Письма минфина могут устареть для судебных споров с налоговой — все о налогах

Статус и юридическая сила разъяснений и писем Минфина России

Права налогоплательщиков на получение информации

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.

2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрено право налогоплательщика получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК установлено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с Законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.

2, пункту 7 статьи 80 НК Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Мнение Минфина

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/status_pisem_i_razyasnenii_minfina.html

Разъяснениям Минфина по налогам — можно ли верить и надо ли применять?

Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий — прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите — нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик!  Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее — Минфин или ФНС?  Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил…

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов», которая гласит:

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ «Обязанности налоговых органов»:

Проверила формулировки по Налоговому кодексу — все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять… Вроде, и ёжику должно быть понятно…

Но не тут-то было…

Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями». Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Читаем дальше…

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе  «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».  При этом идет ссылка на  Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

И что это для нас, дорогие читатели, означает?

А означает это только одно — те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То  есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера.  А то, что идет за одним номером Минфина — просто принимаем к сведению…

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это — не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

Слово «вправе» подчеркнула — не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина…

Ну, доколе эти ведомства будут издеваться над налогоплательщиками?!

Источник: https://acscon.ru/47-stati/chitat-vsem/polezno-znat/53-razyasneniyam-minfina-po-nalogam-mozhno-li-verit-i-nado-li-primenyat

Письменные разъяснения финансовых и налоговых органов

Многие нормы российского налогового законодательства часто весьма сложны для понимания и применения, поскольку не всегда могут быть однозначно истолкованы В этой связи Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ) предусматривает такой инструмент, как письменное разъяснение. К таким разъяснениям относятся:

  1. письма Минфина России по вопросам налогоплательщиков о применении законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ);
  2. письма Минфина России, адресованные налоговым органам, которыми последние должны руководствоваться по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  3. письма ФНС России (адресованные как налогоплательщикам, так и налоговым органам), разъясняющие нормы о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Читайте также:  Как составить номенклатуру дел организации - образец - все о налогах

При этом разъяснения для налогоплательщиков можно подразделить на две группы:

  • разъяснения, адресованные неопределенному кругу лиц;
  • разъяснения по вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

Письменное разъяснение уполномоченного органа может служить обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Также использование письменных разъяснений может освободить налогоплательщика от пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Являются ли письма Минфина России и ФНС России нормативно-правовыми актами?

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. (Приказ Минюста России от 04.05.2007 г.

№ 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

Прежде всего необходимо отметить, что НК РФ является законодательным актом прямого действия и детально регулирует налоговые отношения. В соответствии со ст.

4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.

2005 № 45н, министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, которые издаются в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009. Пунктом 2 указанных Правил издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Источник: https://www.c1offshore.com/articles/fiscal-interpretation/

Как это сделать: успешно оспорить действия налоговиков :: Свое дело :: РБК

Из-за кризиса налоговики будут все требовательнее к бизнесу. Между тем по статистике в 40% случаев их действия можно успешно оспорить. Вот как правильно это делать

​Постарайтесь решить вопрос без суда

Нет, это не то, о чем вы могли подумать. Дело в том, что сейчас по всему миру активно развивается система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. В Европе и США досудебное обжалование работает уже давно. Теперь до немецких и английских судов доходит не больше 10% всех споров с налоговиками. В США 85% конфликтов разрешаются «полюбовно».

С начала прошлого года выбора нет и у российских налогоплательщиков: каждый, кто хочет оспорить решение налоговой, должен попытаться сделать это в вышестоящей налоговой инспекции, прежде чем идти в суд.

Система налоговых органов России не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Если решение вынесла районная или межрайонная инспекция, то оспаривать его нужно в управлении ФНС по региону.

Если вас «обидела» межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или УФНС по субъекту, то жаловаться нужно в ФНС России.

Из такой «навязанной» процедуры можно извлечь много плюсов. Во-первых, жалоба рассматривается быстро. Согласно Налоговому кодексу это должно занять не больше двух месяцев. Во-вторых, это дешевле, чем идти в суд (не надо платить госпошлину). Суд​​ебных заседаний нет, поэтому гонорар юриста будет значительно меньше.

