Проверка контрагента: минимизируем налоговые риски на стадии выбора поставщика
Российский бизнес, контрагенты и необоснованная выгода
Особенностью российского бизнеса всегда был выбор деловых партнеров исходя из взаимной прибыльности работы. При этом в выборе контрагента особую роль играло доверие. «Ударили по рукам» — так было принято заключать договоры.
Между тем, самым распространенным нарушением, предъявляемым налоговой службой, является работа с недобросовестными контрагентами. За сотрудничество с сомнительными фирмами компания может поплатиться значительными налоговыми доначислениями.
Как привило, налоговики снимают все расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, приходящиеся на такого контрагента, а также штрафует на 20-40 процентов от суммы доначисленных налоговых платежей.
Кроме того, организации придется заплатить пени по налоговой задолженности за каждый день просрочки, общий срок которой может составить до 3 лет, т.к. доначисления производятся за старые периоды.
Нередко после проверки налоговой бизнес приходится срочно закрывать, т.к. у компании отсутствуют ресурсы для погашения налоговой недоимки.
Причины проверки контрагентов на добросовестность
Хотя в налоговом кодексе об этом нет ни слова в обязанности организаций давно вменено осуществление проверки своих контрагентов на предмет добросовестности.
Перед началом работы фирма должна удостовериться, что ее контрагент действительно существует в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; исправно платить налоги; обладает необходимыми ресурсами для выполнения условий контракта (имеет склады, технику, персонал, лицензии, участвует в СРО и т.д.), а директор – настоящий.
В расчет не принимаются доводы о том, что в предпринимательской деятельности присутствует определенная доля риска, а основная цель деятельности компаний – получение прибыли. Если репутация контрагента вызывает сомнения, от заключения договора с ним придется воздержаться, какие бы доходы он не сулил.
Не спасет от налоговых доначислений даже грамотно составленный контракт, который предусматривает оплату только после фактической приемки всех поставленных товаров или выполнения оказания услуг.
Важный момент: проверять добросовестность покупателей (клиентов) не нужно. Проверка проводится только в отношении организаций и предпринимателей, которым вы платите, т.е. ваших поставщиков, исполнителей работ, лиц, оказывающих услуги.
Алгоритм проверки добросовестности контрагента
Следует учитывать, что при ведении бизнеса не бывает универсальных решений. Несмотря на наличие на просторах интернета огромного количества пошаговых инструкций по проверке поставщиков, наиболее эффективная схема должна разрабатываться для каждой организации индивидуально.
Во внимание должны приниматься такие факторы, как:
- Количество поставщиков
- Насколько они крупные (реальна ли встреча с ее руководителем, или все контакты осуществляются только через уполномоченного сотрудника)
- Количество сотрудников в штате (есть ли возможность выделить отдельного человека, который будет заниматься сбором информации и ее анализом)
- Наличие физического места для хранения архивов по контрагентам и др.При этом никакая проверка контрагентов не может на 100 процентов гарантировать отсутствие претензий по стороны проверяющих органов. Но в случае их возникновения собранное «досье» послужит весомым аргументов в пользу защиты бизнеса.
Н3 Рекомендации ФНС для проверки контрагента
Исходя из анализа многочисленных писем налоговых органов можно посоветовать применять следующие действия по проверке потенциальных партнеров по бизнесу:
- Запрашиваем у поставщика документы
Начать проверку следует с того, чтобы убедиться, что фирма, с которой вы планируете заключить договор, действительно существует.
Как правило, перечень документов, который запрашивается у контрагента довольно формальный. Это:
- Свидетельства о регистрации в ИФНС и постановке на учет.
- Учредительные документы компании (устав, решение о создании, о назначении директора и главного бухгалтера)
- Выписка из государственного реестра организаций или предпринимателей. Информация в ней актуальна в день ее выдачи. Поэтому к «выпискам» старше 10 дней следует отнестись с настороженность. Основное, что нужно проверить: статус фирмы (действующая, нет, в процессе ликвидации, реорганизации); актуальный директор; информация о недостоверности данных.
- Документы об исполнении обязательств перед бюджетом (баланс, декларации по налогу на прибыль и НДС), и обязательно документы, подтверждающие их сдачу в налоговую
- Лицензии, документы об участии в СРО (с учетом специфики оказываемых услуг или поставляемых товаров)
Опционно можно также запросить информацию о среднесписочной численности, наличии и расположении складских помещений, производственных мощностях, рекомендации, информации о наиболее значимых покупателях (клиентах), лицах уполномоченных представлять компанию (на основании приказа или доверенности) и подписывать документы (договоры, первичные документы и счета-фактуры т.д.).
Часто указанную информацию просят представить в виде заполненной анкеты или сопроводительного письма.
