Когда и как должно вводиться изменение учетной политики? — все о налогах

Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?

Изменение учетной политики должно вводиться по особым алгоритмам и с учетом определенных ограничений. О тонкостях этой процедуры узнайте из нашего материала.

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Итоги

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

В законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ перечислен закрытый перечень условий, при наличии которых в действующую учетную политику могут вноситься изменения (п. 6 ст. 8):

  • появление новых требований в бухгалтерском законодательстве;
  • введение хозяйствующим субъектом в свой учетный процесс измененных учетных алгоритмов;
  • коренные преобразования в деятельности компаний, существенно корректирующие условия их работы.

П. 7 ст. 8 указанного закона определены дополнительные важные аспекты:

  • календарная граница внедрения корректировок в учетный процесс — с начала отчетного года;
  • цель установления данной временной границы — обеспечение сопоставимости бухотчетности;
  • исключение из установленного правила — внедрение в учетный процесс нововведений производится с другой даты, если это обусловлено причиной изменения.

Текст закона о бухучете в отношении учетной политики смотрите в материале «Статья 8. Учетная политика».

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате — в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) — они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению — изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) — оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) — оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений — обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Помимо указанных требований, гл. III ПБУ 1/2008 содержит важные уточнения:

  • о том, какие учетные нововведения изменениями не считаются — утверждение учетных способов фактов хозяйственной деятельности, появившихся в деятельности организации впервые или отличающихся по существу от имевших место ранее (абз. 5 п. 10);
  • о том, когда все изменения можно отражать в отчетности перспективно — если организация организует бухучет с применением упрощенных способов (п. 15.1).

О том, кому разрешено применение упрощенного учета, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Рассмотренные требования описывают алгоритмы изменения бухгалтерской учетной политики. Однако их требуется еще и должным образом оформить. Делается это путем составления приказа, дополняющего или изменяющего учетную политику.

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Необходимость внесения изменений может возникнуть не только в отношении бухгалтерской, но и в части налоговой учетной политики. Условия, при которых в налоговую учетную политику вносятся изменения, указаны в абз. 6 ст. 313 НК РФ, они идентичны вышеописанным бухгалтерским нормам.

О том, как организуется налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского, читайте здесь.

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Пример

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.2017 № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств — линейный. По решению руководства, принятому в октябре 2018 года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/uchetnaya_politika/kogda_i_kak_dolzhno_vvoditsya_izmenenie_uchetnoj_politiki/

Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить? — статья

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.
В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

  1. Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

  2. Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

  3. Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию… В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков.

Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей.

Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/52

Изменение учетной политики — в связи с приказом 52н, образец, должно вводиться на 2018 год

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики. Какие изменения предстоят в 2018 году, для чего вводятся изменения и каким образом их внести, в каком случае может производиться изменение.

Политика учета ведется всеми предприятиями без исключения – в бюджетном учреждении, казенном, муниципальном. Каждый год она применяется по новым правилам, 2018 не станет исключением.

Поэтому в конце 2018 года организации обязаны утвердить политику, ссылаясь на эти новшества. На что стоит обратить внимание при ее составлении – об этом далее.

Базовые сведения ↑

Несмотря на форму собственности, каждое предприятие обязано вести политику учета. После ее принятия и утверждения все филиалы компании обязаны руководствоваться ею.

Применяется учетная политика из года в год. Изменения или дополнения вносятся в случае:

Изменений Норм Законодательства или нормативных актов
Разработки Компанией новых методов ведения учета бухгалтерии
Поправок или изменений В условиях работы организации

Для правильного внесения изменений нужно выполнить следующие шаги:

  1. Определить точный список поправок и обосновать их.
  2. Получить приказ от руководителя об утверждении изменений.
  3. Сформировать отчетность бухгалтерии по новым правилам.
  4. Выяснить, необходимо ли производить перерасчет отчетов.
  5. Сделать перерасчет всех показателей.
  6. В отчете бухгалтерии указать разницу, которая получилась при перерасчете.
  7. Все изменения отобразить в пояснительной записке.

