Какие есть виды налоговых проверок? — все о налогах

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakie-vidy-nalogovykh-proverok-predusmotreny-nk-rf.html

Виды налоговых проверок таблица

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка — комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Внимание

Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет.

Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.

Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.

Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении. Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции.

Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля. Отличие № 5.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены в соответствии нк рф

Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам.

Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным.
Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления). Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ).

Виды налоговых проверок

Важно

В одну будут промышленные предприятия, в другую транспортные и др. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости от вида деятельности. Следующий шаг это установление таких индивидуальных критериев.

Например, можно отобрать 10% организаций, имеющих наибольший объем продаж или у которых произошло наибольшее снижение показателей валового дохода. Чем более конкретны критерии, тем лучше будет результат. Метод, основанный на знаниях и опыте, если из опыта, информации, а также по итогам камеральной проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.

Отличие № 4. Срок проверки Камеральные и выездные проверки имеют установленные законом сроки проведения. Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления декларации. Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

13 виды и формы налоговых проверок

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя, принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства. Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные. Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр.

Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Налоговые проверки, их виды. цели и методы налоговых проверок

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками.

Отличие № 9.

Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно! В случае если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.
Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК.

После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию. В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.

Целесообразность контрольной проверки Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.

Читайте также:  Зависимость оплаты больничного от стажа работы 2017-2018 - все о налогах

Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком. Пример #2.

Виды налоговых проверок список литературы

Последствия проверки Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений* Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России.

Источник: https://law-uradres.ru/vidy-nalogovyh-proverok-tablitsa/

Понятие и виды налоговых проверок

Одним из основных методов налогового контроля являются проверки. Под налоговой проверкой подразумевается мероприятия, проводимые налоговыми органами, с целью контроля правильности исчисления налоговых сборов и своевременности их уплаты. Основным ее методом является сопоставление данных указанных в декларации и фактических данных, полученных в ходе налогового контроля.

Помимо налогового контроля, органы ФНС осуществляют также контроль применения кассовых аппаратов, а также контролируют оборот и производство алкоголя. Мы же остановимся на налоговых проверках, их видах, различиях и правомочиях органов контроля при том или ином ее виде.

Налоговые проверки: понятие, виды

Налоговые проверки классифицируются по различным критериям. Например, по месту их проведения и объему проверяемых данных они делятся на:

  1. Камеральную – это вид предусматривает изучение и анализ полученных деклараций и прочих документов, на предмет корректности исчисления налога, своевременности его уплаты. Проводится она по месту расположения налогового органа. Проведение камеральной проверки является прямой обязанностью инспекторов и осуществляется в рабочем порядке, без специальных решений или указаний руководства, непосредственно на рабочем месте сотрудника налоговой инспекции. Срок ее ограничивается законом и составляет три месяца со дня получения инспектором декларации. Цель ее проведения заключается в выявлении нарушения налогового кодекса, в контроле за правильностью исчисления налоговых платежей, своевременности их уплаты, взыскании налоговых выплат недополученных или неуплаченных в бюджет, а также начисление штрафов или пени за обнаруженные нарушения. Кроме перечисленных целей, камеральная проверка является также основанием для проведения выездных. Именно в ходе камеральных мероприятий определяется перечень налогоплательщиков подлежащих выездной проверке.
  2. Выездную – этот вид мероприятий подразумевает анализ всех первичных документов налогоплательщика, его хозяйственной деятельности. Участниками такого мероприятия являются налогоплательщики и налоговые инспектора, которые в свою очередь могут привлечь разного рода экспертов. Целью выездной проверки является изучение деятельности компании или ИП с точки зрения налогового кодекса – правильность исчисления налоговых исчислений, правомерность использования льгот, взыскание недополученных налоговых поступлений, привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК, начисление штрафов, пени и пр. Срок ее проведения, так же ограничивается законом и не может охватывать период больше чем три года предшествующих началу проверки. Существует ограничение в количестве проводимых на предприятии проверок — дважды в один календарный год налоговые органы не имеют право проводить по одному и тому же поводу выездные мероприятия. Основанием для выездной проверки служит постановления руководящего органа ФНИ.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Как было сказано выше, камеральные проверки проводятся с целью выявления ошибок при исчислении налогов, проверки правомерности используемых льгот, предотвращения нарушения НК. Она в свою очередь включает в себя изучение:

  • Своевременности и полноты сданных налогоплательщиком отчетностей и документов, а также налоговых расчетов.
  • Корректности заполнения отчетов – отсутствие ошибок, наличие необходимых данных и реквизитов и пр.
  • Обоснованности предоставленных расчетов, налоговых ставок, налоговых льгот, корректность отображенных показателей, согласно которым налог был рассчитан.
  • Согласованности показателей в бухгалтерских и налоговых отчетах, поверка достоверности указанных показателей, поиск сомнительных моментов и противоречий и пр.

По методам изучения предоставленных отчетов она делится также на такие виды:

  • Формальная – изучение правильности заполнения отчетности, отсутствие исправлений и ошибок, наличие подписей, печатей и пр.
  • Арифметическая – позволяет контролировать корректность расчетов показателей указанных в документе.
  • Нормативная – изучение документа с точки зрения Налогового законодательства, позволяет выявить неправомерность применения льгот, налоговых ставок и пр. при расчете налогового сбора.
  • Камеральная – проводится с целью проверки цифровых показателей опираясь на которые исчисляется налог.

Результатом камеральной проверки могут стать такие мероприятия налоговых органов:

  1. При выявлении противоречивой или недостоверной информации, при наличии ошибок в документах инспектор может затребовать пояснений или дополнительных документов. Налогоплательщик обязан предоставить их в пятидневный срок со дня получения уведомления.
  2. При выявлении однозначных нарушений, заключающихся в занижении сумм налога, если таковые не предусматривают выездной проверки, составляется постановление о привлечении к налоговой ответственности. В нем указывается сумма санкции и недоимки, приводятся доказательства нарушений со ссылками на предоставленные документы и НК.
  3. При выявлении нарушений, которые требуют уточнений или дополнительной проверки, руководством подразделения ФНС может быть принято решение о выездной проверке.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Выездная проверка подразумевает посещение налоговыми органами компании налогоплательщика. Такое мероприятие преследует те же цели, что и камеральная – выявление нарушений НК, контроль за правомерностью использования льгот, полнотой уплаты налогов и сборов. При выездной проверке могут быть проверены:

  • Бухгалтерская, учетная документация.
  • Договора.
  • Акты выполненных работ.
  • Накладные, счет фактуры и прочая документация.
  • Производственные, офисные помещения.
  • Средства производства или иные средства получения доходов.

Кроме перечисленных мероприятий инспекцией может быть проведена инвентаризация.
.Организационно, выездные мероприятия можно разделить на:

  • Плановые – включенные в годовой план. О таких мероприятиях налогоплательщик предварительно должен быть извещен. Кроме того, посмотреть есть ли компания в плане выездных мероприятий можно на сайте налоговой инспекции.
  • Внезапные – подразумевают выезд на предприятие сотрудников ФНИ, без уведомления налогоплательщика. Проводятся они чаще всего в тех случаях, когда существует вероятность сокрытия налогоплательщиком доказательств нарушений НК.

Виды налоговых проверок и их особенности, исходя из объема работ

Исходя из объема проверяемых данных, проверки можно разделить на такие виды:

  • Комплексную – подразумевает полный анализ и изучение всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения норм Налогового Кодекса. Такие мероприятия охватывают определенный период времени и, при наличии оснований (подозрение в нарушении законодательства), могут проводиться не реже раза в три года. Данному виду контроля, как правило, подвергаются организации, имеющие определенную отрицательную репутацию. При этом в принципе, комплексной можно назвать любую выездную проверку.
  • Тематическую – данному виду, как указывает определение, подвергаются отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Это может быть изучение корректности расчета НДС, налога на прибыль или имущественного налога. Тематическая проверка может проводиться и как отдельное мероприятие или как часть комплексной проверки. В первом случае ее результаты оформляют отдельным актом, во втором отражены в общем акте, составленном при комплексном выездном мероприятии. Проводится она по решению руководства ФНС.
  • Целевую – такие мероприятия, как правило, проводятся по отдельным операциям, например экспорта или импорта, поставок и взаиморасчетов между контрагентами. Их цель – поиск нарушений законодательства. Как и тематическая проверка, целевая может быть частью комплексной или являться самостоятельным мероприятием.

