В нк могут появиться новые основания для отказа в вычете ндс — все о налогах

Отказывают в вычете НДС? | Гордон и Партнеры

С 3 квартала 2017г. для оценки допустимости действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов по НДС и расходов по прибыли ФНС России будет руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ.

Теперь в кодексе появилось описание конкретных действий налогоплательщиков, которые считаются злоупотреблением правами при налогообложении, и условия, которые должны быть соблюдены для правомерного применения расходов и налоговых вычетов.

Налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.

Еще до вступления в действие ст.54.1 НК РФ налогоплательщики начали получать по ТКС «письма счастья» из налоговых с требованиями предоставить пояснения (зависит от региона) и внести исправления в учет вне камеральных или выездных проверок. Требования мотивируются только некими сведениями ФНС о совкершении операций с сомнительными контрагентами.

По указанию ФНС РФ новые правила проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС применяются начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ.

То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017,  будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 Пленума ВАС РФ 2006г. о получении не обоснованной налоговой выгоды налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.

Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но из текста вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.

2) Теперь для отказа в вычетах не могут служить основанием: подписание первичных учетных документов поставщика неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

3) Налоговые претензии обоснованные только перечисленными доводами ФНС считает формальными и необоснованными.

Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.

  То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, накладных и т.д.

акт налоговой проверки не будет мотивирован одним этим фактом, а к нему в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.

Суть новых правил налоговых проверок в 2017

Кратко, суть новой статьи 54.1 НК РФ — 1) Запрет на уменьшение налога в результате искажений в учете; 2) Вычеты и расходы могут быть применены только при осуществлении реальной хозяйственной деятельности, по сделкам не направленным на уклонение от уплаты налогов. Соответственно, с 20 августа 2017 налоговики используют критерии ст. 54.1 НК в следующем порядке.

Проверка искажений в учете

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.

Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий —  в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.

При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

1)»дробление бизнеса» в качестве схемы перехода на специальные режимы налогообложения. 

2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Хотя в письме ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения. Перечень очевидно открытый, то есть может быть дополнен и иными признаками, а сами признаки носят оценочный характер.  Открывается широкое поле для усмотрения налогового инспектора при проверке.

Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.

1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Налоговики будут доказать наличие совокупности обстоятельств:

1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);

2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;

3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;

4)Потери бюджета.

Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой до 19 августа 2017.

Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и именно к доказыванию этого обстоятельства проверяющие подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются простоым перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:

ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — уменьшение налогов за счет незаконного искажения учета, например, посредством использования документов от однодневок.

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшить сумму налога к уплате.

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку  взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.

Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме  это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Далее выявленные цепочки «взаимосвязанных» лиц проверяются в обычном порядке — запрос информации и документов, допросы участников хозяйственных операций, осмотры мест деятельности и т.д.

С августа 2017, после введения ст.54.1 НК,  налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда «доказывать» два обстоятельства:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:

1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);

2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).

Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения,  а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»

Читайте также:  Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении - все о налогах

ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели сделок.

Через взаимодействие с сомнительными контрагентами — выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.

Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.

Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).

По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.

При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.

Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:

1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;

2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.

Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:

1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;

3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);

4) инвентаризация имущества;

5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);

6) истребование документов (информации);

7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:

1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;

2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;

3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;

4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.

Источник: https://gordon-adv.ru/articles/otkazyvayut-v-vychete-nds/

Отказ в вычете НДС

Инспекция отказала компании в вычете по НДС. Основанием для отказа послужил вывод налоговиков об отсутствии должной осмотрительности плательщика при выборе своих контрагентов по сделкам. В частности, плательщик не проконтролировал исполнение контрагентами своих налоговых обязательств.

В результате этого НДС не поступил в бюджет. Невозможно возместить из бюджета налог, который туда не поступил. По мнению плательщика, решение инспекции нарушает его права. Заявитель настаивает на том, что контролировать деятельность своих контрагентов и отвечать за их нарушения он не обязан.

Суд отметил, что в вычете может быть отказано при отсутствии реальной хозяйственной операции либо неосмотрительности плательщика в выборе проблемного контрагента. Из материалов дела следовало, что плательщик представил в целях получения вычетов набор всех необходимых документов.

Факт выполнения работ был подтвержден и не оспаривался налоговиками. Денежные средства, уплаченные спорным контрагентам, плательщику не возвращались. По мнению заявителя жалобы, он в полной мере проявил осторожность при выборе спорных контрагентов.

