С агента, не удержавшего налог, могут взыскать и недоимку, и пени — все о налогах

Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом.

Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц.

К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК.

Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика.

Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.

2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  2. Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

  3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

  4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
    (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_tax.html

Вывод о невозможности взыскания пени отдельно от взыскания основной задолженности по налогам повлек отмену судебного акта

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от си туации выявления недоимки.

Налоговый орган обратился в суд с исковыми требованиями к админи стративному ответчику о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2009 и 2010 годы, исчисленной за период 2014 года.

Решением суда первой инстанции налоговому органу отказано в удов летворении заявленных требований со ссылкой на пропуск срока, предусмот ренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px» data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=»1061076221″>

Апелляционным определением судебной коллегии исключены выводы о пропуске срока давности обращения в суд с исковыми требованиями, изме нено судебное решение.

При этом решение суда первой инстанции выводов о пропуске административным истцом срока давности обращения в суд не со держит.

Президиум Челябинского областного суда, отменяя определение апел ляционной инстанции, указал на неправильность вывода о невозможности взыскания пени отдельно от взыскания суммы основного долга по налогам и сборам.

Такой вывод апелляционной инстанции противоречит требованиям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам, согласно которым взыскание основного долга по уплате налога не произве дено не в связи с утратой налоговым органом фактической возможности его взыскания, а по причине невозможности установления места нахождения должника (налогоплательщика) по исполнительному производству, возбуж денному на основании судебного решения о взыскании суммы задолженно сти по налогам на доходы физических лиц за 2009 и 2010 годы.

Положения пункта 2 статьи 75 и пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают необходимость уплаты пени с причи тающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением ус тановленных сроков и не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утраче но.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате сум мы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыска ние.

Пени могут быть взысканы только в том случае, если налоговым орга ном были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сум мы налога.

Учитывая факт своевременности обращения налогового органа в суд за взысканием суммы долга по налогам и отсутствие доказательств утраты пра ва налогового органа на их взыскание, выводы судов о невозможности взыскания суммы пени по налогам за указанные периоды противоречат требованиям действующего законодательства.

Кроме того, не согласившись с указанными выводами судов двух ин станций, президиум Челябинского областного суда, отменяя судебные акты, указал на необходимость учитывать и различные сроки направления требо вания об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) или установления обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении налогоплательщиком обязанности по погашению задолженности по налогу.

Читайте также:  Статус субъекта малого или среднего бизнеса не может измениться ранее 2019 года - все о налогах

Источник: https://www.finexg.ru/vyvod-o-nevozmozhnosti-vzyskaniya-peni-otdelno-ot-vzyskaniya-osnovnoj-zadolzhennosti-po-nalogam-povlek-otmenu-sudebnogo-akta/

Недоимка по налогам: суть и последствия

Каждый гражданин, организация, индивидуальный предприниматель имеют обязательство перед государством, в том числе перед налоговой службой по уплате взносов, направляемых в бюджет субъекта (области, края, округа). Этот момент регулируется статьей 57 Конституции страны, которая имеет наибольшую юридическую значимость по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

С помощью этих сборов, пошлин, взносов, субъект, а в целом страна получает возможность содержать государственные учреждения (больницы, детские сады, школы), снабжать финансовыми средствами вооруженные силы, стимулировать экономику, структурировать пенсионные выплаты гражданам.

Недоимка по налогам является серьезным нарушением законодательства, влечет за собой ответственность административного и уголовного характера.

Некоторые физические, юридические лица, предприниматели не имеют возможности ежегодно платить сумму налога, начисляемую налоговой инспекцией. Сумма невыплаченных денежных средств, растущая из года в год, представляет собой недоимку в бюджет региона.

Недоимкой также считается сумма налоговых выплат, которая излишне возмещена гражданину или организации из регионального бюджета. Эта ситуация может возникнуть при возврате следующих налогов:

  • налога на добавленную стоимость (вычеты превышают исчисленный налог);
  • подакцизная продукция формирует сумму акциза, а сумма налоговых вычетов оказывается больше её.

В какой момент возникает задолженность?

