Налоговый учет расходов на разгрузку товаров покупателем — все о налогах

Транспортные расходы при купле-продаже товаров: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

16.05.2007

Людмила Круглова
Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, является актуальным вопрос о порядке учета транспортных расходов, которые в значительной степени влияют на порядок формирования издержек обращения, а также на порядок определения налогооблагаемой базы в целях налога на прибыль.

В настоящей статье мы постарались рассмотреть наиболее типичные варианты распределения обязанностей по доставке товаров в соответствии с условиями договоров, раскрыть основные вопросы бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов как у продавца, так и у покупателя товаров.

Отражение порядка доставки товара в договорах поставки

Отметим сразу, что вариантов распределения обязанностей по транспортировке между сторонами договора купли-продажи существует достаточно много.

Общее правило о порядке доставки товара при заключении договора поставки закреплено в п.2 ст.458 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).

В указанной норме предусмотрено, что в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, если иное не предусмотрено договором, доставка товара от склада поставщика (иного места нахождения товара) осуществляется покупателем самостоятельно.

В настоящей статье мы рассмотрим следующие, наиболее типичные варианты порядка распределения между сторонами обязанностей по доставке товара и, соответственно, распределения транспортных расходов:

В первом и втором случаях, когда покупатель самостоятельно или посредством привлечения сторонней транспортной организации доставляет товар со склада поставщика, либо оплачивает поставщику услуги по доставке, специальной оговорки в договоре с поставкой о способе доставки не требуется.

В первом случае (доставка транспортной организацией) действует общее правило, предусмотренное ст.458 ГК РФ.

  Во втором, стороны договора поставки выражают свою волю в отношении порядка доставки товара в письменном виде путем подписания накладной или иного документа, в котором указана сумма транспортных расходов, подлежащая возмещению поставщику.

В третьем случае, когда товар доставляется до склада покупателя поставщиком, в договоре поставки следует отдельно оговорить, что обязанность по доставке товара до покупателя  лежит на поставщике и, при этом, стоимость такой доставки, учитывается в стоимости товара.

В случае отсутствия подобного положения в договоре, по нашему мнению, со стороны налоговых органов возможны следующие претензии к поставщику.

Как уже упоминалось, п.2 ст. 458 ГК РФ устанавливает, что транспортировку товара со склада поставщика, если иное не предусмотрено договором, осуществляет покупатель своими силами.

Поэтому, если в случае применения третьего варианта распределения расходов по транспортировке, в договоре поставки «иного» не предусматривается, отсутствует обязанность поставщика по доставке товара, как в силу закона, так и в силу договора.

Таким образом, проверяющие могут сделать вывод, что невозмещаемые покупателями расходы поставщика по доставке товара являются необоснованными, и не могут включаться в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Во избежание указанных претензий, можно также предусмотреть специальное положение в ценовой политике организации-поставщика, в соответствии с которым, в целях привлечения покупателей, поддержания благоприятной репутации компании, и в других, направленных на получение прибыли, целях, организация осуществляет доставку товаров до покупателей самостоятельно.

Отметим, что в этой ситуации у налоговых органов могут также возникнуть претензии и к покупателю.

Оформление первичных документов на транспортировку

Далее рассмотрим вопрос документального оформления первичных документов на транспортные расходы сторонами договора поставки в трех, упомянутых в предыдущем разделе, вариантах распределения обязанностей по доставке товара.

В случае, когда доставка товара до склада покупателя, в соответствии с условиями договора поставки, осуществляется поставщиком, с оплатой транспортировки покупателем, предъявление транспортных расходов покупателю может оформляться актом на оказание транспортных услуг, либо отдельной строкой в накладной на передачу товара, при этом оформления дополнительных документов на оказание транспортных услуг, по нашему мнению, не требуется.

Источник: https://www.tls-cons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/transportnye-raskhody-pri-kuple-prodazhe-tovarov-dokumentalnoe-oformlenie-bukhgalterskiy-i-nalogovyy/

Учет расходов по доставке товаров от поставщика до покупателя

При передвижении товаров от поставщика до покупателя имеют место расходы по доставке товаров. В зависимости от условий договора поставки эти расходы оплачивают полностью или поставщик, или покупатель, или какую-то часть поставщик, а остальную часть — покупатель.