Виды проверок, проводимых налоговыми органами повторно

Налоговый кодекс предусматривает проведение и повторных проверок. Они в свою очередь делятся на два вида:

  • Контрольная – в этом случае проверяется не хозяйствующий субъект на предмет уклонения от налогов или нарушения НК, а действия инспекторов и наличие нарушений при проведении мероприятия. Участником такой проверки являются вышестоящие налоговые органы. Результатом контрольной проверки могут стать как взыскания пени, штрафов или недоимки с налогоплательщика, так и дисциплинарное или уголовное привлечение к ответственности инспекторов.
  • Повторная, это проверка, осуществляемая по тому же поводу – то есть под контроль попадают те же налоги и сборы, что и при предыдущей проверке. В настоящее время законом ограничивается возможность проведения повторных проверок, поэтому они существуют только в виде контрольных.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка может быть частью камеральной или выездной. Ее сущность заключается в сопоставлении данных полученных от налогоплательщика с данными его контрагентов. Процесс запроса документов для такой проверки предусмотрен в НК:

  • При необходимости провести встречную проверку инспектор обязан направить запрос в налоговый орган, где зарегистрирован хозяйствующий субъект-контрагент.
  • В течение пяти рабочих дней налоговый орган должен направить требование к контрагенту с указанием необходимых документов.
  • Компания-контрагент должна представить документы, в течение пяти дней в налоговый орган, где она зарегистрирована.

При этом инспектора имеют право запросить документы, только непосредственно касающиеся проверяемого налогоплательщика.
За отказ в предоставлении информации по сделкам, для контрагентов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Результат налоговой проверки

При выездной проверке, налоговые органы обязаны в заключительный день мероприятия выдать налогоплательщику справку, в которой должны быть указаны:

  • Данные сотрудника, выдавшего справку, и дата окончания проверки.
  • Предмет налоговой проверки и основания для проведения.
  • Сроки проведения проверки.

После подписания справки налогоплательщиком или его представителем инспектор обязан покинуть территорию проверяемого объекта. При отказе подписать справку со стороны хозяйствующего субъекта, она ему будет отправлена почтой с уведомлением.

https://www.youtube.com/watch?v=h4qHmohVTKM

Следующим этапом оформления результатов является составление акта. На это законом отводится два месяца, считая со дня составления справки и окончания мероприятия. Акт составляется даже в тех случаях, когда результат отрицательный – то есть инспектор не обнаружил нарушений.
В акте указывают:

  • Дату начала и окончания проверки.
  • Основания для проведения проверки – номер приказа или распоряжения руководителя налоговой инспекции.
  • Данные лиц участвовавших в проведении проверки.
  • Реквизиты налогоплательщика.
  • Период, который охватывал проверка.
  • Адрес, по которому проводилась проверка.
  • Список документов, предоставленных налоговым органам.
  • Налог, по которому проводилась проверка.
  • Мероприятия, проведенные контролирующим органом.
  • Найденные нарушения со ссылкой на Налоговый Кодекс.
  • Рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Читайте также:  Сообщите в фсс, что истратили не всё финансирование - все о налогах

Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается налогоплательщику. При отказе от подписания акта он отправляется по почте.

В случае если проверяемый не согласен с результатами, изложенными в акте, у него есть один месяц чтобы устно или письменно изложить свои возражения. По результату рассмотрения представленных документов или возражений могут быть приняты такие решения:

  • Привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушение НК.
  • Освобождение от ответственности.
  • Проведение контрольной проверки.

Камеральная налоговая проверка

При проведении камеральной проверки налоговыми органами об ее результатах налогоплательщик может узнать только в случае, если инспектором были выявлены нарушения или появились вопросы. Для компаний работающих с НДС его возврат будет служить успешности проведе В таком случае в адрес налогоплательщика направляется запрос о предоставлении объяснений или дополнительных документов.

