Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год
Экологический сбор — относительно новый вид платежа, в этом году компании и предприниматели будут перечислять его во второй раз. В сегодняшней статье мы напомним о том, кто должен его платить, как по нему отчитываться, а также о правилах расчета экологического сбора и сроках его уплаты. Кроме того, мы ответим на часто задаваемые вопросы об уплате сбора в отношении упаковки.
Экологический сбор за 2017 год должны заплатить организации и ИП, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Список таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. В отношении продукции, не упомянутой в данном перечне, сбор платить не нужно.
Обратите внимание: с начала 2018 года действует другой перечень товаров (включая упаковку) подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.
17 № 2970-р. Но применять новый перечень плательщики будут только в 2019 году при расчете экосбора за 2018 год.
Что же касается 2017-го года, то в этот период действовал прежний список, поэтому именно его следует использовать сейчас.
Экологический сбор в отношении упаковки
Практика показала, что производителям и импортерам очень сложно разобраться, нужно ли платить в той или иной ситуации сбор в отношении упаковки (здесь и далее речь идет об упаковке, включенной в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств).
Например, когда компания приобретает упаковку, и частично использует ее для собственных нужд, а частично — для продажи своей продукции. Или когда импортер получает детали в коробках, собирает готовые изделия, упаковывает в те же коробки и продает покупателям.
Вопросы также возникают у организаций и ИП, которые продают пустую тару в качестве самостоятельного товара.
Чиновники пока не дали по этим вопросам исчерпывающих разъяснений. Единственный случай, прокомментированный Росприроднадзором, касается упаковки, которая использована для собственных нужд. В письме от 20.02.17 № ОД-06-02-32/3380 ясно сказано, что такая упаковка под экологический сбор не подпадает.
При решении прочих вопросов, на наш взгляд, нужно руководствоваться пунктом 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства).
Там говорится, что обязанность по выполнению нормативов утилизации в отношении упаковки лежит на тех, кто производит и импортирует товары в этой упаковке.
Значит, платить экологический сбор должны организации и ИП, которые используют тару для упаковывания и продажи своей продукции.
Из приведенной выше нормы можно сделать следующие выводы.
Во-первых, продажа пустой тары в качестве самостоятельного товара не влечет обязанности по уплате экологического сбора.
Во-вторых, продажа готовых изделий в той же упаковке, в которой ранее поступили детали, также не влечет обязанности по уплате сбора.
Дело в том, что по закону экосбор в отношении данной тары должен был заплатить тот, кто упаковал и продал детали. Правда, это справедливо только в случае, когда упакованные детали были приобретены у российского поставщика.
Если же продавцом является иностранное лицо, то, по логике, заплатить сбор придется российскому покупателю.
В-третьих, компании и предприниматели, купившие пустую тару, упаковавшие свою продукцию и продавшие ее, должны заплатить экологический сбор.
Расчет экологического сбора
Сумма экологического сбора за 2017 год рассчитывается как произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора.
Нормативы утилизации на 2015-2017 годы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р. Обратите внимание: с начала 2018 года действуют другие нормативы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р). Но они рассчитаны на период с 2018 по 2020 год, поэтому применить их впервые нужно в 2019 году при расчете сбора за 2018 год.
Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.
Отчетность в Росприроднадзор по экологическому сбору
Росприроднадзор в письме от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721 напомнил, что не позднее 1 апреля 2018 года плательщики экологического сбора должны заполнить и представить два отчета:
- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417);
- отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342).
Также в письме № ВС-06-02-32/721 говорится, что не позднее 15 апреля 2018 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:
расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).
Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет.
На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.
При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.
[su_quote]
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.
- Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
- При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.
Однако если у плательщика нет технической возможности использовать интернет, он вправе сдать отчетность на бумаге.
Тогда декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и отчет о выполнении норматива утилизации производители должны подать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат этого ведомства.
Что касается «бумажного» расчета суммы экосбора, то все без исключения плательщики должны представить его в свое территориальное управление.
Отчетность на бумаге составляется в одном экземпляре и либо направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдается лично.
К «бумажной» декларации о количестве выпущенных в обращение товаров нужно приложить копию на электронном носителе.
Датой представления считается дата почтового отправления или дата, когда Росприроднадзор сделал отметку о получении отчета на бумажном носителе.
