Фз об электронном документообороте
Область электронного документооборота активно развивается, в связи с этим появляется необходимость в постоянном дополнении и усовершенствовании законодательства относительно данной деятельности.
Нормативно-правовые акты определяют работу операторов электронного документооборота, а также устанавливают основания, согласно которым соответствующая документация, заверенная цифровой подписью, является равнозначной документам на бумаге.
Сфера документооборота регламентируется следующими законодательными актами:
Использование такого рода ведения бизнеса позволяет решать не только текущие вопросы, но и быстро осуществлять безопасные сделки с учреждениями-партнерами. А также упрощается порядок предоставления отчетности в контролирующие службы, так как вся документация может передаваться в любой момент через сеть Интернета.
Дополнительно предлагаем ознакомиться с текстом 210 ФЗ о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Описание закона о переходе на электронный документооборот
Электронный документооборот (ЭДО) — это механизм автоматических процессов обработки электронной документации, осуществляющий концепцию «безбумажного делопроизводства». Основным элементом данного процесса является электронный документ, который создается с помощью средств компьютерной обработки сведений и хранящийся в виде файла того или иного формата на машинном носителе.
Вид ЭДО зависит от специфики учреждения:
- промышленный ЭДО;
- административный;
- архивированное дело;
- профессиональный;
- счетоводный;
- складской;
- технологичный;
- секретный и конфиденциальный ЭДО.
В связи с тем, что все больше учреждений стремятся внедрить у себя систему ЭДО, для повышения эффективности использования рабочего времени, Правительством России было принято решение разработать отдельный законодательный акт. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ был принят членами Госдумы 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года.
Настоящий Федеральный закон регламентирует взаимоотношения в сфере применения цифровых подписей и документооборота при совершении гражданско-правовых сделок, оказании общегосударственных и муниципальных услуг, а также при исполнении иных государственных функций.
Текст Федерального настоящего законопроекта состоит из 20 статей:
- статья 1. Область действия закона;
- ст 2. Основные определения, используемые в данном законопроекте;
- ст 3. Законодательное регулирование отношений в сфере применения документооборота в сети Интернет;
- ст 4. Правила применения электронного документооборота;
- ст 5. Виды ЭДО;
- ст 6. Принципы признания электронного документооборота, подписанного цифровой подписью, равнозначным документам на бумажном носителе;
- ст 7. Признание электронных подписей на межнациональном уровне;
- ст 8. Полномочия федеральных служб исполнительного правления относительно соответствующего документооборота;
- ст 9. Применение простого ЭДО;
- ст 10. Права и обязанности соучастников электронного взаимодействия в сфере документооборота;
- ст 11. Признание квалифицированной электронной подписи;
- ст 12. Средства соответствующей подписи;
- ст 13. Засвидетельствующий центр;
- ст 14. Свидетельство относительно проверки;
- ст 15. Аккредитованный засвидетельствующий центр;
- ст 16. Полномочия центра;
- ст 17. Квалифицированное свидетельство;
- ст 18. Выдача соответствующего свидетельства;
- ст 19. Итоговые положения закона;
- статья 20. Вступление в законную силу Федерального закона № 63.
Ознакомьтесь Закон «О транспортной безопасности»
Важно! Сам по себе документ, созданный в электронном виде на компьютере, не является юридически значимым. Он обретает законодательную значимость только с помощью цифровой подписи, которая является аналогом собственноручной подписи.
Скачать текст ФЗ
Систем документооборота может быть столько же, сколько существует подвидов деятельности. При необходимости автоматизировать можно любую частную документацию.
Преимущества использования цифрового документооборота:
- однократное регистрирование акта, которое позволяет безошибочно идентифицировать его в соответствующей системе;
- одновременное выполнение нескольких операций, с помощью которых можно сократить время движения документа и повысить оперативность исполнения;
- непрерывное движение акта, что дает возможность быстро выявить ответственного за его исполнение в любой момент процесса;
- общая база, которая не позволяет дублировать документы;
- результативный и оперативный поиск документации, даже при наличии минимальных сведений;
- эффективная система отчетности, которая позволяет контролировать движение документа на любом этапе документооборота.
Скачать Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ в последней редакции по ссылке.
Еще вы можете изучить текст закона о почтовой связи по ссылке:
Изменения в законе о документообороте
В конце 2015 года был принят Федеральный закон № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ««Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ», вступающих в законную силу с 31.12.2017 года.
Изменениям и поправкам подверглись следующие статьи:
Статья 6 часть 3.1
Дополнить текст новой редакции: «Федеральными актами предусмотрено, что документ обязательно должен подписываться несколькими лицами тем видом подписи, который установлен законодательством РФ».
Статья 8
Согласно нововведениям пункт 1 части 5 ст 8 изложить в следующей редакции: «По согласованию с уполномоченной федеральной службой, устанавливаются нормы и требования к форме квалифицированного свидетельства и принципы владения ключом электронной подписи, а также документооборота».
