Когда составить счет-фактуру при долгосрочной аренде? — все о налогах

Обязан ли арендодатель ежемесячно выставлять счета-фактуры Арендатору имущества

Обязан ли арендодатель ежемесячно выставлять счета-фактуры Арендатору имущества, чтобы последний мог их оплатить? Или Арендатор может самостоятельно исчисляя ар. плату по формуле указанной в договоре регулярно перечислять ее на счёт арендодателя

Согласно абз. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды одна сторона предоставляет имущество во временное владение и пользование (или только в пользование), а другая сторона — платит за владение и пользование данным имуществом.

Следовательно, первичными документами, подтверждающими исполнение договора аренды, являются: документ, подтверждающий передачу имущества в аренду (например, Акт приема-передачи имущества), и документ, подтверждающий арендную плату.

Обязательное составление ежемесячных актов на аренду имущества законодательством РФ не предусмотрено.Если стороны не предусмотрели составление ежемесячных актов в договоре, они не должны составляться.

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст.

168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Счет-фактура является налоговым документом и нужен только лишь в целях налогообложения НДС. Регламентирует порядок выставления счетов-фактур только НК РФ.

НК РФ не обязывает налогоплательщика ежемесячно выставлять счета-фактуры по долгосрочным договорам (Письмо Минфина РФ от 04.04.2007 № 03-07-15/47), достаточно 1 раз в квартал выставлять счет-фактуру.

Однако, если счет-фактура выставляется ежемесячно, это не является нарушением.

Таким образом, законодательство не обязывает арендодателя ежемесячно выставлять счет-фактуру и акт оказанных услуг. Следовательно, арендатор самостоятельно может оплачивать арендную плату в порядке, указанном в договоре. Вместе с тем, если порядок выставления акта и счета-фактуры отражен в договоре аренды, то стороны должны руководствоваться условиями договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 04.04.2007 № 03-07-15/47

«На основании положений статьи 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.

В соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как календарный месяц. При этом для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговым периодом является квартал.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по сдаче в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды.

Что касается оформления счетов-фактур по указанным услугам, то согласно пункту З статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. В связи с этим при оказании услуг по сдаче в аренду имущества счета-фактуры следует выставлять не позднее пяти дней считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны*.

В случае, если оплата услуг по сдаче в аренду имущества согласно условиям договора предусмотрена в иностранной валюте, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться нормами пункта 3 статьи 153 Кодекса, согласно которому выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. В связи с этим в рассматриваемом случае налоговую базу следует определять исходя из курса иностранной валюты, действующей на день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг, либо на последний день налогового периода, в котором оказываются услуги.

В отношении применения вычетов при приобретении услуг по аренде следует руководствоваться пунктом 1 статьи 172 Кодекса, согласно которому суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами услуг, после принятия данных услуг на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, при приобретении налогоплательщиком услуг по аренде имущества вычеты налога на добавленную стоимость осуществляются при наличии счета-фактуры и первичного учетного документа, независимо от даты оплаты указанных услуг. При этом в качестве первичного учетного документа для вычета налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, может приниматься в том числе акт приемки-передачи арендуемого имущества».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Источник: https://www.law.ru/question/2260-obyazan-li-arendodatel-ejemesyachno-vystavlyat-scheta-faktury-arendatoru-imushchestva

Как учесть аренду имущества у государства? (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 04.09.2016

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ «МИАН», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование. 

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п.

5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99).

Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате». 

НДС при аренде офиса 

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (Письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. N 03-07-15/87).

При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

— если сумма НДС не выделена и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;

— если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;

— если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в таблице 1. 

Таблица 1 

Расчет НДС 

Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое — у субъекта РФ. 

Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
С муниципалитетом 100 000 руб. Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 руб.(100 000 руб. x 18%) 100 000 руб.
С субъектом РФ 118 000 руб., включая НДС НДС включен в сумму арендной платы 18 000 руб.(118 000 руб. x 18/118) 100 000 руб.(118 000 руб. — 18 000 руб.)

