Смягчающие обстоятельства: стоит ли на них рассчитывать налоговому агенту? — все о налогах

Как инспекторы доказывают умышленность действий налогоплательщиков? (Соловьева А.А.)

Дата размещения статьи: 09.10.2015

Известно, что по общему правилу (п. 1 ст.

122 НК РФ) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.

ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы. Те же деяния, совершенные умышленно, позволяют наложить штраф в удвоенном размере — 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3 ст. 122 НК РФ).

———————————

Применяется в отношении контролируемых сделок.

Речь идет о неуплате налога с доли прибыли контролируемой иностранной компании. 

Понятно, что данный штраф (почти половина от суммы налога) может вылиться в весьма существенную сумму. Раз так, важно знать, при каких обстоятельствах к налогоплательщику может быть применено более суровое наказание. Об этом и поговорим.

Понятие умысла, умышленных действий 

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. (Применительно к рассматриваемой теме в первом случае размер штрафа — 40%, во втором — 20%.)

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (п. 2 названной статьи).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 данной статьи).

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4).

Кто-то скажет, что положения ст. 110 НК РФ могут толковаться по-разному, поэтому наличие умысла в действиях налогоплательщика доказать непросто. Действительно, такая точка зрения имеется. Ее сторонники утверждают, что удвоенный штраф налоговики зачастую даже не пытаются взыскивать, поскольку им сложно доказать в суде умышленность действий должностных лиц налогоплательщика.

До недавнего времени это мнение имело право на существование. Однако практика свидетельствует о том, что за последние три года ситуация изменилась. Налоговые органы все чаще указывают на умышленность правонарушения и применяют более жесткое наказание, а суды поддерживают их, а не налогоплательщиков.

Практика применения п. 3 ст. 122 НК РФ 

Начнем с Определения ВАС РФ от 07.10.2009 N ВАС-12690/09 по делу N А08-6747/2008-1, в котором указано: неуплата в бюджет налогов произошла в результате того, что организация не проявила должную осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов.

При этом налоговое законодательство не устанавливает обязанность налогоплательщика запрашивать в государственных органах, банках и иных учреждениях сведения о своих контрагентах и субпоставщиках. В связи с этим правомерен вывод о том, что инспекцией не установлен умысел организации на заключение сделок только с неблагонадежными компаниями при наличии деловых связей с иными фирмами.

Следовательно, организация должна нести налоговую ответственность, предусмотренную не п. 3, а п. 1 ст. 122 НК РФ, то есть в размере 20% суммы НДС.

На этом и иных подобных судебных актах как раз и основано утверждение о том, что попытки налоговых органов взыскать штраф в удвоенном размере обречены, поэтому инспекторы обычно ограничиваются взысканием штрафа в размере 20%.

Однако обратимся к более свежей судебной практике. По результатам выездной налоговой проверки организации было начислено (в числе прочего) почти 25,7 млн руб. НДС, свыше 5,5 млн руб. пени по этому налогу и 10,2 млн руб. штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ.

Налоговый орган указал на то, что организацией и ее контрагентами создан фиктивный документооборот, направленный на необоснованное получение выгоды.

Сделки с контрагентами бестоварные, документы, подтверждающие передвижение товара от контрагентов к налогоплательщику, отсутствуют.

Судьи согласились с доводами инспекции, в том числе в том, что:

— спорные контрагенты не имели возможности и реально не поставляли товар для организации;

— факт перечисления налогоплательщиком денежных средств в пользу указанных контрагентов не свидетельствует о фактическом приобретении товара непосредственно у этих организаций;

— формальное соответствие счетов-фактур, товарных накладных требованиям законодательства не дает правовых оснований для предъявления НДС к вычету, если доказано отсутствие хозяйственных операций по реальному приобретению товаров.

Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6158

Практика применения обстоятельств, отягчающих налоговую ответственность

 «Практика применения обстоятельств, отягчающих налоговую ответственность». Финансовая газета, 2010, N 27-28

В результате налоговых проверок производятся начисления налогов, сборов, пеней, а также привлечение к налоговой ответственности. При этом нередко налоговые органы применяют положения НК РФ об отягчении ответственности и увеличивают размер штрафа относительно размера, установленного НК РФ. Однако далеко не всегда указанные действия налоговых органов правомерны.