Ст 12 часть 1 пункт 3
Данная статья была дополнена следующим текстом: «Разрешение на создание цифровой подписи в формате, регламентированным федеральной службой исполнительного правления. Функции, осуществляющие выработку и реализацию общегосударственной политики и законодательное регулирование в области информационных технологий».
Статья 13 часть 1 п 1.1
Согласно новой редакции закона, проверку данного документооборота осуществляют в соответствии с основными принципами подтверждения владения ключом электронной подписи.
Статья 16
Опубликовать пункт 3 части 3 в новой редакции: «Средства электронной подписи, а также средства засвидетельствующего центра должны устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного свидетельства на момент подписания соответствующего документа».
Статья 17
Часть 2.1, Федерального закона о документообороте, дополнить следующим текстом: «Операторы общегосударственных и муниципальных информационных систем, предусмотренные нормативно-правовыми актами, не имеют право требовать наличие в квалифицированном свидетельстве сведений, которые могут огранить его применение в других информационных системах».
Если ФЗ о документообороте через сеть Интернета не учитывает требования и правила для конкретной отрасли, или учреждение планирует внести отдельную деятельность, то в таком случае организация может создать собственную корпоративную информационную систему. Ведь данная система была создана для упрощения работы предприятий при заключении различных сделок. Поэтому в данной документации должны содержаться не только принципы, но и приложения, регламентирующие корпоративный электронный документооборот.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/fz-ob-elektronnom-dokumentooborote/
Какие виды подписей ввел 63-ФЗ
- Простая (ЭП)
- Усиленная неквалифицированная (НЭП)
- Усиленная квалифицированная (КЭП)
1 июля 2013 года утратил силу Федеральный закон от 10.01.
02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и вместо него начал действовать Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Он сблизил российское и зарубежное законодательства и разграничил сферы применения электронных подписей.
И в первую очередь это подтолкнуло к широкому использованию госуслуг в электронном виде.
Вместо одной электронной цифровой подписи (ЭЦП) новый закон ввел три вида электронной подписи:
- простая (ЭП),
- усиленная неквалифицированная (НЭП),
- усиленная квалифицированная (КЭП).
Простая подпись подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, однако не гарантирует неизменность файла после подписания (п. 2 ст. 5 63-ФЗ).
Такая электронная подпись создается с помощью одноразовых паролей или других средств.
Простую электронную подпись легко «получить» и применять: записываться к врачу, вставать в очередь на получение документов и т.д.
УЦ СКБ Контур выпускает все виды электронных подписей.
Подобрать подпись
Неквалифицированная электронная подпись позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки. Данный вид подписи менее регламентирован.
Подписанный с его помощью документ заменяет бумажный документ только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон. Удостоверяющий центр не обязан дополнительно подтверждать неквалифицированную подпись (как это происходит в случае с квалифицированной).
На сегодняшний день НЭП активнее всего применяется на аккредитованных площадках госзаказа.
Для получения неквалифицированного сертификата необходимо иметь оригинал паспорта физического лица — уполномоченного представителя, а также следующие документы (оригиналы или заверенные копии):
- паспорт уполномоченного лица или руководителя организации;
- заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- документ о назначении руководителя (оригинал или копия протокола);
- свидетельство или уведомление о постановке на учет в ИФНС;
- доверенность на право участия в торгах (для юридического лица).
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – самая широко применяемая и регулируемая из всех трех видов подписи по федеральному закону № 63-ФЗ. Документ, подписанный с помощью сертификата КЭП, приравнивается к документу, который собственноручно подписан физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица.
Именно КЭП открывает владельцу максимум возможностей для работы на электронных торговых площадках и информационных ресурсах. Она подходит для работы на государственных электронных порталах и получения финансовых услуг, для организации закупок в соответствии с 223-ФЗ, участия в коммерческих торгах и торгах по реализации имущества банкротов.
Как правило, сертификат КЭП имеет срок действия 1 год (УЦ СКБ Контур может выпускать сертификаты на 15 месяцев), однако действие поставленных с его помощью подписей неограниченно. Для получения сертификата КЭП необходимо иметь оригинал паспорта физического лица — уполномоченного представителя, а также следующие документы (оригиналы или заверенные копии):
- свидетельство о регистрации (ОГРН);
- учредительные документы;
- свидетельство о постановке на учет (ИНН);
- страховое свидетельство Пенсионного фонда (от физического лица — уполномоченного представителя);
- заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Удостоверяющий центр СКБ Контур выпускает сертификаты квалифицированных электронных подписей для работы на:
- общероссийском официальном сайте государственных закупок и Едином портале госуслуг;
- портале ЕФРСФДЮЛ;
- портале Федеральной службы по финансовым рынкам;
- портале ФГИС территориального планирования.
Также квалифицированные сертификаты УЦ СКБ Контур можно использовать для:
- сдачи регламентной отчетности в Национальный союз страховщиков;
- подачи документов на лицензирование в Министерстве здравоохранения аптек, фармацевтических компаний, косметологических и медицинских центров;
- заполнения электронных документов предприятиями сферы ЖКХ.
