Резерв на ремонт ос нельзя формировать и расходовать выборочно — все о налогах

Резерв на ремонт основных средств в бухгалтерском учете в 2018

В статье будет рассмотрен такой важнейший экономический инструмент, как резерв на ремонт основных средств, целью которого является оптимизации налоговой тяготы и финансовой деятельность компании в общем.

Цель и особенности создания резерва на ремонт ОС

Создание резерва, согласно письму Минфина РФ от 19.07.2006 №03-03-04/1/588, это право организации, а не её обязанность. Согласно информации, содержащейся в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ, существует два возможных варианта расчета данного резерва:

  • «Стандартный» — резерв для обычного ремонта;
  • «Дорогостоящий» — резерв для комплексных и дорогих ремонтов.

Руководство компании, основываясь на информации из технической документации по использованию ОС, должно в самом начале налогового периода решить, как производить ремонт рассматриваемого ОС – в форме капитального или текущего ремонта; также руководители вправе решить использовать ОС без ремонта, до полного износа.

Самым первым этапом в организации корректного формирования резерва должно быть получение организацией исчерпывающей и достоверной информации относительно следующих моментов:

  • стоимости (первоначальной) имущества, в отношении которого будут проводиться ремонтные работы, на начало года;
  • стоимости ремонтных работ за 3 года, предшествующих расчётному периоду;
  • плановой (сметной) стоимости ремонта на планируемый год;
  • стоимости дорогостоящего ремонта ОС;
  • плана проведения ремонтных работ по каждому ОС.

Этапы формирования резерва на ремонт ОС

Согласно вышеупомянутому пункту 2 статьи 234 НК РФ, существуют два показателя, которые способствуют созданию резерва на ремонт ОС – норматив отчислений (Nотчислений) и совокупная стоимость ОС (∑SОС). Итак, совокупная стоимость ОС – это суммарная стоимость всех ОС, используемых в производстве (на начало года), используемых в период создания резерва.

Важный момент: из расчёта совокупной стоимости необходимо исключить сумму ОС, используемых на основании договора аренды или на безвозмездной основе. Также важно помнить, что совокупная стоимость складывается только и первоначальных стоимостей ОС (не остаточных).

Последовательность этапов, позволяющих сформировать резерв на ремонт ОС представлена ниже:

  1. Определение нормы стоимости «стандартного» ремонта в учётной политике;
  2. Определение средней стоимости ремонта ОС за предыдущие 3 года;
  3. Определение предельной суммы резерва;
  4. Определение совокупной стоимости ОС;
  5. Определение норматива отчислений;
  6. Определение ежемесячной или ежеквартальной суммы отчислений в резерв.

В следующем пункте будут рассмотрены формулы расчёта показателей, необходимых для расчёта резерва с соответствующим примером.

«Стандартный» вариант расчёта величины резерва

Расчёт средней стоимости ремонта ОС и определение предельной стоимости ремонта

В данном пункте рассмотрим формулы расчёта показателей, которые соответствуют этапам формирования резерва на ремонт ОС. Ежемесячные (или ежеквартальные) отчисления, накапливаемые в течение года, формируют резерв и в последний день отчётного года признаются в качестве расходов. Для расчёта резерва на ремонт определим, прежде всего, среднюю стоимость ремонта за предыдущие 3 года.

Формула имеет вид:

S сред = S 3 года / 3,

где: S сред — средняя стоимость ремонта ОС,

S 3 года – стоимость ремонта ОС за предыдущие 3 года.

Для понимания того, что имеется ввиду, когда говорят о стоимости ремонта, важно уточнить, что к нему относится:

  • затраты на покупку расходных материалов и запасных частей, необходимых при проведении ремонта,
  • стоимость труда ремонтного персонала (своего или сторонних организаций),
  • другие затраты на ремонт.

Зная среднюю стоимость ремонта, переходим к определению предельной стоимости ремонта:

То есть предельной величиной стоимости ремонта является та величина, которая меньше.

Расчёт норматива отчислений в резерв и расчёт величины резерва

Далее определим норматив отчислений в резерв:

SОС

Источник: https://online-buhuchet.ru/rezerv-na-remont-osnovnyx-sredstv/

Как в налоговом учете создать резерв на ремонт основных средств

Чтобы равномерно включать затраты на ремонт основных средств в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, организация вправе создать специальный резерв (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Когда можно создать резерв 

Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Решение о создании резерва расходов на ремонт основных средств закрепите в учетной политике для налогообложения (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Там же укажите порядок формирования резерва. Для этого определите:

  • годовой норматив отчислений в резерв;
  • совокупную первоначальную стоимость основных средств.

Изменения этих показателей отражайте в налоговой учетной политике ежегодно.

Такой порядок предусмотрен в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли формировать резервы расходов на текущий и дорогостоящий ремонт основных средств в течение первых трех лет с даты регистрации организации?

Нет, нельзя.

Из письма Минфина России от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9 следует, что вновь созданные организации не могут формировать резерв на предстоящий ремонт основных средств.

Объясняется это тем, что для создания указанного резерва в налоговом учете необходимо определить плановую сумму отчислений, которая не может превышать среднюю величину расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

У вновь созданной организации таких данных нет, а значит, организация не может сформировать резерв в соответствии с требованиями статьи 324 Налогового кодекса РФ. Создание отдельного резерва расходов на сложный и дорогой ремонт основных средств статьей 324 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Поэтому в течение первых трех лет с даты регистрации организации должны учитывать фактические затраты на ремонт основных средств в составе прочих расходов организации в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых эти затраты были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Однако в письме от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180 Минфин России высказывал другую точку зрения. Она основана на том, что статья 324 Налогового кодекса РФ не запрещает создавать резерв расходов на ремонт основных средств организациям, у которых за последние три года не было таких расходов.

