Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи — все о налогах

Модели социального партнерства в сфере образования — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1Егорова М.И. 1 Гордеев К.С. 1 Жидков А.А. 1 Кокарева М.Е. 1 Пасечник А.С. 11 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы МининаВ статье отмечена роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования, как одного из главных факторов стабилизации рынка труда.

Рассмотрена сущность понятия «социальное партнерство», какие научные деятели занимались изучением данного вопроса.

В статье также отмечена важность участия государства в социальном партнерстве в области образования, указаны функции, выполняемые государством в этом сотрудничестве, а также говорится о важности взаимодействия с иными субъектами рынка образовательных услуг, то есть использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, выступающих, как регулирующие субъекты и помогающие находить приемлемый вариант отношений для обеих сторон. Отмечена специфика моделей социального партнерства, проведен анализ трех основных моделей, их различия между собой, заключающиеся в степени участия государства в системе профессионального образования и обучения, а также в потребностях, которые выдвигаются социальными партнерами и в их способностях объединять усилия. Указаны примеры европейских стран, в которых реализуется та или иная модель социального партнерства. Также в качестве вывода в статье отмечено, что социальное партнерство является одним из важных условий предоставления качественного профессионального образования и обучения, которое бы отвечало всем потребностям практики.профессиональное образованиемодели социального партнерствароль государства в социальном партнерстве в сфере образования1. Дагбаев Э.Д. Социальное партнёрство в образовательном пространстве местного сообщества/ Э.Д. Дагбаев, Н.Ж. Дагбаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007.2. Комаровский B.C. Становление системы социального партнёрства как социального института в России // Социальное партнёрство в переходном обществе: опыт России. – Выпуск X. ред. кол. Л.А. Гордон, В.Е. Гимпельсон, Э.В. Клопов, В.И. Кабалина. – М, 1998.3. Кормакова В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом / В.Н. Кормакова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – №5.4. Новикова О.Н., Тюкалова Н.В., Социальное партнерство как ключевой фактор достижения современного качества начального профессионального образования//Вестник развития науки и образования.-2007.-№6.-С. 108-1125. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева // Высшее образование в России. – 2006. – №6.6. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. — Ростов н/Д, 2006.7. Романова О.В. Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования / О.В. Романова // Траектория науки. – 2016 – №3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-model-organizatsii-sotsialnogo-partnerstva-v-munitsipalnoy-sfere-obrazovaniya (дата обращения 02.03.2018).

В настоящее время в интересы любого государства, которое ориентируется на развитие, входит заинтересованность в такой системе образования, которая могла бы способствовать быть человеку конкурентоспособным и востребованным кадром на внутреннем и мировом рынках труда, а самое главное, давала бы возможность для этого. В области образования государство выполняет такие функции, которые, в общем-то, недоступны иным субъектам. К данным функциям можно отнести, к примеру, определение порядка финансирования образования, установка налоговых льгот и ввод других форм влияния на рынок, оказывающий услуги образования для того, чтобы стимулировать подготовку специалистов по востребованным специальностям путем лицензирования, аттестации, а также влияние на качество оказываемых образовательных услуг.

Но не всегда государству по силам выполнение тех или иных задач, поэтому в условиях формирования рынка образовательных услуг появляются специальные контрагенты, которые выступают как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Оказываемые услуги являются предметом сделки между учебными заведениями и отдельными людьми, организациями и предприятиями.

На данную сделку имеют влияние некоторые факторы, такие как большое количество посредников, которое включает в себя органы, занимающиеся вопросами в сфере занятости, регистрации и лицензирования образовательных организаций, общественные институты и структуры, которые осуществляют движение данных услуг, их информационное сопровождение.

 Из всего этого вытекает тот факт, что государству большинство проблем стоило бы решать не в одиночку, а совместно с иными субъектами рынка образовательных услуг.

