Организация финансового контроля на предприятии (нюансы) — все о налогах

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

План.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы………………………………………………38

Введение.

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.

Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности.

Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств.

Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов.

Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе.

Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.

В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю.

Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Ф инансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике.

Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.

Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики.

Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства.

Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.

Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Источник: https://MirZnanii.com/a/241826/organizatsiya-finansovogo-kontrolya

Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности



В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность

https://www.youtube.com/watch?v=DEElwndhmGE

Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля.

Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий.

В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием. [1]

Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами.

Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.

В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.

С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.

При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.

В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.

Читайте также:  С какого момента отсчитывать срок хранения первички по ос? - все о налогах

1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.

2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).

3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Опишем способы более подробно.

По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков.

Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода.

К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.

Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор.

Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия.

К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями.

Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.

Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг.

К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства.

К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.

Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. Формирование внутренних целей системы.
  2. Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
  3. Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
  4. Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.

Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.

После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности.

Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек.

Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.

Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.

Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.

Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.

Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.

Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений. [2]

После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.

Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.

Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.

В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.

На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:

− прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.

− наличие должных инструкций.

− распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.

В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:

  1. Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
  2. Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
  3. Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
  4. Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
  5. Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.

Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.

Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:

− глубокий анализ элементов системы компании;

− проверка метода исчисления налогов;

− налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;

− определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели. [3]

Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.

Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.

Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.

Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.

Литература:

  1. Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
  2. М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
  3. Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, внутренний финансовый контроль, предприятие, налоговая отчетность, способ организации, финансовый контроль, налоговый контроль, налоговый учет, дорогостоящая компания, высшее руководство.

Источник: https://moluch.ru/archive/148/41574/

Контроль финансов

Контроль финансов – это процесс, который обеспечивает регулирование законности и эффективности действий по распределению государственного бюджета. В целом финансовый контроль выступает в качестве очень важного средства для обеспечения законности деятельности государства.

К основным задачам проведения финансового контроля можно отнести следующие:

  • Проверка выполнения финансовых обязательств со стороны исполнительных органов перед государством, а также соответствие необходимого распределения ресурсов с фактическим.
  • Проверка на предмет целесообразности использования ресурсов, которые находятся во владении хозяйства государства.

  • Проверка соблюдения правил касательно исполнения операций с финансами, а также проведение расчётов денежных средств.
  • Определение внутренних резервов производства, а также искоренение несоблюдения финансовой дисциплины.

В целом финансовый контроль предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на проверку хозяйственной деятельности того или иного предприятия с той целью, чтобы выявить все возможные нарушения и предотвратить их.

После того, как задачи касательно финансового контроля становятся реализованными, происходит укрепление финансовой дисциплины, которая выражает собой сторону законности.

В целом в преобразованиях экономики роль государственного контроля за движением финансовых ресурсов выражается в том, что при проведении работ по контролю происходит проверка соблюдения правопорядка, который установлен, а также обоснованность действий с экономической точки зрения.

Также необходимо следить за тем, чтобы контроль за распределением ресурсов соответствовал основным задачам государства. Так, он будет служить очень важным способом для того, чтобы обеспечить законности и целесообразность финансовой деятельности.

Организация финансового контроля на предприятии играет очень важную роль, и при правильном подходе можно добиться эффективности экономической деятельности.

Читайте также:  Возврат излишне удержанного в прошлом году ндфл: нужна ли уточненная отчетность? - все о налогах

Основные виды финансового контроля

Имеется в целом несколько основных видов финансового контроля, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Подразделение на виды контроля осуществляется по самым разным основаниям. Так, он может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • или последующим, если говорить исключительно о времени его проведения.

Также необходимо отметить, что предварительный контроль финансов осуществляется до тех пор, пока не совершены операции по образованию денежных фондов, поэтому он играет очень важную роль и имеет основной целью предотвратить нарушения дисциплины относительно финансов.

Текущий контроль. Он также имеет название оперативного финансового контроля и осуществляется в процессе, когда совершаются денежные операции. Он имеет целью сопоставление плана и факта распределения денежных ресурсов, а также предотвращения недобросовестного их использования.

Также можно отметить проведение инициативного или обязательного финансового контроля. Так, обязательный проводится, как правило, по требованиям закона или по решению некоторых органов государства, которые являются компетентными в таком вопросе. Инициативный проводится по инициативе лиц, которые непосредственно занимаются управлением финансов.