Источник: https://kontur.ru/spravka/41-kakie_vidy_podpisej_vvel_63_fz
Закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи»
Понятие «электронная подпись» (ЭП) было официально определено законом №1-ФЗ еще в 2002 г. С тех пор многие его нормы претерпели изменения, позднее был издан закон №63-ФЗ, в 2016 г. были внесены поправки в него.
Дополнения законодательства, касающиеся электронной подписи, внесены законом №220-ФЗ в июне прошлого года. Однако его пункты обрели юридическую силу только в начале 2017 г.
Изменения касаются внесения в документы, регулирующие судебное делопроизводство, формулировки «электронные документы», «электронная подпись».
Определяется, что электронные документы, размещенные в Интернете государственными органами на их официальных порталах или предоставленные третьим лицам, должны содержать усиленную квалифицированную подпись.
Закон №63-ФЗ претерпел две поправки:
- Внесено требование, чтобы в случае, когда электронный документ подписывается несколькими лицами, все они делают это тем видом ЭП, который установлен законодательством для данных форм.
- Добавлено исключение в случаи, когда несколько файлов объединяются в пакет электронных документов, каждый из них считается подписанным тем видом электронной подписи, которым был подписан весь пакет. Оно гласит, что если в пакете присутствует документ, созданный и подписанный другим пользователем, то данный файл признается подписанным тем видом подписи, которым он на самом деле подписан. Действует эта норма независимо от того, какой ЭП подписан весь пакет при условии, что порядок создания и подписания включенного документа соответствует закону.
Особенности и содержание
Электронная подпись по закону может использоваться в сделках между всеми участниками электронного взаимодействия, при получении государственных услуг и в других случаях. Отношения между партнерами регулируются ими самостоятельно путем заключения соглашений, а также правовыми актами, правилами, устанавливаемыми операторами корпоративных информационных систем.
Основные понятия, содержащиеся в законе №63-ФЗ:
- ЭП – информация в машиночитаемом виде, применяемая при установлении факта подписания и сделавшего это лица. Она обязательно связана с электронным документом.
- Ключ ЭП – неповторяющаяся комбинация знаков, к которой обращаются при изготовлении подписи.
- Ключ проверки ЭП – аналогичное понятие предыдущему, но используемое для контроля подлинности подписи.
- Сертификат ключа – файл, подтверждающий, что ЭП принадлежит данному владельцу.
- Квалифицированный сертификат – файл, созданный с учетом всех норм закона № 63-ФЗ.
- Удостоверяющие центры – компании, имеющие право создавать, выдавать ЭП, устанавливать срок или аннулировать их, а также вести реестр действующих ЭП. Центры могут быть аккредитованными или нет, в первом случае они должны соответствовать всем требованиям 63-ФЗ.
При проставлении ЭП можно использовать любой ее вид, а для изготовления – различные технические средства, если это специально не оговорено в законе или в соглашениях с другими участниками электронного документооборота.
При автоматическом создании ЭП нет оснований признать ее или файлы, подписанные с ее использованием, недействительными.
Фирмы и предприниматели самостоятельно выбирают вид ЭП. Предпочтение отдается в зависимости от того, какие документы нужно будет подписывать и какие требования устанавливает закон.
Различают:
- Простая ЭП – это начальный способ идентификации лица, создавшего и подписавшего документ. Используется в виде логина и пароля и содержится в самом файле, применение этого вида в электронном документообороте ограничено.
- Усиленная в свою очередь разделяется на:
- неквалифицированную – при ее создании используются криптографические технологии и ключ ЭП, которые дают возможность определить, кто подписал документ и совершались ли изменения в нем после этого;
- квалифицированную – схожа с предыдущим вариантом, но в дополнение к ним ключ проверки для ЭП содержится в квалифицированном сертификате, средства ЭП, использованные при создании, отвечают всем требованиям закона №63-ФЗ.
Регулированием применения ЭП занимается уполномоченный федеральный орган. Его функции включают:
- создание головного удостоверяющего центра;
- аккредитацию удостоверяющих центров, ведение их списка, в который вносятся функционирующие компании, информация по фирмам, работа которых приостановлена или прекращена;
- создание и правление реестром изготовленных квалифицированных сертификатов.
Закон №44-ФЗ, регулирующий порядок и организацию государственных закупок, был принят 5 апреля 2013г. Он регулирует электронный документооборот между компаниями и предпринимателями, участвующими в тендерах, порядок подачи заявок на участие в нем.
Все документы, передаваемые через единую информационную систему государственных закупок, должны быть подписаны усиленной электронной подписью. А значит сами ЭП и ключи к ним должны быть созданы и выданы аккредитованными удостоверяющими центрами.
Причем если в торгах участвует иностранная организация, то ее ЭП должна соответствовать нормам права ее государства и международным договорам РФ.
Определение победителя в торгах проводится в форме электронного аукциона, в которой участники и операторы электронной площадки при размещении и обмене документами используют неквалифицированный вид усиленной ЭП.
