Ст. 149 нк рф (2018): вопросы и ответы — все о налогах

В целях применения подпункта 13 пункта 2 статьи 149 нк рф

ПИСЬМО ФНС РФ от 19-10-2005 ММ-6-03886 (2018) Актуально в 2018 году

Вопрос.

Средства на гарантийный ремонт получает уполномоченная российская компания от предприятия-изготовителя и передает в пользу сервисных центров (дилеров), а те в свою очередь нанимают подрядную организацию, осуществляющую данный гарантийный ремонт. Вправе ли в данной ситуации подрядная организация воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса?

Ответ.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.

92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.

Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.

На этом основании не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (продавцов) (в т.ч. нерезидентов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из вопроса следует, что средства на гарантийный ремонт получает от предприятия-изготовителя уполномоченная российская компания, которая передает их в пользу сервисных центров (дилеров), а те в свою очередь нанимают подрядную организацию, осуществляющую гарантийный ремонт.

Таким образом, в соответствии с вышеназванной нормой Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только суммы, полученные организацией, осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а также стоимости запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта.

При этом суммы вознаграждения, а также иные денежные средства, поступившие от предприятий-изготовителей и остающиеся в распоряжении российской компании, сервисных центров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Источник: https://www.zakonprost.ru/content/base/part/453659

Ст 149 НК РФ — какие операции не подлежат налогообложению НДС в 2018 году

Ст. 149 НК РФ «Операции не подлежащие налогообложению» 2018 года рассказывает о товарах и услугах, за которые не нужно вносить НДС.

Их полный перечень можно увидеть в самой статье, ниже даны самые популярные варианты.

Операции не подлежащие налогообложению НДС

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (495) 997-38-00 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

НДС – налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары и услуги в России.

Ставка составляет 18%, но в некоторых случаях может быть снижена до 10% или вовсе отсутствовать.

Полным НДС облагаются практически все товары и услуги за исключением перечисленных в статье, сниженным — некоторые продовольственные и детские товары.

Примите к сведению: нулевой НДС перечислен в статье 149 НК.

Плательщиками являются:

  1. Организации, осуществляющие коммерческую деятельность.
  2. ИП.
  3. Граждане, провозящие товар через таможню. Полный список определяется таможенным законом.

О чем ст. 149 нк рф

Тут говорится о товарах и услугах, за которые не нужно выплачивать НДС.

В статье Налогового Кодекса несколько пунктов:

    1. НДС не платится за предоставление в аренду помещения иностранному гражданину или аккредитованным организациям.

Обратите внимание: этот пункт действует только, если граждане России или организации имеют те же права в данной стране.

  1. Перечень товаров и услуг, за которые не нужно платить НДС – список приведен ниже.
  2. Перечень аналогичных операций.
  3. Если лицо реализовывает и облагаемые, и не облагаемые товары, ему необходимо вести раздельный учет.
  4. Если лицо предлагает услуги и имеет право на нулевой налог на основании пункта 3, он может отказаться от освобождения от уплат налогов. Для этого он должен написать заявление в налоговую до 1 числа налогового периода по месту учета. Отказ будет применен для всех проводимых работ: выборочная льгота невозможна. Минимальный срок отказа – год.
  5. Налогоплательщик может не оплачивать НДС только, если у него имеются соответствующие лицензии.
  6. Статья не распространяется на людей, проводящих данную деятельность в интересах стороннего лица по договору поручения, комиссии или агентского.
  7. Если пункты 1, 2 и 3 были изменены, для вычисления налога будет применен порядок, действовавший на дату отгрузки, даже если оплата пришла в другой день.

В число освобожденных товаров и услуг входят следующие варианты:

    1. Медицинские изделия и услуги: полный список лучше прочитать в полном варианте статьи.

Стоит отметить: речь идет и о российских, и о зарубежных продуктах.

