Требуйте от перевозчика транспортную накладную! — все о налогах

1 октября 2012

Требуйте от перевозчика транспортную накладную! - все о налогах

Транспортные услуги, ТТН и налоговые риски: ошибки, последствия и решения

Уважаемые клиенты!

Как показывает наша практика, самым спорным первичным документом является товарно-транспортная накладная. Многие компании не оформляют этот документ либо оформляют этот документ неправильно, создавая условия для претензий налоговиков.

Журнал «Российский налоговый курьер» составил «Рейтинг первичных документов, которые чаще всего вызывают налоговые претензии». Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Кира Гин-Барисявичене рассказала в этой статье о товарно-транспортных накладных.

Сегодня мы хотим подробнее рассказать вам о том, какие могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной, как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в ТТН.

«В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом, зачастую платят фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни  водителей в штате. Таков рынок: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные. – рассказывает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер «СБП».

— В такой ситуации, ТТН оформить правильно невозможно, потому что в накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя, собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, – эта информация должна быть проверяема».

Надо отметить, что в последние годы налоговая инспекция ужесточила процедуру проверок, инспекторы копают глубже и тщательнее. ФНС уже заявила, что такой подход в проверках будет развиваться и продолжится в 2012-2013 годах. Рейтинг журнал «Российский налоговый курьер» подтверждает, что проблема с ТТН есть и к этому документу у налоговиков особый подход.

Не у всех компаний есть правильно оформленные ТТН, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают его, часто на практике его судорожно приходится делать «задним числом».

Некоторые предприниматели практикуют даже такие экстремальные варианты: едут по МКАДу, списывают реальные номера машин, на основе которых делают ТТН.

А потом бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров для компании.

Если в Вашем бизнесе сложилась такая ситуация с оформлением ТТН и перспектива спора с налоговиками Вас не прельщает, то мы можем предложить Вам решение, которое подойдет для Вашего бизнеса:

— наше практическое знание требований налоговой инспекции и грамотные рекомендации по переоформлению документов на транспортные услуги снизят Ваши риски налоговых претензий;

— если вариант с переоформлением документов Вам не подходит, то мы оценим ситуацию, которая у Вас ложилась с ТТН, и проконсультируем, как Вам минимизировать Ваши налоговые риски;

 Что следует знать о позиции налоговых органов по товарно-транспортным накладным:

1) Если у вас нет ТТН, хотя транспортные услуги и были оказаны, то спор с налоговой инспекцией вам гарантирован.
2) Что налоговики проверяют в ТТН:

а)

Источник: https://pravo-help.ru/article/141/

Порядок и правила оформления транспортных накладных | Наши публикации

После того, как были приняты Правила перевозки, у многих предпринимателей возникали вопросы о том, как грамотно и правильно оформить новую форму транспортной накладной, которая подтверждает договор перевозки какого-либо груза.

Как заполнить ТТН нового образца? Она составляется на одну партию груза или несколько, однако только в том случае, если в договоре не предусмотрено других мер и условий. Причем партия или партии должны перевозиться только с помощью одного конкретного транспортного средства. Составляется она в трех экземплярах:

  • для грузоотправителя;
  • для грузополучателя;
  • для перевозчика.

На одну машину создается только одна накладная по специальному и официальному принципу. Однако в том случае, если одним транспортам перевозятся грузы различным грузополучателям, то для каждой партии груза для отдельного получателя нужно составлять разные накладные.

Транспортная накладная оформляется, если транспортировка выполняется с привлечением стороннего перевозчика, а также тогда, когда груз поставляется непосредственно к клиенту транзитом.

В документе не прописывается цена транспортируемого груза, а в бланке может быть указана объявленная стоимость, однако только тогда, когда товары относятся к категории ценных.

Если в транспортной накладной имеются какие-либо исправления, то они должны быть заверены подписями сторон.

Оформление документов выполняется только в следующих случаях

  1. Перевозка организуется поставщиком, однако выполняется сторонним перевозчиком.

    В этой ситуации оформляются отдельно документы на доставку, а также на куплю-продажу товаров. Нужно создавать три экземпляра накладной по новой официальной форме. Один вариант отдается продавцу, который с его помощью подтверждает свои расходы на транспортировку.

    Другой переходит непосредственно покупателю, который подтверждает с его помощью реальность операции. Третий экземпляр накладной переходит к перевозчику.

    В том случае если транспортировка груза осуществляется в специальных контейнерах, то дополнительно составляется сопроводительную ведомость.

  2. Транспортировка осуществляется покупателем с помощью стороннего перевозчика.

    В данной ситуации поставщик оформляет ТОРГ-12, поскольку он должен лишь подготовить товар к транспортировке, а также известить об этом покупателя.

    Покупатель в этом случае выступает в качестве грузоотправителя, а право собственности на груз переходит к нему в то время, когда продавец передает товар перевозчику.

    Однако это происходит только тогда, когда другие условия не прописываются в договоре. Оформлением транспортных накладных должен в этом случае заниматься именно покупатель.

  3. Груз транспортируется транзитом непосредственно покупателю от продавца, не проходя через перекупщиков.

    Обычно различные оптовые фирмы закупают у поставщиков всевозможные товары и перепродают их непосредственно конечным потребителям. Однако все эти операции прописываются по документам, а на самом деле перевозчик просто доставляет товар от продавца к потребителю, не сгружая его на склад перекупщика.