В статье В.В. Патрова, д.э.н., профессора (Санкт-Петербургский государственный университет) речь, в основном, пойдет об учете расходов по доставке товаров, оплачиваемых покупателем, поскольку это наиболее сложный для учета вариант.

Содержание<\p>

Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров.

Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 «Продажи» в уменьшение прибыли от продаж.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.

Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.

В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 — в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.

Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.

Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.

Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями.

Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.

Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.

Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.

Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.

В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.

Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.

Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 «Расходы на продажу».

В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета «Продажи», и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:

Показатель «ТРН» берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.

Показатель «ТРП» определяется по данным аналитического учета к счету 44.

Показатель «ОК» определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.

Показатель «Р» для обеспечения его сопоставимости с «ОК» должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 «Себестоимость продаж» за месяц, а если по продажным ценам — кредитовый оборот счета 90-1 «Выручка» также за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 «Расходы на продажу» как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу» Кредит 44 «Расходы на продажу»

Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п.

228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).

Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 «Продажи» в уменьшение прибыли от продаж.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.

Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.

В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 — в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.

Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.

Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.

Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями.

Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.

Читайте также:  Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать? - все о налогах

Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.

Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.

Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.

В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.

Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.

Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 «Расходы на продажу».

В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета «Продажи», и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:

Показатель «ТРН» берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.

Показатель «ТРП» определяется по данным аналитического учета к счету 44.

Показатель «ОК» определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.

Показатель «Р» для обеспечения его сопоставимости с «ОК» должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 «Себестоимость продаж» за месяц, а если по продажным ценам — кредитовый оборот счета 90-1 «Выручка» также за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 «Расходы на продажу» как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу» Кредит 44 «Расходы на продажу»

Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п.

228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).

В статье 320 НК сказано, что «… в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров ..

, если они не учтены в стоимости приобретения товаров… При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением товаров.

» Таким образом, в налоговом учете расходы на доставку товаров от поставщика до покупателя также могут отражаться двумя способами: включаться в фактическую себестоимость товаров или списываться на дебет счета 44 «Расходы на продажу».

В этой же статье НК РФ говорится:

Выдержка из документа«К прямым расходам относятся … суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров».

Поскольку в статье 320 НК расходы на доставку товаров до склада покупателя отнесены к прямым расходам, они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком непроданных товаров, т. е. должен составляться расчет издержек обращения на остаток товаров по вышеуказанной формуле.

Таким образом, если в нормативных документах по бухгалтерскому учету говорится, что организации имеют право выбора: составлять расчет издержек обращения на остаток товаров или не составлять, то в НК РФ однозначно сказано о необходимости такого составления.

Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно вести учет расходов по доставке товаров с составлением расчета издержек обращения на остаток товаров.

Вместе с тем, если величина транспортных расходов несущественна, их можно в полной сумме списывать на уменьшение прибыли от продаж.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13998/

Департамент общего аудита по вопросу учета оплаты простоя

05.12.2014

Ответ

Как следует из представленных документов, перевозка связана была с отгрузкой Организацией товара. Поскольку у нас отсутствует иная информация, то при ответе мы будем исходить из того, что отгрузка производилась в связи с реализацией товара, а перевозка осуществлена за счет Организации.

Рассмотрим, чем является с точки зрения гражданского законодательства оплата простоя автомобиля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 3 статьи 791 ГК РФ).

При этом статьей 794 ГК РФ предусмотрена ответственность отправителя за неиспользование предоставленных под перевозку транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В настоящее время права и обязанности сторон, возникающие при автомобильных перевозках, регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Согласно пункту 4 статьи 35 Устава за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Таким образом, плата за простой является штрафной санкцией, то есть мерой ответственности за нарушение условий договора.

Вместе с этим, существует и иная точка зрения, согласно которой, простой можно рассматривать как стоимость услуги по перевозке, так как простой неотделимая часть перевозки, оплачиваемая по отдельному тарифу.