Сроки уплаты экологического сбора
Согласно пункту 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства, экологический сбор необходимо перечислить не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Соответственно, сбор за 2017 год нужно перечислить не позднее 15 апреля 2018 года. Эта дата названа в письме Росприроднадзора от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721.
Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.
Штрафы за неуплату и непредставление отчетности
Организация или предприниматель, не уплативший, либо не полностью уплативший экологический сбор, получит требование Росприроднадзора о погашении задолженности.
Если истечении 30 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.
15 № 1073). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.
А вот если плательщик сбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/2/13222
Производителей и импортеров товаров заставят платить экологический сбор
Теперь все, кто производит товары или привозит их из-за рубежа, должны нести ответственность за использование их упаковки. Упаковку они сами должны утилизировать, да и сам товар — тоже, если он свой положенный срок отработал. Впрочем, за утилизацию можно заплатить специально создаваемым организациям.
Следует ли эти новинки понимать как появление нового налога для предпринимателей? Что поменяется для покупателей, и кто, в конце концов, должен будет уплатить за переработку тары из пластика или старого пылесоса? На эти интересные вопросы отвечает Артем Сидоров, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Артем Георгиевич, речь идет о расширении ответственности производителей (РОП). Что это будет значить для простых людей?
Артем Сидоров: До последнего времени ни производители товара, ни импортеры, ни потребители совершенно не задумывались о том, что с их товарами будет, когда свой «полезный ресурс» они выработают до конца. Ведь когда-то они превратятся в отходы и окажут на природу определенное влияние. Упаковки, в которой товар продавался, это также касается.
Пластик, из которого в основном и делается большинство видов тары, если его просто положить на полигоне для отходов, разлагаться будет в течение 250 лет. И при этом загрязнять грунтовые воды, почву, оказывать отрицательное воздействие на растительный и животный мир.
Начиная с 2017 года, начал действовать запрет на захоронение части отходов.
Теперь производитель обязан уплатить специальным компаниям, выполняющим переработку остатков использованного товара, или своими силами это делать, возможно, объединившись в соответствующие ассоциации.
У производителей появляется мотивация экономической направленности для разработки упаковок, которые сами биоразлагаются, да и для переработки всего, что от их товаров остается. В противном случае производитель должен будет уплатить экологический специальный сбор
Расширенная ответственность производителей как раз и предусматривает ответственность производителя и импортера за утилизацию произведенной или ввезенной в страну продукции по окончании ее жизненного цикла.
Это ни в коей мере не новый налог: такое стимулирование производителей принято во всем мире, в том числе, тех, кто выпускает упаковку и упаковочные материалы, а его цель – снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.
Производители товаров теперь обязаны заплатить за переработку того, что от них остается, или заплатить экологический сбор.
Сегодня ряд компаний предлагают: принесешь старый пылесос — со скидкой купишь новый.
Артем Сидоров: Да, в последние месяцы таких предложений появилось немало. Такие рекламные акции запускают производители дальновидные, заранее готовящиеся к правилам игры.
Что выгоднее — самому обеспечить утилизацию или уплатить экологический сбор?
Артем Сидоров: Цель государственной политики в отношении к отходам — это максимальное их вовлечение во вторичную переработку и вообще вторичное использование. Введение РОП имеет такую же нацеленность.
Ставки экологического сбора рассчитаны таким образом, чтобы утилизация оказывалась более выгодной.
По заказу Минприроды ученые из НИУ «Высшая школа экономики» провели специальные исследования и нашли определенный баланс интересов производителей товаров и переработчиков отходов.
О каких объемах идет речь?
Артем Сидоров: Пока что в нашей стране уровень культуры обращения с отходами крайне низок. Так что и введение РОП будет осуществляться постепенно. По результатам 2016 года утилизировано должно быть от 5 до 10 процентов всей продукции. Но в 2017 году этот показатель по некоторым позициям достигнет 15%. Примером же может служить Евросоюз, где утилизации подлежат 50-60% отходов.
По некоторым оценкам, для того, чтобы в России создать достаточную инфраструктуру для переработки отходов, потребуется вложить не менее 150 миллиардов рублей.
Кто обеспечивает саму утилизацию, если компания выбрала уплату сбора?