Если же инспектор обнаружил нарушение, тогда он обязан составить акт. Акт должен быть составлен в течение десяти дней после срока окончания мероприятия и вручен налогоплательщику в течение пяти дней со дня подписания. Если же последний отказывается получать акт, он пересылается по почте.

В случае несогласия с выводами инспектора, у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить решение и предоставить в налоговый орган документы и разъяснения, опровергающие наличие нарушений. Срок рассмотрения возражений может составлять от 10 дней до двух месяцев, в зависимости от мероприятий проводимых налоговой инспекцией по проверке дополнительных материалов.

Перспективы совершенствования проверок

Налоговый контроль все последние годы активно поддерживает курс на полный переход к цифровым технологиям.

Такой подход позволяет получать о налогоплательщике любую информацию благодаря интеграции с остальными государственными и контролирующими органами – таможней, ЗАГС, банками, мониторинговыми компаниями и прочими структурами.

Со временем полный переход к инновационным технологиям позволит налоговым органам полностью поменять концепцию контроля.

В 2018 году ФНС будет активно внедрять Автоматическую систему возмещения НДС — 3, которая позволит отслеживать банковские счета и контролировать был ли уплачен налог со сделок.

м

Активно будет применяться в дальнейшем и риско-ориентированный подход.

Так согласно принятому в первом чтении в феврале 2018 г. законопроекту, обязательные налоговые проверки раз в три года будут отменены, а усилия контролирующих органов будут направлены на компании с высокими рисками.

Оценка рисков позволит компаниям с низким показателем практически избегать тщательных ревизий и увеличит срок между выездными мероприятиями. Сегодня активно проводится внедрение автоматизированной системы оценки рисков.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/ponyatie-i-vidy-nalogovyx-proverok/

Виды налоговых проверок

Формы и методы налогового контроля, осуществляемого через систему органов ФНС России, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (рис. 3.3).

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо сцециального решения руководителя налб-гового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Если в ходе проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

Основными задачами камеральной проверки являются: • проверка правильности составления расчетов по налогам; • логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности и налоговых расчетах;

• предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Следует выделить ряд существенных моментов, касающихся организации и проведения камеральных налоговых проверок, которые налоговый орган не имеет права нарушать: • проверкой может быть охвачено не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки; • проверка проводится три месяца, по истечении этого срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов; • специального разрешения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

• результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы, вынесения налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложения штрафных санкций.

Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика, его филиала или представительства на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. Выездной налоговой проверкой, как и камеральной, могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком. В качестве объектов проверки могут фигурировать, например, проверка правильности исчисления налога на прибыль, т.е.

выборочная или сплошная (проверка правильности законодательства о налогах и сборах). При проведении выборочной проверки налоговый орган может в течение года назначить выездную налоговую проверку по другим налогам.

При проведении же сплошной проверки право на очередное ее проведение возникает у налогового органа только по истечении одного года с момента проведения указанной проверки.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением двух случаев: 1) проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

2) проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить: • инвентаризацию имущества налогоплательщиков; • осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений; • осмотр территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

• выемку документов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку (рис. 3.4) о проделанной работе, в которой фиксируются: • предмет проверки;

• сроки проведения проверки.

Источник: https://psyera.ru/5674/vidy-nalogovyh-proverok

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок :

Каждый предприниматель с опасением ждет, когда же нагрянут исполнители государственного законодательства и начнут выискивать ошибки в ведении хозяйственно-финансового учета. Давайте разберемся, что представляет собой данная процедура и насколько она совершенна на современном отечественном экономическом рынке.

Понятие налоговой проверки

Налоговая проверка организации — это процесс под управлением представителей органов государственного администрирования. В нем последние осуществляют контроль над порядком начисления, сроками и корректностью выплаты финансовых обязательств перед государством в соответствии с действующим на данный момент законодательством.

Ни для кого не секрет, что каждый субъект хозяйствования, ведущий экономическую деятельность, платит налоги. Налоговая проверка поэтому проводится на каждом из них в той или иной форме и по мере необходимости, которую мы рассмотрим несколько позже.

