Новое в Валютном законодательстве РФ с 2018 — изменения закона О валютном контроле | Гордон и Партнеры
Адвокат Гордон А.Э
Совершение валютных операций и владение зарубежными счетами в 2017 году по прежнему для российских граждан сопряжены с многочисленными рисками.
14 ноября 2017 Гос Дума приняла в 1 чтении поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», подготовленные Правительством. Учитывая, что ввести изменения в действие Правительство планировало с 1 января 2018, можно полагать, что долгих обсуждений закона не будет и существенно проект не изменится.
Читайте ниже полный текст утвержденного в 1 чтении проекта изменений валютного закона.
Для физических лиц — граждан РФ наиболее существенные изменения:
Учитывая, что вводится принципиальное изменение в валютном регулировании для физических лиц по сравнению с действующим в 2017- теперь все граждане РФ будут являться резидентами РФ для целей валютного контроля (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1), предлагается установить «послабления» для отдельных резидентов:
Об уведомлении/не уведомлении об открытии/закрытии зарубежных счетов, и движении по ним с 01.01.2018
Статья 12 часть 8:
Резиденты РФ, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней имеют право НЕ СОБЛЮДАТЬ установленный этим законом порядок открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей.
Одновременно эта часть статьи 12 дополнена новым правилом для резидентов РФ, которые утратили в отчетном году ранее имевшийся «иммунитет», поскольку находятся в отчетном календарном году за пределами РФ МЕНЕЕ 183 дней:
Если такие резиденты РФ не уведомили налоговые органы РФ об открытии зарубежных счетов и о движении средств по ним, такие резиденты обязаны уведомить налоговые органы РФ об открытии зарубежных счетов в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом; а так же предоставить отчет о движении средств по зарубежным счетам согласно ст. 7 закона.
О валютном контроле для физ лиц резидентов и, ВНИМАНИЕ, для не резидентов РФ с 01.01.2018
Установлена обязанность и для резидентов и для НЕ резидентов: По мимо документов подтверждающих законность проживания в иностранном государстве теперь резиденты РФ обязаны представлять документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации; а резиденты и НЕ резиденты — документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.
По состоянию на 17 ноября 2017 года
Адвокат Гордон А.Э,
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005, № 30, ст. 3101; 2007, № 1, ст. 30; № 29, ст.
3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30, ст. 3606; 2010, № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7348, 7351; 2013, № 11, ст. 1076; № 27, ст. 3447; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4084, 4219; 2015, № 27, ст.
3972, 4001;
№ 48, ст. 6716; 2016, № 1, ст. 50; № 27, ст. 4218; 2017, № 30, ст. 4456) следующие изменения:
1) подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;»;
2) в части 1 статьи 9:
а) в пункте 1 слова «частью 6» заменить словами «частями 6 и 61«;
б) дополнить пунктом 25 следующего содержания:
«25) операций между физическими лицами — резидентами, указанными в части 8 статьи 12 настоящего Федерального закона, совершаемых за пределами территории Российской Федерации.»;
3) в статье 12:
а) в части 2:
слова «Резиденты обязаны уведомлять» заменить словами
«За исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«В целях настоящего Федерального закона налоговым органом по месту учета резидента является:
для резидента — юридического лица — налоговый орган по месту его нахождения;
для резидента — физического лица — налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента — физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).
В случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы, форматы и способ представления указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
б) в части 4:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«4.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Переводы юридическими лицами — резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета юридического лица — резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).»;
в) в части 5:
в абзаце первом:
после слов «на такие счета (во вклады),» дополнить словами «суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента,»;
слова «пунктами 10 — 12, 16 — 18 части 1 статьи 9,» заменить словами «пунктами 10 — 12, 16 — 18 и 25 части 1 статьи 9, пунктом 1 части 61 статьи 12,»;
г) часть 51 дополнить абзацами следующего содержания:
«денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находящегося
в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации;
денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией,
и при этом счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.»;
д) в абзаце втором части 6 слова «, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации,» исключить;
е) пункт 1 части 61 изложить в следующей редакции:
«1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с сотрудниками (работниками) служебным контрактам (дополнительным соглашениям к ним), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за рубежом, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;»;
ж) часть 7 дополнить абзацем следующего содержания:
«Некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одновременно с представлением налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представляют указанные отчеты также Центральному банку Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.»;
з) в части 8:
дополнить словами «, а также к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны:
уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;
представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с частью 7 настоящей статьи.»;
4) в части 4 статьи 23:
а) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;»;
б) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2018 года.
Положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции настоящего Федерального закона распространяются на граждан Российской Федерации, которые в 2017 году пребывали за пределами территории Российской Федерации в совокупности более 183 дней, а также применяются в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Президент
Российской Федерации
Источник: https://gordon-adv.ru/articles/novoe-v-valyutnom-zakonodatelstve-rf/
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года
С 2018 года вступят в силу изменения в валютном законодательстве. Некоторые изменения направлены на упрощение жизни участников внешнеэкономической деятельности, а некоторые – на ужесточение их ответственности. Читайте в статье, какие изменения в валютном законодательстве с 2018 года учитывать в работе импортеров и экспортеров.
Какие документы вносят изменения в валютные операции с 2018 года
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года утверждены следующими документами, которые приняты прошлом году:
Обратите внимание на Главные налоговые изменения 2018 года с подсказками от ФНС и Минфина. Подробности читайте в журнале «Российский налоговый курьер».
- Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У,
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»,
- Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
- Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».
Перечисленные документы вводят новый порядок предоставления в банк документов участниками внешнеэкономической деятельности. Их действие распространяется на:
- Юридических лиц – резидентов России (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка),
- Юридических лиц, не являющихся резидентами РФ,
- Индивидуальных предпринимателей,
- Лиц, занимающихся частной практикой.
Посмотрим, в чем заключаются нововведения в валютном законодательстве.
Отмена паспорта сделки
Изменения в валютном законодательстве с 01.01.2018г. упростили порядок документооборота между банком и резидентом. Главным новшеством стала отмена обязанности оформлять паспорт сделки. Вместо него банки будут ставить на учет внешнеторговые контракты.
Регистрация внешнеэкономического контракта
Порядок регистрации контрактов банк разрабатывает и утверждает самостоятельно. Уникальный номер контракта банк вносит в базу «Банк – ФНС».
Для постановки контракта на учет предоставьте в банк:
- Реквизиты участников внешнеэкономической сделки,
- Сведения о контракте:
- Вид контракта,
- Дата и номер,
- Валюта договора,
- Сумма взаиморасчетов,
- Дата завершения обязательств по договору.
Для резидентов – экспортеров действует ускоренный порядок. Их контракты банки будут ставить на учет не позднее следующего рабочего дня.
Регистрировать будут не все контракты
Законодательством установлены денежные лимиты, ниже которых контракт не регистрировать не нужно:
- 3 млн.руб. – для договоров импорта,
- 6 млн.руб. – для экспортных договоров.
Снятие контракта с учета
Банки снимают контракт с учета по заявлению организации после завершения всех обязательств. К этому моменту резидент обязан предоставить в банк все документы, необходимые для валютного контроля.
Положения переходного периода
Что делать с паспортами сделок, которые на начало 2018 года были уже оформлены или были поданы документы на оформление паспорта? Смотрите в таблице, как поступать на рубеже 2017 – 2018гг.
Паспорт полностью оформлен | Банк автоматически закроет паспорт сделки и перенесет данные в реестр действующих контрактов |
Паспорт еще не оформлен, документы собраны, в банк не сданы | Документы на оформление паспорта сделки не сдавайте, подайте документы на регистрацию внешнеэкономического контракта |
Паспорт еще не оформлен, документы для паспорта подготовлены, сданы в банк на проверку | Банк поставит контракт на учет на основании полученных документов. Собирать документы повторно не придется |
Отмена справок о валютных операциях
Следующее изменение в валютном законодательстве, которое вступает в силу с 2018 года, — банки не будут требовать справки о валютных операциях. Однако обязанность предоставлять другие документы, необходимые для валютного контроля, сохранена.