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур плательщиками НДС, — 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г.

N 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент.

Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (Письмо ФНС России от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (Письмо ФНС России от 13 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержала и уплатила НДС.

Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (Письма Минфина России от 26 января 2015 г. N 03-07-11/2136, ФНС России от 12 августа 2009 г.

N ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы. 

Читайте также:  Инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль может появиться в россии - все о налогах

Налог на прибыль при аренде офиса 

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример. Организация арендует офис, находящийся в государственной собственности. Стоимость имущества составляет 1 500 000 руб.

Ежемесячная сумма арендной платы — 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.

В учете организации операцию по аренде следует отразить следующим образом:

На дату получения имущества в аренду:

Дебет 001

— 1 500 000 руб. — стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

Дебет 26 (44) Кредит 76

— 500 000 руб. — отражена плата за аренду помещений без учета НДС (590 000 — 90 000);

Дебет 19 Кредит 76

— 90 000 руб. — отражен НДС с суммы арендной платы;

Дебет 76 Кредит 68/НДС

— 90 000 руб. — начислен к уплате в бюджет НДС, удержанный с дохода арендодателя;

Дебет 76 Кредит 51

— 500 000 руб. — перечислена арендная плата без НДС;

Дебет 68/НДС Кредит 51

— 90 000 руб. — перечислен в бюджет НДС, исчисленный и удержанный с арендной платы организацией;

Дебет 68/НДС Кредит 19

— 90 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом;

Кредит 001

— 1 500 000 руб. — списана стоимость возвращенного арендодателю имущества. 

УСН 

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст.

161 НК РФ, Письмо Минфина России от 24 сентября 2015 г. N 03-07-11/54577).

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (Письмо ФНС России от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). 

Книга продаж и декларация по НДС 

Организация на УСН, не являющаяся плательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и разд. 9 налоговой декларации по НДС.

Налоговый агент — организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп.

2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, Письма ФНС России от 30 января 2015 г. N ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. N ГД-4-3/5880@). 

Аренда земельных участков 

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). Аналогичная позиция представлена в Письме Минфина России от 2 декабря 2011 г. N 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.

7 Приложения N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, п. п. 4.78, 4.

85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС.

Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения.

После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности. 

НДС при аренде участка 

По общему правилу исходя из нормы п. 3 ст. 161 Налогового кодекса арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. ст.

42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ.

 

Налог на прибыль организаций при аренде участка 

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст.

257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст.

257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-00-08/65).

Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу N А27-21660/2012). 

Пример. Организация арендует земельный участок. Он используется в основной производственной деятельности. Согласно договору аренды ежемесячная плата за землю составляет 100 000 руб.

, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Фирма применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

В учете компании операции по аренде участка, находящегося в муниципальной собственности, следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

Дебет 20 (44) Кредит 76

— 100 000 руб. — отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

Дебет 76 Кредит 41

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата по договору аренды. 

Пример. И еще один пример. Фирма арендует земельный участок у муниципалитета. Участок, согласно сметной документации, предназначен для строительства собственными силами объекта недвижимости.

Согласно договору арендная плата уплачивается ежемесячно в размере 100 000 руб., расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Для целей налогообложения прибыли компания для учета доходов и расходов применяет метод начисления.

В учете плату за аренду следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока проектирования и строительства объекта недвижимости:

Дебет 08-3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 76

— 100 000 руб. — включена в состав капитальных вложений арендная плата за текущий месяц в части земельного участка, занятого под строительство;

Дебет 76 Кредит 51

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата.

Ежемесячно после окончания строительства и принятия здания в состав ОС:

Дебет 20 (44) Кредит 76

— 100 000 руб. — отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

Дебет 76 Кредит 41

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата по договору аренды.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19937

Порядок выставления счета-фактуры — Бесплатная Юридическая Помощь

Под счетом фактурой подразумевается документ, подтверждающий оказание работ или услуг, выдачу продукции, а также их стоимость.

