Налог на прибыль | Бухгалтерия и кадры
17 июня 2008 года в Москве прошел консультационный семинар, посвященный одному из самых спорных налогов – налогу на прибыль. Мероприятие провела Татьяна Новикова – руководитель Департамента аудита «МШК АУДИТ», доцент Московского городского университета управления правительства Москвы. Организатором семинара выступил Центр образования «ЭЛКОД».
Госпожа Новикова поделилась со слушателями своим богатым опытом практикующего аудитора и налогового консультанта. Она рассказала, на что обращают внимание налоговики во время своих проверок налога на прибыль организаций, какие ситуации являются рисковыми, как их избежать. И как использовать тенденции главы 25 Налогового кодекса РФ для оптимизации налога.
По новым правилам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), напомнила лектор, инспектору нельзя запрашивать у организации дополнительные документы – ведь налог на прибыль не преду-сматривает возмещения, а перенос убытка на будущее не является льготой, поскольку такое право предоставлено не избранным, а всем организациям.
Поэтому проверка прибыльной декларации сводится к арифметике: как посчитаны налоговая база и авансовые платежи, стыкуются ли показатели, все ли приложения на месте… Главное, как сказала Татьяна Новикова, чтобы инспектору «не к чему было прицепиться»: если нет оснований, то и требовать с организации нечего.
Значит, все внимание нужно сосредоточить на правильности отчета.
А основные опасности подстерегают организацию во время выездной проверки – когда налоговики ищут любые способы не только не признать расходы, но и доначислить доходы.
Рисковые доходы
Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, и в большинстве случаев порядок расчета и сумма налога зависят от того, как оформлены взаимоотношения сторон, то есть от договора.
Поэтому при проверках налоговики внимательно изучают договоры – ведь в них содержатся условия, влияющие на обязанности по уплате налога (наличие предоплаты, включение стоимости доставки в цену товара, порядок оплаты и т.
п.).
При методе начисления доходы от реализации признают в целях налога на прибыль, исходя из срока перехода права собственности на реализуемые товары (работы, услуги). До этого момента доходы признаваться не должны (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Многие применяют это положение и для случая, когда договор поставки предусматривает особые условия перехода права собственности, например, после полной оплаты товара.
В чем здесь риск доначисления дохода?
Доход доначислят определенно, если проверяющие установят, что реальные отношения сторон и результаты их деятельности этому условию не соответствуют.
Встречная проверка (если пользоваться устаревшей терминологией) легко покажет, что покупатель или реализовал купленный товар, или списал в расходы, в то время как поставщик его стоимость в доходах еще не признал (п.
7 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).
Еще риск доначисления налога связан со временем признания дохода по договорам на выполнение услуг (информационных, консультационных, аудиторских и т. д.).
Но часто такие договоры составляют так, что у налоговиков появляется возможность переквалифицировать их в договоры на выполнение работ (с позиции налогообложения).
Услуга – это то, что потребляется в процессе предоставления и не имеет материального выражения (ст. 38 НК РФ). Доходы от реализации услуг нужно распределять и признавать равномерно (п. 2 ст. 271 НК РФ).
Доход от реализации работ признают в том периоде, в котором заказчик принял выполненные работы (ст. 39 НК РФ).
Передачу результатов оформляют актом, а доход исполнитель признает на дату его подписания.
Например, если работы были выполнены в мае 2008 года, а заказчик принял их по акту в августе, то доход от реализации возникнет в августе (письмо Минфина России от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/1/490).
Если договор на информационные услуги предусматривает выдачу отчетов на бумажном носителе, то их сочтут работами. Казалось бы, ничего страшного в этом нет, поскольку речь может идти просто о перераспределении дохода в налоговом периоде, в течение которого платят авансовые платежи.
Но здесь кроется другое. Если оказана услуга, то прямые расходы списывают в текущем периоде – незавершенного производства нет.
Но если инспектор обнаружит в договоре не услугу, а работу, то прямые расходы признают в данном отчетном (налоговом) периоде только в части, относящейся к выполненным работам.
Определенную осторожность нужно проявить и при получении целевых средств. Например, орган государственной власти учредил ООО и перечислил деньги на развитие предприятия (достройку, приобретение основных средств и т. д.). Чтобы их не признали доходом, нужно, во-первых, вести раздельный учет по этим поступлениям и, во-вторых, составить отчет об их использовании.
Эта бумажная 25-я глава…
Госпожа Новикова напомнила, что для того, чтобы расходы «состоялись», они должны отвечать критериям экономической обоснованности, установленным статьей 252 Налогового кодекса: они должны быть (одновременно) экономически оправданны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Лектор отметила, что анализировать экономическую оправданность расходов налоговики не вправе. У любой организации могут быть пассивные периоды, во время которых непременно есть расходы (аренда, зарплата, обучение).
Но за ними обычно следуют активные периоды, в которых доходы начинают появляться. Руководствоваться при споре с налоговой следует выводами, приведенными в определениях Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г.