Артем Сидоров: В этом случае утилизацией будут заниматься специально создаваемые предприятия — региональные операторы в области обращения с ТКО.
[su_quote]
При этом технологии, которые будут использоваться для утилизации, должны пройти государственную экологическую экспертизу и получить положительное заключение.
Только в этом случае у нас будет уверенность в том, что продукцию действительно переработали во что-то новое, и она вторично используется.
Каким образом компании будут доказывать утилизацию?
Артем Сидоров: Основным доказательством послужит акт утилизации. Его форму разработал и рекомендует к использованию Росприроднадзор, к ней будут прикладываться сопровождающие документы. Производить утилизацию могут сами производители, импортеры, их ассоциации или лицензированные специализированные компании — на основании договоров.
При этом компания должна понимать, что ее обязательно посетит государственный инспектор Росприроднадзора для того, чтобы проверить лицензию и убедиться в том, что компания реально производит утилизацию этих видов отходов.
Если кто-то переработку не ведет или дает искаженную информацию — что может угрожать таким нарушителям?
Артем Сидоров: Если предприятие не соблюдает санитарно-эпидемиологические или экологические требования при обращении с отходами, оно может быть оштрафовано на сумму до 250 тысяч рублей. Деятельность предприятия также может быть приостановлена на 90 суток.
Если экологическая информация была скрыта или искажена, за это тоже может быть назначен штраф — до 80 тысяч рублей.
Кроме того, мы рассчитываем, что в Кодексе об административных правонарушениях появится статья, предусматривающая невыполнение требований к ответственности производителя.
Какие шансы на то, что после утилизации отходы смогут быть использованы вторично? Что и где может быть использовано таким образом?
Артем Сидоров: Читатели, равные мне по возрасту, а также те, кто относится к более старшему поколению, наверняка помнят, как в Советском Союзе собирали металлолом и макулатуру, а также стеклянные бутылки из под молока, кефира и прочих напитков.
Все это поступало во вторичное использование. На сегодняшний день перечень того, что может быть использовано вторично, значительно расширился.
Так, можно до крошки измельчать старые автомобильные шины и делать из этой крошки асфальт или покрытие для спортивных площадок и залов.
Очищаются и используются вторично различные виды машинного масла. Из контактов в старой бытовой технике можно выделить драгоценные металлы, а металлические детали и корпуса пустить в металлолом.
Из пластиковых бутылок выпускают стрейч-пленку, нужную для строительных целей, делают скамейки, заборы, навесы и другие виды малых городских архитектурных форм, различные товары народного потребления бытового назначения – лейки, тазики.
Технологий существует множество, было бы желание заниматься переработкой.
Сегодня во всем мире развернулись бурные дебаты по вопросам упаковки. В некоторых странах вообще собираются отказаться от одноразовой посуды и различных видов пластиковой упаковки именно потому, что эти материалы неэкологичны. Как у нас обстоит дело с утилизацией вредных пластиков?
Артем Сидоров: Мы убеждены, что решение вопроса утилизации упаковок, в том числе, представляющих опасность для человека и природы, зависит от двух вещей — экономического стимулирования и формирования экологической культуры. Экономические стимулы мы создали, значит, предстоит коренное изменение наблюдающейся сейчас ситуации.
Новые условия вызовут приток инвестиций в отрасль, занимающуюся переработкой отходов, возникнет потребность в появлении новых объектов производства, перерабатывающих отходы, которые требуется утилизировать.
В результате технология захоронения отходов будет использоваться все меньше и меньше, уменьшатся площади несанкционированных ставок, а затем они и вовсе исчезнут.
При этом неизбежно улучшится качество жизни населения, во всех регионах страны будут созданы для проживания и развития наиболее благоприятные условия.
Останется добиться повышения экологической культуры, здесь ведущую роль будут играть просветительские мероприятия, целью которых станет повышение степени экологического образования и самосознания людей.
Год экологии как раз и проводится не только для понижения отрицательного воздействия на окружающую среду, но и для формирования у граждан страны экологической культуры.
Мусор приобретает товарный вид
Вступил в силу новый порядок обнародования информации в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Теперь ни у кого не получится сказать, что ему неизвестно, кто вынес сор из избы.