Положениями данной статьи предусмотрена лишь необходимость расчета предельной суммы резерва, которая не должна превышать средние фактические затраты организации на ремонт за предыдущие три года.

Причем эта сумма может быть увеличена на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в размере необходимых затрат (согласно графику проведения работ).

Таким образом, при формировании резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта сумма фактических расходов на ремонт, сложившаяся за последние три года, значения не имеет. Поэтому организации, которые не ремонтировали свои основные средства за последние три года, могут создавать резерв расходов на проведение сложного и дорогостоящего ремонта независимо от создания резерва на текущий ремонт.

В связи с выходом разъяснений Минфина России, приведенных в письме от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9 (первая точка зрения), организация вправе следовать им (как более поздним). В противном случае свое решение организации придется отстаивать в суде.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих точку зрения письма Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180 (вторая точка зрения) (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2007 г. № 243/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. № Ф04-7102/2006(27676-А67-40), от 14 декабря 2005 г.

№ Ф04-8923/2005(17776-А67-35)). По мнению судей, в рассматриваемой ситуации формирование резерва является правомерным, если:

  • ремонт основных средств является особо сложным и дорогим видом капитального ремонта;
  • рассчитан на срок более одного налогового периода;
  • имеется график на проведение ремонтных работ;
  • аналогичный ремонт ранее не осуществлялся.

Ситуация: можно ли в налоговом учете создать резерв расходов на сложный и дорогой ремонт, а затраты на проведение текущего ремонта основных средств списывать без создания резерва?

Нет, нельзя.

Статьей 324 Налогового кодекса РФ создание отдельного резерва расходов на сложный и дорогой ремонт основных средств не предусмотрено. Поэтому либо сформируйте единый резерв на все виды ремонта, либо не создавайте его вообще (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Если решение о создании резерва принято, то до окончания года и исчерпания этого резерва включать какие-либо затраты на ремонт непосредственно в расчет налога на прибыль нельзя. Их нужно относить на использование созданного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Если за год сумма фактических затрат на ремонт превысила размер созданного резерва, разницу можно включить в состав расходов только в конце налогового периода (абз. 6 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nalog_na_pribyl/kak_v_nalogovom_uchete_sozdat_rezerv_na_remont_osnovnykh_sredstv/2-1-0-97

Резерв на ремонт основных средств: порядок создания и использования, налоговая экономия

Создание резерва на ремонт основных средств — способ налогового планирования прямо из Налогового кодекса. Он позволяет получить отсрочку по уплате налога на прибыль практически навсегда.

Используйте пошаговые руководства:

Порядок создания и использования резерва основных средств закрепите в учетной политике

Резерв на ремонт ОС можно создать за сколько угодно лет до начала ремонта. Это позволит сформировать практически любой размер расходов в налоговом учете. Компании учитывают расходы на ремонт намного раньше, чем они будут произведены, и в размере, большем, чем окажутся фактически.

Затраты на внедрение механизма экономии в разы меньше, чем экономический эффект. Можно не платить налог на прибыль несколько лет без перечисления каких-либо процентов на отложенные суммы налога.

Единственное последствие невыполнения ремонта в запланированный срок — уплата налога за год, в котором был запланирован ремонт (читайте также про другие законные способы оптимизации налога на прибыль).

Порядок создания и использования резерва на ремонт основных средств в кодексе освещен достаточно скромно (ст. 324, п. 7 ст. 250, п. 3 ст. 260 НК РФ). Такое скудное регулирование позволяет толковать порядок создания и использования резерва довольно широко (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Кодекс не обязывает выполнять ремонты и не предусматривает никаких санкций за их невыполнение. Достаточно собрать пакет документов о планируемом ремонте и закрепить создание резерва и норматив ежеквартальных (ежемесячных) отчислений в учетной политике. Тогда можно не платить налог на прибыль несколько лет.

Резерв хотя и один, но создается как для текущих, так и для сложных ремонтов. Кодекс не устанавливает критерии, на основании которых компании следует делить ремонты на текущие и сложные.

Придется выработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике. Анализ судебной практики показал, что налоговики не оспаривают правомерность отнесения ремонта к категории сложных.

Понятия «капитальный ремонт» в кодексе нет.

Дороговизна ремонта — субъективный критерий. Значение нижнего порога целесообразно рассчитать один раз для всего графика ремонтов и на весь срок накопления резерва. Это значение нужно закрепить в учетной политике.

Например, нижний порог стоимости сложного капитального ремонта равен 5 млн рублей или 1 процент от валюты баланса.

Увеличение нижнего порога можно пересмотреть в случае существенного изменения деятельности компании или макроэкономических показателей (инфляции, девальвации национальной валюты и т. п.).

 Cкачать удобные таблицы с расчетом экономии от создания резерва на ремонт ОС

Обоснованность создания резерва на ремонт основных средств подтвердите документально

Предельные отчисления в резерв определяют исходя из периодичности выполнения ремонта, частоты замены элементов объекта ОС (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. Отчисления в резерв на сложные ремонты рассчитывают исходя из графика их проведения.