№ 320-ОП и № 366-ОП: обоснованными считаются те расходы, которые направлены на получение дохода, а не связаны с его получением.
Поэтому всю энергию проверяющие направляют на анализ подтверждающих документов. Чаще всего их настораживают некачественно оформленные документы: отсутствие подписи, смазанная печать, «нечитаемая» фамилия ответственного лица. Ведь если контрагент реален, рассуждают инспекторы, то, как правило, его документы бывают в порядке.
Однако, начиная с недавнего времени в судебной практике пошла положительная для налогоплательщика тенденция.
Кроме того что перестали требовать строгого соответствия «первички» нормам Росстата, в обоснование произведенных расходов принимают и другие документы, подтверждающие реальность этих расходов (а бывает, что в суде можно доказать расход свидетельскими показаниями со стороны контрагента!).
Что подразумевается под «другими» документами?
Например, договор аренды. Бывают ситуации, когда имущество передали и арендатор начал пользоваться им раньше, чем подписан сам договор, согласование которого затянулось.
Налоговики, конечно, постараются отказать в принятии расходов, связанных с таким договором, в периоде до его подписания.
Но если будет акт передачи и в договоре будет записано, что его действие начинается с момента передачи имущества, то суд поддержит организацию, посчитав, что расход реальный, на основании «другого» документа – акта.
Конечно, подчеркнула лектор, организация сама должна заботиться о том, чтобы все ее расходы выглядели реальными, и действовать по принципу «на любой шаг – бумажка»: слишком много документов в споре с налоговой инспекцией не бывает.
Например, организация учитывает в расходах затраты на сотовую связь. Если сотрудник в отпуске и продолжает разговаривать, такой расход снимут. Но только если не будет приказа о продлении переговоров на время отпуска сотрудника.
Или превысили смету расходов из-за появления дополнительного объема затрат.
Нужно ли менять смету? Может ли быть отклонение от проекта? Все просто: нужно получить объяснительную записку от исполнителя, зачем нужны дополнительные материалы, утвердить ее, а затем выдать необходимые ОС. Появилась новая бумажка – обоснованность расхода подтверждена.
Госпожа Новикова тем не менее преду-предила, что небрежно составленные документы, если и не приведут к отказу в принятии расхода, то послужат поводом к признанию их несвоевременными. А это уже другая тенденция проверок.
Инспектор обязательно проведет анализ документов, не подписанных самими организациями. Так, затраты по авансовому отчету, не подписанному директором вовремя, признают в расходах только после того, как он будет подписан (даже если это будет во время проверки).
И тогда, скажем, расход 2005 года в 2008 году признать уже будет нельзя. Его квалифицируют как убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, и предложат внести исправления в налоговую отчетность. Таким образом, подчеркнула лектор, такой подход является новым элементом проверок.
Расход есть, документально подтвержден, но не признан в том периоде, когда состоялся.
Снизить базу без риска
Что греха таить, отметила госпожа Новикова, некоторые до сих пор, чтобы снизить налоговую прибыль, отражают в учете расходы, которых не было. При этом составляют «красивые» документы, правдоподобные договоры.
Но зачастую при этом не учитывают, что в глазах проверяющих подозрительно будут выглядеть договоры на поставку, консультационные услуги, ремонтные работы, заключенные с одним и тем же контрагентом.
Так же как и слишком «круглые» крупные суммы.
Тем более что есть законные (и потому безопасные) способы уменьшить налоговую базу путем создания резервов (заметим, что формировать их имеют право только те организации, которые работают по методу начисления).
Татьяна Новикова остановилась на трех основных резервах и напомнила порядок их создания:
– на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ);
– на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
– по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).
Отпускной резерв
Создание резерва на оплату отпусков выгодно по нескольким причинам. Например, если в него отчисляют сумму, которая превышает фактические расходы организации. Разницу включат в доход только в конце года.
Выгода этого резерва очевидна и в том случае, если в организации будет много неиспользованных отпусков. В этом случае соответствующую часть резерва можно перенести на следующий год.
Чтобы определить сумму не использованных в отчетном году отпускных, бухгалтер должен провести инвентаризацию резерва, а затем количество дней, которые работники не использовали, умножить на их среднедневной заработок (с учетом ЕСН).
Ремонтный резерв
Резервов на ремонт основных средств может быть два – на обычный и особо сложный и дорогой вид капремонта.
При первом варианте размер резерва не может превышать сумму, истраченную на ремонт за последние три года. Его остаток на конец года увеличит доходы фирмы.
Для второго вида ремонта компания должна создавать резерв в течение нескольких лет. Предельный размер фонда определяют на основе сметы методом прямого счета, по которой потом бухгалтер рассчитывает норматив отчислений. Причем закон никак не ограничивает размер этого резерва.
Его остаток можно переносить на следующий год. Эти резервы позволяют равномерно относить стоимость ремонтных работ на себестоимость в течение года.
