Продление выездной проверки нельзя оспорить? — все о налогах

Как обжаловать решение по выездной проверке, если сроки для досудебного обжалования пропущены? — Правовед.RU

Продление выездной проверки нельзя оспорить? - все о налогах

Владимир Константинович, добрый день! У Вас все равно есть возможность оспорить доначисления налоговиков. Тем более, если Вы уверены в своей правоте.

Да, Вы правы, что сроки для подачи апелляционной жалобы уже пропущены. Она подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Но в Вас есть возможность подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на решение, которое уже вступило в силу. Сделать это можно в течение года.

Так, согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ, жалоба на решение, вынесенное территориальным налоговым органом, может быть подана в региональное управление в течение одного года со дня вынесения вступившего в силу решения по выездной или камеральной проверке, которое не было оспорено в апелляционном порядке.

Вот в чем разница:

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Обратите внимание на то, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Этот срок могут проблить не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Источник: https://pravoved.ru/question/1487208/

Что такое выездная налоговая проверка и сроки её проведения

Наверное, нет такого предпринимателя или организации, которая с большим желанием уплачивала бы налоги в бюджет государства, и уж тем более с большим нетерпением налогоплательщики относятся к выездной налоговой проверки. При очередном таком контроле со стороны налоговых органов и встречной жалобы проверяемого, возник спор по поводу правомерности сроков проверки от 4 до 6 месяцев. Разъясним, возможно ли такое!

Понятие

Выездная налоговая проверка – один из видов налоговой проверки налогоплательщиков, на предмет соблюдения законодательства об уплате налогов и сборов, прописанных в Налоговом Кодексе Российской Федерации, и в отличии от камеральной проверки, которая производится по месту нахождения налогового органа, выездная, осуществляется по месту пребывания самого налогоплательщика (в офисе организации, кабинете руководителя и т.п.)

По методам, выездные налоговые проверки, бывают двух видов:

В зависимости от характера проверки, проверяемого лица или организации, они подразделяются на:

Сроки проверки

Вопрос в следующем, сколько времени требуется, и как долго налоговая инспекция может проверять коммерческую деятельность ИП или ООО в части своевременной и полной уплаты налогов.
Опираясь на Статью 89 пункта 6 НК РФ в котором говориться, что выездная налоговая проверка не может длиться больше чем 2 месяца.

Также могут возникнуть некоторые обстоятельства, которые не позволят налоговикам проделать свою работу в указанные сроки. В данном случае, время, выделенное изначально на проверку, может продлиться до 4 месяцев, а в исключительных случаях процесс затягивается и до полугода.

Данные нормативы прописаны в налоговом законодательстве и потому носят правомерный характер.

Что конкретно влияет на увеличение сроков выездной налоговой проверки:

  • Если данная проверка по конкретному налогоплательщику относится к категории крупнейших
  • В случае выявления из собственных источников информации о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах
  • При форс-мажорах на месте проверок в следствии препятствия действий налоговиков
  • Если проверяемая организация имеет в составе от 4 до 10 обособленных подразделений с которых доля уплачиваемых налогов не менее 50% от общей суммы налога
  • Когда плательщик налога в срок не предоставил необходимые документы для выездной проверки Статья 93 пункт 3 НК РФ
  • Прочие обстоятельства

ЧИТАТЬ >  Государство за экологию или за очередное пополнение казны?!

Основания для выездной проверки

Основные причины, предшествующие налоговому контролю со стороны сотрудников инспекции в отношении налогоплательщика, конечно же связаны с финансовой и организационной деятельностью компании юридического лица.

А именно:

  • Необходимость сверки правильности налоговых исчислений
  • Для выявления полноты и своевременности уплаты сборов и налогов налогоплательщиком
  • В случае реорганизации предприятия
  • При ликвидации предприятия
  • В качестве контроля вышестоящих над нижестоящими налоговыми структурами

Нарушения

В процессе выездной налоговой проверки, самыми частыми из всех возможных нарушений встречаются следующие:

  • При расчёте налога на прибыль были завышены расходы для определения налоговой базы
  • Умышленное занижение выручки компании от продаж товаров и услуг
  • Выявление факта завышения расходов в разрез с деятельностью организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль
  • Занижение налоговой базы по НДС в результате неполного отражения реализации товаров (работ,услуг);
  • Завышение налоговых вычетов по НДС из-за нарушений в первичных документах и недостоверных сведений
  • и т. д.