- Информация из общедоступных ресурсов
Следующим этапом является сбор информации о контрагенте из различных общедоступных источников. Изучить следует:
- Официальный сайт компании позволяет получить много полезной информации: сведения о компании и ее истории, основные покупатели (клиенты), адреса, контакты и много другое;
- Информацию на сайте налоговой (подробнее информацию о сервисах ФНС разберем в отдельном пункте);
- Сведения о действительности паспорта директора (Главное управление по вопросам миграции)
- Не упоминается ли компания в списках недобросовестных поставщиков (на сайте гос.закупок, ФАС)
- Суды, участником которых является фирма. Крайне настороженно следует отнестись к фирмам-участникам судебных процессов с участием ИФНС. Судебных акты по арбитражным процессам по хозяйственной деятельности фирмы могут наоборот сыграть вам на руку, т.к. они способны подтвердить факт реального осуществления организацией предпринимательской деятельность. В российском праве действует преюдиция т.е. факт, зафиксированный в судебном акте, не подлежит в дальнейшем повтоному доказыванию.
- Наличие долгов (сайт службы судебных приставов). Важно: наличие у организации налоговой задолженности крайне негативный признак.
- Личная встреча с руководителем
Не для кого не является секретом наличие огромного количества фирм-«однодневок», зарегистрированных по чужим документам, а иногда и на умерших и пропавших без вести лиц.
Налоговая активно разыскивает таких подставных директоров и допрашивает их и получает протоколы допросов, в которых «директора» сообщают, что им не известно о существовании фирмы, руководителем которой они являются, каких-либо документов они не подписывали, доверенностей не выдавали.
Данный факт автоматически делает все документы от лица компании (включая первичные документы и счета-факты) не легитимными, а соответственно компания утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС и принятию в расходы по налогу на прибыль всех затрат по данному контрагенты.
Самым действенным способом избежать указанных негативных последствий является личная встреча с директором контрагента. Желательно этот факт зафиксировать (например, фото при проведении переговоров, выписка из журнала учета посетителей при наличии пропускного режима и т.д.).
В тоже время, далеко не во всех случаях личная встреча с директором поставщика возможна. Особенно, если поставщик очень крупная и известная компания. Вопросами заключения договоров у них обычно занимаются их заместители или даже менеджеры по доверенности. Но и в этом случае не стоит отчаиваться. Факт существования директора может быть подтвержден.
Например, статьей в СМИ о конференции, на которой выступал руководитель поставщика, или о тематической выставке, в которой он принимал участие.
- Экскурсия в гости к поставщику
Хорошо, если поставщик согласиться провести для вас экскурсию, в ходе которой вы сможете побывать в его офисе, осмотреть производство, складские помещения, технику, увидите персонал.
Так вы сможете убедиться в наличии у контрагента реальной возможности выполнить условия договора. Это полезно как для предотвращения налоговых рисков, так и для избежания гражданских. Вы удостоверитесь, что работаете не с технической фирмой-«прокладкой», а с реальным исполнителем.
Желательно делать фотографии, они могут впоследствии пригодиться.
- Анализ полученной информации
Важно не только запросить документы и получить информацию, но и проанализировать ее. Например, важно не просто получить приказ о назначении директора, но убедиться, что именно это лицо легитимно представлять вашего контрагента. Нужно проследить всю цепочку назначений и сроков действия полномочий.
Если какие-то моменты вызывают сомнения, подумайте, какую информацию можно дополнительно разыскать дабы их рассеять или наоборот подтвердить.
- Принятие решения о заключении договора
После тщательного анализа полученной информации необходимо принять решение стоит ли начинать работу с этим поставщиком или нет. Помните, если ваш поставщик заинтересует налоговиков, необходимо будет ответить на вопрос: почему было принято решение о сотрудничестве с ним.
Поэтому желательно принимать указанное решение не на основании субъективных ощущений, а в соответствии с разработанными в организации критериями отбора поставщиков (например, соответствие перечисленным в Критериях условиям или получением по результатам проверки определенного количества баллов и т.д.).
Рисковым для организации является принятие различных решений в схожих ситуациях.
Необходимо организовать процесс хранения полученной в ходе проверки информации. Досье на контрагентов может вестись как на бумаге (в виде распечатанных документов), так и в электронном виде.
Возможно применение комбинированного метода, когда часть документов хранится в папках в архиве, а часть – на компьютере. Главное, чтобы при необходимости эти документы можно было быстро представить в налоговый орган или в суд.
- Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛПА
Весьма эффективным инструментов в деле защиты от налоговых претензий может послужить локальный правовой акт компании (Положение о порядке проверки и отбора поставщиков; Положение о преддоговорной проверке и т.д.), в котором на нормативном уровне закреплены:
- процедура проверки,
- порядок формирования и хранения досье на контрагентов
- критерии отбора поставщиков
- лица компании, ответственный за данный процесс
Этот документ поможет ответить на главный вопрос проверяющих: почему вы заключили договор именно с этим контрагентом?
Нормативное закрепление процедуры проверки в локальном акте также обоснует, почему не были запрошены отдельные документы по поставщику или приняты во внимание некоторые вызывающие подозрение моменты.
Пример 1.
На претензию проверяющих, что реально осуществляющий поставки контрагент не находится по адресу места регистрации, можно сослаться на пункт Положения о проверке и отборе поставщиков, в соответствии с которым при отсутствии поставщика по адресу гос.
регистрации, у него может быть запрошено официальное письмо с указание причин данного факта и информацией о фактическом месте его нахождения, а также приведены иные доказательства ведения деятельности в другом офисе (например, могут быть представлены скриншоты с официального сайта компании с фактическим адресом и фото офиса, вывески на здании, документы, подтверждающие получение почтовой корреспонденции).
