Запрет на привлечение высококвалифицированных иностранцев — новый порядок мвд — все о налогах

Привлечение иностранных работников к трудовой деятельности

Федеральным законом от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) предусмотрены следующие основания для нахождения иностранных граждан на территории РФ: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание.

В свою очередь временное пребывание может осуществляться как на основании визы, так и в безвизовом порядке; временное проживание осуществляется на основании разрешения на временное проживание, а постоянное проживание — на основании полученного иностранным гражданином вида на жительство (п. 1 ст.2 Закона №115-ФЗ).

Предметом настоящей статьи не является рассмотрение вопросов о действиях работодателей и самих иностранных граждан, направленных на получение документов и разрешений, дающих право работодателям привлекать иностранных работников, а иностранным работникам – работать в России. Предположим, что соответствующие документы и разрешения у сторон уже имеются в наличии.

Рассмотрим обязанности работодателей по информированию государственных органов о трудовых отношениях с иностранцами, в зависимости от оснований нахождения последних на территории РФ.

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ в порядке, не требующем получения визы

В отношении иностранцев, временно прибывающих в РФ в безвизовом порядке (в основном, это граждане ближнего зарубежья), за исключением граждан Республики Беларусь, в соответствии с п. 9 ст.13.1 Закона №115-ФЗ необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

  • заключения и расторжения с иностранными гражданами трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг),
  • о предоставлении иностранным гражданам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Порядок и срок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.10 №147 (Приложение №6 к этому Приказу), а формы уведомлений приведены в Приложениях №№ 5, 9 и 10 к Приказу. Срок подачи уведомления – 3 рабочих дня.

Работодателю (заказчику), пригласившему иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившему с иностранным работником в Российской Федерации новый договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) — о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора (подп. 7 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ);

в ФМС России (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ — о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (подп. 8 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ).

Срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.

1 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее – «Административный регламент»), утвержденного совместным Приказом ФМС России №1, Минздравсоцразвития России №4, Минтранса России №1, Госкомрыболовства России №2 от 11.01.08 года. Указанный срок составляет 3 дня.

При этом форма и порядок подачи таких сведений (непосредственно в государственные органы или почтой) в настоящее время не разработаны и не утверждены.

Налоговую инспекцию по месту своего учета работодатель должен уведомить о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 рабочих дней со дня наступления любого из обстоятельств, перечисленных в подп. 4 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ, а именно:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,
  • получения им разрешения на работу,
  • заключения с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Рекомендованная работодателям для использования при предоставлении уведомления в налоговые органы форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников приведена в Приложении к Письму ФНС РФ от 24.08.07 №ГИ-6-04/676@. Однако порядок предоставления уведомления (непосредственно в инспекцию или по почте) не установлен.

Несоблюдение порядка информирования налогового органа о вышеперечисленных обстоятельствах является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (абз.4 ст.137.1 Административного регламента).

Что касается граждан Республики Беларусь, то порядок привлечения иностранных работников (и уведомления государственных органов исполнительной власти), предусмотренный Законом №115-ФЗ, на них не распространяется (основание — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 №4).

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ на основании визы

Информирование государственных органов о привлечении на работу иностранных граждан, временно прибывающих на основании визы, происходит в процессе получения работодателем в территориальном органе ФМС РФ разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также при получении иностранцем (или работодателем) разрешения на работу в России. Дополнительного уведомления органов ФМС РФ и службы занятости при заключении с иностранными работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров не требуется.

При этом на основании подп. 7 и подп. 8 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ работодателю (заказчику), пригласившему такого иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключившему с ним новый трудовой (гражданско-правовой) договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) — о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора;

в ФМС РФ (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ — о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Как отмечалось выше, срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.1 Административного регламента. Указанный срок составляет 3 дня и его несоблюдение является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Что касается налогового органа, то его, как и в случае с безвизовыми иностранными работниками, в течение 10 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств следует уведомлять о:

  • подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,
  • прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,
  • получении им разрешения на работу,
  • заключении с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Как мы уже отмечали, неуведомление в течение 10 рабочих дней налогового органа о получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо о заключении с иностранным работником нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику в соответствии с Административным регламентом является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане, проживающие на территории РФ

В отношении временно или постоянно проживающих на территории РФ иностранцев отметим следующее. Согласно п. 1 ст.