В-третьих, если вам доначислили налог, то налоговая не сможет сразу же принудительно его взыскать. Если вам удастся оспорить это решение, то возвращать излишне уплаченные в бюджет средства не придется. Минусы, конечно, тоже есть (заочное рассмотрение жалоб), но вышестоящий налоговый орган не может ухудшить положение налогоплательщика.

В Москве, по статистике, пока только 16% споров с налоговыми органами удается решить до суда.

Порядок действий

Главное — не опоздать с подачей жалобы. Если вас привлекли к налоговой ответственности, то у вас есть месяц, чтобы подать жалобу. Срок начинает течь с момента, когда вы получили решение налоговой.

Учите, что этот срок восстановить нельзя. Так что если вы не успеваете отвезти документы в налоговую, то отправьте документы по почте.

Дата на штемпеле не должна быть позднее, чем последний день срока обжалования.

Помните: даже если вы не верите, что вышестоящая налоговая отменит решение нижестоящей, жалобу подавать все равно надо. Если вы не обжалуете решение, то и в суд обратиться не сможете.

Обязательно указывайте в жалобе все эпизоды, с которыми вы не согласны. Если вам не удастся разойтись с налоговой мирно, то в суде вы сможете спорить с ней только по тем основаниям, которые указывали в жалобе.

Сила убеждения

В жалобе нужно указать ваши реквизиты, сведения о решении, которое вы обжалуете, кто его принял. Доводы, почему вы считаете, что решение незаконно, и чего вы хотите от вышестоящей налоговой. Больше ничего писать и предоставлять вы не обязаны, но мы рекомендуем приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.

Лучше приложить максимальное количество документов, подтверждающих вашу правоту. Отправьте в налоговую не только первичные документы (счета, акты и проч.), но и отчетность. Не поленитесь и найдите письма ФНС и Минфина, которые подтверждали бы вашу позицию, а не инспекции.

Поищите судебную практику и постарайтесь убедить орган в том, что, если он не отменит решение, то это рано или поздно сделает суд.

Работа это непростая, нужно детально разобраться во всех тонкостях и написать жалобу так, чтобы бумага убедила налоговую в вашей правоте. Неправильное досудебное обжалование может существенно снизить ваши шансы в суде, поэтому лучше для этого нанять юриста.

 Так, наиболее распространенные ошибки налогоплательщиков, которые мы встречали в своей практике, — обжалование решения налоговой в части (что впоследствии исключает возможность обжалование решения полностью) или непредставление всех необходимых документов (может возникнуть ситуация, когда юристу придется объяснять, почему налогоплательщик не мог представить их при досудебном обжаловании).

В случае из нашей практики налоговая не только не хотела возвращать нашему клиенту (крупной компании в сфере строительства) излишне уплаченный НДС, но и доначислила несколько сотен миллионов рублей сверху.

Мы представили в вышестоящий налоговый орган свой наглядный расчет задолженности по налогам. К нему мы приложили инкассовые поручения, отчет по проводкам и свои декларации. Налоговая согласилась с нашими доводами, снизила доначисления до 100 тыс.

 руб. и вернула излишне уплаченное.

Идите в суд

Если вышестоящий орган не внял вашим доводам, а вы уверены в несправедливости решения, то придется начинать судебный спор. После того как вы получите решение вышестоящего налогового органа, у вас будет три месяца на подачу заявления.

Каждый налоговый спор индивидуален, но наиболее общие рекомендации все же можно выделить. Это все те же письма ФНС и Минфина вкупе с судебной практикой. Обязательно ссылайтесь на них, особенно в суде первой инстанции.

Читайте также:  Аудит отчетности в формате мсфо - основные положения - все о налогах

Для него решения вышестоящих судов имеют большой вес.

Не забывайте о принципах налогового права. Может показаться, что эти нормы имеют декларативный характер, но на самом деле они имеют большое значение. Наши суды начинают потихоньку отходить от бумажного формализма и все чаще обращают внимание на справедливость.

Например, 22 июля 2015 года президиум Верховного суда встал на сторону москвички Игнатовой Е.С. в ее споре с налоговой. Гражданка купила права требования, а потом продала их другому физическому лицу. НДФЛ в размере 13% она посчитала с разницы между ценой продажи и покупки прав, иными словами — от прибыли.

Но налоговая посчитала, что 13% нужно считать от суммы, за которую она продала права. До этого суды подходили к вопросу формально, говоря, что налог у нас на доходы физических лиц, от продажи прав лицо получает доход, и вставали на сторону налоговой.

