Д.а. медведев: в среднесрочной перспективе увеличения налоговой нагрузки не будет — все о налогах

Медведев рассказал об отсутствии планов повышения подоходного налога :: Экономика :: РБК

Правительство не пойдет на увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15% и введение прогрессивной шкалы налогообложения, заявил и.о. премьер-министра Дмитрий Медведев на встрече с депутатами фракции «Справедливая Россия»

Дмитрий Медведев (Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)

Новое правительство не поддержит повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% и не пойдет на введение прогрессивной шкалы налогообложения, заявил и.о. премьер-министра Дмитрий Медведев на встрече с фракцией «Справедливая Россия», отвечая на вопрос депутатов. Его слова передали РБК парламентарии, участвовавшие во встрече.

«Правительство не будет в настоящее время поддерживать прогрессивную шкалу налогообложения. По мнению правительства, сейчас это нецелесообразно. Кроме того, не планируется повышение НДФЛ до 15%», — передал РБК слова Медведева эсер Алексей Чепа. Это же подтвердил глава комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

Медведев признал, что тренд на повышение НДФЛ становится сильнее во всем мире, страны, в которых экономика укрепляется, внедряют прогрессивную шкалу. «Но наша экономика еще не сильная и не устойчивая, и мы пока не Франция и не Швеция, поэтому пока мы не можем поддержать эту инициативу», — процитировал ответ Медведева депутат-справоросс Федот Тумусов.

Медведев не признал, что в социально-экономической политике правительства и в политике Центрального банка были ошибки, рассказал РБК заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

«Те не слишком большие успехи, которые достигнуты в сфере экономического роста, он объяснил сильным внешним давлением», — передал Емельянов слова и.о. премьер-министра.

«На вопрос, что он намерен менять в этой сфере, Медведев заявил, что является сторонником консервативных подходов и больших перемен в экономической политике пока не будет», — сказал Емельянов.

Депутат Тумусов рассказал, что спросил Медведева, когда будет решена проблема цифрового и транспортного неравенства в стране (низкая скорость и высокая стоимость интернета на Дальнем Востоке, дорогие внутрирегиональные и межрегиональные перевозки). «Медведев на это ответил, что пока решить эти проблемы не получается, потому что на это нет денег», — отметил депутат.

В конце марта газета «Ведомости» со ссылкой на источники сообщила, что у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось повышение ставки НДФЛ на два процентных пункта, до 15%, с введением необлагаемого минимума.

По словам одного из собеседников газеты, в правительстве по вопросу повышения НДФЛ «консенсус достигнут».

Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, говорил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Аркадий Дворкович, занимавший в правительстве пост вице-премьера, заявил позднее, что увеличение НДФЛ до 15% не приведет к «драматическим» последствиям, а дополнительные доходы могли бы направляться на развитие здравоохранения.

«Я не думаю, что разница между 13 и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции», — говорил Дворкович в конце марта.

Министр финансов Антон Силуанов, предложенный Медведевым на пост первого вице-премьера с сохранением должности главы Минфина, выступал против повышения налоговой нагрузки на граждан.

В ходе ежегодного отчета о работе правительства в Госдуме 11 апреля Медведев заявил, что решения, касающиеся изменения налоговых ставок, будут приниматься новым правительством. По его словам, введение прогрессивной шкалы НДФЛ сильнее всего ударит по среднему классу.

«И у нас в стране, и в других странах прогрессивная шкала налогообложения, как правило, наиболее затруднительной становится не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы, и больше всего бьет по среднему классу, это нужно иметь в виду», — подчеркивал он.

Плоская шкала НДФЛ со ставкой 13% действует в России с 2001 года и едина для всех налогоплательщиков. Но в последние годы активно обсуждается возможность повышения ее ставок или возвращения к прогрессивной шкале, при использовании которой ставка растет по мере увеличения дохода.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/08/05/2018/5af18da49a794779bb8855e8

Медведев: налоги вырастут ради увеличения доходов бюджета

время публикации: 5 августа 2014 г., 15:21 | последнее обновление: 7 декабря 2017 г., 09:54

Работа над формированием бюджета должна включать в себя как мобилизацию доходов, так и оптимизацию расходов, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая совещание по бюджетным проектировкам на 2015-2017 годы и подводя правительство к мысли о возможном повышении налоговой нагрузки.

«Очевидно, что пути основных два — это работа с расходной и доходной частью бюджета. Оба пути непростые, о них нужно думать и ими заниматься, они требуют комплексных решений», — сказал он.

По словам Медведева, которые приводит «Интерфакс», чтобы добиться дальнейшего роста, необходимо сконцентрироваться на приоритетах и, «конечно, повысить эффективность государственных расходов, это очевидно».

С другой стороны, отметил премьер, необходимо проанализировать дополнительные возможности по мобилизации доходов, включая «самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то, что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае».

Медведев отметил, что в этом направлении существуют некоторые предложения. «Нужно еще раз обсудить все «за» и «против», прежде чем будут приняты окончательные решения, то есть нормативные решения», — сказал он.

«Ориентировочно в середине сентября мы должны выйти на проект бюджета, который будет внесен в Госдуму», поставил премьер цель правительству. Он считает, что бюджетная политика последних лет позволяла сохранять стабильность госфинансов и ограничивать влияние на них внешних шоков.

«Отсутствие дефицита в этом году и каких-либо особых потребностей в заимствованиях позволяет нам без особых проблем переживать неустойчивость финансовых рынков», — прокомментировал он неурядицы последнего времени.

Однако ситуация, которая складывается вокруг страны, отметил Медведев, ставит дополнительные ограничения и «требует ответа на долгосрочные вызовы уже сейчас». «То, что мы могли оставить на потом, сказать, что мы сделаем это как-то иначе, нам нужно отвечать на эти вопросы именно сейчас», — подчеркнул он.

При этом он утверждал, что все намеченные проекты, необходимые для государства, будут исполнены.

«В любом случае, что бы ни происходило, никаких сомнений быть не должно: мы продолжим движение вперед и будем реализовывать программы и проекты, которые имеют общенациональное значение», — сказал Медведев. Также он пообещал, что «все социальные обязательства будут профинансированы в полном объеме».

Эксперты без энтузиазма восприняли правительственные планы повышения налоговой нагрузки. Так, аналитики «Уралсиб Кэпитал» уверены, что ужесточение экономической политики может ударить по экономике гораздо сильнее, чем западные санкции.

Введение налога с продаж, которое было поддержано Владимиром Путиным, по мнению аналитиков, «вычтет» из темпов роста ВВП 0,1%. Другие налоговые инициативы, впрочем, могли бы дать еще больший негативный эффект: повышение НДС до 20% привело бы к замедлению экономики на 0,2-0,3%. При этом темпы инфляции от введения НДС увеличились бы на 1,5%, а от налога с продаж она вырастет на 0,5-1%.

Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что ставка нового налога будет на уровне 3%, однако ряд источников в финансово-экономическом блоке правительства не исключают, что ставка налога с продаж может быть повышена до 5%.

