однодневки также используются для уклонения от уплаты НДС.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Читайте также:  С 01.01.2015 в налоговом учете больше не будет метода лифо - все о налогах

Узнать подробнее >>

Увеличение оборотных средств через займы

Деньги вносятся в компанию как займы от физических лиц. Такие взносы не считаются доходом организации и не облагаются налогами.

Эта схема налоговой оптимизации используется при недостатке ресурсов у компании или при необходимости быстро увеличить размер оборотных средств. Механизм займа от физического лица освобождает денежные поступления от НДС, налога на прибыль и налога при УСН. Это значительно выгоднее, чем обычное внесение денег или кредит.

Подмена договора (лизинговые схемы налоговой оптимизации)

Стороны, например, могут заключить вместо договора купли-продажи лизинговую сделку. Оплата производится в рассрочку, но обозначается как лизинговые платежи. Договор лизинга позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию. То есть стоимость объекта будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее.

Другой вариант: стороны не прописывают в контракте аванс, а заключают договор займа. Это позволяет платить НДС только в момент отгрузки, а не с предоплаты.

Лизинговые схемы налоговой оптимизации дают возможность отодвинуть момент уплаты налога и упростить налоговый учет.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9536-shemy-nalogovoy-optimizatsii

«Большой брат» проследит за налогами каждого

Российские предприниматели, особенно мелкие, никак не желают платить налоги в полном объеме. Эта проблема не первый год волнует власти. Федеральная налоговая служба (ФНС) нашла выход, как навести порядок – с помощью онлайн-приложения на сайте Nalog.ru. Впрочем, полный контроль над финансами российского бизнеса налоговики получат не завтра, а после 2025 года.

Просто зайди на сайт

Согласно данным Росстата, в первом квартале 2017 года в неформальном секторе экономики нашей страны были заняты 18,7% всех трудоспособных жителей РФ, или 13,4 млн человек.

В прошлом году в неформальной экономике были заняты 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых.

Самое большое количество занятых в неформальном секторе в оптовой и розничной торговле, в различных видах ремонтных работ.

Именно с целью вывести всех из тени ФНС предложила создать систему, при которой мелкий бизнес сможет вести всю свою бухгалтерию прямо на сайте Nalog.ru. Для этого придется лишь зайти на сайт ФНС, заполнить несколько достаточно простых форм и сразу оплатить рассчитанные налоги.

Система должна работать в формате онлайн-офиса. Рассчитывать сборы будет налоговая служба, а предпринимателям никакой отчетности подавать не придется. Заплатить налог можно автоматически, привязав банковскую карту или счет, с которого спишутся деньги.

Также бизнес сможет моментально получить сообщение о задолженности, не дожидаясь блокировки банковского счета.

Надо понимать, предупреждает РИА «Новости», что благодаря своему сервису фискальная служба сможет проконтролировать каждый денежный перевод, получив информацию о том, за какую именно услугу или товар перечисляются деньги.

Бизнесмен, к примеру, не сможет перечислить 1 млн рублей за канцтовары, а потом получить эти деньги наличными: налоговая немедленно увидит, что никто никаких канцтоваров не закупал, следовательно, сделка является фиктивной.

Фактически создается система, в которой, с одной стороны, упрощается уплата налогов и снижаются расходы МСБ, с другой – государство получает полный контроль над каждым предпринимателем.

Кто выиграет?

По словам руководителя проектного департамента компании Bell Integrator Михаила Лапина, перспективы внедрения данного сервиса огромны. Он значительно облегчит ведение налоговой отчетности, минимизирует возможность ошибок в заполнении документов со стороны налогоплательщиков.

Также он предоставит максимальную прозрачность и корректность оплаты налогов, а также устранит человеческий фактор, в результате чего доверие к системе налогообложения должно повыситься. При этом сервис позволит вывести из тени отдельную категорию самозанятых, тех, кто работает сам на себя (няни, репетиторы и пр.

), предоставив для них минимальную налоговую ставку и оптимальный комфорт и оперативность в платежах.

