Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи — все о налогах

Объекты, цели и задачи налогового аудита

Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. Термин «налоговый аудит» появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры как о праве такого термина на существование, так и о его содержании.

В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией аудиторской деятельности при Президенте России 11 июля 2000 г., протокол N 1.

В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

С точки зрения автора, данное определение наиболее четко отражает сущность налогового аудита.

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Налоговый аудит преследует три основные цели: определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате; предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика); предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.

При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства; оптимизация и планирование налогообложения; диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами; проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов. Кроме того, налоговый аудит должен получить доказательства по вопросам: правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей; отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности; отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета; классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации (например, о расходах по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах и т.д.); полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налогов и т.п. При этом в ходе налогового аудита оцениваются: соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в РФ; соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки; финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения; необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом. Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, в налоговом аудит можно выделить комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит. Комплексный налоговый аудит- это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год. Тематический налоговый аудит- это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период. Помимо двух указанных видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений. Учитывая изложенное, можно говорить о существовании и дальнейшем развитии в РФ обособленного самостоятельного направления аудита- налогового аудита. Однако, по мнению ряда авторов, два указанных направления аудита взаимно пересекаются и в процессе общего аудита осуществляется и налоговый аудит. Тем не менее, такая постановка вопроса не совсем корректна. Безусловно, в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяется правильность исчисления и уплаты налогов, однако в отличие от налогового аудита для этого используется выборочный способ, и подчас объем выборки, приемлемый для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является не презентабельным для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Именно по этой причине многие организации, для которых общий аудит является обязательным, отдельно указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Такой подход, возможно, оправдан в случае относительно небольших организаций, для которых характерны незначительные налоговые риски. Для экономических субъектов с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений такой подход вряд ли можно считать обоснованным, поскольку у подобных субъектов есть потребность в проведении полноценного налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит, по мнению автора, может выступать как частью «общего» аудита, так и самостоятельным направлением. Кроме того, следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования. Согласно Методике к сопутствующим услугам в области налогового консультирования, в частности, относятся: разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта; разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта; выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот; разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства; предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности; разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта; разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов; разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства; постановка налогового учета; налоговое планирование и оптимизация налогообложения; налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др. Приведенные сопутствующие услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие аудиту услуги направлены прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения. Помимо этого различаются результаты и порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения. Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования; расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели. Результатом налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то что два указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов выполненного налогового аудита. В заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и правильности исчисления (в том числе правильности применения налоговых льгот и преференций), отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах проведения налогового аудита не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Отчет по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения. Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования может быть достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а следовательно, найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.

Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой — обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Морозова Ж.А. Налоговый аудит: практическое руководство.

Cм. также

Аудит и МСФО

Налоговый аудит — новое направление аудиторской деятельности

Учет расходов на аудит

Расходы на аудит, или все включено, господа

Источник: https://www.rusconsult.ru/common/news/news_2048.html

Задача №689 (аудит финансовой отчетности)

Аудиторская компания ООО «Аудит и Консалтинг» при аудите финансовой отчетности ОАО «Кедр» за 2013 г. установила следующее. ОАО «Кедр» осуществляет оптовую торговлю, находится на общем режиме налогообложения. В 2013 г.

в составе коммерческих расходов общества 10 млн. руб. составляют затраты на маркетинговые услуги. По учетной политике они относятся к косвенным расходам.

Коммерческие расходы в полной сумме включены в затраты общества в бухгалтерском учету и для целей налогообложения на основании счетов-фактур.

При проверке договоров на оказание маркетинговых услуг было установлено, что сдача работ осуществляется по акту с предоставлением соответствующего отчета. Фактически акты и отчеты о проведенных маркетинговых услугах исполнителями не составлялись и на проверку предоставлены не были.

Руководство ОАО «Кедр» пояснило, что исполнитель не разработал формы акта и отчета по маркетинговым услугам, в связи с чем они отсутствуют в 2013 г.