Помимо графиков проведения сложных ремонтов, иных документов, необходимых для создания резерва, кодекс не устанавливает (п. 2 ст. 324 НК РФ). Однако для подтверждения обоснованности резерва компаниям приходится представлять налоговикам документы, не поименованные в кодексе.

В одном из дел налоговики заявили, что компания неправомерно увеличила резерв на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов ремонта. Но суд указал, что налогоплательщик выполнил все условия для формирования резерва.

Необходимость проведения ремонта подтвердил приказ руководителя о создании комиссии по техническому осмотру здания, а также акт осмотра состояния объекта. Комиссия сделала вывод о необходимости капитального ремонта частей здания и отдельных помещений.

Компания представила локальный сметный расчет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.13 № А17-1062/2012).

Подтвердить необходимость проведения ремонтов помогут акты выявленных дефектов, годовые и месячные графики планово-предупредительных ремонтов.

Обоснованность отчислений в резерв докажут долгосрочные планы по поддержанию основных производственных фондов, а также перечень ОС, в отношении которых нужен сложный ремонт.

Пригодятся калькуляционные и дефектные ведомости, техническая документация, прилагаемая к договорам подряда. Чем больше документов соберет компания, тем проще ей будет подтвердить расходы на создание резерва.

Не лишним будет и распоряжение гендиректора о создании резерва. В этом документе следует указать показатели, предусмотренные пунктом 2 статьи 324 НК РФ. Стоит сделать ссылки на график выполнения работ по ремонту, расчет его стоимости и локальные сметы.

График проведения особо сложных и дорогих ремонтов целесообразно составлять на основе проектно-сметной документации. Эти документы нужно собрать по каждому объекту, который компания планирует отремонтировать.

Для обоснования правомерности создания резерва на ремонт ОС целесообразно подготовить следующий пакет документов:

  • расчет резерва, содержащий все необходимые показатели;
  • графики планово-предупредительных ремонтов, разработанные с учетом технических характеристик и условий эксплуатации объектов ОС;
  • дефектные ведомости и техническую документацию изготовителя, обосновывающие сроки и периодичность сложных ремонтов;
  • проектно-сметную документацию по планируемому ремонту в разрезе каждого объекта ОС.

Оцените экономический эффект от резерва ОС

Экономия возникает за счет отложенных налоговых обязательств по налогу на прибыль. Выгода — это проценты по займам или кредитам, которые компании не пришлось брать, чтобы вовремя заплатить налог на прибыль. Даже если компании нет необходимости брать кредит и платить проценты, она может разместить свободные деньги на депозите. Это принесет дополнительный доход.

Эффект от отсрочки уплаты обязательств специалисты определяют через коэффициент дисконтирования, который равен инфляции или банковской учетной ставке или комбинации этих величин.

Читайте также:  Нужно ли вместе с декларацией по ндс сдавать гтд, чтобы подтвердить вычет «ввозного» налога? - все о налогах

Учтите риски невыполнения ремонтов

Если компания не полностью использовала резерв на сложный ремонт, то она не вправе учесть дополнительные расходы при превышении фактических затрат по текущим ремонтам.

Резерв — это единый фонд, за счет которого в налоговом учете списывают все виды ремонтов.

Если общий размер резерва на конец налогового периода не покрывает понесенных расходов, то указанную разницу можно списать дополнительно к созданному резерву.

Накапливать резерв на сложный ремонт нужно равномерно. То есть каждый год равными долями. При невыполнении ремонта в периоде, в котором он запланирован по графику, его сумму необходимо восстановить.

Например, если в 2017 году стоимость запланированных ремонтов равна 100 млн рублей, а ремонтов выполнено только на 20 млн рублей, то придется восстановить 80 млн рублей и заплатить налог на прибыль в размере 16 млн рублей (80 млн руб. × 20%).

Кодекс не ограничивает горизонт планирования для графиков ремонта. Поэтому ремонты можно проводить в течение срока, не превышающего срок полезного использования объекта или срок его аренды (лизинга). Хотя после истечения нормативного срока ремонт может требоваться даже чаще.

Компании сложно будет убедить суд в том, что превышение стоимости ремонта над первоначальной стоимостью нового ОС экономически целесообразно. Оценивать целесообразность расходов суды не вправе (определения КС РФ от 04.06.07 № 320-О-П и от 04.06.07 № 366-О-П). Но на практике такие нестыковки могут привести к обвинению в получении необоснованной выгоды.

Если компания регулярно срывает графики ремонтов, то фискалы также могут обвинить ее в получении необоснованной выгоды. Поэтому безопаснее запланировать один сложный ремонт на крупную сумму и через десять лет его не выполнить. Запланировать десять ремонтов по мелкие суммы и каждый из них не выполнить — более рискованно.

Отсроченный налог на прибыль рано или поздно придется платить. И тут не стоит забывать, что каждый новый период компания можете начинать начислять резервы на ремонт основных средств  на следующие годы. Предположим, что организация создала резервы на период с 2017 по 2027 год.

В 2027 году нужно будет платить налог по ремонту, не выполненному в этот срок. Но ничто не мешает ей с 2023 года начать начислять резерв на ремонты по сроку, например, с 2028 по 2038 год.

В текущем периоде налоговики не смогут доказать, что через 10 или 20 лет обществу не понадобится ремонтировать существенно износившиеся к тому моменту ОС.

