Становятся известными контуры новой налоговой системы — все о налогах

В россии с 1 января 2019 вступают в силу три новых закона

С началом нового 2019 года россияне будут вынуждены платить три налога. Власти посчитали, что выплата экологического налога для всех граждан, ИП, организаций, налога для самозанятых в столице и еще 3 регионах (пилотный проект) и туристического налога по 85 регионам РФ не сильно повлияет на кошельки россиян. Разберемся что представляют собой налоги подробнее.

Экологический налог

Вводится для всех организаций, ИП, физических лиц, нет льгот для малых, больших компаний. Отличие от сегодняшнего сбора в том, что будет налоговый взнос, а не как сегодня, сборы, установленные Правительством РФ.

Разработанный проект будет отражен в НК РФ главой «Экологический налог», где сказано, что плательщиками признаны все организации, физические лица, предприниматели, работающие на территории РФ и ведущие хозяйственную, прочую деятельность.

Объект налогообложения – негативное воздействие на окружающую среду, что происходит в результате следующих действий:

  • выброс в атмосферу веществ, загрязняющих воздух (перечень предоставлен);
  • сброс сточных вод в реки и другие водные объекты;
  • образование отходов, накопление, захоронение, размещение продуктов жизнедеятельности, производства и потребления разных классов опасности.

Таким образом, вопроса, почему облагаются налогом все граждане РФ, не возникает. Платежи авансовые, вносятся в течение всего налогового периода, но малые предприятия и ИП выплачивают не авансы, а итоговый платеж по итогу года.

Налог на самозанятых граждан

Это поручение президента РФ выполнил руководитель ФНС М. Мишустин. Он разработал пилотный проект, который должен отработать технологию взимания налогов с самозанятых граждан с 01.01.2019 г. Тестовая система будет отрабатываться сначала в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане.

Регионы уже являются участниками теста по проекту онлайн-класс. В разработке системы и проекта закона принимает участие Минфин, а, по словам г-на Мишустина, прототип мобильного приложения практически готов.

Планируется, что самозанятые граждане по приложению смогут выплачивать налоговые взносы без визитов в ФНС, без регистрации и сбора/сдачи справок, документов.

Состоявшаяся встреча ознаменовалась тем, что глава ФНС, подведя итоги, порадовал положительными тенденциями ФНС по сбору налогов. В частности, за период 2018 г. уже поступило более 8,3 триллиона руб., что на 1 триллион руб.

больше, чем в прошлом году за аналогичный период. В федеральный бюджет средства также поступили с увеличением на 18,9%. Подчеркнул М.

Мишустин рост НДПИ (29,5%), увеличение доходов от нефтегазовой отрасли: поступления от НДС выросли на 14%, от налога на прибыль на 12,%, от НДФЛ на 12,9%.

Также глава ФНС отметил уменьшение числа компаний-однодневок, что отнесено на совместные действия ФНС, правоохранительных органов, Центробанка, Росинформониторинга, которые помогают выявлять такие компании с помощью агрессивного налогового планирования и исключать их из реестра. В частности, если 2016 г показывал до 34,2% таких «однодневок», то сегодня их осталось примерно 7,3% от общего количества компаний в РФ.

Туристический налог

Вводится по всем 85 регионам РФ. Сегодня курортный сбор есть в Крыму, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях. Все остальные регионы получат право взимания до 2% от цены проживания с 2020 г. Разработка пилотного проекта ведется, и возможно, в 2019 году готовая программа будет отработана в Санкт-Петербурге.

Именно Питерский комитет по финансам вспомнил о туристическом сборе на фоне снижения доходов бюджета. Вопрос поднят председателем комитета А. Корабельниковым в период «нулевого» чтения бюджета на 2019 г.

Пример – европейские страны, где туристические сборы в размере 1-2% от цены проживания существуют уже много лет и приносят неплохой доход в казну государства.

Если в Питере в 2019 г пилотный проект будет отработан, то в 2020 г практика распространится на другие регионы РФ.

Сборы на развитие туристической инфраструктуры желают взимать многие субъекты РФ. В Министерство культуры уже обращаются регионы, где есть исторические, культурные, прочие достопримечательности, интересные для развития туристических маршрутов.

Предложение о создании нового сбора в рамках НК РФ – возможно, неплохое. Деньги будут поступать от гостей, которые хотят посмотреть на достопримечательности, для чего прибывают из других стран, регионов.

Предложение о налоге вынесено на обсуждение Минфина и Минкультуры.

Источник: https://build-experts.ru/tri-novyh-zakona-2019/

Минфин обозначил контуры новой налоговой системы

Минфину нравится идея сокращения ставки страховых взносов до 22% (с нынешних 30%)

Максим Стулов / Ведомости

Минфин предложил бизнесу «новый общественный договор»: «Мы не увеличиваем налоговую нагрузку, а вы платите налоги по законодательству», – объявил министр финансов Антон Силуанов на налоговом форуме РСПП.

