Минфин рассказал о новом порядке аудита
Минфин России проинформировал всех заинтересованных лиц об изменениях в сфере проведения аудита, вступающих в силу в мае 2018 года. Такая информация будет полезна для бухгалтеров и руководителей организаций.
Минфин России опубликовал информационное сообщение от 12 мая 2018 г. N ИС-аудит-17, в котром рассказал всем заинтересованным лицам о предстоящих и уже утвержденных новшествах в нормативном регулировании аудиторской деятельности. Так, приказом Минфина от 9 марта 2018 г.
33н, который должен вступить в силу 22 мая 2018 года, были определены виды аудиторских услуг, а также перечень сопутствующих им услуг. Кроме того, Федеральным законом от 1 мая 2018 г.
N 96-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», предусматривающие введение в действие на территории РФ международных стандартов аудита (МСА).
Чиновники напомнили, что по нормам ФЗ об аудиторской деятельности аудиторские услуги представляют собой проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг.
При этом аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для составления и выражения компетентного мнения о достоверности такой отчетности. Минфин пояснил, что с 1 мая 2018 года МСА подлежат применению аудиторами, но только в сроки, установленные в соответствующих документах.
Обычно они начинают с действовать года, следующего за тем, в котором они признаны для применения на территории РФ. Значит, в 2018 году многие МСА станут обязательными.
Также, с 1 мая 2018 года уточнен порядок проведения Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций. Законом установлены:
- периодичность плановых проверок;
- основания назначения внеплановой проверки;
- сроки проведения проверок;
- основания продления сроков проверок;
- сроки информирования саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, о результатах проверки и принятом решении;
- способы направления предписания о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов или исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Для улучшения учета этим же законом введена процедура регистрации аудиторских организаций, которые обслуживают общественно значимых клиентов.
Аудиторы теперь обязаны уведомлять Федеральное казначейство о начале оказания таких услуг организациям, которые признаны общественно значимыми. Такое уведомление должно быть представлено однократно в письменном или электронном виде для включения в реестр.
Срок для этого определен в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора с такой организацией. Форму документа должен разработать Минфин.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
Подписаться
e-mail рассылка
Подпишитесь на новости для бухгалтера!
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Источник: https://ppt.ru/news/139145
В каких случаях проведение аудита обязательно
Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:
- профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:
- организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.
Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.
Нет, не нужно.
Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.
Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
- сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.
Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
В рассматриваемом случае организация работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.
Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.
Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:
- с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
- с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.
Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.
Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно.
Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.
А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.
Внутренний контроль
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Кто проводит обязательный аудит
Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Исключение предусмотрено только для:
- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- кредитных и страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
- государственных корпораций и компаний;
- организаций, формирующих консолидированную отчетность.
Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.
Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):
- убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
- убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:
- государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- государственных корпорациях и компаниях;
- организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:
- либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.
За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.
Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.
Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.
Опубликование аудиторского заключения
Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Источник: https://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076
Обязательный аудит: критерии, ответственность за непроведение
В 2018 году немало компаний должны проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Читайте, кто именно подлежит обязательному аудиту, какова ответственность за непроведение и как выбрать правильного аудитора.
Используйте пошаговые руководства:
Для кого аудит является обязательным
Аудиторская проверка – мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т.д. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы.
В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку. Например, перед реструктуризацией, продажей, слиянием фирмы, иногда это может быть требованием кредитной организации). Часто провести аудит требуют иностранные фирмы у своих российских подразделений.
Но есть и организации, попадающие под обязательный аудит согласно законодательству.
Критерии обязательного аудита в 2018 году
Какие же фирмы не вправе увильнуть от ока аудиторов? Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307, аудит является обязательным, для:
- Акционерных обществ.
- Фирм, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.
- Кредитных, страховых организаций и инвестфондов (в том числе пенсионных) и их УК.