Здесь имеется в виду использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, которые выступают в качестве регулирующих субъектов, то есть через них можно находить приемлемый, удовлетворяющий обе стороны вариант отношений, которые основаны на таких принципах как равноправие и справедливость.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Вопросами социального партнерства в области образования занимались такие научные деятели как О. Олейникова, А. Муравьева, А. Осипов, В. Кормакова, О. Романова и многие другие.

Концепция модернизации российского образования ставит перед собой задачу предвидеть развитие начального профессионального образования.

Важнейшим условием повышения качества подготовки работников и специалистов в учреждениях начального профессионального образования является социальное партнерство, прежде всего с работодателями.

Его эффективность определяется спросом на выпускников на рынке труда и их фиксацией в производстве.

Под социальным партнерством  понимается цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, позволяющая учитывать, согласовывать и защищать интересы трех сторон: граждан, бизнеса и органов власти, в том  числе и местного самоуправления через систему договоров и принятия компромиссных решений по важнейшим направлениям социально – экономического и политического развития [1, С. 116].

В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, что приводит к позитивному и совместному воздействию всех участников.

Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от других форм взаимодействия: попечительство, спонсорство, шефство. Его основная идея — взаимовыгодное сотрудничество, в котором образовательное учреждение является полноправным партнером.

Это означает прямой, непосредственный обмен ресурсов, привлеченных от социальных партнеров, к конкретным результатам деятельности учебного заведения. Социальное партнерство не ограничивается одноразовыми акциями, оно основано на взаимном доверии и долгосрочной основе [7].

Это позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, для эффективной координации совместных действий с четким пониманием их обязанностей. Такие мероприятия являются наиболее эффективными и экономичными для партнеров, в том числе в системе образования.

Социальное партнерство представляет собой мощное средство для повышения уровня эффективности профессионального образования и его развития. По этой причине работодатели на сегодняшний день выступают одними из основных заказчиков необходимых им квалифицированных кадров, а также являются основными  экспертами подготовки кадров.

Социальное партнерство предполагает собой следующие цели:

  1. Совместная деятельность на взаимовыгодных условиях образовательной организации и социальных партнеров, которая направлена на эффективное развитие и усовершенствование профессионального образования, прибегая к использованию механизмов совместного взаимодействия;
  2. Совместная организация нормативно-правового обеспечения социального партнерства, как одного из инструментов формирования рынка труда и ранка профессионально образовательных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для того, чтобы эти цели были достигнуты, необходимо решить следующие задачи:

  1. Корректировка содержания обучения, учитывая новые производственные и информационно-коммуникационные технологии, а также содержание учебных планов, рабочих учебных программ, учитывая рекомендации работодателей;
  2. Заключение договоров на подготовку кадров;
  3. Включение представителей в комиссию итоговой аттестации выпускников.

Говоря о модели партнерских отношений в образовательной сфере, стоит отметить, что она имеет отличие от тех моделей, которые используются, к примеру, в области промышленности.

Специфика данных моделей социального партнерства в сфере образования заключается в том, что потребность в знаниях, а также и спрос на образовательные услуги определяются изменением уровня и структуры занятости населения [6, С. 56].

На сегодняшний день происходит развитие производства, поэтому сфере образования необходимо обеспечить его высококвалифицированной рабочей силой.

Как мы знаем, процесс перестройки экономики Западной Европы на новом технологическом базисе в 70-х годах 20 века повлек за собой рост показателей структурной безработицы.

Конкретно в тот период были проведены реформы в области образования, которые облегчили процесс согласования интересов государства, предпринимателей и работников [2, С. 7].

В настоящее время мы имеем три основные модели социального партнерства в сфере образования, которые имеют между собой такие различия:

  1. степень участия государства в системе профессионального образования и обучения;
  2. потребности, которые выдвигаются социальными партнерами, а также способности этих партнеров в объединении усилий.

Рассмотрим более подробно данные модели.