В российском бухгалтерском учете этот тип документов предназначен для введения налогового учета НДС (налога на добавленную стоимость). Порядок, сроки, требования к заполнению, и применение счетов фактур закреплены в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Заполняется счет фактура контрагентом, осуществляющим продажи или оказывающим услуги, а также выполняющим требования по уплате НДС в бюджет государства. В то же время данный документ служит основанием для приемки получателем продукции и услуг от продавца, а также размеров НДС с учетом их вычета.

Требования к оформлению

Выставление счетов фактур подразумевает наличие обязательной информации в документе:

  • наименований и реквизитов обоих контрагентов сделки;
  • перечень выданной продукции или оказанных услуг;
  • наличие цены на каждое наименование;
  • общая стоимость;
  • ставка и сумма налогообложения.

Налогоплательщик НДС на основе полученных счетов фактур ведет учет в «Книге покупок», а на основе выданных документов вносятся соответствующие записи в «Книгу продаж».

Счет фактуры могут выставляться как в бумажном виде, так и в электронном. Получается, что предприятия имеют право выставлять данные документы в электронном виде, но только с взаимного согласия обеих сторон договора. Здесь еще соблюдается условие, что существует совместимое техническое оборудование для принятия и обработки счетов фактур, которые отвечают установленному формату и порядку.

Читайте также:  Основные виды финансового планирования (описание) - все о налогах

Сроки предъявления

Налоговый кодекс РФ в п.3 ст. 168 регламентирует срок выставления счет фактуры, который составляет 5 календарных суток с момента:

  • получения частичного или полного расчета за выполнение работ, услуг, покупку продукции или наделения правами на имущество;
  • выдачи продукции, оказания услуг, работ, наделения правами на имущество.

Причем пятидневный срок отсчитывается, начиная со дня, следующего за днем выдачи товаров, оказания услуг, работ, наделения имущественными правами. В ст. 6.1 НК РФ также оговаривается, что в случае, когда последние сутки рассчитанного срока приходятся на выходной или праздничный день, то момент окончания срока переносится на ближайший рабочий день, который следует за данным.

Существует возможность выставления счета фактуры продавцом единожды на весь реализованный товар по итогам месячного срока.

Здесь, правда, нужно учитывать, что такая привилегия дается предприятиям, которые работают в сферах производящих бесперебойные регулярные поставки одному контрагенту.

Примерами подобных ситуаций служат такие:

  • бесперебойное оказание услуг или продаж товаров, связанных с транспортировкой энергоносителей (свет, газ, нефть и т. д.);
  • предоставление услуг по электросвязи;
  • реализация пищевых продуктов, проходящая каждый день в многоразовых количествах.

В таких случаях дата выставления счета фактуры продавцом назначается не позже пятого числа месяца, который следует за прошедшим.

Составление и регистрация данных документов в «Книге продаж» проводится согласно кварталу, в котором была осуществлена реализация продукции или оказание услуг.

Для того чтобы не появлялись вопросы о сроках предъявления счет фактур, заключаются договора на поставки или оказания услуг между двумя контрагентами с указанием порядка и сроков выставления данной документации.

Ответственность за нарушение сроков

В законодательстве РФ не предусматривается ответственность за нарушение сроков выставления счета фактуры. Только у организации существует вероятность получить штраф за отсутствие данных документов. Этот вопрос регулируется ст. 120 Налогового кодекса РФ.

Однако не следует забывать, что инспектор, проводящий проверку, сможет оштрафовать предприятие за нарушение соблюдения сроков на стыке двух периодов, облагаемых налогами.

То есть если дата выставления счета фактуры приходится не на положенную, в конце текущего периода по уплате налогов, а выставляется в начале последующего, то уполномоченное лицо может это истолковать, как отсутствие этого документа.