Подготовлено по материалам журнала

Источник: https://fd.ru/articles/158465-rezerv-na-remont-osnovnyh-sredstv-kak-ne-platit-nalog-na-pribyl-nikogda-qqq-17-m2

Особенности создания и отражения в налоговом учете резерва расходов на ремонт основных средств

Каждое предприятие в своем распоряжении имеет основные средства, которые напрямую влияют на работоспособности предприятия.

Затраты на ремонт основных средств занимают важное место в затратах производства и обращения, что требует усиленного контроля за расходованием средств, которые направлены на ремонт оборудования.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия является создание резерва расходов на ремонт основных средств.

Весомый вклад в разработку теоретических основ и методологических подходов к проблемам технического содержания, восстановления, объектов основных средств, составу затрат на их ремонт, созданию резерва расходов на ремонт основных средств, сделали такие ведущие ученые-экономисты как Ковалев А.П., Карпова Т.П., Друри К.

Ремонт часто сопровождается разборкой и последующей сборкой объекта, его отдельных частей или иными работами, при которых эксплуатация объекта становится практически невозможной, начисление амортизации по объектам, сданным в ремонт, не прекращается.

В управленческом учете по способу организации ремонты подразделяются на плановые и неплановые.

Плановый ремонт — это ремонт, который проводится с определенной периодичностью в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т. е. по системе планово-предупредительного ремонта (ППР).

Система ППР отражает политику предприятия в области ремонта имущества и утверждается руководством предприятия.

Неплановый ремонт — это ремонт, выполняемый в неплановом порядке, по случайно возникшей потребности. К неплановому относится аварийный ремонт, вызванный чрезвычайными обстоятельствами.

По составу работ предусмотрены три вида плановых ремонтов оборудования: текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и(или) восстановлении отдельных частей.

Средний ремонт — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением некоторых частей и контролем за их состоянием.

Капитальный ремонт — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода в организации может быть создан резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе и арендованных) (п.77 Методических указаний по оценке основных средств) [1].

Резерв создается, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ) [2].

Для определения суммы резерва отчислений устанавливается норматив, который определяется с учетом:

                    совокупной первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств;

                    предельных затрат на проведение ремонта основных средств.

Первый показатель — это общая первоначальная стоимость амортизируемых основных средств (по данным налогового учета) на начало того года, в течение которого организация будет формировать резерв. В качестве первоначальной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию до 2002 года, используется их восстановительная стоимость (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Стоимость арендованных объектов основных средств (объектов основных средств, полученных в безвозмездное пользование) в расчет первого показателя не включается. Такие объекты не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому арендаторы (ссудополучатели) могут создавать резерв только при наличии собственных основных средств и только исходя из их совокупной стоимости.

Второй показатель рассчитывается исходя из периодичности проведения ремонта, его примерной стоимости и частоты замены деталей.

Для этого на начало налогового периода составляется смета на ремонт основных средств исходя из периодичности проведения ремонта в текущем налоговом периоде (кроме основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта). Такой порядок следует из абзаца 3 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ.

В состав расходов на проведение ремонта включается:

                    стоимость запасных частей и расходных материалов, использованных в ремонте;

                    затраты на оплату труда сотрудников, привлеченных к ремонтным работам;

                    другие расходы, связанные с проведением ремонта собственными силами;

                    стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.

Такой перечень приведен в пункте 1 статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Стоимость ремонта, определенную в смете, сравнивается с величиной средних расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года. Предельная величина резерва не может превышать этот показатель.

Если в текущем году плановые затраты на ремонт превышают среднюю величину расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года, резерв формируется исходя из средних расходов за последние три года.

Общую сумму отчислений в резерв списывается на расходы равномерно в течение всего календарного года.

В зависимости от продолжительности отчетного периода по налогу на прибыль отчисления в резерв осуществляется ежеквартально или ежемесячно.

В налоговом учете расходы отражаются на последнее число квартала (месяца) равными долями в течение всего календарного года. Такие правила установлены абзацем 4 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Отчисления в резерв на ремонт необходимо рассчитать исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в учетной политике для целей налогообложения. Чтобы рассчитать размер отчислений в резерв, необходимо сделать следующее:

1)                 составить смету на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт исходя из периодичности (графика) проведения работ в текущем налоговом периоде;

2)                 определить среднюю величину расходов на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт за предыдущие три года (общую сумму фактических расходов на такой ремонт за предыдущие три года разделить на три);

3)                 сравнить полученные вышеуказанные данные и та величина, которая имеет наименьшее значение, и представляет собой предельную сумму отчислений в резерв на ремонт основных средств.

Однако предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен в тех случаях, когда накапливаются средства на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в течение более чем одного налогового периода.

Это возможно, только если в течение трех лет, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду, такой капитальный ремонт не проводился ни в отношении объекта, по которому проводятся накопления, ни по аналогичным объектам.

При формировании резерва необходимо составить следующие документы, подтверждающие правильность расчета ежемесячных отчислений:

                    дефектные ведомости, в которых обосновывается необходимость проведения ремонтных работ;

                    акты приема-передачи основных средств (форма ОС-1), в которых указана первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств;

                    техническую и распорядительную документацию организации, содержащую сведения о нормативах и сроках проведения ремонтов;

                    сметы на проведение ремонта, которые представляются в бухгалтерию службами главного механика, главного инженера и др.;

                    бухгалтерскую справку с расчетом ежемесячных отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств как 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В качестве примера расчета резерва расходов на ремонт основных средств используются данные общества с ограниченной ответственностью «Керчьхолод».