  1. В социальном партнерстве государство не играет особой роли, либо его роль весьма незначительна. Примером такой модели может послужить Великобритания, в которой политика в области профессионального обучения ведется на местном уровне, а главная роль приходится в этом случае на работодателей, поскольку, напрямую воздействую с производством, они как никто другой знают, что необходимо для той или иной отрасли, какими профессиональными навыками должен быть наделен работник. Эта модель отражает линию на децентрализацию государственного управления, в тот момент, когда правительство страны передает свои полномочия в области организации образования местным органам и предприятиям. В данной ситуации государство не проводит формальное регулирование профессионального обучения путем принятия различного рода законодательных актов. Инициатива в добровольном участии предприятия основывается на осознании механизмов развитых рыночных отношений. По этой причине в сфере образования в социальное партнерство включаются в первую очередь местные органы управления, организации, которые предоставляют образовательные услуги населению, и объединения работодателей. Профсоюзы, в данном случае, имеют незначительную роль.
  2. Государство осуществляет планирование и управление главными процессами, которые направлены на подготовку кадров. Такая модель долгое время находила свое применение во Франции. Но за последние годы в этой модели происходит возрастание роли формального и неформального участия иных социальных партнеров в процессе осуществления политики государства в области профессионального образования. В том случае, если возникают новые потребности в области профессионального обучения или переобучения кадров, то правительство вместе с социальными партнерами совершают планирование, реализацию, контроль, возможно даже и финансирование образовательных организаций и необходимых курсов. Здесь в качестве примера могут выступать эксперименты по разработке и опробованию схем, которые предполагают чередование обучения (на базе учебного заведения) и трудовой деятельности (на предприятии). Такие схемы широко распространяются в большинстве стран Западной Европы. Вопросы, связанные с внутрифирменным профессиональным обучением и обучением на рабочем месте решают, как правило, профсоюзы и работодатели в рамках коллективных договоров.
  3. Государством устанавливаются общие рамки в работе частных компаний и организаций в области профессионального образования и обучения. Данная модель распространена в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды.

Закрепленная на государственном уровне система профессионального обучения в Германии, реализуется на основе группового согласия  по вопросам ее содержания и итоговой аттестации.

Неокооперативная модель распределения ролей между государством, компаниями, профсоюзами действует в Нидерландах и Дании в том случае, когда ассоциации работодателей и профсоюзы проявляют наибольшую активность. В данной ситуации государство только лишь делает законными решения, которые были приняты на договоренной основе [3, С. 12].

Таким образом, опираясь на опыт стран Европы, можно отметить, что сотрудничество социальных партнеров, которые представляют интересы, как работников, так и работодателей, является одним из важнейших условий предоставления качественного профобразования и обучения, отвечающее всем потребностям практики. Но и долю участия государства в данном процессе не стоит преуменьшать [5, С. 14].

Впервые эта позиция нашла свое подтверждение на 32 саммите глав государств и правительств «Большой восьмерки» в 2006 году.

 Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в партнерстве в области образования и обязались “учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся”.

Важно оказывать поддержку таких форм социального партнерства, которые бы охватывали как можно больше людей, давали стимул им самим действовать более активно. Ведь именно человек является конечным потребителем образовательных услуг, поэтому нельзя игнорировать его интересы в этой области.

Библиографическая ссылка

Егорова М.И., Гордеев К.С., Жидков А.А., Кокарева М.Е., Пасечник А.С. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18150 (дата обращения: 12.09.2018).

Читайте также:  Минфин готовит изменения в ставке налога на прибыль - все о налогах

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18150

Статья «Социальное партнерство в сфере образования»

Социальное партнерство в сфере образования.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 72

имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка

Гаврилова Ольга Николаевна

Термин «социальное партнерство в образовании» — как и сама деятельность, получили полноправное признание всего несколько лет назад. Практически никто не сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе.

Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. МБОУ СОШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка имеет достаточный опыт в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, воспитания.

     Оценка опыта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профилактики, иными образовательными организациями показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида.

Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

     Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе. 

    МБОУ СОШ № 72 – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными, культурными учреждениями, семьями воспитанников и т.д. Все учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование. 

     В настоящее время педагогический коллектив школы сотрудничает более чем с 15 различными   организациями нашего города.

Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействие по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.

     Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Изменилась сфера дополнительного образования.

Все это обеспечило семье   реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.   Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства.

Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг  среди родителей. Анализируем состав и структуру семей  обучающихся детей.

Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем  продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

В связи с этим школа стремится искать возможности для удовлетворения запросов родителей.    Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику.

Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным.

    Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить.

Это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы.

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться  к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением  создана программа  воспитания и социализации учащихся «Восхождение», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

     Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка.

Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям.

Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

     Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, конференции отцов, родительские лектории, круглые столы, т.д.

Родители стараются участвовать вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, в конкурсах, соревнованиях, внеклассных мероприятиях и т.д. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными  учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям; научно-практическим конференциям.

Это образовательное партнерство понимается, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком образования, ориентированного на получение будущей профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.    В качестве положительной тенденции можно отметить то, что педагоги стремятся активно пропагандировать свой опыт работы с детьми: проведение открытых мероприятий, проведение семинаров, конференций различного уровня на базе школы и за ее пределами, публикации в СМИ, размещение информации на сайте школы, т.д.  Тем самым формируется эффективная система информирования горожан об успехах и проблемах образовательного учреждения. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации учащихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи школы. Конечно же, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи коллектив школы надеется, что существующий опыт социального партнерства позволит не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Источник: https://multiurok.ru/files/stat-ia-sotsial-noie-partnierstvo-v-sfierie-obrazo.html

Принципы социального партнерства в образовании

На сегодняшний день понятие социальных партнерств применительно не только по отношению к непосредственной организации трудового процесса, но и к образовательной деятельности.

Организация социальных партнерств в сфере образования ориентирована на те же цели, что и партнерства между представителями работников и объединениями работодателей.

В первую очередь, это возможность сотрудничать, учитывая при этом интересы и потребности каждой заинтересованной стороны.

Тем не менее, несмотря на значимость, социальное партнерство в сфере образования не имеет под собой собственной нормативно-правовой базы. Вследствие этого, опираться при заключении договоров следует на предложенные разделом вторым Трудового кодекса положения.

В связи с тем, что по своей сути соцпартнерства в сфере образовательной деятельности не имеют индивидуальной разработанной законодательной базы, при определении принципов взаимодействия сторон и их организации следует обратиться к ст. 24 ТК РФ.

В отношении образовательной деятельности применимы следующие принципы:

  • Предоставление равных прав каждому участнику соцпартнерства, а также взаимное уважение сторон договора;
  • Общая заинтересованность в результатах, полученных по итогам деятельности социальных партнерств;
  • Возможность каждой стороны обсуждать интересующие вопросы. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в возможности обратиться к другой стороне партнерства для обсуждения той или ной проблемы и поиска решений;
  • Принятие всех решений осуществляется на добровольной основе и не предусматривает никакого давления для получения одной из сторон нужного результата;
  • Каждая сторона несет индивидуальную ответственность за свои действия, связанные с исполнением требований действующих коллективных соглашений соцпартнерств. В том случае, если одна сторона нарушила установленные требования, в отношении нее допускается применение воздействия.

В связи с тем, что организация социальных партнерств в сфере образовательной деятельности имеет свою специфику, возможность четко определить и регламентировать вероятные стороны взаимоотношений отсутствует.

Однако некоторая особенность все же существует –  в качестве одной из сторон всегда будет выступать образовательная организация. Какого уровня? Зависит от целей и направлений создания социального партнерства.

Какие задачи и цели преследует организация социальных партнерств в образовательной сфере? Какие бы образовательные учреждения не подписывали договор, самой важной задачей соцпартнерства будет являться повышение эффективности процесса получения знаний, а также качества образования в целом.

На практике соцпартнерства в области образования представляют собой не что иное, как один из видов сотрудничества на договорной основе. Соответственно, для того чтобы отношения между образовательным учреждением и коммерческой организацией были правомерны, необходимо составить и подписать договор.