Все регулируемые организации обязаны о себе раскрывать подробную информацию, размещая ее в Интернете.
Кроме этого, если потребители организации в письменном или электронном виде запросят дополнительную информацию, организация должна необходимые сведения о себе сообщить.
В перечень информации, которую организация обязана раскрывать, входят общие данные о компании, предельные тарифы на обращение с ТКО, основные ежегодные показатели финансовой и хозяйственной деятельности организации, а также ее инвестиционные программы, условия предоставления услуг и предельные тарифы, которые организация собирается установить. Все эти данные должны находиться в открытом доступе в течение пятилетнего периода.
«В качестве потребителей мы должны иметь возможность независимого суждения на тему обоснованности тарифов, которые действуют в отрасли обращения с отходами», — объясняет Александр Никольский, вице-президент НКО «Союзресурс».
Основным документом, регулирующим учет отходов, является закон 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления». В девятнадцатой статье этого закона указывается, какие именно отходы должны учитываться.
Требования выполнения положений этого закона обеспечиваются путем введения единой государственной системы учета отходов от использования товаров – ЕГИС УОИТ, в которой будет находиться информация об отходах при использовании товаров, а также о наличии для обеспечения утилизации отходов необходимых мощностей и основного технологического оснащения.
«Участниками данной системы станут производители товаров и импортирующие организации, обязанные утилизировать товары после потери ими потребительских свойств, а также операторы, занимающиеся обращением с отходами, в том числе, региональные операторы», — рассказывает Никольский.
Система учета отходов включает большое количество специфической информации, а также реестр, в который входят производители и импортеры товаров, и реестр операторов, включая региональных, занимающихся обращением с отходами.
[su_quote]
Каждый регион страны обязан разработать собственную территориальную схему, касающуюся обращения с отходами.
В соответствии с этими схемами должны действовать региональные операторы, обеспечивая перевозку, обезвреживание, переработку, утилизацию вплоть до захоронения твердых коммунальных отходов.
В территориальной схеме должна быть представлена вся цепочка данных об отходах от источника их получения с разбивкой по видам и классификацией опасности, до предусмотренных мест их обработки, размещения, обезвреживания и утилизации.
Росприроднадзор информирует, что в рамках разработанных схем все регионы раскрывают и подробно описывают, где какие отходы образуются, в каком количестве, кто и куда их вывозит, в каких местах производится их захоронение и переработка. Ведомство также сообщает, что в ближайшее время территориальные схемы станут основой для формирования интегрированной схемы обращения с отходами, охватывающей всю страну.
В Росприроднадзоре отметили, что создание такой схемы позволит выявить регионы, в которых мощностей для переработки мусора явно недостаточно, и такие, которые располагают недозагруженными мусороперерабатывающими мощностями.
Возможно, можно будет экономически обосновать строительство межрегиональных мусороперерабатывающих заводов.
Работая с территориальными схемами, можно будет подсказывать варианты межрегиональных взаимодействий в направлении переработки отходов.
Нанесенный природе вред будут возмещать предприятия
Во время Года экологии власти смогут непосредственно заняться ликвидацией накопленного вреда окружающей среде, тем более, что такое понятие введено в законодательство.
Накопленный экологический вред — это неустраненный ущерб, нанесенный окружающей среде в результате экономической деятельности. Этот ущерб должны возмещать как компании, так и люди, которые допустили причинение вреда.
«Занимаясь накопленным экологическим ущербом, весьма непросто определить, кто должен отвечать на ликвидацию, поскольку негативное воздействие оказывалось в течение ряда десятилетий», — комментирует Сергей Чернин, председатель Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды.
Необходимо полностью восстановить до 2020 года среду безопасного обитания в ряде регионов, где наблюдается экологический кризис, ведь в них проживает не один миллион россиян, жаль, что далеко не все предприятия сделали охрану окружающей среды своим приоритетом, и не стремятся повышать уровень экологической безопасности своих производств.
Сергей Хестанов, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер», комментирует: «Большинство предприятий занимается проектами экологической направленности только в двух случаях:
- При обязательной рекультивации земель после завершения их использования. Это, например, требуется при завершении добычи полезных ископаемых, когда на месте бывших карьеров компании обязаны насадить деревья.