Как правило, политика учета составляется главным бухгалтером фирмы или его заместителем, а утверждается начальником. Приказ оформляется в произвольном виде, четко установленной формы нет.

Что же входит в учетную политику:

  • план работы счетов;
  • бланки документов;
  • порядок осуществления инвентаризации;
  • все моменты, касающиеся бухгалтерского учета.

Политика учета бывает нескольких типов – для целей ведения бухгалтерского учета и обложения налогами. Каждая из них имеет свои особенности и принципы осуществления деятельности.

Во время формирования политики учета для бухгалтерии выбирается один метод из всех предложенных Законодательством Российской Федерации.

Если политика не меняется, то ежегодно принимать новую нет необходимости. По окончании года бухгалтер обязан составить отчет.

Во время составления политики учета допускаются некоторые моменты:

Тип допущения Характеристика
Имущественная обособленность Активы и обязательства компаний действуют отдельно от собственников
Непрерывность деятельности Компания будет и дальше продолжать вести деятельность и она не имеет намерений ликвидироваться. Поэтому все обязательства погашаются по правилам
Последовательность использования политики учета При выборе учетной политики она применяется каждый год, что гарантирует правильное ведение бухгалтерской деятельности
Временная определенность Все моменты деятельности отображаются в отчетном периоде в сроки и не зависят от даты поступления финансов

Основные понятия

Учетная политика Совокупность методов и принципов осуществления бухгалтерской деятельности предприятий
Бюджетное учреждение Муниципальное (от государства) объединение, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета державы
Налоговый учет Система сбора и обработки информации на основе документов, используемая плательщиками налогов для ведения налоговой базы. Предприятие определяет ее самостоятельно и отображает в политике учета
Бухгалтерский учет Сбор информации о финансовом состоянии предприятия. Ведется с помощью отображения всех выполняемых организацией операций
Инвентаризация Проверка имущества предприятия, которая осуществляется путем подсчета, взвешивания и так далее
Муниципальный Государственный
Ретроспективно Ссылаясь на прошлое, учитывая моменты предыдущих периодов
Ретроспективный пересчет Поправка суммы элементов отчетов по финансам таким образом, как если бы ошибки и не было
Стандарт Указание по действиям в определенных ситуациях

С какой целью они вносятся

Политика учета – единственный тип документации, которым предприятие может распоряжаться самостоятельно. При правильном ее составлении компания может избежать многих проблем.

Изменения могут производиться при следующих условиях:

  • когда организация начинает новый вид деятельности;
  • когда этого требует Закон.

При этом изменением не считается, если бухгалтерия принимает новый способ ведения отчетности. В этом случае вносятся дополнения. Это может касаться учета новых типов активов, операций и прочего.

Читайте также:  Как правильно применять кумулятивный метод амортизации? - все о налогах

Действующие нормативы

Принятие учетной политики является обязательным условием для всех предприятий, независимо от их типа. Это указано в 1 и 3 пунктах Положения о бухгалтерском учете.

В частности – для целей обложения налогами. Ведение бухгалтерской деятельности ссылается на следующие документы:

  1. Федеральные Законы и прочие Указы президента Российской Федерации.
  2. Положения о ведении бухгалтерии.
  3. Указания методического характера, инструкции.
  4. Рабочая документация организации.

Новая политика учета вступает в действие с даты принятия поправок – 313 статья, 7 абзац Налогового Кодекса.

Порядок произведения операций по документу в организации ↑

Чтобы обеспечить своевременное предоставление отчета бухгалтерии, необходимо правильно осуществлять операции. Порядок их устанавливает бухгалтер предприятия.

Документы необходимо предоставлять в сроки. Например:

Не позже 1-го числа следующего месяца Нужно сдавать табеля учета рабочего времени
До 5 числа Необходимо предоставлять документацию о новых сотрудниках компании
В течение 3-х дней Отчитываться за командировку

Также эффективность зависит от контроля всех операций. Он может происходить:

  • на основе первичных документов – расходы, потери;
  • по разнице в показателях документов;
  • на основе счетов;
  • по форме отчетности.