    Для данной ситуации нужно составить две ТОРГ-12. В первом документы перевозчик – это покупатель, а во втором – продавец. После подписания первой накладной он становится собственником груза, который полностью принадлежит ему, поэтому во время оформления накладной в графе грузоотправитель указывается перевозчик, а в качестве грузополучателя выступает конечный покупатель.

    Заполняется документ грузоотправителем и перевозчиком. Однако стороны могут изменять порядок заполнения транспортной накладной, поэтому не редки случаи, когда ее заполняет только перевозчик.

    Заказчик подает заявку перевозчику, который должен рассмотреть ее в течение 3-х дней и дать ответ заказчику о том, будет ли принята заявка или отклонена. Отказ должен составляться в письменном виде.

    Официальной формы заявки нет, однако стороны могут самостоятельно ее создать и утвердить. На основании заявки перевозчик первоначально оформляет накладную, поэтому в заявке должна прописываться вся необходимая информация о грузе и расчет цены.

Форма заявки

  • Перевозчик по принятию заявки ставит специальную отметку о ее принятии, печать и подпись.
  • Заказчик с перевозчиком при рассмотрении конкретной заявки определяют все важнейшие условия и правила транспортировки. Перевозчик заполняет с 8 по 11, а также 13, 15 и 16 пункты накладной.
  • Заказчик заполняет пункты с первого по седьмой. Можно дополнительно прописывать в договоре, что именно перевозчик самостоятельно заполняет все пункты заявки. Пункты 6 и 7 не заполняются на данном этапе, поскольку они необходимы для приемки товара и его сдачи грузополучателю.
  • В 16 пункте обе стороны ставят дату, когда была составлена данная накладная, а также расписываются и ставят печати. Если все это присутствует в документе, то это означает, что все условия и правила транспортировки согласованы обеими сторонами.
  • В 6 пункте заказчик должен поставить печать и расписаться, а перевозчик после выполнения транспортировки должен в этом же пункте поставить подпись.
  • В 12 пункте перевозчик после завершения транспортировки может написать какие-либо замечания или примечания о приемке груза.
  • В 7 пункте грузополучатель должен поставить свою печать и расписаться. Сдавший груз водитель должен также поставить свою подпись.
  • Все графы, в которых ничего не заполнены, должны содержать прочерки, которые можно сделать ручкой.
  • В случае если все подписи выполняются по специальным доверенностям, то печати можно не ставить.

Вышеуказанные правила не учитывают много различных важных факторов и особенностей, которые возникают на практике, например таких:

  • заказчик действует от лица грузоотправителя, но не является им;
  • заказ может поступить в электронном виде, поэтому заказчик не может подписать накладную и оформить ее вручную.

Если заказчик перевозки и сам перевозчик не могут быстро и в установленные сроки поставить подписи на накладной, то следует возлагать обязанность заполнения документа на перевозчика.

Согласование может осуществляться с помощью факса или писем электронной почты. В этом случае перевозчик должен заполнить накладную, подписать ее и поставить на ней печать, отсканировать документ и в электронном виде отправить по факсу или почте заказчику, чтобы он оформил необходимые пункты.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Однако такая накладная может стать причиной недовольства налоговых органов и приведет к возникновению множества вопросов. Поэтому окончательный вариант накладной со всеми важными и необходимыми подписями и отметками должен быть отправлен заказчику любым способом. Данный документ считается подтверждением того, что перевозчик полностью выполнил все свои обязанности.

Полностью оформленная накладная со всеми заполненными пунктами должна находиться у:

  • заказчика;
  • грузоотправителя;
  • перевозчика;
  • грузополучателя.

Как заполнить ТТН

Существует несколько алгоритмов, применяемых для различных ситуаций.

Грузоотправитель – это заказчик перевозки.

  • Грузоотправитель – заполняет грузоотправитель и прописывает всю детальную информацию о себе и своих представителях.
  • Грузополучатель – заполняет грузополучатель и размещает детальные данные о себе.
  • Наименование груза – заполняет грузоотправитель. В данной графе пишется информация о грузе, его параметрах и особенностях.
  • Сопроводительные документы — заполняет грузоотправитель только при наличии важнейших официальных сертификатов и др. документов.
  • Указания грузоотправителя- заполняет грузоотправитель и прописывает характеристики транспортного средства, которые важны для того, чтобы осуществить качественную транспортировку груза.
  • Прием груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывается адрес приемки груза, а также дата и время, когда будет подан транспорт, в котором будет осуществляться перевозка.
  • Сдача груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывает адрес, на котором будет выполнена выгрузка товара, а также дата и точное время, когда прибудет транспортное средство с грузом под выгрузку.
  • Условия перевозки – заполняет перевозчик, а если данный пункт пустой, то правила должны быть взяты из специального ФЗ.
  • Данные о принятии заявки к исполнению – оформляется перевозчиком. Здесь прописывается информация о точном времени принятия заказа и о месте. Также ставится подпись перевозчика и его печать.
  • Перевозчик – заполняет перевозчик и прописывает важную информацию о себе и водителе, который будет выполнять транспортировку.
  • Транспортное средство – заполняет перевозчик и указывает вид транспортного средства, его марку, номер, вместимость и грузоподъемность.
  • Оговорки и замечания – заполняет перевозчик после погрузки груза.
  • Прочие условия – заполняет перевозчик, если транспортируются опасные грузы, тяжеловесные или же крупногабаритные.
  • Переадресовка – заполняет перевозчик, если во время перевозки произошла смена адреса, куда нужно доставить груз.
  • Порядок расчета и стоимость услуг транспортировки – заполняет перевозчик.
  • Дата составления договора и подписи всех сторон.
  • Отметки грузоотправителей,перевозчиков и грузополучателей. Данный пункт заполняется в том случае, если были нарушены какие-либо условия договора.
Читайте также:  Экспортеры смогут получать ндс-вычет раньше - все о налогах

Заказчик перевозки – это не грузоотправитель и не грузополучатель.