«Сомнительный» резерв
Резервы по сомнительным долгам можно создавать только по дебиторской задолженности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг), числящейся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сумма резерва зависит от времени просрочки.
В него можно включить не более половины дома, если покупатель задержал оплату на время от 45 до 90 дней. При сроке более 90 дней резерв можно создать на всю сумму долга. Какой долг считается просроченным? По договору – когда должник не произвел оплату на следующий день после установленного срока.
Если этот срок договором не установлен – то после «разумного» срока, установленного Гражданским кодексом: через семь дней после отгрузки.
При создании резерва «дебиторку» учитывают в размерах, предъявленных продавцом покупателю, с учетом НДС (письма МНС России от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945 и Минфина России от 7 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/68).
А вот долги с истекшей исковой давностью (безнадежные долги) в расчет резерва включать не нужно. Их списывают за счет этого резерва один раз в год.
Лектор подчеркнула, что безнадежным долг можно признать уже по одному факту истечения исковой давности.
Причем ставить это в зависимость от каких-либо действий по взысканию не нужно (определение ВАС РФ от 6 марта 2008 г. № 2883/08).
Наоборот, любая обнаруженная проверяющими переписка с должником станет причиной отмены списания долга, поскольку в этом случае срок исковой давности начинает течь заново.
«Поиграем» с убытками
Порядку переноса убытков на будущее посвящена статья 283 Налогового кодекса.
Организация, понесшая убытки в предыдущих налоговых периодах, может уменьшить базу по прибыли текущего периода на всю сумму убытка или ее часть. Эти суммы можно списывать в порядке очередности, начиная с более ранних, в течение 10 лет.
Татьяна Новикова напомнила, что до 2007 года при переносе убытков действовали ограничения (можно было принимать убыток только в определенном проценте от налоговой базы), которые с 1 января 2007 года сняты. Теперь налоговую базу можно уменьшать на сумму прошлых убытков в полном объеме.
Чтобы начать перенос убытков, необязательно ждать окончания налогового периода. Это разрешено делать и по итогам отчетного периода, если в нем получена прибыль.
Лектор отметила, что этот порядок установлен для убытков, полученных от основной деятельности. Для убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.
1 НК РФ); убытков по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ) и финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304 НК РФ), с амортизируемым имуществом (ст.
323 НК РФ), от сделок по уступке (переуступке) права требования (ст. 279 НК РФ) установлен особый порядок переноса.
Заметим, что, кроме того, организация не вправе производить перенос убытков по тем периодам, когда она еще не вела деятельности (письмо Минфина России от 8 февраля 2007 г. № 03-07-11/13).
Окончательный финансовый результат деятельности организации определяют по итогам работы за год. Поэтому и переносимые убытки считают нарастающим итогом.
Так, если в I квартале перенесли 40 000 рублей, за полугодие – 40 000 рублей, за 9 месяцев – 50 000 рублей, а за год – 60 000 рублей, то перенесенными нужно считать 60 000 рублей.
И в следующем году сумма непогашенного убытка уменьшится на эту сумму, использованную в текущем году.
Таким образом, возможность поквартального переноса убытков позволяет экономить на авансовых платежах, а если проявить творческий подход (не доводить при этом налоговую базу до нуля) – то и не дразнить налоговую инспекцию, отметила госпожа Новикова.
Как сказала лектор еще в начале семинара, суды и налоговики читают главу 25 Налогового кодекса по-разному. Суды – согласно букве закона. Налоговики – гораздо шире, зачастую обращая свои отношения с налогоплательщиками в некую игру. Но для последних это далеко не игра, а реальные деньги.
И сохранить их поможет именно глава 25. Если прочувствовать ее тенденции, то в ней можно найти и способ, как противостоять претензиям инспектора, и путь законной оптимизации налога.
Серьезную поддержку окажет и анализ судебной практики – по округам, по статистике положительных и отрицательных решений.
Источник: https://www.buhkadr.ru/articles/590-nalog-na-pribyl
Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)
Отправить на почту
Резерв на ремонт основных средств выступает значимым инструментом для любой фирмы как с точки зрения экономики, так и с позиции оптимизации налогового бремени компании.
При этом специалистам фирмы важно понимать, для каких учетных целей может быть сформирован такой резерв, а также как быть в случае, если ремонт требуется дорогостоящему оборудованию.
Об этом в данной статье.
Какие общие моменты важно знать о формировании резерва под ремонт?
Как на то указывают положения п. 2 ст. 324 НК РФ, резерв на ремонт основных средств должен исчисляться по двум направлениям:
- с целью проведения стандартных, недорогих работ по ремонту ОС;
- с целью будущего осуществления комплексных и дорогостоящих ремонтных работ.
Создание и применение резерва по каждому вышеуказанному направлению осуществляется по-своему.
ВАЖНО! Вместе с тем, принимая решение о формировании резерва, в своей учетной политике фирме следует определить лимит, при превышении которого ремонт будет квалифицироваться как дорогой.