Для каждого нарушения законодательства существует момент, который указывает на образование недоимки по налоговым сборам.

Если неплательщиком является физическое лицо, то срок образования задолженности следует отсчитывать с того дня, когда гражданин нарушил срок уплаты налогов, установленный налоговой службой.

Если должником является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, который получил излишне возмещенную сумму налога, то:

  • датой образования недоимки считается тот день, когда предприятие получило излишне возмещенную сумму налоговой выплаты;
  • если зафиксирован зачет по налогам, то датой образования недоимки можно считать день вынесения решения о зачете по налогу.

Любая задолженность, связанная с уплатой налогов, должна быть погашена в кротчайшие сроки, в противном случае организация или человек, допустивший её, может привлекаться в административной или уголовной ответственности.

Ответственность

В случае систематической неуплаты налогов

Налоговый кодекс предусматривает следующие виды ответственности за недоимку денежных средств в качестве налогов:

  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 20% от суммы долга. Она применима согласно статье 122 НК, если гражданин намеренно допустил занижение налоговой базы (зафиксировал в налоговой декларации сумму, меньшую, чем он действительно получает по факту). Данный вид ответственности действует только при неправильно оформленной налоговой декларации, предоставленной инспектору позднее установленного срока. Выплата этих денежных средств не освобождает должника от уплаты недоимки;
  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 5% от суммы задолженности, действует при отсутствии декларации в налоговой инспекции в установленные сроки.
  • пени начисляется в том случае, если гражданином или предприятием в срок предоставлена декларация, правильно оформлена, но налог не уплачен.

В уголовном кодексе обозначены следующие виды ответственности за недоимку:

  • лицо уклоняется от уплаты налогов и сборов, допускает недоимку в крупном размере, то ему может быть назначена штрафная санкция. Она выражается в выплате суммы денежных средств от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Альтернативными вариантами на усмотрение судебного органа считается арест на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера на тот же срок, а также лишение свободы до 3 лет (статья 198 УК);
  • лицо не предоставляет налоговую декларацию в инспекцию, либо фиксирует в ней ложную информацию, уклонение от уплаты допущено в крупном размере. За такие действия может быть назначен штраф, выражающийся в сумме от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Другими способами привлечения к ответственности могут стать – наложение ареста на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера с отстранением от определенных служебных постов до 3 лет. Самыми тяжелыми видами ответственности являются арест до 6 месяцев, отбывание наказания в местах общего режима до 3 лет (статья 199 УК).

В данных статьях говорится о крупном размере, в рамках которого совершено преступление, необходимо проанализировать, что он включает в себя.

Под крупным размером понимают общую сумму неуплаченных налоговых сборов, которая:

  • составляет больше 5 млн. руб., накопленная в течение 3 лет, идущих друг за другом. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 25% от суммы, зафиксированной к выплате;
  • составляет более 15 млн. руб.

Особо крупным размером принято считать недоимку в сумме больше 15 млн. руб. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 50% от суммы, зафиксированной к выплате

ВАЖНО: Применение вида ответственности к должнику регулируется в ходе судебного разбирательства и зависит от обстоятельств, вследствие которых, нарушено законодательство.

К гражданам, которые первый раз привлекаются к уголовной ответственности за недоимку налоговых сборов, отношение суда более лояльное. Его могут освободить от уголовной ответственности, если физическим лицом уплачены все задолженности по налогам, а также пени, начисленные за недоимку.

Определенную ответственность несут не только юридические, физические лица, предприниматели, но и налоговые агенты, которые допускают ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ставя в приоритет личные интересы.

Взыскание недоимки

После того, как налоговая инспекция установила у конкретного лица недоимку, учреждением направляется ему требование о срочности оплаты задолженности по налогам.

Оно может быть отправлено по почте по месту постоянной регистрации, передано руководителю предприятия, где работает должник, а также по сети – интернет лично гражданину.