- При проведении шумных показательных кампаний по сбору мусора, устраиваемых в целях популяризации бизнеса. Такими кампаниями потребителям показывают, что о защите окружающей среды демонстративно заботятся.
Во всех прочих ситуациях российский бизнес предпочитает игнорировать вопросы охраны окружающей среды, опуская их в своей деятельности».
Все большее количество граждан проявляют заботу о вопросах экологии. Крайне важно, чтобы современное производство оставалось безопасным не только для тех людей, которые на нем работают, но и для всех окружающих. Производствам, наносящим вред природе, приходится за это платить в полной мере.
Напомним, что предприятия, использующие природные ресурсы, должны платить за оказанное негативное влияние на окружающую среду, и размер этой платы связан с соответствием реального объема загрязнений принятым нормативам выбросов и сбросов, а также установленным лимитам размещения отходов. Ставки устанавливаются в расчете за тонную веществ, загрязняющих природу. Базой для расчета платежей становится количество поступивших в атмосферу, воду и почву загрязняющих веществ, а также количество отходов, размещаемых после производства или потребления.
Теперь запрещено производить захоронение отходов, которые могут быть переработаны, кроме того, производители теперь несут финансовую ответственность за товары и упаковку, отслужившую свое.
Анна Аникеева-Сыроечковская, менеджер по КСО и эксперт Экобюро GREENS говорит: «Бизнесу приходится теперь принимать решения, которые не обеспечены достаточным количеством информации.
Сдачу отчетов по экологическому сбору или по переработке, которая его замещает, требуют производить буквально «вчера», производители должны также сами рассчитывать объем сбора, но процедура это новая, и пока мало кто в ней разбирается».
Начиная с нынешнего года, платить экологический сбор, а, значит, выполнять все расчета по его размерам, требуется ежегодно, срок установлен до 15 апреля года, последующего отчетному. Аникеева-Сыроечковская отмечает: «Действительно, с отчетностью необходимо разобраться.
Но ведь сама схема, по которой бизнес получил расширенную ответственность на всем протяжении жизненного цикла товара, достаточно простая.
Производителю теперь приходится либо заплатить экологический сбор, либо обеспечить переработку, самостоятельно или через подрядчика, таким образом возвращая в обращение товары, утратившие свои потребительские свойства».
Если производителю удастся наладить продажу вторичного сырья — металла, пластика, стекла, бумаги или его повторное использование, для бизнеса самостоятельный сбор и переработка могут оказаться экономически выгодным.
На сегодняшний день российский и зарубежный рынок сбыта вторичного сырья находится на голодном пайке.
В Европе давно не вызывает вопросов окупаемость таких мер, как создание самостоятельных комплексов, перерабатывающих отходы: здесь многократные циклы использования охватывают до 65% всех отходов.
Источник: https://Ekologicheskoe-Proektirovanie.ru/novosti-i-stati/article_post/proizvoditeley-i-importerov-tovarov-zastavyat-platit-ekologicheskiy-sbor
Экологический сбор в 2018 году. Кто платит
Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.
Что представляет собой экологический сбор?
Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:
- Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
- Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.
То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой.
Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами.
На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.
[su_quote]
Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.
ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.
ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.
ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.
Законодательная база по экологическому сбору
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
- Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
- Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
- Экономическое положение страны.
- Класс опасности отходов.
- Сложность утилизации.
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Ставки
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
- Текстильная продукция и ковры – 16 304.
- Одежда – 11 791.
- Товары из дерева – 3 066.
- Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
- Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
- Нефть и нефтепродукты – 3 431.
- Товары из резины – 8 965.
- Товары из пластика – 3 844.
- Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
- Товары из стекла – 2 858.
- Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
- Металлическая тара – 2 423.
- ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
- Приборы для освещения – 9 956.
- Шины и покрышки – 7 109.
- Ручной инструмент – 26 469.
- Газеты и журналы – 2 378.
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
Рассчитываем размер экологического сбора
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
ЭС = С * М * Н
где:
- С – ставка;
- М – масса утилизируемых товаров;
- Н – норматив переработки.
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Пример расчета
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Кто уплачивает ЭС?
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Кто не платит экологический сбор?
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
- Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
- Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
Куда перечислять деньги и в какие сроки?
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Что делать при переплате?