Начиная с 2015г. ООО «Керчьхолод» формирует резерв расходов на ремонт основных средств. Решение о создании резерва организация зафиксировала в учетной политике для целей налогообложения.

Плановый объем работ по ремонту основных средств на 2015г. составляет 80 000 руб.

Расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили 255 000 руб., а в среднем — 85 000 руб. в год (255 000 руб.: 3 года). Поэтому норматив отчислений был рассчитан исходя из предельных затрат на проведение ремонта основных средств в 80 000 руб. (80 000 руб. < 85 000 руб.).

По состоянию на 1 января 2015 года совокупная первоначальная стоимость основных средств ООО «Керчьхолод» равна 2 000 000 руб.

Норматив отчислений в резерв составляет:

80 000 руб. : 2 000 000 руб. × 100 % = 4 %.

В собственности ООО «Керчьхолод» находится одноэтажное административное здание, сложный ремонт которого планируется провести в 2017г. Ранее аналогичных ремонтов этого здания не проводилось. Плановые затраты на проведение сложного ремонта — 750 000 руб. Эту сумму предприятие планирует накопить в течение 2015–2017гг. Ежегодно на сложный ремонт здания организация будет отчислять в резерв:

750 000 руб. : 3 года = 250 000 руб./год.

Общая сумма отчислений в резерв в 2015 году будет составит:

80 000 руб./год + 250 000 руб./год = 330 000 руб./год.

Из этой суммы 250 000 руб. будут перенесены в резерв на 2016 год.

Отчетным периодом по налогу на прибыль ООО «Керчьхолод» является квартал. Сумма ежеквартальных отчислений в резерв составит:

330 000 руб.: 4 кв. = 82 500 руб., в том числе на проведение сложного ремонта: 250 000 руб. : 4 кв. = 62 500 руб.

Литература:

1.                  Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, с изменениями от 27.11.2006 № 156н.

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24373/

Использование резервов как способ оптимизации налога на прибыль: резерв на ремонт основных средств

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам оптимизировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с помощью создаваемых резервов.

Одним из них является резерв на предстоящие расходы по ремонту основных средств.

Независимый эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Александр Ермаченко, рассказывает о том, кто может создавать резерв на предстоящие расходы по ремонту, как создается резерв и как его правильно использовать

Условия создания резерва на ремонт основных средств

В статье 257 Налогового кодекса РФ сказано, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

В процессе использования имущество постепенно изнашивается, что влечет за собой необходимость в его ремонте. Ремонт представляет собой определенные действия организации по устранению неисправности, которая мешает эксплуатировать объект.

То есть ремонт необходим для восстановления работоспособности имущества.

При этом свойства и характеристики объекта не подлежат изменению или не изменяется назначение объекта (в противном случае работы могут быть признаны капитальными в виде реконструкции, модернизации или переоборудования имущества).

Вообще налоговый кодекс РФ определяет, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Однако, налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения и рассчитывающий налог на прибыль методом начисления, имеет право (но не обязан) создавать в налоговом учете резерв на ремонт основных средств. То есть резервировать суммы под расходы на проведение ремонта. Это делается для равномерного распределения затрат. Тем самым достигается оптимизация налогооблагаемой прибыли.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующие промежуточные выводы:

  1. Создание резерва на ремонт основных средств — это право налогоплательщика;
  2. Воспользоваться правом на создание резерва могут только плательщики налога на прибыль, рассчитывающие налог методом начисления;
  3. Создание резерва — это способ оптимизации базы по налогу на прибыль для равномерного списания расходов на ремонт имущества. Значит, такое право и порядок создания резерва должен быть отражен в учетной политике организации.
Читайте также:  Онлайн калькулятор для расчета усн (6%, 15%, пени) - все о налогах

Порядок создания резерва по ремонту основных средств

В налоговом учете правила создания резерва на ремонт основных средств строго регламентированы.

Здесь должны быть определены:

  1. Норматив отчислений за налоговый период.
  2. Условия и сроки отчислений в резерв в зависимости от способа уплаты налога на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).
  3. Правила отражения резерва в налоговом регистре.

Норматив отчислений в резерв

Для того, чтобы рассчитать норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств организации, следует определить предельные предстоящие затраты на ремонт имущества и совокупную стоимость основных средств организации.

Статья 324 Налогового кодекса РФ определяет, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Сделать это налогоплательщик должен, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.

При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Получается, что предельная величина резерва не может превышать вышеназванное значение по сумме. Если смета по предельной величине превышает среднюю величину расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года, резерв следует сформировать, исходя из средних расходов за последние три года.

Сметная стоимость предстоящего ремонта определяется из совокупности затрат, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними подрядчиками.

После составления сметного показателя предстоящих ремонтных работ организации следует определить по данным налогового учета совокупную стоимость основных средств организации. Для этого используется общая первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало того года, в течение которого формируется резерв.

После того, как показатели будут определены, организации следует определить норматив отчислений. Он определяется в процентах как частное от деления предельной суммы предстоящих расходов на ремонт на совокупную стоимость основных средств:

Рассчитанная таким образом сумма отчислений в резерв учитывается в составе прочих расходов организации, связанных с производством равномерно в течение налогового периода. В зависимости от способа уплаты налога на прибыль расходы в виде отчислений отражайте ежеквартально или ежемесячно на последнее число отчетного периода.