Задание:

  1. Перечислите предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которых осуществляется сбор аудиторских доказательств по коммерческим расходам, охарактеризуйте их.
  2. Рассчитайте уровень существенности, используя бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОАО «Кедр», положения внутрифирменного правила (стандарта) ООО «Аудит и консалтинг».
  3. Рассмотрите полученную аудитором информацию на предмет соблюдения норм бухгалтерского, налогового законодательства. При выявлении нарушений сформулируйте их содержание, укажите, какие нормативные правовые акты были нарушены, суммы искажений, на какие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности оказывают влияние искажения. Оформите в виде раздела письменного сообщения по результатам аудита руководству аудируемого лица и представителям собственника.
  4. Оцените искажения на предмет существенности, используя бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОАО «Кедр», уровень существенноти, а также положения внутрифирменного правила (стандарта) ООО «Аудит и консалтинг». Для определения существенности на уровне отдельных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности считать искажение любого показателя 3% и более существенным. Для оценки существенности на уровне бухгалтерской отчетности все искажения суммируются по модулю.
  5. Сформулируйте и обоснуйте выводы о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Кедр», укажите, какое аудиторское заключение вы подготовите, если по другим сегментам аудита искажения не выявлены, вся необходимая информация была предоставлена, а также если:
    • не будут устранены замечания аудиторов;
    • будут устранены замечания аудиторов.
Читайте также:  Проданная ип «бизнес-недвижимость» облагается налогом в рамках усн - все о налогах

Данные из формы №1 ОАО «Кедр» на 31.12.2013

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
АКТИВ
1. Внеоборотные активы
Основные средства 164 254
ИТОГО по разделу 1 164 254
2. Оборотные активы
Запасы 11527 24406
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 412 23
затраты в незавершенном производстве 186 1793
готовая продукция и товары для перепродажи 10709 22471
расходы будущих периодов 220 119
Дебиторская задолженность 23873 41062
Денежные средства 3683 4664
ИТОГО по разделу 2 39083 70132
БАЛАНС 39247 70386
ПАССИВ
3. Капитал и резервы
Уставный капитал 10020 10020
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) 518 554
ИТОГО по разделу 3 10538 10579
4. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты 3987 8000
ИТОГО по разделу 4 3987 8000
5. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность 24722 51808
ИТОГО по разделу 5 24722 51808
БАЛАНС 39247 70386

Данные из формы №2 ОАО «Кедр»

Показатель, тыс. руб. За отчетный период За предыдущий период
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 133313 73157
Себестоимость продаж (97631) (58002)
Валовая прибыль 35682 15155
Коммерческие расходы (33517) (14114)
Прибыль (убыток) от продаж 2165 1041
Прочие доходы 810 3
Прочие расходы (2810) (999)
Прибыль (убыток) до налогообложения 165 45
Текущий налог на прибыль (129) (20)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 36 25
Постоянные налоговые обязательства 96 9

Базовые показатели, используемые ООО «Аудит и консалтинг» для нахождения уровня существенности

Показатель Значение базового показателя финансовой отчетности проверяемого субъекта, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (гр. 2 * гр. 3 / 100), тыс. руб.
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работы, услуг без НДС 1
2. Валюта баланса 2
3. Собственный капитал (итого раздел 3 баланса) 4

Рекомендуемые задачи по дисциплине

  • При аудиторской проверке кассовых операций ОАО «Прогресс», проводившейся в январе после отчётного года, в кассовой книге обнаружены документы, не…
  • В апреле 2011 г. ООО «А» принимает решение и реализует объект основных средств в связи с невозможностью его производственного использования в…
  • В ходе инвентаризации основных средств было установлено, что организация неправомерно оприходовала на свой баланс станок стоимостью 200 000 руб.,…
  • ООО «Альянс» занимается производством мебели помимо продажи продукции собственного производства. ООО «Альянс» реализует продукцию и других…
  • Предприятие ОАО «Восток» 17.09.хх отчетного года приобрело две фактурные машины, бывшие в эксплуатации: год выпуска – 2006, первоначальная…

Решение задачи:

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696, сбор аудиторских доказательств, в том числе по коммерческим расходам, аудитор должен осуществлять по предпосылкам подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • существование остатка коммерческих расходов, что должно подтверждаться их инвентаризацией;
  • возникновение, т.е. операции, повлиявшие на формирование коммерческих расходов, имели место в проверяемом периоде;
  • права и обязанности, подтверждаются наличием прямых расходов, на остаток нереализованных товаров;
  • полнота, все операции, имеющие отношение к формированию коммерческих расходов, были отражены в учете;
  • стоимостная оценка, подтверждается правильностью распределения коммерческих расходов между реализованными и нереализованными товарами;
  • точное измерение, проверяется правильность отнесения расходов к соответствующему периоду;
  • представление и раскрытие, информация по коммерческим расходам, надлежащим образом представлена и раскрыта в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудитор по Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите», утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 принимаем во внимание существенность при определении характера, временных рамок, объема аудиторских процедур, а также при оценке последствий выявленных искажений.

В соответствии с положениями внутрифирменного правила (стандарта) ООО «Аудит и консалтинг» уровень существенности по всей бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется как среднее значение соответствующей доли показателей.

В таблице представлены данные для расчета уровня существенности, подготовленные на основе внутрифирменного правила (стандарта) ООО «Аудит и консалтинг», бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Кедр».

Показатель Значение базового показателя финансовой отчетности проверяемого субъекта, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (гр. 2 * гр. 3 / 100), тыс. руб.
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работы, услуг без НДС 133313 1 1333
2. Валюта баланса 70386 2 1408
3. Собственный капитал (итого раздел 3 баланса) 10579 4 423

Уровень существенности (УС) на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Кедр» рассчитывается по следующей формуле:

УС=(1333+1408+423)/3=1055 тыс. руб.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Полученное значение будет использоваться аудитором при определении существенности выявленных искажений на уровне всей бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Кедр».

В ходе проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) отчетности ОАО «Кедр» за 2013 г. было установлено следующее. ОАО «Кедр» осуществляет оптовую торговлю, находится на общем режиме налогообложения. В 2013 г. в структуре коммерческих расходов общества 10 млн. руб. составляют затраты на маркетинговые услуги. По учетной политике они относятся к косвенным расходам.

Коммерческие расходы в полной сумме включены в затраты общества в бухгалтерском учете и для целей налогообложения на основании счетов-фактур. При проверке договоров на оказание маркетинговых услуг было установлено, что сдача работ осуществляется по акту с предотвращением соответствующего отчета.

Фактически акт и отчет о проведенных маркетинговых услугах исполнителями не составлялись и на проверку предоставлены не были.

Общество неправомерно формировало расходы организации в части маркетинговых услуг на основе счетов-фактур. В бухгалтерском учете расходы организации формируются в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н. Согласно п.

2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

П. 16 ПБУ 10/99 определены условия признания расходов в бухгалтерском учете:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных активов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
  • если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

В соответствии с условиями договора исполнитель должен был подготовить и представить акт, а также отчет. Их отсутствие свидетельствует о невыполнении договорных обязательств, а также условий признания расходов по ПБУ 10/99, что выражается в завышении коммерческих расходов на 10 млн. руб.

в бухгалтерском учете и по соответствующей строке «Отчета о финансовых результатах». В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности должна быть отражена дебиторская задолженность на сумму 10 млн. руб. по строке «Дебиторская задолженность» формы №1 «Бухгалтерский баланс». Это влияет на искажение следующих показателей: «Коммерческие расходы» на 30% (10 млн. руб.

* 100 / 33 млн. руб.) в сторону завышения. «Чистая прибыль» на 222% (8 млн. руб. * 100 / 36 млн. руб.), «Дебиторская задолженность» — на 24% (10 млн. руб. * 100 / 41 млн. руб.) в сторону занижения.

Выявленные искажения являются существенными как на уровне отдельных показателей, так как превышают допустимый процент, равный трем, так и на уровне всей бухгалтерской отчетности, так как превышают уровень существенности, равный 1055 тыс. руб.