Формы финансового контроля

Происходит осуществление контроля со стороны:

  • представительных органов государственной власти и местного управления;
  • контроль со стороны президента или исполнительных органов;
  • внутрихозяйственный контроль;
  • аудит;
  • ведомственный контроль.

Формы финансового контроля, как выяснилось, могут быть разными.

Последний ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами, которые осуществляют контроль за деятельностью учреждений, что входят в их систему.

Также очень часто проводится внутренний финансовый контроль, который отвечает за качественную внутрихозяйственную деятельность предприятия.

Государственный контроль

Государственный контроль осуществляется посредством федеральных органов власти, а также исполнительной властью, в число которой входят компетентные лица.

Для развития государственного финансового контроля очень важную роль играет указ Президента по обеспечению государственного контроля.

Данный контроль проводится над целесообразностью использования государственных средств, а также имеет основной целью предотвратить нарушения финансовой дисциплины.

Также контроль осуществляется над денежным обращением и использованием различных внебюджетных фондов, и проводится проверка состояния внутреннего и внешнего долга, резервов государства.

Система финансового контроля – это и счётная плата РФ, Центральный банк министерство финансов и так далее. В этом процессе также принимает участие и Федеральная служба надзора, а также служба, которая осуществляет финансовый мониторинг.

Также это и другие органы, которые занимаются осуществлением контроля за движением потока денежных средств.

Кроме того, является очень важным и необходимым проведение соответствующими органами ревизии, которая должна осуществляться не реже, чем один раз в год.

Также проводятся тематические проверки поступления денежных средств на предприятиях и в многочисленных компаниях, которые пользуются средствами государственного бюджета.

Государственный контроль проводится органами законодательной или исполнительной власти.

Внутренний контроль

Этот вид контроля проводится в министерствах и ведомствах, а также в комитетах и самых различных органах власти.

Служба по контролю, которая входит в состав МВД, проводит различные ревизии по состоянию финансового бюджета на ближайший год, и проводятся подобные мероприятия ежегодно.

Согласно некоторым указаниям вышестоящих органов проводятся внеплановые проверки и ревизии, и срок такой проверки не должен превышать порядка 40 дней. Срок ревизии может продлеваться, и это допускается только с позволения руководителя, который и назначил проведение ревизии.

Задачи внепланового контроля следующие:

  • выявление случаев хищения денежных средств;
  • разработка предложений, которые способствуют устранения причин, порождающих их;
  • осуществление деятельности по принятию мер.

Аудиторский контроль

Этот вид контроля также носит название независимого контроля, и согласно законодательству, проводится на регулярной основе.

В качестве аудиторской деятельности выступает вид предпринимательства, осуществляемый специализированными аудиторскими фирмами, которые делают вневедомственные проверки по бухгалтерской отчётности и позволяют проверять платёжную документацию. Также эти компании являются компетентными и при оказании других аудиторских услуг.

Такая деятельности осуществляется совместно с финансовым контролем, который проводится согласно законодательству РФ специальными органами. Аудиторы, которые прошли аттестацию и изъявили желание работать в самостоятельном порядке, ведут свою деятельность после регистрации как субъект предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы осуществлять аудиторскую деятельности, необходимо получить лицензии, которые играют очень важную роль. Они выдаются в Центральном банке РФ. И согласно таким лицензиям организация имеет право на проведение банковского аудита.

Также они выдаются в департаменте надзора, в министерстве финансов и так далее. При наличии соответствующей лицензии организация может осуществлять тот или иной вид деятельности.

В качестве основной цели аудиторской деятельности выступает установление правдивости бухгалтерских данных, в первую очередь – отчётности.

Существует также и обязательная проверка, которая проводится в тех случаях, когда они установлены в законодательных актах. Такая проверка может быть проведена при поручении органов дознания, а также согласно распоряжению вышестоящих лиц.

В целом, если вести речь о качестве аудиторского заключения, то оно может проверяться специализированным органом, который выдал лицензия на то, чтобы организация могла заниматься ведением аудиторской деятельности.

Банковский контроль

Это мероприятия также является очень важным в осуществлении аудиторской деятельности, поскольку без контроля вести полноправную деятельность невозможно.

Государственный контроль может осуществляться посредством банков и других организаций, которые занимаются выдачей кредита.

Осуществление такого контроля проводится в ходе операций по кредитованию, и также он нужен для того, чтобы банковские ссуды использовались как можно более эффективно. Направлен такой контроль на то, чтобы как можно лучше укрепить платёжную дисциплину.