Чтобы корректно проводить формирование резерва на ремонт основных средств, фирме следует иметь достоверную и полную информацию:
- о первоначальной стоимости ОС по состоянию на начало года;
- суммах, затраченных на ремонтные работы за предшествующие три года, а также о планах по проведению таких работ в будущем (по сметной цене);
- дорогостоящих ремонтных работах (отдельные сведения: какие работы осуществлялись ранее, на какую сумму, какие планируются в обозримом будущем и т. д.).
Кроме того, фирме могут быть интересны аспекты создания и иных резервов. В частности, см. статью «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений».
Из каких основных этапов складывается расчет резерва на ремонт ОС?
Как на то указывают нормы НК РФ, при создании рассматриваемого резерва фирме следует ориентироваться на два основных показателя: норматив отчислений и суммарную стоимость ОС (п. 2 ст. 324 НК РФ).
В данном контексте под стоимостью ОС понимается совокупная учетная стоимость всех ОС, которые фирма использует в производстве, по состоянию на начало года, в котором создается рассматриваемый резерв. При этом не следует включать в расчет стоимость арендованных ОС и ОС, которыми фирма пользуется безвозмездно.
ВАЖНО! Специалистам учета не следует забывать, что в данной ситуации для расчета берется первоначальная стоимость, а не остаточная.
В общем случае алгоритм расчета отчислений в рассматриваемый резерв можно представить в виде последовательных шагов:
- рассчитать лимит отчислений;
- вычислить суммарную стоимость ОС, которая была актуальна в фирме на начало налогового периода;
- расчетным путем определить норматив отчислений, основываясь на результатах предшествующего действия;
- рассчитать итоговую величину рассматриваемого резерва.
Как исчислить предельную сумму отчислений в резерв и норматив?
Чтобы фирме выяснить верхнюю границу возможных отчислений в резерв, необходимо выполнить следующие шаги.
Во-первых, нужно подготовить смету на «стандартный» (недорогой) ремонт, основываясь на очередности ремонтных работ в расчетном налоговом периоде (показатель А).
Компании важно помнить, что к расходам на ремонтные работы могут относиться следующие (п. 1 ст. 324 НК РФ):
- суммы, затраченные на приобретение материалов для ремонта (запчастей для оборудования);
- зарплаты специалистов, которые непосредственно такой ремонт выполняют;
- иные расходы, которые фирма несет по причине осуществления ремонта своими силами;
- прочие затраты фирмы в интересах сторонних компаний, выполняющих ремонт для фирмы.
Во-вторых, компания должна четко понимать масштабы затраченных средств на проведение стандартного (недорогого) ремонта за прошедший период в 3 года. Чтобы это сделать, требуется величину суммарных расходов, направленных на ремонт, разделить на 3 (показатель Б).
Далее следует провести сравнение показателей А и Б. Тот показатель, который меньше, и выступает предельной величиной отчислений в рассматриваемый резерв.
Следующим шагом необходимо исчислить норматив отчислений, относящийся к конкретной суммарной стоимости ОС фирмы.
Для этого специалистам учета на предприятии следует найти частное от деления предельной величины отчислений на суммарную стоимость ОС. В результате получится определенный процент, который выступает в роли максимально допустимого для фирмы.
ВАЖНО! Компании следует закрепить в учетной политике норматив отчислений в таком размере, чтобы он не превышал максимально допустимый, рассчитанный по указанному выше алгоритму.
Определение итогового размера отчислений в резерв
На завершающем этапе фирме необходимо, основываясь на рассчитанных предыдущими действиями данных, определить итоговую величину отчислений в резерв.
Как на то указывают положения налогового законодательства, суммы, отчисляемые в резерв на ремонт основных средств,у фирмы включаются в налоговые расходы по налогу на прибыль.
ВАЖНО! При этом на расходы отчисления в резерв относятся равными частями на дату окончания каждого отчетного периода (п. 2 ст. 324 НК РФ).
Следовательно, если фирма отчитывается перед контроллерами за квартал, полугодие, 9 месяцев, то в резерв относится каждый раз (каждый отчетный период) по ¼ от общегодовой величины резерва.
Ели же фирма предоставляет в налоговые органы расчет помесячно, то ежемесячно ей необходимо учитывать в качестве сумм, увеличивающих резерв, 1/12 от общегодовой величины такого резерва.
ВАЖНО! Несмотря на то что НК РФ напрямую не разъясняет, в состав каких расходов фирма может включить суммы, увеличивающие резерв, в силу п. 1 ст. 260 НК РФ у компании есть право относить на прочие расходы суммы затрат на ремонт. Поэтому и суммы резерва у фирмы есть право включить в прочие расходы, которые уменьшат общий налог на прибыль.
Что важно помнить при определении величины резерва на дорогостоящий ремонт?