- Крупных компаний (кроме государственных учреждений и т.п.). Это фирмы, чья выручка за год до отчетного превысила 400 млн рублей или чьи активы на конец того же периода оказались более 60 млн рублей.
- Организации (кроме государственных либо муниципальных органов и иных госучреждений), представляющие (раскрывающие) годовую консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.
- Некоторые другие организации (согласно прочим действующим законам).
Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно посмотреть на сайте Минфина РФ или скачать по ссылке ниже. Там содержится таблица с условиями для обязательного аудита в 2018 году.
Комментарий аудитора
Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль»
Таблица Минфина является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения необходимости проведения обязательного аудита финансовой и бухгалтерской отчетности.
Как выбрать компанию, которая проведет обязательный аудит
Минфин в перечне случаев указывает, кто имеет право осуществить аудит для тех или иных организаций. В некоторых случаях выбор у компании довольно велик: это может быть и индивидуальный аудитор, входящий в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, и соответствующая фирма. Правда, такое право выбора есть лишь у фирм из пункта 4 (т.е.
крупных), некоторых клиринговых фирм и участников рынка ценных бумаг, организаторов лотерей и застройщиков (долевое строительство), крупных туроператоров и некоторых УК из указанного списка. В остальных случаях нанимать для проверки ИП компания права не имеет.
Более того, большинству организаций, подлежащих аудиту, придется выбирать из поставщиков услуг, имеющих хотя бы одного штатного специалиста с аттестатом, полученным после 1 января 2011 г.
Впрочем, выбор и сама его процедура зависит и от того, кому принадлежит аудируемая фирма.
Итак, с формальными характеристиками все ясно. Как же дальше выбрать из большого числа предложений? В первую очередь это касается коммерческих компаний.
Есть. конечно, общие рекомендации. Как и при оказании любых других услуг – от продажи одежды до юридических консультаций – сначала необходимо изучить информацию на сайте аудиторов. Большой срок существования фирмы, наличие крупных, солидных клиентов и их отзывы на сайте, разнообразие аудиторских и консалтинговых услуг, добротно сделанный сайт говорят сами за себя.
Одно немаловажное условие, которое желательно соблюдать: аудиторская фирма должна быть застрахована. Речь идет о профессиональной ответственности специалистов.
Ведь даже и самые компетентные эксперты с огромным опытом могут допустить небрежность, невнимательность, дать в связи с этим неверные рекомендации или пропустить ошибку.
А это, в свою очередь, может привести к финансовым тратам: например, из-за санкций налоговиков или из-за восстановления утерянного либо испорченного документа.
И, конечно, немаловажную роль играет цена.
Очевидно, что не все фирмы способны нанять для обязательного независимого аудита «звезд» аудиторской отрасли, способных провести проверку максимально дотошно, дать оптимальные рекомендации, да еще и, при необходимости, в сравнительно короткие сроки. Поэтому при выборе специалистов очень важно учесть методику расчета ими стоимости своих услуг (эта информация не всегда есть на сайте).
Этапы проведения обязательного аудита
Подготовительный этап. После заключения договора об оказании услуг аудиторам нужно понять, какова специфика деятельности фирмы, определить объемы и сроки работ, а также количество необходимых для проверки специалистов.
Этап проверки. лучаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетностиНа этом этапе проверяющий изучает саму отчетность и другие необходимые документы, при необходимости запрашивает пояснения у финансового отдела/бухгалтерии.
Подготовка заключения. Аудитор составляет заключение, в котором указывает на обнаруженные недостатки, дает рекомендации руководству и финансовому отделу компании. Затем заключение необходимо сброшюровать и заверить подписью и печатью.
При проведении проверки и написании заключения необходимо руководствоваться Международными стандартами аудита (МС, которые можно прочитать на сайте Минфина (действуют с 1 января 2017 года).
В дополнение ним применяются также правила, разработанные саморегулируемой организацией.
Важно помнить, что они не должны противоречить МСА и их соблюдение является обязательным для всех членов организации.