2 Закона №115-ФЗ «иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность» а «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание».

Так как информирование государственных органов в соответствии с положениями п. 9 ст.13.1 и п. 8 ст.

18 Закона №115-ФЗ предусмотрено в отношении иностранных работников, то при привлечении к работе иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ (то есть, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство и не являющихся иностранными работниками), уведомлять органы ФМС, ФСБ, службу занятости и налоговую инспекцию не требуется.

Если на работу принимается высококвалифицированный иностранный специалист

В случае привлечения к работе высококвалифицированных иностранных специалистов (как визовых, так и безвизовых) уведомлять органы ФМС РФ и службы занятости о привлечении к работе специалиста не нужно, так как в соответствии с подп. 2 п.

6 ст.13.2 Закона №115-ФЗ трудовой (гражданско-правовой) договор уже должен быть заключен на день подачи документов для оформления разрешения на работу, а вступить в силу — с момента получения иностранным гражданином такого разрешения.

При этом работодателю необходимо ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС РФ (п. 13 ст.13.2 Закона №115-ФЗ):

  • об исполнении обязательств по выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заработной платы (вознаграждения),
  • о предоставлении им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года,
  • о случаях расторжения с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Формы уведомлений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.10 №147 (Приложения №№7, 8 и 11 к Приказу).

В течение 30 дней со дня получения иностранным специалистом разрешения на работу работодатель (заказчик работ, услуг) должен сообщить территориальному органу ФМС РФ о постановке иностранного специалиста на учет в налоговом органе (п. 16 ст.13.2 Закона №115-ФЗ).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется на основании поданного в налоговый орган по месту пребывания иностранного специалиста заявления по форме №2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.11 №ЯК-7-6/488@.

Источник: https://hr-portal.ru/article/privlechenie-inostrannyh-rabotnikov-k-trudovoy-deyatelnosti

Привлечение иностранных работников по патентам

Автор: Артем Ломакин

«Гастарба́йтер» (от нем. Gastarbeiter; дословно: гость-работник) — жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму

В августе нынешнего года был утвержден законопроект о внесении изменений в действующее миграционное и воздушно-правовое законодательство по вопросу предоставления иностранным пилотам возможности работать в нашей стране.

Авторы сего документа заверяют о его временном характере, о том, что он касается лишь командиров воздушных судов, т.е.

непосредственно первых пилотов, что даст нашим авиакомпаниям возможность физически восполнить численность экипажей самолетов и, несомненно, ускорит этапы подготовки собственных кадров.

Согласно документу, в Россию в течение пяти ближайших лет можно будет приглашать порядка двухсот иностранных летчиков ежегодно.

Такую корректировку законодательства продвигали крупнейшие российские авиакомпании, испытывающие сегодня соответствующий дефицит пилотов воздушной техники и вынужденные идти на повышение зарплаты командиров экипажей. Отметим, что против нововведений в законе естественно выступали профсоюзы летчиков.

Справедливости ради, инициаторам вышеназванного документа стоило было намекнуть на поиск имеющихся иных альтернатив по спорному вопросу, например таких, как поддержка собственных людских ресурсов и развитие материально-технических баз.

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ об иностранцах) закреплен принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на такое привлечение и использование, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (далее – ФМС) при наличии заключения государственной службы занятости населения.

В свою очередь работодатели обязаны представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях каждый месяц.

Читайте также:  Когда «упрощенцу» учесть в доходах оплату по карте - все о налогах

Данная информация должна содержаться в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, и будет являться показателем заинтересованности работодателя и (или) заказчика работ (услуг) в привлечении работников по соответствующим профессиям, специальностям и должностям и подтверждать возможность подбора на эти рабочие места именно российских граждан, согласно действующим нормам закона о приоритетном использовании национальных трудовых ресурсов.

Соответственно, отсутствие в названном регистре подобной информации от работодателя и (или) заказчика работ (услуг) может явно послужить основанием для выдачи органом государственной службы занятости решения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников.

Согласно части 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

С учетом вышесказанного, какие-либо доводы юридических лиц о неправомерном возложении на них обязанности по обращению в службу занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников не соответствуют нормам Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и являются ошибочными.

И при дальнейшем возможном оспаривании указанного нормативно-правового акт а российский суд может признать, что этот закон не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и мотивированно откажет юридическому лицу в удовлетворении его заявления.