В этой ситуации все соглашения и условия транспортировки, а также стоимость перевозки оговариваются с заказчиком, который не считается отправителем груза или его получателем. С 1 пункта по 7 в накладной заполняются либо заказчиком, либо перевозчиком, но не грузоотправителем.

В 16 пункте печать и роспись ставит заказчик, поскольку в данном случае подтверждается договорённость и согласование всех условийс перевозчиком. Также подтверждается правдивость и грамотность всей информации, располагающейся в накладной.

По остальным пунктам все происходит таким же образом, как и в предыдущей ситуации.

В 16 пункте можно указать грузоотправителя, а также и заказчика. В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике, а сам документ оформляется в четырех экземплярах.

Заказчик перевозки – грузополучатель.

С 1 пункта по 7 накладной заполняются именно заказчиком. Однако при согласованности сторон на основании заявки данные пункты может заполнять и перевозчик. В 16 пункте грузополучатель ставить печать и расписывается.

Это является подтверждением согласованности всех условий с перевозчиком на основании заявки, а также подтверждением того, что вся информация является правильной, релевантной и достоверной.

Все остальные пункты заполняются так же, как и в первом случае.

В 16 пункте накладной можно будет указать и грузоотправителя, а также и заказчика.В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике.

Накладная для заказчика является официальным и важным подтверждением всех затрат на транспортировку. Все налоговые органы признают затраты на транспортировку только в случае официального подтверждения, которым и является транспортная накладная.

Перевозка груза выполняется при наличии экспедитора.

С договором о транспортировке груза не отождествляется транспортная экспедиция, однако экспедитор может перевозить товары самостоятельно. Договор транспортной экспедиции имеет специфические особенности и характеристики, поэтому и документальное оформление данных услуг отличается от обычного договора перевозки.

Договор транспортной экспедиции – это важный и основной документ, с помощью которого осуществляется регулирование отношений, складывающихся между самим экспедитором и клиентом.

Все стороны договора должны согласовать и установить порядок выполненияперевозки, способ расчетов, метод подтверждения окончания оказания услуг, виды различных экспедиторских документов, которые не предусмотрены в законе, но необходимы для перевозки и др.

В 5 пункте Правил транспортно-экспедиционной деятельности можно ознакомиться с перечнем необходимых и важнейших экспедиторских документов. К ним относится: поручение, расписка экспедитора, складская расписка и прочее.

Акт оказанных услуг подписывается сторонами по факту выполнения обязанностей экспедитором. Его можно не оформлять официально, поскольку данный документ не предусмотрен в законодательстве и не является обязательным.

Дополнительно не существует каких-либо особенных требований и условий, предъявляемых к отчету об оказании услуг.

Однако рекомендуется оформлять акт, чтобы полностью предотвратить какие-либо недовольства или вопросы со стороны налоговой инспекции. Претензии с их стороны могут образоваться из-за того, что нужно подтверждать факт оказания услуг экспедитора, а также их стоимость, которая учитывается при налогообложении фирмы.

Составить акт оказанных экспедиторских услуг можно в любой удобной форме и виде, однако необходимо указывать все важные для любого первичного документа реквизиты. Обязательными элементами акта являются:

  • наименование;
  • дата составления;
  • наименование предприятия, от которого был составлен акт;
  • содержание, особенности и специфика операции;
  • стоимость операции в денежном выражении или же натуральном;
  • имена всех должностей лиц, которые ответственны за данную операцию и за грамотность ее оформления;
  • росписи всех должностных лиц;
  • детальное наименование всех оказанных услуг, а также их стоимость.

Транспортные накладные должны обязательно присутствовать в любом предприятии, поскольку их постоянно требуют налоговые органы и при их не обнаружении могут возникнуть серьезные проблемы. Однако в законодательстве прописывается, что при оказанииэкспедиционных услугне обязательно должны быть накладные. Они необходимы только в том случае, если экспедитор самостоятельно перевозит груз.

Если для перевозки груза привлекается экспедитор, то у покупателя и продавца будут разное количество документов. Все зависит от того, кто именно должен доставлять товары по договору.

Доставку должен осуществлять поставщик.

В этом случае у поставщика должны быть следующие документы: договор поставки, договор транспортной экспедиции и поручение конкретному экспедитору, расписка, ТОРГ-12 и акт услуг.

Также лучше всего иметь на руках грамотно и правильно оформленную транспортную накладную, однако данное условие не считается обязательным. Обычно экспедиторы не выдают доверенность на получение ТМЦ.

В том случае если экспедитор самостоятельно выполняет транспортировку, то транспортная накладная должны быть обязательно. Поскольку в этом случае экспедитор – не обычный посредник, а непосредственно перевозчик.

У покупателя должны быть следующие документы: договор поставки, транспортная накладная, ТОРГ-12, копия путевого листа, доверенность для представителя на получение ТМЦ.