Рассмотрим оба варианта.

Простой как штраф.

Если рассматривать простой как штраф за нарушение условий договора (времени погрузки/разгрузки), то такие расходы должны квалифицироваться как прочие согласно пункту 11 ПБУ 10/99[1].

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 91 предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.

По дебету счета 91 в течение отчетного периода находят отражение прочие расходы, в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате.

В связи с этим, по нашему мнению, отражение выставленных штрафных санкций за простой в бухгалтерском учете Организации отражается следующими проводками:

Д-т 91 К-т 76 — учтен в расходах штраф за простой;

Д-т 19 К-т 68 — учтен предъявленный НДС;

Д-т 68 К-т 19- принят к вычету НДС.

Простой как часть услуги перевозки.

Если рассматривать простой как часть услуги перевозки, оплачиваемой по отдельному дополнительному тарифу, то, соответственно, оплата простоя не может быть квалифицирована как штрафная санкция.

В таком случае, простой представляет собой часть стоимости услуги перевозки.

В соответствии с Планом счетов счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг.

При этом в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, расходы на перевозку товаров.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую деятельность расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Поскольку транспортные расходы по доставке товара до покупателя к остатку товара на конец месяца отношения не имеют, считаем, что частичное списание допускается в отношении транспортных расходов, осуществленных при приобретении, а не при продаже соответствующих товаров.

Данный вывод следует из пункта 13 ПБУ 5/01, согласно которому организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Тем не менее, расходы по транспортировке товара до покупателя связаны с продажей соответствующих товаров.

В соответствии с Планом счетов все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Соответственно, считаем, что затраты по доставке товара до покупателя у организации-поставщика учитываются в составе расходов на продажу с ежемесячным списанием в полной сумме на себестоимость проданных товаров проводкой: Дт 90 Кт 44.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, отражение выставленных штрафных санкций за простой в бухгалтерском учете Организации должны отражаться следующим образом:

Дт 44 Кт 76.5 – оприходованы услуги по доставки товаров покупателю, в том числе, штраф за простой;

Д-т 19 К-т 76.5 – учет, предъявленный НДС;

Д-т 68 К-т 19 – принят к вычету НДС.

Рассматривая вопрос учета простоя, необходимо отметить существующие риски в отношении вычета НДС, относящегося стоимости простоя, связанные с неоднозначной квалификации простоя.

Так, по мнению, Минфина РФ, оплата простоя это штрафные санкции, связанные с оказанием услуг перевозки, в связи с чем должен применяться пункт 1 статьи 162 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshciy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-ucheta-oplaty-prostoya.html

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

Читайте также:  Активы в бухгалтерском учете - это... - все о налогах

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции; 

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта.

В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций.

Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу». А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д.

, но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель.

Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

Данный вариант, также можно подразделить на два вида:

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения. 

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам «Продавец» и «Адрес» указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке «Покупатель» указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б – оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А – Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета «Б» и «В» закрываются денежными расчетами.

Где субсчет «Б» – транспортная компания, «В» —  Покупатель товаров, «А» – транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.

11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.

13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 – услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 – расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Источник: https://listik-uc.ru/stati/21.html

Налоговый учет расходов на разгрузку товаров покупателем

Отправить на почту

Налоговый учет расходов на разгрузку товаров покупателем не похож на обычный учет большинства налоговых расходов. Как не отступить от нормативных требований и правильно рассчитать и учесть данные затраты, расскажет наш материал.

Разгрузка как источник затрат

С разгрузкой товара сталкиваются компании разнообразной специфики— от торговли до производства. Разгрузка как технологическая операция имеет свою стоимостную оценку, в которую могут включаться следующие элементы:

  • трудозатраты (например, зарплата грузчиков и соответствующие ей страховые взносы);
  • затраты на применяемые для разгрузки механизмы (ГСМ, амортизация);
  • иные «разгрузочные» издержки.