В целях налогообложения данные расходы не могут быть признаны по причине несоблюдения положений ст. 252 НК РФ, в частности, отсутствует их документальное подтверждение. Следовательно, имеет место занижение суммы налога на прибыль в размере 2 млн. руб.

Общая сумма искажений составила 30 млн. руб., что на уровне всей финансовой отчетности с количественной стороны является существенным, а также на уровне отдельных ее показателей.

В результате проведенного аудита при условии внесения надлежащих исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудитор подготовит модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора отрицательно, так как выявленные искажения (30 млн. руб.) в совокупности превышают уровень существенности (1055 тыс. руб.), а также они являются существенными на уровне отдельных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и всеобъемлющими:

  • бухгалтерского баланса: дебиторская задолженность, нераспределенная прибыль;
  • отчета о финансовых результатах: коммерческие расходы, прибыль до налогообложения, текущий налог на прибыль, чистая прибыль.

При устранении нарушений (истребовании от исполнителя маркетинговых услуг всего пакета документов, подтверждающих их выполнение (актов, отчетов), либо при их отсутствии внесении соответствующих исправлений руководством ОАО «Кедр» в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудитор готовит немодифицированное аудиторское заключение.

Небольшой опрос. Заранее спасибо всем участникам.

Источник: https://vipreshebnik.ru/uchet-i-audit/957-zadacha-689-audit-finansovoj-otchetnosti.html

Аудит налогообложения. Сущность и назначение аудиторской деятельности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1: Сущность и назначение аудиторской деятельности

1.История развития аудита и его значение в рыночной экономике

2.Цель и задачи аудита

3.Принципы аудита

4.Виды аудита

1.История развития аудита и его значение в рыночной экономике

Аудит — одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай.

Древние китайские записи указывают, что уже в 700 г. до н.э.

в Китае существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Примерно в 200 г. до н.э., римские управляющие назначали квесторов, т.е. должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществлять контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами. Такая практика и дала термин «аудит», от латинского «audite» — слушать.

В Англии в 1299 г. король Эдуард 1 дал право баронам назначать аудиторов для контроля за уплатой дани фермерами с получаемого от их поместий дохода.

С XV века, когда учетные записи стали использоваться в качестве доказательств в суде, необходимость контроля за их достоверностью стала общепризнанной. Запись об этом содержится в одной из первых книг по бухгалтерскому учету — «Трактате о счетах и записях», изданной Лукой Пачоли в 1494 г.

Читайте также:  20 января – последний день сдачи декларации по енвд за 4 квартал 2014 г. - все о налогах

В XVI веке в Англии уже широко использовалось слово «аудитор» — для обозначения людей, контролирующих учетные записи.

Несмотря на использование термина «аудит», речь идет скорее о возникновении различных форм финансового контроля, который развивался одновременно и как независимый контроль (аудит), и как контроль государственный.

Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1844 г. приняла ряд законов о компаниях, предписывающих акционерным компаниям не реже одного раза в год привлекать независимых бухгалтеров для проверки бухгалтерских книг и счетов компании с последующим отчетом перед акционерами.

Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Потребность в услугах аудиторов возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1)хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными, при этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете.

Следовательно, финансовая отчетность может содержать в себе искажения в силу целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выявить искажения и ошибки в отчетности под силу только независимому от руководства компании специалисту в области бухгалтерского учета, налогообложения, права и анализа т.е. — аудитору;

2) пользователи финансовой отчетности обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учета и, как правило, у них нет достаточных знаний в области учета. Поэтому для подтверждения правильности составления отчетности они приглашают независимых экспертов — аудиторов;

3)принятие решений по финансовым вопросам (предоставление займа, купля-продажа ценных бумаг и др.) пользователями отчетности требует подтверждения достоверности и полноты информации представленной; в отчетности. Степень достоверности финансовой отчетности может быть определена только высококвалифицированным специалистом — аудитором.

В России неоднократно предпринимались попытки создания института независимого аудиторского контроля. Необходимо отметить, что слово «аудит» издревна применялся в обиходе. В старославянских святках это слово упоминалось часто и означало оно – помощник, наставник вновь принятым в монастырь послушникам. Их мнение было решающим на совете: принять и дать монашеский чин послушнику или нет.