Вообще, уверен Михаил Лапин, сервис приведет к началу структурных изменений к экономике. Скорее всего, изменится нормативно-правовая база, появится возможность быстрого внедрения новых налоговых программ для бизнеса и населения.

Правительство сможет провести финансовую оценку различных отраслей, регионов, которые могут показать «проблемные» места над которыми нужно работать.

К тому же сервис должен обеспечить снижение коррупционной составляющей при выплатах и проверках.

Безусловно, признает и партнерLegalChoice Роман Лебеденко, внедрение электронного сервиса для налогоплательщиков – юридических лиц – несомненный плюс для всей российской фискальной системы. Пример личного кабинета для налогоплательщиков – физических лиц, показывает, что интерфейс для уплаты обязательных платежей может быть простым и удобным – порядок начисления налогов для граждан является предельно понятным.

При реализации важно учесть вопрос, кого отнести к мелкому предпринимательству и кому предложить систему к использованию. Вряд ли для этих целей подойдут критерии субъектов малого и среднего бизнеса.

Важно учитывать и российский менталитет, добавляет Лебеденко. ФНС уже инициировала «выход из тени» самозанятых граждан.

Однако эта кампания не принесла успехов: по официальным данным выявлено только 2% лиц, которые добровольно пожелали оплачивать налоги со своей деятельности.

Где взять кэш?

Действительно, идея налоговиков – здравая, уверен правозащитник, общественный омбудсмен по правам предпринимателей Александр Хуруджи, но без решения нескольких базовых причин теневой экономики в России на практике все может получится не так красиво.

Во-первых, объясняет он, у нас более 70% экономики – это предприятия с госучастием, плюс МУПы, «дочки», «внучки» всех компаний с госучастием. Все они являются очень большим получателем услуг, работ, поставок. «На этом рынке, если не кривить душой и называть вещи своими именами сложилась определенная практика.

Соответственно, первое препятствие для возможных желающих перейти на новые официальные рельсы представителей малого и среднего бизнеса будет состоять в том, где взять кэш?», – говорит правозащитник.

– Можно, конечно, помечтать, когда все разом скажут – теперь все прозрачно, кэша нет! Но в реальности организации – подрядчики перейдут на новую систему только в самом крайнем случае».

Второй момент – это увеличивающаяся масса «минусовых» работников, продолжает Александр Хуруджи: «В регионах порой не так просто найти работников, особенно квалифицированных рабочих: сказывается развал системы колледжей и ПТУ.

Все эти сотрудники – уже с «хвостом» проблем в виде коллекторов. Если ты платишь такому работнику как положено «в белую», то по факту у него все спишут, и на жизнь попросту ничего не останется.

Таким людям проще перебиваться случайными заработками и жить на пособие».

Окажутся ли бухгалтеры без работы?

Не окажутся, считает старший юрист CAF Group Юлия Семенова. Сервис позволит вести бухгалтерский учет непосредственно на серверах налоговой службы и несколько сократит работу по формированию бухгалтерского отчета, но в целом вряд ли позволит сократить трудозатраты предпринимателя на ведение бухучета.

Ввод всех данных на сервер налоговой службы будет делать специально обученный человек – тот же бухгалтер.

При этом не исключено, что непосредственно перед вводом информации на сервер налоговой, этот человек будут предварительно сам рассчитывать платежи, используя офлайн-программу для оптимизации налогов и соответственно корректировать параметры вводимых данных так, чтобы не заплатить лишнего.

Проблему «обналички» этот сервис также не решит, соглашается Лебедева: как обналичивали деньги за фиктивные закупки, так и будет делать дальше.

Будут проводить через эту систему товаросопроводительные документы о фиктивных закупках товаров и услуг и получать наличные деньги, также как и раньше представляли эту информацию в бухгалтерских отчетах.