Сложившаяся налоговая система в целом отвечает интересам экономического развития, считает он, и если не увеличивать расходы, то нет необходимости повышать налоговую нагрузку.

Перераспределяемая налоговая нагрузка через бюджетную систему – 31,6% ВВП, и вокруг этой цифры можно планировать и доходы, и расходы, но можно поменять структуру налоговой системы.

Ненефтегазовые маневры – 22/22

Минфину нравится идея сокращения ставки страховых взносов до 22% (с нынешних 30%) и роста ставки НДС до 22%, рассказал Силуанов: этот вариант был бы нейтрален для бюджета.

Такой вариант приводит к выпадающим доходам в 180 млрд руб. по сравнению с текущим законодательством, не согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Маневр поможет предприятиям, ориентированным на экспорт, верит министр: будет стимул развития экспортной экономики.

Экономический блок согласен с повышением НДС и снижением страховых взносов

Убедить в этом осталось правительство, президента и бизнес

Из-за снижения общей ставки взноса Минфин также предлагает ее унифицировать и отказаться от так называемого хвоста (зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%). Это дает около 180 млрд руб.

, следует из расчетов Минфина. Будет единый платеж, который будет расщепляться между внебюджетными фондами, указывает Силуанов: одна платежка – это еще и упрощение администрирования и отчетности для бизнеса.

Кроме того, это может привести к росту собираемости, считает он.

Существующие льготы по уплате НДС Минфин предлагает сохранить. От этого выиграют сельское хозяйство, медицина, образование, отметил министр.

При этом при проведении маневра дополнительная нагрузка возрастет на те отрасли, которые работают всерую, – такие тенденции сейчас появились в строительстве, указал Силуанов.

При повышении ставок НДС нельзя не учитывать риск нового витка активизации теневых схем по уходу от налогов, который сведет на нет все достигнутые ранее результаты, отмечает эксперт, участвующий в обсуждении: доказана прямая зависимость между повышением ставки налога и снижением уровня его собираемости.

Налоговые маневры правительства может оплатить население

А еще должно произойти «обеление» экономики, верит министр финансов: издержки, которые несут предприятия по «зарплатным схемам», будут конкурировать с легальной уплатой взносов.

Из-за невысокого уровня доверия к текущей модели пенсионной системы (особенно с учетом того, что данный маневр подрывает финансовые основы пенсионной системы) возможность вывести достаточно заметный объем зарплат из тени в обозримой перспективе едва ли реальна, говорит эксперт.

Явной связи между уровнем налоговой нагрузки на труд и долей теневой зарплаты нет, указывает он: в период 2000–2015 гг. сочетались два тренда – снижение эффективной ставки налогов на труд (по крайней мере, до 2011 г.) и последовательный рост доли теневой зарплаты.

Вклад в инфляцию от маневра министр оценил в 2 п. п. Но это будет разовое увеличение, пообещал Силуанов.

Нефть и льготы

В нефтегазовом секторе Минфин предлагает завершить начатый несколько лет назад налоговый маневр. Следует постепенно отказаться от экспортной пошлины, говорит Силуанов: полностью отменить экспортную пошлину можно в промежутке 2022–2025 гг.

А еще нужно изменить налогообложение добычи нефти и отказаться от НДПИ в пользу НДД, добавил министр: на сегодняшний день существует много льгот, которые зачастую предоставляются не очень прозрачно.

Совершенствование налогообложения решит эту проблему, верит Силуанов.

Минэнерго и Минфин почти договорились о новом нефтяном налоге

Но реформа может споткнуться о просьбу «Роснефти» предоставить льготу ее месторождению

Предложение бизнеса заменить ускоренную амортизацию на инвестиционную льготу Силуанову не нравится. Такая льгота действовала и раньше, напомнил он, но ставка налога на прибыль была 30%.

Он указал, что инвестиционные льготы активно применяются на специальных налоговых режимах, при специнвестконтрактах, для гринфилдов и ТОСЭРов.

Автоматическое предоставление инвестльготы приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов, посетовал министр: нужно подумать, насколько это целесообразно. Снижение ставки страховых взносов – своего рода инвестиционный стимул, указал он.

Разногласия с коллегами

Силуанов рассказал о разногласиях с коллегами по экономическому и социальному блокам правительства, а также с Центром стратегических разработок Алексея Кудрина.

По ЦСР, для экономического роста необходимо увеличить расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру примерно на 2% ВВП, говорит министр: «Где их взять – либо увеличивать налоги, либо ослаблять бюджетную политику? И то и другое – не самое лучшее решение».

Альтернативное предложение Минфина – адресная поддержка экономики. С социальным блоком, по его словам, сохраняются разногласия в части пенсионной реформы.