«Двойного удара — повышения ставки и налогообложения — экономика может не переварить», — предупреждает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев также предостерег против возможного повышения налоговой нагрузки на население и бизнес. По его словам, предложенные Минфином возможность предоставления регионам права вводить налог с продаж, а также повышение в среднесрочной перспективе ставок НДС, НДФЛ и социального взноса в ФОМ несут большие риски российской экономике.

Напомним, недавно, объясняя в интервью газете «Ведомости» необходимость повысить налоги вопреки обещанию правительства не делать этого до 2018 года, министр финансов Антон Силуанов говорил о несбывшихся прогнозах и рисках.

Во-первых, по его словам, рост российской экономики оказался меньше запланированного, а расходные обязательства учитывали совершенно другую динамику прироста ВВП.

Во-вторых, возникли риски недопоступления доходов из-за налогового маневра, возможного падения цен на нефть, ограничения внешнего рынка займов и ряда других причин.

Поэтому Минфин старается сократить расходы и изыскивает дополнительные источники доходов.

Источник: https://txt.newsru.com/finance/05aug2014/medvedevbudget.html

Медведев не исключил увеличения налоговой нагрузки

Для повышения доходной части бюджета правительство может рассмотреть вопрос о повышении налоговой нагрузки, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по вопросу «О бюджетных проектировках на 2015 г.».

«Чтобы добиться дальнейшего роста, нам нужно сконцентрироваться на приоритетах и повысить эффективность государственных расходов, — заявил Медведев (цитата по ИТАР-ТАСС).

— Это очевидно, это общее место, мы об этом говорим во время любых экономических совещаний.

С другой стороны, необходимо проанализировать и дополнительные возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты — даже увеличение налоговой нагрузки, — несмотря на то что к этой мере надо прибегать в самом крайнем случае».

Премьер отметил, что ряд вопросов в этих направлениях рассматривался, существуют некоторые предложения.

«Нужно еще раз обсудить все «за» и «против», прежде чем будут приняты окончательные решения, то есть нормативные решения. Сегодня мы об этом поговорим», — цитирует его «Интерфакс».

При этом, по словам премьера, «ориентировочно в середине сентября мы должны выйти на проект бюджета, который будет внесен в Госдуму».

Медведев добавил, что проект бюджета на следующий год должен будет учитывать текущее положение российской экономики на фоне негативных последствий санкций: «Результатом работы (над проектом бюджета) должен быть реалистичный и сбалансированный бюджет».

Несмотря на то что «условия для внешнего заимствования не очень хорошие, иностранные инвестиции тоже находятся под определенными сомнениями», «мы продолжим движение вперед, будем реализовывать программы и проекты, которые имеют общенациональное значение», заверил Медведев.

В конце июля на совещании у президента Владимира Путина чиновники решали, каким именно образом собрать с населения и компаний больше косвенных налогов.

Было два варианта: дать регионам право ввести новый налог — налог с продаж в размере 3%, но идея не нравилась финансово-экономическому блоку правительства. Чиновники предлагали альтернативу — повысить НДС на 2 п. п.

до 20% с 2015 г. Как стало известно «Ведомостям», президент поддержал налог с продаж.

НДС — один из главных источников пополнения бюджета: в этом году он должен принести 3,7 трлн руб., в следующем — 4,2 трлн руб. Дополнительные доходы от его повышения на 2 п. п. в 2015 г. могут составить около 0,5 трлн руб., рассказывал федеральный чиновник. Налог с продаж был бы менее выгоден — около 200 млрд руб. в год по оценкам Минфина.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/news/31731871/medvedev-ne-isklyuchil-uvelicheniya-nalogovoj-nagruzki

ТТП: В налоговой сфере в среднесрочной перспективе сохраняются риски

В Госдуме прошли парламентские слушания по проекту «Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2017 и 2018 годов», в которых приняли участие эксперты ТПП РФ. По нашему мнению, при реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе сохраняются определенные риски.

В условиях внешних санкций государству необходимо стимулировать импортозамещение и приток инвестиций, с помощью налоговых инструментов наращивать объемы отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, развивать инновационный, наукоемкий сектор, малый бизнес.

Вместе с тем нельзя забывать и о взятых государством на себя расходных обязательствах в социальной сфере, оборонно-промышленном комплексе.

Шохин: ВВП России в 2015 году снизится почти на три процента

В российской налоговой системе сегодня отчетливо просматриваются две основные тенденции.

С одной стороны, Федеральная налоговая служба и другие ведомства ведут активную работу по совершенствованию и оптимизации системы налогового администрирования.

В феврале прошлого года была утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», мероприятия которой направлены на поэтапное снижение к 2018 году количества часов на подготовку и сдачу налоговой отчетности.

Так, если в 2014 году компания в среднем тратила на подготовку и подачу налоговой отчетности 170 часов, то в 2015 году, согласно дорожной карте, этот показатель должен составить уже 160 часов. Удается ежегодно повышать позиции России в рейтинге Doing Business, что должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

С другой стороны, мы видим, что совокупный уровень налоговой нагрузки увеличивается. Сюда относится рост имущественных и водного налогов, введение торгового сбора, реализация «налогового маневра» в нефтяной отрасли.

Минфин оценивает уровень совокупной финансовой нагрузки на российский бизнес как 36% ВВП. В проекте «Основных направлений» уровень налоговой нагрузки России сравнивается с уровнем нагрузки по странам ОЭСР.

Учитывая, что экономика России до сих пор имеет сырьевую направленность, уровень налоговой нагрузки целесообразно сравнивать со схожими экономиками (Канада, США, Норвегия и др.).

Кроме того, если взять страны ЕврАзЭС и БРИКС, то в них, согласно данным Счетной палаты РФ, уровень налоговой нагрузки ниже, чем в РФ, на 17 и 22% соответственно.

В Китае, который на ближайшие годы будет нашим стратегическим партнером, по разным оценкам, уровень налоговой нагрузки составляет 24-26%. У нашего ближайшего соседа Казахстана налоговая нагрузка также значительно ниже, а тариф страховых взносов составляет 11%.

В России существует достаточно большое количество так называемых «неналоговых платежей», установленных отраслевым законодательством, которые никаким образом не учитываются при подсчете налоговой нагрузки. Для бизнеса их совокупный объем, по данным минэкономразвития, составляет 3% ВВП.

ТПП РФ принимала активное участие в рабочей группе минэкономразвития по проработке вопроса установления на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей.

1 июня у председателя правительства Дмитрия Медведева состоялось совещание, по итогам которого принято решение ввести до 1 января 2019 года мораторий на 9 неналоговых платежей (минэкономразвития и ТПП РФ предлагали «к заморозке» 20 видов платежей).

Эксперты рассказали о самых оригинальных вопросах на собеседованиях

К сожалению, пока не удалось принять решение по отмене торгового сбора.

Однако поддержаны предложения бизнеса по мораторию на введение обязательных требований для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, по созданию резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По экологическому сбору до 2019 года планируется сохранить нулевую ставку.

Впрочем, «Основные направления» не лишены позитивных инициатив. Так, планируется увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения (это позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации).

Также обозначено повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала.

Читайте также:  Кто является представителями работников в социальном партнерстве? - все о налогах

В проекте документа отражено предложение палаты предоставить право на заявительный порядок возмещения НДС плательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма налогов за 3 года не менее 10 млрд руб.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Елена Березина

Но документ не лишен и определенных недостатков: не представлены меры по налоговому стимулированию импортозамещения, пресловутая поддержка наукоемкого и инновационного сектора также осталась без должного внимания.