Так, обществом анализировалась информация из открытых источников об организациях, а также истребовались копии документов, подтверждающих их правоспособность.

Учет доначисленного НДС в налоговых расходах >>>

Также он установил регулярный мониторинг исполнения контрагентами обязательств перед заказчиками — получателями бюджетных средств. Он отслеживал деловую репутацию своих контрагентов и не мог сомневаться в качестве выполняемых работ. Спорные контрагенты выполняли работы по государственным и муниципальным контрактам.

Фиктивного документооборота и бесцельного движения денежных средств не было, а имелись нормальные хозяйственные отношения заявителя с его контрагентами. Несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, кассация решила, что права на вычет предприятие не имеет.

Судьи пояснили, что участие спорных контрагентов в многочисленных государственных и муниципальных контрактах свидетельствует лишь о принятии мер для проверки деловой репутации контрагентов. Но данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве достаточного основания для предоставления заявителю права на вычет.

По мнению суда, факт реального выполнения работ и несения плательщиком затрат является лишь достаточным основанием для учета соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль. В данном случае плательщику не был доначислен налог на прибыль. Следовательно, нарушений со стороны инспекции не наблюдается.

При этом наличия выполненных работ и понесенных затрат недостаточно для получения вычета. Материалами дела подтверждалось, что налоговая отчетность представлялась контрагентами плательщика с минимальными суммами налогов. Либо вообще с нулевыми показателями. Документы для проведения встречной проверки по запросу налогового органа указанными контрагентами не были представлены.

Суд напомнил, что НДС относится к косвенным налогам.

Соответственно, для предоставления права на налоговые вычеты по нему необходимо, помимо прочего, формирование в бюджете источника для получения права на налоговые вычеты.

Иными словами, для того чтобы покупатель смог претендовать на вычет, поставщик должен сначала уплатить НДС в бюджет. В спорном случае этого не произошло. При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в вычете налога.

Подборка удачных и неудачных способов налоговой оптимизации налога на прибыль, имущество, НДС, НДФЛ и страховых взносов >>>

Решения судов по похожим спорам

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3986-sud-protiv-vycheta-po-nds-esli-kontragent-ne-uplatil-nalog-v-byudjet

Пять причин для отказа в вычете по НДС

Уже неоднократно бухгалтерские издания публиковали рекомендуемую долю вычетов по налогу на добавленную стоимость в зависимости от вида деятельности предприятия и региона, в котором оно расположено.

Сам факт нарушения пропорции не может служить основанием для того, чтобы декларация не была принята, но может стать побудительным мотивом к проведению камеральной проверки.

И вот тут-то у налоговиков возникает повод отказать фирме в вычете, тем самым доначислив налог к доплате. Остановимся подробнее на причинах такого доначисления.

Неосмотрительность

Наиболее распространенный случай, когда отказывают в принятии НДС к вычету, это сомнения налоговиков в добропорядочности контрагента и отсутствие у налогового органа информации о нем.

Однако в этом случае судебные инстанции занимают сторону налогоплательщика: отсутствие сведений о контрагенте не может являться основанием для отказа в возмещении налога. В качестве доказательства можно привести, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2008 г.

N КА-А40/8634-08 по делу N А40-58726/07-108-356, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 марта 2008 г. N Ф08-1347/2008-494А по делу N А53-12379/2007-С6-47, Постановление ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2008 г. по делу N А65-6673/2007.

При решении вопроса о применении налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом, а именно: достоверность, комплектность и непротиворечивость представленных документов, данные проверки предприятий-поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме.

Поэтому налогоплательщику во избежание возможных возражений со стороны налогового органа необходимо провести предварительные мероприятия по подготовке к заключению сделки: — обратиться за выпиской из ЕГРЮЛ в налоговую инспекцию, либо запросить копию выписки из ЕГРЮЛ у самой организации, либо обратиться в коммерческое информационное агентство (например, в справочную службу юридических лиц), которое на основании договора с ФНС имеет доступ к данным, содержащимся в реестре юридических лиц; — запросить у контрагента следующие копии: свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, учредительных документов и др.; — проверить сведения о руководителе и организации на сайте ФНС, проверить сведения об организации по «черным спискам» регионального УФНС. Кроме того, не будет лишним проявить достаточную осмотрительность при заключении сделки, в частности удостовериться в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени поставщика, идентифицировать лицо, подписавшее документы от имени генерального директора. Согласно Определению ВАС РФ от 27 апреля 2009 г. N ВАС-2635/09 в праве на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), может быть отказано лишь в делах с признаками «карусельного мошенничества» с названным налогом, когда на основании объективных факторов установлено, что товар поставлялся лицу (налогоплательщику), которое знало или должно было знать о том, что, покупая товар, оно участвует в сделке, связанной с обманным избежанием уплаты НДС.