Немаловажную роль при партнерстве оказывают органы госвласти.

Именно на этот институт возлагаются обязанности по сбору информации, обобщению данных по конкретному региону, проведению аналитических мероприятий, а также построению прогноза развития экономики, востребованности той или иной категории специалистов, возможности самостоятельного поиска работы или выявления необходимости поддержки молодых выпускников.

Источник: https://LawCount.ru/otchet/sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-obrazovaniya/

Развитие социального партнерства в сфере образования

Россия в настоящее время переживает период глубоких преобразований, ускоренную модернизацию общества, качественных и структурных изменений всех сторон общественной жизни.

Обязательной составной часть модернизации выступает новый социальный институт – институт социального партнерства. Функция социального партнерства состоит в снижении социальной напряженности, противостоянии различных групп населения, регулировании конфликтов в обществе [2, с.79].

Необходимость, целесообразность и актуальность исследования тенденций развития системы взаимоотношений государства, бизнеса и общества обусловлены комплексом проблем, активно обсуждаемых теоретиками и практиками как в отечественной, так и зарубежной литературе. В качестве эффективного метода, призванного примирить разнонаправленные интересы взаимодействующих сторон и построить систему равнопартнерских отношений, традиционно рассматривается социальное партнерство.

Система социального партнерства постепенно выходит за рамки социально-трудовых отношений и распространяется на все сферы жизнедеятельности человека [5, с. 194].

Система партнерских отношений в системе образования существенно отличается от тех, что используются в сфере материального производства.

Особенность системы социального партнерства в образовании связана с тем, что спрос на оказываемые ей услуги в первую очередь связан с изменением уровня и структуры занятости населения.

Спрос и предложение на рынке услуг системы образования формируется под действием различные факторов.

Образовательные услуги являются непосредственно предметом сделки между учреждениями, индивидами и работодателями. Этот процесс происходит с участием муниципальных служб занятости, органов регистрации и лицензирования учреждений образования, а так же общественных организаций, которые заняты продвижением образовательных услуг и их информационной поддержкой.

В условиях ослабления административного контроля, социальное партнерство в сфере профессионального образования должно стать инструментом выработки социального диалога, который бы устроил работников, и работодателей, и государство.

Студенты заинтересованы в престижном, конкурентоспособном, качественном образовании; государство — в гарантиях при формировании и исполнении заказа на подготовку высокопрофессиональных кадров; бизнес-структуры — в притоке компетентных, подготовленных к практической работе специалистов; вузы — в повышении спроса на предоставляемые образовательные услуги.

Читайте также:  Платить ндфл и сдавать 6-ндфл можно через «ответственное» оп - все о налогах

В связи с этим становится очевидным, что имеющиеся проблемы необходимо решать объединенными усилиями всех участников образовательного рынка. В данном случае можно говорить о применении социального партнерства во взаимоотношениях между индивидами, образовательными учреждениями и их посредниками, как механизма выработки отношений, основанных на принципах равноправия и справедливости.

В Трудовом кодексе нашли отражения новые социально-экономические условия развития России. В нем установлен предмет регулирования трудового законодательства, т.е.

определены отношения, подлежащие регулированию нормами не отраслевого, а трудового права. Разработана Концепция нового общероссийского классификатора профессий при учете зарубежного опыта регулирования рынка труда.

Внедрены новые профессиональные стандарты, соответствующие требованиям международного рынка труда.

Совершенствуется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий на основе международных требований к квалификации по профессиям в соответствии с меняющимися  требованиями рынка труда.

Разработано и утверждено постановление «О внесении дополнения в приложение № 2 к постановлению Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32  «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», которое позволяет принимать на работу людей, которые имеют квалификацию «бакалавр» и «магистр», во всех отраслях экономики.

Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР) является перечнем профессий рабочих и должностей служащих, приведенных в алфавитном порядке; он не в полной мере может быть использован при проведении анализа и составлен прогноза профессионально-квалификационной структуры занятых. [1, с.297]

Включенные в классификатор профессии и квалификационные требования к работникам вступают в противоречия с современным экономическим развитием, не всегда соответствуют формам и методам организации производства, прогрессивным технологиям и качественным изменениям на рынке труда.