Нюансы порядка выставления счетов фактур

Порядок выставления счетов фактур дает возможность единожды предъявлять этот документ в случаях, если в течение пяти календарных дней одному и тому же контрагенту была осуществлена поставка нескольких партий продукции, хотя на протяжении месяца бесперебойных поставок не было.

То есть получается, что если срок в пять дней с момента первой отгрузки товара не пропущен, то на данный срок разрешается выставлять один счет фактуру. Но при этом в договоре должны быть предусмотрены каждодневные многоразовые поставки продукции на реквизиты одного и того же покупателя.

Бывают случаи, иногда отгрузка проводится раньше, чем осуществлена проплата за нее, тогда встает вопрос: «Когда выставляется счет фактура?». В этой ситуации документ должен предъявляться на протяжении пяти календарных дней, которые отсчитываются с момента отгрузки продукции. Согласно п.3 ст. 168 НК РФ, не имеет значения день, в который перешло право собственности покупателю.

Что касается произведенных работ и услуг, то нельзя предъявить счет фактуру по услугам до того времени, пока они не будут оказаны. Но только не тогда, когда предприятие-покупатель проводит предварительную оплату за выполнение работ (услуг).

Аргументами, которые позволят предприятию-продавцу выставить счет фактуру до факта оказания услуг (в момент подписания договора) и при отсутствии авансового платежа является, те что у предприятий-поставщиков сроки предъявления данной документации не имеют принципиальных значений.

Одновременное получение счета фактуры покупателем служит обязательным условием для вычитания НДС, то есть досрочное получение не влияет на выполнение данного условия.

 Скачать образец бесплатно:

Образец счет фактуры

Источник: https://besplatniy-urist.ru/blanks/torgovie/poryadok-vystavleniya-scheta-faktury.html

Вычет НДС для арендатора при аренде помещений | Бухгалтерия и кадры

Коммунальные службы при тепло-, энерго- и водоснабжении потребителей на стоимость своих услуг начисляют НДС. Не является исключением и доля услуг, потребляемых арендатором, когда помещение сдано внаем.

То есть, возмещая собственнику затраты на коммуналку, арендатор в составе компенсации оплачивает и сумму налога. Вправе ли он претендовать на вычет коммунального НДС? Попробуем разобраться, в каком случае это будет возможно.

Право на вычет НДС появляется при одновременном выполнении трех условий (ст. 171, 172 НК РФ):

– принятие услуг к учету;

– участие арендуемого помещения в облагаемых НДС операциях;

– наличие у арендатора счета-фактуры на потребленные услуги.

Как раз последнее из требований и есть камень преткновения. То есть вопрос о возможности вычета коммунального НДС по сути сводится к вопросу о наличии у арендатора соответствующего счета-фактуры.

Понятно, что при заключении прямых договоров с коммунальщиками проблема решается сама собой. Ведь снабжающие организации составят и предъявят арендатору все необходимые документы.

Однако подобная схема коммунальных отношений при аренде помещения встречается довольно редко. 

Реализация и компенсация

Итак, за исключением случая прямых расчетов арендатора с коммунальщиками единственным возможным автором требуемого счета-фактуры является арендодатель. Рассмотрим случай, когда собственник помещения выставляет документ на коммунальные услуги от своего имени. Насколько это правомерно?

Увы, точка зрения ведомственных специалистов по данному вопросу на сегодня малоутешительна. Так, финансисты в письме от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 со ссылкой на постановления ВАС РФ отмечают, что реализация электроэнергии владельцем помещения арендатору невозможна.

По той простой причине, что последний сам является абонентом энергоснабжающей организации и соответственно никак не может выступать в роли энергоснабженца для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99).

Арендатор же не может быть признан абонентом, поскольку объект, потребляющий энергию, находится не на его балансе (постановление ВАС РФ от 8 декабря 1998 г. № 5905/98). А раз нет факта реализации в целях НДС, то и сам налог на передачу электроэнергии начислять не нужно.