Безусловно, признает юрист, сервис удобен тем, кто ведет полностью белую бухгалтерию, но много ли таких в среде мелких предпринимателей? Как правило, они становятся неконкурентными на рынке очень быстро и прекращают свою деятельность, поскольку совокупный размер налогов не позволяет получать прибыль и развивать бизнес. Фактически новый сервис представляет собой модифицированный электронный канал передачи данных в налоговую инспекцию, но и сейчас информация передается в налоговую посредством электронного документооборота через канал защищенный электронно-цифровой подписью.

Поступившую по этому каналу информацию налоговая служба имеет возможность обрабатывать и сравнивать с другими поступившими данными, в том числе и от электронных кассовых аппаратов, и на основе этого доначислять налоги, выставлять штрафы и пени.

Позволит ли новый сервис предпринимателю избежать начисления штрафов и пени? Вряд ли, налоговая служба всегда сможет ему предъявить неправильный ввод данных из-за чего будут неправильно рассчитаны налоги, что составит состав налогового правонарушения с теми же негативными последствиями для предпринимателя.

Со штрафами покончено?

Позволит ли новый сервис избежать ошибок при вводе данных, задается вопросом Юлия Семенова. Тоже вряд ли, потому как вводом будут заниматься те же люди, а людям свойственно ошибаться, что при составлении отчетов, что при вводе данных. А последствия ошибок будут одинаковыми.

Весьма сомнителен, по ее словам, и вывод о том, что новый сервис заставит предпринимателя вводить в него все данные о закупках и зарплатах, если до этого часть такой информации не декларировалась. Какие налоговые преференции заставят это сделать предпринимателя? Никакие, размеры налогов остались прежними.

Тогда зачем ему добровольно увеличивать размер налогов и снижать прибыль?

Что будет делать «1С»?

С юридическими лицами ситуация не простая, предупреждает Лебеденко. Существуют системы налогообложения с различными подходами к отчетности, это усложняет реализацию программного продукта.

Более того, без интеграции налоговой системы с продуктами автоматизации работа нового комплекса фактически невозможна.

Среди таких программ автоматизации, в настоящее время, не только «1С», но и множество других программ отечественных разработчиков, что также усложняет совместимость комплекса с индивидуальным продуктом.

Естественно, что одним из первых вопросов перед бизнесом встанет целесообразность использования различных бухгалтерских программ, например, таких как «1С».

Сейчас, уверена Юлия Лебедева, объективных причин для полного, пусть и постепенного перевода предпринимателей на белый налоговый учет при полном и массовом внедрении нового сервиса нет, соответственно нет оснований считать, что новый сервис «убьет» различные бухгалтерские программы типа «1С».

«Не думаю, что компания «1С» пострадает от внедрения данного сервиса, – вторит ей руководитель проектного департамента компании Bell Integrator Михаил Лапин. – Я бы сказал, что «1С» напрямую участвует в организации данного сервиса. В корпоративной информационной среде есть много финансовых процессов, которые можно автоматизировать с помощью продутов 1С».

Не следует ждать, что перемены наступят быстро, предупреждает Роман Лебеденко. Скорее промежуточная автоматизация произойдет к 2023-2024 году, а полная – к 2027-2030 году.

По мнению эксперта, ФНС нужно совместно с IT-индустрией создавать комплексные продукты для бизнеса, которые будут включать в себя как обеспечение деятельности предприятий, так и финансовую отчетность, и которые смогут интегрироваться в банковские решения.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/finance/novosti-ekonomiki/1987835-bolshoi-brat-prosledit-za-nalogami-kazhdogo

Как налоговая узнаёт о доходах предпринимателя

Налоги – это одна из главных проблем малого бизнеса в нашей стране. Несмотря на все обещания государства развивать малый бизнес, на все выходящие законопроекты, налоги меньше не становятся.

Поэтому новичкам в бизнесе бывает так трудно продержаться, и поэтому так много молодых предприятий разваливаются уже через 1-2 года после своего появления (а то и раньше).

Неудивительно, что у многих возникает соблазн найти какой-нибудь способ либо совсем не платить налоги, либо платить их меньше.