«Направления» не дают ответа на вопрос, каким образом Россия будет конкурировать за налоговую базу со странами СНГ, не предложено решений по усилению полномочий регионов в налоговом регулировании малого и среднего бизнеса (по данным Счетной палаты РФ, выдано чуть более 122 тыс.

патентов при том, что общая численность ИП перевалила за 3 млн).

У ТПП РФ есть целый набор предложений для включения в проект основных направлений. Так, действующие нормы налогового законодательства ограничивают возможность реализации инвестпроектов в случае, если часть производства выходит за пределы территории регионального инвестпроекта (РИП).

Если, например, добыча происходит в одном регионе, а последующая переработка производится еще в нескольких регионах, такие организации не могут получить соответствующую льготу. Предлагается предусмотреть возможность осуществления переработки сырья за пределами территории РИП.

Кроме того, действие норм о РИП распространяется исключительно на новые производства, но не затрагивают существующие, на которых проводится модернизация или расширение производственных мощностей. При этом суммы капитальных вложений в расширение и модернизацию производства соответствуют требованиям о РИП (более 500 млрд руб.).

Это ставит субъекты предпринимательства в неравное положение. Нужно распространить действие норм о РИП на действующее производство (расширение или модернизация мощностей).

Целесообразно исключить из НК РФ положение о предельной величине расходов на создание резервов по сомнительным долгам (не более 10% от выручки). В связи с прогнозируемым ростом неплатежей предлагаем отказаться от нормирования расходов на создание резервов по сомнительным долгам. Это позволит избежать ситуаций по уплате налога на прибыль с необеспеченной денежными средствами выручки.

Следует полностью освободить налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, от уплаты налога на имущество организаций в том случае, если они используют недвижимое имущество для осуществления основного вида деятельности, кроме сдачи в аренду. Предлагаем распространить на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12), не обязаны отчитываться за него (этот период присоединяется к следующему году).

Предлагаем предоставить возможность предприятиям оборонного комплекса, выполняющим оборонный заказ, в отношении которых налоговым органам вынесено решение о приостановлении операций по счетам, открывать счета в банках для расчетов с контрагентами и внести соответствующие изменения в статью 76 НК РФ.

Наконец, консервация/реконструкция объектов основных средств не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доход. Этот фактор реализован через отказ в начислении амортизации по ним. Кроме того, ряд объектов, находящихся на консервации, предполагаются к ликвидации.

Тем не менее, существующие процедуры ликвидации основных средств зачастую не могут быть завершены в короткие сроки, что приводит к уплате налога на имущество с неиспользуемых в производстве объектов, что является экономически необоснованным и приводит к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

Инфграфика «РГ» / Антон Переплетчиков / Елена Березина

Источник: https://rg.ru/2015/06/16/ttp.html

НДС-угроза: Россияне заплатят за майский указ Путина

В правительстве обсуждают повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% для обеспечения финансирования нового майского указа президента Владимира Путина.

Об этом 28 мая написали «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников.

Издание добавляет, что может быть отменена и льготная ставка НДС в 10% на социально значимые товары (лекарства, продукты питания и детские товары), которую в Минфине предлагают заменить адресным пособием.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о том, что для выполнения указа президента необходимо дополнительно найти 8 триллионов рублей до 2024 года, и поручил правительству как можно скорее изыскать эти средства. Министерство финансов и Министерство экономического развития должны представить источники финансирования уже до 6 июля.

Среди возможных способов обеспечить поступление дополнительных средств называли рост нефтегазовых доходов, повышение собираемости налогов, а также использование оставшихся средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые по состоянию на 1 мая 2018 года насчитывали 63,9 миллиарда долларов или 3,9 триллиона рублей. Не исключался и предложенный кудринским ЦСР бюджетный маневр по перераспределению средств от обороны и безопасности в пользу социальной сферы. Однако эксперты, опрошенные «СП», указывали, что, скорее всего, средства будут аккумулированы за счет увеличения налоговой нагрузки и, похоже, они не ошиблись.

По данным «Ведомостей», повышение ставки НДС с 18% до 20% даст бюджету около двух триллионов рублей за шесть лет. Еще два триллиона правительство может получить от повышения пенсионного возраста. Меры для получения еще четырех триллионов рублей уже были объявлены.

Это размещение ОФЗ на три триллиона и формирование временного фонда внутри бюджета, а также триллион от обнуления экспортной пошлины на нефть и компенсирующего повышения налога на добычу полезных ископаемых.

Впрочем, как пишет издание, все эти меры не окончательные и еще будут обсуждаться.

В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) уже подсчитали, что повышение ставки НДС даст 0,4% ВВП дополнительных расходов в год и, в то же время, приведет к росту инфляции на 0,5 п.п.

Стоит отметить, что во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что в течение шестилетнего периода налоги меняться не будут, но произойдет их «настройка».

Видимо, повышение ставки НДС в эту настройку входит.

Один из чиновников, пообщавшихся с изданием, отметил, что изначально в Минфине предлагали снизить страховые взносы и увеличить НДС до одинаковой ставки 22%, но в итоге остановились на более «щадящем» варианте.

Однако при таком сценарии платить за повышение налога снова будет потребитель — бизнес просто заложит 2 лишних процентных пункта (п.п.) НДС в конечную стоимость товара. Еще более чувствительной станет отмена льготной ставки, хотя это в какой-то мере может быть компенсировано адресностью социальных госрасходов.

В правительстве пока не подтверждают, но и не опровергают слухи о повышении НДС, ограничившись дежурным заявлением.

«Конкретные параметры донастройки налоговой системы будут в ближайшее время определены правительством, после этого начнется публичное обсуждение предлагаемых изменений на площадке парламента, с тем чтобы принять их в весеннюю сессию. В настоящий момент принятых решений пока нет», — сказано в официальном сообщении Минфина.

Слухи о повышении НДС вызвали неоднозначную реакцию не только в экспертном сообществе, но и среди политиков. Так, первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников заявил, что повышение ставки НДС негативно скажется на производстве и покупательской способности граждан, но не поможет собрать необходимые средства.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков считает, что повышение ставки приведет к росту теневой экономики и скрытой безработицы, а также к распространению «серых» зарплатных схем.

Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также заявил, что повышение НДС противоречит целям, поставленным президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию, в частности — повышению благосостояния граждан.

По мнению депутата нужно не увеличивать налоговую нагрузку, а, напротив, стимулировать экономический рост, за счет чего вырастут доходы бюджета. Если же в правительстве действительно рассматривают такую меру, это говорит о его «механистическом» и «бухгалтерском» подходе к выполнению указа.

Аксаков добавил, что депутаты обсудят возможное повышение НДС в ближайшее время.

Несмотря на заявления депутатов, директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов считает, что повышение ставки НДС — очень вероятный сценарий.

— Если майские указы президента собираются выполнять, то альтернативы лишь двум источникам средств для этого просто нет. Эти источники — эмиссия и налоги.