В этой ситуации обязательно должна быть транспортная накладная, поскольку экспедитор обязательно воспользуется услугами перевозчика.

Если покупатель – это не грузополучатель, то у него не будет накладной и путевого листа. Поэтому нужно будет потребовать у поставщика копию накладной, чтобы было официальное и документальное подтверждение доставки груза.

Доставку груза осуществляет покупатель

В этом случае у покупателя имеется: договор поставки, договор транспортной экспедиции, поручение и расписка, ТОРГ-12, акту оказания услуг. Также если покупатель – это грузополучатель, то у него должна быть и накладная.

Один экземпляр накладной должен быть у грузополучателя, поскольку экспедитор в любом случае воспользуется услугами перевозчика.

Поставщик имеет следующие документы: договор поставки, накладную, копию поручения экспедитору,ТОРГ-12, копию путевого листа, а также доверенность на водителя на получение ТМЦ.

Во время передачи груза, поставщик должен убедиться, что передает его официальному представителю. В транспортной накладной прописывается, кто именно является заказчиком транспортировки.

Все вышеуказанные рекомендации и советы созданы в соответствии с законами РФ. Благодаря грамотному оформлению всех документов, можно существенно снизить риск возникновение проблем и недовольства налоговых органов.

Однако, даже не смотря на правильность оформления документов, полностью предотвратить претензии от инспекции невозможно в том случае, если контрагент окажется недобросовестным. Поэтому в суде налогоплательщик сможет выиграть только в случае наличия полного комплекта правильно и грамотно оформленных документов.

Источник: https://www.buhgalter-s.ru/poleznoe/publikacii/pravila-oformleniya-transportnyx-nakladnyx/

Безупречный документооборот с новой транспортной накладной

Уже три месяца действует новая транспортная накладная, но никаких разъяснений о ее применении нет. Между тем именно она подтверждает расходы на перевозку и реальность операций. В ловушках и неясностях новой формы мы разбирались совместно с ее разработчиком – Минтрансом России.

Схема № 1. Перевозку заказывает поставщик

Ситуация. Поставщик от своего имени и за свой счет привлекает для доставки груза покупателю стороннего перевозчика. Сама отгрузка происходит со склада поставщика.

Поставщик в этой схеме выступает заказчиком перевозки и грузоотправителем.

Для подтверждения расходов на перевозку и отражения движения товара у покупателя и продавца должно быть на руках по экземпляру накладной с отметками всех участников.

Грузоотправитель. Поставщик – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на доставку и подает заказ-заявку.

Он же обычно, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272).

Грузоотправитель, со своей стороны, заполняет пункты 1–6 и 16 транспортной накладной и передает все три экземпляра накладной представителю перевозчика.

Ведь если грузоотправитель сразу оставит себе свой экземпляр накладной и передаст перевозчику оставшиеся два, на его экземпляре не будет отметки грузополучателя о том, что товар им получен. Так что удобнее передать все три экземпляра перевозчику. После того как грузополучатель получит товар, он вернет грузоотправителю его экземпляр накладной со всеми отметками.

Перевозчик. Представитель перевозчика при подаче транспорта получает от грузоотправителя все три экземпляра накладной и заполняет пункты 8–13 и 15–16 транспортной накладной.

Заполнить большинство этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если перевозчик заранее передаст ему необходимые для этого сведения. Например, по факсу или электронной почте. После приема груза представитель перевозчика, обычно водитель, ставит свою подпись.

При доставке груза представитель перевозчика расписывается в пункте 7 накладной.

Грузополучатель. Получатель груза при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной, где отражает информацию о том, что груз получен. Второй ее экземпляр он оставляет себе, а первый экземпляр вместе с другими товаросопроводительными документами возвращает грузоотправителю.

Схема № 2. Перевозку заказывает покупатель

Ситуация. Покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Доставка происходит со склада поставщика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Грузоотправитель. При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада (п. 1 ст. 223, п. 2 ст. 458 ГК РФ).

Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку.

Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272).

В накладной покупатель заполняет пункты 1–2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа.

А именно пункты 8–13 и 15–16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д.

При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель. Получатель груза – он же покупатель – при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй – передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

Схема № 3. Перевозка проходит транзитом

Ситуация. Перевозку заказал поставщик или покупатель. Для доставки груза привлечен сторонний перевозчик. Сама отгрузка происходит не со склада поставщика, а идет напрямую со склада его контрагента.

Часть данных в накладной будет заполнять поставщик, а часть сторонняя компания – склад. Здесь важно, чтобы из документов было видно, что склад – это отдельная сторона сделки.

Иначе есть риск, что инспекторы признают сделку нереальной из-за отсутствия у поставщика складских помещений.

Грузоотправитель. Транспортную накладную, если иное не предусмотрено договором, оформляет заказчик перевозки, это может быть как поставщик, так и покупатель.

Читайте также:  Фнс рассказала о налоговых последствиях выдачи работникам трудовых книжек - все о налогах

Заказчик, как грузоотправитель, оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Накладную также составляют в трех экземплярах (п. 6 Правил № 272). Грузоотправитель заполняет пункты 1–6 и 16 транспортной накладной и передает все три ее экземпляра владельцу склада или перевозчику.

Однако когда грузоотправитель, будь то продавец или покупатель, не присутствует при отгрузке, у него могут возникнуть трудности с заполнением пунктов 3, 4 и 6 накладной.