После определения победителя в аукционе, участниками выполняются следующие действия по заключению контракта с использованием электронной подписи:
- Заказчик публикует в единой информационной системе проект контракта.
- В пятидневный срок победитель торгов изучает контракт, и выполняет действия: при согласии – подписывает файл усиленной ЭП и вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения заказа, размещает в системе; при несогласии – публикует Протокол разногласий, в котором указывает несоответствующие его требованиям пункты. Протокол также должен быть подписан.
- Заказчик при этом может действовать по двум сценариям: если контракт согласован победителем тендера, то заказчик подписывает его своей усиленной ЭП и размещает в системе; если есть претензии со стороны подрядчика, то заказчик либо составляет новый контракт с учетом замечаний, либо размещает старый вариант с указанием причины, по которой изменения не внесены, но без подписания документа.
- Если все разногласия устранены, то победитель в течение трех рабочих дней подписывает и размещает электронный документ, после чего заказчик делает то же самое.
Нормативно-правовые акты, регулирующие применения ЭП
Кроме приведенных выше законов, использование электронной подписи регулируется правовыми актами:
- Часть 1 Гражданского кодекса РФ с изменениями, вступившими в силу с 02.10.2016 г. Так, положение о письменной форме сделки дополняется возможностью использовать ЭП для проставления в документе.
- Технический алгоритм формирования и проверки ЭП определяется ГОСТ Р 34.10-2012. Он разработан и опубликован Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте России. Благодаря нормам, в нем содержащимся, ЭП позволяет: проверять авторство электронной подписи, устанавливать целостность документа и обеспечивать высокий уровень защиты от подделок.
- Правила определения видов ЭП, используемых государственными и муниципальными органами исполнительной власти регулируются Постановлением Правительства РФ от 25.0.2012 № 634.
Источник: https://znaybiz.ru/forma/ooo/pechat-ecp/63-fz.html
Федеральный закон 63 ФЗ об электронной цифровой подписи — что нового привнёс закон, последние новости
Любой аспект, имеющий юридическую силу, должен иметь нормативно-правовое регулирование. Это логично: ведь каждая система должна подчиняться определенным нормам и порядку. Данный порядок устанавливается на Федеральном уровне в виде законопроектов.
Каким же образом регулируется соблюдение норм и правил в использовании электронных объектов? Рассмотрим основной Закон, который раскрывает юридические нормы отношений между сторонами электронного документооборота, а именно, использование электронной цифровой подписи.
Какие изменения внес Федеральный Закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ? Новшества и общая характеристика нормативного акта
Около 5 лет назад закончил свое действие закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. На смену ему пришел обновленный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года. Данный Закон был принят Госдумой 25 марта 2011 года, и одобрен Советом Федерации уже через 5 дней.
Итак, данный нормативный акт внес существенный изменения в отношении своего объекта. Помимо изменения самого названия Закона, другим существенным нововведением стало разделение ЭЦП на 2 вида, а именно:
- Простая ЭЦП. Это подпись, созданная посредством пользовательских кодов и паролей. Правила использования простой ЭЦП разъясняются в 9 статье ФЗ №63.
- Усиленная ЭЦП. Данная подпись создается при помощи ключевой пары.
Усиленная подпись, в свою очередь, делится еще на 2 подвида: квалифицированную и неквалифицированную электронную цифровую подпись. Последняя – создается с помощью программ криптошифрования. Такая подпись способна обнаружить факт изменения содержимого документа после его подписания.
Квалифицированная же подпись, помимо вышеперечисленных параметров имеет квалифицированный сертификат. Структура сертификата определена Приказом ФСБ РФ № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года.
Получить ЭЦП можно в специализированном Удостоверяющем Центре, который аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. С более подробной характеристикой видов ЭЦП можно ознакомиться в статье № 5 ФЗ №63.
Помимо крупных изменений, представленных выше, обновленный Закон внес еще и другие поправки:
- Внесено уточнение, что при подписании электронного документа несколькими лицами, необходимо использовать один вид подписи (который установлен законодательством для тех или иных форм действий);
- Была упрощена система проведения электронных торгов. С введением Закона в действие, участники торгов стали иметь возможность отправлять заявки в электронном виде.
Закон «Об электронной подписи» достаточно подробно регламентирует использование электронного объекта, при этом подробно поясняет права субъектов электронного документооборота и описывает обязанности и функции Удостоверяющего центра.
Первые 4 статьи Закона об ЭЦП посвящены описанию, основным понятиям и принципам использования ЭЦП. Например, в статье №3 описывается правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей.
В данной статье оговариваются такие нюансы, как возможность регулирования отношений в области использования электронной подписи соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Поясняется, что порядок использования электронной цифровой подписи в корпоративной системе может устанавливаться путем соглашения между участниками электронного взаимодействия.
Важный факт! Вид электронной подписи, которая может использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Российской Федерации.
Остальные статьи Закона посвящены узким нюансам. Например, в статье №6 подробно объясняются условия, при которых документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически можно считать равносильными документам, заверенным рукописной подписью.