Увеличить долг, даже внутренний, на требуемые суммы не получится, так как рынка для таких сумм нет. Сокращение расходов также маловероятно. Остается печатать деньги и увеличивать налоги.

Какую комбинацию этих способов изберут власти — это вопрос, но он чисто технический. Скорее всего, будут задействованы оба.

«СП»: — К чему это приведет?

— К тому же, к чему приводило в десятке случаев в разных странах последние сто лет — к девальвации и замедлению роста экономики из-за усиления налогового давления.

Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов также убежден, что положительный эффект от повышения НДС будет краткосрочным и не очевидным, зато негативные последствия почувствует вся экономика.

— Увеличение НДС не гарантирует пропорциональное увеличение поступления налоговых сборов. Хотя бы потому, что оно ведет к росту цен, а покупательная способность у населения сейчас очень ограничена. Реальные доходы населения не повышаются так быстро, как хотелось бы.

Рост цен приведет к сокращению темпов роста розничной торговли, которые и так у нас одни из самых низких в СНГ. Это скажется на прибыли и способности бизнеса выживать. Кстати, на прошлой неделе ВЦИОМ опубликовал опрос, согласно которому почти четверть предпринимателей готова к тому, что в ближайшие три года они будут сворачивать свою деятельность.

«СП»: — То есть эффективность этой меры, мягко говоря, сомнительна?

— Если говорить коротко, повышение ставки НДС может привести к негативным последствиям: ухудшению условий жизни населения и банкротству предпринимателей.

Обанкротившийся бизнес налоговых поступлений в бюджет не принесет.

Так что эта мера может сработать в очень краткосрочной перспективе и принести в бюджет дополнительные поступления, но уже в среднесрочной перспективе она произведет заметный негативный эффект.

«СП»: — Какие у правительства альтернативы сбора необходимых средств в сжатые сроки?

— Необходимо объединить несколько разных источников. Первый — это повышение эффективности в рамках системы госзакупок, которая сегодня представляет собой бездонную дыру. По оценкам экспертов, как минимум 10% расходов в этой сфере уходят «на сторону». Только за счет регулирования этой сферы можно получить около триллиона рублей в год экономии.

Второй момент не в увеличении, а в повышении собираемости налогов. Если этот показатель вырастет хотя бы на 10%, это даст еще порядка 300 миллиардов в год.

Но для этого необходимо работать над оптимизацией и снижением налоговой нагрузки, которая в последнее время, несмотря на все заявления, усилилась.

Согласно тому же опросу ВЦИОМ, это усиление заметила в прошлом году половина предпринимателей.

Наконец, третье — это смягчение бюджетного правила. Сейчас точка отсечения установлена на уровне 40 долларов за баррель. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этой суммы, идут в резервы.

После модернизации системы госзакупок и выстраивания адекватной налоговой системы, достаточно будет повысить планку до 43−44 долларов за баррель. Эти нефтегазовые доходы обеспечили бы остаток необходимых средств.

Так что, как видите, варианты изыскания финансирования есть различные, и не все они сводятся к увеличению налоговой нагрузки.

Экономический кризис:Путин предупредил о кризисе, с которым мир еще не сталкивался

Источник: https://commentarii.ru/blog/44000000761/nds-ugroza-rossiyane-zaplatyat-za-mayskiy-ukaz-putina

Эксперт объяснил дилемму неповышения налогов для бизнеса

Роман Терехин объяснил НСН, почему увеличение налоговой нагрузки на бизнес не решит проблемы страны в долгосрочной перспективе.  

Представители бизнеса пожаловались Путину на невыполнение главой правительства Дмитрием Медведевым обещаний о соблюдении моратория на повышение налогов. Об этом в понедельник, 20 ноября, сообщают «Ведомости», в распоряжении которых оказалось письмо к президенту четырех бизнес-объединений — РСПП, «Деловой России», ТПП и «Опоры России».

Руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин в беседе с НСН назвал весьма вероятным сценарий, при котором президент прислушается к словам представителей бизнеса. Однако, по его словам, выполнить их просьбу будет непросто.

«С большой долей вероятности президент в том или ином виде поддержит просьбу бизнеса ввести мораторий на повышение налогов, но насколько это реалистично сделать, сказать трудно. Текущие расходы тоже никто не отменял. Это классическая дилемма для любого правительства.

С одной стороны налоги — один из главных источников финансирования государства, с другой стороны, повышать их — то же самое, что резать корову, вместо того, чтобы доить. Бизнес — это источник доходов в том случае, если у него есть возможности для развития и для того, чтобы платить налогов всё больше. Для этого нужны инвестиции, для этого нужно, чтобы не увеличивалась налоговая нагрузка.

Каким путём пойдёт наше правительство, трудно сказать. Но здравый смысл подсказывает, что бизнес надо холить, лелеять и выращивать, особенно сейчас, когда приоритетом для развития признаны инвестиции в производство.

Конечно, повышение налогов на сегодняшний день может решить краткосрочную задачу финансирования, но в среднесрочной и, тем более, долгосрочной перспективе, это однозначно путь негативный. Потому что бизнес, выдоенный сегодня, не сможет приносить такие же доходы в будущем», — объяснил эксперт.

Он не стал связывать введение новых сборов с нехваткой у государства денег для выплату пенсий, о котором ранее заявил глава Центра стратегических разработок и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.

«Не думаю, что тут дело в том, что государству нечем выплачивать пенсии. Правительство могло бы использовать свои резервы, которые пока есть. И для решения подобных насущных проблем их уж точно достаточно.

Но в целом, конечно, денег не хватает: планов много, нужно вкладываться в развитие, в инфраструктурные проекты, тем более перед выборами.

Это не вопрос пенсионеров, это вопрос вложений во всё, что было запланировано на 2017-2018 год», — заключил Терехин.

Напомним, что мораторий на увеличение налоговой нагрузки был введён в 2014 году. Однако с тех пор появился ряд платежей и сборов, формально не являющихся налогами. Как отмечают представители бизнеса, независимо от названия, любые сборы приведут к сокращению инвестиций и росту цен на средства производства, а как следствие и на стоимость конечной продукции. 

Источник: https://nsn.fm/economy/ekspert-obyasnil-dilemmu-nepovysheniya-nalogov-dlya-biznesa.html

«Деловой журнал» Чем грозит повышение налогов

Помните старое как мир высказывание о том, что «в этом мире неизбежны только смерть и налоги»? На сегодняшний день российские реалии легко могут скрепить их воедино, если речь идет о бизнесе. Увы, но существующая система налогов в нашей стране действительно может привести к тому, что бизнес окажется на грани жизни и смерти. Во всяком случае, малый и средний.

Сегодня как никогда государству нужны деньги – это факт. Бюджет на 2016 год был сверстан с запланированным дефицитом в 2,36 трлн рублей – и это при нефти в 50 долларов за баррель. Но как видим, такие цены на сырье остаются в области фантастики.

Даже при благоприятном раскладе и средней цене в 40 долларов, федеральный бюджет недополучит 1,2 трлн рублей, а это 8,7% от всех доходов бюджета на текущий год. В условиях стагфляции это – катастрофа.

С учетом такого дефицита и табу на наращивание внешнего долга, речь о помощи предпринимателям давно не идет… Государство ломает голову, как бы обеспечить все социальные обязательства даже в их нынешнем урезанном виде без полноценной индексации.