Внутрихозяйственный контроль

Он является своего рода проверкой производственной деятельности предприятия, а также хозяйственной деятельности в целом. Направлен на стабилизацию и улучшение хозяйственной деятельности предприятия и является довольно мощным инструментом.

Основные задачи финансового контроля

Как уже отмечалось, финансовый контроль представляет собой очень важное звено в финансовой системе в целом, ведь благодаря ему обеспечивается система, при которой происходит формирование доходов и осуществление расходов организации.

Эффективность проведения финансового контроля является основной составляющей для того, чтобы экономическая и финансовая деятельность организации проходила как можно более успешно и продуктивно.

Осуществление финансового контроля во многом зависит от законодательной базы.

Финансовый контроль представляет собой механизм, по которому обеспечивается законность финансовой деятельности. Помимо этого, осуществляется счётная плата за исполнение, и она предусмотрена бюджетным кодексом.

Наряду с такой платой финансовый контроль могут осуществлять и иные учреждения – это управление президента, департамент контроля финансов, а также министерство по налогам и сборам и другие организации, которые имеют определённое отношение к ведению хозяйственной деятельности.

Деятельности Минфина

Органы финансового контроля – это в том числе Министерство финансов, и оно представляет собой очень важный субъект, который занимается осуществлением финансового контроля. Оно контролирует состояние финансового рынка на текущий момент.

Министерство в целом осуществляет координацию, а также контроль за деятельностью служб, которые находятся в его управлении. Также министерство руководствуется конституцией во время принятия каких-то важных решений, и принимают во внимание основные конституционные законы.

Минфин ведёт свою деятельности наряду с другими организациями, которые являются ответственными за ведение хозяйственной деятельности.

Налоговая служба

Налоговая служба представляет собой очень важно звено в финансовой системе любого государства.

Если рассматривать деятельность федеральной службы схематически, то необходимо отметить, что на федеральном уровне в первом случае находится государственная дума России, а далее следует Совет Федерации и счётная палата.

А во втором случае последовательность ответственных органов следующая: контрольное управление Президента, управление федерального Казначейства, Департамент контроля.

Методы основного контроля финансов

Методы финансового контроля подразделяются в зависимости от времени проведения и от волеизъявления субъектов.

Финансовый контроль, как и любой инструмент экономической деятельности, имеет ряд действенных методов, каждый из которых принимается в строго индивидуальном порядке.

К методам относятся все приёмы, способы и средства, направленные на улучшение текущей ситуации и на стабилизацию денежных отношений.

К основным методам проведения контроля можно отнести ревизии и проверки, а также это многочисленные исследования и наблюдения. Ревизия состоит в том, чтобы проводить проверку первичных документов деятельности того или иного предприятия.

Наблюдение представляет собой ознакомление с тем, в каком состоянии находится финансовая деятельность предприятия в тот или иной момент.

Очень действенным и важным методом контроля является обследование и проверка, которые представляют собой проверку документов, чтобы выявить некоторые нарушения в финансовой дисциплине.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8799-kontrol-finansov

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии :

С какой целью организовывается внутрихозяйственный финансовый контроль? Как выглядит механизм его реализации? Существуют ли здесь нюансы, и если да — то какие?

Общая информация

Чтобы осуществлять успешную деятельность, повышать уровень рентабельности, сохранять и приумножать активы, любой организации необходимо обладать отлаженным механизмом управления. В этом случае очень важную роль играет внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль.

Руководство любой организации заинтересовано в том, чтобы эффективно работали как отдельные структурные подразделения, так и сотрудники. Причем последние заслуживают особого внимания, поскольку от добросовестного выполнения их обязанностей зависит успешность деятельности всей организации.

Читайте также:  Госдумой принят закон о создании института налогового мониторинга - все о налогах

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют именно с целью убедиться, что всё идёт согласно плану. А при выявлении нарушений или отклонений руководству необходимо будет принять решение (может, даже и не одно) для стабилизации ситуации, а возможно – даже и выхода на новый уровень.

Ведь проблемы – это не только сложности, но и возможности.

Что он собой представляет?

Под внутренним контролем представляют систему постоянного наблюдения, а также проверки работы организации в целях дать оценку обоснованности и эффективности управленческих решений, что были приняты.

Также в его задачи входит выявление отклонений, неблагоприятных ситуаций, своевременное информирование руководства (чтобы принять решение по устранению недочетов), снижение рисков деятельности.