В них приводят данные о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки. Заполнение этих реквизитов или оформление накладной можно поручить владельцу склада или перевозчику.

При этом в пункте 6 накладной проставляют фактический адрес места отгрузки, то есть склада.

Перевозчик. Компания-перевозчик получает все три экземпляра накладной, как правило, от владельца склада и заполняет свою часть документа. Речь идет о пунктах 8–13 и 15–16 транспортной накладной.

Заполнить большую часть этих данных за перевозчика может сам грузоотправитель, если заранее получит сведения от транспортной компании. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель. Получатель груза при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй передает перевозчику. Третий экземпляр вместе с другими товаросопроводительными документами возвращают грузоотправителю.

Схема № 4. За перевозку отвечает экспедитор

Ситуация. Поставщик или покупатель привлекает для доставки экспедитора. Заказчик перевозки выступает в качестве грузоотправителя.

Здесь сложность в том, что экспедиторы не раскрывают информацию о перевозчике и сами не составляют накладную. Поэтому у компаний возникают сложности с подтверждением расходов.

Решить их можно, только прописав оборот накладной в договоре с экспедиторской компанией.

Грузоотправитель. Накладную, если иное не предусмотрено договором, оформляет заказчик перевозки (п. 6 Правил № 272). Грузоотправитель заполняет пункты 1–6 и 16 транспортной накладной и передает все три ее экземпляра владельцу склада или перевозчику. Но накладную по условиям договора может оформить и экспедитор.

Перевозчик. Экспедиторы обычно отказывают в составлении транспортной накладной и проставлении в ней своей подписи. Мотивируют они это тем, что не являются заказчиками перевозки и фактическими перевозчиками, а выступают посредниками. Не раскрывают экспедиторы, как правило, и данные о фактическом перевозчике.

Однако грузоотправителем считается компания, которая по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза. Ее данные записываются в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).

Экспедитор, заключивший договор транспортно-экспедиционного обслуживания с владельцем груза, берет на себя в полном объеме все обязательства не только по его сопровождению. Экспедитор принимает на себя обязанности по оформлению необходимых перевозочных документов. А одним из таких документов является транспортная накладная.

Экспедитор, отвечающий в данном случае за перевозку, получает все три экземпляра накладной от заказчика перевозки или оформляет их самостоятельно. Все зависит от условий договора с заказчиком перевозки.

Грузополучатель. При приемке груза получатель заполняет данные в разделе 7 накладной. Второй ее экземпляр он оставляет себе, а первый экземпляр вместе с другими документами на товар возвращает грузоотправителю. Когда грузоотправитель и грузополучатель одно лицо, этот экземпляр оставляют себе или передают вместе с документами на товар их поставщику.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/13630-bezuprechnyy-dokumentooborot-s-novoy-transportnoy

20:16 На что нужно обратить внимание оформляя ТТН

Расходы на перевозку грузов являются типичными расходами большинства компаний. Поэтому большинство налоговых претензий по НДС и по налогу на прибыль связаны с замечаниями к документам, подтверждающим именно эти расходы: к товарно-транспортным или транспортным накладным.

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь.

В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться.

Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной? Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных?

В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги.

В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя.

Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема.

Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать «задним числом».

Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные.

Правда, потом «находчивые» предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст.

785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено.

И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным.

Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.

2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом «, по факту окажется обязательной. Налоговые органы считают, что именно транспортные накладные подтверждают факт перевозки и реальность услуг по перевозке. И в большинстве случаев суды поддерживают это мнение налоговиков.

Почему контролирующие органы настаивают на наличии полностью заполненной определенной формы? Этому есть ряд объяснений: в формах предусмотрено достаточно много параметров, которые легко проверить и установить. О том, что нужно проверять и как находить «слабые места» налогоплательщиков при оформлении товарно-транспортных накладных, сказано в письме ФНС РФ от 21.08.

2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров».

ФНС России указывает нижестоящим налоговым органам, как сверять показатели из товарно-транспортных накладных со сведениями из других документов, какие данные могут указывать на нереальность операции, а также какие показатели еще могут быть сфальсифицированы налогоплательщиком и т.д.

Рассмотрим некоторые рекомендации, которыми должны руководствоваться инспекторы, проверяя товарно-транспортные накладные.

Во-первых, проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номер водительского удостоверения. Эти данные легко проверяются по запросу в ГИБДД. Этот прием работает эффективно — налогоплательщики очень часто попадаются, указывая в накладных транспортные средства с несуществующими государственными номерами.

Во-вторых, проверить информацию о том, действительно ли указанные в транспортных накладных водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика.

Даже если в накладной указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях, то инспекторы все равно смогут легко проверить факт перевозки.

Они имеют право вызвать на допрос собственников автомобиля и водителей.

В-третьих, сопоставить массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в транспортной накладной автомобиля. Налоговики также обратят внимание на расстояние, указанное в накладной, чтобы оценить, сколько рейсов за день сможет сделать этот автомобиль.

И наконец, проверить наличие иных реквизитов товарно-транспортных накладных. В частности, в накладных должны присутствовать номер и дата доверенности, по которой был получен груз, указано кем и кому выдана доверенность, кто произвел отпуск груза, кто груз принял, сведения о грузе и др.