Где взять на это денег, если на нефтяные доходы повлиять практически невозможно? Вот и взялись за остальные «доходы». Речь, в первую очередь, идет о налогах и сборах. 

Читайте также:  На какую дату пересчитать валютные суточные, если после командировки работник увольняется - все о налогах

Нас все время пытаются убедить в том, что в России налоги для бизнеса одни из самых низких. Особенно выгодно этот тезис выглядит в сравнении с развитыми западными странами, где размеры налогов в разы превышают наши.

  Но почему же тогда мы не видим очереди из желающих открыть своё дело? И где толпы иностранных инвесторов, желающих вложиться в отечественное производство? Почему они не слетаются на такие, казалось бы, идеальные условия: низкие налоги, рабочая сила уже дешевле, чем в Китае, энергия недорогая, а за счет дешёвого рубля отечественная продукция имеет конкурентное преимущество? Но очередь инвесторов не то что не растет, она сокращается. По словам министра экономического развития Улюкаева, общий спад инвестиций в 2015 году составил 8,4%, а по данным конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) прямые иностранные инвестиции в 2015 году рухнули аж на 92%. 

Если обратиться к другим источникам, например, к Всемирному банку, то становится ясно, что все это происходит не только по вине санкций и прочих внешнеполитических перипетий. Формально налог на прибыль у нас действительно небольшой, но дело в том, что только им одним выплаты не ограничиваются.

В России есть огромное количество платежей, которые формально налогами не являются, но фактически имеют все признаки таковых. Это множество различных сборов, которые должен заплатить предприниматель, например, торговый сбор в Москве, портовые сборы, сбор за утилизацию отходов или нашумевший в последнее время сбор за проезд грузовиков по федеральным трассам.

Всего на федеральном уровне торгово-промышленная палата РФ насчитывает 50 таких платежей, а на региональном — до 70.

В итоге получается средняя нагрузка на предпринимателя — 47% от прибыли! Впереди России по этому показателю находятся в основном бедные африканские страны.

Есть и несколько развитых – Германия, у которой нагрузка составляет 48,8%, Австрия с 51,7% и Италия с 64,8%.

Но там бизнес видит за что платит: легко проследить как налоговые платежи идут на развитие инфраструктуры, помогающей, в свою очередь, развитию бизнеса. У нас же сборы есть, а результат виден далеко не всегда.

Возьмём тот же «Платон» – вырученные деньги в первую очередь пойдут вовсе не на реконструкцию федеральных трасс, которые могли бы упростить логистику и снизить издержки на транспортировку грузов. Полученные средства пустят на строительство платной объездной дороги вокруг Хабаровска.

В других же странах налоговая нагрузка меньше: в США платят 43,9% от прибыли, в благополучной Норвегии — 39,5%, в Канаде и вовсе 21,1%.

И это не теория, а практика: производство сельхозтехники выносится многими странами в Канаду, лёгкая промышленность – в Китай, поскольку там издержки по оценкам предпринимателей из данной отрасли на 40% — 60% меньше.

Безусловно, в нынешней экономической ситуации бюджет нуждается в увеличении налоговых поступлений. Для этого есть 2 пути. Первый– это развитие бизнеса в России, чтобы доходы государства росли вместе с доходами предприятий. Но, к сожалению, этот путь показался нашему правительству слишком сложным, и было решено просто повышать финансовую нагрузку.

Но если крупные сырьевые компании могут успешно бороться с повышением налогов, порой прибегая к откровенному шантажу (вспомним как было с нефтяными баталиями), то малый и средний бизнес беззащитен перед нововведениями.

Формально декларируется сохранение налогов на прежнем уровне, но по факту мы имеем рост налога на дивиденды с 9% до 13%, повышающие коэффициенты к транспортному налогу, при расчете налога на недвижимость теперь вместо инвентаризационной стоимости берется кадастровая стоимость, введены новые сборы, повышены акцизы на топливо.

И это при том, что огромная территория России ставит транспортный вопрос остро: если в Европе в среднем доля транспортных расходов в себестоимости товара составляет 8%, то в России — порядка 20%. 

Выбранный путь недальновиден, хоть и даст кратковременный положительный эффект в балансе бюджета. Во-первых, рост налоговой нагрузки негативно сказывается на развитии предприятия, не зря 58% респондентов Торгово-промышленной палаты во время опроса отметили необходимость снижения налоговой нагрузки. Это первое место в рейтинге мер, необходимых для развития бизнеса в 2016 году.

Во-вторых, такой расклад ставит под угрозу всю отечественную экономику. Негативные последствия заметны уже сейчас: просроченная задолженность предприятий по заработной плате с начала 2015 года выросла более, чем вдвое.

Рекордсмен здесь — транспортная сфера: за март задолженность по зарплате выросла на 83% и перевалила за 1 млрд рублей. На фоне этого Платон отчитывается о том, что за 5 месяцев работы с грузовиков было собрано 6,2 млрд рублей.

О каком развитии предпринимательства после этого можно говорить?

Практика показывает, что снижение налогов непременно приводит к повышению их собираемости и развитию предпринимательской деятельности.

Например, в США снижение налогов в 2001 и 2003 годах помогло высвободить у населения и малых предприятий 1,1 трлн долларов, которые пошли на развитие экономики.

В итоге дефицит бюджета 2006 года был 296 млрд долларов вместо запланированных 423 млрд. Похожий эффект был и в России начала 2000-х.

Налоговая система должна быть гибкой, чтобы не заставлять предпринимателей уходить в подполье, выплачивая «серую» зарплату.

Наоборот, нужно стимулировать развитие, приём новых сотрудников, модернизацию производства. Должно быть выгодно вести и планомерно расширять легальный бизнес.

И в Европе, и в США частный бизнес развивается многие десятилетия, особая поддержка – у малого и среднего предпринимательства.

За это время было перепробовано множество вариантов при различных экономических и политических условиях. Например, те же налоговые каникулы – отличный инструмент помощи начинающим предпринимателям. Они есть и в России, и в США («бонус первого года» с уплатой только 50% налогов).

Только вот у нас институт налоговых каникул практически не работает: огромное количество ограничений, введенных чиновниками-перестраховщиками, свели эффект от каникул практически к нулю.

К примеру, в Челябинской области (регион-чемпион по числу предоставленных каникул) из 15 000 зарегистрированных ИП в 2015 году только 400 получили каникулы.

Отдельно стоит упомянуть поддержку инновационных предприятий, без развития которых мы обречены на отсталость и вечный статус «догоняющих». В США еще с 1954 года действует порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты сроком до 5 лет.

Дополнительные льготы предоставляются в связи с ведением образовательных и исследовательских проектов в общественных целях. В Японии существует целая система подходов к налоговому стимулированию, включающая ускоренную амортизацию научного оборудования, налоговые скидки на работы по разработкам, льготы на закупку иностранных технологий, налоговые льготы на НИОКР.

Подобные меры применяются и в Европе, и в Австралии, и в Канаде, и во многих азиатских странах, показавших «азиатское экономическое чудо».

Государству нужен лишь один шаг навстречу предпринимателям – снизить подоходный налог и налог на прибыль, и положительный результат для развития экономики будет получен уже в среднесрочной перспективе.