Таким образом, можно сказать, что внутренний контроль – это специфическая форма обратной связи, благодаря которой орган управления организации может рассчитывать на получения необходимой информации о текущем состоянии подведомственного объекта для реализации принятых решений. Но чтобы всё работало качественно, необходимо выстроить адекватную систему.

Какие цели преследуются?

Организация внутрихозяйственного финансового контроля во многом зависит от того, какие задачи преследуются. Разные авторы дают различные цели, которые должны достигаться. В рамках статьи будет представлен список, который предложил В. В. Бурцев:

  1. Соответствие осуществляемой деятельности организации формальному курсу действий (к которому относятся ориентиры и целевые установки) и принятой стратегии.
  2. Финансово-экономическая, рыночная и правовая устойчивость.
  3. Упорядоченность, структурированность и эффективность осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Обеспечение сохранности имущества организации, в том числе и данных, что используют в управлении.
  5. Первичные документы должны обеспечивать необходимый уровень точности и полноты информации. Это необходимо для принятия адекватных, эффективных и нужных управленческих решений.
  6. Следует достичь высокого качества работы бухгалтерского учета. Это относится к полноте данных, временной определённости, формализации и точности.
  7. Следует обеспечивать рост производительности труда, снижать издержки и улучшать финансово-экономические результаты практической деятельности.
  8. Должностные лица должны соблюдать установленные администрацией требования, правила и процедуры. Вся необходимая информация должна быть предусмотрена в положениях о подразделении, должностной инструкции, правилах поведения, рекомендациях по оформлению документации и документооборота, планах организации труда, приказах об учетной политике, а также в иных нужных распоряжениях.
  9. Соблюдать требования федеральных законов, подзаконных актов и полномочных органов местного самоуправления.

Что входит в систему?

Внутрихозяйственный финансовый контроль подразделяется на: среду и процедуры контроля, а также учетную систему. Подразумевается, что во всех случаях есть определённые правила, методики, положения и документация, которые помогут достичь поставленных целей.

В конечном результате добиваются снижения рисков при финансовой и деловой деятельности, бухгалтерском учёте, а руководство получает возможность иметь оперативную информацию о положении дел. Причем сейчас это организовывается таким образом, чтобы доступ к данным мог быть осуществлен из любой точки мира и когда угодно.

Давайте рассмотрим составляющие элементы более подробно.

Среда и процедуры контроля

Что и как работает? Под средой понимают совокупность действий, мероприятий и процедур, с помощью которых можно отразить общее отношение собственников и администраторов организации к вопросам контроля и его значимости.

Её формируют такие составляющие элементы: основные принципы и стиль управления, распределение полномочий, а также ответственности, организационная структура, работа с персоналом, управленческие методы осуществления контроля и внешние факторы.

Процедуры не зря вынесены отдельно. Такое внимание им уделено из-за необходимости проследить, были ли внесены данные по всем осуществленным хозяйственным операциям в учетные регистры.

Ведь всегда есть вероятность, что документ будет потерян, неправильно отсортирован и т. п.

Для этого проводятся нумерация, проверка обработки данных с использованием контрольных сумм и согласование информации из разных источников.

Учетная система

Так называется определённая совокупность процедур, направленных на сбор, регистрацию, обработку и представление данных об имеющихся активах, пассивах и осуществляемых хозяйственных операциях. Благодаря этому обеспечивается полнота, реальность и своевременность операций, а также их правильная оценка, классификация и обобщение. Для эффективной работы необходимо позаботиться о:

  1. Учетной политике, а также об основных принципах, согласно которым будет вестись бухгалтерский учет.
  2. Организационной структуре подразделения, что отвечает за сбор и обработку данных.
  3. Распределении обязанностей, полномочий и ответственности между сотрудниками.
  4. Организации подготовки, использования и хранения документов, которые отражают хозяйственные операции.
  5. Порядке отражения операций в учетных регистрах и формах.
  6. Роли вычислительной техники при ведении учета, а также при подготовке отчетности.
  7. Критических областях работы, где высок риск возникновения искажения или даже ошибки.
  8. Средствах контроля, что будут работать в рамках системы учета.

Кто выполняет возложенные функции?

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии осуществляет или специально обученный человек, или даже целое подразделение, которое проверяет и анализирует всю документацию. Периодически на себя эту роль может брать и руководство организации. Если компания входит в холдинг или ассоциацию, то проверку может провести главное или материнское предприятие.