Читайте также:  Что отражается в строке 170 декларации ндс в 2017-2018 годах? - все о налогах

Арбитражные суды подчеркивают, что подобные действия налоговых инспекций нарушают права налогоплательщика и не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, которые не связывают право компании на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками (Постановления ФАС Московского округа от 9 августа 2006 г. N КА-А40/7202-06, от 21 июня 2006 г., 28 июня 2006 г. N КА-А40/5506-06, от 22 июня 2006 г. N КА-А41/5626-06, от 24 февраля 2005 г. N КА-А40/581-05, от 18 января 2005 г., 13 января 2005 г. N КА-А40/12797-04, от 24 декабря 2004 г. N КА-А41/11949-04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2003 г. N А56-30305/02 и др.). Таким образом, если при камеральной проверке в вычете отказывают по причине недобросовестности вашего поставщика, надо оспаривать решение, собрав доказательства осмотрительности в заключении сделки.

Бракованная «первичка»

Другим наиболее распространенным поводом для отказов является некорректное оформление первичной документации. Вопрос касается порядка заполнения счетов-фактур при оказании услуг

Источник: https://www.pnalog.ru/material/prichny-otkaza-v-vychete-nds

Отказ в вычете по НДС

Инспекторы ФНС часто используют надуманные поводы, чтобы не возмещать НДС. На эту проблему обратило внимание руководство ФНС. Столичным ревизорам направлен обзор ошибок, из-за которых УФНС по Москве отменяет более половины решений.

Инспекциям поручено использовать этот обзор в своей работе. Следить за соблюдением рекомендаций придется бухгалтерам.

Кроме того, в остальных регионах страны налоговики еще не получили выговор за неправомерные действия, а значит в общении с ними специалистам учета следует быть особенно внимательными.

Для облегчения работы сотрудников компаний приведем самые частые причины отказа в вычете НДС, которые суды считают неправомерными.

1. Счет-фактура выписан с ошибкой

В этом документе бухгалтеры достаточно часто допускают следующие неточности: неверно указаны ИНН или КПП, адрес, название организации, неполная информация о номере таможенной декларации, фамилии уполномоченных лиц написаны с ошибками.

При рассмотрении дел, в которых налоговые органы отказывают в вычете из-за этих ошибок, арбитры все чаще ссылаются на абзац 2 пункта 2 статьи 169 НК, в котором говорится, что погрешности в счетах-фактурах, не мешают инспекторам идентифицировать продавца или покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также ставку и сумму налога. Подтверждением тому служит Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 ноября 2010 года по делу № А29-1632/2010, в котором судьи сделали вывод, что налоговики не имеют права отказать в вычете из-за неверно указанного ИНН в счете-фактуре, так как в договоре купли-продажи и товарных накладных ИНН отражен верно.

В Постановлении ФАС Московского округа от 31 марта 2010 года № КА-А40/2767-10 суд указал, что имеющиеся в счетах-фактурах неточности (в частности, технические ошибки при указании ИНН и почтового индекса, отсутствие подписи главного бухгалтера при наличии подписи руководителя) носят формальный и устранимый характер, что позволяет считать данные нарушения несущественными. Фактически сумма налога, предъявленная в указанных документах, перечислена поставщикам, а приобретенные товары приняты на учет и использованы для операций, облагаемых НДС.

По поводу неполной информации о номере таможенной декларации Минфин дал пояснение в Письме от 18 февраля 2011 года № 03-07-09/06, в котором говорится, что нет оснований для отказа в принятии к вычету сумм НДС по этим причинам.

Однако есть и отрицательная судебная практика. Так в Постановление ФАС Поволжского округа от 4 февраля 2011 года по делу № А55-1176/2010 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик подал на вычет документы, в которых был указан ИНН другой организации.

А такая ошибка уже мешает идентифицировать юридическое лицо. Кроме того, счета-фактуры были подписаны неустановленными лицами, факт оплаты «сомнительным» контрагентам был подтвержден кассовыми чеками ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе.

Поэтому не каждую ошибку в документе можно счесть несущественной.