В остальном же останется только не мешать, активнее применяя налоговые льготы и вычеты и переведя уже существующие меры поддержки с бумаги в реальность, упростив систему неналоговых сборов. Десятки разных сборов вводят в заблуждение предпринимателей, а потом это выливается в проверки, штрафы, банкротства…

Нынешняя политика «закручивания гаек» – простейшая, но менее перспективная. Давайте смотреть хотя бы на 2 шага вперед!

Источник: https://blog.dp.ru/post/8911/

Нефть, руки и мозги

Серьезного облегчения налогового бремени бизнесу в ближайшие годы ждать не стоит. Это свидетельствует из подготовленных Минфином «Основных направлений налоговой политики на 2009—2011 годы».

Точечные льготы получат инвестиции в НИОКР, упростится НДС. Налог на добычу полезных ископаемых снизят, а вот уменьшение НДС снова под вопросом.

В выигрыше будут только сотрудники компаний, которые благодаря налоговым вычетам получат масштабные соцпакеты.

Минфин подготовил и внес в правительство «Основные направления налоговой политики на 2009—2011 годы».

Как сказано в самом документе, «масштабных мер в области налоговой политики,  сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано…

В ближайшие годы будет сохранен уровень номинального налогового бремени». Однако, говорится в документе, и необоснованных мер в области увеличения налогового бремени не будет. Но интересные подвижки все-таки есть.

Наиболее радикальное предложение Минфина – снижение налоговой нагрузки на нефтяников.

Для нефтяной отрасли ведомство, согласившееся с доводами компаний о том, что чрезмерная налоговая нагрузка вскоре приведет к падению добычи, предложило «с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти» с 2009 года повысить необлагаемый минимум при расчете НДПИ с 9 до 15 долларов.

По словам Кудрина, эта мера позволит им экономить на НДПИ до 100 млрд рублей в год. «Но это же мало», — говорит начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. По его подсчетам, это порядка 3% от всей налоговой нагрузки на нефтяные компании — порядка 135 млрд долларов.

А с учетом того, что после снижения НДПИ расширится база по налогу на прибыль, снижение налогов окажется еще меньше. Но в нефтяных компаниях и этому рады.

Так, например, руководитель пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов говорит, что это означает снижение налоговой нагрузки на компанию на 870 млн долларов в год. Аналитики оценивают эту цифру как рост чистой прибыли компании на 10%. «Мы направим эти деньги на увеличение производства», — говорит Долгов, но затрудняется ответить на вопрос, насколько увеличится добыча.

По мнению Шеина, толку было бы больше, если бы НДПИ не было привязано к мировым ценам на нефть. «НДПИ надо привязывать к реальным затратам компании на освоение и разработку месторождения, к степени зрелости месторождения. Максимальное изъятие ренты должно быть на зрелой стадии», — говорит Шеин.

Но даже теми льготами, которые есть (на изношенные месторождения), почти никто воспользоваться не может. «Например, Самотлорское месторождение, которое разрабатывает ТНК-BP. Проблема в том, что большинство участков не подпадает под дифференциацию НДПИ, ведь лицензия выдана на все месторождение.

Однако добыча многих запасов с этого месторождения стоит заоблачных денег», — говорит Шеин.

С НДС ситуация по-прежнему неопределенна. После однозначных выступлений Владимира Путина, Дмитрия Медведева, а также МЭРТа, ратующих за снижение этого налога, Минфин не мог не поддержать эту тему.

В своем документе он пишет о том, что НДС может быть пересмотрен, однако каким образом, не сообщает. Весьма расплывчато и туманно звучит фраза о «рассмотрении предложений» о сокращении его ставки.

При этом отмечено, что ввиду сложности вопроса «окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года». В РСПП не надеются, что ставка налога будет снижена до желаемых предпринимателями 10%.

«Дай Бог, чтоб до 12%, как предлагает МЭРТ», — говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Он, правда, опасается, что Минфин потом вообще «замылит эту тему». В министерстве подсчитали, что при этом выпадет целых 2% ВВП.

Между тем в плане администрирования важные подвижки есть.

Ведомство предлагает «рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо». Также уже в 2008 году министерство предлагает «разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларации выносить два решения: одно в отношении тех сумм, которые на вызвали у налоговых органов сомнений в  правомерности принятия к вычету, второе — в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Эта мера снизит объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и  налогоплательщиков нет спора», и т. д.

«Но по многим вопросам прослеживается желание Минфина обтекаемо сформулировать свою позицию – по увеличению амортизационной премии, по введению льготы по налогу на прибыль предприятий, проводящих НИОКР», — говорит Беляков.

Отмечается, что воспользоваться льготой (правда, еще неизвестно какой) можно лишь после определения приоритетных направлений исследований, в отношении которых она может быть использована: «По мнению Минфина, если такой инструмент будет использоваться в РФ, он должен носить точечный исключительный характер в отношении действительно приоритетных исследований и разработок».

Финансисты выявили «получение необоснованной налоговой выгоды при использовании ускоренной амортизации» и собираются ее различными методами устранять. Ведомство Кудрина также недовольно снижением эффективной ставки по ЕСН, которая по итогам 2009 года может составить 20,2%. В настоящее время при годовой зарплате сотрудника до 280 тыс.

рублей действует максимальная ставка ЕСН в размере 26%, до 600 тыс. рублей — 10%, более 600 тыс. рублей — 2%. Для предотвращения падения эффективной ставки налога необходимо рассмотреть вопрос об индексации этих пороговых значений в соответствии с темпами прироста зарплаты или уровня потребительских цен, считает Минфин.

Вряд ли такая мера будет способствовать дальнейшему обелению зарплат, считают предприниматели.

Бесспорно положительная мера – введение льгот, стимулирующих компании инвестировать в сотрудников.

С 2009 года будут освобождены от подоходного и социального налогов взносы компаний на софинансирование пенсионных накоплений, расходы бизнеса на образование (до 6% фонда оплаты труда) и выплата процентов по ипотечным кредитам. Эти затраты будут уменьшать и базу налога на прибыль.

Как следует из  опрошенных «Экспертом Online» предпринимателей и кадровых агентств, представители бизнеса будут увеличивать социальные пакеты своим сотрудникам, дабы удержать дефицитные кадры. Пока это делают в основном крупные и зарубежные компании.

Порадовали минфиновцы и «Газпром». До 2011 года изъятий в бюджет «дополнительных доходов, имеющих характер природной ренты», не будет.

В целом, как отмечает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, в предложенияхМинфина есть одна методологическая опасность.«Минфин, как он говорит в своем документе, привязывает возможность снижения налоговой нагрузки к выпадающим доходам.

И если они будут иметь место, то налоги снижены не будут. Но ведь очевидно, что любая мера налогового стимулирования предполагает на первых порах сокращение поступлений в бюджет.

Читайте также:  Командировки на близкие расстояния: учитывать ли гостиничные расходы? - все о налогах

Потом, правда, это с лихвой окупается: расширяется налогооблагаемая база за счет предпринимательской активности, выхода из тени, но Минфин этого не хочет понять», — говорит Беляков.