На практике нередки ситуации, когда ОС фирмы требуется не стандартный текущий ремонт, а комплексный и дорогостоящий.
Суммы, предназначенные для проведения такого ремонта, фирма может использовать для увеличения предела отчислений в рассматриваемый резерв. Об этом говорится в п. 2 ст. 324 НК РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=8x6cFk6fv8A
Для этого фирме необходимо:
- иметь в распоряжении график запланированных дорогих ремонтов и сметы по ним;
- осуществлять в течение более чем одного налогового периода накопления на такой ремонт (при этом возможность таких накоплений должна быть прописана в учетной политике);
- не иметь за три предшествующих налоговых года фактов какого-либо дорогостоящего ремонта ОС.
Компании важно понимать, что повышать ремонтный резерв следует исключительно до налогового периода, в котором фирма планирует начать осуществлять работы по дорогому ремонту.
При этом в силу буквального толкования п. 2 ст. 324 НК РФ в расходы можно отнести отчисления (накопления) на предстоящий дорогой ремонт в полной сумме того периода, в котором такие накопления были осуществлены.
Как используется резерв и можно ли неиспользованную часть перенести на будущее?
Если у фирмы был создан резерв на ремонт основных средств, то впоследствии сумма, фактически затраченная на ремонт ОС, списывается за счет такого резерва (п. 2 ст. 324 НК РФ).
При этом компаниям следует четко понимать, что ремонтные расходы нужно списывать за счет резерва того года, в котором такие работы были фактически выполнены для компании. То есть когда были подписаны документы, закрывающие проведение ремонтных работ. Это особенно актуально в ситуациях, когда начало и окончание ремонта ОС приходятся на разные налоговые периоды.
В конце каждого периода фирме следует проводить инвентаризацию, в ходе которой специалисты компании проводят сравнение фактических сумм, затраченных в течение года на ремонт, с размером созданного ранее резерва.
Если ремонт для фирмы обошелся дороже созданного ранее резерва, то разница должна быть учтена как прочие расходы в силу указаний п. 2 ст. 324 и п. 1 ст. 260 НК РФ. Если же, напротив, по завершении ремонта остались излишние (неиспользованные) средства, то такой излишек нужно включить во внереализационные доходы.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Переносить невостребованную часть резерва на стандартный (недорогой) ремонт на следующий год не допускается.
Данное положение распространяется и на ситуации, когда ремонт вообще не проводился. В такой ситуации весь резерв отражается в доходах на последний календарный день года, в котором был сформирован резерв.
Что касается резерва под комплексный и дорогой ремонт, то суммы, отнесенные в счет увеличения такого резерва, законодатель восстанавливать не требует.
Они накапливаются из года в год, пока ремонт не будет начат/осуществлен.
Но только в том случае, если фирма пропишет в своей учетной политике, что у нее принята практика осуществления отчислений в счет резерва на комплексный и дорогой ремонт в течение более чем одного налогового периода.
В том году, когда дорогостоящий ремонт будет проведен, компания также должна будет выявить остаток и отнести превышение на расходы, а излишек — на доходы.
Итоги
Формирование резерва на ремонт основных средств требует от фирмы корректного учета сведений о стоимости всех ОС, о проведенных и предстоящих ремонтных работах (конкретнее — об их сметной стоимости).
При этом правила создания и учета в целях налогообложения отчислений в резерв под стандартный ремонт и под дорогой ремонт несколько отличатся. В частности, неиспользованный резерв на обычный ремонт нужно восстановить, а если резерв под дорогой ремонт не был использован до конца, то его можно перенести на будущие периоды.
Однако в году, когда дорогой ремонт фирма провела, остаток от резерва следует включить в доходы, а излишне затраченные средства — в расходы.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Источник: https://nanalog.ru/sozdanie-rezerva-na-remont-osnovnyh-sredstv-nyuansy/
Оптимизация налога на прибыль
Оптимизация налога на прибыль
(Шестакова Е.В.)
(«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2013, N 9)
Налоговая оптимизация и налоговое планирование помогают подчас существенно сэкономить на налогах. Но многие банки не пользуются механизмами налогового планирования в связи с ограничениями, установленными Банком России. Однако есть возможность пользоваться различными вариантами оптимизации, прямо предусмотренными Налоговым кодексом РФ, не вступая при этом в конфликт с регулятором.
Существует два вида налогового планирования:
— налоговое планирование с целью снижения налоговой базы, в том числе путем использования офшорных юрисдикций, посреднических и других операций, которые рассматриваются органами налогового контроля скорее как схемы ухода от налогов;
— налоговое планирование с целью использования возможностей налогового регулирования, налогового администрирования, а также условий договоров для снижения налогового бремени.
Конечно, для многих организаций приемлемой возможностью налоговой оптимизации являются использование офшорных юрисдикций и заключение контрактов с иностранными банками в офшорах. Однако российским банкам следует помнить об ограничениях, установленных Указанием Банка России от 07.08.