Все аспекты, влияющие на продление сроков проверки, конечно же тесным образом определяются спецификой и видом налогов и сборов, по которым ведётся процесс, по видам хозяйственной деятельности, объёмов документации и отчётов, требующих тщательной обработки.

Особенности выездной проверки

  • Выездная проверка возможна сразу как по одному, там и по нескольким видам налогам
  • Исключаются проверки больше двух раз в год для одного налогоплательщика и по одним и тем же налогам
  • Длительность процесса проверки составляет два месяца, но в силу различных обстоятельств может быть продлён до четырёх или шести месяцев
  • Решение о проверки принимает вышестоящий налоговый орган, он же устанавливает сроки проведения
  • Возможна повторная выездная проверка в отношении ранее проводившей инспекции, как нижестоящего органа или для уточнения и сверки несоответствия суммы налога в предоставленной декларации налогоплательщиком
  • Запрос налоговой инспекции для проверки может быть отклонён за отсутствием на то оснований
  • В ходе проверки на налогоплательщиков не накладываются дополнительные обязательства со стороны налоговых органов
  • Налоговая инспекция никак не препятствует коммерческой деятельности проверяемого

ЧИТАТЬ >  Как заработать, сканируя чеки из магазинов — реальный кэшбэк

Ход процесса проверки

Когда выездная налоговая проверка заканчивается, её факт подтверждается документально и соблюдаются следующие формальности:

  • В последний день налогоплательщику выдают справку об окончании проверки;
  • Далее в первые два месяца составляют акт выездной налоговой проверки. Акт содержит все выявленные нарушения налогового законодательства, либо их отсутствие. К доказательству данного акта, прилагаются подтверждающие нарушения документы;
  • В течение 5 рабочих дней акт выездной проверки вручается налогоплательщику (лицу которого проверяли);
  • Если проверяемый не согласен с результатами проверки налоговой инспекции, он вправе в течение 30 дней опровергнуть заключение в отношении его в письменной форме по данному акту, как в целом, так и по отдельным его пунктам;
  • Налоговая инспекция в лице руководителя рассматривает данное возражение в течение 10 дней со дня приёма заявления от проверяемого налогоплательщика;
  • При рассмотрении дела по налоговой выездной проверки и всех собранных материалов, в процессе может участвовать сам налогоплательщик, либо его законный представитель;
  • По окончанию процесса разбирательства, принимается решение о привлечении или непривлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • Вердикт вступает в силу по истечению месяца с момента его вынесения и может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе;
  • Если жалоба отклоняется вышестоящим органом, то решение можно направить в суд на дальнейшее рассмотрение.

Источник: https://nalogtoday.ru/chto-takoe-vyezdnaya-nalogovaya-proverka-i-sroki-eyo-provedeniya/

Незаконное решение налоговой — порядок обжалования

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Как грамотно оспорить решение налоговой?

 Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.

К первой группе отнесём:

— решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);

— решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).

Ко второй группе отнесём:

— все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных).

Примерами таких актов могут быть:  решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении; требование о представлении документов; решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д.;

— любые незаконные, по Вашему мнению, действия/бездействие налоговых органов;

— решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Следует отметить, что некоторые налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения камеральной или выездной проверки.

Сюда можно отнести такие правонарушения, как: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке  и т.д. Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать «безпроверочными» решениями, т.е.

вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.

С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.

Досудебное урегулирование налогового спора по первой группе решений налоговых органов возможно по выбору налогоплательщика:  в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Порядок обжалования ТАКИХ актов налоговых органов (условно назовем их «Проверочные решения») установлен  в ст. ст. 138 — 139.1 НК РФ.

Подача апелляционной жалобы (до вступления первоначального решения налогового органа в силу) Срок

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/nezakonnoe-reshenie-nalogovoi-poriadok-obzalovania.html

Когда продлевать срок выездной налоговой проверки выгодно компании

В конце декабря 2012 года налоговики приняли решение о проведении выездной проверки компании за 2009–2011 годы.