Кстати, если вас интересует, как к этому относится государство, то следует отметить, что современное положение дел можно охарактеризовать как этап создания этого важного аспекта. Так, сейчас законом не закреплены основы для функционирования служб, на которые будет возложен внутренний контроль. Также не проработан и базис для их взаимодействия с другими подразделениями.

Всё ли так плохо?

Нет. Негосударственный контроль проработан весьма неплохо. Что именно? К нему относят: аудит, общественный контроль и объект рассмотрения в рамках статьи. Кстати, как бы их ни ругали, но ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль в паре являются нужными элементами работы компании.

Почему? Для начала давайте разберёмся с понятием «ведомственный». Так называется контроль, что осуществляется вышестоящей организацией. То есть если внутри начинают наблюдаться определённые шатания, то такая система выявления проблемных направлений позволяет их обнаружить и ликвидировать ещё до значительного развития и усиления.

Увы, на практике всё не всегда гладко, но что тут поделать.

Заключение

Безусловно, контроль является важным структурным элементом любой организации, которая желает быть успешной и процветать. Но при этом необходимо найти золотую середину, при которой не будет существовать попустительство злоупотреблениям и одновременно удастся обойтись без закручивания гаек, при котором на каждый чих требуется бумажка.

Оптимальным решением на данный момент является использование систем управления предприятием. Они обладают довольно широким спектром функций, начиная с поддержки учета рабочего времени сотрудников до полноценных бухгалтерских модулей.

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии при этом получается комплексным, а за счет средств автоматизации ускоряется и передача данных.

Возможно, что когда-то в ближайшем будущем это вообще позволит нам избежать использования бумажных носителей как подтверждения при операционной деятельности.

Источник: https://BusinessMan.ru/vnutrihozyaystvennyiy-finansovyiy-kontrol-na-predpriyatii.html

Финансовый контроль — его цели и роль в финансовой деятельности предприятия



Современное состояние национальной экономики, стремительное распространение ее тенизации.

Рост экономических правонарушений именно в сфере финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций обуславливают необходимость контроля за распределением и перераспределением финансовых ресурсов, а также за законностью и правильностью формирования данных о финансовом состоянии определенного субъект ведения хозяйства. Обеспечить это должен финансовый контроль.

Финансовый контроль — это прежде всего контроль за законностью и правильностью распределения и перераспределения финансовых ресурсов в экономической сфере, а также за законностью предоставления информации о финансовом состоянии предприятия в разрезе всех предусмотренных показателей.

Цель финансового контроля — установление правильности и законности финансовой деятельности предприятия в части создания, распределения, перераспределения и использования имеющихся в наличии финансовых ресурсов.

Финансовый контроль предусматривает тщательную проверку всех сторон финансовой деятельности и распространяется на всех без исключения субъектов хозяйствования. Это обусловлено тем, что все субъекты хозяйствования ведут финансовую деятельность. Предметом финансового контроля является финансовая деятельность предприятия.

Объекты финансового контроля

Объектами финансового контроля являются все направления финансовой деятельности предприятия, а именно:

1) денежные средства предприятия;

2) расчеты предприятия с контрагентами (покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками);

3) расчеты по оплате труда;

4) расчеты с бюджетом и государственными целевыми фондами;

5) финансовый результат деятельности;

6) операции с капиталом предприятия;

7) операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) и т.д..

Источниками информации при осуществлении финансового контроля являются данные финансового учета и финансовой отчетности предприятия. Обратите внимание, финансовый контроль проявляется во всех формах, присущих экономическому контролю в зависимости от формы собственности объекта контроля.

Так, на государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях необходимый финансовый контроль осуществляется в форме ревизии (инспектирование). На частных предприятиях — в форме независимого аудита. В бюджетных учреждениях в части выполнения ими бюджета осуществляется бюджетный контроль.

Текущий финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется в форме казначейского контроля.

На государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях в части эффективности использования бюджетных средств проводится государственный аудит.

На всех без исключения предприятиях в части законности и правильности расчета и уплаты налогов, сборов и обязательных платежей осуществляется налоговый контроль.

Кроме того, для осуществления текущего финансового контроля создаются внутренние подразделения предприятий. В этом случае финансовый контроль проводится в виде внутреннего контроля.

В банковских учреждениях с целью обеспечения законности, правильности и эффективности их деятельности осуществляются контроль и аудит в банках.

Источник: https://finansovyjgid.ru/finansu/42-finansovuy-kontrol.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]