Источник: https://expert.ru/2008/03/31/minfin/

Повышение налогов в России: цена вопроса

План бюджета на 2017-2019 гг. при всей консервативности некоторых предпосылок (например, по ценам на нефть и курсу рубля) в некоторых важных аспектах выглядит недостаточно согласованно и, на наш взгляд, содержит ряд рисков.

Эти риски в основном связаны с быстрым истощением суверенных фондов и отсутствием иных существенных гарантированных источников финансирования дефицита особенно в случае более негативного, чем предполагает Минфин, развития событий, как то:

— более низкий экономический рост (и, соответственно, более медленный рост ненефтегазовых доходов);

— трудности с увеличением госзаимствований без последствий для долгового рынка;

— трудности с сокращением расходов в номинальном выражении.

В этой связи в среднесрочной перспективе актуальным остается вопрос о повышении налогов, особенно потому, что даже небольшое повышение ставок по некоторым налогам может дать ощутимый приток в бюджет. Хотя власти дали гарантии, что налоговая нагрузка не изменится до 2019 г., мы полагаем, что при определенных обстоятельствах они могут вернуться к этому вопросу и ранее — например, в 2018 г.

На наш взгляд, повышение налогов в текущих неблагоприятных экономических условиях само по себе не является эффективным.

Мы полагаем, что в условиях длительного периода низких цен на нефть и слабого потенциального роста экономики налоговую нагрузку необходимо снижать, а выпадающие налоговые доходы бюджета частично компенсировать сокращением расходов, а частично — финансировать за счет внутренних заимствований.

Однако в данный момент на первый план выходят не долгосрочные проблемы роста экономики, а краткосрочные проблемы финансирования дефицита бюджета, в связи с чем повышение налогов остается более актуальной темой. При этом отметим, что повышение ставок некоторых налогов, скорее всего, негативно отразится на экономике.

Так, например, идея об изменении параметров системы НДФЛ (например, повышение единой ставки в рамках плоской шкалы или переход к прогрессивной системе) вряд ли сможет оказаться успешной. Дело в том, что сборы от НДФЛ поступают полностью в региональные бюджеты, а потому выиграть от повышения или введения прогрессивной шкалы смогут лишь богатые регионы.

Для бедных регионов (которых большинство) это принесет лишь углубление дифференциации доходов.

Рассмотрев различные варианты и «отбросив» нереализуемые сценарии (такие, при которых небольшое повышение ставки либо не принесет в бюджет ощутимого количества средств, либо негативно отразится на экономике и социальной сфере), мы остановились на изучении 3 вариантов, оценив их эффект на доходы бюджета, на инфляцию и рост ВВП:

  • НДС – по прогнозу Минфина поступления от этого налога составят 5,4 трлн руб., 38% доходов Федерального бюджета в 2018 г.
  • НДПИ на нефть – 2,8 трлн руб., 20% доходов федерального бюджета в 2018 г.
  • Страховые взносы – 7,1 трлн руб., 24% от доходов бюджета расширенного правительства.

НДС и НДПИ на нефть сформируют 60% доходов федерального бюджета в 2018 году

Источник: Минфин, оценки Райффайзенбанка

НДС: повышение нагрузки на всю экономику

В качестве сценария повышения ставки НДС мы рассмотрели вариант, который, по информации в СМИ, предлагал в недавнем прошлом Минфин. Он предусматривал повышение базовой ставки налога с 18% до 20%, а также льготной ставки — с 10% до 12%.

При этом предложения не касались нулевой ставки НДС (по которой происходит налогообложение части услуг). Уровень эффективной ставки для экономики в целом значительно ниже, чем предельная ставка налога (18%), т. к.

большая доля товаров в конечном потреблении облагается по льготным или нулевым ставкам, например, продукты питания (доля в потреблении 38%, облагаются по ставке 10%) и ряд услуг в сфере образования, здравоохранения, транспорта (доля в потреблении порядка 5%, не облагаются НДС).

По нашим расчетам, на данный момент эффективная ставка НДС составляет около 12,4 п.п., а при реализации предложений Минфина произошло бы ее повышение до 14,4 п.п. (т.е. рост ставки на 16,2%).

В предположении, что налогооблагаемая база не изменится, такое повышение ставки могло бы принести в бюджет 866 млрд руб. в 2018 г. (16,2% от прогнозируемого Минфином объема поступлений от НДС в 2018 г.).

Однако, на наш взгляд, это предельный эффект, реальное увеличение поступлений может быть меньше за счет того, что повышение ставки НДС будет транслироваться в рост рыночных цен для потребителей, которые могут сократить объем потребления.

Очевидно, что предельный эффект на инфляцию от такой инициативы сопоставим с размером повышения ставки налога (+2 п.п.

к инфляции), если компании переложат весь рост налоговой нагрузки на потребителей (по данным Росстата, доля НДС в цене конечного потребления приблизительно соответствует размеру эффективной ставки, рассчитанной нами).

Однако такой рост цен в моменте может вызвать ощутимое сокращение потребления домашних хозяйств, по нашим оценкам, на 2,3 п.п. (рост инфляции на 1 п.п. связан с падением потребления домохозяйствами на 1,15 п.п.).

Скачок инфляции будет являться негативным шоком для потребления

Источник: Росстат, ЦБ, Минфин, оценки Райффайзенбанка

В связи с тем, что столь резкое сокращение спроса не будет удовлетворять продавцов (т.к. выразится в сокращении их товарооборота), и, скорее всего, им придется взять на себя часть налоговой нагрузки.

При этом налоговое бремя распределится между продавцами и покупателями неравномерно и будет зависеть от эластичности спроса/предложения от изменения цен: чем больше спрос (предложение) реагирует на рост цены, тем меньше окажется доля покупателей (производителей) в общем объеме налогового бремени.

Учитывая, что потребительский спрос гораздо слабее реагирует на изменение цен, чем предложение, порядка 80% налоговой нагрузки останется на потребителе.

В итоге это сдержит рост цен (инфляция увеличится лишь на 1,6 п.п., а не на 2,0 п.п.), позволяя потребительским расходам сократиться менее существенно (на 1,8 п.п.). Темп роста реального ВВП при этом снизится на 0,9 п.п.

: доля потребления домашних хозяйств в ВВП составляет 53%, однако падение будет частично сглажено сокращением импорта (тем не менее, доля импортных товаров, потребление которых может быть сокращено, невысока и составляет около 5% всех потребительских расходов).

В свою очередь, падение экономики должно транслироваться в снижение ненефтегазовых доходов бюджета. По нашим оценкам, потери могут составить 110 млрд руб. за год, из которых ~108 млрд руб.

по НДС (за счет сокращения номинального объема потребительских расходов на 846 млрд руб. и роста доли налога в потреблении с 11% до 12,7%) и ~2 млрд руб.

по части налога на прибыль (~11%), поступающей в федеральный бюджет (за счет снижения прибыли компаний в результате перераспределения на них 20% роста налоговой нагрузки по НДС).

Стоит дополнительно учитывать, что ускорение инфляции на 1,6 п.п. может вынудить правительство повысить расходы бюджета в 2019 г.

По нашим оценкам, на эту величину необходимо будет проиндексировать порядка 10,8 трлн руб. (зарплаты бюджетников, пенсии и социальные выплаты и т. п.), что потребует дополнительно 173 млрд руб.