Но поскольку контролеры дважды ее приостанавливали, производили продление срока выездной налоговой проверки до шести месяцев, меняли состав проверяющих, включая в него сотрудников МВД, то справку об окончании проверки они составили лишь через год — в декабре 2013 года. По ее результатам инспекторы отказали компании в вычетах НДС на 82 млн руб. на основании нереальности сделок с несколькими контрагентами.

Читайте также:  Составляем приказ о подотчетных лицах - образец 2017-2018 - все о налогах

Организация обратилась в суд и выиграла дело, поскольку налоговики допустили множество нарушений. Во-первых, опросы свидетелей, на которых основывались претензии контролеров, провели сотрудники полиции. Такие доказательства не являются допустимыми.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем (определение КС РФ от 04.02.99 № 18-О). Инспекторы этого не сделали.

Тем более что опрошенные лица не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Срок проведения выездной налоговой проверки нельзя продлевать без существенных оснований

Допускается приостановление проверки для истребования документов у третьих лиц для получения информации о налогоплательщике (ст. 93.1 НК РФ).

Но по факту одно из приостановлений срока проведения выездной налоговой проверки было связано с запросом документов у контрагентов второго-третьего звена, которые в принципе не могли располагать информацией о деятельности проверяемого лица.

Следовательно, такое приостановление было незаконным. Другая задержка была неоправданно затянута более чем на два месяца.

Наконец, продлять проверку до четырех или шести месяцев можно в случае получения сведений, которые свидетельствуют о наличии у компании налоговых нарушений и требуют дополнительной проверки (подп. 2 п. 4 Оснований, утв. приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@).

В письмах налоговикам правоохранители сообщали, что компания подозревается в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. По имеющимся сведениям все комплектующие нелегально поставлялись из Китая, в результате чего занижалась налоговая база. Но инспекторы не доказали получение самой информации, которая требовала бы проверки.

Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки продлевался незаконно.

И еще. Истребование документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в периоде проведения в отношении него налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Документы, затребованные после окончания этих сроков, инспекция не может учитывать.

В рассматриваемом деле фактически все доказательства контролеры получили в рамках незаконного затягивания проверки.
В итоге суды пришли к выводу о допущении инспекцией существенных нарушений при проведении проверки и сборе доказательств. Тем более что суд рассмотрел претензии по существу и счел, что контролеры не доказали нереальность операций компании.

По этим основаниям доначисления были отменены.

Выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями). Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства – в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев, если: •    Компания имеет статус крупнейшего налогоплательщика; •    налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки; •    на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия; •    у компании несколько обособленных подразделений; •    компания не представила в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

•    имеются иные обстоятельства.

Что говорят про срок выездной налоговой проверки другие суды

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3894-kogda-prodlevat-srok-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-vygodno-kompanii

Срок проведения выездной налоговой проверки

Знание своих прав при взаимодействии с контролирующими инстанциями, включая фискальные органы, является прекрасной профилактикой различных злоупотреблений. Причём это справедливо в отношении любого проверяемого субъекта.

Итак, срок проведения выездной налоговой проверки начинает отсчитываться с той даты, когда было принято решение по поводу её назначения. Заканчивается же всё днём выдачи справки о завершении соответствующей процедуры. Описанное непосредственно зафиксировано в законодательстве (статья 89 НК РФ).

Учтите, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен быть больше 2 месяцев. Однако, и это как всегда, данное правило имеет свои исключения.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки может быть и год.

По каким основаниям продлеваются сроки проведения выездной налоговой проверки?

Каковы причины продления сроков?

По действующему законодательству ФНС РФ вправе неоднократно продлевать срок проведения проверки до 4 месяцев, а в отдельных, исключительных ситуациях – и до 6. Однако для этого должны быть основания:

  1. Организация относится к крупнейшим. Учтите, что данное понятие в рамках налогового законодательства не раскрыто. Но существуют определённые критерии соотнесения, которые постоянно корректируются.
  2. Непредвиденные обстоятельства. Если срок выездной налоговой проверки продлевают на подобном основании, то в документе должны указать конкретное обстоятельство или же детально зафиксировать саму ситуацию. Часто идут отсылки на другие официальные бумаги (протоколы, отчёты, акты, прочее).
  3. Подозрения, что фирма совершила налоговое правонарушение. Если проверяющему органу не хватает доказательств, он вправе продлить выездную налоговую проверку до максимального срока.
  4. Наличие подразделения, филиала и других структурно обособленных единиц в составе конкретного юрлица. В этом случае соответствующее решение нужно разослать территориальным представительствам ФНС РФ.
  5. Отсутствие необходимых документов. Если организация не предоставила или же предоставила несвоевременно данные, которые необходимы для проверки конкретных данных, то сроки проведения налоговой проверки почти всегда продлеваются.