  1. Присмотр за детьми в образовательных учреждениях, секциях.
  2. Продукты питания, приготовленные в медицинских и образовательных учреждениях.
  3. Архивы.
  4. Перевозка граждан общественным транспортом.
  5. Ритуальные работы и необходимые вещи: к последним относятся только вещи из утвержденного списка.
  6. Реализация марок отдельно, конвертов и открыток с марками, лотерейных билетов. Исключением являются коллекционные марки.
  7. Работы по гарантийному обслуживанию или ремонту, в том числе покупка запчастей.
  8. Сохранение памятников культуры и искусства: их реставрация и обслуживание.
  9. Реализация программ строительства соцжилья для военных, создание инфраструктуры в районе и центров переподготовки бывших служащих.
  10. Услуги организаций, занимающихся деятельностью в области культуры и искусства. Сюда же входят создание национальных фильмов и сохранение памятников, их реставрация и обслуживание.
  11. Обслуживание аэропортов и самолетов, портов и судов.

Более подробный список представлен в самой статье.

П. 3 ст. 149 НК РФ

Тут говорится о не подлежащих налогообложению операциях:

  1. Реализация религиозных предметов и литературы.
  2. Продажа товаров для организаций инвалидов (последних должно быть не менее 80%), трудовых мастерских в наркологических и психиатрических медорганизациях и при тюрьмах.
  3. Деятельность курортов и санаториев, в том числе детских.
  4. Банковские услуги за исключением инкассации: обслуживание карт, страхование.
  5. Реализация народных промыслов, лотерей, драгоценных металлов и камней, в том числе необработанных алмазов.
  6. Благотворительность.
  7. Услуги адвокатов и нотариусов.
  8. Продажа билетов на мероприятия, имеющие строгую отчетность.
  9. Выполнение научных и исследовательских работ на бюджетные средства.
  10. Проведение коммунальных услуг по содержанию общего имущества: лифтов, лестниц, подъездов.
  11. Социальной рекламы, ее распространение и создание.

Полный список также прописан в статье.

Практически все товары и услуги облагаются НДС, но существуют некоторые исключения. Все они прописаны в статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. Тут перечислены товары и услуги, с которых не требуется платить налог вовсе.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, кто не должен платить НДС:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://sovetnik.guru/nalogovoe-pravo/st-149-nk-rf.html

Освобождение от НДС по статье 149 НК РФ в 2018 году

Лайк   0   188

Налогом на добавленную стоимость облагается большинство предприятий, поэтому их руководителей и владельцев часто интересует освобождение от НДС.

Это возможно при присутствии определенных условий. НДС является налогом косвенного вида, представляющим собой форму оплаты в государственный бюджет определенной части средств от стоимости товаров (услуг, работ) по мере их реализации.

Что нужно знать

Ст. 149 НК РФ – это целый справочник, который рассматривает ситуации, где уплата НДС не требуется. Она содержит правила и условия, соблюдая которые налогоплательщик имеет возможность освободить себя от уплаты налогов.

Освобождение от уплаты НДС – это понятие, которое включает в себя несколько причин не уплачивать налог:

Быть освобожденным по ст. 145 НК РФ От обязательств налогообложения
Разрешение по ст. 149 НК РФ Освободить от НДС в определенной деятельности

Налог применяется к цене товара, что происходит в большинстве организаций. Поэтому собственники бизнеса ищут возможность освободить себя от НДС и это возможно, учитывая некоторые условия.

Налоги – средства, которые идут в государственный бюджет, являются частью стоимости продукта/услуги.

НДС входит в стоимость покупаемого товара, в счете-фактуре и платежных квитанциях прописано в виде «в том числе НДС».

Налоговый тариф в 2018 году – фиксированная цифра в размере 18%. Оплачивают его не реализаторы, а покупатели товаров, в связи с этим налог является косвенным.

Налогоплательщиками считаются:

  1. Торговые предприятия, промышленно-хозяйственные учреждения, которые занимаются финансированием и страхованием.
  2. Бизнесмены, которые имеют множество схем по освобождению от уплаты налогов.
  3. Налогоплательщики, которые занимаются экспортом.
  4. Иностранные бизнесмены, ведущие деятельность в Российской Федерации.

Кто освобожден от уплаты

Рассмотрим, кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ. Разрешается освободить от налогообложения в определенной деятельности.