Небезынтересным будет коснуться актуальных примеров из судебной практики в контексте обсуждаемой темы.

Постановлением судьи районного суда, оставленным без изменения решением краевого суда, ИП признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа.

Постановлением заместителя председателя краевого суда надзорная жалоба ИП на указанные решения была также оставлена без удовлетворения.

Не согласившись со всеми судебными постановлениями, ИП обратился с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, в свою очередь, обратился в Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) с ходатайством в интересах ИП об отмене вышеуказанных судебных актов. Однако ВС РФ не нашел указанное ходатайство подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ неуведомление территориального органа ФМС, органа службы занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется, влечет наложение штрафа либо приостановление деятельности.

Согласно пункту 9 статьи 13.

1 ФЗ об иностранцах, обязанность уведомления ФМС и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года возложена на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, и имеющих разрешение на работу.

Согласно пункту 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС № 147, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом ФМС и службу занятости населения.

Из материалов дела усматривается, что ИП и гражданином Республики Азербайджан Г. был заключен трудовой договор, по условиям которого Г.

принимается на работу (будет допущен к работе) в качестве подсобного рабочего с момента получения разрешения на работу. Решение о выдаче такого разрешения было принято УФМС и получено Г.

, однако, в нарушение законодательства, сам ИП не уведомил в установленный срок о заключении данного договора УФМС.

Таким образом, наказание в виде штрафа назначено ИП в пределах, установленных санкцией частью 3 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и является справедливым.

Постановлением районного суда, оставленным без изменения решением краевого суда и постановлением заместителя председателя краевого суда, закрытое акционерное общество (далее – ЗАО 1) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа.

Основанием для вынесения в отношении ЗАО постановления о назначении наказания по части 2 статьи 18.

16 Кодекса об административных правонарушениях РФ послужил тот факт, что общество допустило нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, выразившееся в предоставлении служебного, подсобного или иного помещения ЗАО, которое привлекло к трудовой деятельности иностранную гражданку, не имеющую разрешения на работу.

В соответствии с частью 2 статьи 18.

16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предоставление ИП или его филиалом, или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места другому юридическому лицу или ИП, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников, либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется, влечет наложение штрафа либо приостановление деятельности.

Из материалов дела усматривается, что между ЗАО 1 (Заказчик) и ЗАО 2 (Исполнитель) был заключен договор, согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать определенные услуги, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать эти услуги.

При этом ЗАО 2 заключило с ООО договор об оказании услуг, по которому ООО обязуется по заданию ЗАО 1 оказывать услуги по предоставлению персонала работ на объектах, указанных ЗАО 1, а ЗАО обязуется принимать и оплачивать эти услуги.

Из материалов дела видно, что привлечение к трудовой деятельности иностранной гражданки, не имеющей разрешения на работу, было осуществлено ООО, которое в правовые отношения с ЗАО 1 непосредственно не вступало.

При этом факт заключения ЗАО 1 договора с ЗАО 2, которое непосредственно не осуществляло привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешение на работу, не может свидетельствовать о наличии в действиях ЗАО 1 объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кроме того, согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно материалам дела ЗАО 1 предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Так, соглашением о дополнении условий договора, предусмотрены дополнительные условия, в силу которых ЗАО 2 (Исполнитель) обязано не допускать к деятельности по оказанию услуг, указанных в пункте 1.

1 этого договора, персонал, не имеющий российского гражданства и при этом не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, оформленного в соответствии с действующим законодательством, Исполнитель гарантирует соблюдение миграционного законодательства России, Исполнитель несет полную ответственность за несоблюдение действующего законодательства, включая, но не ограничиваясь, трудовым, миграционным, налоговым законодательством, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах постановление и решение нижестоящих судебных инстанций, вынесенные в отношении ЗАО 1, подлежат отмене.

Стоит отметить, что судя по имеющейся российской судебной практике, нарушений со стороны работодателей по вопросам привлечения трудовых мигрантов явно хватает в избытке.

С 1 января сего года вступили в силу изменения в законодательство касаемо запрета на трехлетний въезд тех иностранных граждан, суммарный срок пребывания которых превысил 90 суток в течение 180 дней.

Указанное требование относится ко всем, кто находится в России, не имея разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Одновременно вводится двухлетний запрет на привлечение иностранной рабочей силы в случае привлечения работодателя к ответственности за незаконное использование трудовых мигрантов.