Рассмотрим материалы судебной практики, иллюстрирующие применение положений НК РФ об отягчении ответственности.

Общие положения об отягчающих налоговую ответственность обстоятельствах

На основании п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при установлении отягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа, установленный НК РФ, увеличивается на 100%, т.е. ровно в 2 раза (увеличение штрафа в пределах 100%, например на 20, 30% в зависимости от степени вины, тяжести правонарушения и иных обстоятельств, не предусмотрено).

НК РФ предусматривает единственное отягчающее налоговую ответственность обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Никакие иные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве отягчающих ответственность. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2009 N А32-17674/2008-59/232, в котором суд указал, что «…не принял довод налогового органа о наличии при привлечении к ответственности по п. 1 ст.

119 НК РФ такого отягчающего налоговую ответственность обстоятельства, как наличие недоимки по НДС на последний день установленного НК РФ срока для представления налоговой декларации… наличие недоимки по налогу на прибыль не является отягчающим обстоятельством при привлечении организации-налогоплательщика к налоговой ответственности по п.

1 ст. 119 НК РФ».

На основании положений п. 3 ст. 112 НК РФ лицо считается подвергнутым налоговой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. При этом указанный срок будет исчисляться с учетом положений п. 5 ст.

6.1 НК РФ, согласно которым срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока, а если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

За пределами указанного срока увеличение ответственности на 100% неправомерно.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 19.07.2007 по делу N Ф09-5612/07-С3, в котором подчеркнуто: «В силу п. п. 2, 3 ст.

112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Источник: https://areopag2002.ru/praktika_primeneniya_obstoyatelstv,

Статья 123 Налогового кодекса РФ с изменениями и комментариями — Юридический справочник бизнеса

В соответствии с НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленные суммы налогов из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате и перечислять их в бюджет.

Читайте также:  Переход на онлайн-кассы состоялся на 100% - все о налогах

Как правило, налоговыми агентами выступают работодатели, которые рассчитывают налоги и удерживают их при выплате заработных плат своим сотрудникам.

За невыполнение этих действий предусмотрена ответственность согласно 123-й статье Налогового кодекса РФ, а именно штраф в размере 20% от суммы, подлежащей отчислению в бюджет.

В предыдущей редакции документа данная статья не содержала прямого указания наказуемости неисполнения налоговым агентом обязательств по удержанию налогов. До сентября 2010 года налоговый агент мог избежать наказания по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от удержанного, но не перечисленного налога, если он уплатил его до вынесения решения по итогам налоговой проверки.

Когда наступает ответственность

Поскольку в результате правонарушений, предусмотренных 123-й статьей, бюджеты муниципальных образований и государства в целом недополучают средства, соблюдение законодательства в этой сфере строго контролируется.

Существует несколько ситуаций, при которых налоговые агенты несут ответственность по статье 123 НК РФ.

Ситуации следующие:

  • когда агент имел возможность удержать налог, но не сделал этого;
  • когда агент все же удержал налог, но не перечислил его в бюджет;
  • когда агент удержал налог, но перечислил его в бюджет позже отведенного срока.

В первом случае налоговики вправе налагать на нарушителя штраф согласно статье 123 НК РФ. При этом налоговые органы должны убедиться в том, что налоговый агент имел возможность удержать и перечислить налог из доходов, выплачиваемых налогоплательщику.

Если такая возможность отсутствовала (к примеру, расчеты осуществлялись по бартеру), оштрафовать налогового агента нельзя.

Во втором случае произошедшая ситуация может повлечь за собой не только штраф в размере 20%, но и начисление пени, так же, как и в третьем случае. Пеня будет начислена за каждый день просрочки.

Чтобы не усугублять ситуацию, налоговый агент должен контактировать с налоговыми органами при наступлении проблем. Если налоговый агент не имеет возможности удержания и уплаты налога, он должен сообщить об этом в налоговый орган в течение одного месяца. Информация предоставляется и в случае произведения расчетов с налогоплательщиком в каких-либо других формах, кроме материальной.

Можно ли смягчить наказание

Иногда налоговый агент не выполняет обязательства по удержанию и уплате налогов в бюджет по объективным причинам. Определяя размер наказания, налоговые инспекторы должны учитывать все сопутствующие обстоятельства, которые могут смягчить вину налогового агента (либо полностью ее исключить).