В каких случаях допускается изменение учетной политики Изменение учетной политики допускается в случаях:

  1. Законодательство Российской Федерации принимает новые законы.
  2. Принятие компанией новых методов ведения деятельности.
  3. При изменении условия деятельности, смене начальства.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января следующего месяца. Все последствия отображаются в отчетности бухгалтерии.

В 2018 году произойдут следующие изменения:

Форма первичных документов Выбирается руководителями организаций самостоятельно. Также можно продолжать использовать ранее утвержденные формы
Если в бухгалтерских регистрах не предвидятся изменения То об этом необходимо написать в учетной политике
Бухгалтерский учет имеет право вести директор Но это касается деятельности малого и среднего типов предпринимательства. В остальном деятельность осуществляет бухгалтер
Хозяйственную деятельность Переименовали в «учет фактов хозяйственной жизни»
Если на предприятии предусмотрен аудит То формирование внутреннего контроля обязательно

Не является основанием для изменения политики учета:

  • новые события или операции, которые ранее были несущественными;
  • условия, отличающиеся от предыдущих.

Как их можно внести

Чтобы внести изменения в утвержденную новую политику учета, нужно проделать ряд шагов:

Внимательно изучить 25 главу Налогового Кодекса Чтобы знать, как правильно оформить результаты изменений
Подготовить документ, назвав его «Локальный акт об изменениях в политике учета (наименование организации) На титульном листе обозначить дату и порядковый номер. Далее перечислить документы, которых коснулись изменения
Во вновь принятой политике необходимо высветить такие моменты Как правила ведения налогообложения, бухгалтерского учета, учет доходов и расходов
Новый приказ не обязателен

Формирование приказа (образец)

Приказ по формированию политики учета должен детально раскрывать все моменты деятельности предприятия.

Приказ должен содержать такие разделы:

  • общая информация об организации (структура, управление);
  • задачи бухгалтерии;
  • данные, которые касаются политики учета – когда принята, изменения в ней, отчетность;
  • формы отчетности, используемые бухгалтерией;
  • кто имеет право подписывать документацию;
  • оценка имущества предприятия;
  • рабочие планы;
  • любая информация, касающаяся деятельности организации.

Образец документа:

Когда вступают в силу

Изменения, которые предвидятся в политике учета, вступают в силу 1 января 2018 года. Всем предприятиям необходимо внимательно изучить изменения и отобразить их в свое политике учета.

Ретроспективное отражение последствий ↑

Все последствия отображаются в политике таким образом, как это указано в Законодательстве или нормативных актах. В случае указания в акте числа изменений в политике указывается эта же дата.

Если изменения каким-то образом влияют на финансовое состояние организации, то они отображаются ретроспективно.

Об этом говорится в 15 пункте Положения о бухгалтерском учете 1/2008. это означает, что происходит перерасчет всех данных предыдущих периодов.

Если нельзя определить влияние на какой-либо период деятельности предприятия, то о ретроспективном отображении нельзя говорить. При этом используется перспективное отображение.

Ретроспективно отображать изменения необходимо следующим образом (информация, которую стоит высветить):

  • название стандарта;
  • сущность изменения;
  • сумму исправлений для каждого периода, на которые повлияли изменения.

МСФО 8 – стандарт, целью которого является установить критерии выбора политики учета. Помогает найти МСФО 8 в бухгалтерских отчетах и ошибки, их исправить. Ошибки прошлых периодов – искажения в отчетах по финансам.

Возникают они от невнимательности, при мошенничестве, неправильного толкования терминов. Данный стандарт призван улучшить качество финансовой отчетности организаций.

Таким образом, политик учета – обязательный документ ведения бухгалтерской и налоговой деятельности любой организации. Ее можно изменять, вносить поправки или дополнения.

При этом ссылаясь на законы или нормативные акты. Применяется она ежегодно, следовать политике должны все предприятия без исключения.