Интерес вызывает недавно принятый законопроект, касающийся включения в трудовой договор с иностранным работником информации о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство, наличии полиса добровольного медицинского страхования (далее – ДМС).

Прибывающим гастарбайтерам будет необходимо предоставлять при оформлении разрешения медицинские справки, а также страховые полисы. Заметим, что с одной стороны, оформление трудовых мигрантов упрощается, но с другой стороны, теперь работодатели обязаны будут включать в трудовой договор сведения о полисе ДМС для обеспечения мигрантов медицинской помощью.

Отметим немаловажное новшество законопроекта, устанавливающего порядок привлечения работодателями (юридическими лицами и ИП) мигрантов, въехавших в безвизовом порядке, на основании патентов.

Патент или разрешение на работу будет оформляться только гастарбайтерам, указывающим в миграционной карте в качестве цели визита «работа» и в течение двух недель с момента въезда обратившимся в ФМС при наличии документа, дающего право на получение медицинской помощи (медицинского полиса либо договора на оказание медицинской помощи).

Законопроект требует от работодателей и заказчиков работ уведомлять ФМС и органы занятости субъектов о привлечении мигрантов на основании патентов, а также об изменении и прекращении трудовых отношений с иностранцем. ФМС, в свою очередь, будет обязана уведомлять работодателей или заказчиков работ об аннулировании иностранным гражданам патентов.

Возвращаясь к введению патентов, отметим, что патент будет единого образца для работы у частных лиц, юридических лиц и ИП. Соответственно цена на него будет единой, но вместе с тем каждый регион страны будет самостоятельно определять стоимость патента в зависимости от потребности в иностранной рабочей силе, т.е. чем выше потребность, тем дешевле патент.

Читайте также:  Д.а. медведев: в среднесрочной перспективе увеличения налоговой нагрузки не будет - все о налогах

Существующие квоты на привлечение мигрантов пока не отменяются, поэтому если мигрант приехал и нашел работу в компании, участвовавшей в квотировании, заключил договор, он может получить разрешение на работу и трудиться без патента – налоги с него будет взимать сам работодатель.

Согласно новым приказам Министерства труда Российской Федерации получать квоту можно будет как на текущий год, так и на следующий.

Решение о включении работодателя в квоту или отказе ему будет приниматься в течение двух-трех месяцев, при этом будет учитываться, как работодатель платит налоги и взносы в социальные фонды, а также какова ситуация на рынке труда.

Кроме того, теперь ежегодно устанавливается допустимая доля иностранных работников от общего числа сотрудников для предприятий разных отраслей экономики.

По закону работодатели, желающие взять на работу иностранцев, обязаны подавать заявку об этом в региональные органы власти до первого мая текущего года.

По старым правилам сделать это нужно было за полтора года до фактического приема мигранта на работу. Новый документ сокращает этот срок до года, причем вносить изменения в заявку теперь можно в течение всего года.

Также сокращены и сроки рассмотрения заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы.

Кроме всего прочего, Трудовой кодекс РФ планируется дополнить еще одним основанием для расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, когда поводом для увольнения может стать несоответствие установленным квотам общего количества мигрантов.

Конечно, тематика трудовой миграции, особенно нелегальной иммиграции, всегда будет актуальна для нашей страны, хотя часто данная тема является по факту болезненной и остросоциальной, а порой – кажется просто неразрешимой в контексте существующих жизненных реалий.

Российская экономика, при должной степени усердного профессионального подхода, вполне может справиться со всеми вопросами и своими местными трудовыми ресурсами, которые всегда были и есть на нашей территории.

Очевидно, что в России, как вообще и в другой любой развитой стране мира, привлечение иностранных работников в различных отраслях экономики иногда необходимо в разумных пределах и вполне может оказаться полезным и эффективным лишь при соблюдении обеими сторонами (работодателем и работником) таких условий, как наличие у «варягов» соответствующей высокой квалификации и соблюдения российского законодательства.

www.top-personal.ru

Ограничения на использование труда иностранцев в 2017 году

Источник: https://minjustbryansk.ru/privlechenie-inostrannyh-rabotnikov/

Иностранный работник в России

Достаточно часто у российских компаний, а также у иностранных компаний, работающих в России, возникает необходимость пригласить работника из-за рубежа. Иммиграционный процесс – это всегда сложная и долгая процедура. Рассмотрим тонкости оформления на работу специалистов из других стран.