А в статье №8 подробно перечислены полномочия Федеральных органов власти в данной сфере.
Много внимания уделено в Законе объяснению характеристики, функций, профессиональной деятельности, аккредитации Удостоверяющих Центров, а так же понятию «квалифицированного сертификата».
Помимо основного Закона об ЭЦП действуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие применения электронной подписи.
Нормативно-правовая база, регулирующая использование ЭЦП
Формирование правовых норм для использования электронной цифровой подписи в России шло довольно медленными темпами. С движением прогресса устаревали положения и теряли силу многие нормативные акты в этой области.
В действующем законодательстве относительно электронного документооборота учтены все нюансы применения ЭЦП, с учетом появления новых технологий.
Основным нормативным актом, регулирующим применение электронной цифровой подписи, является Федеральный Закон №63-ФЗ. Закон определяет порядок работы с электронной подписью, а так же регламентирует правовой статус объекта. В Законе описываются все права и обязанности субъектов электронных отношений, использующих в своей деятельности электронную подпись.
Кроме основного Закона, использование электронной подписи регулируется и регламентируется другими нормативно-правовыми актами:
- ГОСТ Р 34.10-2012. Данный стандарт определяет технический алгоритм формирования, а так же проверки электронной цифровой подписи;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года. Устанавливает правила определения видов электронной подписи, которые используются в работе органов государственной и муниципальной власти;
- Федеральный Закон № 149-ФЗ от 20 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Устанавливает, при каких условиях документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическую силу (получает статус полноценного электронного документа);
- Федеральный Закон № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Данный Закон внес изменения в процесс осуществления закупок с помощью электронного аукциона.
- Гражданский Кодекс РФ (№51-ФЗ). В данном нормативном акте поясняется, что сделка (договор, контракт) будет считаться действительной не только при подписании «бумажного документа», но и электронного, с использованием ЭЦП:
- Часть I, Статья №160, п.2;
- Часть I, Статья №434, п.1;
- Часть I, Статья №434, п.2.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» от 25 января 2013 года;
- Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года;
- Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам Удостоверяющего Центра» от 27 декабря 2011 года;
- Федеральный Закон № 44- ФЗ от 5 апреля 2013 года. Регулирует порядок и организацию государственных закупок.
Перспективы развития ЭЦП в России
В последнее время все популярнее обсуждается тема электронного документооборота, и электронной подписи, в частности. Но использование данного объекта требует определенных знаний и пониманий нюансов и специфики данного направления.
Так как развитие новых технологий, внедрение новаторств и кардинальных изменений в нашей стране проходит не быстрыми темпами, то, не смотря на малую популярность ЭЦП в данный момент, стоит пророчить ей большие перспективы.
Применение электронной цифровой подписи может осуществляться в различных сферах деятельности субъектов. Электронная подпись доступна как юридическим, так и физическим лицам, причем процедура получения ЭЦП для граждан в последние годы достаточно упростилась. Изменения были произведены для привлечения большего количества пользователей.
Практическую значимость электронной цифровой подписи переценить сложно. Государство поддерживает политику перехода на электронную систематизацию и старается продвигать различные проекты, способствующие заданному развитию.
В Министерстве связи и массовых коммуникаций разработали Законопроект для граждан – активных пользователей электронного сервиса государственных услуг.
Гражданам Российской Федерации, практически признающим электронный документ альтернативой бумажному, планируется предоставление скидки в размере 50% на оплату государственной пошлины.
Во второй половине 2018 года законопроект будет принят на рассмотрение.
Увеличению числа клиентов удостоверяющих центров способствует и расширение областей применения электронной подписи:
- Федеральная служба судебных приставов и московские суды с 1 апреля 2018 года начали использовать в своей деятельности систему электронного документооборота. Полагается, что такой переход повысит прозрачность исполнения судебных решений. Со 2 апреля 2018 года все московские суды направляют исполнительные документы территориальным отделениям Федеральной службы судебных приставов в электронном виде.
- Популярность услуги «электронный нотариус». Нотариусы с недавнего времени так же начали использовать в своей деятельности электронную систему. Для удобства клиентов, теперь можно нотариально заверить не только бумажный документ, но и электронный. На электронном документе нотариус проставляет свою удостоверяющую подпись, тем самым приравнивая юридический статус бумажной и электронной версии. Для получения данной услуги необходимо предоставить нотариусу оригиналы документов (паспорт обязательно). Пресс-служба Федеральной нотариальной палаты сообщила, что по окончанию первых двух месяцев 2018 года, нотариальной услугой удостоверения электронных документов воспользовалось около 100 тысяч граждан РФ.
- Московские отделения Почты России ввели новаторство в работе с клиентами: использование электронной подписи для получения бандеролей, заказных писем и посылок. Если объект не требует оплаты, клиент сможет получить его при помощи простой электронной подписи. Для пользования данной услугой в почтовом отделении необходимо заполнить специальную регистрационную форму. В ней указываются паспортные данные (с предъявлением оригинала документа) и номер контактного телефона (мобильного). При поступлении на почту посылки или заказного письма, получателю будет оправлено сообщение, содержащее специальный код. Для того чтобы получить отправление, москвичам теперь не нужно заполнять бумажные извещения, а необходимо лишь назвать код из смс.