Как можно увидеть, речь идёт о конкретных факторах. Правда, их трактовка далеко не всегда понятна пользователям. Специалисты советуют больше обращать внимание на то, что планирование налогов и соответствующая оптимизация могут стать сигналом для ФНС РФ о том, что проверку надо проводить более тщательно. Они нередко указывают на нарушения, хотя сами по себе вполне законны.

Компании часто начинают фальсифицировать документы. Они злоупотребляют своими правами и вносят заведомо ложные сведения в налоговые декларации. Последнее же влечёт за собой уголовную ответственность. Указания на подобные нарушения проверяющие органы и ищут.

Важно понимать, что увеличение срока проведения выездной проверки всегда должно быть обосновано и мотивированно. Текущее законодательство предписывает налоговой службе учитывать и другие нюансы при принятии подобного решения. В частности, речь идёт о вопросах:

  • сложности производственного процесса;
  • объёмов изучаемой документации;
  • длительности того периода, который подлежит проверке;
  • разветвлённости хозяйственной и организационной структуры предприятия;
  • общего числа всех охваченных юрлицом видов деятельности;
  • количества налогов, которые нужно изучить.

Инспекции ничто не мешает учитывать и другие нюансы в процессе принятия решения. Это зафиксировано в Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 года.

В указанном подзаконном нормативно-правовом акте также предусмотрен конкретный порядок продления сроков выездных налоговых проверок.

Инспектор должен подать запрос руководителю или же его заму вышестоящего в рамках структуры ФНС органа. Дальше уже будет приниматься решение об удовлетворении или же об отказе в продлении.

Другие процедуры, возможные при проверке

Следует заметить, что любые действия фискальных органов можно оспорить в суде, если юридическое лицо обоснованно считает, что его права не соблюдаются.

В частности, если никаких признаков нарушений со стороны проверяемого лица не было, все документы по запросу инспектора предоставлялись в срок, то законных (обоснованных) оснований для продления срока выездной налоговой проверки нет, но он всё равно увеличен. В российской правоприменительной практике известны случаи, когда суды становились на сторону предпринимателей.

Чтобы разобраться в законной подоплёке происходящего, нужно учитывать, на что конкретно опираются сами налоговые органы во время подобных проверок. Это:

  1. НК РФ. При взаимоотношении с ФНС РФ – основной закон. Если между ним и остальными подзаконными нормативно-правовыми актами возникают противоречия, то в первую очередь стоит обращаться к кодексу. По аналогичному принципу действуют и тогда, когда появляется коллизия между профильным и непрофильным законами. В таком случае решающую силу имеет узкоспециализированный по отношению к данной сфере НК РФ.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/srok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Продление срока выездной налоговой проверки

О том, в какой срок проводится проверка и в каких случаях налоговая инспекция имеет право на продление срока выездной налоговой проверки, мы расскажем в этом материале.

Налоговый кодекс в ст. 87 предусматривает, что налоговиками могут проводиться 2 основных вида проверок: выездные и камеральные. Камеральные должны проходить в период не позднее 3 месяцев с даты подачи налогоплательщиком декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки организуются налоговиками непосредственно на рабочем месте плательщика налогов, и для их проведения никаких разрешений не требуется. В отдельных случаях, например, если плательщик налогов не может по объективным причинам предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Общие правила организации выездных проверок изложены в Письме ФНС России № АС-4-2/13622.

В нем, в частности, говорится о том, что срок выполнения проверочных мероприятий начинает отсчитываться с даты подписания руководителем налоговой инспекции соответствующего решения.

Сроком окончания считается дата оформления итоговой справки по проверке (ст. 89 НК РФ). Как того требует п. 6 указанной статьи, длительность проверки не может быть больше 2 календарных месяцев.

В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.

Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев.

При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.

Увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.

Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.

Источник: https://zhazhda.biz/base/prodlenie-sroka-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление

Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные сроки самостоятельной проверки филиалов (представительств). Четкое определение сроков проведения и продления выездной налоговой проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков. Именно этим срокам и посвящена эта статья.

В срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те периоды времени, в течение которых проверяющие находились непосредственно на территории налогоплательщика.

 А именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими лицами документов налогоплательщика непосредственно на его территории.

Сегодняшнее налоговое законодательство, а в частности Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), с многочисленным количеством внесенных в его статьи изменений, в целом направлено на упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере. На данный момент конкретизированы сроки проведения и продления выездной налоговой проверки, а также предусмотрены основания, по которым налоговый орган вправе приостановить ее проведение.

Читайте также:  Ндс при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации - все о налогах

В соответствии с пунктом 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно положениям Приложения N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

— проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

— получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопления, наводнения, пожара и тому подобного) на территории, где проводится проверка;

— проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

— непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации) со дня получения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

https://www.youtube.com/watch?v=Ke0TE8JFxkw

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней (подробнее о процедуре истребования документов в рамках выездной проверки смотрите статью 93 НК РФ);

— иные обстоятельства.

При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 статьи 89 НК РФ при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

Согласно пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2015 N Ф07-1285/2015 по делу N А56-5497/2015).

Необходимо обратить внимание и на то, что рассматриваемая норма пункта 8 статьи 89 НК РФ является изъятием из закрепленного в пункте 2 статьи 6.

1 части первой НК РФ общего правила исчисления сроков, согласно которому течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

В данном случае срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется именно со дня вынесения решения о назначении проверки, а не следующего за ним дня.

Также отмечаем, что поскольку статьей 89 НК РФ не установлено иное, то при исчислении срока проведения проверки применяются следующие правила статьи 6.1 НК РФ:

— срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;

— в случаях же, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Сообщаем, что форму решения о проведении выездной налоговой проверки можно найти в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Форму справки о проведенной выездной налоговой проверке смотрите в Приложении N 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В целом можно отметить, что из существа изложенных нами выше и регламентированных законом оснований для продления проведения выездной налоговой проверки очевидно, что список подобных обстоятельств является неисчерпывающим.

При этом необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

— при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

Источник: https://teletype.in/@ugolokbuhgaltera/SyOtSH3TG

Налоговые проверки: виды, сроки, что проверяют

Налоговые проверки: к чему нужно быть готовым, как вести себя и как опротестовать результаты. Ответы на эти вопросы и комментарии экспертов читайте в статье.

Несоблюдение налогового законодательства является весьма серьезным прегрешением для налогоплательщиков во всем мире. Поэтому неудивительно, что налоговики стараются как можно строже следить как за компаниями, так и за физлицами. О том, как компании подготовиться к налоговой проверке и что от нее ожидать, расскажем далее.

Скачайте полезные документы:

Чек-лист: готова ли ваша компания к налоговой проверке

Критерии, вызывающие интерес налоговых органов

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности

Виды налоговых проверок

Для начала стоит разобраться, какие проверки бывают и как они проводятся. Первый вид проверок – с ним сталкиваются все организации –  камеральные. Они проводится, так сказать, в гостях, то есть «по месту жительства» налоговой инспекции. Но есть и еще один вид налоговой проверки – выездная.

Его приходится «пережить» тем фирмам, которые привлекли особое внимание налоговиков. В этом случае специалисты приезжают «на дом» к вызвавшей у них подозрение в уклонении от уплаты налогов фирме. Этот вид проверки является более подробным и, как правило, позволяет обнаружить больше нарушений.

Рассмотрим подробнее оба вида проверок.

В целом основные особенности этих двух видов проверок представлены в таблице.

Таблица. Камеральная и выездная налоговая проверка

Особенности

Камеральная проверка

Выездная проверка

Необходимо специальное решение ФНС?

нет

да

Срок

3 месяца

2 месяца, может быть продлен макс. до 6 месяцев

Место проведения

налоговый орган

офис фирмы

Количество проверок в год

Столько, сколько раз подана декларация

не более двух проверок одних и тех же налогов за один и тот же период

Документ после проверки

акт

справка+акт

ВИДЕО: Отличия выездных и камеральных проверок

О том, чем отличаются камеральные и выездные проверки, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Поговорим об этом подробнее.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции. Для этого налогоплательщики должны предоставить проверяющему органу необходимые документы, прежде всего декларацию, либо лично явившись с их бумажными вариантами, либо направив их по почте, либо, что удобно и экономит время – в электронном виде

Сроки камеральной проверки

Итак, в чем же состоят тонкости камеральной проверки? Один из важных моментов, который нельзя упускать из виду – это сроки. Законодательство выделяет на «камералку» три месяца, причем срок начинается с момента получения декларации (а не пояснений к ней, как иногда ошибочно считают).