Налогоплательщикам нельзя было позавидовать, ведь продать права они могли и дешевле, чем купили, но налог все равно приходилось платить. Верховный суд разобрался в вопросе более тонко. Он признал, что спорный вопрос не был прямо урегулирован в НК, а в таком случае все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Более того, он сказал, что старый подход судов не учитывал вопрос об экономической выгоде лица, которая и должна быть основой для уплаты налога.

Помните о том, что закон исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Постарайтесь найти ошибки в действиях налоговой. У них большой объем работы. Вполне возможно, что они нарушили налоговое законодательство при проведении проверки.

Довольно часто суды встают на стороны налогоплательщиков, когда те доказывают, что налоговая превысила срок проверки, провела несколько проверок по одним и тем же основаниям, запрашивала документы, не относящиеся к предмету проверки.

Например, в 2013 году Арбитражный суд Ростовской области отменил решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю Ларисе ​Минаевой налога на 7,6 тыс. руб., а также пени и штрафов на 2,6 тыс. руб.

, потому что камеральная проверка, выявившая нарушения, была начата спустя 10 месяцев после предоставления Минаевой декларации, тогда как в законе установлен трехмесячный срок. Но не стоит рассчитывать на одни лишь формальные основания. Они могут быть хорошим дополнением к вашим аргументам о том, что налоги вы посчитали и уплатили верно.

И самое главное: не бойтесь спорить с налоговыми органами. Выигрывать у них не только можно, но и нужно. Юридическим лицам в 2015 году удалось отменить решение налогового органа примерно в 40% случаев.​

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/own_business/26/11/2015/5654591d9a7947cec1cebdcb

Что делать, если налоговая доначислила налог, опираясь на письмо Минфина

Как известно, если вы в своих действиях руководствовались официальным разъяснением Минфина, адресованным:
(или) неопределенному кругу лиц;
(или) лично вам,
то в случае придирок со стороны налоговиков это может избавить вас от пеней и штрафов (Пункт 8 ст. 75, п. 2 ст. 109, пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 111 НК РФ).

Налоговые органы тоже должны учитывать разъяснения Минфина по применению налогового законодательства (Подпункт 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), но не все подряд, а только адресованные непосредственно им либо неопределенному кругу лиц.

Как правило, ФНС России направляет такие письма «вниз», сопровождая их словами: «Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков».

Однако на деле проверяющие активно используют в работе и те письма финансового ведомства, в которых дается ответ на конкретный вопрос налогоплательщика.

И случается так, что налоговики по итогам проверки, к примеру, доначисляют вам на внушительную сумму налоги плюс пени и, возможно, штраф, ссылаясь на то, что так им велит Минфин, и потрясая соответствующим письмом.

При этом вы не согласны с предъявленными претензиями, считаете их незаконными и полны решимости отстаивать свою точку зрения. Давайте посмотрим, как надо действовать в такой ситуации и что делать не рекомендуется.

Вариант 1. Предпочтительный. Оспаривать решение налогового органа, вынесенное по итогам проверки Поскольку налоговики вынесли решение, руководствуясь письмом Минфина, надо попробовать побороться с ними, что называется, их же оружием.

То есть другим письмом, в котором высказана принципиально иная, выгодная вам точка зрения. Для этого можно: (или) получить персональный ответ из Минфина, направив туда свой запрос. Но учтите, что ожидание ответа может затянуться на 2 — 3 месяца (Пункт 3 ст. 34.

2 НК РФ), то есть вы получите ответ уже после того, как будет вынесено решение по проверке. Более того, не факт, что ответ вас обрадует; (или) поискать в справочно-правовых базах другие письма с нужной вам позицией.

Если вы найдете такое письмо, то необходимо, чтобы: — в нем разъяснялся порядок налогообложения спорной операции либо какого-то объекта, действовавший в том налоговом периоде, который проверяется; — ситуация, описанная в письме, была сходной с вашей.

Удручает одно: даже если вам повезет найти «выгодное» письмо, отвечающее всем этим требованиям, то оспорить решение по проверке в досудебном порядке (в вышестоящих налоговых органах) удастся едва ли. Особенно если «плохое» письмо налоговикам спустили сверху в качестве руководства к действию.