Пример 2.
На претензию, что какой-либо документ не был запрошен у контрагента, а, следовательно, компания не проявила должную осмотрительность при его отборе, можно сослаться на внутреннее Положение компании, в котором приведен перечень запрашиваемых у потенциального контрагента документов, в соответствии с которым документ, на который ссылаются проверяющие не запрашивается у контрагента или иных лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
К составлению локального Положения следует отнестись со всей внимательностью. Лучше даже обратиться за помощью к профессиональным юристам, специализирующимся на налоговом праве.
Данный документ должен стать помощником организации в деле защиты от необоснованных претензий фискальных органов, но не затруднять, и тем более не препятствовать ведению ее предпринимательской деятельность. Если в ЛПА будет прописано слишком много требований к поставщикам, компании будет тяжело найти подходящих. Также большой объем проверяемых сведений требует значительных временных и финансовых затрат.
«Прозрачный бизнес» и другие инструменты ФНС по проверке контрагентов
В заключении хотим обратить внимание на информационные ресурсы ФНС, которыми можно и нужно активно пользоваться при проверке контрагентов.
Одним из самых ожидаемых информационных ресурсов ФНС является сервис «Прозрачный бизнес». Его разработкой налоговые органы занимаются уже несколько лет. В 2017 году сервис был запущен, но не на долго.
Ожидалось, что он вновь возобновит работу с 1 августа 2018 года.
С помощью этого сервиса станет возможным получения сведений, которые ранее составляли налоговую тайну. Так организации смогут ознакомиться с налоговой отчетностью контрагентов, информацией о налоговой задолженности, среднесписочной численности, налоговых нарушениях и т.д.
Вместе с тем на сегодняшний день на сейте налоговой службы есть несколько сервисов, с помощью которых возможно осуществить проверку поставщиков.
- Сведения о гос.регистрации. По сути нам предлагают ознакомиться с краткой выпиской организации из гос.реестра, узнать ее актуальный статус. Электронный документ удобно сохранить на компьютер.
- Сведения об организациях и ИП не уплачивающих налоги и не сдающих отчетность. Сервис позволяет убедиться в исполнении контрагентом основных обязанностей налогоплательщика
- Сведения, опубликованные в журнале «Вестник гос.регистрации»
- Сведения о фиктивных директорах – сведения о лицах, в отношении в судебном порядке подтвержден факт невозможности осуществления деятельности в качестве директора или учредителя компании.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/proverka-kontragenta-minimiziruem-nalogovye-riski-na-stadii-vybora-postavshhika/
Что делать, если вашего контрагента налоговики признали фирмой-однодневкой
Организация (УСН с объектом «доходы минус расходы») заключила договор поставки товара (оборудования). Факт приобретения был должным образом подтвержден первичными документами и отражен в учете организации.
Налоговый инспектор считает поставщика, с которым организация заключила договор поставки товара, «фирмой-однодневкой» и требует убрать из расходов затраты на приобретение данного товара и сдать уточненную декларацию.
Как правильно поступить в такой ситуации?
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, затраты, осуществляемые налогоплательщиком, могут быть учтены в составе расходов при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть:
— экономически обоснованы;
— произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
— документально подтверждены.
Данные правила являются обязательными для отнесения затрат к налоговым расходам. При невыполнении хотя бы одного из них затраты для целей налогообложения не учитываются.
Как следует из нормы ст. 252 НК РФ, налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на признание расходов при расчете налоговой базы с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.
Вместе с тем при проведении налоговых проверок налоговые органы иногда отказывают налогоплательщикам в признании расходов, ссылаясь на наличие у поставщиков признаков «фирм-однодневок».
В то же время в п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 329-О говорится, что истолкование ст.
57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Необходимо учитывать и выводы, содержащиеся в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление N 53).
Напомним, что Постановлением N 53 введено понятие необоснованной налоговой выгоды — величины, которая может быть обоснована и доказана расчетным путем.
Иными словами, практически подтверждается практика, в соответствии с которой (несмотря на презумпцию добросовестности) налогоплательщик может быть признан виновным в совершении налоговых правонарушений и в случае, если в его действиях отсутствуют явные нарушения налогового законодательства.
Пунктом 1 Постановления N 53 фактически вводится определение налоговой выгоды, которая, по мнению ВАС РФ, может быть обоснованной или необоснованной.
Так, «…представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, не полны, не достоверны и (или) противоречивы…».
Необоснованной налоговая выгода может быть признана в случаях, когда для целей налогообложения операции учтены:
— не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
— не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Судебные инстанции считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 N КА-А40/1783-10).
Источник: https://hr-portal.ru/article/chto-delat-esli-vashego-kontragenta-nalogoviki-priznali-firmoy-odnodnevkoy
Проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода в 2017 году | Гордон и Партнеры
Срочно! Здесь Октябрьские 2017 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)
В 2017 году налоговый контроль за проблемными контрагентами усилился. Как отбиваться, если выявлен проблемный поставщик?