2. Отсутствие заключенного договора

Источник: https://delovoymir.biz/otkaz-v-vychete-po-nds.html

Отказ в возмещении НДС — причины, проводки, что делать, судебная практика, последствия, срок обжалования

Схемы работы многих хозяйствующих субъектов основаны на возмещении бюджетом налога на добавленную стоимость. Проблема в том, что часто налогоплательщики сталкиваются с отказом налоговой службы в такой компенсации. В этом случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящие органы или с исковым заявлением в суд.

Причины

Для возмещения налога на добавленную стоимость необходимо подать в ИФНС соответствующий пакет документов.

После камеральной проверки налоговики выносят один из вердиктов:

  • полное или частичное возмещение заявленной суммы;
  • отказ в возмещении.

Вместе с тем инспектор также выносит решение о привлечении плательщика налогов к ответственности за совершение нарушения или об отказе в этом.

Отказ в возмещении НДС может быть вызван следующими факторами:

  1. Неверно заполненные документы: ошибки в реквизитах, различия в количестве и ценах в поданной документации и договоре поставки, исправления в документах после отгрузки и т.д.;
  2. Нарушение норм Федерального закона, в том числе обнаруженные в ходе проверки неуплата налогов в бюджет, признаки фиктивности сделки, факсимиле на счете-фактуре и т.д.;
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих куплю-продажу товаров, услуг или работ, которые подлежат проверке;
  4. От контрагента не получено подтверждение прошедшей сделки.

Закон предусматривает, что ИФНС обязана в письменной форме известить налогоплательщика о принятом решении, в том числе и отрицательном в течение 5-ти дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Что делать

Прежде всего, следует провести внутреннюю проверку, чтобы понять, имеет ли место какое-либо нарушение.

Необходимо проверить:

  • правильности счетов-фактур от контрагентов и насколько они соответствуют исходным приходным документам;
  • проанализировать контрагентов на добросовестность (выписки ЕГРЮЛ, учредительные документы, бухучет и т.д.);
  • льготникам, которые освобождены от НДС или имеют ставку 0% необходимо обеспечить разделительный учет.

Если все в порядке нужно приступать к апелляционному процессу.

Следует выбрать такой порядок действий:

  • начать процесс обжалования в УФНС;
  • при отсутствии результатов обратится в арбитражный суд.

Видео: Законные основания

Обязательный досудебный порядок касается только апелляций по решениям о привлечении к ответственности, но не части отказа о возврате налога на добавленную стоимость. Но в обоих случаях начинать сразу с направления иска в суд не стоит, поскольку его могут не принять при обнаружении отсутствия досудебного урегулирования спора.

Состав жалобы

Сам бланк жалобы не имеет строгой формы, но он должен быть составлен в письменной форме и содержать обязательные сведения:

  1. Наименование и адрес фирмы (или ФИО Индивидуального предпринимателя);
  2. Дата, номер и наименование налогового органа, вынесшего решение, которое обжалуется;
  3. Статьи закона и акты в качестве обоснования апелляции;
  4. Главная часть – требование о пересмотре решения;
  5. Контакты налогоплательщика.

Также прилагаются все имеющиеся бумаги, которые подтверждают неправомерность отрицательного вердикта инспекции. Подписывает жалобу руководитель организации (или ИП) или уполномоченный представитель, с прилагающейся доверенностью на него.

Куда подавать

Подается апелляционное заявление через ту инспекцию ФНС, решение которой подлежит оспариванию. Несмотря на то, что адресуется жалоба на УФНС, но ее подача происходит через ИФНС. Последняя в течение 3-х дней должна направить документ в вышестоящий орган.

Основания отказа в возмещении НДС

Оснований для отказа в компенсации НДС может быть множество, но главное состоит в обнаружении необоснованной налоговой выгоде.

В каких случаях налоговая выгода может быть признана как необоснованная:

  • операции плательщика налогов не имеют реального экономического смысла;
  • операции не являются рациональными с экономической и деловой точки зрения;
  • указанные операции не могли быть реализованы на практике по времени, территориальному расположению и объему имеющихся ресурсов для производства продукции или выполнения работ (услуг);
  • в учете налогоплательщика зафиксированы только те операции, которые связаны с компенсацией налога из бюджета, хотя по смыслу необходим учет множества других хозяйственных операций;
  • компания неосмотрительно отнеслась к выбору контрагента, который не уплатил налоги и т.д.
Читайте также:  Срок оповещения налоговиков о неизвестном им имуществе «физиков» истекает завтра - все о налогах

В соответствии с 88 статьей НК РФ налоговый орган вправе потребовать недостающие документы и пояснения. Как показывает практика, инспектор при нахождении ошибок и противоречий в декларации сразу же готовят отказной вердикт без истребования дополнительных бумаг.