Первая попытка внедрения аудита в России предпринималась еще Петром 1. Согласно указа Петра 1, должность аудитора появилась в армии, в 1716 г.

Аудиторы были призваны расследовать имущественные споры, при этом часто совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря, следователя и прокурора. Таким образом, аудиторы были причислены к воинским чинам и лишь в1797 г.

были переведены в статские чины. В 1867 г. в ходе проведения военно-судебной реформы должность аудитора была упразднена.

Затем в России было предпринято еще три попытки путем образования:

в 1831 г. — Института присяжных бухгалтеров;

в 1909 г. — Института бухгалтеров;

в 1928 г. — Института государственных бухгалтеров-экспертов. Однако все эти попытки оканчивались ничем. Основной причиной этого было недостаточное развитие рынка капитала, прежде всего акционирования, и отсутствие юридических гарантий аудиторской деятельности.

С переходом России к рыночным отношениям, возникли предпосылки для развитая аудита, как формы негосударственного, независимого контроля.

В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, функционируют общественные институты дипломированных аудиторов.

Аудитор — это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г. № 119-ФЗ «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе.

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

2.Цель и задачи аудита

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Хотелось бы познакомить Вас с сущностью аудита, воспринимаемой в зарубежной практике и рассматриваемой Э.Л. Аренс и Дж. К Лоббек в их книге «Аудит».

«Аудит (auditin) – это процесс, посредством которого компетентный, независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям». Данное определение содержит несколько ключевых слов и словосочетаний, которые, в принципе, выражают смысл и принцип независимого аудита.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения».

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская), отчетность не содержит существенных искажений.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего, характера.

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении.

Достижение поставленной цели путем решения целого комплекса задач напрямую зависит от вида аудита, в первую очередь, — внешнего или внутреннего.

Задачи внешнего аудита.

1) Аудит можно рассматривать как инструмент измерения достоверности бухгалтерской отчентости.

Внешний аудит направлен:

на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

на контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

на проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Внешний аудит может решать также другие задачи:

по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

по анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов.

2) Таким образом можно сделать вывод, о том, что задачи аудита напрямую связаны с его целью, под которой мы понимаем обычную проверку финансовой (бухгалтерской и налоговой) отчетности независимым аудитором для выражения мнения. Об уровне объективности, с которым отчетность характеризует финансовое положение, результаты деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами учета и содержания отчетной информации.

Цели и задачи внутреннего аудита.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать следующие задачи: проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

Экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета; экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов; разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности; консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.

Необходимо остановиться на элементах системы внутреннего контроля, содержащих множество контрольно-ориентированных методик и процедур:

Источник: https://works.doklad.ru/view/EdNtrDN8uI4.html

Понятие и сущность налогового аудита

Налоги в настоящее время являются одним из основных вопросов государственной политики.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности.

В этой связи налоговый аудит является одной из наиболее востребованных услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Налоговый аудит – это инструмент, который обеспечивает заинтересованных пользователей достоверной, полной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты обязательств по налогам в соответствии с нормами налогового законодательства.

В настоящее время налоговый аудит как сегмент аудиторской деятельности имеет большой спрос и развивается очень стремительно. Это в первую очередь обусловлено экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями.

Отсюда и вытекает необходимость разработки и внедрения металогических подходов к технологии и стандартизации налогового аудита как самостоятельной деятельности.

Налоговый аудит проводится с целью подготовки предприятия к предстоящей налоговой проверке, а также оптимизации существующей системы налогообложения и системы внутреннего контроля на предприятии.

Данная процедура подразумевает тщательно спрограммированный анализ как налоговых, так и бухгалтерских отчетов компании для подтверждения их достоверности, полноты уплаты предприятием налогов и других обязательным платежей, а также соответствие законодательству и иным установленным нормативным актам.

В качестве основных организационных и методологических вопросов является определение сущности, цели, задач и принципов налогового аудита. В качестве основы проведения налогового аудита должна быть методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения, специфику и особенности сферы деятельности аудируемого субъекта.