«Чем быстрее дискуссия будет завершена, тем будет лучше для бизнеса», – озвучил пожелание предпринимателей председатель РСПП Александр Шохин.

Источник

Источник: https://ifvremya.ru/minfin-oboznachil-kontyry-novoi-nalogovoi-sistemy/

Изменения в налоговых проверках: перспективы и риски

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег.

Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы налоговой оптимизации.

Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

1. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ – Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с Федеральным законом от 18.

07.2017 № 163-ФЗ и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ начал действовать в этой части с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что налоговые проверки уже никогда не будут прежними.

В Письме от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ указывается на подробный анализ и сбор качественной доказательственной базы, подтверждающей фиктивность заключенных недобросовестными контрагентами сделок как с фирмами-однодневками, так и с аффилированными юрлицами.

Задачи, которые государство поставило перед налоговиками, довольно конкретны: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей» (п. 6 Письма ФНС от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@). Фактически здесь говорится о сборе такой доказательственной базы противоправных действий налогоплательщика по неуплате налогов, которая бы безошибочно позволяла квалифицировать эти действия по п. 3 ст. 122 НК РФ как умышленные.

Понятие «умысел», чаще применяемое в уголовном праве, теперь будет активно использоваться в результатах налоговых проверок.

При этом налоговикам предлагают «ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса».

Читайте также:  Анкета при приеме на работу - бланк и образец - все о налогах

Также налоговые органы могут привлекать к участию в выездных налоговых проверках сотрудников внутренних органов, проводить консультации с сотрудниками следственных органов в соответствии с заключенными соглашениями ФНС с МВД и Следственным комитетом.

Квалификация противоправных действий налогоплательщика как умышленных под чутким руководством сотрудников Следственного комитета позволит государству одним выстрелом убить двух зайцев:

  1. Назначить штраф в размере не 20%, а 40% от доначисленных сумм. Как известно, подавляющее большинство налоговых проверок связано с фирмами-однодневками и/или общеизвестными схемами оптимизации, доначисления по ним составляют миллионы рублей, поэтому прирост поступлений в бюджет от ФНС будет заметным.
  2. Повысить шансы на дальнейшее развитие событий в плоскости уголовного преследования налогоплательщика и его представителей как лиц, осознанно нарушавших закон.

2. Некогда законные схемы по оптимизации налогов стали криминальными

Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ ставит крест на любые варианты налоговой оптимизации, которые ранее считались законными. В частности, Следственный комитет дает рекомендации по выявлению и подтверждению схемы по дроблению бизнеса с целью необоснованного применения спецрежимов ЕНВД или УСН. А в Письме ФНС РФ от 11.08.

2017 N СА-4-7/15895@ приводится судебная арбитражная практика по делам о дроблении бизнеса. Предпринимателям стоит обратить особое внимание на эти письма, поскольку дробление бизнеса с целью экономии на налогах относится к распространенным способам налоговой оптимизации.

В письме ФНС эта схема описывается следующим образом: «Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар». 

Как показывает практика, первым делом налоговики пытаются выявить взаимозависимые общества или ИП и понять, есть ли в применяемом дроблении признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

Сегодня предприниматели активно обсуждают эти письма, а юристы и налоговые консультанты строят прогнозы, как будет развиваться практика. Однако многих владельцев бизнеса волнует вопрос — как теперь можно дробить бизнес, а как уже нельзя.

Во-первых, стоит очень подробно изучить два письма ФНС. Во-вторых, следует понять, что для налогоплательщика существует только два варианта развития событий:

  1. Разделение бизнеса обусловлено бизнес-процессами и реальной финансово-хозяйственной деятельностью. В этом случае опасаться нечего, но нужно быть готовым представить налоговикам доказательства и обоснования такого способа ведения бизнеса.
  2. Бизнес дробится с целью уменьшения налогов. Тогда следует отказаться от этих схем и/или поменять способы ведения бизнеса.

Если налоговикам удастся выявить и доказать схему дробления бизнеса, а также доказать умысел, то это грозит доначислением недоимок, пеней, штрафов в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (ст. 122 НК РФ). Кроме того, на руководителя и учредителей может быть заведено уголовное дело по ст.

199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов»), которое может быть прекращено только при полном погашении всех доначисленных недоимок, пеней и штрафов до последней копейки.

3. У необоснованной налоговой выгоды появилась новая трактовка

Для большинства налогоплательщиков возможность избежать доначислений по итогам выездной налоговой проверки значительно сократилась, когда 19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся правил проведения налоговых проверок (№ 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»).