До недавнего времени большинство из существующих требований к профессиям были безнадёжно устаревшими. Отдельные из них были сформулированы еще 20-30 лет назад. Перечень знаний, умений и навыков конкретного специалиста занимал всего несколько предложений.

Очевидно, что развитую экономику с поверхностными требованиями к профессиям не построить.

Соответствие профессионально-квалификационной потребности в рабочей силе определяется Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), в котором приводится группировки сравнимые с Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88).

В ОКЗ дана четырехуровневая структура классификации однородных по содержанию работ, профессий рабочих и должностей служащих.

Структура классификатора включает  9 укрупненных групп и 30 подгрупп, на основании которых проводятся выборочные обследования и обнародуются результаты Росстата, определяется спрос в профессионально-квалификационном разрезе на рынке труда

В последнее время велась кропотливая работа по формированию государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

Как показывает опыт использования образовательных стандартов, они являются действенным инструментом взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти, системой образования, процессом подготовки кадров.

Однако следует отметить, что государственные образовательные стандарты не в полной мере соответствуют современным запросам работодателей к уровню подготовки выпускников, не всегда отражают характеристики будущих специалистов и поэтому не всегда могут служить основой для определения уровня профессиональной подготовки.

Данная проблема связана с тем, что в образовательных стандартах установленные требования к профессиональной подготовке кадров увязаны с ОКПДТР.

Профессиональные стандарты должны быть основаны на глубоком анализе трудовой деятельности и требований к ее результатам и подлежать постоянному мониторингу и актуализации в силу изменений в содержании трудовой деятельности.

Профстандарты должны задавать понятные и четко изложенные требования к компетенции специалистов, являться ориентиром для потенциальных работников, какими знаниями, умениям и навыками необходимо обладать, чтобы быть востребованными на рынке труда на современном этапе.

Поэтому в основу их разработки должно быть положено взаимодействие органов образования, труда и занятости, правительственных структур, отраслевых ассоциаций, объединений работодателей, представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Социальное партнерство в данной сфере позволит обеспечить единство подходов к квалификационным требованиям на государственном и региональном уровнях.

Зарубежная практика показывает, что образовательные стандарты должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов, которые в свою очередь служат базой системы сертификации персонала и оценки уровня подготовки кадров.

Например, для Нидерландов характерна разработка профессиональных стандартов национальными организациями, представляющими интересы как государства, так и работодателей и работников. Таких организаций создано более двадцати, они осуществляют взаимодействие между профессиональным образованием и рынком труда.

Разработка профессиональных стандартов происходит поэтапно: сначала социальными партнерами определяются соответствующие профили профессий, потом перечень профилей обсуждается с представителями сфер образования и занятости и затем по каждому конкретному профилю разрабатываются минимальные обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для получения соответствующей квалификации. Каждая квалификация состоит из определенных элементов, и ее освоение может происходить по этапам. Разработанные подобным образом профессиональные стандарты согласовываются с Советом по рынку труда и образованию и утверждаются Министерством образования.

В Великобритании  структура управления профессиональным образованием предполагает необходимость совместной работы учреждений системы профессионального образования и социальных партнеров в разработке профессиональных стандартов и взаимодействие с субъектами рынка труда.

В реализации стратегии управления профессиональным образованием и обучением участвуют такие социальные партнеры как:

  • Министерство образования и занятости, созданное путем объединения соответствующих министерств;
  • Совет по финансированию колледжей продолженного образования;
  • Советы по обучению на местах, являющиеся центральными звеньями, формирующими и организующими процесс обучения на местах совместно с предприятиями и организациями.

Данные структуры согласовывают интересы работодателей и системы образования и непосредственно являются органом взаимодействия этих социальных партнеров.