Целевой налоговый аудит проводится в первую очередь с целью налогового планирования предполагаемых, анализа совершенных и находящихся на стадии реализации операций. При налоговом аудите особое внимание уделяется операциям, связанным с внешнеэкономическими сделками, которые требуют знания и понимания не только национального налогового законодательства, но и международного.

Налоговый аудит – проверка правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством, своевременности, полноты и правильности формирования и представления в налоговые органы всех форм налоговой отчетности.

Основной задачей налогового аудита является своевременная оценка налоговых рисков предприятия и в сведении их к минимуму. Конечным результатом налогового аудита заключается в составлении экспертного мнения о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов, и об организации налогового учета в целом.

По итогам налогового аудита предприятие может проанализировать эффективность налогового планирования эффективность управления налоговыми платежами. Основной целью налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

Читайте также:  Ошибки в ежемесячных авансах по взносам – не повод для штрафа - все о налогах

Налоговый аудит проверяет правильность исчисления и уплаты налогов и сбором, а также обоснованность применения тех или иных налоговых льгот. Все мероприятия, проводимые в ходе налогового аудита, дают возможность минимизации налоговых рисков.

В настоящее время многие организации проводят налоговый аудит в комплексе общего аудита, указывая в договорах объем работ по налоговому аудиту. Но если предприятие действительно хочет снизить свои налоговые риски необходимо проводить полный налоговый аудит. Стоит отметить, что проверка налоговой отчетности и налогового учета должна проводиться сплошным методом, в отличие от общего аудита.

Налоговый аудит может включать проверку и оценку обоснованности затрат для целей налогообложения; сделок с взаимосвязанными лицами; соответствия рыночного уровня применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам; наличия, правильности отражения в учете расходных документов; регистрации и ведения учета по обособленным подразделениям; обоснованности выплат по трудовым договорам; правильности расчета и уплаты налогов и сборов.

Различают три этапа проведения налогового аудита. Первый этап называется «Планирование налогового аудита». Сущность данного этапа заключается в ознакомлении с бизнесом клиента, оценке системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля, оценке аудиторского риска, определение уровня существенности и разработка плана и программы аудита.

Второй этап проведения налогового аудита называется «Оценка фактов относительно критериев». Сущность второго этапа заключается в выявлении признаков искажений с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов.

Третий этап заключается в завершении аудиторской проверки и формирования аудитором информации для руководства и проверяемой организации. Это проводится на основании обзора аудиторских доказательств, формировании и оценке конечных данных, обобщении результатов аудиторской проверки, составлении аудиторского заключения.

Налоговый аудит является необязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке установленными в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. Налоговый аудит пользуется спросом у крупных и средних организаций, которые осуществляют несколько видов деятельности и имеют большие обороты.

С целью повышения качества налогового аудита возникает необходимость дальнейшего развития его методов. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать теоретические и методологические подходы формирования системы налогового аудита, т.к.

налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90% всех поступлений в бюджет государства.

Автор – Куанышева М.М., Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби, rusnauka.com

Источник: https://topknowledge.ru/uchet-na-predpriyatiyakh/4099-ponyatie-i-sushchnost-nalogovogo-audita.html

Аудит бухгалтерской финансовой отчётности: что нужно знать?

Добавлено в закладки: 0

Финансовую отчётность использует широкий круг лиц. Именно на основании ее результатов можно принять решение о целесообразности сотрудничества с организацией и стоит ли инвесторам вкладывать средства в её развитие.

Минимум раз в год любая организация подготавливает отчетность о своей деятельности, которая может быть использована инвесторами, кредиторами, а также внутри предприятия.

Одним из важнейших принципов, которым нужно руководствоваться во время ведения финансового учета и оформления финансовой отчётности является её полнота и достоверность. Однако бухгалтера и руководители, которые имеют доступ к отчётности, могут быть заинтересованы в том, чтобы предоставить неверные сведение, которые будут им выгодны.