Согласно новой ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик сможет уменьшить базу или сумму налога при выполнении следующих условий:

1) организация не исказила в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;

2) сделка или операция совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;

3) контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

Фирма-однодневка или аффилированная компания не сможет соответствовать третьему условию, поскольку в ходе налоговой проверки такая фирма не подтвердит реальную возможность исполнения взятых на себя обязательств: у нее не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников. Это условие является ключевым. Оно показывает, куда смещаются ориентиры при проведении выездной налоговой проверки: исследование обстоятельств, условий и наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора.

Получайте все данные о контрагенте в один клик

Узнать больше

Если все три вышеупомянутые условия выполнены, но первичные документы подписало ненадлежащее лицо, контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах или можно было совершить другую законную сделку с тем же экономическим результатом — такие обстоятельства не считаются самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

4. Ответственность учредителя и руководителя за долги компании ужесточается

В закон о банкротстве 29 июля 2017 года была введена новая глава об ответственности руководителя-должника и иных лиц за долги предприятия. Налоговики смогли ужесточить закон в части привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания недоимки за счет личного имущества максимального количества физлиц, которые теперь могут быть по закону признаны контролирующими должника лицами.

Новая ст. 61.10 в законе о банкротстве подробно описывает, кто может быть признан контролирующим должника лицами: руководитель, ликвидатор, главный бухгалтер, финансовый директор, учредитель, владеющий более 50% акций, а также иные лица.

Перечень таких лиц достаточно широк и сформулирован таким образом, чтобы можно было при необходимости признать контролирующим и подтянуть к конкретной субсидиарной ответственности любое лицо, в отношении которого судом будет установлено, что оно контролировало должника, давало указания или определяло условия сделок.

Также кредиторы теперь смогут инициировать субсидиарную ответственность фактически на любой стадии банкротства. Кроме этого государством прикрывается лазейка, которая имела место быть по продаже права требования о привлечении к субсидиарной ответственности с торгов за копейки: теперь кредиторы, в частности налоговая инспекция, будут решать — возможно это или нет.

Кроме того, с 1 июля 2017 года кредиторы могут обратиться с таким заявлением в течение трех лет после завершения процедуры конкурсного производства.

Раньше должник, у которого не было активов и конкурсная масса которого никак не могла погасить все требования кредиторов, мог спокойно дождаться официального завершения процедуры банкротства.

Теперь кредиторы, в том числе ИФНС, могут и за рамками дела о банкротстве привлечь конкретное физлицо к ответственности в течение трех лет.

Лоббируя изменения в законе о банкротстве в части субсидиарной ответственности, ФНС уверена, что таким способом прикроется популярная сейчас схема ухода от налогов, когда должник полностью контролирует банкротство через своего арбитражного управляющего, который заботиться о безопасном выводе активов и минимизирует риски привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В настоящее время эту процедуру все еще можно проводить так, чтобы обойти налоговые органы. И даже если налоговым органам удавалось привлечь конкретное физлицо к субсидиарной ответственности, то право требования о привлечении к субсидиарной ответственности также можно было продать за копейки с торгов подконтрольному собственникам лицу и, таким образом, оставить инспекцию и бюджет ни с чем.

Однако сегодня ситуация начинает меняться. Если предприятие ведет свою деятельность с высоким налоговым риском, то до налоговой проверки ситуацию собственникам лучше не доводить. Банкротство перестает быть выгодным и надежным способом избавления от невыплаты недоимки.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!   

Источник: https://kontur.ru/articles/4955

Силуанов описал контуры новой налоговой системы :: Финансы :: РБК

Новая налоговая система, подготовить которую поручил президент Владимир Путин, может включать в себя снижение страховых взносов, повышение НДС, а также пересмотр регрессивного налогообложения оплаты труда

Глава Минфина Антон Силуанов (Фото: Станислав Красильников/ТАСС)

Глава Минфина Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей назвал несколько мер, которые необходимо провести в рамках подготовки новой налоговой системы, передает корреспондент РБК.

«Нам нужно настроить налоговую систему таким образом, чтобы стимулировать тех, кто уклоняется от налогов, это раз. Мы говорим о том, чтобы снизить нагрузку на добросовестных налогоплательщиков и, соответственно, выровнять условия для конкуренции на нашем рынке, два», — перечислял Силуанов.

Он добавил, что в России очень высокие налоги на труд в виде страховых взносов, а их снижение предполагает изменение косвенного налогообложения — на потребление. Речь, например, может идти о «роскошном потреблении» или потреблении вредных продуктов, пояснил министр.

«Кроме того, мы считаем возможным рассмотреть вопрос регрессивности налогообложения оплаты труда», — сказал министр. Позднее он пояснил журналистам, что речь идет про регрессию страховых взносов.