Юлия Журавлева, юрист практики «Международное право и налоги», юридическая компания «Лемчик, Крупский и Партнеры», г. Москва

Если на работу пригласили иностранца

Прежде всего работодатель и заказчик работ имеют права привлекать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных граждан и заключенного гражданско-правового договора. В свою очередь иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу или патент.

Осуществление трудовой деятельности на основании патента возможно для граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, и при условии, что работодатель осуществляет деятельность, подлежащую государственной регистрации и лицензированию, либо привлекает иностранного работника для личных нужд, не связанных с предпринимательством. Все остальные иностранные граждане обязаны иметь разрешение на работу.

Российские компании могут нанимать на работу без специального разрешения следующих иностранных граждан: для которых не требуется российская виза; которые обучаются в высших учебных заведениях на очной форме; сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний (при условии разрешения на работу на основании ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России»), высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

В случае если компания, зарегистрированная в России, планирует пригласить иностранного гражданина на работу, наиболее благоприятным и простым решением будет оформление отношений с ним как с высококвалифицированным специалистом (ВКС).

Работодатели имеют ряд преимуществ относительно порядка привлечения к трудовой деятельности в России высококвалифицированных иностранных специалистов по сравнению с наймом других иностранных граждан.

В случае привлечения ВКС к трудовой деятельности в России работодателю не требуется получать разрешение на привлечение иностранных работников, что следует из подп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, кроме того, действует упрощенный порядок оформления документов.

Кроме того, на ВКС не распространяются: квоты на выдачу приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности; квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ); ограничения, которые касаются допустимой доли иностранных работников для отдельных видов экономической деятельности.

Требования к ВКС и его отличие от иных иностранных работников

В первую очередь ВКС от обычного иностранного работника отличает уровень квалификации. Для работодателей основным положительным моментом является тот факт, что уровень квалификации иностранного гражданина компания определяет самостоятельно.

Для признания иностранца ВКС ему не требуется в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий определенный уровень квалификации или образования. Однако, в случае, если иностранный гражданин поступает на работу, которая требует специальных знаний или подготовки, он обязан представить работодателю документ об образовании и (или) л квалификации либо о наличии специальных знаний.

Квалификация может подтверждаться рекомендациями, отзывами заказчиков и работодателей, оценкой компаний по подбору персонала, авторскими правами или иным видом проверяемых сведений и документов.

Самое главное отличие ВКС от других иностранных работников состоит в размере заработной платы (вознаграждения), минимум которой установлен законодательством – не менее 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц, что составляет чуть более 2 млн руб. в год.

Исключениями являются: работники проекта «Сколково» – к ним данное требование не применяется; ВКС,  приглашаемые резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (кроме индивидуальных предпринимателей), – не менее 702 000 руб. в год (от 58 500 руб.

в месяц); специалисты для работы в Республике Крым, научные работники, преподаватели и сотрудники ряда индустрий, перечисленных в подп.1 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, – от 83 500 руб. в месяц и не менее 1 млн в год для специалистов медицинской сферы.

Важным отличием является то, что ВКС имеют ряд преимуществ перед остальными иностранными работниками, а именно:

– разрешение на работу для ВКС оформляется без учета квот;

– иностранный гражданин может самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном иностранном специалисте. Для этого он может обратиться в дипломатическое или консульское представительство РФ либо в представительство федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, находясь в стране своего гражданства;

– ВКС может получить разрешение на работу, которое будет действовать на территории нескольких субъектов РФ;

– налог на доходы физического лица (НДФЛ) для ВКС исчисляется по ставке 13% вне зависимости от того, является ли он налоговым резидентом России или нет;

– члены семьи ВКС, к которым относятся его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки (п. 1.1 ст. 13.

2 Закона № 115-ФЗ), имеют право работать в РФ, но только в течение срока действия разрешения на работу высококвалифицированного специалиста.