Хотя отметим, что при желании правительство может проиндексировать расходы и на величину меньше инфляции.

В итоге, по нашим оценкам, чистые поступления в Федеральный бюджет от увеличения ставок НДС на 2 п.п. составят 583-756 млрд руб. за год, что позволит сократить дефицит бюджета на 0,6-0,8% ВВП (см. таблицу).

Повышение ставки НДС на 2 п.п. может сократить дефицит бюджета на 0,6-0,8% ВВП

Источник: Минфин, Росстат, оценки Райффайзенбанк

Ндпи на нефть: повышение нагрузки на отрасль

В настоящее время в нефтегазовом секторе проходит налоговый маневр, суть которого заключается в одновременном повышении ставки НДПИ и снижении экспортной пошлины.

Согласно утвержденному плану, базовый коэффициент НДПИ на нефть не будет меняться в 2018 г. и будет равен 919, однако за счет роста дополнительного коэффициента (с 306 руб./т в 2017 г. до 357 руб./т в 2018 г.) налоговая нагрузка возрастет.

Минфин прогнозирует, что объем поступлений от НДПИ на нефть в 2018 г. составит 2751 млрд руб.

Чтобы наши расчеты эффектов от повышения ставок по НДПИ и НДС были сопоставимы, мы рассмотрим такое повышение налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании, максимальный эффект от которого составил бы 866 млрд руб. По нашим расчетам, это было бы эквивалентно увеличению налоговой нагрузки на 31%.

Однако в случае такого серьезного роста налоговой нагрузки, нефтяные компании будут перераспределять добычу в пользу новых месторождений, которые облагаются по нулевой или льготной ставке НДПИ – по нашим оценкам, на них добывается порядка 20% общего объема. Впрочем, объем перераспределения будет небольшим – мы полагаем, что добыча на «старых» месторождениях может сократиться лишь на 2%. Поэтому в результате потери окажутся небольшими – порядка 50 млрд руб.

Бюджет может получить 816 млрд руб. от повышения нагрузки по НДПИ на нефть на 31%

Источник: Минфин, Росстат, оценки Райффайзенбанка

Интересно, что подобное повышение ставки НДПИ теоретически не будет иметь никаких серьезных краткосрочных последствий для экономики.

Во-первых, это не окажет влияния на инфляцию: динамика внутренних цен на нефтепродукты, через которые могло бы быть влияние, зависят не от НДПИ, а от величины экспортной пошлины и мировых цен на нефть в рублях (которые в нашем сценарии остаются неизменными).

Во-вторых, влияние на экономический рост (через сокращение добычи или снижение инвестиций в нефтяной сектор) будет практически незаметным в год повышения НДПИ. С одной стороны, основные добывающие компании, несмотря на повышение налоговой нагрузки, все равно будут иметь положительный свободный денежный поток.

С другой, нефтяные компании не будут сворачивать уже начатые проекты, на которые сейчас направлен основной объем инвестиций (в моменте компании не начинают новых проектов в условиях низких цен на нефть). Однако в среднесрочной перспективе (3-5 лет) можно ожидать падения инвестиций и негативного влияния на рост экономики.

Страховые взносы: уменьшение проблем Пенсионного фонда

Страховые взносы формируют порядка 24% доходов бюджета расширенного правительства (примерно 7,1 трлн руб.), поэтому при прочих равных повышение соответствующих тарифов могло бы принести максимальный ожидаемый доход.

Эти взносы поступают не в федеральный бюджет, а в бюджеты внебюджетных фондов, поэтому их рост как мера экономии призван сократить трансферт из федерального бюджета. Для того, чтобы увеличить нормативную величину поступлений от страховых взносов на 866 млрд руб.

необходимо повысить ставку с 30% до 33,7%.

Однако проблема состоит в том, что при таком росте налоговой нагрузки последует не только падение ВВП, но и массовый переход от «белых» зарплат к «серым». Так, по данным Минфина, в России одна из самых высоких (среди сравнимых по уровню развития стран) нагрузка налогов на труд, уплачиваемых работодателями.

Таким образом, скорее всего, по этому налогу экономика находится в понижательной части кривой Лаффера, т. е. увеличение налоговой нагрузки сопровождается сокращением поступлений в бюджет.

Для бюджета такой шаг, скорее всего, невыгоден, и наиболее вероятным способом решения проблемы с дефицитом ПФР будет повышение пенсионного возраста.

Эффекты от повышения налогов на экономику в 2018 году

Источник: Минфин, Росстат, оценки Райффайзенбанка

Из рассмотренных нами вариантов наименее предпочтительным, на наш взгляд, является увеличение страховых взносов: т.к.

объектом налогообложения здесь является фонд оплаты труда, который практически не зависит от результатов деятельности предприятия, и кроме того есть относительно легкая возможность ухода в тень.

Скорее всего, такое масштабное повышение страховых взносов приведет к росту убыточных предприятий и при этом не принесет дополнительных доходов бюджету.

В отличие от страховых взносов уклониться от уплаты НДС значительно труднее, при этом объем НДС, хотя и не так сильно, как налог на прибыль, все же зависит от результатов деятельности компаний (объем продаж).

Впрочем, отметим, что и повышение НДС не является наилучшей с экономической точки зрения мерой главным образом из-за того, что повышается налоговая нагрузка на всех без исключения потребителей, включая наименее обеспеченные слои населения.

При этом бюджет потеряет значительную часть доходов от повышения НДС в связи с ростом инфляции и падением ВВП.

Более предпочтительным с этой точки зрения является увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор (повышение НДПИ) – так, налоговая нагрузка будет какое-то время локализована в рамках сектора и не распространится на экономику в целом. Однако с повышением НДПИ связан ряд проблем.

Во-первых, увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор не просто из-за его сильной переговорной позиции в этом вопросе. Во-вторых, проблемы с инвестициями и падением добычи, которые закономерно последуют через несколько лет вследствие повышения налоговой нагрузки, отразятся на экономике сильнее, чем в случае повышения НДС.

В ситуации, когда будущий рост экономики в основном зависит от нефтегазового сектора, провоцировать такое развитие событий – крайне недальновидно и рискованно.

Таким образом, в случае негативного развития событий и необходимости серьезного повышения налоговой нагрузки, правительству предстоит непростой выбор, либо еще раз ударить по уже и так пострадавшим после девальвации потребителям, либо изымать ресурсы из нефтяной отрасли или, как аргументирует нефтяное лобби, «резать дойную корову». На наш взгляд, в такой ситуации может быть реализована и комбинированная схема: параллельное повышение НДС и НДПИ, причем рост налоговой нагрузки будет обеспечен в большей степени за счет НДС. Так, например, при повышении ставки НДС на 1 п.п. чистый приток в бюджет будет довольно ощутимым (382 млрд руб.), а эффект на инфляцию (+0,8 п.п.) и ВВП (-0,5 п.п.) не таким существенным. Приблизительно такой же объем средств можно получить при повышении налоговой нагрузки НДПИ на нефть лишь на 15%.

Источник

Источник: https://kommerstant.ru/povyshenie-nalogov-v-rossii-cena-voprosa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]