К смягчающим обстоятельствам могут относиться следующие факторы:

  • правонарушение было совершено в результате технической ошибки бухгалтера;
  • правонарушение было совершено в связи с частой сменой руководителей и бухгалтеров за рассматриваемый налоговый период;
  • сумма правонарушения незначительная;
  • сложное финансовое положение налогового агента;
  • признание налоговым агентом своей вины.

В судебной практике данные причины неоднократно признавались весомыми для смягчения наказания, в результате чего величина санкций была изменена в меньшую сторону.

Однако во внимание могут приниматься и отягощающие факторы. К таким факторам относится большая сумма, неотчисленная в бюджет, многократность нарушений и многое другое. В этих случаях сумма штрафа может быть увеличена. Кроме того, при наличии достаточных оснований налоговый агент может быть привлечен к уголовной или другой ответственности, предусмотренной законодательством.

Источник: https://bizjurist.com/nalog/statya-123-nalogovogo-kodeksa.html

Ст. 123 НК РФ. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов :

Налоговый агент – это субъект, осуществляющий расчет и выплату сумм, установленных законодательством, в бюджет. Данные платежи представляют собой определенную часть дохода работающих у него лиц (в качестве штатных сотрудников, например).

Отличие от плательщика

Налоговый агент – это, проще говоря, наниматель (работодатель). В отличие от плательщика (сотрудника), он не осуществляет отчисление НДФЛ с собственных доходов. При этом он должен рассчитать налог, удержать его при выплате зарплаты служащему. Эта сумма должна быть направлена в бюджет.

Обязанности и права

Агент обладает теми же юридическими возможностями, что и плательщик, если другое не предусматривается в Налоговом кодексе. Субъект осуществляет расчет, взимание и отчисление установленных сумм в бюджет, вне зависимости от того, выплачивает ли он сам НДФЛ. Кроме этого, налоговый агент должен:

  1. Своевременно и правильно рассчитывать, взимать и направлять в бюджет установленные суммы.
  2. Сообщать контрольным органам о невозможности осуществить удержание налога (данное уведомление направляется в письменном виде).
  3. Учитывать начисленные и выплаченные доходы, налоги по каждому плательщику отдельно.
  4. Предоставлять территориальному подразделению ФНС документацию, необходимую для обеспечения контроля за расчетом, взиманием и направлением установленных сумм в бюджет.
  5. Сохранять отчетность на протяжении 4-х лет.

Ответственность

За невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов предусматривается санкция. Она выражена в деньгах. Устанавливается штраф ст. 123 НК РФ. Его размер составляет 20% от суммы, подлежащей взиманию или отчислению в бюджет. Рассмотрим далее ст. 123 НК РФ с комментариями.

Особенности нормы

Санкция по рассматриваемой статье назначается за неполное удержание или отчисление установленной суммы в бюджет. Субъект недоплачивает работнику часть его дохода. Эта сумма направляется в бюджет в качестве НДФЛ.

Если у нанимателя отсутствует возможность удержать налог, он должен сообщить об этом в контрольный орган. Уведомление направляется в течение месяца.

Если доход плательщика, выступающий в качестве объекта обложения, заключается в экономической выгоде либо предоставляется в натуральной форме, при том что денежных выплат в соответствующем периоде не осуществлялось, у лица отсутствует обязанность удерживать налог с плательщика.

В такой ситуации работодатель предоставляет информацию в орган ФНС по правилам, установленным ст. 24 (п. 3, подп. 2) Кодекса.

Объект нарушения

Взыскание штрафа в соответствии с рассматриваемой нормой осуществляется, если был нарушен порядок отчисления установленных сумм в бюджет, предусмотренный в Кодексе. В данном случае виновное лицо допускает нарушение нескольких статей. В частности, им не соблюдаются положения норм 46, 47, 24, 23 и 9.

В качестве непосредственного объекта нарушения, ответственность за которое определена ст. 123 НК РФ, выступают отношения, касающиеся выполнения предписаний законодательства по расчету, взиманию и отчислению установленных сумм в бюджет.