Задачи аудиторской проверки

Чтобы избежать обмана со стороны работников бухгалтерии, а также для исключения непреднамеренных ошибок и искажений в отчётности, был создан специальный аудиторский институт. Благодаря ему кредиторы, государство и инвесторы не понесут потери из-за ошибочных финансовых показателей, так как проверкой правильности отчётности занимается третья, независимая и незаинтересованная сторона.

Аудит финансовой отчётности является обязательным для крупных фирм, отчётность которых используется многими пользователями. Небольшие фирмы тоже могут обращаться к услугам аудиторов, что позволит им создать положительную репутацию и получить доверие возможных инвесторов и кредиторов.

Целью аудита является формирование мнения о том, является ли предоставленная финансовая отчётность достоверной. Задачи аудита сложны и разнообразны. Используются различные методы проверки, чтобы уделить внимание всем направлениям бухгалтерского учёта. Основными задачами аудиторской проверки являются:

  1. Проверка состава и содержания всех форм бухгалтерской отчётности.
  2. Установление фактического наличия актива, который был отражён в отчётности.
  3. Подтверждение того, что активы или обязательства действительно принадлежат лицу, в организации которого проходит аудиторская проверка.
  4. Установить, в полной ли мере отражена стоимость активов и обязательств в балансе.
  5. Проверить, точно ли отражена сумма каждой хозяйственной операции, относится ли она к соответствующему отчётному периоду.
  6. Проверка правильности формирования сводной и годовой отчётности.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчётность, которая предоставляет данные о финансовом положении организации и составляется по специально установленной форме.

Аудиторская проверка проводится в 3 этапа.

Этапы аудита

Первый этап – организация аудита и его планирование. На этом этапе аудиторской фирме приходит официальное приглашение, в котором указана просьба о проведении аудиторской проверки. Аудиторская фирма знакомится с деятельностью предприятия, факторами, которые могут повлиять на деятельность организации, в которой будет проводиться проверка.

На этом этапе разрабатывается программа и примерный план проверки, а также специальный документ, который будет регламентировать права и обязанности клиента и аудитора в процессе проверки. Затем заключается договор о проведении аудита.

Второй этап – сбор доказательств аудитором. Проводятся специальные проверки, чтобы выявить искажения в бухгалтерской отчётности.

Для этого используется бухгалтерский баланс, отчёт об убытках и прибылях, а также статистическая отчётность, журнал-ордер и кассовые книги. Также изучаются уставные документы, результаты инвентаризации.

Если необходимо, выслушиваются комментарии сотрудников организации и её руководителя (можно в письменной форме).

Третий этап – завершение аудиторской проверки. Все данные систематизируются и группируются. Полученная информация сообщается руководству предприятия, на котором проводилась проверка. Затем составляется заключения аудитора, в котором высказано мнение аудитора о достоверности финансовой отчётности.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством и по поручению некоторых государственных органов.

Так, законодательство устанавливает обязанность проводить ежегодный аудит в следующих случаях:

  1. Если организация – открытое акционерное общество.
  2. Если денежные средства организации появляются вследствие добровольных отчислений юридических и физических лиц.
  3. Если объем выручки предприятия – больше 50 млн. руб. (за исключением сельскохозяйственных предприятий), а сумма активов баланса за год, который предшествует отчётному – больше 20 млн. руб.
  4. В других случаях, которые прописаны в федеральных законах.
  5. Если ценные бумаги организации были допущены к торговле на фондовых биржах и рынках ценных бумаг.

Во время изучения бухгалтерской годовой отчётности аудитором проверяется полнота заполнения всех форм, соответствуют ли они установленным требованиям, присутствуют ли все необходимые реквизиты. Также контролируются все показатели, и проводится проверка на их взаимозависимость.

Процедура аудиторской проверки

Перед началом работы аудиторская компания уведомляет организацию о сроках и целях проверки, если она не внеплановая, связанная с выявлением какого – то нарушения.

Аудиторская проверка может быть инициативной – проводится только по решению экономического субъекта. К примеру руководитель хочет проверить качество работы определенных сотрудников, достоверность сведений и отчетов. В таких случаях проверка может осуществляться выборочно, по указанным направлениям.