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Сопутствующая отчетность
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
- Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
- Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Ответственность за неуплату экологического сбора
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
- Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
- На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/ehkologicheskij-sbor/
Ответственность авансом: предприятия будут платить сбор за утиль
С 2017 года предприятия начинают платить утилизационный сбор
1 января страна вступила в Год экологии.
С этой же даты начинается отсчет экологического сбора за утилизацию упаковки и утративших потребительские свойства вещей, который отныне должны платить производители и импортеры товаров.
Утилизационный сбор, по замыслу авторов инициативы, должен послужить одним из источников средств для создания в стране и регионах новой инфраструктуры обращения с отходами.
Время на моральную подготовку к введению нового вида отчислений в казну у производителей было: изменения в закон «Об отходах потребления и производства» были внесены еще в декабре 2014-го; в сентябре 2015 г.
был утвержден перечень из 36 групп товаров, на производителей которых распространяется новая норма, тогда же были утверждены и нормативы утилизации упаковки для предприятий (в 2015-м они были нулевыми для всех; в 2016-м составляют от 0 до 15% от общего объема использованной в производстве товаров упаковки; нормативы на 2017 г. составляют уже от 5 до 20%).
В апреле прошлого года ставки были окончательно утверждены, и с принятием подзаконного акта у будущих плательщиков появилась возможность рассчитать окончательную сумму сбора, подлежащую уплате за 2016 год.
Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины, нефтепродукты, компьютеры, электронную и бытовую технику и т. д. В общей сложности, как мы уже сказали, 36 групповых позиций. Кроме того, обязанность по уплате нового сбора легла на тех, кто пакует свои товары в бумагу, пластик и стекло.
Экологический сбор будут платить производители практически всего — предприятия, выпускающие санитарно-гигиенические изделия, текстиль, ковры, лампы, туалетные принадлежности, шины и т.д. Фото tatneft.ru
Сбор либо ответственность
Ставки утилизационного платежа, рассчитанные исходя из средних затрат на сбор, перевозку и утилизацию отжившей свое продукции, а также из предполагаемых затрат на создание объектов необходимой для этого инфраструктуры, достаточно серьезные.
Самая высокая финансовая нагрузка в этой части ляжет на производителей аккумуляторных батарей — они обязаны платить по 33476 рублей за тонну. 26469 рублей за утилизацию своей продукции обязаны заплатить производители электронной техники.
Утилизация бумажной упаковки стоит 2378 рублей за тонну, пластиковой — 3844 рубля, стеклянной — 2564 рубля.
У производителей, впрочем, есть выбор, причем довольно богатый.
Предприятие может отказаться от уплаты экосбора, взяв на себя так называемую расширенную ответственность производителя, в рамках которой должна быть организована самостоятельная утилизация товаров и упаковки.
Еще один вариант — организация вместе с другими компаниями своего рода «профсоюза», от имени которого и будут заключаться договоры на утилизацию утративших потребительские свойства товаров и упаковки с региональным оператором.
Министерство природных ресурсов и экологии, выступившее (кстати, в период действия моратория на введение новых налогов; формально, впрочем, экологический сбор налогом не является) инициатором введения нового вида отчислений, предсказывает, что по итогам 2016 г.
сумма соответствующих поступлений в бюджет составит 2—3 млрд рублей, хотя реализация одной только татарстанской территориальной схемы обращения с отходами потребует инвестиций на уровне 25 млрд рулей. В каком объеме будут собраны средства, станет ясно после 15 апреля — это крайняя дата внесения платежа за 2016 г.
(декларацию о количестве произведенной продукции и использованной упаковки компании должны предоставить в ведомство до 1 апреля).
Похоже, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают и сами производители.
К примеру, в АО «Татспиртпром» — одном из крупнейших плательщиков экологического сбора, использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, «Реальному времени» сообщили, что «в настоящее время идут подсчеты на производственных филиалах, и сумма в настоящее время названа быть не может», однако уточнили, что «речь может идти о миллионах рублей».
В АО «Татспиртпром», использующем в производстве несколько миллионов единиц стеклянной тары в год, в какую сумму обойдется товаропроизводителям новый сбор, пока не знают. Фото alcoexpert.ru
Росприроднадзор, которому поручено администрирование нового платежа, от прогнозов также воздерживается.