Коррективы вносит бухгалтер, утверждает их руководитель организации. Все изменения начинают действовать с 1 января предшествующего им года.

Источник: https://buhonline24.ru/nal-plan/uchetnaja-politika/izmenenie-uchetnoj-politiki.html

Дополнение, изменение и раскрытие учетной политики (Лопатина А.М.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

Близится к завершению очередной календарный год. Самое время вносить дополнения и изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Разобраться в том, чем различаются эти понятия, как такие действия правильно осуществляются, как отражаются последствия внесенных изменений, какие существуют ограничения на изменение учетной политики для целей налогового учета, вам поможет настоящая статья.

Кроме этого, мы расскажем о порядке раскрытия учетной политики. Но для начала предостережем читателей от совершения одной очень распространенной ошибки.

Как корабль назовешь…

По умолчанию предполагается, что учетная политика сформирована на основе следующих допущений (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ):

имущественная обособленность (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

непрерывность деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

последовательность применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);

временная определенность фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

———————————

Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В ст. 313 НК РФ также закреплено, что учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обратите внимание! Если учетная политика организации формировалась исходя из иных допущений, то они вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п. 19 ПБУ 1/2008, п. 32 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» ).

———————————

Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Необходимо рассмотреть последовательность применения учетной политики подробнее, так как часто компании, не подозревая об этом, не соблюдают данное допущение. Дело в том, что учетную политику организация утверждает единожды — при своем создании — и применяет ее до даты ликвидации.

Что касается ведения бухгалтерского учета, то вновь созданная организация и компания, возникшая в результате реорганизации, должны оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. И такая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Такая учетная политика считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Таким образом, законодательством не установлена обязанность ежегодно формировать учетную политику. Поэтому в названии документа нужно указывать, к примеру, не «Учетная политика на 2014 год», а «Учетная политика с 2014 года».

Не принципиально, будет учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения оформлена двумя разными документами или одним, состоящим из двух разделов.

Чтобы облегчить восприятие информации, мы сначала рассмотрим внесение дополнений и изменений в учетную политику для целей налогообложения, а затем разберем аналогичные операции в отношении учетной политики для бухгалтерского учета.

Внесение дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности у организации ей предоставляется право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Такие поправки вносятся в документ по мере необходимости (несколько раз в год, не обязательно с начала года). При этом издается приказ (распоряжение) руководителя.

Отметим, что налоговое законодательство (в отличие от ПБУ) не требует обоснования решения компании о внесении дополнений и изменений в учетную политику.

Внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения

В абз. 6 ст. 313 НК РФ поименованы случаи, при которых требуется внести изменения в утвержденную учетную политику для целей налогообложения:

— изменение организацией применяемых методов учета (новый метод можно применять с начала нового налогового периода, то есть начиная с календарного года, следующего за годом внесения изменений);

— изменение законодательства о налогах и сборах (новый метод можно применять не ранее чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве).

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3765

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации.

Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.

Формирование учетной политики не право, а обязанность!

Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.

1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.

Что говорит законодательство? Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Однако при всем этом «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации.

Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов.

Читайте также:  За неуплату страховых взносов хотят вернуть уголовную ответственность - все о налогах

Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения «упрощенцами» книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу «составлять или не составлять» учетную политику «упрощенцам». Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» утверждено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.

Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима — УСНО и ЕНВД.

Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2009/01/13

Изменения в учетной политике

04.08.2017
Российский налоговый портал

Как сообщал Российский налоговый портал ранее, Минфин внес изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 0610.2008 г.

№ 106Н. В статье «С 6 августа вступают в силу изменения в ПБУ по учетной политике организаций» можно посмотреть, какие изменения были внесены в ПБУ, и сравнить прежнюю редакцию Положения с новой редакцией.

Но стоит обратить внимание на информационное сообщение финансового ведомства, в котором Минфин дал свои комментарии.

I Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.