В первую очередь проверяющий аудитор изучает правильность составления и оформления отчетности. Она должна соответствовать требованиям Налогового кодекса по следующим положениям:

  • соответствуют ли налоговые декларации утвержденным формам;
  • в ходе аудита проверяется качество заполнения документов, необходимые реквизиты, подписи ответственных лиц;
  • соблюдение сроков подачи налоговых деклараций.

Требования Федерального закона о бухгалтерском учете должны быть также учтены по следующим направлениям:

  • документы (в том числе и первичные регистры учета), связанные с потоком денежных средств, то есть расчетные, должны быть в обязательном порядке заверены подписью главного бухгалтера, иначе они не принимаются к учету;
  • наличие первичных документов, данные из которых попадают в учетные регистры.

Требования Положения о бухгалтерском учете проверяется следующим образом:

  • отчеты должны быть составлены на типовых формах, аудитор проверяет состав, содержание отчетности;
  • в пояснительных записках должны быть учтены сведения о наличии отдельных видов нематериальных активов и основных средств, об изменениях капитала и вложении финансовых ресурсов, чрезвычайных событиях и их воздействие на результаты работы предприятия;
  • соответствие показателей активов и обязательств результатам инвентаризации.

Изучая предоставленные документы, аудитор проводит арифметический подсчет, а также проверяет взаимоувязку показателей отчетности. Цифры, характеризующие одни и те же показатели в разных отчетах, должны совпадать.

Нарушения

Аудитор может выявить такие нарушения:

  • инвентаризация была проведена только формально, поэтому некоторые показатели отчётности не соответствуют её результатам;
  • при подсчёте показателей или при их округлении были допущены ошибки;
  • формы отчётности между собой не связаны;
  • информация о некоторых вкладах и депозитах не раскрыта;
  • сумма уставного капитала отличается от учредительных документов;
  • доходы и убытки отражены неверно;
  • управленческие расходы раскрыты неверно;
  • налог на прибыль рассчитан ошибочно.

Аудиторская проверка может быть построена методом дедукции (сначала аудитор проверяет содержание отчётности, затем данные синтетического и аналитического учёта, только потом обрабатываются первичные документы) или индукции – сначала проверке подлежат первичные документы, затем регистры учёта, а только после этого проверяется финансовая отчётность.

Во время сбора аудиторских доказательств, аудитор может пользоваться разными методами и процедурами. Наиболее популярными является пересчёт –арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и прочих документов. При этом аудитор может проводить и самостоятельные пересчёты.

Инвентаризация – благодаря этому приёму можно подтвердить фактическое наличие имущества. Проверка документации и соблюдения правил учёта операций, прослеживание документов, различные процедуры анализа – все это способствует формированию решения аудитора и заключения.

Выбор аудиторской компании

Выбирая аудиторскую компанию, необходимо обращать внимание на некоторые показатели:

  1. Она должна иметь лицензию и право заниматься аудиторской деятельностью.
  2. Аудиторская фирма должна быть полностью независима от организации, которая нуждается в её услугах.
  3. Если организация, которой необходим аудит, достаточно крупная – аудиторская компания должна иметь в штате необходимое для качественной аудиторской проверки количество сотрудников.
  4. Если договор об аудиторской проверке будет нарушен, аудиторская компания должна иметь договор страхования риска ответственности.
  5. Аудиторская компания должна иметь положительные отзывы и рекомендации от клиентов, к ней ни у кого не должно быть различного рода претензий.

Если организация подлежит аудиторской проверке, но не проводит её, она может быть оштрафована за это. В свою очередь, аудиторское решение может значительно повлиять на отношение к организации других пользователей отчётности. Поэтому аудит способствует тому, что предпринимательский риск для этих пользователей будет значительно снижен.

Таким образом, аудит финансовой отчетности не является обязательной для всех процедурой. Те организации, которым такая форма контроля необходима (в том числе и по решению руководителя – внеплановый аудит), предупреждаются о проверке заранее и могут спокойно подготовить все документы, которые понадобятся сотруднику аудиторской компании.

Источник: https://biznes-prost.ru/kak-provoditsya-audit-buxgalterskoj-otchetnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]