Данный процесс заключается в том, что уполномоченные лица осуществляют работу по сопоставлению данных из фактических показателей, которые были получены в результате пересмотра первичных документов, с теми данными, которые были заявлены в официальных декларациях или прочих документах, подразумевающих под собой финансовую отчетность, и направленных в соответствующие органы для дальнейшего анализа.

Как правило, эта процедура комплексная и довольно сложная: в первую очередь составляется план налоговых проверок на ближайший период, после из имеющихся представителей исполнительных органов набираются специалисты, отвечающие за каждое направление обязательств предприятий перед государством, ну а далее уже по определенной очередности и осуществляется сам процесс контроля и сопоставления.

Важным отличием от любой другой хозяйственной деятельности предпринимателя является то, что данная часть финансовой отчетности всецело и пошагово контролируется нормативно-правовыми актами, и не допускается абсолютно никаких отклонений вне закона.

м

Что касается классификации данной процедуры, то виды налоговых проверок можно разделить согласно нескольким группам, о которых мы и поговорим ниже.

Классификация налоговых проверок

Начнем с того, что этот сложный процесс можно разделить в соответствии с несколькими критериями: по объему предоставленной документации, по способу организации процедуры, по цикличности и месту проведения.

Виды налоговых проверок согласно объемам информации:

  • Целевые: охватывают какой-либо хозяйственный цикл или комплекс взаимосвязанных финансовых операций. Как правило, подобные процедуры возникают вследствие подозрительных взаимоотношений между контрагентами и охватывают что-то одно: либо экспортно-импортные движения капитала, операции на льготной основе, денежные потоки и прочее. Могут проводиться как в индивидуальном ключе, так и в комплексе с другими процессами.
  • Тематические: охватывают операции, которые задействованы в одной или нескольких разновидностях налогов (например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. п.). Подобные проверки осуществляются по решению руководителя исполнительной службы.
  • Комплексные: в данном случае выбирается определенный период финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проверяются абсолютно все направления налогообложения. Касаемо их частоты — здесь у современного законодательства двоякое представление. Если предприятие, по мнению представителей службы, исправно выплачивает обязательства перед государством, а также нет оснований предполагать, что в учете допускаются нарушения, то проверок может и вовсе не быть. Если же представители власти имеют основания для подозрения о недобросовестном ведении бизнеса, то процедура должна выполняться не реже чем один раз в три года.

Виды налоговых проверок по способу организации:

  • Внезапные: в данном случае не является обязательным предупреждение субъекта хозяйствования о проведении процедуры, поэтому зачастую этот процесс носит настолько неожиданный характер, что предприниматель не успевает даже подготовить из архива необходимые документы.
  • Плановые: осуществляются согласно расписанию на отчетный период. Субъект хозяйствования о такой процедуре предупрежден за несколько месяцев.

Согласно цикличности процесс проверки может быть:

  • Повторным: на данный момент практически изжил себя в современной практике, поскольку, согласно законодательству, не может проводиться в том случае, если налоги выплачены в казну в полном объеме.
  • Контрольным: назначается в том случае, если был доказан факт некачественного проведения предыдущей процедуры. Активно применяется в современной практике.

Классификация в соответствии с местом и причиной проведения:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная;
  • встречная.

Поскольку каждый субъект хозяйствования сталкивается со всеми видами проверок из вышеназванного перечня, остановимся на них подробней и рассмотрим, что они собой представляют.

Выездная налоговая проверка

Данная процедура представляет собой процесс, при котором представители исполнительных органов лично посещают предприятия для его проведения и с архивами документов также работают в физических пределах субъекта хозяйствования.

Согласно действующему законодательству, выездная налоговая проверка осуществляется только в следующих случаях:

  • бизнес относится к основным или крупным налогоплательщикам;
  • для проведения данной процедуры было вынесено решение вышестоящими или правоохранительными органами;
  • субъект хозяйствования не приносит прибыли;
  • представители организации по каким-либо причинам не предоставляют экземпляры финансовой отчетности в государственные учреждения;
  • если камеральная проверка, проводимая накануне, не дала должных результатов;
  • если субъект хозяйствования находится на стадии ликвидации.

Иначе применяются другие методы выявления недобропорядочных плательщиков, о которых мы поговорим позже.