Пока мы не сталкиваемся с государством и разными государственными службами, они представляются нам очень далёкими, никакого отношения к нам не имеющими.

Предприниматели постоянно заполняют различные налоговые декларации, в которых сами должны указывать размер дохода и сумму уплачиваемых государству средств.

Читайте также:  Образец решения учредителей о назначении директора - все о налогах

А что, если указать сумму, меньшую, чем она есть на самом деле? Как государство сможет об этом узнать? И ведь существует же множество историй об успешных бизнесменах, которым легко удаётся обманывать систему.

На самом деле, не платить налоги – это не очень хорошая идея. Конечно, вероятнее всего, в системе налогообложения существуют какие-то лазейки. Но в любых незаконных действиях всегда есть очень большой риск.

Ваша попытка экономии может обернуться огромными штрафами, необходимостью уплаты пени или даже уголовной ответственностью. С государством шутить не стоит, ведь оно знает всё.

А вот откуда налоговики берут информацию о доходах, мы сейчас и разберёмся.

Запросы в банки

Не важно, каким типом деятельности вы занимаетесь, вы ИП или ООО, или зарабатываете деньги с помощью фриланса, в любом случае у вас должен быть счёт в банке, куда поступают денежные средства.

Даже если вы не являетесь юридическим лицом и вообще не зарегистрировали официально никакой бизнес, у вас наверняка есть банковская карта, на которую заходят средства. Если эти средства заходят регулярно, и они достаточно крупных размеров, у налоговой службы могут возникнуть к вам вопросы.

Данные о подобных начислениях банк обязан передавать ФНС, если она запрашивает информацию.

Более того, банк должен оповещать государство о различных подозрительных операциях. Сумма этих подозрительных операций должна превышать 600 тысяч рублей. Только тогда это может вызвать подозрение банка.

Например, если был переведён платёж на эту сумму или выше, банк обязан сообщить об этом в соответствующие органы. Подозрительным считается, если на счёт поступило несколько переводов подряд.

Если налоговая обнаружит, что данный доход был скрыт фирмой или в декларации значится меньшая сумма, это может привести к серьёзным проблемам.

Также на основании статьи 86 НК РФ (в которую были внесены изменения в 2014 году), банк обязан оповещать ФНС об открытии банковского счёта физическим лицом. Добросовестным гражданам это ничем не грозит, налоговая, скорее всего, даже не заинтересуется, сколько у вас на этом счету денег. Но вот если ваша компания попала под подозрение, все счета будут проверяться, особенно новые.

Однако банк не оповещает налоговиков обо всех банковских операциях компании. Лучше даже сказать, практически ни о каких не оповещает.

А у налоговой есть другие дела, кроме как проверять поступления на банковские счета всех маленьких фирм. Поэтому тотального контроля здесь нет.

ФНС может заинтересоваться вами, если, например, была заподозрена в неуплате налогов компания, с которой вы сотрудничаете.

Бывают ещё такие случаи. Фирма платит сотрудникам «серую» зарплату, а сотрудники кладут эти деньги на банковскую карту. Регулярность внесений и их величина может показаться банку подозрительным, и об этом будет сообщено в ФНС. Тогда налоговики будут проверять сотрудников, а вместе с ними и всю компанию.

Как налоговая узнаёт об интернет-доходах?

Казалось бы, интернет – абсолютно неконтролируемая государством система. Но здесь, на самом деле, всё зависит от того, о каких суммах идёт речь. Если на ваших электронных кошельках несколько тысяч, естественно, никто не будет проверять вас из-за такой мелочи.

Но вот если между счетами переводятся достаточно крупные суммы, данные транзакции попадают под закон о национальной платёжной системе. Платёжные системы, между которыми прошёл перевод, должны передавать сведения государству.
Понять, будут ли данные о переводе переданы в государственные органы, можно очень просто.

При попытке перевести крупную сумму система попросит вас ввести свои персональные данные и подтвердить свою личность. Помимо ввода данных вас могут попросить прислать сканы необходимых документов.