— В прошлом году отчеты и декларации о количестве произведенной продукции и использованной производителями упаковки к нам поступали, но, поскольку нормативы утилизации были нулевыми, соответственно, нулевыми были и сборы, и объемы утилизации, — поясняет начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора РФ по РТ Елена Попова. — На то, чтобы наладить систему утилизации, у производителей был целый год. Полагаю, реальные нормативы послужили стимулом к тому, чтобы передавать свою продукцию и упаковку на утилизацию в течение года.
Скоро станет известно, какое количество предприятий подпадает под действие новой нормы в части утилизации товаров.
В настоящее время создана и заполняется (как на уровне федерации, так и на уровне регионов) единая государственная информационная система, содержащая в себе сведения о предприятиях, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При регистрации в системе компании обязаны указать, что и в каком количестве согласно кодам ОКВЭД они производят. На сайте Росприроднадзора указано, что к настоящему времени на регистрацию в системе подано более 337 тысяч заявлений, выдано соответствующих свидетельств почти 88 тысяч.
[su_quote]
По информации Елены Поповой, от Татарстана на регистрацию в системе поступило 3437 заявок от предприятий федерального надзора (2024 из них зарегистрировано) и 4900 заявок от компаний регионального надзора (поставлено на учет 1322).
С упаковкой не все так однозначно — реестра предприятий, пакующих свою продукцию в стекло, пластик или бумагу, не ведется.
Все вернется?
По итогам 2015 года компании в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду внесли экологических платежей на 843 млн рублей (итоговая сумма за 2016 год также будет известна только к 1 апреля, однако в качестве аванса компании региона уже заплатили 596 млн рублей). Эти деньги распределяются следующим образом: 55% сборов уходит в муниципальные бюджеты, 40% — в республиканский, и только 5% — в федеральный бюджет.
С новым сбором все иначе — в полном объеме он будет направляться в федеральный бюджет.
И уже оттуда он вернется в регионы в виде субсидий на создание инфраструктуры обращения с отходами, получателями которых станут региональные операторы (татарстанской схемой, напомним, предполагается создание двух операторов, за одним из которых закрепят обслуживание Западной зоны республики, за другим — Восточной).
Вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране. Фото newslab.ru
Именно это обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, ставит под большой вопрос достижение цели, ради которой новый сбор и вводился — создание инфраструктуры по обращению с отходами и, как следствие, коренное улучшение экологической ситуации в стране.
— Российское бюджетное законодательство не предусматривает «окраску» денег, — говорит директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Сафонов.
— Это значит, что нет абсолютно никаких гарантий того, что собранные с предприятий средства будут направлены именно на декларируемые цели.
Все российские целевые фонды были ликвидированы в начале нулевых, а между тем именно целевой сбор и последующая целевая трата денег могли бы обеспечить самое эффективное использование собранных с природопользователей средств.
Напомним, собственный экологический фонд был и у Татарстана. Экофонд РТ был создан в 1991 году, просуществовал 9 лет, за которые суммарный доход фонда составил 2 млрд рублей.
На эти деньги было профинансировано более 3,5 тысячи природоохранных мероприятий; сумма предотвращенного ущерба природе оценивается в 4,5 млрд рублей. Все это — по ценам тех лет.
Экофонд РТ собирал пятую часть всех поступлений в экологические фонды РФ.
Сафонов уверен, что принятая схема полна и коррупционных рисков:
— Чем больше денег поступит в бюджет, тем больше будет соблазнов у того, кто занимается их распределением, — поясняет представитель ВШЭ.
— Даже если номинально эти деньги действительно будут направлены на создание объектов «мусорной» инфраструктуры, еще большой вопрос, как эта инфраструктура будет работать.
Хрестоматийный пример по этой части – строительство сортировочных линий на полигоне ТБО в Волгограде, в которое было вложено порядка 2 миллионов рублей казенных денег. В результате эти линии «работают» только тогда, когда на полигон приезжает кто-то из отраслевых чиновников.
И хотя в законе четко прописано, на какие цели могут быть израсходованы средства экологического сбора, вывод, который делает Сафонов, не утешает: введение экологического сбора не сыграет никакой роли в улучшении экологической обстановки в стране, поскольку целью был поставлен сбор средств, а не защита от окружающей среды от негативного воздействия.
Внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом. Фото kazanfirst.ru
Лучше деньгами
Судя по всему, внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом исполнить свои новые обязанности перед государством и потомками.
В «Татспиртпроме» заявляют, что даже такой крупной компании проще заплатить экологический сбор, так как «создание инфраструктуры по утилизации упаковки в соответствии с утвержденными правительством нормативами — дело, требующее больших капиталовложений. Данный вопрос находится в компетенции Совета директоров компании, должен быть включен в план инвестиционной политики. На сегодняшний день …других возможностей самостоятельной утилизации упаковки у АО «Татспиртпром» нет».
Директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова, в свою очередь, полагает, что создание предприятиями собственной инфраструктуры по утилизации и переработки товаров и упаковки — вопрос как минимум двух-трех лет:
— Принцип расширенной ответственности компаний за дальнейшую судьбу своей продукции и используемой при ее выпуске упаковки, успешно реализуется во множестве стран (в частности, на опыт Европы, где, к примеру, плата утилизационный сбор за бумажную упаковку взимается с производителей в размере 39 евро за тонну, за стеклянную — 45 евро за тонну, — прим. ред.). Вторичное обращение пластика и стекла выгодно и с экономической точки зрения, и с точки зрения экологии, поскольку снижается отрицательное воздействие на окружающую среду. Для компаний, использующих в производстве большое количество стеклотары может быть весьма выгодным организация ее сбора и последующего оборота. Те, кто использует в качестве тары ПЭТ-бутылки, могут организовать производство гранул. Но в любом случае, на первом этапе и крупные предприятия, и небольшие компании поначалу предпочтут внесение платежей, чтобы понять, какая дополнительная нагрузка на них ложится, и имеет ли экономический смысл вкладываться в развитие инфраструктуры, — резюмирует эксперт.
Как следует из пояснительной записке к Постановлению Правительства РФ, регламентирующего размер ставок экологического платежа, разработчики документа ссылались, в частности, на опыт Армении и Молдовы.
«Например, в Армении в целом экологическим налогом охвачено 29 видов импортируемых товаров и 26 видов продукции, производимой внутри страны, — значится в записке.
— Ставки налогов определяются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров (от 0,5% до 3%, за исключением импорта поддержанных автомобилей — до 20%); для продукции, произведенной внутри страны, установлен тот же процентный уровень, но от товарооборота.
Налог установлен для широкого перечня продукции: нефть и нефтепродукты (за исключением бензина и дизельного топлива, которые облагаются акцизами), аккумуляторные батареи, асбестосодержащие материалы, детергенты, пластиковые упаковочные материалы, шины, озоноразрушающие вещества и т.д.
В Молдове экологические налоги установлены для 16 категорий продукции, с дифференциацией ставок для бензина (по содержанию свинца), мазута (по содержанию серы), пестицидов и аккумуляторных батарей (по химическому составу).
Кроме того, в Молдове есть налог на пластиковую упаковку для напитков (кроме молочных продуктов), установленный фиксированным значением между 0,05 и 0,2 евро за единицу. Доходы от экологических налогов поступают в государственный бюджет в Армении и в Национальный экологический фонд в Молдове. Так, например, в 2011 г.
налоги на экологически вредную продукцию составили 86% поступлений в Национальный экологический фонд Молдовы».
ЭкономикаБюджетБизнес
Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/53818
Экологический сбор станет налогом
В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову («Известия» ознакомились с документом).
Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет.
Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».
Экологический сбор может быть переведен в налог. При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.
О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.
Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.
Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.
Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.
Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.
[su_quote]
Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.
Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.
По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе с «Известиями» глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу. Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил «Известиям», что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.
Справка «Известий»
Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.
В частности, в список входят одежда, деревянные изделия, бумага, нефтепродукты, пластмасса, трубы, упаковка из стали или стекла. Всего 36 групп товаров. Данный сбор является обязательным, по нему плательщик формирует отчетность. Платеж был введен, чтобы мотивировать компании утилизировать отходы самостоятельно. Если предприятие не делает это само, оно должно заплатить экологический сбор.
В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды «Известиям» сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.
Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.
После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.
Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.
Источник: https://iz.ru/772815/inna-grigoreva/ekologicheskii-sbor-stanet-nalogom