В первом случае учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Иначе, в учетную политику организации включается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Во втором случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета. Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008.

В общем случае такими критериями являются установленные ПБУ 1/2008 допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности).

В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу.

При разработке способа ведения бухгалтерского учета она должна исходить из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике.

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н введена последовательность использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчетности по аналогичным вопросам.

Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам.

Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, в третьем случае организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности. В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

II Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:

1) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

3) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

В случае если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

3) содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

III Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» составляется в соответствии с МСФО, или составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу.

Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО.

Это, в частности, означает, что если применение какого-то способа ведения бухгалтерского учета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е.

препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения бухгалтерского учета. Вместо этого способа ведения бухгалтерского учета применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого непримененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

IV Уточнено содержание требования рациональности

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено содержание этого требования.

Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

V Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее – входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).

VI Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями.

Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа.

На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.

Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:

если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

VII Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

Исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

– требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);

– требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее – организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).

VIII Уточнен ряд норм Положения

Ряд норм ПБУ 1/2008 приведен в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

– в пункте 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов как стандарты (ранее – приказы, распоряжения);

– в пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения бухгалтерского учета конкретного объекта бухгалтерского учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте (ранее – более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения достоверности информации);

Читайте также:  У вас выездная проверка? ждите требований о пояснениях - все о налогах

– в пункте 17 уточнено, что раскрытию подлежат принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (ранее – способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности);

– в пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

IX Внесены следующие терминологические уточнения:

– термин «государственные (муниципальные) учреждения» заменен термином «организации государственного сектора»;

– термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «федеральные стандарты бухгалтерского учета».

Информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 г. № ИС-учет-9

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-394823-izmeneniya_v_uchetnoy_politike

В чем отличие налоговой учетной политики от учетной политики предприятия? (ю. гамалей, 2 июля 2012 г.)

Ю. Гамалей, менеджер отдела консалтинга «BDO Казахстанаудит»

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ НАЛОГОВОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ?

Чем отличается налоговая учетная политика и учетная политика предприятия? Можно ли от вас получить типовую учетную политику для юридического лица (ТОО) (общеустановленный и упрощенный режим) и индивидуального предпринимателя (общеустановленный и упрощенный режим).

Учетная политика

Нормативная база.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее — Закон) учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению ИП или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 руководство юридического лица или ИП согласовывает и (или) утверждает учетную политику. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством РК и уставом (положением) организации.

В соответствии со статьей 11 Закона ИП и юридические лица обязаны хранить учетную политику в течение периода, установленного законодательством РК.

Период хранения учетной политики определяется в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РК, а именно в течение срока исковой давности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет.

https://www.youtube.com/watch?v=-7PO9CTJyhM

Как известно основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации (финансовой отчетности) о деятельности юридического лица (ИП), их имущественном положении, на основании которой становится возможным:

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

— выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

— контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

— контроль целесообразности хозяйственных операций;

— контроль наличия и движения имущества и обязательств;

— контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

— контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи финансовой отчетности — руководители, учредители, участники и собственники имущества юридического лица или сам индивидуальный предприниматель. Внешние пользователи финансовой отчетности — инвесторы, кредиторы, государство.

Как в МСФО, так и в НСФО определяются различные подходы к ведению учета, например, основных средств и запасов.

Так для начисления амортизации используются различные методы, которые отражают схему ожидаемого потребления юридическим лицом (ИП) будущих экономических выгод. Для систематического распределения амортизируемой стоимости основного средства на протяжении срока его полезной службы могут использоваться метод равномерного начисления, метод уменьшаемого остатка и метод единиц производства.

В МСФО и НСФО определяются различные способы расчета себестоимости запасов.

Себестоимость отдельных статей запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также произведенных и предназначенных для специальных проектов, должна определяться путем точной идентификации индивидуальных затрат.

А себестоимость запасов, не определяемых путем индивидуальной идентификации затрат, в обязательном порядке определяется методом «первое поступление — первый выпуск (списание)» или методом средневзвешенной стоимости.