Новшество, появившееся в 2016 году: результаты обязательной проверки заказчик должен зарегистрировать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Структура заключения
Законодательство подробно описывает обязательные составные части заключения.
Итак, в начале идет название «Аудиторское заключение». Затем указывается адресат (это могут быть акционеры, участники ООО, а также другие лица).
Обязательно приводится нформации о компании: ее наименование, государственный регистрационный номер, а также место нахождения.
Необходимыми являются и сведения о самих аудиторах: регистрационные данные, наименование саморегулируемой организации аудиторов, в которую входит аудиторская фирма или аудитор.
Далее идут данные об аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности: ее список, период, за который она составлена, распределение ответственности в ее отношении между заказчиком и аудиторской организацией (либо ИП).
Обязательной частью являются ведения о проверке, выполненной аудиторами.
Весьма важная часть заключения отражает мнение экспертов о достоверности изученной ими отчетности. При этом указываются обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ее достоверность.
Заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Первый вариант составляется, если специалист не обнаружил никаких значительных несоответствий отчетности правилам, то есть все данные отражены в ней надлежащим образом. Второй вариант подразумевает три возможности.
- Мнение с оговоркой. Возможно лишь в том случае, если обнаруженные (или возможные, но не доказанные) расхождения хоть и являются существенными, но не затрагивают самые значимые элементы отчетности.
- Отрицательное мнение. Его вписывают, если эксперт нашел доказательства того, что искажения все вместе или по отдельности существенно влияют на достоверность отчетности.
- Отказ от выражения мнения. Такой вариант возможен при недостатке доказательств у проверяющего, позволяющих прийти к какому-либо мнению касательно отчетности. При этом он может считать, что возможные искажения могут в существенной степени негативно влиять на нее.
Обязательно должна быть указана дата составления заключения. Если даты нет, то в случае претензий к аудиторам со стороны заказчика или к заказчику со стороны, например, налоговых органов, будет неясно, какие сведения аудитор был обязан учесть, а какие были указаны в бухгалтерских документах уже после составления отчета. Иными словами, дата помогает ограничить сферу ответственности аудитора.
Штрафы за обязательный аудит в 2018 году
Ответственность за отсутствие обязательного аудита обязательного аудита, а также за уклонение от проведения обязательного аудита пока не предусмотрена законодательством. Однако есть серьезные штрафы, связанные с аудиторским заключением.
Штрафы за нарушение правил раскрытия аудиторского заключения
Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином реестре. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:
- на 30–50 тыс. руб. (должностные лица),
- на 700–1000 тыс.руб. (общество).
Штрафы за непредставление заключения в Росстат
Если организация должна проводить обязательный аудит годовой отчетности, значит, она должна подавать в Росстат аудиторское заключение вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности. Иначе ей придется заплатить штрафные санкции за обязательный аудит (ст. 19.7 КоАП РФ).
Итак, обязательный аудит — это аудиторская проверка отчетности компаний, указанных законодателем. Минфин определил, кто имеет право оказывать обязательные аудиторские услуги и каким заказчикам.
Такая проверка имеет четкую структуру и регулируется МСА.
При составлении, принятии и регистрации заключения необходимо учитывать некоторые законодательные новшества, появившиеся в последнее время (в 2016 и 2017 годах), а также возможные штрафные санкции.
Источник: https://fd.ru/articles/159055-obyazatelnyy-audit
Критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году
Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к международным стандартам, что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.
Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2018 год были введены международные стандарты аудита, которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.
Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица, попадающие под определенные критерии.
Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц.
Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.
Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и валюты баланса.
Требования для ООО делятся на две группы: по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям.
По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита.
Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям.
Субъекты
Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью, для которых аудит годовой отчетности является обязательным:
- По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
- По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.
Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.
Согласно новым стандартам целями и задачами обязательного аудита в 2018 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса. Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.
Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.
При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно, нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.