Кстати, норматив отчислений подлежит корректировке, если организация планирует сложный и дорогостоящий ремонт. Но в данном случае должны выполняться два условия одновременно:

  • суммы, которые резервируются на проведение сложного и дорогого ремонта, должны накапливаться в течение нескольких лет (то есть сумма резерва переносится);
  • предусмотрен ремонт основных средств, по которым сложный и дорогой ремонт в предыдущие годы не проводился.

На сумму создаваемого резерва организации следует разработать отдельный налоговый регистр на созданный резерв по правилам статьи 313 НК РФ.

Пример создания резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Организация в конце 2017 года внесла в учетную политику дополнение о формировании резерва на ремонт основных средств с нового налогового периода.

Бухгалтерия вместе с техническим отделом и мастерами участков производства после новогодних праздников в начале 2018 года составила предстоящую смету на проведение ремонта основных средств. В смету включены плановые расходы в размере 720 000 рублей.

Бухгалтерия по данным налогового учета определила, что за предшествующие три года сумма расходов на проведение ремонта составила в совокупности 1 350 000 рублей (в среднем за год 450 000 руб.), что меньше планового показателя.

720 000 руб. плановых расчетов превышают 450 000 руб. на 270 000 руб.

Значит, норматив отчислений будет рассчитан, исходя из предельных затрат на проведение ремонта в 450 000 руб.

Бухгалтерией определена совокупная первоначальная стоимость основных средств на 1 января 2018 года. Показатель составил 18 000 000 руб.

В этом случае норматив отчислений будет следующим:

450 000 руб. ÷ 18 000 000 руб. × 100 % = 2,5 %.

Общая сумма отчислений в резерв в 2018 году составит 450 000 руб. за год или 112 500 руб. поквартально.

То есть сумма в размере 112 500 руб. будет учитываться организацией в составе прочих расходов на конец каждого отчетного периода и года.

Порядок использования резерва на ремонт основных средств

Как было сказано ранее, отчисления в резерв — это суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде.

Следовательно, когда у организации возникают расходы на проведение ремонта основных средств, то все эти расходы отражаются за счет созданного резерва и уже не участвуют при расчете налога на прибыль.

Сумму фактических расходов на проведение ремонта за налоговый период следует сравнить с суммой отчислений в резерв, сделанных в течение налогового периода. В результате сравнения может быть:

  • использована не вся сумма резерва;
  • зафиксирован перерасход по резерву;
  • сумма расходов на ремонт и обслуживание может совпасть с суммой резерва (на практике эта ситуация практически невозможна).

Итак, если по итогам налогового периода резерв использован не до конца, то разницу между суммой отчислений в резерв за налоговый период и фактическими расходами на ремонт основных средств следует включить в состав внереализационных доходов.

Если резерв перерасходован, то есть выявлена сумма превышения фактических расходов над суммой резерва, то положительная разница включается в состав прочих расходов в конце налогового периода.

Используем условия представленного выше примера

Там сказано, что бухгалтерия вместе с техническим отделом и мастерами участков производства после новогодних праздников в начале 2018 года составила предстоящую смету на проведение ремонта основных средств. В смету включены плановые расходы в размере 720 000 руб.

720 000 руб. плановых расчетов превышают предельно рассчитанный 450 000 руб. на 270 000 руб.

Значит, норматив отчислений рассчитан, исходя из предельных затрат на проведение ремонта в 450 000 руб.

По итогам года организация произвела:

  • отчисления в резерв на сумму 450 000 руб.;
  • выполнила ремонт, исходя из составленной сметы на 650 000 руб.

То есть сумма фактических расходов превышает резерв на 200 000 руб. Этот показатель учитывается организацией в составе прочих расходов на конец года.

Условие о переносе резерва действует только для резерва по сложному и дорогостоящему ремонту. Зарезервированные суммы накапливаются.

Если организация отказывается от создания резерва, то неиспользованная сумма резерва включается в состав внереализационных доходов.

Источник: https://delovoymir.biz/ispolzovanie-rezervov-kak-sposob-optimizacii-naloga-na-pribyl-rezerv-na-remont-osnovnyh-sredstv.html

Резерв на ремонт основных средств: как правильно сформировать для целей налогового учета

  Пунктом 3 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

  В соответствии с п. 2 ст.

324 НК РФ при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

  Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

  Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.
При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв, исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

  В случае если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

  В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

  Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

  Таким образом, размер фактически произведенных расходов на «холодный» ремонт печи сравнивается с размером резерва, сформированного для проведения данного ремонта, в том налоговом периоде, в котором данный ремонт будет выполнен, и если сумма фактических затрат превышает размер резерва, то остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода, если же размер резерва превышает сумму фактических расходов, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

ПИСЬМО Минфина РФ от 29 марта 2007 г. N 03-03-06/1/184

Источник: https://xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai/help/article_post/rezerv-na-remont-osnovnykh-sredstv-kak-pravilno-sformirovat-dlya-tseley-nalogovogo-ucheta

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Чтобы равномерно в течение года признавать расходы на предстоящий ремонт основных средств, организации могут создавать под него резерв. Как же сформировать, а затем использовать такой резерв?

Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ расходы организации на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Они признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат.

Организации вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Это право предоставлено им пунктом 3 указанной статьи. Порядок формирования резервов изложен в статье 324 Кодекса.

Согласно этой статье расходы на ремонт основных средств включают в себя стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочие расходы, связанные с ведением ремонта собственными силами.

Кроме того, к ним относятся затраты на оплату ремонтных работ, выполненных сторонними организациями. Именно под эти расходы можно создавать резервы на ремонт основных средств, чтобы равномерно признавать их в течение года.