Сейчас в России действует регрессивная шкала страховых взносов с фонда заработной платы: 30% в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования, но за счет пороговых значений базы по взносам в ПФР и ФСС общая ставка снижается сначала до 27,1%, затем — до 15,1%, когда зарплата работника превышает 796 тыс. руб. (в 2017 году — 876 тыс. руб.) нарастающим итогом с начала года. Это выгодно крупному бизнесу с «дорогими» сотрудниками, за которых работодатель платит меньше, чем если бы порогов по зарплатам не было. Ранее Минфин уже обсуждал возможность отмены порогов вместе со снижением общей ставки страховых взносов.

Еще один вопрос, подлежащий рассмотрению, — пересмотр налоговых льгот. Их сейчас очень много и власти занимаются пересмотром их эффективности, отметил глава Минфина.

​Налоговая политика в России тесно связана с бюджетной, и сейчас задача правительства — обеспечение низкой восприимчивости экономики к часто меняющимся внешним факторам, подчеркнул министр.

Для этого, например, существует бюджетное правило, объяснил Силуанов — при росте цен на нефть может возникнуть желание потратить эти деньги, однако это окажет давление на рубль, чье укрепление вредно для промышленности. Дефицит бюджета должен быть минимален, чтобы он не давил на налоги, сказал министр.

При $40 за баррель налоги обеспечивают 32% ВВП, и властям достаточно этого, чтобы выполнить все обязательства, добавил он.

1 декабря в рамках послания Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил в течение 2017 года рассмотреть «предложения по настройке налоговой системы». Путин отметил, что делать это нужно с привлечением деловых объединений. По словам президента, в 2017 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс, а с 2019 года — ввести их в действие.

при участии Ивана Ткачева

Источник: https://www.rbc.ru/finances/19/12/2016/585797fb9a794734c9bc23ce

Силуанов описал контуры новой налоговой системы

13:21 19.12.2016

Глава Минфина Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей назвал несколько мер, которые необходимо провести в рамках подготовки новой налоговой системы, передает РБК.

«Нам нужно настроить налоговую систему таким образом, чтобы стимулировать тех, кто уклоняется от налогов, это раз. Мы говорим о том, чтобы снизить нагрузку на добросовестных налогоплательщиков и, соответственно, выровнять условия для конкуренции на нашем рынке, два», — перечислял Силуанов.

Он добавил, что в России очень высокие налоги на труд в виде страховых взносов, а их снижение предполагает изменение косвенного налогообложения — на потребление. Речь, например, может идти о «роскошном потреблении» или потреблении вредных продуктов, пояснил министр.

«Кроме того, мы считаем возможным рассмотреть вопрос регрессивности налогообложения оплаты труда», — сказал министр. Позднее он пояснил журналистам, что речь идет про регрессию страховых взносов.

Сейчас в России действует регрессивная шкала страховых взносов с фонда заработной платы: 30% в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования, но за счет пороговых значений базы по взносам в ПФР и ФСС общая ставка снижается сначала до 27,1%, затем — до 15,1%, когда зарплата работника превышает 796 тыс. руб. (в 2017 году — 876 тыс. руб.) нарастающим итогом с начала года. Это выгодно крупному бизнесу с «дорогими» сотрудниками, за которых работодатель платит меньше, чем если бы порогов по зарплатам не было. Ранее Минфин уже обсуждал возможность отмены порогов вместе со снижением общей ставки страховых взносов.

Еще один вопрос, подлежащий рассмотрению, — пересмотр налоговых льгот. Их сейчас очень много и власти занимаются пересмотром их эффективности, отметил глава Минфина.

​Налоговая политика в России тесно связана с бюджетной, и сейчас задача правительства — обеспечение низкой восприимчивости экономики к часто меняющимся внешним факторам, подчеркнул министр.

Для этого, например, существует бюджетное правило, объяснил Силуанов — при росте цен на нефть может возникнуть желание потратить эти деньги, однако это окажет давление на рубль, чье укрепление вредно для промышленности. Дефицит бюджета должен быть минимален, чтобы он не давил на налоги, сказал министр.

Читайте также:  С 15.12.2017 путевой лист оформляем по новой форме - все о налогах

При $40 за баррель налоги обеспечивают 32% ВВП, и властям достаточно этого, чтобы выполнить все обязательства, добавил он.

1 декабря в рамках послания Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил в течение 2017 года рассмотреть «предложения по настройке налоговой системы». Путин отметил, что делать это нужно с привлечением деловых объединений. По словам президента, в 2017 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс, а с 2019 года — ввести их в действие.

Источник: https://www.km.ru/economics/2016/12/19/ministerstvo-finansov-rf/790980-siluanov-opisal-kontury-novoi-nalogovoi-sistemy

Эволюция налоговой политики в современной России

Лыкова О. Е. Эволюция налоговой политики в современной России [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10998/ (дата обращения: 11.09.2018).



Актуальность данной темы определена значимостью налоговой политики в рамках государственного регулирования экономики современной России. С этой точки зрения необходимо исследовать исторические трансформации налоговой политики с начала 90-ых годов XX века по настоящее время.