Значит, невозможно и выставление соответствующего счета-фактуры. Приведенные выводы Минфин распространил и на прочие коммунальные услуги в письме от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39.

А немного позднее Федеральная налоговая служба придала этим разъяснениям статус официальной позиции обоих ведомств, направив для использования в работе всем подотчетным налоговым инспекциям (письмо ФНС России от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340).

Итак, если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставит от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета. Ведь указание собственника помещения в качестве продавца коммунальных благ не соответствует реальной хозяйственной ситуации.   

Подобным образом не возникает объекта реализации и в том случае, когда по условиям договора арендатор лишь компенсирует арендодателю затраты на коммуналку. Ведь в данном случае речь идет о возмещении расходов, а не о продаже услуг. Значит, НДС-объект отсутствует.

Как и обязанность арендодателя по выставлению счета-фактуры. Ну а без этого документа рассчитывать на вычет НДС, предъявленного в составе компенсации, арендатору не приходится (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).

Арендодатель-посредник

Отдельного внимания заслуживает вариант, при котором арендодатель выступает в роли посредника (ст. 1005 ГК РФ). То есть стороны заключают отдельное соглашение или указывают непосредственно в арендном контракте, что собственник помещения (агент) по заданию арендатора (принципала) приобретает за его счет, но от своего имени коммунальные услуги у снабжающих организаций.

При таком подходе у арендодателя, без сомнений, есть все основания перевыставлять счета-фактуры, полученные от коммунальщиков, арендатору. Соответственно последний сможет беспрепятственно применить НДС-вычет по затратам на коммуналку после принятия данных услуг к учету.

Здесь единственной проблемой на пути к вычету может быть претензия инспекторов к самой правомерности посреднических отношений в данном случае.

К сожалению, ни официальной позиции, ни арбитражной практики по применению описанного способа на сегодня нет.

Поэтому сторонам арендного договора, которые решают использовать подобную конструкцию правоотношений, не помешает иметь в виду налоговые риски по прибыли и НДС.

Маскируем коммуналку для вычета НДС

Рассмотрев большую часть способов оформления коммунальных расчетов при аренде помещений, можно констатировать, что их использование не слишком выгодно арендатору в налоговом смысле. Либо грозит вполне обоснованными претензиями со стороны инспекторов.

Впрочем, отчаиваться и прощаться с НДС-вычетом по коммуналке арендатору все же не стоит. Важно помнить, что все озвученные выводы относятся к случаю, когда коммунальные платежи он компенсирует сверх суммы арендной платы.

Таким образом, в поиске подходящего во всех смыслах варианта мы вновь неизбежно приходим к способу учета коммуналки в составе арендной платы.

Ведь для вычета коммунального НДС у арендатора он так же благоприятен, как для учета соответствующих затрат в его налоговых расходах.

Итак, по условиям арендного договора в сумму ежемесячной платы за помещение входит стоимость коммунальных услуг, которые потребляет непосредственно арендатор. Организовать это можно двумя способами.

Константа…

Коммуналку можно включить в арендные платежи фиксированной суммой. Арендодатель при этом рассчитывает желаемый размер компенсации на основании действующих тарифов и предполагаемого объема потребления арендатором коммунальных услуг. Делает это он, как правило, с учетом сезонных изменений тарифов, то есть вычисляя среднюю за год величину ежемесячного платежа.

Читайте также:  Незавершенное производство в бухгалтерском учете - все о налогах

Правда, упоминать в договоре о коммунальных расходах в данном случае не стоит. На их расчетную стоимость нужно просто увеличить сумму арендной платы и зафиксировать в контракте с арендатором полученную величину.

Именно она должна фигурировать в счете-фактуре, который собственник помещения будет выставлять арендатору по итогам месяца.