Как отмечают эксперты, ограничение в три месяца для камеральной проверки соблюдается далеко не всегда.

Иногда компании, не без оснований заподозрив, что проверка затянулась, пытаются пожаловаться на действия налоговиков. Это, впрочем, не так легко сделать, отмечают эксперты.

Если дело доходит до обращения вышестоящий орган или в суд, то «податель жалобы должен обосновать нарушение своих прав в результате затягивания сроков проверки.

Кроме того, если неправомерным затягиванием сроков налогоплательщику были причинены убытки, то в соответствии со ст.

35 НК РФ можно претендовать на их возмещение и на привлечение работников налогового органа к ответственности за допущенные нарушения.

В данном случае необходимо обосновать и причинно-следственную связь между нарушением и причиненным убытком. К сожалению, случаи удовлетворения подобного рода требований редки.

Что проверяют контроллеры

Инспекторов интересует, прежде всего, выручка компании, ее прибыль, подлежащие уплате или уже уплаченные налоги.

Немаловажный момент – сопоставление этих сведений со средними цифрами компаний с аналогичным видом коммерческой деятельности. Показатели выручки и т.п. сравниваются с ранее представленными данные за предыдущие годы.

Читайте также:  Могли ли в 2014 г. российские организации корректировать кадастровую стоимость недвижимости с учетом периода фактического владения? - все о налогах

Кроме того, проверяющие выясняют, почему вдруг налоговая база снизилась, если такое произошло.

Какие документы нужны налоговикам во время камералки

Впрочем, бухгалтерии проверяемой организации нужно быть готовой к тому, что ей придется предоставить не только декларацию. Согласно ст.

93 НК инспекторы имеют право запросить у компании или ее контрагента дополнительные документы – например, по конкретной сделке.

Непросто придется и инвестиционным товариществам – им придется сообщить об участниках товарищества, а также о том, какая доля имущества и прибыли кому из них принадлежит.

Камералка по НДС

Недавно (в 2015 году) в Налоговый кодекс были ужесточающие изменения касательно декларирования НДС (см. также Опасные и безопасные схемы оптимизации НДС).

Теперь, чтобы проверить, правильно ли компания указывает этот налог или занижает цифры, обоснованно ли рассчитывает на льготы, у нее могут потребовать «первичку» и счета-фактуры (могут и у контрагентов запросить: не напрямую, а через их налоговые органы).

Разумеется, это происходит не каждый раз, а в тех случаях, когда налоговики обнаруживают какие-то противоречия данных.

Это малоприятно, поскольку в декларациях нередко встречаются погрешности: при переносе данных из счета указали не те цифры (по невнимательности или из-за опечатки) – и вот, расхождение декларации с этим документами налицо. Впрочем, в этом случае какие-либо кары компании не грозят: бухгалтеру нужно просто представить обновленную декларацию в течение пяти рабочих дней. То же срок применим и к пояснениям, которые могут запросить налоговики.

Возмещение НДС из бюджета

Еще сложнее пройти «камералку», если компания претендует на возмещение НДС из бюджета. Это логично, ведь государство не готово просто так возвращать деньги направо и налево, поэтому будет максимально придираться.

И вот тут фирме придется ждать (незваных) гостей: налоговики на основе постановления, заверенного их руководителем, теперь имеют право осмотреть офисы и склады компании и все, что в них находится (включая, само собой, документы). Раньше такие меры дозволялись лишь при проведении выездных проверок.

Такой же малоприятный визит может ждать и тех, кто указал слишком низкую сумму НДС.

Надо также помнить, что налоговое ведомство может учитывать не только «свежеподанные» декларации и иные документы, но те, которые компания предоставила раньше. Кроме того, проверяющие могут также запросить сведения различных госреестрах. При необходимости они имеют право пригласить эксперта или переводчика, а также допросить свидетеля.