В данной статье проанализированы основные этапы развития налоговой политики, опирающиеся на изменения социальной направленности и экономических доминант. В рамках предложенного анализа рассмотрены основные виды налогов и их изменения соответствующие содержанию каждого этапа.

Эта тема наряду с другими экономическими вопросами является значимой, потому чтоесли из ошибок прошлого не сделаны выводы, в будущем эти ошибки могут быть сделаны вновь.

Изменение налоговой политики в России соответствовала акцентуальным метаниям, которые были характерны для перехода от плановой экономики к рыночной.

Экономическая политика России в начале 90-х годов прошлого столетия подразумевала трансформацию экономического устройства России по западным моделям и образцам: отказ от торговой скидки и фиксированной торговой надбавки плановой экономики в пользу добавленной стоимости планируемой в будущем.

Несформированный налоговый инструментарий породил деструктивный путь развития бизнеса и экономики в целом. Его несовершенство по сей день порождает всецелый «теневой раскол». Определим содержание трансформационных этапов и соответствующих им налогово-бюджетной политики.

Первый этап: Осознание и выстраивание образа будущей экономики (период с 1991 г. по 1999 г.)

К началу 90-ых годов стало ясно, что централизованное управление уходит в прошлое, а новое, с оглядкой на Запад, еще только зарождается.

В этих условиях, особенно учитывая много-десятилетний отход экономических процессов и интересов нации от рыночных, многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в информационном вакууме и как следствие началось формирование искаженного взгляда на экономическую действительность.

Инстуциональная пустота образовавшиеся при разрушении плановой экономики заполнялась экономическими институтами в результате скороспелых экономических реформ, на первых порах разрушительными для человеческой личности и для общества в целом.

И можно сказать, что на данном этапе в России сформировалось особое постсоветское общество, которое оказалось на распутье. Общество разделилось на желающих жить в рамках норм советского периода, главным из множества достоинств которого являлась стабильность.

Также на тех, кто под влиянием западного либерализма был готов к переменам, но не знал, что делать с завоеваниями нового времени: экономическими и политическими свободами. Развитие началось по одному из негативных сценариев. При снятии административных барьеров в экономике преимущества получили мошенники и авантюристы.

Налоговая политика государства зарождалась в муках. Не удалось сразу учесть быстро меняющуюся реальность. Бизнесмены одиночки торговали без всякого налогового бремени на рынках и ярмарках, чуть ли не в коридорах налоговых инспекций. Отсутствие рациональности в управлении, непонимание, что есть сущность и принципы налогообложения, государственного регулирования, игнорирование требований времени и раскола общества привело к тому, что страна погрузилась в экономический хаос.

Верховный Совет РСФСР в конце 1991 года принял около полутора десятка налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Рассмотрим несколько самых важных и по сегодняшний день введенных налогов, доходность бюджета от которых наиболее высока.

Сразу надо отметить, что налог с продаж, введенный в 1991 году законодательством СССР был упразднен и в новом Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отсутствовал. [3]

С 1 января 1992 года в России вводится новый налог — налог на добавленную стоимость (далее — НДС). Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был принят Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость». [4] Изначальная ставка налога составляла 28 %.

Плательщиками являлись все предприятия, кроме тех, кто занимался финансовыми услугами, услугами в области здравоохранения, образования и религии. Налогооблагаемая база определялась, как разница между стоимостью реализованных товаров, работ/услуг, материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С 1 января 1993 года ставка НДС была снижена с 28 % до 20 % по всем товарам, работамуслугам, кроме продовольственных и детских товаров, по которым ставка была равна 10 %. С 1 февраля 1993 года НДС стали взимать с импортных товаров (ввозимых на территорию РФ).

Примечательно, что это время характеризуется, как начало использование кассового метода исчисления НДС, когда обязательства по начислению и уплате налога в бюджет возникали по факту получения денежных средств за продукцию. А розничная торговля стала жить по методу определения НДС с торговой наценки, выводя средний процент.

И этот процент еще контролировался государством. Считалось, что более 30 % торговой наценки грозило объяснениями в налоговых органах. Сравнивая с нашими днями, объяснение в налоговых органах грозит в случае если наценка маленькая или не соответствует средней наценке в сегменте рынка в котором работает предприятие.

НДС по ставке 0 % предназначался для экспортных товаров. А в 1992 году перестали облагаться НДС и импортные товары.

Что примечательно НДС можно было спокойно возместить из бюджета на основе данных деклараций, без предоставления документов, способом, который отсутствуют в настоящее время: зачесть сумму налога предъявленную к возмещению в счет будущих платежей и зачет в счет других налогов такого же значения не допускалось. Появляются ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) которые освобождены от уплаты НДС, что создает проблемы бизнес отношений с партнерами-покупателями.