В качестве рекомендаций налогоплательщикам. Обратите особое внимание на письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ — это очень полезный документ. Именно с его помощью вы сможете посмотреть на свои транспортные накладные с точки зрения налоговой инспекции.

Это письмо, по большому счету, стоит изучить всем налогоплательщикам, сделав его своей «настольной книгой», тогда вы сможете следить за правильным заполнением транспортных накладных на своем предприятии.

Вы будете знать, какие параметры будут проверять налоговики и какие ошибки в данном документе могут привести к налоговым доначислениям.

Кира Гин-Барисявичене (управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам»)

Источник: https://www.taxru.com/blog/2013-02-26-10919

Образец заполнения ТТН (товарно-транспортной накладной)

Товарно-транспортная накладная (ТТН), является основным документом в процессе грузоперевозок.

Она служит двум целям: учету, списанию перевозимого товара и начислению заработной платы водителю, осуществлявшему доставку груза.

Этот документ на разных этапах транспортировки заполняется тремя участниками: грузоотправителем, грузополучателем и представителем транспортной организации. Давайте рассмотрим как заполняется бланк ТТН.

Количество экземпляров ТТН

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  1. Первый, товарный, относится ко всему, что связано с товаром;
  2. Транспортный раздел содержит сведения, касающиеся грузоперевозчика.

Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах. Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.

Остальные три экземпляра ТТН передаются на руки водителю-экспедитору. Главное требование – эти экземпляры должны быть подписаны присутствующими лицами (водителем и представителем компании грузоотправителя) и заверены печатью организации-грузоотправителя.

Второй экземпляр накладной водитель вручает получателю груза. Этот экземпляр служит основанием постановки на учет поступивших товаров.

Третий и четвертый экземпляры ТТН грузополучатель заверяет подписями и печатью организации и передает водителю. Водитель сдает эти экземпляры в бухгалтерию автотранспортного предприятия.

Один экземпляр ТТН служит основанием для выставления счета клиенту (заказчику грузоперевозки) и высылается ему вместе со счетом на оплату услуг.

Последний, четвертый экземпляр бланка ТТН, прикрепляется к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю, производившему доставку груза.

Важная деталь: так как ТТН служит основанием для выплаты заработной платы, оформлять ее нужно при каждом рейсе отдельно независимо от однородности перевозимого товара. Загрузился водитель – получил ТТН. Разгрузился – сдал ТТН в бухгалтерию. 1 рейс – 1 ТТН.

Инструкция: Заполнение ТТН (товарно-транспортной накладной)

Пример:
Грузоперевозчик: ООО «Грузовик» работает по договору от 22 июня 2013 года с ООО «Строитель».

Грузополучатель: ООО «Строитель», согласно договору от 22 июня 2013 оплачивает услуги по доставке товара ООО «Грузовик».
Грузоотправитель: ООО «Сухие смеси» — отгружает товар со склада представителю ООО «Грузовик».

Читайте также:  Что лучше использовать ккм или бсо при усн в ооо? - все о налогах

Товар: сухие строительные смеси, расфасованные в мешки по 50 кг. Цена за 1 кг – 5 рублей. Всего партия составляет 15 тонн.

Разделы ТТН, заполняемые грузоотправителем

До прихода машины грузоперевозчика отправитель товара (ООО «Сухие смеси») должен частично заполнить все 4 экземпляра товарно-транспортной накладной. На основании данных ТТН ООО «Сухие смеси» спишет с учета, а ООО «Строитель» поставит на учет полученные товары.

Заполняем бланк ТТН форма 1-Т

  1. Вписываем дату выписки товара.
  2. Строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» заполняются наименованиями организаций, участвующих в сделке. ООО «Сухие смеси» списывает товар (ТМЦ), а ООО «Строитель» приходует поступивший товар.

  3. В строке «Плательщик» вписывается наименование организации, фактически производящей оплату за получение груза (в нашем случае это заказчик перевозки и покупатель в одном лице – ООО «Строитель»).
  4. Раздел сведений о грузе, относящийся к товарной части накладной необходимо заполнять максимально ясно.

    Все дело в налоге на добавленную стоимость. При покупке НДС входит в стоимость товара. Организации, для того, чтобы заявить НДС к вычету, должны показать в документах сумму налога отдельно. Действующая форма ТТН является всего лишь рекомендуемой к заполнению.

    Соответственно, можно от руки вписывать следующую формулировку: «Общая сумма товара, в т.ч. НДС». Это касается всех граф, где указана сумма перевозимого груза.

  5. Строка «Отпуск разрешил» заполняется лицом, ответственным за отпуск товарно-материальных ценностей (представителем ООО «Сухие смеси»).

    Подпись в документе является подтверждением достоверности указанных данных. Подпись должна быть заверена печатью или штампом организации-грузоотправителя.

  6. Товарно-транспортная накладная, заполненная и заверенная грузоотправителем, является разрешением на отгрузку и транспортировку товара.

    Если по какой-либо причине отдельные графы не заполнены, в них обязательно должен стоять прочерк, исключающий возможность что-либо дописать в данной графе.

При невозможности заполнения части бланка товарно-транспортной накладной относительно перевозимых товаров, заполняется специальная форма (производная от основной ТТН).

При этом в основной форме делается отметка, что дополнительная форма ТТН составляет неотъемлемую часть основного документа. Этот документ также составляется в четырех экземплярах и прикладывается к путевому листу водителя. Кроме того, он также служит основанием списания и постановки на учет ТМЦ.