Данная статья содержит целый список таких ситуаций, например:

  • сдача в аренду частной собственности иностранцам на территории Российской Федерации;
  • сбыт некоторых отечественных и импортных медицинских изделий;
  • услуги, связанные с банковской сферой:
  1. Обслуживание карт.
  2. Внутренние банковские операции, кроме инкассации.
  3. Банковские манипуляции, которые подлежат законодательству РФ.
  4. Страхование, страховые выплаты.
  1. Социальный пакет престарелым и людям с особенными потребностями.
  2. Медицинский сервис по оздоровлению и профилактике населения.
  3. Служба неотложной помощи, которая включает все виды медицинских услуг(в том числе донорство).
  4. Обеспечение дошкольного образования и внеклассных часов (кружки секции).
  5. Питание в медицинских комплексах и образовательных учреждениях.
  6. Санитарно-курортные развлекательные центры по реабилитации и профилактики здоровья.
  • деятельность с объектами культурного наследия Российской Федерации, которые входят в Государственный реестр;
  • строительство центров самоподготовки, обучающих комплексов, специальных зданий для подготовки военнообязанных, офицеров в отставке и их семей;
  • строительство жилищных структур и реформация зданий, реализация социальных программ;
  • ремонтное и техническое обслуживание медицинского оборудования, которое имеет гарантию;
  • противопожарная система в лесах и лесных насаждениях;
  • услуги ритуального характера;
  • работа с кинематографом, художественные постановки;
  • деятельность, связанная с речными портами по обслуживанию воздушно-морских судов;
  • пассажиро-перевозки на речном, железнодорожном, городском транспорте;
  • коллекции марок, драгоценных монет, которые есть платежными средствами и собственностью государства;
  • научные исследования и лабораторные работы за счет денежных средств государства;
  • внедрение инноваций, а также синтез химических и технологических операций с трудовой деятельностью с целью получения новых технологий, процессов;
  • осуществление ремонтных работ в высотках – многоквартирных домах;
  • услуги коммунального характера;
  • бескорыстное размещение и производство социальной рекламы в рамках закона Российской федерации;
  • получение и передача прав на имущество в виде инвестиций в договор;
  • выращивание и содержание крупного скота согласно списку Всероссийского классификатора товарной продукции, который утвержден властью РФ.
Читайте также:  Как правильно указать льготу 60 в форме 4-фсс? - все о налогах

Положение данного подпункта вступает в силу, когда плательщик налогов может предоставить племенное свидетельство, соответствующее законам РФ.

Услуги и процессы не подвергаются налогообложению, если налогоплательщик имеет лицензионное разрешение на осуществление деятельности, предусмотренных законодательством РФ.

Освобождение от НДС не есть допустимым, если деятельность совершается в интересах третьего лица, путем составления документов о поручительстве, и то, что не предусматривает налоговый кодекс страны.

Какие документы нужно предоставить

В законодательстве Российской федерации прописаны случаи, когда предпринимателем и организацией не уплачиваются налоги в государственную казну.

Процесс освобождения от налогообложения имеет чисто информативный характер, то есть не нужно ожидать согласия с налоговой службы, пока оно примет положительное решение.

Задача состоит в том, чтобы написать заявление, заполнив стандартный бланк. Заявление действует с даты его создания – заявитель считается свободным от НДС.

Налогоплательщиком в кратчайшие сроки должна быть предоставлена декларация о налогах. Каждый чек и квитанция сохраняется и заносится в книгу, при этом ведется учет льгот.

Согласно законодательству нужно придерживаться поставленных условий, в другом случае налоговая пересмотрит разрешение на освобождение от НДС, и работодатель заплатит должный налог за весь срок освобождения.

Нарушением условий считается, например, выручка в крупном размере и продажа подакцизной продукции.

В случае, если бюджет фирмы составляет более 2миллионов руб. за 3 месяца подряд – освобождение от налогообложения прекращает свое действие.

Специального оформления заявление на освобождение не требует, главное идти строго по подпунктам ст. 149 НК.

При получении организацией необходимого дохода в 2 млн. руб., можно обратиться с уведомлением в сроки с 1-го по 20-е число ежемесячно. Образец уведомления на освобождение от НДС можно скачать здесь.

м

Список документов таков:

  1. Выписка по балансам.
  2. Выписка из книги, где ведется учет торговли.
  3. Книга фиксированных счет-фактур.
  4. Физическое лицо предоставляет журнал расходов и доходов.