Эксперимент с электронными трудовыми книжками
Сведенья о сотруднике в части трудовых отношений в ближайшее время планируется оформлять в электронной форме. Приказ о проведении эксперимента о замене бумажных трудовых книжек на электронные был подписан Главой Министерства Труда и социальной защиты Максимом Топилиным. Организация и разработка методики проведения эксперимента возложены на Министерство труда Российской Федерации.
В данном пилотном проекте будут участвовать:
- ОАО «Российские железные дороги»;
- АО «Газпромбанк»;
- ПАО «АвтоВАЗ»;
- ПАО «Росбанк»;
- ПАО «Ростелеком»;
- ООО «Яндекс».
В ближайшем будущем планируется создать электронные базы данных о трудовой деятельности российских граждан. Электронные трудовые книжки исключат риск утери, а так же сократят расходы по осуществлению кадрового делопроизводства.
Как собрать пакет документов для оформления ипотеки
Шаги в развитии системы электронного документооборота
Для усовершенствования работы с электронной документацией, в настоящее время, в Москве ведется работа по аккредитации удостоверяющего центра электронного документооборота. Данным проектом занимается Совет Федерации.
По мнению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, с помощью данного центра можно будет направлять электронные документы с применением ЭЦП в органы государственной власти.
К основным преимуществам создания центра электронного документооборота относят оперативность действий, мобильность, снижение издержек на печать.
Актуальные проблемы и вопросы по части электронного документооборота в этом году обсуждались на ежегодной конференции «Весенний документооборот» в середине апреля. Длительность программы мероприятия составила 4 дня. Информационным партнером конференции выступил Единый портал электронной подписи.
Электронный документ как самостоятельный объект в Законодательстве РФ
Представители Министерства связи и массовых коммуникаций предложили узаконить электронные документы, подписанные цифровой электронной подписью. По Закону, такие документы имеют юридическую силу, однако в Законодательстве не закреплены как самостоятельный объект.
Электронные документы выступают лишь аналогом бумажного документа, не являясь его полной альтернативой. Законопроект находится в активной разработке и будет позиционирован как поправка к Закону.
Разработчики данного проекта Федерального Закона в сфере электронного документооборота надеются, что он будет способен полностью решить вопросы регулирования принципов использования электронных документов.
Мобильная Электронная Цифровая Подпись
В рамках экспериментального проекта, клиенты «Мегафона» теперь имеют возможность подписывать документы виртуально. Пользователь, подписывая документ, подтверждает свою личность при помощи PIN-кода. Новатор в области мобильной подписи заявляет, что подписывать документы с мобильного устройства можно в любой точки мира, где ловит сеть.
Для получения МЭП (мобильной электронной подписи), так же как и ЭЦП, пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий Центр. «Мегафон» зарегистрировал свой Удостоверяющий Центр с одноименным названием Компании.
В Удостоверяющем центре клиент получает сертификат электронную цифровую подпись и специальную сим – карту (с возможностью сохранения своего текущего номера).
Оператор заверяет своих клиентов в том, что МЭП имеет государственную сертификацию и соответствует всем требованиям законодательства.
Будущее за электронными выборами?
Источник: https://bankstoday.net/last-articles/zakon-62-ob-elektronnoj-podpisi-kak-reglamentatsiya-ispolzovaniya-elektronnogo-obekta
Закон об электронном документообороте РФ
Российские компании стали все чаще использовать в своей работе электронный документооборот.
Применение такого способа ведения бизнеса позволяет выполнять не только текущие задачи, но и совершать безопасные сделки с организациями-партнерами.
Помимо этого, намного упрощается процедура предоставления отчетности в контролирующие органы, поскольку вся документация может передаваться через интернет.
Какие акты регулируют использование ЭДО
Закон об электронном документообороте в нашей стране предусматривает выполнение определенных требований, правил к подобному ведению деятельности. Основными законодательными актами, регулирующими использование такой современной технологии, являются: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «Об электронной подписи».
Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает правила для осуществления обмена данными между предприятиями и применения в качестве подтверждения подлинности информации электронной цифровой подписи.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает аналогичные правила.
Федеральный закон N 263-ФЗ «Об отмене ограничений на электронный документооборот» снимает ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и местного самоуправления в самых разных сферах.
Открываются возможности применять ЭДО при прохождении процесса лицензирования, в деятельности саморегулируемых организаций, при осуществлении исполнительного производства, направлении открытых сведений о госрегистрации прав на воздушные суда, получении сведений от государственных и муниципальных органов и пр.
Где должен использоваться электронный формат документов
С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны представлять декларации (расчеты) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ, см. подробный комментарий). Речь идет о направлении налогоплательщику требований о представлении документов, об уплате налогов, о вызове в налоговый орган.