2003 N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».
Российские уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, если банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн евро, рассчитанной по курсу центрального (национального) банка государства, на территории которого зарегистрирован банк-нерезидент.
При этом банк-контрагент должен представить следующие документы с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык:
— копии аудиторских заключений о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента с приложением форм финансовой отчетности, достоверность которых подтверждалась аудиторской организацией (аудитором) при вынесении заключения о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента, за последние три года деятельности;
— документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где зарегистрирован банк-нерезидент.
При этом корреспондентские отношения должны осуществляться с банками второй и третьей группы, перечисленными в Указании Банка России. К таким странам, в частности, относятся Антигуа и Барбуда, Белиз, Княжество Андорра, Княжество Лихтенштейн, а также отдельные территории США: Виргинские острова США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр.
Примечание. Требования, содержащиеся в Указании Банка России от 07.08.2003 N 1317-У, затрудняют оптимизацию налогов российскими банками через использование иностранных низконалоговых юрисдикций (офшоров).
Данный вариант налогового планирования не подходит многим банкам по причине ограничений, установленных Банком России для таких взаимоотношений, а также в связи с неоднозначным отношением к офшорным юрисдикциям. Поэтому многие банки ищут резервы налоговой оптимизации на базе российского налогового законодательства.
Такая налоговая оптимизация может включать:
— разработку соответствующей учетной политики для целей налогообложения;
— выбор типа хозяйственных договоров с клиентами и контрагентами и их условий;
— оценку имущественного комплекса с целью исключения затрат на содержание излишних объектов, переоценку и проведение операций с основными средствами согласно установленным правилам;
— применение налоговых льгот, отсрочек, рассрочек по уплате налогов, налогового кредита (в случаях соответствия требованиям их получения).
Возможности оптимизации,
предусмотренные Налоговым кодексом РФ
Прежде всего оптимизировать налоговые платежи и убытки возможно с помощью формирования различного рода резервов. В Налоговом кодексе РФ предусмотрен целый ряд резервов, которые возможно использовать с целью оптимизации расходов. Это резервы:
— по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
— на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
— на предстоящие отпуска (ст. 324.1 НК РФ);
— на гарантийный ремонт (ст. 267 НК РФ);
— на предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ).
Примечание. Оптимизация налогообложения в рамках российского законодательства возможна путем использования более выгодных методов учета, закрепленных в учетной политике, а также переоценки, льгот, отсрочек, рассрочек, налогового кредита, корректировки договорных схем и др.
Кроме того, можно оптимизировать налогообложение за счет контроля за нормируемыми расходами. Все сверхнормативные расходы могут быть произведены только за счет чистой прибыли, в этой связи их важно учитывать только в рамках нормы (таблица).
Таблица
Нормы расходов, установленные в Налоговом кодексе РФ
Вид расходов | Норматив | Ссылка на нормуНК РФ |
На добровольное страхование работников | Совокупная доля взносов устанавливается в размере, не превышающем 12% от суммы расходовна оплату труда | Пункт 16ст. 255 НК РФ |
На возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения | 3% от суммы расходов на оплату труда | Пункт 24.1ст. 255 НК РФ |
На капитальные вложения | 10% (30% — в отношении основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам) от суммы основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно, расходов,которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения) | Пункт 9 ст. 258НК РФ |
На НИОКР | Иные расходы, связанные с НИОКР, не поименованные в НК РФ, — 75% отфонда оплаты труда | Статья 262НК РФ |
Представительские | 4% от суммы расходов на оплату труда | Подпункт 22п. 1 и п. 2ст. 264 НК РФ |
В виде процентов по долговым обязательствам | Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговомуобязательству считается отклонениеболее чем на 20% в сторону повышения или в сторону пониженияот среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданнымв том же квартале на сопоставимыхусловиях. Проценты принимаются последующим нормативам: с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г. включительно — по ставке процента,установленной соглашением сторон,но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза, — при оформлении долгового обязательствав рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте | Подпункт 2 п. 1ст. 265 ист. 269 НК РФ |
На рекламу | Расходы на приобретение (изготовление) призов — 1% от выручки от реализации | Подпункт 28п. 1 и п. 4ст. 264 НК РФ |
Еще одной возможностью уменьшения налога на прибыль являются слияния и поглощения в банковской сфере, в том числе присоединение структур с убытками. Несмотря на экономический спад, сделки по слияниям и поглощениям (M&A) остаются мощным инструментом развития банковского бизнеса и изменения его структуры. С налоговой точки зрения такая сделка позволяет:
— уменьшить доходы;
— перенести убыток на будущие периоды.
Налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и на условиях, которые установлены в ст.
283 НК РФ, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее, с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности. Об этом сказано в п. 11 ст. 280 НК РФ.
Фактически перенос убытков на будущее позволяет уплачивать меньше налогов.