Скачайте полезный документ:

Инструкция о порядке обжалования решений налоговой инспекции

Есть ли жизнь после камеральной проверки

Итак, проверка завершена. Что же дальше ждет компанию? Если нарушения не выявлены – то ничего: главбух и финдиректор могут более-менее расслабиться – до следующей проверки.

Гораздо хуже, если нарушения все же обнаружены. Об этом фирма-налогоплательщик узнает из акта, который составляется в течение 10 рабочих дней после того, как проверка закончилась.

Затем в течение пяти дней данный акт передают компании, у которой есть месяц, чтобы опровергнуть результаты проверки.

Руководство проверяющего органа обязано изучить возражения за десять рабочих дней и принять решение: либо налогоплательщик будет наказан, либо его аргументы вполне весомы и его оправдывают.

Впрочем, с 2016 года наказания стали несколько либеральнее: впервые проштрафившиеся малые и средние компании штраф платить не будут, им «погрозят пальчиком», т.е. вынесут предупреждение (КоАП, Статья 4.1.1).

Если вы не согласны с результатами

Если руководство фирмы не согласно с результатами проверки, оно может обжаловать их либо в налоговом органе более высокого уровня, либо в суде. Впрочем сначала имеет смысл подать возражения в ту самую налоговую, которая и проводила проверку.

Специальная форма для их подачи отсутствует. «Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки»,- отметил г-н Нагиев.

А вот если налоговая настаивает на своей правоте, тогда стоит обращаться в более высокие инстанции.

«Решение налогового органа может быть опротестовано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе», — предупреждает г-н Нагиев. Для апелляции в вышестоящем органе у налогоплательщика есть месяц.

 Впрочем, по словам г-на Голикова, «если этот срок пропущен, уже вступившее в законную силу решение можно обжаловать там же в течение года», а уже затем при необходимости идти в суд.  Правда, пока суд да дело в прямом или переносном смысле, исполнить решение налоговиков все же придется.

Избежать этого можно лишь одним способом: предоставить банковскую гарантию (статья 138 НК).

ВИДЕО: Как оспорить акт проверки

О том, как получить и оспорить акт проверки, смотрите на видео. Советует Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Вы нас не ждали…а мы приехали с выездной проверкой

В тех случаях, когда в декларации обнаружены нарушения/несоответствия, которые компания не может разумно объяснить или исправить, к ней «в гости» могут прийти налоговики. Это и называется выездной проверкой.

Фактически это означает, что проверяющие свалятся как снег на голову: в законодательстве не указано, что они обязаны предупреждать налогоплательщика о начале проверки. Для ее старта достаточно решения налоговой инспекции по местонахождению «подозреваемого» за подписью руководителя или его заместителя.

Сотрудники налогового органа могут попасть на территорию проверяемой организации, предъявив охране свои удостоверения и это решение.

Сроки выездной проверки

Впрочем, нервировать сотрудников в офисе налоговики могут только в течение четко установленного срока: два месяца. Срок в два месяца (он начинается с даты решения о ее проведении) определен для всей компании, если же речь идет об одном филиале или представительстве, то его можно проверять не дольше одного месяца.

В отдельных случаях, однако, выездная проверка может затянуться на четыре месяца и даже на полгода (рекомендовано использовать целые месяцы). Такие длительные сроки грозят:

  1. Крупнейшим налогоплательщикам
  2. Тем, кто вовремя не предоставил необходимые документы, поэтому сроки выездной проверки увеличились.
  3. Тем, на чьей территории случился форс-мажор: пожар, потоп и т.п.
  4. Налогоплательщикам, в отношении которых «всплыли» дополнительные факты о нарушениях, которые необходимо изучить.
  5. Фирмам с несколькими обособленными подразделениями.

В общем, как видно из вышесказанного, компания напрямую заинтересована в том, чтобы без проволочек предоставить все нужные документы и побыстрее расстаться с проверяющими.

Приостановка выездной проверки

Впрочем, иногда налоговые органы вынуждены приостановить выездную проверку (не больше, чем на шесть месяцев). Обычно это происходит из-за нехватки документов: их нужно затребовать у контрагента или у зарубежных госорганов.

Такая задержка может быть вызвана и необходимостью проведения экспертизы.

По словам г-жи Чариковой, «налоговые органы часто используют механизм приостановления проверки, в результате с момента начала до окончания выездной проверки может пройти более года».