Как правило, срок налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако она также может подлежать продлению в отдельных случаях, регулируемых действующими нормативно-правовыми актами.

Помимо этого, если предприятие имеет представительства, отличные от головной компании, то на каждое из отделений также выделяется один календарный месяц для проведения аналогичных действий.

Поскольку выездная налоговая проверка производится на личной территории субъекта хозяйствования, то при наступлении форс-мажорных обстоятельств представители исполнительных органов могут не только потребовать необходимые документы, но и также самостоятельно их изъять, осмотреть и даже провести инвентаризацию и опись доступного имущества.

Процедура камеральной проверки

Иногда процедура сопоставления фактических и отчетных данных проводится и в территориальных пределах исполнительного органа, без выезда на место хозяйствования предприятия.

Камеральная налоговая проверка не требует никаких плановых распределений и распоряжения вышестоящих органов государственной власти и проводится она на протяжении трех месяцев исходя из того момента, когда были поданы документы финансовой отчетности, в нашем случае – декларации.

Данная процедура проводится на основании имеющихся данных и приложений, и также составляются фактические показатели с отчетными показателями без запроса прочих бумаг у налогоплательщика, как это бывает при выездной.

В том случае, если камеральная налоговая проверка выявила какие-то ошибки или умышленное искажение данных, то делается запрос на имя субъекта хозяйствования с просьбой пояснить данную ситуацию и выплатить сумму недостающих обязательств в установленный срок. Предприниматель вправе доказать свою правоту, предоставив ряд первичных документов и соответствующие выписки из регистров бухгалтерского учета.

Конечно, если это не противоречит действующему законодательству, то в ходе выявления нарушений должностные лица исполнительной службы вправе самостоятельно запрашивать подтверждающие бумаги.

По результатам камеральной налоговой проверки отбираются субъекты хозяйствования, которые подлежат дальнейшему их включению в план выездных процедур на следующий отчетный период.

Встречная налоговая проверка

Иногда исполнительными органами проводится налоговая проверка контрагента. Данная процедура имеет место быть в том случае, если у должностных лиц есть основания подозревать, что один из экземпляров первичного документа был сфальсифицирован в более выгодную сторону для хозяйствующего субъекта.

Поэтому проводится процесс сравнения и сопоставления одной и той же бумаги в разных экземплярах, которые находятся у разных сторон той или иной сделки. Конечно, данный метод целесообразен только в том случае, если речь идет о полноценных финансово-хозяйственных отношениях между несколькими субъектами, иначе бы документ выпускался в одной копии, и эта процедура не имела никакого смысла.

Поэтому налоговая проверка контрагента проводится при сопоставлении документов, направленных на отпуск и покупку-продажу тех или иных материальных ценностей. Подтверждающими бумагами могут быть счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ и оказанных услуг.

Как правило, один и тот же документ будет иметь одинаковый финансово-хозяйственный смысл на разных предприятиях, но в ходе встречной проверки может быть выявлен факт искажения количественных или ценовых показателей товара. Если подтверждающая бумага у одного из контрагентов отсутствует, то есть основание подозревать, что предприниматель недобросовестен и занимается сокрытием доходов.

Зачастую встречные налоговые проверки проводятся в рамках камеральных или выездных, а данные, полученные в ходе этой процедуры, заносятся в основной акт и соответствующим действующему законодательству образом документируются.

Проверки компаний-однодневок

Зачастую на фирмах, которые также принято называть «однодневками», согласно нормативно-правовым актам проводится камеральная налоговая проверка. Документы запрашиваются центральной инспекцией из местных органов, происходит это по цепочке, которую мы рассмотрим ниже.

Известно, что компании-однодневки не создаются с какой-то четкой целью вести экономическую производственную деятельность, поэтому для того, чтобы уличить таких субъектов в налоговых правонарушениях, проводится целая процедура.