Законодательство
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита.
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений:
- внедрение принципов поэтапного аудита;
- введение понятия аудиторских доказательств;
- изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
- подготовка модифицированного заключения;
- аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена с 2018 года положений об аудиторской тайне. Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Изменения в стоимости
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40%, пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Проверка
Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений. Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.
Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия, от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.
Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.
С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.
Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Результатом проверки станет составление заключения, серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.
Санкции и штрафы
Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую. Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.
Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей. Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.
По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.
Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).
Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.
Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу.
Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://znaybiz.ru/buh/kontrol/audit/obyazatelnyj.html
Организации, подлежащие обязательному аудиту
Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.
Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту
Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.
То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.
Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.
Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.
Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):
2 | Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам |
3 | Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов |
4 | Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей |
5 | Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей |
6 | Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами) |
Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.
Минфин помогает разобраться
Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.
Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.
Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:
- по организационно-правовой форме;
- по роду деятельности;
- конкретным организациям;
- предприятиям с определенными финансовыми показатели;
- организациям, составляющим консолидированную отчетность.
СТАТИСТИКА
Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.
Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.
Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.
1 | Акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам |
2 | Организация является отличным от указанного в пункте 1 настоящей таблицы акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государственной собственности не менее 25% |
3 | Организация является акционерным обществом, отличным от организаций, указанных в пунктах 1, 2 настоящей таблицы |
4 | Организация является акционерным обществом, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р |
5 | Федеральное государственное унитарное предприятие, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р |
6 | Фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов) |
7 | Государственная корпорация |
8 | Государственная компания |
9 | Публично-правовая компания |
Организация осуществляет определенный вид деятельности | |
10 | Отличная от указанной в пункте 1 настоящей таблицы организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам |
11 | Кредитная организация |
12 | Головная кредитная организация банковской группы |
13 | Головная организация банковского холдинга (УК банковского холдинга) |
14 | Бюро кредитных историй |
15 | Страховая компания |
16 | Общество взаимного страхования |
17 | Профессиональное объединение страховщиков, осуществляющее определенную деятельность |
18 | Единое общероссийское объединение страховщиков, осуществляющим деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ |
19 | Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг) |
20 | Клиринговая организация (лицо, осуществляющее функции центрального контрагента) |
21 | Организатор торговли (лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы) |
22 | Центральный депозитарий |
23 | Негосударственный пенсионный фонд |
24 | УК негосударственного пенсионного фонда |
25 | Специализированный депозитарий НПФ |
26 | Акционерный инвестиционный фонд |
27 | УК акционерного инвестиционного фонда |
28 | УК паевого инвестиционного фонда |
29 | Микрофинансовая компания |
30 | Оператор лотереи |
31 | Организатор азартных игр |
32 | УК, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ |
33 | Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ |
34 | УК, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ |
35 | Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№ 111-ФЗ |
36 | НКО – собственник целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей |
37 | Получатель дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей |
38 | УК, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, если балансовая стоимость этого имущества превышает на конец отчетного года 45 миллионов рублей |
39 | Жилищный накопительный кооператив |
40 | Кредитный кооператив, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2000 человек |
41 | Кредитный кооператив второго уровня |
42 | СРО |
43 | СРО, отличная от саморегулируемой организации, указанной в пункте 42 настоящей таблицы |
44 | НКО, выполняющая функции иностранного агента |
45 | Политическая партия, получившая в отчетный период государственное финансирование |
46 | Политическая партия, общая сумма пожертвований в отчетный период которой в сводном финансовом отчете составила 60 и более миллионов рублей |
47 | Политическая партия, общая сумма расходов в отчетный период которой в сводном финансовом отчете превысила 60 миллионов рублей |
48 | Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации |
49 | Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения) |
50 | Региональный оператор, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ |
Конкретные организации | |
51 | Центральный банк Российской Федерации |
52 | Агентство по страхованию вкладов |
53 | Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) |
54 | Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
55 | Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» |
56 | Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» |
57 | Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» |
58 | Фонд содействия развитию жилищного строительства |
59 | ОАО «Российские железные дороги» |
60 | Государственная компания «Российские автомобильные дороги» |
61 | Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий |
62 | Фонд перспективных исследований |
63 | Российский научный фонд |
64 | Национальное объединение СРО оценщиков |
65 | Единый институт развития в жилищной сфере |
66 | Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» |
67 | Фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) |
Организация имеет определенные финансовые показатели | |
68 | Объем выручки от продажи продукции(продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей |
Организация составляет консолидированную отчетность | |
69 | Не поименованные в настоящей таблице организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность |
Источник: https://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/organizacii-podlezh-obyaz-auditu.html
«Для многих малых предприятий аудит выглядит неоправданной обузой» | Решения на РБК+
О грядущих изменениях на аудиторском рынке РБК+ рассказал директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ Леонид Шнейдман.