В случае разбирательств и запроса налоговой документации о праве на льготы, предприниматель обязан держать при себе пакет необходимых бумаг.

Эти же документы учреждение или спецслужба по бухгалтерским делам подает в налоговую службу с целью продлить период освобождения от налогов.

Ежегодно нужно продлевать освобождение от НДС, либо же отказаться, если в нем нет необходимости. Процесс продления/отказа имеет свои нюансы:

  1. Написать заявление.
  2. Успеть подать заявление до 20-го числа нового года, после предыдущего, в котором вышли сроки освобождения.
  3. В ИНФС предоставить форму 2 и выписку из книги регистрированных счет-фактур.

Итак, сдача отчетности должна быть под регулярным контролем организации, все действия которой направляются непосредственно на освобождение ее от НДС.

Налог будет начисляться в автоматическом режиме, если не соблюдать условий по продлению освобождения.

Достоинства и недостатки

Каждый работодатель – плательщик налогов лично принимает решение о пользовании правом ст. 149 НК. Поэтому стоит учесть все «за» и «против» этого права.

Преимущества освобождения от налогообложения:

  1. Стоимость товара ниже установленной.
  2. Нет необходимости начислять НДС на продукцию и внедрять его в бюджет.
  3. Себестоимость остается прежней – НДС входит в изначальную цену.
  4. Ведется общий учет по розничным и оптовым продажам (экономия времени на учет и заполнение документации).
  5. Не требуется каждый квартал заполнять отчет по НДС.
  6. Возможность не предоставлять счет-фактуры на отгрузку.

Недостатки освобождения от налогообложения:

  1. Не прибыльность в бизнесе — партнерство может не состояться по причине того, что крупные организации работают с НДС, без налогов сотрудничество не выгодно.
  2. Средства по заключенным сделкам до оформления освобождения нужно вернуть в государственную казну.
  3. Ежегодно требуется продлевать освобождение во избежание штрафных санкций, если отчетность по НДС отсутствует, что предусмотрено налоговой.
  4. Средства по восстановлению налогов не учитываются в расходах.
  5. За несоблюдение условий необходимо уплатить НДС, а также взымаются штрафы, насчитывается пеня.
  6. Обязательное формирование счет-фактуры с надписью «без НДС».

Таким образом, освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ выгодно использовать для организаций со средним размером вырученного дохода.

За счет льгот значительно увеличивается доходность фирм. Для оформления нужен пакет документов, которые подтвердят право на освобождение. Также существует ряд операций (предусмотренных НК), когда НДС не считается.

Видео: важные аспекты

Такие операции находятся в закрытом списке в статье 149, обращаться в налоговую службу и получить право на освобождение нет необходимости, достаточно того, что данные операции прописаны и входят в ст.149 НК РФ.

По правилам статьи 149 НК РФ налогоплательщик освобождается от НДС. Данные правила используются для предприятий, которые имеют небольшую выручку.

Льгота разрешает снизить налоги и повысить доход. Все, что нужно для оформления известить ИФНС и иметь в наличии документы, которые подтверждают основания для освобождения.

Источник: https://zanalogami.ru/osvobozhdenie-ot-nds-po-state-149-nk-rf/

Камеральная проверка: истребование документов, подтверждающих право на применение льгот по операциям, предусмотренным ст. 149 НК РФ (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 06.07.2015

В данной статье автор с учетом норм действующего российского законодательства, его последних и актуальных изменений, позиции уполномоченных органов, а также сформировавшейся судебной практики рассматривает ситуации, возникающие в связи со спорами об обязанности представления документов, подтверждающих право на налоговые льготы налогоплательщика, применяющего освобождение от НДС, предусмотренное ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Общие положения налогового законодательства