Основная особенность таких затрат — привязанность к материальному объекту (купленным товарам, приобретенному оборудованию, сырью и др.). Эта особенность «разгрузочных» расходов (РР) влияет на порядок их налогового учета.

Подготовленные специалистами нашего сайта материалы помогут разобраться с разнообразными расходами:

О разгрузке и связанных с ней затратах можно сказать следующее:

  • разгрузка —необходимый элемент в цепочке погрузка — транспортировка — разгрузка, сопровождающей доставку товаров;
  • стоимость «разгрузочных» операций — это, как правило, часть общей суммы транспортных расходов по доставке товаров;
  • в НК РФ порядок учета РР не прописан, однако кодекс определяет схему учета транспортных расходов, элементом которых они являются (например, для предприятий торговли — в ст. 320 НК РФ).

Чтобы разобраться с требованиями к учету РР, обратимся к первоисточнику — как НК РФ предписывает учитывать связанные с доставкой товара транспортные расходы, расскажем в следующем разделе.

О составе транспортных расходов расскажет статья «Учет транспортных расходов в торговых организациях».

Требования к «разгрузочным» расходам

Учитывая, что нюансы учета РР в НК РФ не описаны, обратимся к схемам налогового учета транспортных расходов в целом. Для торговых фирм этот вопрос рассмотрен в ст. 320 НК РФ, из содержания которой можно сделать выводы:

  • РР (в составе расходов на доставку) могут включаться в покупную стоимость товаров или в издержки обращения;
  • сформированная таким образом покупная стоимость товаров (или сумма учитываемых отдельно транспортных расходов) относится к прямым налоговым расходам;
  • признание в налоговых расходах покупной стоимости товаров происходит по мере их реализации, а отражаемые в издержках обращения транспортные расходы подлежат распределению с помощью формулы среднего процента.

О классификации налоговых расходов расскажет материал «Отражение косвенных расходов в учетной политике — образец».

Таким образом, налоговое законодательство допускает варианты налогового учета РР (в составе расходов на доставку товара) и требует закрепления выбранной методики в учетной политике.

Средние проценты: когда применять и какие данные потребуются

Расчет подлежащих списанию в текущем месяце транспортных расходов с помощью средних процентов применяется торговыми фирмами, закрепившими в учетной политике метод учета транспортных расходов на доставку товара в составе издержек обращения.

Описание расчета средних процентов приведено в ст. 320 НК РФ. Для их определения торговой компании требуется обладать следующей информацией:

  • исходными цифрами для расчета:
    • о стоимости товаров: нереализованных на конец месяца (Тост) и о себестоимости приобретения реализованных товаров (СПт);
    • о величине транспортных издержек: остатке транспортных расходов на начало месяца (ТР0) и сумме расходов на доставку товара за расчетный месяц (ТРмес).
  • формулой для расчета суммы включаемых в расходы текущего месяца транспортных расходов (ТРрасч.):

где ТРнт—относящиеся к нереализованному товару транспортные расходы.

Для расчета ТРнт требуется перемножить стоимость не проданных на конец месяца товаров (Тост) на средний процент транспортных затрат (СПтр):

Для расчета среднего процента применяется следующая формула:

В результате вычислений определяется сумма расходов на доставку товаров, подлежащая включению в налоговые расходы текущего месяца.

ООО «Лотос» закупает электротовары у оптовых поставщиков и реализует их мелким торговцам. По применяемой в ООО «Лотос» учетной политике расходы на доставку товаров (включая РР) относятся на издержки обращения и ежемесячно распределяются на остатки нереализованных электротоваров.

Исходные данные и результаты расчетов за ноябрь 2016 года представлены в таблице:

Источник: https://nanalog.ru/nalogovyj-uchet-rashodov-na-razgruzku-tovarov-pokupatelem/

Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры

Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту.

 Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга.

В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.

Особенности учета транспортных расходов

К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:

  • Оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
  • Плата за временное хранение.

Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:

  • Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
  • Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
  • Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
  • Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2.  Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Читайте также:  П. 3 ст. 168 нк рф (2017-2018): вопросы и ответы - все о налогах
Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

Источник: https://BuhSpravka46.ru/buhgalterskie-provodki/transportnyie-rashodyi-v-buhgalterskom-uchete-provodki-i-primeryi.html

Учет транспортных расходов. Самые свежие рекомендации, которые упростят вашу работу

26.03.2013
«Главбух»Автор: Екатерина Постникова, ведущий эксперт журнала «Главбух»

Чаще всего транспортировку товаров поручают сторонней компании, с которой заключают договор перевозки. Об этой сделке и о том, как учитывать связанные с ней расходы продавцу и покупателю, и пойдет речь в сегодняшнем мастер-классе.

Мы рассмотрим наиболее распространенный случай, когда доставку груза организует продавец. То есть именно он подписывает договор с перевозчиком. Покупатель же компенсирует поставщику расходы на доставку тем или иным способом.

Схематично этот вариант мы изобразили ниже.

Если ваша компания на упрощенке

Рекомендации по бухгалтерскому учету, приведенные в данной статье, актуальны как для компаний на общем режиме, так и для применяющих упрощенку.

Как продавец организует доставку товаров с помощью стороннего перевозчика

Договор с перевозчиком может заключить и покупатель (см. схему ниже). Обычно так происходит, когда в соглашении о поставке есть условие о самовывозе. Но такая ситуация возникает нечасто, поэтому останавливаться на этом варианте не будем.

Как покупатель может организовать перевозку товаров

Добавим: в большинстве случаев учесть расходы на доставку автотранспортом получится, только если есть транспортная накладная. По умолчанию такой документ заполняет тот, кто отправляет груз, то есть в нашей ситуации — продавец. Хотя в договоре перевозки можно переложить такую обязанность и на транспортную компанию. Как заполнять форму в разных ситуациях, подскажет таблица ниже.

Как заполнить транспортную накладную

Условия договора перевозкиКого считать грузоотправителемКого считать грузополучателемСколько экземпляров, кто оформляет и для кого
Договор заключает продавец, товар отгружают с его склада Продавца Покупателя Три экземпляра: перевозчику, грузоотправителю, грузополучателю. Выписывает документ продавец, если иное не предусмотрено в договоре перевозки
Договор заключает продавец, товар отгружают со склада его поставщика (изготовителя) Продавца Покупателя Три экземпляра: перевозчику, грузоотправителю, грузополучателю. Выписывает документ продавец, если иное не предусмотрено в договоре перевозки
Договор заключает покупатель, товар отгружают со склада продавца Покупателя Покупателя Два экземпляра: перевозчику, покупателю (он является одновременно грузоотправителем и грузополучателем). Выписывает документ покупатель, если иное не предусмотрено в договоре перевозки

Вариант 1. Поставщик оплачивает перевозку, а потом включает эти расходы в цену товаров

Итак, начнем с ситуации, когда суммы, которые придется уплатить перевозчику, продавец изначально закладывает в стоимость товаров. Какая формулировка при этом может быть в договоре поставки, мы показали ниже. Сначала рассмотрим, как стоимость транспортировки отразит у себя продавец. А потом расскажем, как это повлияет на учет покупателя.

Сразу скажем: вариант, когда расходы на перевозку включают в стоимость отгруженных товаров, является самым простым и выгодным как для продавца, так и для покупателя.

Ваша компания — продавец

Вы оформили транспортную накладную или получили свой экземпляр такого документа от перевозчика. Подскажем, как теперь учесть суммы, уплаченные транспортной компании.

Бухгалтерский учет. Стоимость услуг по перевозке товаров до покупателя отнесите к расходам на продажу. То есть отразите их по дебету счета 44.

Если ваша компания является производственной, то в конце каждого месяца транспортные расходы со счета 44 списывайте на счет 90.

Ваша компания занимается торговлей? Тогда можете списывать расходы на доставку со счета 44полностью в конце месяца или распределять между проданными товарами и остатками на складе.

В любом случае в учете делайте такие проводки:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на перевозку;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— отражен входной НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— принят к вычету входной НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— отражена выручка от реализации, включая транспортные расходы на доставку товаров;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— начислен НДС со стоимости товаров, включая наценку за до-ставку;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 44

— списаны расходы на доставку товаров покупателю.