Разрешения на работу для членов семьи выдаются также без учета квот;

– ВКС и члены его семьи обязаны иметь медицинские полисы (договоры добровольного медицинского страхования). Как правило, страховые полисы для иностранных сотрудников оформляют компании-работодатели;

– для получения разрешения на работу высококвалифицированный специалист не обязан проходить медицинские комиссии и оформлять справки о состоянии здоровья;

– иностранный гражданин, получивший статус ВКС, при въезде на территорию РФ имеет право не оформлять миграционный учет (уведомительную регистрацию) в течение 90 дней с момента въезда;

– в случае досрочного расторжения трудового договора с ВКС его разрешение на работу будет действовать еще 30 рабочих дней. В течение этого срока он может найти другого работодателя и заключить с ним новый договор. Если высококвалифицированный специалист не сможет найти нового работодателя, то он и члены его семьи обязаны будут покинуть территорию РФ в течение 30 рабочих дней.

Требования к компании для найма ВКС

Пригласить на работу ВКС могут следующие работодатели и заказчики работ (услуг) (подп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):

1) российские коммерческие организации;

2) российские научные организации, профессиональные образовательные организации (за исключением духовных образовательных учреждений) при условии наличия у них государственной аккредитации;

3) аккредитованные филиалы и представительства иностранных организаций;

4) физкультурно-спортивные организации в случае привлечения ВКС на должности, которые указаны в перечне должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве ВКС в области физической культуры и спорта. Данный перечень утверждается в соответствии со ст. 20.4 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

К перечисленным работодателям и заказчикам работ (услуг), которые намерены привлечь ВКС, предъявляются определенные требования. Так, на момент подачи ходатайства о привлечении ВКС к трудовой деятельности:

1) у работодателя или заказчика работ (услуг) не должно быть неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ или за нарушение порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ (подп. 2 п. 5 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

2) в отношении работодателя или заказчика работ (услуг) не должно быть действующего решения о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС.

Данный запрет может быть установлен Главным Управлением Министерства Внутренних Дел России (МВД России) или его территориальным органом на два года при выявлении какого-либо из обстоятельств, указанных в п. 26 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Например, к этим обстоятельствам относится неисполнение работодателем обязательств по трудовому договору с ВКС (подп. 1 п. 26 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

В дополнение следует отметить, что п. 1.3 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ ограничивает работодателя в привлечении ВКС для работы в организациях розничной торговли и торгового обслуживания покупателей в розничной торговле.

Исключение составляют только руководители организаций торговли. Закон предусматривает возможность найма ВКС на вышеуказанные должности при условии, что должность, занимаемая работником, либо его профессия должна быть включена в специальный перечень, утвержденный Минтрудом России.

Обязательства работодателя ВКС

Закон устанавливает ряд требований, которые должна выполнить компания, которая приняла на работу иностранного высококвалифицированного специалиста:

1.

С 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности ВКС, по общему правилу обязаны уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте, на территории которого такие специалисты трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Соответствующую информацию необходимо представить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора. Это следует из положений абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ и п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ.

2.Работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально уведомлять ГУ МВД России или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (абз. 1 п. 13 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Читайте также:  Малый бизнес предлагают освободить от обязанности вести бухучет - все о налогах

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления ГУ МВД России или его уполномоченного территориального органа работодателем об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в размере от 400 000 руб. до 1 000 000 руб. согласно ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ.

Работодатель или заказчик работ (услуг), по собственной вине не исполнивший принятых на себя и установленных законодательством Российской Федерации обязательств перед высококвалифицированным специалистом, а равно обязательных условий трудового договора или существенных условий гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных с высококвалифицированным специалистом, вправе вновь привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов не ранее чем через два года со дня, когда соответствующие обстоятельства стали известны федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции.

Ограничения по виду деятельности для иностранных специалистов

Существует ряд ограничений, которые распространяются на иностранных граждан, в связи с отсутствием у них российского гражданства.

Так, ст. 14 Закона № 115-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане не могут:

– находиться на муниципальной службе;

– замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации;

– быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Также существует ограничение на замещение иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации.

Замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в Российской Федерации и соответствующий требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Источник: https://lkpconsult.ru/inostrannyj-rabotnik-v-rossii/

Иностранные работники в 2016 году: по новым правилам в новых условиях

Руководителей и сотрудников кадровых служб и отделов кадров, бухгалтеров, юристов и руководителей компаний.

Сфера законодательства об иностранной рабочей силе – одна из самых динамично изменяющихся в России.

Текущая работа не позволяет порой тщательно отслеживать изменения и правоприменительную практику, а ведь, например, в Закон «О правовом положении иностранных граждан» постоянно меняется, а также постоянно меняются взгляды сотрудников ФМС по одному и тому же вопросу.