Срок отправки составляет 20 рабочих дней с того момента, как обнаружена задолженность. В требовании указан крайний срок, в течение которого долг должен быть погашен. Если лицом не выплачена недоимка, то её взыскание происходит следующими способами:

  • списание суммы со счетов, открытых в кредитных учреждениях или казначействе (налоговая инспекция направляет в данную организацию решение о взыскании, после чего в принудительном порядке со счета списывается определенная сумма);
  • за счет движимого и недвижимого имущества (проводится только в случае, если у человека не имеется лицевых счетов в банках, инспектор направляет решение о взыскании за счет имущества судебным приставам);
  • наложение ареста на имущество (производится только по предписанию прокуратуры, если у лица нет счетов в банке, либо денежных средств, которые там находятся, недостаточно для уплаты долга).

Данные виды взыскания абсолютно законны, в первую очередь применяются к тем гражданам, у кого зафиксирована недоимка в крупных или особо крупных размерах.

ВАЖНО: Срок давности по выплате и взысканию составляет 3 года, то есть налоговая инспекция может направить требование об уплате задолженности с момента её обнаружения в течение 3 лет.

Имеются исключения, когда имущество не может быть взыскано:

  • если оно является собственностью казенного учреждения;
  • оно особо ценное, закреплено за бюджетной организацией, приобретено на его деньги;
  • оно особо ценное, закреплено за автономным учреждением, приобретено на его деньги.

Признание недоимки безнадёжной

Существующая судебная практика показывает, что в сфере оплаты налоговых платежей, присутствуют случаи, которые рассматриваются в индивидуальном режиме. Обычно они ясно дают понять, что задолженность по уплате налогов, сформирована налоговым органом незаконно и безосновательно.

Если гражданин считает, что такой случай произошел именно с ним, то он вправе решить этот вопрос в судебном порядке и признать недоимку безнадёжной.

Законодательством регламентированы исключения, когда задолженность по уплате налогов можно признать безнадёжной:

  • организация подлежала ликвидации, на момент образования долга, она не располагала достаточными денежными средствами или имуществом для предоставления в качестве погашения задолженности;
  • индивидуальный предприниматель официально признан банкротом, когда сформировалась задолженность, он не мог оплатить её, так как не располагал данной суммой и имуществом, которое можно предоставить в счет погашения недоимки;
  • если человек, допустивший образование долга – умер или признан умершим в судебном порядке;
  • если судом издан акт, в котором указано, что налоговая служба утратила возможность взыскивать с должника недоимку по истечению срока давности;
  • в случае вынесения службой судебных приставов решения о том, что исполнительное производство относительно конкретного должника прекращено, так как взыскать долг невозможно (после того, как была обнаружена недоимка, в течение 5 лет она не превысила требований к лицу, возбуждают дело о признании банкротом);
  • если сумма переведена со счета плательщика, но не передана в бюджет, а кредитное учреждение, где она находилась, ликвидировалось.
Читайте также:  Средний заработок за вынужденный прогул при незаконном увольнении: ндфл, взносы - все о налогах

Эти моменты отражены в Налоговом кодексе, а именно в статьях 14, 15, 59.

Необходимые документы

Для того, чтобы признать недоимку безнадёжной, обязательным условием является обращение в судебный орган с предоставлением искового заявления и документов, которые подтверждают обоснованность требований истца.

Оформление иска при отсутствии юридических знаний и опыта, физические и юридические лица обычно доверяют юристам и адвокатам. Грамотный специалист, имея соответствующее образование, без труда поможет составить исковое заявление, предоставить консультационную помощь по имеющимся вопросам, а также защищать интересы истца в суде.

Каждое исковое заявление подается в судебный орган вместе с копиями документов, подтверждающих правдивость обстоятельств рассматриваемого дела. Ими могут являться:

  • документ, выданный налоговой инспекцией, где отражена информация о совокупности сумм задолженности;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо прекратило деятельность как организация;
  • документ из службы судебных приставов, подтверждающий, что исполнительное производство в отношении физического или юридического лица прекращено, так как его предприятие больше не функционирует;
  • копия определения суда на арбитражном уровне, где зафиксирован факт окончания реализационного процесса по имуществу гражданина;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, так как признан банкротом;
  • свидетельство о смерти лица, которое выдается органом ЗАГС, в случае признания умершим или смерти;
  • копия документа, подтверждающего право на наследство.