Если с электронных кошельков средства выводятся на банковскую карту, там контроль над финансами берёт на себя банк. И здесь работает та же система, что и с обычными банковскими счетами.

Избежать электронных платежей можно, используя систему наложенного платежа. Однако Почта России — это тоже государственная организация. ФНС может запросить у неё данные на ваше имя и получить сведения обо всех совершённых платежах.

Выездная проверка

Это тот случай, когда налоговая служба лично приходит к вам, чтобы проверить, действуете ли вы в рамках закона. Естественно, она не проводится на пустом месте.

Чаще всего причиной бывают какие-нибудь нестыковки в документах, неясные места в декларациях и т.п.

Подозрительным могут показаться слишком маленькие зарплаты сотрудников или тот факт, что в нескольких декларациях подряд ваши расходы превышают доходы.

Такие проверки обычно бывают не чаще, чем раз в 3 года. И проверять вашу деятельность сотрудники ФНС могут только за два последних года и текущий период. Проверка длится обычно не более 2 месяцев. Но если в укрывании налогов заподозрены ваши партнёры, налоговики могут устроить встречную проверку, и тогда всё это может затянуться на 30 месяцев.

При выездной проверке с вас потребуют все документы, проведут инвентаризацию, осмотр помещений и опрос свидетелей.

Если вдруг к вам нагрянули налоговики, а вы точно уверены, что действуете по закону, обязательно попросите у сотрудников их удостоверение и решение о проведении проверки (это решение должно быть соответствующим образом задокументоровано). Без этих документов у вас не имеют право ничего проверять, и никаких штрафов вы платить не должны.

Чем грозит неуплата налогов?

Если налоговая служба выяснила, что вы не платили налоги или платили их на меньшие, чем есть в действительности, суммы, вам сразу насчитают пени за то, что вы не платили. Помимо начисления пени вас заставят платить штраф.

Размер штрафа зависит от уровня правонарушения, может быть от 500 р. до 500000 р.

Второй способ наказания – это принудительные работы. В зависимости от характера преступления и его тяжести предпринимателю могут назначить принудительные работы сроком до 5 лет.

Третий способ наказания предпринимателей, укрывающихся от налогов – уголовная ответственность. Но привлечь вас к уголовной ответственности могут, только если речь идёт об экономических операциях с суммами более 2,5 миллионов рублей.

Выводы

Налоги для малого бизнеса в нашей стране действительно достаточно большие, больше, чем в некоторых других странах. Однако, попав под статью НК РФ, вы потеряете гораздо больше. Поэтому самой верной экономией будет добросовестное соблюдение закона.

Источник: https://nebopro.ru/blog/nalogovaya-znaet

Фнс сделает сбор налогов платным

28 февраля 2018 г.

У Федеральной налоговой службы может появиться возможность взимать плату за «премиальные» сервисы, которые служба оказывает налогоплательщику. Инициатива заставить платить за уплату налогов свежа и непосредственна.

Федеральная налоговая служба (ФНС) должна иметь возможность зарабатывать на премиальных информационных сервисах, высказал идею первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он подчеркнул, что не имеет в виду, что налоговики будут делать за деньги что-то что положено по закону.

Вот эта расплывчатость заместителя председателя правительства России нашу маленькую редакцию с наличием практиков в области управления, арбитражного и гражданского права и информационных технологий (все относительно педантичные специальности) и пугает дальше некуда.

Но для начала небольшая свежая история о рисках расплывчатого регулирования.

Как расплывчатость почти лишила Россию бензина в 2018 году

МВД и Минтранс в конце 2017 года приняли новые правила освидетельствования бензовозов. Однако не был указан ни орган, выдающий свидетельство, ни перечень экспертов, проводящих освидетельствование.

С каждым новым днём прекрасного 2018 года стало накапливаться всё больше автомобилей, которые не могли выехать в рейс.

Участники рынка прикидывали, что коллапс случится где-то в апреле-мае, когда не останется бензовозов, способных довести топливо до АЗС.