Каждый этап работы с иностранным персоналом сопряжен с высокими рисками и соблюдением многочисленных правил. Данный семинар поможет участникам разобраться во всех нюансах привлечения иностранцев и получить выгоду от использования их труда, а не штраф.

На семинаре участники смогут проконсультироваться по всем имеющимся индивидуальным вопросам по теме семинара.

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Курсовой сертификат о прохождении обучения по данной теме.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения семинара.

При первичной регистрации на сайте предоставляется скидка 5%.

При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека – 10%, 3 человека – 15%, 4 человека и более – 20%.

В программе:

Новые векторы развития и новые требования в привлечении и использовании иностранных граждан в 2016 г.:
ИНОСТРАНЦЫ Сдают ЭКЗАМЕНЫ — Обязательное подтверждение владения русским языком истории и основ законодательства России при получении разрешения на работу, патента или статуса временного проживания. Предъявление более серьезных требований к знанию языка.

Ограничения на привлечение к работе иностранцев. Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности в 2016 году, что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон(Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1358).

Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности устанавливаемый субъектами РФ. Ограничения в области привлечения и использование иностранной рабочей силы из Турции.
Новый перечень квалифицированных визовых иностранцев, на которые квоты не распространяются.


Новое основание для получения гражданства РФ: утвержден перечень работающих в России по профессии не менее 3-х лет иностранных граждан, имеющих право получения гражданства в упрощенном порядке.

Порядок и формы уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях и заключении, прекращении договоров ГПХ с иностранцами, усиление санкций и порядка контроля. Что необходимо знать и соблюдать Работодателю в независимости от страны происхождения иностранца (визовый, безвизовый, ЕВРАЗЭС).

Установление административного штрафа на работодателя и иностранного гражданина за осуществление работы или вида деятельности (ю/л ф/л), не указанной в разрешении на работу или патенте.


Новый административный регламент привлечения на работу «визовых иностранцев», а также Ускоренный и упрощенный порядок получения разрешения на работу по строительству объектов Чемпионата мира по футболу 2018 г.
Размер потребности на 2016 год на привлечении к труду «визовых» иностранных работников. Квота на 2016 год на временное проживание.
Другие изменения 2016 года связанные с привлечением иностранной рабочей силы.

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА – привлечения к труду «безвизовых иностранцев».

  • Граждане, каких стран могут получить патент
  • Получение патента только через уполномоченную организацию. Где и как можно получить
  • Порядок получения патента иностранцем
  • Обязательные требования, и документы которые необходимо предъявить в ФМС
  • Сроки обращение в ФМС за патентом с даты пересечения границы и какая ответственность за его нарушение. Сроки обращения для продления патента
  • Отмена Квот на Безвизовых иностранцев. Полномочия органов государственной власти по приостановлению выдачи Патентов. Приблизительное количество патентов в 2016г на Москву, С.Петербург, и другие регионы, что нужно знать и учесть
  • Дополнительное медицинское страхование иностранцев
  • Увеличение стоимости Патента для иностранца в Москве и Московской области, и другие субъекты РФ. Как часто будет повышаться размер авансового платежа по патенту, и установлен ли законом максимальный размер повышения
  • Какие органы нужно уведомить при привлечении Патентных иностранцев Работодателю, и в какой срок
  • Порядок продления Патента
  • Отмена командировок Патентных иностранцев
  • Новый порядок, новый закон – новые обязанности Иностранного работника
  • Новый Порядок продления регистрации по месту пребывания «патентного иностранца»
  • Выгодное положение работодателя при построении отношений с иностранными работниками, в силу нового закона и дальнейшее развитие законодательства о привлечении Иностранцев к труду
  • Правовые пробелы и коллизии, которые не урегулированы новым законом, обходим подводные камни, привлекаем иностранцев быстро и удобно

Упрощенный порядок привлечения иностранцев трудящихся мигрантов с 2015 года – Новый Договор о ЕВРАЗЭС:
Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.
Порядок привлечения трудящихся государства-члена, особенности трудоустройства и подводные камни привлечения данной категории иностранных граждан к труду.

«Визовые» иностранцы: принимаем на работу.
Правила и сроки подачи работодателем заявки о потребности в иностранной рабочей силе. Квоты на выдачу ПРИГЛАШЕНИЙ на въезд и РАЗРЕШЕНИЕ на работу в 2016 году.