Проблемный контрагент (поставщик) – контрагент не исполняющий (не полностью исполняющие) свои налоговые обязательства, и первичными учетными документами которых другие организации обосновывают налоговую выгоду в форме расходов или вычетов. Используемая несколько лет электронная форма представления налоговой отчетности, в частности по НДС, позволила в 2017 году сделать налоговый контроль более оперативным, углубленным и эффективным.
Большинство проблемных контрагентов выявляют на предпроверочном этапе. Задачи налоговых органов в 2017 году – выявить потенциального уклониста, правильно квалифицировать его действия на основании собранных доказательств. Без иллюзий, если в 2017 году к вам пришла налоговая проверка, налоговая знает, где и что искать.
Методическим руководством для проведения оценки действий проверяемых налогоплательщиков в 2017 году по взаимодействию с проблемными контрагентами являются разъяснения ФНС, изложенные в письме от 23 марта 2017 г.
N ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Теперь составляя акт налоговой проверки налоговики не стану ограничиваться констатацией первички, подписанной неполномочным или неустановленным лицом.
Инспекторам предписано устанавливать направленность умысла налогоплательщика.
Умысел выявляют по нескольким направлениям: 1) умысел на получение необоснованной налоговой выгоды от взаимодействия с проблемными контрагентами, или 2) создание «формального» документооборота с «техническими» организациями. «Технические» взаимоотношения устанавливают по наличию признаков юридической, экономической и иной подконтрольности.
Необоснованная налоговая выгода в 2017 году, выявление умысла на получение
Какие сведения налоговики собирают и сопоставляют:
1) По каждому проблемному поставщику:
— Режим налогообложения
— Сопоставление предоставления налоговой отчетности (представляет/не представляет — системность, соответствие фактическим показателям)
— Полнота отражения и уплаты налогов (регулярно налоги платятся в минимальном размере, не платятся, во всяком случае не соответствуют сделкам с проверяемым налогоплательщиком)
— Руководителя поставщика – на массовость*,
— Руководителя поставщика – на дисквалификацию
— Адрес места регистрации поставщика – массовый/не массовый
— Фактическое место нахождения поставщика – соответствует/не соответствует регистрационным данным
— Сведения о помещениях для деятельности (имеются, отсутствуют, наличие подтверждающих документов и т.д.)
— Сведения о трудовых ресурсах для деятельности
— Сведения о реквизитах организации для связи с контрагентами, способы связи, наличие технической возможности осуществлять связь
— Сведения о банковских счетах поставщика
— Способ связи поставщика с банком, форма проведения расчетов, технические средства
— Реквизиты поставщика для банк-клиент (телефон, IP адрес и т.д.)
— Сведения об арбитражных спорах с участием поставщиков по уплате налогов и сборов,
— Наличие доверенностей от руководителей на подписание документов от имени организации
* Массовый руководитель
Массовый руководитель – физическое лицо, одновременно являющийся руководителем не менее 10 организаций (п.1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями» Приказ ФНС России от 12.08.2010 № ЯК-7-6/383@).
2. Какие сведения о проблемных поставщиках и проверяемом налогоплательщике сопоставляют налоговики в 2017
— Соответствие договора по которому проверяемому налогоплательщику поставлены товары, работы, услуги основному виду деятельности поставщика по учетным данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
— Пояснения поставщика на требования ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представлены/не представлены и суть пояснений)
— Пояснения руководителя поставщика на допросе в ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представление/не представление и по существу, смогли найти/нет)
— Анализ возможности руководителя проблемного поставщика участвовать в сделках в спорный период (не редко в спорный период «руководитель» сидел, находился на принудительном лечении, или умер)
— Адрес места регистрации проверяемого налогоплательщика
— Адрес фактического осуществления деятельности проверяемым налогоплательщиком
— Трудовые ресурсы проверяемого налогоплательщика
— Наличие (отсутствие) связи работников проверяемого налогоплательщика с проблемными поставщиками в прошлом (до спорных операций)/ после (на момент проверки)
— Анализ даты открытия банковского счета проблемного поставщика и даты заключения договора с проверяемым налогоплательщиком на поставку товаров, работ, услуг
— Анализ договора банковского счета на способ связи с банком (личное, электронное)
— Реквизиты поставщика для связи с банком (№ телефона, IP адрес и т.д.)
— Анализ выписки по банковским счетам на предмет признаков осуществления реальной предпринимательской деятельности – сопутствующие расходы (аренда помещений, имущество на балансе, трудовые ресурсы, оборотные средства, транспорт, зарплата и т.д.),
— Характер движения денежных средств – признаки «транзитного перечисления», в том числе по спорным операциям
— Достоверность сведений первичных документов – подписание полномочными лицами, правильность отражения спорных операций
— Налоговая нагрузка (проблемные поставщики характеризуются низкой налоговой нагрузкой (0,2), доля вычетов до 99%)
— Доля выручки проблемного поставщика по сделкам с налогоплательщиком в общем объеме выручки
— Должная осмотрительность проверяемого налогоплательщика при выборе поставщика
— Взаимодействие поставщика с «однодневками»
— Наличие и характер деятельности поставщика до взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком и после (часто после сделки прекращают деятельность)
— Наличие сведений о поставщике в открытых источниках, характеризующих обоснованность выбора поставщика
— Реквизиты поставщика для связи
— Объяснения руководители и сотрудников проверяемого налогоплательщика о способах связи с поставщиком при заключении и исполнении договоров
Цель сбора сведений по проблемному поставщику: 1) установить зависимость от проверяемого налогоплательщика, 2) учитывая трудовые, организационные, финансовые, имущественные и иные ресурсы проблемного контрагента установить возможность последним выполнить обязательства по договору с проверяемым налогоплательщиком
При отсутствии возможности у проблемного поставщика исполнить обязательства перед проверяемым налогоплательщиком правомерен вывод о технической роли проблемного поставщика в юридической цепочке движения товаров (работ, услуг) посредством оформления формального документооборота.