Заполнение ТТН (товарно-транспортной накладной) по прибытии представителя грузоперевозчика

По прибытии водителя-экспедитора ООО «Грузовик» производится погрузка товаров ООО «Сухие смеси». После этого начинается заполнение транспортного раздела ТТН.

В данном разделе фиксируются договорные отношения грузоперевозчика, предоставляющего автотранспортное средство, с грузоотправителем.

Данный раздел служит основанием для учета рабочего времени водителя, расчетов грузополучателя или грузоотправителя с транспортной организацией.

Заполнение транспортного раздела ТТН грузоотправителем

  1. Графа «К путевому листу №» заполняется сведениями о путевом листе (номер и дата выдачи ООО «Грузовик» путевого листа). 1 экземпляр товарно-транспортной накладной приобщается к путевому листу.
  2. Строка «Организация» заполняется данными об организации-грузоперевозчике.

    Подробные данные можно взять из путевого листа водителя.

  3. Строка «Заказчик»: сюда вписывается наименование организации, заказавшей и оплатившей грузоперевозку, приобретающей товар – ООО «Строитель». Данные вписываются из договора купли-продажи товара.

  4. Строка «Водитель» заполняется фамилией и инициалами водителя-экспедитора.
  5. Строки «Автомобиль» и «Прицепы» заполняются соответственно, прибывшими на погрузку номерами и марками машин и прицепов.

  6. Строка «Удостоверение» содержит полные данные водительского удостоверения водителя-представителя грузоперевозчика.
  7. В строке «Лицензионное удостоверение» ставится прочерк. Лицензирование отрасли грузоперевозок отменено.

  8. В строке «Пункт погрузки» указывается фактический адрес ООО «Сухие смеси».
  9. В строке «Пункт разгрузки» — соответственно, адрес грузополучателя ООО «Строитель».

Таким образом, мы заполнили начало (шапку) транспортной накладной. Идем далее.

Заполняем сведения о грузе в товарно-транспортной накладной

  1. Графа 1 – наименование товара. Кратко вписываем наименование «сухие смеси».
  2. Графа 2 содержит сведения о документах, сопровождающих груз. Сюда могут относиться сертификаты на товар, накладные, свидетельства. В графу 2 вписываются краткие наименования документов с номерами и датами выдачи.

    Полный пакет документов указанного перечня передается водителю. Водитель, в свою очередь, должен передать эти документы грузополучателю при разгрузке товара.

  3. Графа 3 «Вид упаковки» содержит данные о том, во что упакован перевозимый груз. В этой графе допустимы сокращенные названия: ящ., меш., кор.

    Если товар не упакован, проставляется аббревиатура ну.

  4. Графа 4 «Количество мест». Здесь указывается количество мест (единиц) каждого товара поименно. Если в нашем случае мы перевозим 15 тонн, расфасованных в мешки по 50 кг, то количество мест составит 300.

    Если перевозка товара производится без расфасовки (например, машина песка), количество мест не указывается.

  5. Графа 5 «Способ определения массы» заполняется в зависимости от того, как масса груза определяется. При взвешивании груза на весах обязательно указывается их тип: «авт.вес», «тов.вес».

    Применительно к нашей ситуации использовались обычные товарные весы. Отметка «тов.вес» заносится в графу.

  6. Графы 6 и 8 заполняются организацией-перевозчиком.
  7. Графа 9 «Масса брутто, тонны» заполняется с погрешностью до 1 кг.

    По каждому наименованию товара вписывается вес в тоннах, затем указывается общий вес перевозимого товара в тоннах.

  8. Графа «Количество ездок» должна содержать сведения о фактически выполненном количестве маршрутов. Если перевозится много однородного товара, допустимо в этой графе проставить общее количество рейсов.

  9. Графы, отражающие передачу товара представителем грузоотправителя, должны содержать данные: о номере пломбы (в случаях, когда товар опломбировывается), о количестве мест (прописью), об общей массе товара с погрешностью до 1 кг (прописью).

  10. Графа «Сдал» заполняется данными о должности, а также фамилии, имени, отчестве лица, отгружающего товарно-материальные ценности. Подпись и печать свидетельствуют о том, что все документы заполнены верно и товар готов к транспортировке.
  11. В графе «Принял водитель-экспедитор» указываются данные водителя, также проставляется его подпись.

    Это подтверждает, что водитель сверил оттиски пломб, количество мест и принял товар к перевозке. При факте получения груза непосредственно доверенным лицом грузополучателя в этой графе проставляются данные доверенного лица, удостоверяющиеся подписью, а также номер и дата выдачи доверенности.

  12. Графа «Транспортные услуги» включает в себя перечень услуг по транспортировке груза (упаковка, маркировка, брезент) с обязательным перечнем и количеством услуг.

Раздел ТТН «Погрузочно-разгрузочные работы», заполняется представителем ООО «Сухие смеси» — грузоотправителем

  1. Графа 11 «Исполнитель» содержит сведения о том, кто конкретно производил погрузку (грузоперевозчик своими силами, представители грузоотправителя или сторонняя организация).
  2. Графа 14 «Способ» — сведения о способе погрузки: автоматизированный (с использованием погрузчиков), ручной, наливной или насыпной.