Объективная часть

Опасность нарушения, наказываемого по ст. 123 НК РФ, заключается в том, что данное деяние подрывает систему финансового обеспечения функционирования государства либо МО. Это обуславливается тем, что плательщик, хотя и не по собственной вине, не соблюдает положения ст. 57 Конституции и ст. 3 Кодекса.

https://www.youtube.com/watch?v=WNsTLLbNIio

При характеристике объективной стороны нарушения, санкция за которое устанавливается ст. 123 НК РФ, следует отметить несколько важных моментов:

  • Предписания, которые не соблюдает субъект, определяются не только Кодексом, но и прочими нормативными актами.
  • Из всех обязанностей, предусмотренных для агента, рассматриваемая статья охватывает полное или частичное неудержание налога. При этом, для взимания установленной суммы, необходимо сначала ее рассчитать. Согласно правилам ст. 52-56, эту процедуру осуществляет не плательщик, а налоговый агент.

Нюансы

Несмотря на то что в ст. 123 НК РФ речь идет о безналичном отчислении сумм, необходимо учитывать, что в некоторых случаях Кодекс допускает внесение наличных денег. Соответственно, ситуации, когда и это действие не было осуществлено, также охватываются рассматриваемой нормой.

Объективная часть нарушения имеет место и тогда, когда виновное лицо одновременно не удержало, не перечислило (не внесло) соответствующий налог в бюджет, не выполнило одну из указанных обязанностей либо реализовало их частично. При этом для привлечения субъекта к ответственности во внимание не принимается величина невыплаченной суммы в бюджет. Но вместе с тем, незначительный размер налога может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства.

Субъективная часть

Ответственность по рассматриваемой норме наступает только в отношении налоговых агентов-юрлиц. Наказание применяется к гражданам, если в нарушении отсутствуют признаки преступления.

Читайте также:  Вниманию ип: до 1 апреля уплатите фиксированный платеж с дохода-2014 свыше 300 000 рублей - все о налогах

Привлечение к ответственности агента-юридического лица не освобождает руководителя организации или иного субъекта, реализующего управленческие функции, от уголовных, административных и иных мер, при наличии к тому достаточных оснований.

Данное положение закреплено статьей 108 (часть 4) НК. Кроме этого, субъект, привлеченный к ответственности по рассматриваемой норме, должен отчислить в бюджет невыплаченные суммы. Субъективная часть нарушения характеризуется наличием неосторожной формы вины и умысла.

Дополнительно

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС №15483/11 от 03.04.2012 г.

, если иностранное лицо не состоит на учете в российском территориальном органе ФНС, независимо от условий оформления договора с ним, за невыполнение отечественным предприятием, зарегистрированным в налоговой инспекции, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых средств контрагенту не освобождает последнее от расчета этого налога и перечисления его в бюджет. В случае, если общество не рассчитает и не отчислит причитающуюся с зарубежной компании сумму, контрольный орган вправе привлечь его к ответственности. Наказание наступает в соответствии со ст. 123 НК.

Особенности санкции

В рассматриваемой норме установлено, что виновному лицу назначается штраф, размер которого составляет 20% от той суммы, которая не была рассчитана и отчислена в бюджет с дохода плательщика. При этом величина санкции может изменяться.

В частности, как выше указывалось, при рассмотрении вопроса о привлечении виновного к установленной ответственности могут быть учтены смягчающие обстоятельства. Кроме незначительной суммы, невыплаченной в бюджет, на размер санкции может повлиять тот факт, что субъект допустил нарушение впервые. В результате, по решению уполномоченного органа размер штрафа может быть уменьшен.

Однако во внимание могут быть приняты и отягчающие обстоятельства. К ним относят большую сумму, неотчисленную в бюджет, многократность нарушения и пр. В таких случаях величина санкции может быть увеличена. При наличии достаточных оснований субъект дополнительно может быть привлечен к административной, уголовной или иной ответственности, установленной в законодательстве.

Заключение

Руководитель любого предприятия, набирая штат сотрудников или заключая договоры с физлицами на производство тех или иных работ, должен понимать ответственность за невыполнение требований налогового законодательства.