Участники валютного договора обязаны предоставить документы в банк в течение 15 дней с момента зачисления валюты. Исключение составляют договоры на сумму менее 200 тысяч рублей, по ним предоставлять документы не требуется.
Если сумма валюты в рублях превышает 200 тыс.руб., то вместо справки о валютных операциях организации (резиденты и нерезиденты) предоставляют в банк информацию о виде кода операции. Форма документа утверждена в Приложении 1 к Инструкции Банка России.
Банки будут чаще отказывать в проведении валютных операций
Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 года не только упростили работу резидентов, расширяется перечень оснований, по которым банки смогут оказать в проведении валютной операции.
В 2018 году банки могут отказать по двум причинам:
- Непредоставление запрошенных документов или предоставление недостоверных документов,
- Подозрение, что операция совершается с целью легализации преступных доходов или с целью финансирования террористов.
Эти причины не изменились с 2017 года. С 14 мая 2018 года добавятся новые основания для отказа:
Источник: https://www.RNK.ru/article/215788-izmeneniya-valyutnom-zakonodatelstve-2018
Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г
Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, «валютным резидентом» признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.
С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон»)
Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):
- валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ — п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)
То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операций, к предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам — ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:
- запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году — следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что «валютные операции между резидентами запрещены».
Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.
Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.
Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):
- требования к порядку открытия счетов, к проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней — ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
- НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
- НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
- НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
- совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ — п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
- физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом — ч.8 ст.12 Закона
При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.
Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г. срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.
(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.
данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.
Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.
Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:
- ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации — п.14 ч.4 ст.23 Закона
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к «норме о 183 днях» — как следует из п.14 ч.4 ст.
23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году — они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.
Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.
Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):
Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.
- с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
- денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ — абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
- денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства — абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
- физические лица — резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова «не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ»)
Важно для всех:
- законодательно определяется, что признается «налоговым органом по месту учета». Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
- налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
- в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
- при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
- в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
- снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии — абз.3 ч.4 ст.12 Закона
- на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента — абз.1 ч.5 ст.12 Закона
Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227
Облегчение валютного контроля: с 2018 года перестать быть валютным резидентом станет проще
В Государственную Думу внесли проект изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В том случае, если поправки примут, жизнь валютных резидентов упростится, как и появится возможность относительно легко отказаться от данного статуса.
Ранее мы несколько раз писали о том, что власти планируют внести изменения в существующее законодательство о статусе валютного резидента. Дело в том, что современное законодательство и, в первую очередь, его толкование, совершенно неприемлемы.
По закону каждый гражданин России является валютным резидентом, кроме тех случаев, если отсутствовал на территории страны более 1 года подряд. Само по себе условие не такое уж и сложное. Отказ от статуса налогового резидента требует отсутствовать в России 6 месяцев за последние 12 месяцев. Подсчёт сопряжён иногда с определёнными сложностями.
Стоит ли бояться новых правил о валютном резиденстве в России?
Однако в случае статуса валютного резидента, он обостряется тем, что в законе не оговорены условия восстановления данного статуса. И соответствующие органы приняли решение, которые возвращает статус всем, кто хотя бы на день вернулся в Россию.
Иными словами, независимо от времени отсутствия в России, гражданин становится валютным резидентом при посещении страны по нуждам бизнеса, лечения или при визите к родственникам и не планирует оставаться в стране.
Всё бы ничего, но статус накладывает ограничения: необходимость декларировать иностранные счета и движение средств по ним, запрещает все валютные операции, кроме тех, что разрешены (а список достаточно мал и не включает популярных операций).
Быть валютным резидентом России и жить за границей откровенно говоря неудобно. При этом вести бизнес в России или поддерживать связи – тоже, если есть желание отказаться от статуса.
Поэтому изменение законодательства – ожидаемый шаг. И вот что предлагают чиновники.
Новые требования отчетности по иностранным счетам россиян. Кто такой валютный резидент?
Отказ от валютного резидентства станет проще
Цель поправок, которые уже отправлены на рассмотрение в Думу – снизить административную нагрузку на граждан и банки, которые осуществляют валютный контроль.