Налог на прибыль. Если ваша компания занимается производственной деятельностью, то транспортные расходы отнесите к косвенным материальным расходам на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. А значит, списывайте такие суммы единовременно на ту дату, когда перевозчик оказал услуги (п. 2 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Обучающий курс по теме

О расходах на доставку товаров — в Высшей Школе Главбуха на сайте school.glavbukh.ru.

У торговых компаний расходы на доставку проданных запасов также всегда являются косвенными. Это следует из статьи 320 Налогового кодекса РФ. И значит, стоимость перевозки можно полностью списать в том месяце, когда возникли такие расходы.

Налог на добавленную стоимость. Входной НДС, предъявленный перевозчиком, вы примете к вычету из бюджета на основании транспортной накладной и счета-фактуры. А со всей стоимости проданных товаров, включая наценку по расходам на доставку, начислите НДС.

Ваша компания — покупатель

Теперь представим, что ваша компания выступает в роли покупателя. По сути, вы просто оплатите стоимость товара по договору. Отдельно рассчитываться еще и за доставку вам не придется. А потому и учет будет простым.

Бухгалтерский учет. Стоимость товаров, включая стоимость услуг по доставке, отразите в составе материально-производственных запасов по дебету счета 41 «Товары» (ПБУ 5/01). В расходы стоимость товаров включайте по мере продажи.

Причем подтвердить такие расходы вы можете товарной накладной. Продавец ее может составить по унифицированной форме № ТОРГ-12 или в произвольном виде. Главное, чтобы в первичке были все обязательные реквизиты. А вот транспортная накладная для подтверждения расходов вам не понадобится.

Ведь их вы отдельно от товаров не оплачиваете.

Налог на прибыль. Торговые компании относят расходы на покупку товаров строго к прямым расходам, которые списывают по мере реализации.

Если вы занимаетесь производственной деятельностью, оказываете услуги или выполняете работы, то расходы на покупку материалов относите к прямым или косвенным расходам — смотря что вы прописали в учетной политике. Причем компании, оказывающие услуги, могут единовременно учитывать все расходы, в том числе прямые — то есть не относить их на незавершенку.

Первичным документом, подтверждающим расходы, будет опять же товарная накладная.

Налог на добавленную стоимость. НДС со стоимости товаров, включая расходы на доставку, примите к вычету. Основание — накладная и счет-фактура, полученные от продавца.

Вариант 2. Покупатель возмещает продавцу стоимость доставки по посредническому договору

Продавцу не всегда удается включить расходы на доставку в стоимость товаров. В таком случае лучше заключить с покупателем посреднический договор.

 По нему поставщик организует перевозку товаров, выступая от своего имени, но за счет покупателя. Такая схема позволит продавцу перевыставлять документы на транспортные расходы покупателю.

Как такое условие можно прописать в договоре поставки, мы показали ниже.

Ваша компания — продавец

Подписав с покупателем посреднический договор о перевозке, ваша компания тем самым переложит на него все расходы по доставке. Вам же ни затраты, ни доходы показывать в этой части не придется. Посмотрим детальнее.

Частая ошибка

Если ваша компания-продавец организует перевозку как посредник, то стоимость доставки не включайте в расходы.

Бухгалтерский учет. Стоимость доставки в расходы не включайте. Но и ту сумму, которую вам возместит покупатель, относить к выручке не требуется. Ведь вы выступаете посредником. А вот посредническое вознаграждение отразите в доходах на основании отчета. Главное не забудьте выписать на его сумму акт.

Проводки будут следующими:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— отражено посредническое вознаграждение;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— начислен НДС с суммы вознаграждения.

Налог на прибыль. Стоимость доставки в налоговом учете в расходы не включайте. В доходах учтите лишь посредническое вознаграждение. Основание — отчет агента.