Обратите внимание: такой резерв должен быть предусмотрен учетной политикой организации для целей налогообложения. Этот порядок установлен пунктом 2 статьи 324 НК РФ.

Организация, осуществляющая виды деятельности, по которым применяется порядок учета доходов и расходов, отличный от общепринятого, должна вести раздельный аналитический учет как самих ремонтов, так и резерва под них. Например, это могут быть предприятия, переведенные на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Формирование резерва на ремонт основных средств

Для образования резерва организация должна определить размер отчислений в него. Размер отчислений рассчитывается исходя из данных о совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений. Норматив организация утверждает в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало года, в котором образуется этот резерв.

Читайте также:  Нюансы заполнения 6-ндфл за 3-й квартал - все о налогах

Основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2002 года, включаются в совокупную стоимость не по первоначальной, а по восстановительной стоимости (п. 2 ст. 324 НК РФ). Она определяется как первоначальная с учетом проведенных переоценок на начало 2002 года.

При этом нужно учитывать ограничение величины переоценки, установленное в пункте 1 статьи 257 НК РФ (не более 30% от восстановительной стоимости по состоянию на 1 января 2001 года).

Для определения норматива отчислений в резерв на ремонт основных средств организация обязана рассчитать предельную сумму отчислений исходя из периодичности осуществления ремонта объектов основных средств, частоты замены их отдельных элементов (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. Сметная стоимость может определяться на основании актов технического обследования, докладов о техническом состоянии объектов основных средств, графика (плана) проведения их ремонта.

Сформированная организацией смета сравнивается со средней величиной фактических расходов на ремонт за три предшествующих года. Обратите внимание: основные средства, по которым будут проведены особо сложные и дорогостоящие виды капитального ремонта, в эту смету не включаются.

При определении предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов за основу следует взять меньшую из сумм — сформированную смету или среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года.

Исходя из предельной суммы отчислений организация определяет максимально возможный норматив. Он рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств. Затем выбирается норматив отчислений, но не более максимально возможного.

Как было сказано выше, этот норматив утверждается учетной политикой для целей налогообложения.

Имейте в виду, что организация, у которой не было ремонтов основных средств в течение предыдущих трех лет, не может создавать резерв. Дело в том, что средняя величина фактических расходов за последние три года будет равна «нулю». Сказанное относится и к вновь созданным организациям.

Таким образом, чтобы правильно сформировать резерв, организация должна обеспечить учет следующих данных:

  • первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода (для основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2002 года);
  • восстановительная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода (для основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года);
  • фактическая сумма расходов на ремонт за предыдущие три года и частное от этой суммы при делении на три;
  • график проведения ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;
  • сметная стоимость этих ремонтов.

Отчисления в резерв предстоящих расходов в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.

Пример 1

Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общеустановленном порядке и представляет декларацию по налогу на прибыль ежеквартально. Учетной политикой для целей налогообложения на 2004 год предусмотрено формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Совокупная стоимость основных средств на 1 января 2004 года — 540 000 руб. В 2001 году сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств составила 61 000 руб., в 2002 году — 76 000 руб., а в 2003-м — 106 000 руб. Средняя сумма фактически осуществленных расходов на ремонт за предыдущие три года составила 81 000 руб. [(61 000 руб. + 76 000 руб. + 106 000 руб.) : 3 года].

По графику проведения текущих и средних ремонтов стоимость работ, запланированных на 2004 год, — 90 000 руб. Сметная стоимость (90 000 руб.) превышает среднюю стоимость фактических расходов на ремонт за предыдущие три года (81 000 руб.).

Поэтому для определения предельного размера отчислений в резерв берется средняя стоимость фактических ремонтов за последние три года. Таким образом, максимально возможный норматив — 15% (81 000 руб. : 540 000 руб. х 100%). Допустим, организация приняла норматив отчислений 14%.

Его необходимо утвердить в учетной политике.

Отчисления в резерв предстоящих расходов в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. Следовательно, по условиям примера размер ежеквартальных отчислений в резерв составит 18 900 руб. (540 000 руб. х 14% : 4 кв.).

Если бы организация уплачивала ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, размер ежемесячных отчислений в резерв составил бы 6300 руб. (540 000 руб. х 14% : 12 мес.).

Формирование резерва на особо дорогой капитальный ремонт

Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в течение более одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование данного вида ремонта. Об этом сказано в пункте 2 статьи 324 НК РФ.

Напрашиваются два вопроса. Во-первых, что понимается под капитальным ремонтом? Налоговый кодекс не дает ответа на этот вопрос, поэтому можно использовать значение, которое вкладывает в это понятие бухгалтерское законодательство.

Так, при капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные.

Также осуществляется сборка, регулирование и испытание агрегата. При капремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие их эксплутационные возможности.

Об этом сказано в пункте 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 № 33н. Не надо путать капитальный ремонт и модернизацию (реконструкцию) основных средств.

Учет модернизации (реконструкции) необходимо вести отдельно от капитального ремонта.

Во-вторых, что значит «особо дорогие и сложные виды»? На этот вопрос также ответа нет. Поэтому организация вправе самостоятельно определить, какие виды капитального ремонта отнести к особо сложным и дорогим, исходя из характера проводимых работ.

Для оформления приемки объектов по окончании капитального ремонта используется акт приемки-сдачи отремонтированных (реконструированных, модернизированных) объектов.

Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду ремонта (капитального, среднего, текущего) должно быть подтверждено соответствующими документами: договором на проведение ремонта, сметной документацией, технической документацией, распорядительными документами организации и т. п. Обратите внимание: организация должна обеспечить раздельный учет сметной стоимости для особо дорогого капитального ремонта и остальных видов ремонта.

Таким образом, при наличии основных средств, по которым графиком проведения ремонтов предусмотрены особо сложные и дорогостоящие виды капитальных ремонтов, организация может увеличить предельный размер отчислений на сумму дополнительных отчислений.

Они рассчитываются исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, деленной на количество лет, между которыми происходят эти виды ремонта. Исходя из предельного размера определяется максимально возможный норматив.

Затем организация выбирает норматив своих отчислений, но не более максимального.

Общая сумма годовых отчислений в резерв равномерно включается в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, немного дополнив. Согласно технической документации этот объект основных средств подлежит капитальному ремонту каждые четыре года. Стоимость ремонта — 108 000 руб.

Тогда дополнительная сумма отчислений составит 27 000 руб. (108 000 руб. : 4 года). Организация может увеличить предельную сумму отчислений в резерв на стоимость капитального ремонта. То есть на 27 000 руб. резерва на капитальный ремонт. Максимально возможный норматив — 20% [(81 000 руб. + 27 000 руб.) : 540 000 руб. х 100%].

Предположим, организация приняла норматив отчислений, равный максимально возможному. Следовательно, размер ежеквартальных отчислений в резерв составит 27 000 руб. (540 000 руб. х 20% : 4 кв.).

Если бы организация уплачивала ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, размер ежемесячных отчислений в резерв составил бы 9000 руб. (540 000 руб. х 20% : 12 мес.).

Как использовать резерв на ремонт основных средств

Когда организация создает резерв на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на ремонт списывается за счет резерва. Обратите внимание: в течение года при формировании базы по налогу на прибыль учитываются расходы только в размере резерва, приходящегося на данный отчетный период. Независимо от размера фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств.

По окончании же налогового периода организация сравнивает фактические затраты на ремонт и сумму созданного резерва. Если фактические расходы в конце года оказались больше, чем созданный резерв, организация включает остаток в прочие расходы.

Он отражается в приложении 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией» декларации по налогу на прибыль по строке 070 в общей сумме прочих расходов и расшифровывается по строке 080 этого приложения. Если фактические расходы на ремонт оказались меньше резерва, остаток является внереализационным доходом.

Он отражается в приложении 6 к листу 02 «Внереализационные доходы» налоговой декларации по строке 060. Кроме того, по строке 063 указанного приложения расшифровывается сумма неиспользованного остатка.

Обратите внимание: если организация создает резерв на особо дорогой и сложный капитальный ремонт в течение более одного налогового периода, то на конец текущего года остаток таких средств не включается в состав доходов для целей налогообложения.

Накопленный резерв на этот вид ремонта сравнивается с фактическими затратами в том налоговом периоде, когда данный вид ремонта будет осуществлен.

По этой причине организация должна обеспечить ведение раздельного налогового учета формирования и использования резервов на текущий (средний) ремонт и на особо сложный и дорогой капитальный ремонт основных средств.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2. Посмотрим, что происходит в конце года, если фактические затраты на ремонт составляют 70 000 руб.

Напомним, что резерв на конец года состоит из 81 000 руб. на текущий (средний) ремонт и 27 000 руб. на капитальный. Тогда в конце года 11 000 руб. (81 000 руб. — 70 000 руб.

) включается в состав внереализационных доходов, а резерв на капитальный ремонт (27 000 руб.) переносится на следующий год.

Всего в текущем году сумма расходов на ремонт основных средств и переносимый резерв составляют 97 000 руб. (70 000 руб. + 27 000 руб.).

Бухучет резерва на ремонт основных средств

Как и в налоговом, в бухгалтерском учете можно создавать резерв на ремонт основных средств. При его создании в затраты на производство (расходы на продажу) равномерно включается сумма отчислений, рассчитанная исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Об этом гласит пункт 69 новых Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств 1.

Обратите внимание: в бухучете ограничением на резерв служит только сметная стоимость ремонта, и нет ограничения в виде средней его стоимости за последние три года. Поэтому организация может создавать резерв по правилам как налогового, так и бухгалтерского учета. Во втором случае у нее появятся временные разницы.

Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений.

Например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ), данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств, сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов на соответствующем субсчете (счет 96 субсчет «Резерв на ремонт основных средств»).

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты на их проведение независимо от способа выполнения (хозяйственный или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета 96 субсчет «Резерв на ремонт основных средств» в корреспонденции с кредитом либо счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетов учета расчетов.

В отличие от налогового в бухгалтерском учете излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются, а не включаются в состав доходов.

Если ремонтные работы завершаются в следующем году, остаток резерва отражается в бухучете по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом счета 91 в составе внереализационных доходов как прибыль прошлых лет.

Это следует из пункта 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

Кроме того, в бухучете можно создавать резервы на капитальный ремонт, которые накапливаются в течение нескольких лет. Остаток резерва после такого ремонта в части, приходящейся на отчетный период, организация сторнирует. Если же он больше накопленного в течение года, разница между остатком и резервом, накопленным в течение года, является внереализационным доходом.

1: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Они вступают в силу с 1 января 2004 года.

Источник: https://www.RNK.ru/article/70744-red-rezerv-predstoyashchih-rashodov-na-remont-osnovnyh-sredstv

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]