Перечень документов применяется в зависимости от ситуации гражданина и обстоятельства, вследствие которого недоимку необходимо признать безнадёжной.

Заключение

В обязанность каждого физического, юридического лица, предпринимателя, входит ежегодно уплачивать налоговые сборы, предоставлять декларацию своевременно. В противном случае, законом предусмотрена ответственность, которая ориентирована на ускоренный режим выплаты задолженности.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/nedoimka-po-nalogam.html

10.7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ШТРАФЫ) И ПЕНИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Так, если налоговый агент неправомерно не удержит и (или) не перечислит (полностью или частично) необходимую сумму налога в установленный срок, он может быть привлечен к ответственности. Размер штрафа составит 20% суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Штраф за такое нарушение установлен ст. 123 НК РФ. При этом, как разъяснил Пленум ВАС РФ, он применяется, если налоговый агент имел возможность удержать налог и перечислить его в бюджет (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Таким образом, из буквального смысла ст. 123 НК РФ следует, что ответственность возможна в том числе за неправомерное неудержание налога налоговым агентом, уплатившим налог в бюджет за счет собственных средств.

При выявлении факта неперечисления в установленный срок в бюджет НДС, который налоговый агент должен удержать у налогоплательщика, начислением штрафа дело не ограничится. Также возникает вопрос о взыскании с налогового агента недоимки и пеней. Далее рассмотрим, как он будет решаться в зависимости от конкретной ситуации.

  1. Если налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет, в дополнение к штрафу налоговый орган вправе взыскать с него недоимку и начисленные на ее сумму пени (п. п. 1, 7 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. п. 1, 6, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ, абз. 5 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). А в случае нарушения срока перечисления в бюджет удержанного НДС помимо штрафа по ст. 123 НК РФ с налогового агента могут быть взысканы пени (п. п. 1, 6, 7 ст. 75 НК РФ).
  2. Особая ситуация возникает, если налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет НДС. Может ли налоговый орган взыскать указанный налог за счет средств налогового агента, а также начислить ему пени?

В части пеней ответ на этот вопрос утвердительный. В соответствии с абз. 6 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 налоговый орган вправе взыскать пени с налогового агента, не удержавшего налог, однако период их начисления в этой ситуации, как правило, ограничен.

Пени начисляются с момента, когда налог должен был быть удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога подлежит самостоятельному исполнению налогоплательщиком по итогам соответствующего налогового периода.

Что же касается недоимки, то в большинстве случаев взыскать ее с налогового агента, не удержавшего налог, нельзя. Это следует из анализа п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

——————————–

Важно учитывать: если налоговый агент не удержал налог при выплате денежных средств налогоплательщику, то последний является лицом, обязанным перечислить налог в бюджет. Это следует, в частности, из анализа пп. 2 п. 3 ст. 24, пп. 5 п. 3 ст.

45 НК РФ. На это также обратил внимание и Пленум ВАС РФ в абз. 3 п. 2 Постановления N 57. Обязанность по уплате налога сохраняется за налогоплательщиком до тех пор, пока он не исполнит ее одним из способов, указанных в п. 3 ст. 45 НК РФ.

Поэтому стоит внимательно следить за тем, исполнил налоговый агент свои обязанности или нет.

Если он не удержал из выплаченных вам денежных средств НДС, можно вернуть ему соответствующую сумму как ошибочно уплаченную для того, чтобы он перечислил ее в бюджет. В противном случае вам придется уплатить НДС самостоятельно.

Иначе при выявлении недоимки ее сумму, а также пени за период со дня истечения срока уплаты налога до погашения налоговой задолженности инспекция взыщет с вас в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ вносят определенность в вопрос о возможности взыскания недоимки и пеней с налогового агента, не удержавшего и не перечислившего в бюджет НДС. Напомним, что до их выхода в свет суды подходили к решению этого вопроса по-разному.