3. Наличие (отсутствие) признаков юридической, экономической или иной подконтрольности проблемного поставщика проверяемому налогоплательщику — основание для вывода налоговой инспекции о наличии (отсутствие) прямого умысла проверяемого налогоплательщика на получение необоснованной налоговый выгоды от взаимодействия с проблемными поставщиками путем их использования или создания фиктивного документооборота.
Вместе с тем, в 2017г. ФНС разъяснила, что при отсутствии признаков подконтрольности проблемного поставщика и налогоплательщика инспекции не должны останавливаться.
Если во время проверки обнаружена первичка, подписанная от проблемного поставщика неустановленным или неполномочным лицом, правомерен вывод о косвенном умысле налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
Опровергнуть который можно только доказательствами должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе поставщика.
В этом случае налогоплательщик не должен отвечать за неисполнение поставщиком своих налоговых обязательств. Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь», от 6 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»).
При наличии «недостоверной» первички, помимо доказательств должной осмотрительности, налогоплательщику надлежит доказать реальность хозяйственной операции с проблемным контра агентом. Что означает выполнение обязательств по договору именно его стороной – проблемным поставщиком. При недостоверной первичке, доказывать будет не просто.
Выписки из ЕГРП по контрагенту, не достаточно для должной осмотрительности
Судебная практика исходит из того, что не является проявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов проверка факта регистрации организации в качестве юридического лица, поскольку информация о регистрации контрагентов в качестве юридического лица в ЕГРП носит справочный характер и не характеризует их как добросовестных, надежных, стабильных участников хозяйственных отношений.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.05.
2010 № 15658/09, по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента для заключения сделки оцениваются не только ее условия и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.
В споре с налоговой не пройдут такие аргументы о выборе поставщика, как «Личный опыт руководителя или менеджеров», «интернет», «телефон», «интуиция», как это не редко приходится слышать от клиентов. Где вы нашли этого поставщика — в интернете.
Во внимание принимается:
Деловая переписка,
Отзывы клиентов,
Адреса сайтов,
Рекламные буклеты,
Проверка полномочий должностных лиц,
Личные встречи с представителями спорных контрагентов,
Сведения об ответственных лицах со стороны контрагентов,
Контактные данные поставщиков (телефоны, электронная почта) с которых осуществлялось рабочее взаимодействие со спорными организациями,
Подтверждение деловой репутации поставщика,
Наличие необходимого опыта,
Наличие трудовых и материальных ресурсов спорных контрагентов,
Возможность выполнения работ обязательств поставщиком,
Обеспечение исполнения обязательств.
Причем перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены доказательствам, полученными до сделки с проблемным поставщиком.
Доказательства, которыми налоговики обосновывали необоснованную налоговую выгоду в 2017г.:
1) Выписки из ЕГРЮЛ по каждому поставщику
2) Выписка по проверяемому налогоплательщику
3) Налоговая отчетность по каждому проблемному поставщику
4) Первичные учетные документы по проблемному поставщику
5) Справки полиции о проведенных розыскных мероприятиях по запросам налоговых органов:
— розыск организации (проблемного поставщика) по адресу регистрации
— розыск руководителя организации (проблемного поставщика)
6) Протоколы допроса руководителя проблемной организации – об осуществляемой деятельности, о подписании договоров на поставку товаров, работ, услуг, накладных, счетов-фактур, платежных документов и т.д., трудовых договоров, аренды и т.д.
7) Протоколы допроса свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, иных сотрудников проверяемого налогоплательщика) о подборе (выборе) поставщиков
8) Протокол допроса свидетеля (сотрудников проверяемого налогоплательщика) об исполнении договоров с проблемным поставщиком и получении первичных учетных документов
9) Экспертные заключения, назначенные в рамках налоговых проверок – экспертиза почерка руководителя на документах по поставке проверяемому налогоплательщику товаров, работ, услуг
10) Протоколы осмотра мест регистрации поставщика, и мест осуществления предпринимательской деятельности (помещений и т.п.)
11) Договор аренды (документы о собственности) на производственные помещения проверяемого налогоплательщика
12) Договор банковского счета проверяемого налогоплательщика
13) Договор банковского счета проблемного поставщика
14) Справки форма 2-НДФЛ на сотрудников проверяемого налогоплательщиков
15) Справки 2-НДФЛ на сотрудников проблемного поставщика
16) Компьютерные исследования электронно-вычислительной техники проверяемого налогоплательщика, изъятой при выемке в порядке ст. 94 НК РФ. Назначаются при проведении налоговых проверок.