Налог на добавленную стоимость. Поскольку ваша компания является посредником, перевыставите покупателю счет-фактуру, который получили от перевозчика. Документ понадобится вашему контрагенту для вычета НДС. Вы же начислите налог лишь с суммы посреднического вознаграждения. На его сумму выставите еще один счет-фактуру.

Ваша компания — покупатель

Вы заключили с поставщиком посреднический договор на организацию перевозки. То есть стоимость перевозки груза вы ему возместите. Особых сложностей с налогами у вас не будет. Главное получить все необходимые документы и проверить, правильно ли они оформлены.

Бухгалтерский учет. Тут у вас возникнет два вида расходов: транспортные затраты и оплата услуг посредника.

Получив на руки транспортную накладную от перевозчика, расходы на доставку купленных товаров включите в стоимость таких запасов. Либо если ваша компания занимается торговлей, то можно учесть стоимость перевозки в составе расходов на продажу по счету 44.

Важная деталь

Чтобы списать посредническое вознаграждение в расходы, не забудьте взять у продавца акт об оказании услуг.

Поставщик же оформит отчет и акт на сумму посреднического вознаграждения. Ее вы также сможете учесть в расходах, включив в стоимость товаров, материалов. Проверьте, чтобы документы содержали все обязательные реквизиты первички (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Налог на прибыль. В налоговом учете, если вы занимаетесь производством, расходы включите в стоимость запасов. Она является прямым или косвенным расходом.

А вот если вы занимаетесь торговлей, то включите стоимость доставки в стоимость товаров или учтите как отдельный прямой расход. Такие затраты придется распределить между проданными товарами и остатками на складе (ст.

320 Налогового кодекса РФ). Расходы признавайте на основании той же транспортной накладной.

Компании, которые оказывают услуги или выполняют работы, также включают транспортные расходы в стоимость купленных запасов. То есть действуют точно так же, как и производственные предприятия. В то же время компании, оказывающие услуги, вправе признавать даже прямые расходы единовременно, то есть не относить их на незавершенное производство.

Важная деталь

Торговые компании могут учесть вознаграждение посредника единовременно, в составе косвенных налоговых расходов.

Что касается оплаты услуг посредника, то компании, которые занимаются производством, выполняют работы или оказывают услуги, включают вознаграждение в стоимость материалов. А вот для торговых компаний, если они не включили расход в стоимость товаров, это косвенный расход. Его признают единовременно.

Налог на добавленную стоимость. Продавец, как посредник, перевыставит вам счет-фактуру перевозчика. На основании этого документа вы примете к вычету входной НДС со стоимости перевозки. Не забудьте еще и про второй счет-фактуру — на сумму посреднического вознаграждения.

Вариант 3. Покупатель компенсирует продавцу расходы на доставку без посреднического договора

Иногда бывает и так. Стороны просто включают в договор поставки условие, что продавец организует доставку, а покупатель возмещает расходы сверх цены (см. фрагмент договора ниже). И не задумываются, что без посреднического договора могут возникнуть проблемы с учетом расходов и НДС. Но обо всем по порядку.

Ваша компания — продавец

Раз нет прямого посреднического договора, нет и вознаграждения. А потому не придется отражать дополнительный доход. Но НДС надо начислить в особом порядке. Теперь подробнее.

Бухгалтерский учет. Несмотря на то что оплата транспортных услуг пройдет через вашу компанию, по сути, транзитом, одну и ту же сумму можно отразить в расходах и включить в выручку от реализации. В учете вы сделаете следующие записи:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на доставку;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— отражен входной НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— принят к вычету входной НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— отражена стоимость доставки по транспортной накладной;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— начислен НДС с полученного возмещения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

— поступило возмещение расходов от покупателя;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— оплачены услуги перевозчика.

Осторожно!

Если компания не заключила с покупателем посреднический договор, то перевыставить счет-фактуру перевозчика нельзя.

Налог на прибыль. Стоимость доставки проданных товаров в налоговом учете включите в состав расходов, а также выручки от реализации (письмо Минфина России от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-311663-uchet_transportnyih_rashodov_samyie_svejie_rekomendatsii_kotoryie_uprostyat_vashu_rabotu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]