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие операции:- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.Пункт 2 указанной статьи устанавливает перечень не подлежащих обложению НДС объектов.В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.Камеральная проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.В п. 6 ст. 88 НК РФ закреплено, что при проведении камеральных проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы.Как следует из п. 7 указанной статьи, при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.Соответственно, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы только в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.На основании п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.В силу п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.Положения абз. 1 данного пункта применяются, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России.В п. п. 1, 2, 3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).Соответственно, налоговое законодательство не устанавливает, являются ли операции, предусмотренные ст. 149 НК РФ, налоговыми льготами, правомерность применения которых налогоплательщик должен подтвердить документально.Необходимо обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 33), в п. 14 которого отражено, что в силу п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования.При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ.В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 Кодекса основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.Так, ст. 149 НК РФ установлены налоговые льготы в отношении столовых в образовательных и медицинских организациях (пп. 5 п. 2); религиозных организаций (пп. 1 п. 3); общественных организаций инвалидов (пп. 2 п. 3); коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (пп. 14 п. 3).Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Следовательно, правомерность истребования дополнительных документов при проведении камеральной проверки зависит от того, является ли освобождение от НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, налоговой льготой.

Официальная позиция уполномоченных органов

Минфин России в последних разъяснениях ссылается на позицию, отраженную в Постановлении N 33, и указывает, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, относится к категории льгот по налогам и при проведении камеральной проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов на основании п. 6 ст.

88 НК РФ обязаны представлять документы, которые подтверждают право на данную льготу (см., например, Письмо Минфина России от 3 декабря 2014 г. N 03-07-15/61906).
Таким образом, финансовое ведомство указывает на правомерность представления дополнительных документов, подтверждающих право на налоговую льготу по некоторым операциям.

Позиция судебных органов

До вступления в силу Постановления N 33 в судах не было сформировавшейся позиции по вопросу правомерности истребования документов, подтверждающих налоговую льготу по операциям, предусмотренным ст. 149 НК РФ.

Так, многие суды принимали решение, не противоречащее новому Постановлению Пленума ВАС РФ, указывая на то, что не по всем операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ, налоговые органы могут истребовать подтверждающие документы.В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2013 г.

N А26-951/2013 , в котором рассматривалось дело о признании недействительным решения налогового органа. Суд указал, что, по мнению налогового органа, освобождение операций займа в денежной форме от обложения НДС в силу пп. 15 п. 3 ст.

149 НК РФ носит характер налоговой льготы, в связи с чем она правомерно направила налогоплательщику требование о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения им налоговой льготы.———————————

Определением ВАС РФ от 31 января 2014 г. N ВАС-497/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Суд, признав позицию налогового органа неправомерной, разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено положениями пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ и не является льготой.

Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.Также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 21 декабря 2012 г.

по делу N А12-19805/2011 указал следующее: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать НДС по операциям, заявленным в разд. 7 декларации, прямо предусмотрено пп. 12 п. 2, пп. 15, 25 п. 3 ст. 149 НК РФ и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой.

Названные случаи реализации, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), не учитываются при формировании налоговой базы по НДС, тогда как в силу ст. 56 НК РФ налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

В связи с этим направление налогоплательщику при проведении камеральной проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит ст. 88 НК РФ.

Аналогичная позиция о том, что направление налогоплательщику в рамках камеральной проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности не подлежащих налогообложению операций, противоречит ст. 88 НК РФ, содержится и в иных судебных актах (см.

, например, Постановления ФАС Поволжского округа от 28 ноября 2013 г. N А55-2211/2013, от 25 июля 2013 г. N А55-26714/2012, от 4 апреля 2013 г. N А55-20343/2012, ФАС Московского округа от 20 августа 2013 г. N А40-87461/11-99-409).

В то же время до вступления в силу Постановления N 33 некоторые суды указывали на правомерность истребования налоговыми органами у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение льготы по всем операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ.К примеру, ФАС Уральского округа в Постановлении от 5 июля 2012 г.

N Ф09-5197/12 установил, что за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, предусмотренного пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик был привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ.Привлечение к ответственности суд признал правомерным, указав, что в силу пп. 3 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 149 НК РФ обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике. В частности, он обязан представлять по требованию инспекции документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от обложения НДС .———————————

Схожая позиция указана также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2014 г. N А27-3819/2013 (Определением ВАС РФ от 17 апреля 2014 г.

N ВАС-1442/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 28 июля 2011 г. N А03-9506/2010, ФАС Уральского округа от 8 июля 2013 г. N Ф09-5197/12 (Определением ВАС РФ от 19 декабря 2013 г.