Комментируемый закон уточняет, что обеспечить получение этих документов следует не позднее 10 дней со дня, в котором у налогоплательщика возникли основания для подачи электронной отчетности. Они перечислены в п. 3 ст. 80 НК РФ:
- превышение среднесписочной численности работников за предыдущий год количества в 100 человек;
- создание организации с численностью работников более 100 человек;
- применение НДС.
Обязанность будет исполненной, если у налогоплательщика (или его уполномоченного представителя) есть договор на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту его учета и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Если получение документов осуществляется через представителя налогоплательщика, то должны быть также документы, подтверждающие его полномочия.
Что касается обязанности представить данные документы в налоговый орган, то она прямо предусмотрена только для документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика – их следует подать в течение трех дней со дня передачи полномочий.
Принятое решение отменяется на следующий день после того, как налогоплательщик все-таки обеспечит электронный документооборот с налоговым органом.
Какой должна быть цифровая документация
По законодательству электронный документооборот, а именно документы, должны соответствовать следующим требованиям:
- Использование данных только в установленном правительством порядке. Компании могут осуществлять с подобной информацией только те действия, которые предусмотрены в законе.
- Признание распоряжений, приказов и писем, представленных в цифровом виде, юридически значимыми для проведения различных сделок.
- Соответствие отчетности или иных файлов требованиям процессуального кодекса. Это необходимо для использования их в качестве доказательственной базы в суде в случае возникновения спорных ситуаций между организациями-партнерами или при предъявлении обвинений со стороны контролирующих органов.
Электронная подпись
Наиболее важным регулирующим документом в данной сфере является закон, который регламентирует использование электронной подписи (ЭП) для подтверждения подлинности и достоверности информации.
Данный элемент является не только средством для обеспечения безопасности данных против их подделки.
Его применение представляет собой законное основание для начала правовых отношений между организациями.
ФЗ «Об электронном документообороте» предусматривает выполнение электронной подписью следующих функций:
- является символом письменной формы документа;
- выражает добровольность подписания конкретным лицом;
- дает возможность признать документ достоверным;
- исключает вероятность внесения каких-либо изменений после подписания;
- идентифицирует личность, использовавшую подпись для документов;
- выражает подтверждение того, что информация была подписана уполномоченным специалистом.
В том случае, если законодательство электронного документооборота РФ не учитывает требования и правила для конкретной отрасли, или организация планирует вести свою деятельность с применением особого порядка, то в такой ситуации она имеет возможность создать собственную корпоративную информационную систему. В ней может участвовать ограниченный круг лиц, которые подписали соглашения, созданные руководством компании для регулирования подобных вопросов.
Подобная система призвана облегчить работу предприятий для совершения различных сделок со своими партнерами или заключения договоров со сторонними организациями. В данном регулирующем документе должны содержаться не только правила, но и приложения, необходимые для регламентирования корпоративного электронного документооборота.
Сотрудники компаний обязаны выполнять требования, созданные для такой системы, сразу же по заключении договора, предусматривающего их согласие с ее использованием.
В состав договорной документации, которая регламентирует корпоративный документооборот в электронном виде, входят следующие данные:
- правила использования подобной системы;
- подтверждение о соблюдении правил (договор о присоединении к ним);
- приложения к основному документу (каким образом должны решаться спорные ситуации, порядок применения электронной цифровой подписи).
Помимо этого, в организации могут разрабатываться и другие договоры, которые регламентируют применение в работе конкретных видов информационного, технического и программного обеспечения. Если сотрудник соглашается с данными правилами, то он автоматически становится участником электронного документооборота.
Главным условием для создания корпоративной информационной системы является ее непротиворечивость с законодательной базой страны. Во всем остальном стороны могут создавать правила в соответствии со своими пожеланиями.
Договорная документация в компаниях обычно регламентирует следующие вопросы:
- характер условий, необходимых для вступления сотрудника в корпоративную информационную систему;
- порядок выполнения правил для электронного документооборота;
- возможность внесения дополнений или изменений в установленные правила;
- порядок прекращения использования корпоративной информационной системы.
Участники системы самостоятельно решают, каким образом они будут осуществлять обмен данными и как можно будет установить подлинность передаваемых документов. Вся информация обязана иметь соответствующие каждому уполномоченному лицу электронные цифровые подписи, которые должны обладать сертифицированными ключами для подтверждения достоверности данных.
Электронный документооборот в Российской Федерации (г.Севастополь)
Источник: https://documentooborot.com/dokumentooborot/zakon-ob-elektronnom-dokumentooborote-v-rf.html
Правовая регламентация использования электронной подписи
Отношения, возникающие в области применения ЭЦП, требуют особого правового регулирования на уровне, как национального законодательства, так и на уровне двусторонних соглашений участников, существующих правовых норм, относящихся к указанной сфере.
Несущественное их развитие является препятствием для развития электронного документооборота, не только в банковской сфере, но и в сфере государственного управления, обеспечения информационных прав граждан, а также для успешного международного обмена электронными данными.
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» № 63 ФЗ был принят 6 апреля 2011 года.
Он является основой для обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.