В Конституции установлено, что каждое лицо должно выплачивать определенную часть своего дохода в бюджет. За работников данную обязанность исполняет наниматель. Именно он рассчитывает, взимает и переводит установленные суммы в бюджет. Во избежание привлечения к ответственности по рассматриваемой норме, руководителю необходимо своевременно и в полной мере выполнять свои обязанности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-st-123-nk-rf-nevypolnenie-nalogovym-agentom-obyazannosti-po-uderzhaniyu-i-ili-perechisleniyu-nalogov.html

Смягчающие обстоятельства налогового правонарушения

Итак, за налоговые преступления налогоплательщик, являющийся одновременно нарушителем, может получить наказание в виде налоговой, административной и уголовной ответственности. Все зависит от степени самого преступления, от потерь, которые понесло государство за счет недополученных платежей и т.д.

Но прежде, чем рассмотреть особенность каждого наказания отметим, что все зависит не только от степени тяжести преступления, но и от категории самого плательщика. В соответствие с налоговым законодательством выделяют три категории таких субъектов:

  • Физические лица, то есть обычные граждане;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Юридические лица.

При этом, если речь идет о юридическом лице, то в большинстве случаев наказание получает не только компания, но и ее должностное лицо – директор и главный бухгалтер.

Итак, налоговая ответственность предполагает следующие виды взысканий:

  • Если декларация по налогу не была подана в срок, то тогда сумма штрафных санкций составляет 5% от размера такого долга по декларации. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 тыс. рублей, но не может превышать 30% от размера задолженности;
  • Размер штрафа начисляется в размере 20% от суммы задолженности по неуплаченному налогу в том случае, если сама
  • сумма платежа была рассчитана не правильно. Если будут доказаны неправомерные действия сотрудников, то есть умышленное занижение налогооблагаемой базы, то тогда санкции будут начислены в размере 40%.

Административная ответственность заключается в том, что придется уплатить штраф. При этом в самом КоАП есть только один вид нарушений – неподача в срок декларации. За это предусмотрен штраф для физических лиц в размере 500 рублей. И все.

Относительно же уголовной ответственности, то здесь все серьёзнее. Все зависит от степени тяжести преступления. И далее о том, что может влиять на размеры и степень такого наказания.

Штраф и обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности:

  1. Штраф в размере до 300 тыс. рублей. Применяется санкция тогда, когда будет доказано, что в бюджет не внесено налогов в крупном размере. Помимо самого штрафа могут обычного гражданина лишить свободы на срок до 12 месяцев;
  2. Штраф в размере 500 тыс. рублей. Такой размер штрафа за уклонение от уплаты налогов используется тогда, когда неуплата налогов осуществлена в особо крупном размере. В данном случае помимо штрафа могут лишить свободы на период до 36 месяцев;
  3. Штраф в размере 300 тыс. рублей и лишение свободы на период до 24 месяцев. Штраф за несвоевременную оплату налогов применим к должностному лицу, которое признано виновным в деле о неуплате налогов со стороны организации в крупном размере;
  4. Штраф в размере 500 тыс. рублей и лишение свободы на период до 3-х лет. Также такая ответственность применительно к должностному лицу той компании, которая недоплатила налогов в бюджет РФ, но только не в крупном, а в особо крупном размере.

Но следует знать, что иногда есть те обстоятельства, которые могут отягощать или смягчать вину. И далее как раз о них.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие вину

Обстоятельства, отягощающие налоговую ответственность:

  • Виновное лицо уже привлекалось ранее по таким же налоговым преступлениям;
  • Не было иных обстоятельств, которые могли побудить к таким действиям.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность:

  • Если у виновного лица затруднительное материальное положение;
  • Если субъект совершил такое деяние под принуждением, когда ему или его семье угрожали;
  • Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом таковыми.

Обстоятельства, исключающие  налоговую ответственность:

  • Еще не состоялся факт самого нарушения;
  • Нет вины в содеянном лица, которого обвиняют в нарушении;
  • Истечения срока исковой давности по данному налоговому преступлению;
  • Виновником правонарушения является лицо, которое не достигло еще возраста в 16 лет.

Но все решается в судебном порядке, в том числе и такие налоговые дела. Могут применяться индивидуальные критерии признания обстоятельств смягчающими или отягощающими.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/obstoyatelstva-isklyuchayushhie-nalogovu.html

О налогах и о жизни

ФАС СЗО, Санкт-Петербург

А вот действительно, как и, главное, кем должны устанавливаться смягчающие обстоятельства для применения налоговой ответственности. Представители налоговых органов говорят «это не наша забота….