Учитывая зарубежный опыт, целесообразно привлечь всех социальных партнеров к ускоренной разработке и внедрению профессиональных стандартов, которые в свою очередь послужат базой для создания нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе.

Взаимное сотрудничество широкого круга социальных партнеров в процессе разработки нормативно-правовой документации позволит обеспечить на уровне региона единый подход к формированию соответствующих нормативно-правовых актов при условии сохранения лидирующей роли государства.

Как показывает практика, деятельность государственных органов власти субъектов РФ и региональных служб занятости послужила результатом ежегодного принятия более 900 постановлений правительства РФ и органов муниципального управления.

Утвержденные документы на региональном уровне дают возможность органам по труду и занятости  и органам образования, более полно учитывать существующую территориальную специфику.

В условиях российской действительности  большинство задач муниципальных образований будут решаться более эффективно в результате принятия  местных нормативно-правовых актов, разработанных при участии социальных партнеров.

Разработка региональных компонентов стандартов по всем уровням профессионального образования производится образовательными учреждениями на основании Правил введения в действие государственных образовательных стандартов. Региональные компоненты входят в состав основных образовательных программ профессионального образования и утверждаются самими образовательными учреждениями.

В круг первоочередных задач социальных партнеров государства сегодня входит разработка и реализация мероприятий по внедрению в жизнь положения Болонской декларации о необходимости практического признания работодателями квалификаций (степеней) « бакалавр» и «магистр».

Для успешного решения данной задачи целесообразно рассматривать следующий алгоритм взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда:

  • рынок труда, декларируя совокупный спрос работодателей на рабочую силу по укрупненным группам профессий и специальностей, формирует перечень актуальных на данном этапе времени профессий и специальностей, номенклатура которых должна быть отражена в Классификаторе профессий (специальностей), и для них органы управления системой образования при взаимодействии с работодателями разрабатывают профессиональные стандарты;
  • на их основе органы профессионального образования разрабатывают классификаторы системы образования, соответствующие образовательные стандарты, учебно-методическую документацию и осуществляют учебный процесс, в результате которого на рынке труда появляются востребованные, квалифицированные, профессионально подготовленные работники [4, с. 65].

Профессиональные стандарты должны лежать в основе разработки  не только стандартов высшего и среднего профессионального образования, но и использоваться при разработке учебников, учебно-методических комплексов и материалов дисциплин, а так же иных средств обучения.

Можно сказать, что сегодня в России имеются объективные возможности разработки практической модели взаимодействия социальных партнеров государства на рынке услуг образовательного характера.

Возможности развития образования в нашей стране с помощью социального партнерства должны строиться на принципах открытости и сотрудничества, упора на развитие, общение и обмен идеями; на выработанной философии образования и подходе к развитию сообщества; на возможности для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений и организаций различных типов и видов стать действующими партнерами в решении первоочередных задач в территориальной системе образования и местном сообществе.

Повышение качества высшего образования в нашей стране, в настоящее время, является одним из направлений взаимодействия частно-государственного партнерства, т.к. интерес всех участников рынка образовательных услуг является очевидным.

Социальное партнерство, построенное на принципе доверия, характерного для устойчивых социально-экономических систем, возникает вследствие их стабильности и обеспечивает условия для ее сохранения, так как оно ориентировано на длительный характер партнерских взаимоотношений [6, с. 3-4]. Решение комплекса проблем, существующих в сфере образования, не может быть результатом действия одного субъекта, так как в образовательном процессе участвуют разные партнеры: государство, органы муниципального управления, бизнес-структуры и граждане.

Список литературы:

  1. Валькович О.Н. Социальное партнерство: российская модель: учебное пособие. / О.Н. Валькович, С.Н. Трунин. — Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2009. — 352 с.
  2. Данилов А.А., Данилова В.А. Основные пути и методы укрепелния и развития социального партнерства в России.// Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Материалы  Третьей международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2010. С. 77-82.

Источник: https://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/razvitie-socialnogo-partnerstva-v-sfere-obrazovaniya/

Социальное партнерство в образовании: примеры

Образование 4 апреля 2017

Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто.

Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений — социальное партнерство в образовании.

Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.

Партнерство как элемент социального взаимодействия

«Ты – мне, я – тебе» — именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках.

Им характеризировали процесс согласования действий участниками.

В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.

Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений.

То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы.

Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.

Образовательный процесс

Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.

Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:

  1. Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
  2. Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
  3. Взаимоотношения самого института образования и общественности.

Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства.

Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур.

Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.

Читайте также:  Командированный работник застраховался от несчастного случая в пути: что с ндфл? - все о налогах

В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях».

То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам.

В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».

Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично.

Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации.

Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.

Видео по теме

Муниципальное образование

Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, — это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример.

Допустим, существует небольшой поселок городского типа. Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району.

В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.

Муниципальное образование делится на 5 видов:

  • Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
  • Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
  • Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
  • Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
  • Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой – отдельный ее элемент.

Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования.

Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района.

Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.

Педагогическое образование

Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.

Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:

  • Политические инновации в сфере образования.
  • Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
  • Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.

Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.

Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.

В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов — формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и учебный план подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.

Профессиональное образование

Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.

Здесь все предельно просто: рынок – это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста.

И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы.

Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.

Дошкольное образование

Современное дошкольное образование не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально.

Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами.

Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты – мне, я — тебе».

Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем.

В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят интересы ребенка. Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо.

А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.

Дополнительное образование

Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы.

То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека – это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей.

Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

  • Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
  • Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
  • Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
  • Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи.

Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.

Как организовывается партнерство?

Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:

  1. Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
  2. Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
  3. Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.

Необходимо ли социальное партнерство в образовании?

Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.

Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.

Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):

  • Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
  • Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
  • Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.

Итог

Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании.

Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя.

Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Бизнес
Социальное партнерство в сфере труда

Российское социальное партнерство в сфере труда отражено в «Кодексе законов о труде». Особое внимание в нем уделено социально-экономической жизни страны. Понятие «социальное партнерство» означа…

Закон
Понятие, принципы, система, уровни, формы социального партнерства в сфере труда. Формами социального партнерства являются…

Социальное партнерство, понятие, принципы, формы его осуществления считаются относительно новыми категориями для России. Однако, несмотря на это, уже были предприняты конструктивные меры, направленные на создание соот…

Новости и общество
Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовеко…

Бизнес
«Вау-эффект» в продажах: примеры

В статье рассказывается об активном применении «вау-эффектов» в маркетинге как о современном способе повысить уровень продаж. Рассмотрены такие способы, как реклама продукции бьюти-блогерами, эффект провок…

Бизнес
Что такое бизнес-партнерство? Договор партнерства в бизнесе: образец

Образование такой формы бизнеса, как партнёрство, обусловлено попыткой преодолеть недостатки единичного владения. Оно представляет собой договорные отношения, установленные между несколькими предпринимателями с целью …

Бизнес
Социальное такси в СПб. Социальное такси по доступной цене для льготных категорий граждан

К сожалению, было время, когда социально незащищенные слои населения вынуждены были, что называется, «своим ходом» добираться до поликлиник, вокзалов, судов и прочих государственных структур, чтобы решить …

Бизнес
Менеджмент в образовании — прихоть или объективная необходимость?

Менеджмент сегодня – это очень и очень популярное научное направление…

Бизнес
Эффективность управленческих решений как критерий социального партнерства и социальной ответственности предпринимательства

Предпринимательство играет одну из центральных ролей в становлении современной экономики, обеспечивая соответствующее качество и эффективность управленческих решений, определенную стабильность в развитии, повышении ги…

Дом и семья
Кто такая Мария Монтессори? Метод Монтессори в образовании

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и шко…

Дом и семья
Дети-вундеркинды в России: примеры. Знаменитые вундеркинды-дети

То и дело в сети интернет или на экранах телевизоров появляются новости о детях, не таких, как все. Едва выбравшись из детской колыбели, они начинают поражать окружающих своими неординарными талантами. В возрасте 4 ле…

Источник: https://monateka.com/article/177798/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]