По состоянию на 02 октября 2017 года
Налоговый адвокат Гордон А.Э.
Источник: https://gordon-adv.ru/articles/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-s-is/
Чиновники хотят помочь компаниям проверить своих контрагентов
Чиновники готовы приоткрыть налоговую тайну
Е.Кузьмина / Ведомости
В проекте Основных направлений налоговой политики за 2015–2017 гг.
Минфин предлагает рассмотреть вопрос о расширении перечня информации (не относящейся к налоговой тайне), получение которой налогоплательщиком подтверждало бы проявление им должной осмотрительности и осторожности.
Это информация о сумме уплаченных налогов, о налоговой отчетности, ее показателях, средних численности персонала и зарплате, перечисляет Минфин. Сейчас и показатели налоговой отчетности, и сумма уплаченных налогов относятся к налоговой тайне.
Это давняя идея ФНС – снять режим тайны с налоговой отчетности, чтобы эти сведения помогали проверять своих контрагентов, объясняет замруководителя ФНС Даниил Егоров. Бухгалтерская отчетность уже не считается коммерческой тайной, перечисленные налоговые данные тоже должны быть публичными, полагает он.
Балансы, сданные в ФНС, – налоговая тайна, а сданные в Росстат могут предоставляться по платной услуге, отмечает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин. Он считает, что компании должны сдавать данные только в ФНС, а она – передавать их в Росстат, публиковать и т. д.
– тогда и количество обязанностей налогоплательщиков снизится.
Исходя из решений Высшего арбитражного суда (ВАС), компании обязаны проявить должную осмотрительность и проверять контрагента.
Иначе им могут грозить претензии – например, по контракту с однодневкой может быть отказано в возмещении НДС. Но чиновники хотят заставить бизнес быть еще более бдительным.
А депутат Андрей Макаров недавно повторно внес в Госдуму поправки, закрепляющие в Налоговом кодексе доктрины ВАС, в том числе должной осмотрительности.
С помощью сервиса на сайте ФНС компании могут получить лишь некоторые данные о контрагенте (адрес, о регистрации, учете в налоговом органе, об уставном капитале и учредителях), но их явно недостаточно для проверки, признает Егоров.
Никто не объясняет, какие данные нужны, и все собирают в меру своего желания, подтверждает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: некоторые компании запрашивают у контрагента историю проектов, бухгалтерскую отчетность.
Контрагент может сфальсифицировать эти данные, фальсифицировать же налоговую отчетность тяжелее, отмечает Егоров: риски при обмане налоговой несопоставимы с риском при обмане контрагентов.
Разные проверки
Мошенник выполнит все формальные процедуры, а аванс перечислит компании, у которой нет активов и возможности выполнить работы, рассуждает Егоров, зато нет рисков, если контрагент – «дочка» крупной госкомпании: зачем запрашивать ее налоговую отчетность?
Нельзя жестко описать в законе, какие именно способы проверки обязательны, уверен Егоров: эти действия индивидуальны для каждой компании (см. врез). Главная цель – не обязать, а помочь налогоплательщикам в проверке, настаивает он.
Щекин советует не только предоставлять данные по запросу, а опубликовать на сайте ФНС: это бы снизило издержки бизнеса на проверку. Егоров согласен с самим принципом: «это повысит прозрачность оборота», стимулирует компании поддерживать репутацию. Изменится и отношение к недоимке, добавляет он: если о ней узнают контрагенты, будет труднее работать на рынке.
Перечень слишком широкий, беспокоится юрист Goltsblat BLP Артем Торопов: показатели налоговой отчетности, данные об уплаченных налогах и средней зарплате относятся к чувствительной коммерческой информации. Главное – рассекретить именно налоговую отчетность, все остальное не так важно, спокоен Егоров, перечень еще доработают.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/29/chinovniki-hotyat-pomoch-kompaniyam-proverit-svoih-kontragentov
В каких случаях стоит ждать налоговую проверку
Оглавление:
Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.
Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?
Нормативная база
Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.
Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:
- налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
- все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
- если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.
Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.
Скромные суммы налоговых платежей
Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:
- оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
- суммы уплаченных налогов.
Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.
Нескончаемые убытки в отчётности
Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно.
Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают.
Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.
Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.
Большие суммы налоговых вычетов
Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.
Расходы растут быстрее, чем доходы
Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.
Низкий уровень зарплаты сотрудников
Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц.
Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии.
Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:
- у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
- парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.
Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:
- официальный региональный сайт Росстата;
- сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
- сайты территориальных отделений ИФНС.
Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.
Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов
Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?
Незначительная разница между суммами расходов и доходов
Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.
Заключение договоров без последующей выгоды
Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?
Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.
Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги.
Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами.
Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:
- можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
- если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.
Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок.
Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий.
Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.
Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой
В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:
- ошибки в сданных налоговых декларациях;
- противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
- и т. д.
В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.
Неоднократное изменение места нахождения фирмы
При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:
- налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
- проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.
Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.
Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли
Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.
Высокий уровень налоговых рисков
Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:
- при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
- нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
- отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
- нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
- не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:
- проблемный контрагент является посредником;
- в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
- растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
- выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
- срок погашения обязательств превышает 3 года;
- большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.
Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:
- при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
- подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
- сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.