В силу того, что в МСФО и НСФО устанавливаются различные методы (и не только основных средств и запасов), юридическое лицо (ИП), исходя из потребностей и особенностей своей деятельности, в своей учетной политике и определяет, какой из них будет применяться.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета юридических лиц (ИП), соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается ИП или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами РК и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей ИП или юридического лица.

Таким образом, в учетной политике юридического лица (ИП) разрабатывается и применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, основанный на типовом плане счетов бухгалтерского учета, который будет адекватно отражать осуществляемые хозяйственные операции.

Выводы. Из всего вышесказанного можно обобщить и заключить, что учетная политика — совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, находящих свое отражение в финансовой отчетности юридического лица (ИП).

Можно добавить, что бухгалтерский учет, ведение которого основывается на законодательстве РК, МСФО или НСФО, учетной политике, тесно связан с налоговым и управленческим учетом.

Налоговая учетная политика

Положения НК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет — процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;

2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;

3) достоверное составление налоговой отчетности;

4) предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику.

В соответствии с пунктом 5 статьи 56 Налогового кодекса налоговая учетная политика — принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового Кодекса. Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с МСФО или НСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В Налоговом Кодексе также как и в МСФО и НСФО устанавливаются различные методы и положения расчета налогов и учета налоговых обязательств.

Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 260 Налогового кодекса при наличии облагаемых и необлагаемых оборотов НДС относится в зачет по выбору налогоплательщика НДС пропорциональным или раздельным методом.

А в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий виды деятельности, для которых Налоговым кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, обязан вести раздельно учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.

Таким образом, выбор метода отнесения в зачет НДС налогоплательщик самостоятельно устанавливает в налоговой учетной политике, также как и порядок ведения раздельного налогового учета, в том числе перечень видов общих доходов и расходов, методы распределения таких доходов и расходов между видами деятельности, для которых Налоговым кодексом установлены различные условия налогообложения.

Налоговым кодексом устанавливаются требования к налоговой учетной политике. Так в соответствии с Налоговым кодексом в налоговой учетной политике должны быть установлены следующие положения:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;

2) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных и утвержденных налоговыми органами РК;

3) перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утвержденному уполномоченным государственным органом по стандартизации;

4) наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение налоговой учетной политики;

5) порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления видов деятельности, для которых Налоговым Кодексом предусмотрены различные условия налогообложения;

6) порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления операций по недропользованию;

7) выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет НДС, предусмотренные Налоговым кодексом;

8) информация об имеющихся у юридического лица (ИП) объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением;

9) политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования в случае осуществления операций хеджирования;

10) порядок составления форм налоговой отчетности в зависимости от имеющихся налоговых обязательств, утверждённых уполномоченным органом, с указанием методов предоставления налоговой отчетности в налоговые органы;

11) политика учета доходов по исламским ценным бумагам в случае осуществления операций с исламскими ценными бумагами;

12) нормы амортизации по каждой подгруппе, группе фиксированных активов с учетом положений пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса;

13) в случае выписки в соответствии с настоящим Кодексом счетов-фактур структурными подразделениями юридического лица-резидента, являющегося плательщиком НДС, — в разрезе структурных подразделений, выписывающих счета-фактуры:

— код каждого из таких структурных подразделений, используемый в нумерации счетов-фактур для идентификации таких структурных подразделений;

— максимальное количество цифр, применяемое в нумерации счетов-фактур при их выписке.

Надо отметить, что установлением этих положений налоговая учетная политика юридического лица (ИП) не ограничивается.

Резюмируя вышесказанное, можно определить, что налоговая учетная политика принимается налогоплательщиком для целей налогообложения, где указывается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов (вычетов), их признания, оценки и распределения, а также учета иных налоговых обязательств.

Кроме этого, налоговая учетная политика необходима для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей (и в первую очередь налоговые управления) для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, действующих в РК.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31216744

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]