С 1 января 1992 года вводятся акцизы согласно Федеральному закону от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах». [5] Который, вместо налога с продаж, предусматривался для алкогольных напитков, табачных изделий.

А в 1992 году были введены акцизы с дифференцированными по группам товаров ставками. Акцизы установили в процентах от розничной цены и взимались на стадии реализации товара.

Что примечательно, до 1993 года импортные товары были освобождены от акцизного сбора.

Акцент на НДС и акцизы сделан потому, что на данном этапе сформировалось представление, что именно косвенные налоги составят систему налогообложения РФ на долгие годы, поскольку прямые налоги являются свойствами налоговых систем развитых рыночных экономик.

С 1 января 1992 года вводятся новые правила исчисления налога на прибыль согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

[6] Он взимался со всех предприятий кроме производителей сельхозпродукции и предприятий социальной инфраструктуры (в основном коммунальные) с целью облегчения этапов перехода к платному жилью.

Что примечательно, главной особенностью налога на прибыль являлось множество ставок и допускался убыток без объяснения причин, исключительно на основе данных налоговой декларации, чего не скажешь про наши дни.

С 1 января 1992 года начал действовать Закон РФ от 13 декабря 1991 года № 2030–1 «О налоге на имущество предприятий». [7] Налог не мог превышать 1 % от налогооблагаемой базы. А ставки на то или иное имущество определялись законами и решениями законодательных властей в субъектах РФ.

Не являлись плательщиками бюджетные учреждения, коллегии адвокатов, сельхозпроизводители, предприятия рыбных хозяйств, и предприятия использующие труд более 50 % инвалидами от общего штата, трубопроводы, линии связи, высоковольтки.

Что примечательно новые предприятия освобождались от налога на 1 год.

Государство пытается разделить свои социальные обязательства с работодателем:

С января 1992 года выделили Внебюджетные фонды направленные на социальную политику, такие как Пенсионный фонд, Фонд Занятости, Фонд социального страхования, и Фонд обязательного медицинского страхования.

Были установлены тарифы: в Пенсионный фонд с каждого предприятия 31,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ) и 1 % от начисленной заработанной платы граждан. 25 декабря 1992 года был снижен до 28 % для предприятий, удержания с граждан остались без изменения.

В Фонд социального страхования (ФСС) с каждого предприятия 5,4 % от ФОТ и в 1992–1993 годах не менялась. В Фонд занятости населения тариф был равен 2 % от ФОТ для каждого предприятия. В Фонд обязательного медицинского страхования 3,6 % от ФОТ.

Что примечательно, в 1992 году не было предусмотрено наказание для предприятий, которые не начисляли и не перечисляли страховые взносы в ФСС. Только с 1993 года — после того, как была введена обязательная регистрация предприятия в ФСС начались перечисления.

Итак, в 1992 год Россия создала фундамент налоговой политики и вступила в новую фазу с организованным налоговым органом, новой налоговой системой, отсутствием Налогового Кодекса, бюджетного законодательства, в самом расцвете теневой экономики и просуществовала с небольшими изменениями до налоговой реформы начала 2000-х годов. Специалистами отмечено, что сформированная в конце 1991 года налоговая система напоминала налоговые системы Италии и Франции [9].

Этап 2. Понимание контуров национальной модели рыночной экономики (период с 1999 г по 2008 г)

Общество адаптировалось к изменениям. Идеологический раскол в целом был преодолен, но особый опыт плановой экономики остался в исторической памяти. Происходит консолидация.

Появился лидер с национальными идеями: «Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю». [8] Наметились положительные результаты социальной политики государства.

Также социально незащищенная прослойка общества заметно сократилась, но к сожалению не из-за достойных пособий и пенсий, а возможностей поддержать уровень жизни работая, или при помощи своих работающих родственников.

Национальная экономика испытывает ренессанс прежде всего из-за высокой конъюнктуры мировых цен на нефть и других минеральных ресурсов. В России появляется возможность реализации в совокупности социальных и инвестиционных проектов. Налоговая система обретает свои четкие контуры.

Налоговая политика имеет ярко выраженный фискальный характер, но появляются возможности перехода к стимулирующей политике и использованию нового управленческого инструментария. Появилась цель: найти оптимальную налоговую нагрузку на бизнес при которой доход в бюджет максимален.

В 1999г утратил силу Закон о налогах [3] и с 01 января 1999 г. введена в действие 1-ая часть Налогового Кодекса [2]. Которая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля).

Читайте также:  Счет 99 в бухгалтерском учете (нюансы) - все о налогах

Именно в части первой главы дается определение того, что такое налог и что такое сбор.

В этой части были определены только четыре главы по самым ключевым вопросам: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы и единый социальный налог ЕСН (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).