Изменения в Перечне квалифицированных специалистов, на которых квоты не распространяются. Оформление разрешения на привлечения к работе иностранных сотрудников. Разрешение на работу: перечень необходимых документов, порядок и сроки выдачи.

Основания для аннулирования разрешения на работу.

ПЛАТИМ НАЛОГИ ЗА ИНОСТРАНЦЕВ в 2016году:
ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: НДФЛ, ФСС, Травматизм, оплачиваем больничные листы, процессуальные препятствия с которыми столкнется каждый Работодатель. Выстраиваем систему и порядок уплаты налогов совместно с иностранцем. Подводные камни оплаты авансовых платежей по НДФЛ, кабальные нюансы нововведений.

Ставим иностранца на миграционный учет: обсуждаем процедуры, новшества в связи с изменениями законодательства, правовые коллизии, риски и льготы.

Может ли работодатель не быть принимающей стороной? Могут ли оштрафовать иностранца за отсутствие миграционного учета? Дополнительный контроль за соответствием регистрации по месту пребывания и фактического место проживания/пребывания.

Кто может проверить отрывную часть уведомления? Обязательно должно ли быть жилое помещение местом пребывания. Усиление миграционного контроля, и ответственности – проблемы трудности принимающей стороны в 2016 году.

Инструктируем работника иностранца, чтобы его ошибки не стали вашими: создаем локальный акт-памятку для иностранца. Эффективные действия и эффективное поведение иностранца и Работодателя при проверки ФМС, к этому вы должны быть готовы.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс – глава 50.1.


Трудовые отношения и оформление кадровой документации по новым правилам: не заключение срочных трудовых договор, дополнительные основания увольнения иностранцев, отстранение от работы, выплата Выходных пособия Иностранцу.

Каких иностранцев в первую очередь затронет данная глава, и ответственность за ее нарушение. Обязательное предъявление договоров или полисов добровольного медицинского страхования при трудоустройстве иностранцев («Безвизовых, «Визовых» ВКС, ЕВРАЗЭС)

Проверки ФМС: Новый административный регламент проверок ФМС. Что в первую очередь в 2016 году будут проверять сотрудники ФМС и Полиции и кого? Порядок проведения, новые и типичные ошибки при привлечении иностранной рабочей силы в связи с изменениями законодательства, административная ответственность, сроки исковой давности, обжалование действий сотрудников ФМС.

Кейс-практикум. «Принимаем на работу иностранца по Патенту». Руководитель производственной компании, которая располагается в Москве, хочет принять трех соискателей иностранцев на должность инженеров по качеству и водитель такси.

Ситуация усложнена тем что, они иностранцы и имеют патенты выданные 9 мес. для работы у физического лица.. Как законно принять иностранцев осуществить проверку срока действия патента и что сделать если отличается вид деятельности или специальность указанная на патенте.

Рассматриваются на конкретном примере подводные камни привлечения иностранцев, а не общий порядок привлечения.

Кейс-практикум. «Постановка на миграционный учет». После Январских праздников соискатели иностранцы пришли к будущему Работодателю и попросили их поставить на Миграционный учет для получения Патента. После получения Патента, к будущему Работодателю они не приходят, и работать у него не собираются.

На телефонные звонки не отвечают, в месте регистрации не проживают, письма не получают, на контакт через знакомых и родственников не выходят.

Как Принимающей стороне себя вести в этом случае, и какие у нее возникают Риски.

В этом кейсе подробно рассматривается, как минимизировать риски как материальные, так и судебные, и как использовать Изменения в Законодательстве в свою пользу – Делаем дешевую иностранную рабочую Силу еще дешевле.

Кейс-практикум. «Увольняем за прогул». После длительных майских/январских выходных часть работников, в том числе и иностранцев, не вышла на работу.

На телефонные звонки не отвечают, в месте регистрации не проживают, письма не получают, на контакт через знакомых и родственников не выходят.

В этом кейсе подробно рассматривается, как уволить за прогул минимизирую риски как материальные, так и судебные.

Стоимость обучения составляет 11 800 рублей.

Получить более подробную информацию и записаться на семинар можно на сайте организатора, по телефону +7 (495) 978-55-22 или по электронной почте [email protected].

Источник: https://zakon.ru/Conference/Conference/2755

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]