При таком подходе арендатор сможет принять к вычету весь НДС, предъявленный владельцем недвижимости (как обычный «входной» налог, начисляемый на сумму арендной платы).

Другое дело, что арендодатель не всегда четко представляет себе сумму коммуналки, которую хотел бы видеть возмещенной.

Ведь невозможно заранее определить точный объем услуг, который потребуется арендатору. Поэтому некоторые собственники предпочитают делать расчет по факту реального потребления услуг.

Для таких случаев больше подходит следующий вариант учета коммунальных затрат в составе арендной платы.

…или переменная

При использовании другого способа арендную плату в договоре изначально устанавливают в двух частях – основной и дополнительной. Первая является постоянной величиной, это ежемесячная плата непосредственно за пользование помещением.

Вторая изменяется каждый месяц и отражает стоимость реально потребленных арендатором коммунальных услуг. Напомним, что данный вариант установления арендной платы как определяемой величины абсолютно законен, поскольку механизм ее расчета останется неизменным в течение всего срока действия договора (см. п.

11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Описанный способ приведет к тем же налоговым последствиям, что и предыдущий. Заметим, что финансисты в письме от 19 сентября 2006 г.

№ 03-06-01-04/175 не только признали за арендатором право на коммунальный НДС-вычет в данной ситуации, но и подсказали, каким образом должен быть оформлен счет-фактура, чтобы правомерность вычета не вызывала никаких вопросов.

По мнению Минфина, к коммуналке как переменной части арендного платежа применимы те же правила налогообложения, что и к обычной плате за пользование помещением. То есть она облагается налогом на добавленную стоимость как составляющая услуги по аренде.

А значит, нет проблем с НДС-вычетом при наличии правильного счета-фактуры. Такого, в котором коммунальные услуги не выделены и никак не обозначены, а налог предъявлен с общей суммы комбинированного арендного платежа.

При использовании данного способа следует обратить внимание еще на один существенный момент. Как правило, документы на оказанные услуги от коммунальщиков поступают с некоторым опозданием, уже в следующем месяце.

Поэтому если арендная плата за текущий месяц вносится в его первых числах, то у арендодателя не будет возможности рассчитать в срок переменную составляющую платежа. Таким образом, коммунальная часть будет входить в его состав с опозданием на месяц.

Чтобы полностью обезопасить себя от претензий инспекторов, этот факт можно зафиксировать в арендном договоре.

Пример

ООО «Арсенал» арендует помещение под магазин. Фиксированная часть арендной платы по договору составляет 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.), а переменная отражает сумму коммунальных платежей за месяц по услугам, потребленным арендатором. «Арсенал» перечисляет арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Согласно счетам коммунальных служб,  выставленным арендодателю, общая стоимость услуг за январь 2008 года равна 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.), а за февраль – 18 100 руб. (в том числе НДС – 2761 руб.).

Арендодатель выставил «Арсеналу» счета-фактуры на последнее число:

– января – на сумму 70 800 руб., в том числе НДС – 10 800 руб.;

– февраля – на сумму 88 500 руб. (70 800 + 17 700), в том числе НДС – 13 500 руб.;

– марта – на сумму 88 900 руб. (70 800 + 18 100), в том числе НДС – 13 561 руб.

Бухгалтер «Арсенала» при расчете налогооблагаемой прибыли за I квартал 2008 года включил в состав прочих расходов сумму затрат на арендуемое помещение и коммунальные услуги в размере 210 339 руб.

((70 800 – 10 800) + (88 500 – 13 500) + (88 900 – 13 561)). А в состав суммы, заявленной к вычету в квартальной декларации по НДС, был включен налог в размере 37 861 руб. (10 800 + 13 500 + 13 561).

  

© «Бухгалтерия и кадры», №3, 2008

Источник: https://www.buhkadr.ru/articles/888-vychet-nds-dlya-arendatora-pri-arende-pomeshcheniy

Арендуем у государства

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник: https://ndsinfo.ru/article/229

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]