По НДФЛ применяется пропорциональная шкала налоговой базы, но возникает проблема начисленной, но не выплаченной зарплаты. Для тех кто получает зарплату, датой получения дохода по новому закону будет считаться не тот день, когда работник реально получил деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена.

По ЕСН достоинством является появление закрытого списка льгот и выплат, на которые этот ЕСН не будет начисляться. Ранее в каждом Фонде существовали свои внутренние локальные нормативные подзаконные акты.

Индивидуальные предприниматели начали считаться плательщиками НДС.

С 01 января 2001 г. введена в действие 2-ая часть Налогового Кодекса, разработка которой заняла три года. В ней говорится о конкретных налогах, а также специальных налоговых режимах (упрощенная система налогообложения (УСН) в том числе патентная система), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Появилось обоснованное экономическое содержание налоговой политики в единстве следующих элементов: создание обоснованной научной концепции развития налоговой системы; определение основных направлений совершенствования налоговой системы в перспективе; разработки практических мер для достижения поставленных целей.

Этап 3. Практика перехода к стимулирующей налоговой системе (период с 2008 г. по настоящее время (примерно до конца 2016 г.)

Современная Россия прошла осознание, наступило понимание своего пути, в голове сложился образ результата. С какими же трудностями столкнулась налоговая политика государства? Не готовность к падающим ценам на нефть. Связь с кредитно-денежной политикой слишком велика и не совершенна в способности противостоять. Одно радует, все трудности — это путь к совершенству.

ЕСН заменен на страховые взносы. Регрессивная шкала сохранила своё действие. Вводится льгота по ставкам для компаний занятых в сфере информационных технологий.

В Налоговый Кодекс РФ в часть II введена новая глава 33 «Торговый сбор», которая появилась в конце 2014 года, а действует с 2015 года [2].

Важное место в процессе реализации налоговой политики заняло налоговое право, как система финансово-правовых норм.

Выводы:

Налоговая система РФ еще требует реформирования в целях стимулирования экономического роста. Необходимо проводить либерализацию налогообложения для улучшению инвестиционного климата. Но налоговая система должна быть жесткой для защиты интереса налогоплательщика.

На сегодняшний день преобладает политика максимальных налогов с высоким уровнем налоговых изъятий. Теневая экономика не искоренена.

Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков.

Важно помнить, что желание платить налоги возникает от отдачи государства в виде социальной политики, военной и оборонной мощи, научных достижений, стремлении занять лидирующую роль, прежде всего в уровне жизнедеятельности.

Работа налоговых органов с налогоплательщиками сохраняет фискальный характер и сохраняет позицию надсмотрщика, с мыслью, как налогоплательщика наказать, вместо не дать умереть и помочь найти оптимальное налогообложение.

Цель найти оптимальную ставку налога, чтобы получить максимальное поступление в бюджет не достигнута.

Созданная налоговая система УСН набрала обороты, но пока не дала должных результатов, так как предусмотренные системой ограничения и брендовое предпочтения на рынке позволяют расширять бизнес путем создания стратегических альянсов, т. е. юридически независимых компаний, но без расширения рабочих мест и доходов облагаемых НДС и налогом на прибыль.

В современном времени, к сожалению, преобладают идеи о выживаемости, а должны преобладать о процветании, в обществе необходимо формировать идеологию успешного человека, который рассматривает свои сбережения, как основу частных инвестиций.

Информационная политика нашего государства в качестве достижений должна делать акцент не только на успехи в военной и научной сфере, но и на достижения в малом, среднем, социально ориентированном бизнесе.

Государство повсеместно и доступно должно оказывать консультационные услуги о ведении бизнеса и реализации бизнес-идей, и пытаться искоренить мысли о том, что открытие фирмы и управление сопряжено с высокими рисками и невозможностью эти риски преодолеть. А надо верить в себя.

Человек со школьной скамьи должен быть уверен, что он может добиться экономического результата: без боязни смотреть в мир бизнеса, создавать свой бизнес, работать в крупной частной компании или государственной структуре. Эту уверенность способна сформировать открытая стимулирующая налоговая политика государства.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10998/

Минфин рассказал о целях изменения налоговой системы

Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.

​Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию​.

Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики.

Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.

Налоговые новации

Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.

Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он.

Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП». 1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.

Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.

Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии. Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса.

Контроль бизнеса онлайн

«Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он. Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».

Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.

Справедливость для бедных

Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве.

Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова​.

«Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она.

Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо. Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.

Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов. Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%.

Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он. По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.

Контроль за доходами граждан

Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.

Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога.

Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

«Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.

Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.

Повышение ставки НДФЛ

Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны».

Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович. Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.

Авторы: Анна Могилевская, Иван Ткачёв.

Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2018/5aba5cf79a79479bf91fe511/

Источник: https://bhnews.ru/minfin-rasskazal-o-tselyah-izmeneniya-nalogovoj-sistemy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]