Если у вас есть там смягчающие обстоятельства, так заявляйте их во время рассмотрения материалов проверки, а мы их учтем или не учтем. Но в любом случае не дело это налоговых органов искать обстоятельства, снижающие размер ответственности». Логика своя, кстати, в этой позиции имеется.

Действительно, ну как налоговики установят смягчающие обстоятельства, если они не очевидны. Кроме того, налогоплательщик сам о себе должен заботиться, а не перелагать это на голову тех, кто его штрафует. Однако в такой позиции есть и свое коварство.

Если налогоплательщик на стадии рассмотрения материалов проверки начинает канючить о смягчающих обстоятельствах, это означает, что …. да… фактически налогоплательщик признает свою вину, и просит смягчить свою участь. А вот судебная практика рассматривает эту проблему по другому.

В частности в одном из дел суд прямо указал, что налоговый орган обязан устанавливать смягчающие ответственность обстоятельства, даже в случае, когда об этом не заявлялось самим налогоплательщиком. 13 августа 2012 г.

ФАС Северо-Западного округа рассмотрел спор по заявлению компании о признании недействительными решения и требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, вынесенных по результатам налоговой проверки, в части уплаты недоимки

Читайте также:  Владели долей более 3-х лет? владели всей квартирой более 3-х лет - все о налогах

по НДФЛ и штрафа, а также о применении обеспечительных мер. Требования удовлетворены частично.

Но самое интересное в этом деле, это то, как решен вопрос о применении налоговым органом положений ст. 101 НК РФ связанных с установлением и применением смягчающих ответственность обстоятельств.

Налогоплательщик считает, что налоговый орган при вынесении решения о привлечении к ответственности в виде штрафа не учел смягчающие обстоятельства.

Налоговый орган: решение налогового органа, вынесенное по материалам налоговой проверки без снижения суммы штрафа является правомерным и не нарушает права налогоплательщика, поскольку им при рассмотрении материалов проверки не было заявлено о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Арбитражный суд: удовлетворяя требования налогоплательщика в данной части указал на подп. 4 п. 5 ст.

101 НК РФ, согласно которому в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Следовательно, установление смягчающих ответственность обстоятельств является обязанностью налогового органа.

Далее по тексту суд указывает, что налоговым органом не было исследовано наличие либо отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, при этом факт совершения налогоплательщиком правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается последним. И, со ссылкой на ст. 112, 114 НК РФ, п. 19 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд указывает на возможность уменьшения размера штрафа по следующим обстоятельствам: «… совершения правонарушения как совершение правонарушения впервые, значительность суммы штрафа с учетом финансового положения заявителя и, руководствуясь конституционными принципами справедливости и соразмерности взыскания…».

Иными словами, вывод суда сводится к следующему: не исполнение налоговым органом своих обязанностей в рамках налоговой проверки, в т.ч. об установлении смягчающих ответственность обстоятельств, является основанием для обращения в суд. Однако..

Я бы не рекомендовал надеяться на все прочие обстоятельства и на то «кто кому чего должен». В этой жизни уже давно никто ничего никому не должен. Поэтому не надо себя обманывать. Если на вас нападают защищайтесь.

Иными словами, не ждите милости от налоговой и от суда —> заявляйте о смягчающих обстоятельствах сами, причем письменно, причем называя это «ходатайством», причем с приложением обосновывающих документов…. А то ведь судебная практика вещь не постоянная, сегодня так, а  завтра по другому. Гляньте вот сюда…

Здесь все совсем по другому, хотя тоже «судебная практика» (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 № А70-7924/2011).  Не заявил о себе налогоплательщик и доводы его были не услышаны…

Текст постановления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2012 г. по делу N А21-8338/2011

Источник: https://www.nalog-briz.ru/2013/08/13082012-21-83382011.html

Обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц к налоговой ответственности, могут быть признаны судом и другие не предусмотренные ст.

112 НК РФ обстоятельства, но приведенные в иных отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность, а также обстоятельства, которые исходя из внутренних убеждений суда могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность.

На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом (арбитражным судом) иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.

Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.

Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

– истечениесроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3893.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]