Аргументируя той же 88 статьей НК РФ, дающей право, а не обязывающей его это делать.

Если инспектор не обращается за объяснениями и прочим, значит, плательщик налогов имеет право считать, что с поданными бумагами все в порядке.

Последствия

Основные последствия отказа в компенсации налога:

  • непринятие заявленных вычетов НДС;
  • доначисление налога;
  • штрафные санкции.

Если окончательным итогом разбирательства по делу будет отказ в возмещении НДС, то нужно сделать соответствующие проводки в бухучете: 91.2 (Дебет) – 68.2(Кредит) на основании решение ИФНС.

Срок обжалования

Время, отведенное на подачу жалобы, составляет 12 месяцев от момента уведомления налогоплательщика о принятии оспариваемого решения инспекции. Если жалоба подается в УФНС, то решение о ее рассмотрении (оставления без рассмотрения) принимается в течение 5-ти дней.

Отведенное время на рассмотрение Управлением Федеральной налоговой службой жалобы составляет один месяц. Указанный срок может быть продлен при необходимости дополнить пакет документов или пояснения, но не дольше чем на один месяц. Участия плательщика налога не требуется, но он может подать недостающие документы к делу.

В случае нерассмотрения (неудовлетворения) апелляции налогоплательщик будет уведомлен в течение 3-х дней, после чего возможна повторная подача (исправив недочеты) или иск в арбитражный суд.

Судебная практика

Арбитражные суды в последние годы проявляют некоторую лояльность к налогоплательщикам. Есть все шансы доказать в суде правомерность требования вернуть суммы НДС. Далее рассмотрены частые причины отказа в возмещении НДС и существующая судебная практика.

Неосмотрительный выбор контрагента

Постановление АС Московского округа № А41-2153/11 от 5 июня 2012 и Постановление АС Волго-Вятского округа № А11-2369/2012 от 4 марта 2013 гласит, что необходимо убедиться в том, что потенциальный контрагент имеет соответствующие средства для исполнения обязательств (транспорт, сотрудники и т.д.).

Ошибки в первичной документации

К примеру, использование факсимиле на счете фактуры не является однозначным поводом, чтобы отказать в компенсации НДС.

Подписание счета-факторы неуполномоченным лицом

Постановление ФАС Центрального округа в № А14-16947/2012 от 19 июля 2013 говорит, что вывод необходимо делать по совокупности факторов.

Неуплата налогов контрагентом (партнером)

Неуплата налогов в бюджет контрагентов фирмы имеет место в списке причин для некомпенсированного НДС. Такая практика существует и мотивируется тем, что добросовестный заявитель обязан отвечать также и за действия своих контрагентов. Такой вывод содержится в Постановлении АС Северо-Кавказского округа № А32-33585/2013 от 29 января 2015.

По большей части отрицательный вердикт по компенсации налога на добавленную стоимость грозит тогда, когда стороны сделки действовали в согласованности. При этом нарушения налогового характера в лице поставщика способствовали получением необоснованной выгоды в лице покупателя.

Причиной отказа налоговой инспекции в возмещении НДС может послужить как элементарная ошибка, так и необоснованность заявленных требований. Решение ИФНС можно обжаловать, но перед подачей апелляции или иска в суд необходимо проверить правильность первичных документов сделки и контрагентов.

Источник: https://biznes-delo.ru/vozmeshhenie/otkaz-v-vozmeshhenii-nds.html

Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения

Каждый налогоплательщик имеет право вернуть часть денежных средств, которые пошли на оплату налога НДС. Это указано в статье 171 Налогового Кодекса РФ.

Налоговым вычетам по НДС подлежат товары и имущественные права, при ввозе на территорию страны для переработки вне таможенной территории или внутреннего потребления.

Также сюда относят товары, которые проходят через территорию РФ без таможенного оформления.

Налоговые вычеты по НДС

Статья 171 Налогового Кодекса РФ предполагает, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, которые выставляются продавцами после покупки товара.

Налоговый вычет по НДС также распространяется на товары и имущественные права.

Главное условие – подтверждение физической оплаты налога при ввозе на территорию России или же других государств, которые находятся под ее юрисдикцией.