Выводы
Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.
Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь.
А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.
Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок.
Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день.
Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.
Источник: https://dezhur.com/db/usefull/v-kakih-sluchayah-stoit-zhdat-nalogovuyu-proverku.html
Проверка контрагента (ООО и ИП) по ИНН на сайте налоговой службы РФ
Главная » В помощь малому бизнесу » Онлайн сервисы » Проверка контрагента » Поиск и проверка контрагента по ИНН на сайте Федеральной налоговой службы России
Статистика выдает нам не очень приятный факт: сделка с каждой 20 организацией обычно заканчивается убытками только потому, что компания-контрагент не проверила ее на благонадежность. Как же изучить репутацию компании и прийти к честному сотрудничеству? Давайте попробуем разобраться.
В каких случаях следует проверять контрагентов
Проверкой контрагентов обычно занимаются либо опытные бизнесмены, либо опытные юристы. Знаете почему? Потому что они уже поняли, что работать нужно только с благонадежными компаниями и, более того, только вы отвечаете за проверку этой благонадежности.
Для того чтобы неприятных ситуаций при работе с контрагентом не было, новых партнеров принято «прогонять» по целому списку проверок. Более того, есть ряд случаев когда такие проверки обязательны:
- Если вы решились на работу с новым партнером в первый раз. Проверка поможет избежать возможных ошибок.
- Если вы в курсе того, что потенциальный контрагент – это новая компания, которая зарегистрировалась совсем недавно. Конечно, сама по себе новая компания не может нести рисков, однако, работа с ней еще как может.
- Если вы знаете, что о потенциальном контрагенте не очень лестно отзываются. Конечно, никто не отменял злые языки конкуренции, но все же старая пословица гласит «доверяй, но проверяй».
- Если потенциальный контрагент работает исключительно по предоплате. Проверив компанию на благонадежность, вы сможете уберечь себя от недопоставки товара, либо от оказания некачественных услуг.
Проверка компании – это отдельная услуга, которую предоставляют многие организации, однако, при должной сноровке и наличии свободного времени вы можете сделать это самостоятельно.
Актуальность проверки благонадежности компании для разных сфер бизнеса не стоит ставить под сомнение. Даже в такой, казалось бы, неоспоримо надежной деятельности как лизинг, присутствуют не совсем честные «игроки».
Какие сведения можно получить о потенциальном партнере
Итак, давайте рассмотрим какие именно сведения можно получить о компании, воспользовавшись простым доступом в интернет. Самый легкий способ – это зайти на сайт налоговой службы и с помощью поиска найти всю нужную информацию там, либо воспользоваться услугами сторонних ресурсов, которые, к слову, иногда платные.
Проверяем ИНН
Первое, что характеризует компанию как фирму, которая действительно работает и работает честно, это ИНН. Если у вас есть ИНН организации, то вы можете с легкостью проверить насколько он реален.
ИНН, или индивидуальный налоговый номер – это шифр, построенный по специальному алгоритму.
Если компания взяла его из головы, то и проверка по этому номеру через любую удобную вам службу не даст никакого результата.
Самый простой способ проверить ИНН – это воспользоваться сервисом проверки на сайте налоговой службы (более подробнее об этом рассказано в конце статьи).
Запрашиваем свидетельство о государственной регистрации
Запросить свидетельство о регистрации – это верный способ узнать насколько реальна деятельности потенциального контрагента. Таким образом мы узнаем существует ли компания на самом деле, т. е. учтена ли она в ФНС как налогоплательщик.
Конечно, наличие свидетельства еще не говорит нам о том, что компания очень благонадежная. Может быть она только что прекратила свою деятельность, а может быть она не сдает отчетность, либо же вообще налоговый должник.
Вы можете запросить копию свидетельства о государственной регистрации непосредственно у компании, либо же опять воспользоваться услугами сторонних ресурсов.
Получаем выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Если вы сможете получить свежую выписку на контрагента из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, то это значит, что организация все еще «на плаву». Более того, в выписке содержатся все необходимые сведения для проверки честности организации: ее владелец, место регистрации, лицензии и прочие данные.
Выписку можно скачать на официальном сайте налоговой службы РФ (что намного проще) либо запросить у потенциального партнера. Если же вам потребуется заверенная выписка из реестра, то можете обратиться за ней в любое отделение Налоговой службы России.
Анализируем бухгалтерскую отчетность
Отличным инструментом для анализа организации служит анализ ее бухгалтерской отчетности. Запросите бухгалтерской баланс у контрагента, либо воспользуйтесь сторонними сервисами.
Например, много полезной информации о контрагенте предоставляет Контур.Фокус — .
С помощью баланса вы сможете проверить сразу несколько типов данных:
- фирма успешно закрывает кварталы и сдает отчетность;
- фирма ведет хозяйственную деятельность;
- какими активами владеет фирма.
Активы фирмы – это, прежде всего, ее уставной и другие виды капитала и обязательства. Если у компании практически нет активов, то для вас это повод задуматься стоит ли с ней связывать свой бизнес.
Также если вы знаете, что у вас намечается крупная сделка с компанией, а ее активы или обороты очень маленькие по сравнению с суммой сделки, то это тоже повод задуматься: скорее всего она скрывает часть дохода, что также не показывает ее с положительной стороны.