Выемка документов

Помимо истребования документов налоговики могут при необходимости провести также их выемку. В этом случае компании лучше пойти навстречу налоговым экспертам, ибо чинение препятствий строго карается: согласно статье 19.4.1.

КоАП, если в результате таких действий проверка будет невозможна, то фирме придется заплатить немалый штраф: от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Изымать могут не только бумаги, но и компьютеры, аудиодиски, флешки и иные носители информации.

Чего не стоит делать во время выездной проверки

Самые обычные ухищрения (впрочем, бесполезные), на которые идут фирмы: директор ссылается на то, что он уехал (заболел), поэтому часть документов не может быть представлена, утаивают документы и различные носители информации, уговаривают свидетелей не давать показания и т.д. Это помогает мало, ибо дотошная проверяющая комиссия и свидетелей разыщет, и при необходимости кабинет или шкаф вскроет (см. также Способы защиты информации в компании).

Поэтому гендиректору, финансовому директору и бухгалтеру стоит задуматься, что же для них выгоднее: скопировать требуемые сведения из компьютера или лишиться крайне нужной в работе техники на неопределенный срок.

Кроме того, известно, что самая маленькая ложь рождает большие подозрения, поэтому если станет известно, что директор не был в больнице, а просто скрывался от проверки, то проверяющие будут еще подозрительнее и строже.

Впрочем, это не значит, что нужно соглашаться со всеми требованиями комиссии (в первую очередь выходящими за рамки закона).

Дополнительные мероприятия

В ряде случаев органы могут привлечь к проверке эксперта, который при обнаружении неожиданных фактов, может отразить их в своем заключении. При необходимости может быть назначен и переводчик, а в некоторых случаях прибегают и к допросу свидетелей. Возможно также проведение инвентаризации.

ВИДЕО: Допрос свидетелей

О том, что делать, если сотрудников компании вызывают на допрос, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры».

Участие сотрудников внутренних дел

Согласно письму ФНС от  25.07.

2013 с рекомендациями о проведении проверок налоговики могут также привлечь сотрудников органов внутренних дел, если обнаружены факты схем злостного уклонения от уплаты налогов, например, использование фирм-однодневок, фиктивное банкротство, смена учредителей либо руководства компании, реорганизация либо даже ликвидации фирмы. Сотрудники ОВД сотрудничают с налоговиками также в том случае, если фирма незаконно требует возмещения НДС. В таких случаях может быть проведена повторная проверка.

Возникает вопрос: а в какое время сотрудники налоговой службы могут находиться на территории фирмы, проводить осмотр, делать выемку?

Что проверяют

Проверяющие на выезде могут изучать правильность начисления как одного, так и нескольких налогов (это указывается в решении). И только у консолидированной группы налогоплательщиков проверяют налог на прибыль.

Проверке подлежит период в три года (до года, в котором принято решение о ее проведении). ФНС не разрешается проводить две или более выездные проверки  в отношении  одних и тех же налогов за один и тот же период. При этом одного налогоплательщика нельзя проверять больше двух раз год (кроме исключительных случаев).

Оформление результатов налоговой проверки

После окончания выездной проверки,  в последний ее день составляется справка о ее проведении (для этого существует специальная форма, разработанная ФНС).

Таким образом, срок, который для нее потребовался, письменно фиксируется (что не происходит в случае камеральной проверки!) Затем, в течение двух месяцев проверяющие составляют акт о ее проведении.

Получив акт, недовольная компания, как и в случае с камеральной проверкой, может обратиться сначала в вышестоящую налоговую организацию, а если не повезет и там – то уже в суд.

Итак, оба вида налоговых проверок, камеральная и выездная, имеют, несмотря на все различия, немало общего. Самое важное, о чем стоит помнить руководству компаний-налогоплательщиков: оптимальный вариант взаимодействия с проверяющими: вежливая и спокойная готовность к сотрудничеству.

Это располагает, и сразу возникает меньше вопросов. Попытка что-то утаить может обернуться дополнительными мерами и крайне пристальным вниманием к документам и иным носителям информации.

Впрочем, нужно быть готовым к тому, что сами налоговые органы могут по своей инициативе затянуть проверку.

Источник: https://fd.ru/articles/158561-nalogovye-proverki-kak-proyti-qqq-17-m4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]