Налоговый вычет по НДС осуществляется не только по документам, которые подтверждают сумму уплаты, но и иным подтверждающими бланкам, согласно пунктам 3-8 статьи 170 НК РФ.

Условиями для налогового вычета по НДС выступают:

  • Принятые к учету товары и имущественные права, которые будут применены для облагаемых НДС операций;
  • К учету приняты работы, имущества и права;
  • Имеется счет-фактура, который оформлен в полном соответствии со статьей 169 Налогового Кодекса РФ;
  • Имеются другие документы, которые свидетельствуют о факте уплаты НДС с приобретенного товара;
  • НДС может быть возвращен после уплаты налога или оплаты товара.

Налоговый вычет по НДС можно получить с:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Сумм налогов, которые уплачены налоговыми агентами;
  • Сумм налогов, которые предъявлены продавцом покупателю и уплачены продавцов для реализации этого товара;
  • Сумм налогов, которые  уплачены продавцом после возврата товара покупателем в течение гарантийного срока;
  • Сумм налога, которые уплачены налогоплательщиком с частичной оплаты в счет будущих поставок;
  • Сумм налога, которые предъявлены подрядным фирмам при ведении капитального строительства или монтаже основных фондов;
  • Сумм налога, которые уплачены за строительные материалы, необходимые для завершения капитального строительства;
  • Сумм налога, которые потрачены на ведение строительных работ для собственного потребления. Стоимость таких работ должна войти в состав расходов при исчислении налога на прибыль:

Денежные средства, которые налогоплательщик получил в качестве вклада в уставной капитал, имущество, имущественные права и НМА, подлежат налоговому вычету по статье 170 Налогового Кодекса РФ. Однако такой вычет применяется только в тех случаях, если операции признаются объектами налогообложения.

Какие бывают налоговые вычеты по НДС

По действующему законодательству, налоговые выплаты можно разделить на общие и специальные. Общие налоги регулируются базовыми правилами, которые подтверждают возможность такого возврата.

Из-за того, что основным объектом налогообложения является реализация, то в этом случае вычет по НДС будет «выходным» налогом по приобретению. Это регламентируется во втором пункте статьи 171 Налогового Кодекса РФ.

Оставшиеся вычеты, упомянутые в пункте 2-12 той же статьи, являются специальными и применяются для определенных ситуаций. Среди них выделяют те случаи, когда денежные средства были потрачены:

  • Во время командировок;
  • При выдаче аванса;
  • При возврате товара;
  • При капитальном строительстве и СМР;
  • При изменении цены на товары и услуги.

При расчете суммы налоговых вычетов по НДС следует учитывать положения статьи 171 Налогового Кодекса РФ. Итоговая сумма НДС получается при суммировании входящего и исходящего, по этой причине могут быть использованы в качестве зачета суммы уже уплаченного налога в составе платежей поставщикам.

Отражение НДС к вычету в книге покупок

Заполнение книги покупок – обязанность каждого налогоплательщика. Если организация не выплачивает НДС и не принимает налог к вычету, то заполнять эту книгу ей не требуется.

Согласно сведениям, отраженным в книге покупок, заполняется налоговая декларация. Отражение НДС в книге покупок осуществляется на основе документов, которые подтверждают право предприятия на налоговый вычет.

Регистрируются следующие документы:

  • Счета-фактуры – полученные от продавца, авансовые, корректировочные, на СМР для собственного потребления;
  • Бланки строгой отчетности и их копии;
  • Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • Таможенная декларация и платежные документы, которые подтверждают оплату ввозного НДС.

Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Если в декларации по НДС доля вычетов превышает 89%, то у налоговых инспекторов появятся к организации определенные вопросы. Дело в том, что высокий удельный вес вычетов говорит о низкой налоговой нагрузке, что может стать причиной вызова генерального директора в налоговый орган.

Там собирается комиссия по легализации налоговой базы либо же формируется план выездной проверки. Чтобы снять с себя подозрения, организация должна отправить письменное пояснение к декларации. Оно составляется в произвольной форме.

Наиболее популярными объяснениями высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС является:

  1. Закуп под конец налогового периода;
  2. Счета-фактуры были получены по окончанию отчетного периода;
  3. Организация занимается сезонной деятельностью;
  4. Недавно сформировавшаяся организация не начала вести коммерческую деятельность в полном объеме;
  5. Организация работает с авансовыми платежами.

Источник: https://BuhSpravka46.ru/nalogi/nds/nalogovyie-vyichetyi-po-nds-i-poryadok-ih-primeneniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]