Исключение расходов, производимых за счет чистой прибыли
С целью оптимизации расходов банка желательно отказаться от затрат, осуществляемых за счет чистой прибыли, а также затрат, которые могут быть квалифицированы как расходы, относящиеся на чистую прибыль банка.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрен целый ряд расходов, которые не учитываются при налогообложении (ст. 270 НК РФ). При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:
— сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;
— пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
— взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество, в инвестиционное товарищество;
— суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
— расходов на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств;
— взносов на добровольное страхование;
— взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;
— процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами;
— сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги;
— средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа;
— сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, в части, превышающей предельный размер;
— иных расходов.
Поскольку перечень неучитываемых расходов четко определен, банк может составить смету и по возможности сократить данные расходы или оформлять их так, чтобы они подпадали под другие положения НК РФ, если это возможно. Однако обоснованность некоторых расходов, например на премии работникам, вызывает сомнения у проверяющих органов.
Источник: https://areopag2002.ru/optimizaciya-naloga-na-pribyl
Капитальный ремонт здания: как учесть расходы — Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона
С.Ю. Овчинникова, Е.Н. Королева, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Организация, применяющая общую систему налогообложения, имеет в собственности здание, которое использует для торговли товарами.
Организация планирует провести в здании капитальный ремонт (замена полов, потолочных покрытий, ремонт стен с переносом ненесущих перегородок). Ремонт будет проводиться как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков.
Какие документы необходимы для учета затрат на ремонт в целях налогообложения прибыли? Можно ли учесть затраты единовременно?
Налоговый учет расходов на ремонт
В целях исчисления налога на прибыль важно правильно квалифицировать произведенные работы (являются ли они капитальным ремонтом или реконструкцией), поскольку от этого зависит способ их признания в налоговом учете (в составе текущих расходов или путем начисления амортизации).
Согласно пункту 1 статьи 260 и пункту 5 статьи 272 НК РФ, расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат.
Налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный). Такой вывод следует из письма Минфина России от 03.11.2006 № 03-03-04/1/718.
В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Расходы организации на реконструкцию объекта основных средств увеличивают его первоначальную стоимость и включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Обратите внимание, что налоговое законодательство не разъясняет, какие непосредственно работы относятся к ремонту основных средств.
При этом пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Определение капитального ремонта дано в Градостроительном кодексе РФ.
Капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) Градостроительный кодекс РФ подразумевает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Специалисты Минфина России при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» рекомендуют руководствоваться, в частности, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, далее – Положение № 279). См., в частности, письмо Минфина России от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794.
Кроме того, специалисты Минфина России рекомендуют для более детальной конкретизации понятия «реконструкция» обращаться в Министерство регионального развития РФ (письмо Минфина России от 15.02.2012 № 03-03-06/1/87).
Согласно пункту 3.
11 Положения № 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8 (далее – Перечень) к Положению № 279.
Таким образом, из норм законодательства следует, что капитальный ремонт основных средств производится в целях сохранения их первоначальных характеристик, улучшения эксплуатационных возможностей, а реконструкция направлена на увеличение (улучшение) этих характеристик или на создание новых. После проведения ремонтных работ не меняется технологическое (служебное) назначение основных средств, не происходит усовершенствование производства и не повышаются его технико-экономические показатели (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 13.12.2010 № 03-03-06/1/772).
В рассматриваемой ситуации организация планирует произвести в здании работы по замене полов, потолочных покрытий, ремонту стен с переносом ненесущих перегородок.
Согласно Перечню, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований относится к капитальному ремонту.
Признаются работами по капитальному ремонту зданий также замена в здании изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок, а также частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%.
Ремонт штукатурки потолков с предварительной отбивкой штукатурки (до 10% оштукатуренной поверхности стен и потолков), согласно Приложению 3 к Положению № 279, относится к работам по текущему ремонту.
Как мы поняли из вопроса, организация не предполагает менять назначение ремонтируемого помещения, оно и дальше будет использоваться для торговли. Этот факт, по нашему мнению, является также аргументом в пользу того, что планируемые работы не являются реконструкцией, а относятся к ремонтным.
Аналогичную позицию занимают специалисты Минфина России в письмах от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358 при рассмотрении вопросов по схожим ситуациям.
Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что стоимость работ по замене полов, потолочных покрытий, ремонту стен с переносом ненесущих перегородок организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли единовременно в составе расходов на капитальный (текущий) ремонт основных средств.
Однако следует обратить внимание, что на практике, при проверках, в случае проведения организацией перепланировки помещений, сноса и монтажа перегородок (независимо от уменьшения или увеличения их общей площади) налоговые органы квалифицируют такие работы как реконструкцию помещения.
Мнение налоговых органов о том, что расходы организации, понесенные в связи с перепланировкой, как в целом здания, так и его отдельных помещений, увеличивают первоначальную стоимость здания, отражено, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 19.09.2007 № 20-12/089231.1.