  3. Графа 13 отражает данные о том, какая техника или оборудование были использованы при том или ином способе погрузки.
  4. В графах 16 и 17 ставится время (часы и минуты) прибытия машины под погрузку и убытия после окончания погрузочных работ. Графа 18 включает в себя сведения о дополнительных видах работ.

Прибытие под погрузку определяется временем предъявления путевого листа лицу, ответственному за отпуск ТМЦ. Время убытия – с момента проставления в товарно-транспортной накладной подписей о приемке товара к транспортировке.

Графа 19 «Подпись ответственного лица» заполняется представителем грузоотправителя (ООО «Сухие смеси»).

Доставка товара грузополучателю (ООО «Строитель»)

По прибытии к месту назначения водитель передает представителю грузополучателя все три экземпляра товарно-транспортных накладных. Грузополучатель начинает заполнение раздела «Погрузочно-разгрузочные работы».

Заполнение раздела ТТН «Разгрузка»

  1. Графа 11 «Исполнитель» — указывается непосредственный исполнитель разгрузочных работ (сам грузополучатель, привлеченная сторонняя организация).
  2. Графа 12 «Дополнительные операции» — перечисляются все действия сверх разгрузки, связанные с приемом товара (взвешивание, пересчет).

  3. Графа 13 «Приспособления и механизмы» — указываются механизмы и оборудование, при помощи которых производилась разгрузка.
  4. Графа 14 «Способ разгрузки» — перечень способов разгрузки. Она может производиться частично ручным, частично механизированным способом.
  5. Графы 16,17 «Время прибытия», «Время убытия».

    Определяется так же как при погрузке. Как только водитель предъявил путевой лист и три экземпляра ТТН грузополучателю, в них проставляется время прибытия транспорта. Время убытия определяется окончанием разгрузочных работ и передачей водителю оставшихся экземпляров накладных.

    Строка «Транспортные услуги» содержит перечень услуг, оказанных водителем-экспедитором при транспортировке груза.

  6. Графа 18 «Дополнительные операции». Эта графа включает перечень дополнительных операций, необходимых для осуществления процесса разгрузки.
  7. Графа 19 «Подпись ответственного лица».

    В этой графе проставляется подпись лица, осуществляющего приемку товара. Своей подписью представитель грузополучателя подтверждает правильность заполнения товарно-транспортной накладной и соответствие фактически полученного товара количеству и весу товара, указанного в ТТН.

  8. Строки, содержащие данные о приеме-передаче товара должны содержать сведения о номерах пломб, если товар был опечатан. Также указывается общий вес товара и количество мест.

    Кроме того, если товар неоднороден (доставлено несколько наименований различных видов) по каждому наименованию указывается вес с погрешностью до 1 кг (цифрами и прописью).

Строка «Принял» заполняется представителем грузополучателя с указанием фамилии и инициалов, а также должности. Данные заверяются подписью и штампом организации. Строка «Сдал» заполняется аналогичными данными водителя-экспедитора.

Заполнение товарно-транспортной накладной автотранспортной организацией – грузоперевозчиком (ООО «Грузовик»)

По приезду водитель сдает оставшиеся у него на руках два экземпляра ТТН. Оба экземпляра должны быть заполнены соответствующими данными и должны иметь подписи и печати должностных лиц, ответственных за погрузку-разгрузку товаров. В нашем случае это фирмы ООО «Сухие смеси» и ООО «Строитель». В транспортной части накладной перевозчик заполняет следующие строки:

  1. «Код заказчика», «Маршрут №», «Гаражные номера прицепов».
  2. Графа «Вид перевозки» включает в себя расшифровку сведений о виде оплаты (почасовая перевозка, сдельная, оплата за одну поездку). Также сюда включаются данные о том, сборная это была перевозка или путем догруза, осуществлялся ли заезд на станции (железнодорожные, например).
  3. Раздел «Сведения о грузах» заполняется в части граф 6 и 8. В них вносятся данные о коде груза и его классе.
  4. Заполнение раздела «Прочие сведения» начинается с граф 20-24. В эти графы вносятся сведения о доставке груза с использованием различных видов дорог (шоссе, грунтовая дорога, целина).
  5. Графа 25 содержит код экспедирования товара.
  6. Графы 26, 27 могут содержать либо коды оказанных услуг по грузоперевозкам, либо суммы. Отдельно указываются суммы к получению транспортной организации ООО «Грузовик» и сумма к получению водителю-экспедитору.
  7. Графы 29 и 30 содержат сведения о территориальных коэффициентах, необходимых для начисления заработной платы водителю. Также здесь указывается коэффициент классности согласно Единому тарификационному справочнику.

Разделы «Расчет стоимости» и «Таксировка» используются бухгалтерами или менеджерами по персоналу для расчета и начисления стоимости услуг по доставке и заработной платы водителю-экспедитору за проделанную работу.

Кажется, что заполнение товарно-транспортной накладной является непосильным трудом. Этот документ заполняется сразу несколькими организациями. Главное при заполнении – соблюдать четкость, внимательность и относительную грамотность. Тогда проблем с заполнением и использованием этого документа не возникнет.

Скачать бланк ТТН форма 1-Т

Бланк товарно-транспортной накладной формы 1-Т

Пример заполнения бланка ТТН (фото)

Образцы заполнения ТТН на примере бланка товарно-транспортной накладной 1-Т:

Видео: Краткая инструкция заполнения ТТН формы 1-Т

Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/obrazec-zapolneniya-ttn-tovarno-transportnoj-nakladnoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]