N ВАС-15353/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

В заключение еще раз отметим, что не по всем операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ, налоговые органы могут истребовать подтверждающие документы, так как не все операции признаются льготируемыми.

Соответственно, налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы при проведении камеральной налоговой проверки, только если освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст.

149 НК РФ и применяемое налогоплательщиком, не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

м

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5989

Консультант Плюс: Вопрос о применении льготы по ст.149 НК РФ, при заключении агентского договора

Описание ситуации:

Торговля программным обеспечением по агентским договорам.

Вопрос:

Сохраняется ли льгота по ст.149 НК РФ п.2 в случае торговли по агентским договорам.

Ответ:

В соответствии с п.1 ст.1005 (гл.52) Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Как видно из норм данной статьи, в рамках агентского договора выступают две стороны: Принципал и Агент.

Для ответа на ваш вопрос, рассмотрим применение норм и требований гл.21 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) в отношении каждой из сторон агентского договора.

  1. Принципал:

    Согласно подп.26 п.2 ст.

    149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

    Соответственно, заключая агентский договор и выступая в нем в качестве Принципала, организация вправе воспользоваться льготой, предусмотренной подп.26 п.2 ст.149 НК РФ.

  2. Агент:

    Согласно п.7 ст.149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи (в частности подп.26 п.2) не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если *иное не предусмотрено НК РФ.

    *В соответствии с п.2 ст.

    156 НК, на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1, подп.1 и подп.8 п.2 и подп.6 п.3 ст.149 НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что на основании п.7 ст.149 НК (с учетом норм п.2 ст.156 НК РФ), применение указанной льготы на Агента не распространяется.

***

Хочется также обратить ваше внимание на Постановление ФАС Западно-Сибирского Округа от 24.09.2001 г.

№ Ф04/2823-464/А75-2001, в котором арбитражный суд, исследовав договор, заключенный между организацией и предпринимателем, о предоставлении неисключительных прав на передачу программных продуктов другой организации и с учетом требований главы 52 ГК РФ (Агентирование) сделал обоснованный вывод о том, что указанный договор не соответствует понятиям и признакам агентского договора. Поэтому доводы ИМНС о неприменении освобождения от налогообложения НДС на основании п.7 ст.149 НК РФ не могут быть приняты во внимание.

Однако, указанное выше Постановление является единичным.

При рассмотрении подобных вопросов, суды, в большинстве случаев, выступают на стороне налоговых органов.

Источник: https://www.iak.ru/page.xhtml?u=AF54DD1DDF5C42959C665995E360B792

Кэс рассмотрит спор о праве на вычет по ндс по необлагаемым операциям (подп. 22 п. 2 ст. 149 нк рф)

8 сентября судья ВС Татьяна Завьялова передала на рассмотрение КЭС ВС жалобу авиакомпании «Когалымавиа» по делу № А40-79255/14 на постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, которыми признан правомерным отказ налогового органа в предоставлении вычета (возмещении) НДС по операциям, освобожденным от налогообложения на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то, что контрагенты авиакомпании выставляли ей по указанным операциям счета-фактуры с НДС.

Одновременно на рассмотрение КЭС были переданы еще два аналогичных спора с участием этой же авиакомпании. Рассмотрение дел в КЭС назначено на 19 октября.

Основной (но не единственный) вопрос этого спора заключается в том, вправе ли авиакомпания (покупатель) на основании выставленных контрагентом счетов-фактур с НДС принять к вычету НДС по операциям, освобожденным от налогообложения по подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, учитывая, что НК РФ не предусматривает право налогоплательщика (продавца) на отказ от освобождения налогообложения таких операций в отличие от операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ.

У этого вопроса вероятно есть и свои экономические и налогово-политические аспекты, которые достаточно подробно изложил Вадим Зарипов в своей публикации «НДС из воздуха» и комментариях к ней https://zakon.ru/blog/2016/01/11/nds_iz_vozduxa , рассматривая, в частности, налоговые последствия разрыва в цепочке НДС из-за освобождения (в т.ч. принудительного) ряда операций от обложения НДС.