Это своего рода ответ на глобальные изменения: бизнес работает в нескольких странах; студенты получают основное и дополнительное образование в России, Европе, США и других частях света; люди постоянно проживают за пределами России, работают и лишь иногда приезжают навестить своих близких.
При этом при сохранении валютного резидентства им приходится отчитываться перед налоговой службой России. Поэтому происходит корректировка самого понятия.
Валютный резидент, согласно поправкам, — это гражданин, который пробыл за границей России более 183 дней в совокупности, без учёта количества выездов и приездов в РФ в календарном году.
У этого определения есть свои недостатки: как определить, что человек отсутствовал, если он уехал в страну с безвизовым режимом и т.п.? Однако в целом это огромный шаг к упрощению жизни граждан.
Перестав быть валютным резидентом исчезает необходимость отчитываться об иностранных банковских счетах и операциях на них. Нет и ограничений на совершение различных операций.
При этом власти планируют внести некоторые послабления и для тех, кто останется валютным резидентом России – они расширяют список операций по иностранному счету. В частности, будет разрешено переводить сразу на иностранный счет средства от продажи нерезидентам транспортных средств и, о чудо, иначе не скажешь, от продажи недвижимости.
У недвижимости существует оговорка: имущество должно быть зарегистрировано в стране, входящей в ФАТФ, ОЭСР или в той, которая присоединилась к соглашению по автоматическому обмену информацией. Альтернатива последнему – двухсторонние соглашения с Россией.
Счет, на который разрешено зачислить деньги от продажи обязан находиться в той же стране, что и недвижимость.
И ещё одно приятное дополнение: валютным резидентам разрешат платить территории на России банковскими картами, которые привязаны к их иностранным счетам.
Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года. Сроком подачи уведомлений о счетах и движении средств на них станет 1 июня.
ФНС рассказала, какие валютные операции на иностранных счетах вызовут вопросы у налоговиков
Хорошая новость
Изменение правил о статусе валютного резидента – хорошая новость. Благодаря этому становится легче планировать собственные передвижения по миру и разработку стратегии по защите активов.
Если закон не претерпит сильных изменений в Думе, то начиная со следующего года можно будет одновременно перестать быть, как налоговым, так и валютным резидентом.
Это означает, что не будет необходимости отчитываться о контролируемых иностранных компаниях и не платить налог с нераспределённой прибыли (из-за отказа от налогового резидентства) и не будет требования отчитываться об иностранных счетах, как и не будет ограничений по операциям на этом самом иностранном счете.
Единственный недостаток – 30% подоходный налог на доход, полученный в России. С точки зрения средств это может быть и потеря, но с точки зрения свободы и контроля над своей жизнью – явное приобретение.
Содержать иностранный счет станет немного проще – исчезнет обязанность отчитываться о нём, если вы перестанете быть валютным резидентом. Самое время озаботиться тем, чтобы открыть собственный иностранный счет.
Иностранный банковский счет помогает диверсифицировать риски, защитить активы от заморозки, конфискации, падения национальной валюты, плюс расширяет географию, в которой вы можете действовать, как профессионально, так и лично.
Для того, чтобы открыть счет требуется время, терпение и подготовка. Поэтому мы предлагаем вам записаться на бесплатную консультацию по подбору банковского счета: таким образом вы снижаете риск отказа и получаете полное представление о том, какой банк вам подойдёт.
Записывайтесь прямо сейчас: [email protected].
Источник: https://wealthoffshore.net/tax-planning/facilitating-foreign-exchange-control-from-2018-it-will-become-easier-to-renounce-the-status-of-a-tax-resident/
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года
С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору — незаконной!
Документ:
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»
Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.
Инструкцией:
— отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки,
— введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;
— для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня;
— отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
— приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.
Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.
Как поставить контракт на учет
Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.
Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:
— общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
— реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).
Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров — 3 млн.рублей, для экспортных договоров — 6 млн.рублей.
Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.
Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.
Паспорт сделки с 2018 года
Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.
Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.
В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).
Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.
После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета.
Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.
При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.
Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств. Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.
Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.
Таким образом,
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.
2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц — резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.
Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия «валютный резидент» на всех физических лиц — граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.
С 1 января 2018 года физические лица — резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее — отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц — резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.
Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.
Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.
Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц — резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.
1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц — резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц — резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.
Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.
Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.
Источник: https://Advokatorium.com/index.php/ru/news/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_s_2018_goda
Семинар: Новые правила работы с 2019 года (изменения по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, транспортному и другим налогам). Как платить взносы в 2019 году. Новый закон о бухучете и новые стандарты. Изменения в валютном законодательстве с 2019г
Программа
Новые правила работы для бухгалтера и директора с 2019 года. :
Изменения по налогу на прибыль, НДС , налогу на имущество , НДФЛ, транспортному и другим налогам.
Новые налоговые агенты 2019 года.
Пенсионная реформа и как платить взносы в 2019 году.
Новый закон о бухучете , новая отчетность и новые ФСБУ с 2019 года .
Изменения в валютном законодательстве с 2019г . Договоры в условных единицах- новые возможности..
Онлайн касса при расчете с работниками с 1 июля 2019 года
Новый отчет- декларация с 2019 года.
Кого затронут изменения законодательства второй половины 2018 года
Новая редакция ГК РФ , новые требования к договорам займа и кредита, новые способы взыскания задолженности , когда нельзя погасить долг другой организации , новые составы административных правонарушений в сфере валюты , новые правила заверения документов, новые штрафы от Минтруда для работодателей и как их избежать.Как новые методические рекомендации ФНС и Следственного комитета позволят выявлять умысел в налоговых правонарушениях .
Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018г.
Новые правила выплаты заработной платы с 1 июля 2018 года
Что поменяется в работе банка с 1 июня 2018 года и как это повлияет на его клиентов. Новые правила для платежек и двойной фильтр: банкиров и инспекторов. Как не остаться без счета из-за налогов и корпоративных карт.
Как оспорить отказ банка в проведении операции или открытии счета
Когда банки под давлением ЦБ будут блокировать сомнительные счета
Новые основания для блокировки карт россиян
Вопросы — ответы по налогу на прибыль 2018 года
Проблемы и возможности применения нового инвестиционного налогового вычета с 2018 года. Неприятные
ограничения.
Ошибки 2018 года при формировании резерва сомнительных долгов
Резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности в иностранной валюте.
Расходы по налогу на прибыль и правильно исправленные первичные документы.
Последствия несвоевременного отнесения безнадежного долга к расходам.
О налоге на прибыль и НДС в отношении работ с длительным производственным циклом.
Момент перерасчёта налога на прибыль при корректировке цены товара . Позиция Минфина и ВС РФ
Долговые обязательства по контролируемой задолженности перед иностранной организацией.
О налоге на прибыль при приобретении права требования в иностранной валюте.
Особенности учета операций по предоставлению беспроцентных займов
Готовые решения спорных вопросов по НДС в 2018 году
Новый порядок налогообложения НДС для ряда товаров и услуг
Изменения по НДС с 2018 года в части учета налога
Новый порядок определения места реализации услуг в целях НДС .
НДС по-новому: если все станут налоговыми агентами.( Как считать НДС и оформлять документы. новым агентам. Нюансы заполнения книг покупок , продаж и декларации по НДС в 2018 и в 2019 годах .
Решаем вопрос с вычетом по НДС при реализации лома и отходов цветных металлов. Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолому )
Когда продавец может не платить налог в бюджет.
Как исчислить НДС, если в договоре его сумму не указали
Новые возможные ставки НДС по экспортным операциям. Стоит ли радоваться? И как это отразиться на работе экспортеров, экспедиторов и перевозчиков.
Нужно ли вести раздельный учет по НДС, если соблюдается правило 5 процентов
Когда нет права на вычет НДС с января 2018 года
Решение спорные вопросов по НДС в постановлениях КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.
Налог на имущество в 2018 году
Как регионы решают судьбу льготы по движимому имуществу
Льготы по налогу на движимое имущество: основная и дополнительная: как считать базу по налогу .
Как определить дату выпуска автомобиля , чтобы не « слететь» с дополнительной льготы. Позиция Минфина РФ
Как Минпромторг разделил движимое и недвижимое имущество
Новые особенности исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости с 2018 года.
Источник: https://ppt.ru/seminar/?id=32079