В Законе устанавливаются права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи.
В соответствии с законом, владельцем сертификата ключа подписи (обладателем электронной цифровой подписи) является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах.
Владелец сертификата ключа подписи обязан хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи.
Закон устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования (для использования неограниченным кругом лиц) может быть организация, обладающая признаками юридического лица и способная нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписи.
Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи.
По истечении срок хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения.
Срок архивного хранения составляет не менее пяти лет.
Порядок выдачи копий, сертификатов, ключей, подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Электронная цифровая подпись документов производится шифром, который называется ключом.
Предусмотрено широкое использование электронной цифровой подписи среди государственных органов власти — федерального уровня, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в документообороте с такими органами.
При этом электронная цифровая подпись закрепляется за конкретным физическим лицом, уполномоченным государственным органом или организацией.
Таким образом, владельцем электронной цифровой подписи является не орган или организация, а его должностное лицо.
В практической деятельности это может привести к возможному злоупотреблению владельцем своими полномочиями, например, лицо может продолжать скреплять электронные документы своей электронной цифровой подписью и после того, как оно лишилось своего должностного положения.
Федеральным органом исполнительной власти, являющимся по существу удостоверяющим центром по отношению к уполномоченным лицам федеральных государственных органов, является Федеральное агентство по информационным технологиям.
Оно ведет специальный реестр сертификатов ключей подписей, выдает пользователям сертификаты, подтверждающие подлинность электронных цифровых подписей тех или иных должностных лиц, включенных в реестр.
Федеральное агентство по информационным технологиям осуществляет данную деятельность в соответствии с правилами, установленными в отношении деятельности удостоверяющих центров
Использование электронного документооборота, в том числе и электронной цифровой подписи, в отношениях между двумя или несколькими договорившимися хозяйствующими субъектами имело свое место значительно раньше принятия данного Федерального закона.
Например, взаимодействие банка с клиентом по электронной системе «банк-клиент», которая успешно продолжает применяться во многих банках и в настоящее время .
Порядок использования ЭЦП в отношениях между коммерческими банками, Центральным банком РФ ввиду особого статуса последнего регулируется нормативно-правовыми актами ЦБ РФ и договорами об обмене электронными документами, утвержденными в качестве приложений к актам .
Корпоративная информационная система представляет собой информационную систему, состоящую из ограниченного круга лиц — ее участников. Количество и круг лиц определяются владельцем такой системы либо соглашением между ее участниками.
Федеральный закон предоставляет корпоративным системам относительную автономность.
Так, если корпоративная система не взаимодействует с участниками информационной системы общего пользования, то вопросы внутреннего функционирования и взаимодействия между участниками решаются ею самостоятельно на основании внутренних нормативных актов.
Если корпоративная система взаимодействует с любой из систем общего пользования, например, предоставляет услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, то она автоматически должна соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом к информационным системам общего пользования.
К внутренним вопросам корпоративной системы относится определение порядка использования электронных цифровых подписей, что регулируется внутренними нормативными актами.
Внутренними актами корпоративной информационной системы признаются соглашения участников данной системы либо решения владельца системы, которые являются обязательными для остальных ее участников (клиентов).
Данные нормативные акты определяют содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов, порядок хранения аннулированных сертификатов, случаи утраты юридической силы данными сертификатами. Также соглашением участников может быть определен тот участник, на которого возлагаются функции удостоверяющего центра.
Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, может быть подписано электронной цифровой подписью и будет иметь равную юридическую силу, но при условии, что такое преобразование осуществлено согласно имеющемуся соглашению между сторонами либо в соответствии с нормативным правовым актом (ст. 19 Федерального закона).
Данная возможность использования электронной цифровой подписи в качестве эквивалента не только собственноручной подписи, но и печати значительно расширяет возможности организаций в гражданско-правовых отношениях.
Надо отметить, что Гражданский кодекс РФ не предусматривает обязательного скрепления договора печатью, а относит это к дополнительному требованию, которое может устанавливаться по соглашению сторон, законом или иными нормативными правовыми актами.
Но хотя скрепление печатью договоров и иных документов организаций не является обязательным, ряд подзаконных нормативных актов налоговых органов прямо указывает на такую необходимость.
Кроме того, Гражданский кодекс РФ предписывает на доверенность, выданную от имени юридического лица, помимо подписи руководителя прикладывать и печать данной организации.
Федеральный закон признает равнозначность для владельца электронной цифровой подписи, как его собственноручной подписи, так и собственноручной подписи, заверенной печатью.
Это положение предоставляет возможность использования электронной цифровой подписи не только организациям в своей хозяйственной деятельности, но и физическим лицам, чья подпись на бумажном носителе заверена печатью, например нотариусам.
Удостоверяющий центр берет на себя ответственность за подтверждение подлинности и аутентичности документа, подписанного электронной цифровой подписью именно владельцем сертификата ключа подписи.
Источник: https://yurist-company.ru/pravovaya-reglamentaciya-ispolzovaniya-elektronnoj-podpisi/