Данный спор возник еще в 2014 году и уже прошел 2 круга. При этом он далеко не единичный как с участием данного налогоплательщика, так и других авиакомпаний. При этом к моменту передачи настоящего спора в КЭС в Верховном Суде находятся еще как минимум 5 кассационных жалоб, одна из которых подана налоговым органом.

О сложности и значимости рассматриваемого дела для ВС косвенно говорит и тот факт, что срок рассмотрения кассационной жалобы налогоплательщика по нему был продлен распоряжением зампреда ВС РФ.

Подобное случается крайне редко и только по резонансным делам (например, ООО «Орифлэйм Косметикс», ООО «Новая Табачная Компания)

Дело № А40-79255/14 

Фабула спора:

Налогоплательщик при осуществлении в проверяемом периоде воздушных перевозок пассажиров и багажа, включая международные перевозки, пользовался услугами наземного обслуживания воздушных судов в различных аэропортах (заправка, уборка, техническое обслуживание и др.), которые в силу положений подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, с учетом позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 17072/10, освобождены от налогообложения НДС.

Однако некоторые контрагенты — исполнители услуг по наземному обслуживанию выставляли счета-фактуры на услуги с выделением НДС по ставке 18%. Эту сумму НДС налогоплательщик во втором квартале 2013 года принял к вычету.

Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик не вправе включать суммы НДС по этим счетам-фактурам в состав вычетов, поскольку контрагенты оказывали налогоплательщику услуги, не подлежащие налогообложению НДС в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, вне зависимости от заявления в счетах-фактурах суммы НДС по ставке 18%.

Суд первой инстанции при первоначальном рассмотрении этого дела согласился с позицией налогоплательщика.

Суд исходил из того, что выставление контрагентом при реализации налогоплательщику товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС в силу ст.

149 НК РФ, счета-фактуры с выделением налога по ставке 18% или 10% не может являться основанием для отказа в применении налогоплательщиком вычетов по полученным счетам-фактурам, поскольку контрагент в случае не применения льготы и выставления счета-фактуры с НДС по ставке 18% или 10% обязан в силу п. 5 ст.

173 НК РФ не только исчислить налог, но и фактически уплатить его в бюджет, тем самым будет соблюден косвенный характер налога и корреспондирующая обязанность по его уплате.

После этого решение суда было отменено апелляционной инстанцией, но суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.нено апелляционной инстанцией, но суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановлен

Кассация отметила, что в Постановлении КС РФ от 03.06.2014 N 17-П указано, что из п. 5 ст.

м

173 НК РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном названным Кодексом, т.е. посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169 НК РФ), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

Таким образом, условием получения вычетов НДС по счетам-фактурам, выставленным с выделением НДС по ставке 18% в том случае, если оказанные услуги не облагаются налогом, является в силу п. 5 ст. 173 НК РФ уплата этого налога в бюджет поставщиками без уменьшения на сумму налоговых вычетов.

Поэтому при новом рассмотрении дела необходимо было лишь проверить факт уплаты поставщиками НДС в бюджет по выставленным ими заявителю счетам-фактурам, без учета вычетов.

То есть можно считать, что в целом суд кассационной инстанции тогда признал возможность вычета НДС по операциям, предусмотренным подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о невозможности установления факта уплаты указанными лицами НДС именно тем по счетам-фактурам, которые были выставлены налогоплательщику. При этом он не пояснил на основании чего пришел к такому выводу.

При этом одним только этим выводом суд не ограничился и взялся за старые и уже известные аргументы налогового органа. По его мнению, предъявленные налогоплательщику его контрагентами-продавцами счета-фактуры нарушают требования п. 5 ст.

169 НК РФ, а именно, указана ставка налога 18%, вместо отражения в графе «налоговая ставка» «БЕЗ НДС», следовательно, неправомерно заполнена графа «сумма налога, предъявленная покупателю», и суммы, указанные в графе «стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом — всего» не соответствуют действительности.

Налог исчисляется в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ и не относится к нормам ст. 166 НК РФ, а, следовательно, налогоплательщик не имеет право уменьшать исчисленный налог в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ, на величину налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (постановление 9-го ААС от 02.12.2015 по делу № А40-79255/14).

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/45064

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]