На основе баланса можно сделать полноценный финансовый анализ, который не только сможет продемонстрировать вектор развития компании, но и понять насколько устойчиво она стоит на ногах. Если вам требуется надежный партнер, то это один из главных показателей.
Проверяем адрес регистрации на «массовость»
Что вы знаете о массовом адресе регистрации? Скорее всего, ничего. Однако это один из самых основных признаков так называемых фирм-«однодневок». Если вы опасаетесь, что ваш контрагент может оказаться как раз такой фирмой, то просто проверьте его по адресу.
Это можно сделать на сайте налоговой службы на странице .
Большая часть компаний регистрируется по одному адресу, однако, фактически находится совершенно в другом. Советуем вам также проверить и фактический адрес местонахождения компании — на самом ли деле существует офис партнера и что он из себя представляет. Если ранее вы еще не работали с данным партнером и сумма планируемой сделки высока, то такая проверка не будет лишней.
Проверка по задолженности по налогам и сдаче отчетности
Если вы сомневаетесь, что ваш контрагент играет по-честному, то на всякий случай запросите у ФНС сведения об уплате налогов этой компанией.
Для чего это нужно? Все просто. Если дело между вами и вашим контрагентом дойдет до арбитража, то ваше обращение в ФНС за дополнительными сведениями будет огромным плюсом. Для того чтобы зафиксировать факт обращения запрос необходимо передавать лично, а канцелярия ФНС должна проставить отметку о получении запроса (либо направить запрос заказным письмом с уведомлением).
Зная его ИНН, можно провести такую проверку контрагента и на сайте налоговой службы — .
С учетом того, что данный онлайн-сервис работает в тестовом режиме, нужно понимать, что нельзя считать полученную информацию 100% достоверной.
Госконтракты
Госконтракты – это отличный способ проверить все данные о предполагаемом партнере. Компании-исполнители на такие сделки отбираются очень строго. Так, например, исполнителем не может быть фирма, у которой есть задолженности. Если компания иногда заключает государственные контракты – то это показатель ее благонадежности и устойчивой позиции на рынке.
Проверить компанию на участие в государственных закупках можно на сайте zakupki.gov.ru, либо же на других электронных торговых площадках.
Данные о людях
О каких людях в данном случае пойдет речь? В первую очередь о руководстве и учредителях. Так, наряду с массовой регистрацией существует и такое понятие, как «массовость руководителя». Если человек является директором сразу в нескольких фирмах сразу, то у вас есть все основания полагать, что потенциальный контрагент – однодневка.
Выполнить такую проверку можно здесь — .
Кроме того, что вы увидите сколькими компаниями руководит человек, так еще вам будут доступны данные обо всех фирмах, которыми он руководил ранее. Если вам стало известно, что многие из фирм, которыми руководил человек, обанкротились, то это повод задуматься: скорее всего, вы имеете дело с недобросовестной компанией, которой завтра может и не стать.
Не лишним будет проверить не числится ли руководитель в реестре дисквалифицированных лиц. Сделать это можно на сайте налоговой службы — .
Проверка организации по ИНН на сайте Налоговой службы России
Давайте попробуем разобраться как найти и проверить контрагента по ИНН на сайте налоговой службы. Для этого перейдите по ссылке , либо откройте главную страницу ресурса и в разделе «Электронные сервисы» выберите «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Вы уже знаете по каким параметрам можно проверить компанию посредством ресурса налоговой службы РФ, поэтому сейчас мы рассмотрим самую частую из нужных проверок – проверку по ИНН.
Для примера будем проверять ИНН ПАО «ГАЗПРОМ». Не забывайте, что помимо проверки юридических лиц, там же доступна проверка индивидуальных предпринимателей.
Как видите, все предельно просто. Вводим индивидуальный налоговый номер в необходимое окно и вводим капчу чтобы подтвердить, что мы не робот.
Результат радует: налоговая сразу же предоставляет адрес местонахождения компании, ее ОГРН, ИНН, КПП, а также дату присвоения ОГРН:
Если мы перейдем по ссылке в полном наименовании юридического лица, то нам станет доступна выписка из ЕГРЮЛ в формате PDF:
Выводы
Чтобы избежать недоразумений при работе с новым контрагентом необходимо проверить его на благонадежность. Такую проверку легко можно осуществить на официальном сайте налоговой службы России либо воспользоваться другими сервисами.
По результатам проверки можно сделать выводы — следует ли начинать сотрудничество с новой компанией, либо же нужно оборвать все связи прямо сейчас.
Что собой представляют холодные звонки: техника продаж по телефону и основные нюансы.
Прочитав эту статью, узнаете как правильно сшивать документы в делопроизводстве.
Как пишется докладная записка https://delat-delo.ru/organizatsiya-biznesa/oformlenie/deloproizvodstvo/kak-napisat-dokladnuyu-zapisku.html о поведении сотрудника.
Видео — почему важна проверка контрагентов перед заключением сделки:
11 комментариев
Добавить комментарий
Источник: https://delat-delo.ru/v-pomoshh-malomu-biznesu/online-service/proverka-kontragenta/po-inn-na-sajte-nalogovoj.html