Фото: Арсений Несходимов для РБК
— По официальной статистике Минфина, продолжает уменьшаться число аудиторов и аудиторских организаций. На начало 2014 года аудиторов было 23 тыс., аудиторских организаций — 4,7 тыс.
, на начало 2017-го — 19,6 тыс. и 4,4 тыс. соответственно. Причем в 2016 году количество аудиторов уменьшилось почти на 2 тыс. — это почти втрое больше, чем в 2015-м.
Как вы объясните такую динамику?
— Вы называете количество лиц, имеющих право вести аудиторскую деятельность. Но совсем не обязательно, что все эти люди и организации действительно оказывают аудиторские услуги.
Количество фактически оказывающих аудиторские услуги всегда меньше, чем количество имеющих на это право.
Если же смотреть на количество именно работающих аудиторов и аудиторских организаций — оно почти не меняется на протяжении достаточно долгого времени; для нас это более важный показатель, свидетельствующий, если хотите, о стабильности ситуации в отрасли.
— А остальные, те, кто имеет право, но не пользуется, — получается, они просто платят взносы в саморегулируемые организации, ничего не получая взамен?
— Платят или не платят — это вопрос взаимоотношений СРО со своими членами. Относительно же мотивации, есть очень много причин иметь действующий квалификационный аттестат.
Самая очевидная — наличие профессионального аттестата повышает стоимость специалиста на рынке труда в смежных областях; так, многие главные бухгалтеры имеют аттестат аудитора, не занимаясь собственно аудитом и используя этот аттестат как признаваемое бизнесом и государством подтверждение квалификации.
Специалисты, занятые во внутреннем контроле в организациях, имеют аттестаты аудитора — это тоже рассматривается как подтверждение профессионализма.
— Давайте тогда о статистике по организациям. В 2015 году очень резко выросла доля организаций, которым менее одного года от роду, в 2016-м она тоже была на высоком уровне — 7,2 и 6,1% соответственно в сравнении с 3,5% в 2013 году. И это на фоне общей стагнации рынка. Это что — фирмы-однодневки усилили присутствие?
— Не думаю. С нашей точки зрения, важнее другой показатель — доля аудиторских организаций, которые работают на рынке более пяти лет.
Эта доля устойчиво растет — в 2016-м таких компаний было 79,3 против 77,4% в 2013-м.
Что касается роста доли новых компаний в 2015 году — это во многом итоги 2014-го, то есть до начала усиления регулирования и надзора на аудиторском рынке. Сейчас, по нашим ощущениям, ситуация уже иная.
— Вы сказали об ужесточении регулирования — что конкретно произошло?
— В 2016 году это прежде всего укрупнение саморегулируемых организаций аудиторов. В этом году меры, направленные на усиление надзора на аудиторском рынке, вовлечение в эту деятельность Банка России. Эти новации сказываются на количестве тех, кто рассматривает возможность выхода на рынок аудита.