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли взыскать с налогового агента неудержанную сумму налога и пени, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Примечание

О процедуре взыскания налога и пеней читайте в разд. 2.4 “Принудительное взыскание недоимки и пеней налоговым органом. Срок давности взыскания” Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

Пленум ВАС РФ указал и на исключение, при котором налоговому агенту, не удержавшему налог, грозит взыскание недоимки и пеней, начисленных за весь период просрочки исполнения обязательств перед бюджетом.

Оно касается случаев, когда налог не удержан у иностранного продавца, не состоящего на учете в российских налоговых органах.

Разъяснения о невозможности взыскания с налогового агента суммы налога и ограничении периода взыскания пеней на эту ситуацию Пленум ВАС РФ распространять не стал. В таком случае налоговый орган может взыскать с налогового агента и недоимку, и пени.

Читайте также:  Начислены страховые взносы (бухгалтерская проводка) - все о налогах

Причем пени начисляются ему до момента исполнения обязанности по уплате налога (абз. 7 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Позицию Пленума ВАС РФ поддерживает ФНС России (Письмо от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Источник: https://narodirossii.ru/?p=10906

Взыскание задолженности по налогам в 2018 — порядок, пресекательный срок

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей  Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Про задолженность по налогам читайте здесь.

Как узнать задолженность по налогам ИП узнайте тут.

Источник: https://finbox.ru/vzyskanie-zadolzhennosti-po-nalogam/

Взыскание пени с налогового агента

29.08.2007

На практике часто возникает вопрос, можно ли взыскивать пеню с налогового агента. Налоговые органы однозначно считают, что можно. Правомерность такого подхода рассматривали в Постановлении ФАС от 16 февраля 2004 г. № КА-А40/439-04, где рассмотрена ситуация, когда агент удержал, но не перечислил налог:

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2004 года № А26-4635/03-29 рассматривалась правомерность начисления пеня, когда налоговый агент не удержал налог:

Выводы:

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ). Как указал Конституционный Суд в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, пеня является дополнительный платежом в виде компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Выясним, когда происходит такая задержка в уплате налога. Вариантов всего два:

1)налоговый агент удержал соответствующую сумму налога у налогоплательщика, но не перечислил ее вовремя;

2) налоговый агент не удержал соответствующую сумму, и налогоплательщик не исполнил вовремя свою обязанность по уплате.

В первом случае обязанность налогоплательщика по уплате налога исполнена, поскольку налоговый агент удержал сумму налога (пункт 2 статьи 45 НК РФ), а значит мера обеспечения может применена к лицу, не уплатившему сумму налога, то есть к налоговому агенту.

Во втором случае из-за того, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по удержанию, а на налогоплательщике осталась обязанность уплатить налог, то и мера обеспечения по исполнению обязанности должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на котором она лежит, то есть к налогоплательщику.

В пользу такой позиции говорит и то, что пеня по своей природе – это плата за пользование бюджетными средствами, которыми пользуется в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, поэтому он и уплачивает процент (пеня) за пользование. В противном случае взыскание пени с налогового агента носило бы карательный характер, а не обеспечительный.

Еще один в поддержку нашей позиции выражается в следующем. Если предположить, что при неудержании налога налоговым агентом, налоговому агенту могут доначислить пени, то складывается ситуация, когда государство имеет возможность взыскать пеню и с налогового агента, и с налогоплательщика, так как обязанность по уплате осталась на нем.

Такая ситуация противоречит существу пени, поскольку государство не только восстанавливает свое нарушенное право на своевременное получение данных средств, но и извлекает дополнительную выгоду. Если же придерживаться противоположной позиции, то ее сторонники столкнуться с проблемой расчета самой пени, которая начисляется за все время просрочки (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

В таком случае период, за который начисляются пени, стремится к бесконечности, так как налоговый агент не может самостоятельно погасить недоимку, что еще раз доказывает неправомерность такой позиции.

Учитывая изложенное, начисление пени налоговому агенту возможно только в случае удержания налога и несвоевременном перечислении удержанного налога в бюджет. В иных случаях требования налоговых органов являются неправомерными.

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-69736-vzyiskanie_peni_s_nalogovogo_agenta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]