В течение января-февраля участники топливного рынка писали письма в МВД, Минтранс, Минэнерго и даже вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу. Письма содержали нижайшую просьбу что-то сделать, так как коллапс не просто за углом, он уже почти здесь. В итоге, чиновники исправили свою ошибку, они перенесли сроки ввода новых правил на следующий год.

Интересно, ситуация в следующем году останется расплывчатой? Вернемся к практической стороне работы налоговых органов.

Чем обычно занимается ФНС

Никоим образом не претендуя на собственное мнение, перескажем мнение главы ФНС Михаила Мишустина, которое он высказал в ноябре 2017 года.

Глава ФНС объяснил, что есть две основные стороны работы Федеральной налоговой службы. Это фискальная и сервисная составляющие. Фискальная отвечает за собираемость налогов, а сервисная — за удобство уплаты налогов гражданами и бизнесом.

Налоговая служба России уделяет основное внимание именно последней составляющей.

Поэтому контакты хозяйствующих субъектов с ФНС сведены к минимуму за счет внедрения электронного документооборота, и это существенно снижает административное давление на плательщиков налогов.

Снижение административного давления и минимум общения приводят к неплохим результатам. Собираемость налогов в 2018 году выросла на 20% в то время, как экономический рост составил… где-то до 2%.

Точную цифру специально не приводим, так как сегодня пробуем быть не очень конкретными (самым любопытным можем предложить предварительные данные Росстата, то есть службы, которая сама последнее время даёт расплывчатые данные).

В общем, основной прирост дало увеличение собираемости налога на прибыль (еще раз уточняем, что рост экономики менее 2%). И он был получен за счет в этот раз вполне конкретного ограничения на списание убытков на прибыль, а не улучшения сервисной функции.

Для справки

И даже немцы, вопреки расхожему мнению о дисциплине и чёткости, в этом году удивительно расплывчато обозначают свои нешуточные проблемы. Например, сегодня мы узнали, что из-за нехватки денег исправны менее половины немецких подлодок и самолётов. Как Бундесвер собирается возглавить силы быстрого реагирования НАТО в 2019 году – загадка.

Откуда возникла идея дать ФНС заработать

Сотрудники ФНС получают недостаточное вознаграждение, считает Игорь Шувалов

Поэтому ФНС надо уметь оказывать дополнительные (сервисные) услуги налогоплательщикам, чтобы организовать что-то вроде самофинансирования.

Особенно большой потенциал оказания платных услуг лежит в области предоставления совокупности государственных услуг.

По словам первого вице-премьера, можно предоставить юрлицу самостоятельно, «ходя из ведомства в ведомство», получать услуги ФНС и других ведомств, а можно предоставить комфортную услугу в совокупности и, конечно, получить оплату за комфорт. В будущем, с развитием реестра ЗАГС, который будет вести ФНС, с новыми технологиями может появиться больше и больше потенциально платных сервисов.

Резюмируем

Все наши практики дали комментарии.

Юрист: «В данном контексте, есть понятие налоги, есть понятие госпошлина, остальное от лукавого. Предложение пока не вписывается в существующее законодательство».

Экономист: «Неожиданное заявление. Был анекдот про милиционера, которого приняли на службу, а он несколько месяцев не приходил за зарплатой. Когда у него поинтересовались почему, он ответил, что думал, пистолет дали – крутись как хочешь.

Коррупционная составляющая – первый аспект и даже не самый важный. Главное, предложение совершенно выбивается из логики цифровой экономики, когда происходит снижение расходов на бюрократию.

Шувалов, если я правильно понял, предложил расходы повысить».

IT-специалист: «Зачем тогда СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия)? Я уже забыл, когда первый раз о ней услышал. Она ведь должна обеспечить получения услуги по принципу «одного окна» и отсечь любое хождение от ведомства к ведомству. Работа идёт неторопливо , но успешно. Такое впечатление, что первый вице-премьер последнее десятилетие где-то проспал».

Источник: https://www.sularu.com/theme/10295

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]