Однако в суде вы смело можете заявлять, что раз имеется письмо с иной позицией, значит: — позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу противоречива; — следовательно, норма НК РФ сформулирована нечетко, содержит неясности; — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах должны толковаться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ).

Но даже если вы не найдете подходящего для себя разъяснения — это еще не повод опустить руки и смириться с налоговыми доначислениями, пенями и штрафами.

Если вы на 100% уверены, что по существу все сделали правильно и действия налоговиков незаконны, все равно попытайтесь оспорить решение по налоговой проверке, основанное на минфиновском письме. Особенно если это письмо представляет собой ответ на вопрос конкретного налогоплательщика.

Суды нередко отменяют эти решения, предварительно, конечно, убедившись в правоте налогоплательщика.

При этом они говорят, что такие письма: — не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц; — носят информационно-разъяснительный характер; — и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Вариант 2. Нежелательный и муторный. Признавать недействующим «плохое» письмо Минфина целиком или в части Этот вариант сопряжен с целым рядом неудобств.

Во-первых, с заявлением о признании недействующим письма Минфина или отдельных его пунктов нужно обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ. Именно он рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Пункт 1 ч.

2 ст. 34 АПК РФ). Забегая вперед, скажем, что если ваше заявление все-таки будет принято к рассмотрению, а вы находитесь не в Москве и при этом хотите участвовать в судебных заседаниях, то вам или вашему представителю придется приезжать для этого в Москву.

 

Во-вторых, для того чтобы ваше заявление приняли, высшие судьи должны усмотреть в оспариваемом письме признаки нормативного акта, а именно: — письмо содержит правовую норму (правило поведения); — затрагивает интересы неопределенного круга лиц — налогоплательщиков, возлагая на них дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством; — рассчитано на многократное применение.

Источник: https://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-donachislila-nalog-pismo-minfina

Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон? | Профит

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности. Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.

Читайте также:  Что отражается в строке 170 декларации ндс в 2017-2018 годах? - все о налогах

ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива.

Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/10, благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства.

Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России.

Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.

До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение. В решении, которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности.

Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».

А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано.

Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «АБ».

Разъяснять или информировать?

Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности. Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.

И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)? В Минфине России считают, что нет.

Эти письма носят информационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налогообложения.

Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность. Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся.

А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят. Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков. Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом.

Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письменными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России.

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

По сравнению с Минфином России у налогового ведомства полномочий меньше — ему не дано право разъяснять нормы налогового законодательства, если речь не идет о порядке заполнения отчетности.

Но имеется судебная практика, которая подтверждает, что в некоторых случаях разъяснения налоговиков могут освободить фирму от лишних доначислений в виде пеней и штрафов.

Например, если фирма допустила ошибку, потому что руководствовалась письменными разъяснениями налоговиков о порядке применения льготы по НДС, которые были выданы фирме в ответ на ее запрос. Или предприниматель неправомерно применял налоговый спецрежим ЕНВД на основании сообщения из инспекции о том, что он является плательщиком ЕНВД.

Обратите внимание: в этих положительных судебных решениях речь идет об индивидуальных письменных консультациях. Что касается писем ФНС России, которые размещены в справочно-правовых системах, Интернете и т. д., то здесь велик риск, что решение суда будет не в пользу фирмы. В качестве примера можно привести судебное решение.

При исчислении транспортного налога фирма руководствовалась письмом ФНС России, находящимся в открытом доступе. Суд пришел к выводу, что оно не является разъяснением, адресованным неопределенному кругу лиц.

Кроме того, поскольку транспортный налог — региональный, то разъяснения по поводу его исчисления должен давать только территориальный налоговый орган, в котором фирма состоит на учете.

Также имейте в виду: недавно Минфин России высказал мнение, что разъяснения должностных лиц налоговых органов, опубликованные по результатам семинаров, конференций и т. д., не всегда относятся к официальным. Например, если сотрудники ФНС России участвуют в семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, то лекторы на таких мероприятиях выступают как независимые эксперты, а не представляют налоговую службу. Их разъяснения на подобном семинаре не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции. То есть следовать им компания может только на свой страх и риск.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться?

Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них.

Например, в одном таком решении судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.

Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу.

Правда, в судебном деле, которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е.

налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.

1 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ 

пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)

Источник: https://AuditSamara.web-box.ru/poleznaja-informacija/stati/pisma-minfina-i-fns-tochka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]