— Не очень понятно. Укрупнение СРО было сопряжено с необходимостью переманивания новых членов — логично предположить, что это сопровождалось не усилением, а ослаблением контроля…
— Давайте разделим этапы преобразования саморегулируемых организаций и обычной их работы. Конечно, на этапе, когда СРО надо было выполнять численные критерии, могло быть ослабление контроля качества. Но даже тогда существенного снижения уровня требований СРО к своим членам мы не наблюдали.
Укрупнение саморегулируемых организаций позволит, с нашей точки зрения, повысить требовательность к аудиторам. — А процесс укрупнения СРО — он закончен? Число аудиторов, аудиторских организаций сокращается по одной-две сотни в год.
Есть ли опасность, что в некий момент не найдется места даже для двух СРО, способных выполнить требования законодательства по числу членов?
Наша позиция по данному вопросу не изменилась: в интересах аудиторской профессии — единая сильная саморегулируемая организация, оснований для множественности СРО на данном рынке мы не видим. А что реально будет происходить с саморегулируемыми организациями — дело профессии.
В аудите в отличие от многих иных сфер эти институты не насаждались извне, они исторически возникли из потребностей самой профессии. Другое дело, что на определенном этапе государство призвало профессию к тому, чтобы это были крупные институты, чтобы прекратилось совершенно неоправданное соревнование между ними.
Так что сама аудиторская профессия должна решить, что дальше будет с СРО.
— А что происходит в части государственного надзора? На смену упраздненному Росфиннадзору пришло казначейство, оно проводит проверки работы аудиторов общественно значимых организаций. По вашему ощущению, этот госконтроль повышает качество работы аудиторов? Какова динамика числа выявленных нарушений?
— Практически с первого года существования такого независимого от аудиторской профессии надзора стало очевидно, что он оказывает очень дисциплинирующее влияние на аудиторов. Это отмечают и независимые эксперты, и мы видим по некоторым признакам, порой косвенным. Пока мы находимся все еще на этапе становления внешнего надзора за аудиторскими организациями.
По-прежнему во многом это формальный контроль, при котором проверяется соблюдение буквы аудиторских стандартов — наличие предусмотренных документов, соблюдение всех установленных процедур.
Однако постепенно проверяющие начинают рассматривать действия аудитора по существу — каким образом оценивались те или иные факты аудитором, соблюдались ли принципы, которые установлены аудиторскими стандартами, при оценке того или иного события, сделки, факта хозяйственной жизни клиента.
Проверяющие высказывают собственные суждения, подчас отличные от тех, которые высказал аудитор. Возникает дискуссия между аудитором и проверяющим, в этой дискуссии выявляется, как это действительно должно было быть оценено. Мы рассматриваем такой подход как очень положительное явление.
— Введение международных стандартов аудита с этого года какую роль играет в этих процессах?
— Пока рано делать выводы. Мы официально перешли к применению международных стандартов аудита с 1 января 2017 года.
Но по контрактам, заключенным в прошлом году, аудиторам была предоставлена возможность работать в рамках прежнего регулирования, чтобы не менять условия договоров и сам процесс подготовки аудиторских заключений.
Думаю, что самые предварительные выводы можно будет сделать только по итогам 2017 года, а серьезно проанализировать влияние перехода на МСА — по результатам аудиторских сезонов 2019–2020 годов.
— Но все-таки, по ощущениям, у тех, кто работает по международным стандартам, больше ли процент модифицированных заключений, например?
— Это не совсем корректная постановка вопроса. От того, какими стандартами вы пользуетесь, не зависит количество выданных модифицированных заключений.
Что ясно уже сегодня — при работе по МСА повышается информативность аудиторских заключений.
В особенности в отношении тех организаций, чьи ценные бумаги обращаются на организованных рынках, потому что для них международными стандартами предусмотрено применение расширенной формы аудиторского заключения.
— Вы упомянули публичные компании, чьи ценные бумаги обращаются на биржах. Что для них изменится в связи с появлением на рынке еще одного регулятора — Банка России?