При этом анализ арбитражной практики показывает, что, в зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации, выводы судов по данному вопросу могут быть различными.
Например, в отдельных случаях, если имело место увеличение количества помещений, изменилось качество инженерно-технического обеспечения объекта недвижимости, увеличилась энергетическая нагрузка, изменилось назначение объекта в целом (либо отдельных помещений объекта), суды соглашаются с налоговыми органами в том, что работы по перепланировке следует квалифицировать как реконструкцию (постановления ФАС Уральского округа от 27.06.2011 № Ф09-9075/10-С3, ФАС Поволжского округа от 21.09.2010 № А65-33483/2009, ФАС Московского округа от 06.08.2007 № КА-А40/7305-07-А).
В то же время некоторые суды указывают, что перепланировка сама по себе не определяет характера работ и может быть элементом как реконструкции, так и капитального ремонта.
Понятие «перепланировка» не содержится в нормах пункта 2 статьи 257 НК РФ как элемент, определяющий наличие соответственно «реконструкции» или иных работ, стоимость которых должна относиться на увеличение первоначальной стоимости основного средства.
Перераспределение площади помещений внутри здания не является, согласно положениям Налогового кодекса РФ, основанием для признания работ реконструкцией.
Перепланировка здания может и не приводить к изменению его основных технико-экономических показателей (например, к увеличению общей площади) в целом, равно как и к изменению его технологического (служебного) назначения (постановления ФАС Уральского округа от 21.07.
2011 № Ф09-4274/11, ФАС Центрального округа от 30.12.2010 № А68-1971/10, ФАС Московского округа от 07.09.2009 № КА-А40/6263-09). Аналогичное мнение высказано в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.09.2012 № Ф09-8315/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.
2012 № А53-21781/2010, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 № А56-13460/04, от 25.09.2006 № А56-28039/2005, ФАС Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06.
Стоит отметить, что суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, учитывают то обстоятельство, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что произведенные работы повлекли за собой переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществлялись по проекту реконструкции основных средств.
Учитывая неоднозначность приведенной арбитражной практики, полагаем, что при единовременном учете в расходах в целях исчисления налога на прибыль стоимости работ по перепланировке помещений здания существует вероятность возникновения претензий налоговых органов и данную позицию организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.
В качестве доказательств того, что работы по перепланировке являются ремонтом, организация может заказать техническую экспертизу состояния объекта и строительно-ремонтной документации. Результаты данных исследований помогут подтвердить, что в результате ремонтно-строительных работ основные технико-экономические показатели здания в целом не изменились.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24.11.
2008 № КА-А40/10938-08 судьи, признавая произведенные налогоплательщиком расходы ремонтными, учли тот факт, что в договорах, сметах, актах выполненных работ отсутствуют какие-либо сведения об улучшении (повышении) ранее принятых нормативных показателей функционирования здания (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) или об изменении технико-экономических показателей здания (количества и площади помещений, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.). Основанием для выполнения ремонтных работ послужили результаты обследования технической службой налогоплательщика соответствия текущего состояния показателей нормативным показателям функционирования здания и оценки рисков потерь от их ухудшения.
Напоминаем, что любые расходы организации, в том числе и на ремонт, в первую очередь должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к расходам статьей 252 НК РФ, согласно которой расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли только в случае, если они признаются экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Документальное оформление ремонтных работ
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, в частности, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ).
Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
При составлении собственных документов можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Документами, подтверждающими ремонтный характер работ, могут быть:
- положение организации о ремонтах, в котором четко указано, какие виды работ относятся к капитальному ремонту (виды работ должны соответствовать Перечню);
- приказ на осмотр здания, акт технического обследования объекта с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения, дефектная ведомость;
- сметная и техническая документация на проведение ремонта, договоры на ремонтные работы, акты приемки-передачи выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения (письмо Минфина России от 06.03.2007 № 03-03-06/1/149).
При проведении ремонта собственными силами подтверждающими документами будут также являться первичные документы по передаче материалов в ремонт (например, требование-накладная по форме М-11), начислению оплаты труда.
Независимо от способа проведения ремонта (хозяйственным или подрядным способом) считаем целесообразным после завершения ремонта оформить также Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. При этом организация может воспользоваться унифицированной формой № ОС-3 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7) или разработать на основе акта № ОС-3 собственную форму документа.
В случае проведения ремонта подрядным способом (с привлечением специализированной организации) расходы признаются в соответствии с пунктом 2 статьи 272 НК РФ на дату подписания организацией акта приемки-передачи работ по ремонту объекта. При осуществлении ремонта хозяйственным способом на основании статьи 272 НК РФ расходы, понесенные организацией, признаются для целей налогообложения на дату:
- списания строительных материалов на выполнение ремонтных работ:
- начисления заработной платы рабочим, занятым на ремонтных работах;
- признания начисленной амортизации (по основным средствам, используемым для проведения ремонта) и т.д.
Источник: https://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2014_2_ovchinnikova