— Подключение Центрального банка к надзору на аудиторском рынке планируется не только в отношении аудиторских организаций, обслуживающих публичные компании, но всех общественно значимых организаций. Это все те клиенты, деятельность которых имеет существенное значение для экономики России, чья отчетность представляет общественный интерес.
— Какой дополнительный функционал будет задействован в надзоре, зачем понадобилось привлекать ЦБ в качестве дополнительного регулятора?
— Дополнительного, двойного надзора не будет. Предполагается, что надзор за аудиторами общественно значимых организаций будет осуществлять в полной мере Банк России. Такого, что два органа надзирают за одними и теми же аудиторскими организациями, не будет.
В системе Банка России сконцентрированы большие объемы информации, позволяющие более глубоко подходить к оценке работы аудиторских организаций, проверяющих общественно значимые компании. Центробанк осуществляет надзор за банками и некредитными финансовыми организациями, регулирует деятельность публичных компаний — эмитентов на фондовом рынке.
Это дает возможность посмотреть на данные компании с иной стороны и сравнить данные регулятора с мнением независимых аудиторов.
— Не очень понятно тогда, о какой независимости аудиторских заключений может идти речь. ЦБ задает правила игры, осуществляет надзор за участниками рынка, а вдобавок еще за теми, кто дает независимую оценку их отчетности…
— Такая проблема действительно существует. Задача заключается в том, чтобы найти приемлемые механизмы, которые обеспечат реальную независимость аудиторов. Если же такие механизмы не будут найдены, то, на наш взгляд, стоит еще раз оценить предлагаемые новации.
— Сейчас обсуждается возможность изменения законодательства в части требований к обязательному аудиту — в частности, поднятие минимальных требований к финансовым показателям предприятий, для которых аудит обязателен. В чем идея новаций, каково отношение к ним Минфина?
— В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает пересмотр сферы обязательного аудита. Ничего революционного в этом нет, о таком пересмотре речь шла довольно давно — например, в прошлом году, когда работали над концепцией дальнейшего развития аудиторской деятельности в стране.
Корректировка сферы обязательного аудита была названа одним из направлений работы. Предпринята попытка более точно определить круг реальных пользователей результатов аудита, тех, для кого действительно важна деятельность аудитора.
В тех случаях, когда ясно, что заинтересованных лиц нет или им требуется не столько аудит отчетности, сколько иная услуга аудитора, от обязательного аудита предложено отказаться. Сейчас эти предложения будут обсуждаться в Государственной думе.
Я думаю, что по результатам обсуждений будет выработана более точная модель обязательного аудита в отношении круга организаций, на которые распространяется данная процедура.
— Кого освободят от повинности, если в общих чертах?
— Прежде всего, это должно коснуться ряда предприятий малого бизнеса.
— По официальной классификации малый бизнес у нас — до 800 млн руб. годовой выручки, а обязательный аудит — с 400 млн. Выпадение из сферы обязательного аудита предприятий с выручкой 400–800 млн руб. сильно скажется на рынке аудиторских услуг?
— Если законодатель установит именно такие критерии — да, это затронет значительную часть аудиторского рынка.
— Всего, по данным Минфина, доля обязательного аудита — примерно 90% рынка аудиторских услуг, а сегмент предприятий с выручкой 400–800 млн — это сколько?
— Доля аудиторских клиентов с выручкой менее 400 млн руб. составляет порядка 65% общего числа клиентов, с выручкой от 400 млн до 1 млрд руб. — еще 16%.
Однако, обсуждая эти инициативы, по нашему мнению, надо ориентироваться на интересы экономики в целом, а не только на интересы отдельной ее сферы.
Для многих малых предприятий, особенно стартапов, обязательный аудит действительно выглядит неоправданной обузой.
Источник: https://www.rbcplus.ru/news/59eefd917a8aa96872e2cd20