Существуют некоторые признаки, говорящие о том, что предприятие неблагонадежное:

  • расчет за финансово-хозяйственные операции ведется нетипичным образом – это могут быть переуступки прав требования, векселя, бартеры и прочие;
  • если среднеотраслевая нагрузка показывает прибыльность компании, но отчетные данные в исполнительные органы говорят об обратном;
  • субъект хозяйствования и вовсе не предоставляет отчетные документы соответствующим государственным организациям;
  • если займы фирмы в совокупном объеме значительно больше, чем выручка;
  • предприятие с определенной периодичностью подает заявления о возврате выплаченных налоговых обязательств;
  • компания применяет цены нерыночного уровня;
  • предприятие имеет организационно-правовою форму ООО.

Ежедневно в базы местных налоговых органов приходят данные о поступлениях субъектов на учет, изменениях в их деятельности и ликвидации. Фирмы, попадающие под критерии выше, выделяются в отдельную категорию и передаются для ознакомления в центральную налоговую инспекцию.

Но это вовсе не значит, что тотчас начнется проведение налоговых проверок на данных субъектах хозяйствования, нет.

Представители центральных органов анализируют полученные от этих предприятий декларации, при необходимости делают запросы в финансовые учреждения, полученные данные сопоставляют с фактическими и отчетными.

И только лишь тогда, в случае возникновения подозрений, центральные органы поручают местным исполнителям провести процедуру проверки на предприятиях.

И лишь после, по итоговым результатам, выносится решение либо о благонадежности компании, либо о нарушениях в отношении действующего законодательства.

Результат налоговой проверки

Любые действия исполнительных органов относительно субъектов хозяйствования протоколируются документарным образом. По результатам как камеральной, так и выездной сессии составляется акт налоговой проверки по форме, предусмотренной действующим законодательством.

Однако в первом случае данный документ имеет место, только если в ходе процедуры были обнаружены какие-либо нарушения, а в последнем случае документ создается всегда. Срок составления акта – два месяца.

Что касается требований при составлении, то, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, они должны отвечать следующим критериям:

  • наличие обоснованных и непредвзятых выводов;
  • любые обстоятельства, указывающие на наличие факта правонарушения относительно налогового законодательства, описываются комплексно и в полной мере;
  • любые изложения существенной информации в документе должны быть доступными, лаконичными и четкими;
  • данные должны иметь системный характер.

Помимо этого, решение налоговой проверки обязательно должно иметь следующие данные:

  • дату составления документа;
  • название субъекта хозяйствования, который участвовал в процедуре;
  • полные данные о проверяющих лицах, в том числе и их должности;
  • перечень первичной документации, которая была изучена в процессе;
  • временной период процедуры;
  • информация относительно мероприятий, проведенных должностными лицами;
  • факты о нарушении действующего законодательства с соответствующим подтверждением;
  • общие выводы и предложения уполномоченных лиц относительно сложившейся ситуации.

Эффективность проверок сегодня

Все мы прекрасно понимаем, что проведение процедуры по выявлению нарушения налогового законодательства – это задача не из простых. Проверка налоговой инспекции подразумевает под собой выполнение огромной и комплексной работы, в которой крайне необходима щепетильность, необходимая для выявления даже мельчайших нарушений, противоречащих действующему законодательству.

Если говорить об эффективности данной процедуры, то, например, согласно статистическим данным, в последние годы только в Москве было проведено до полумиллиона подобных процедур, впоследствии чего государству удалось вернуть более миллиона рублей скрытых обязательств в год. Здесь важно учитывать все виды налоговых проверок и выбрать из них необходимый, если нет возможности применить прочие. В чем наши исполнительные органы преуспевают. И это у них выходит грамотно и хорошо.

Несмотря на то что в современной практике существует огромное множество разновидностей финансовых махинаций по уклонению от обязательств перед государством, представителям власти все-таки удается раскрыть весомую часть из них.

Проблемы современных проверок

Но давайте судить объективно. Конечно, не все так гладко, в этой системе имеются и немалые прорехи. Мы уже выяснили, что качественная и адекватная проверка налоговых органов позволяет значительно пополнить государственную казну. Ну а что же государство в ответ?

Нельзя умолчать о несовершенстве современной нормативно-правовой системы. Некоторые пункты законодательства настолько противоречивы и настолько поверхностно описывают процедуры корректного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что субъектам бизнеса не составляет особого труда отстаивать свои интересы в судебных инстанциях, а иногда даже выигрывать слушания.

Даже если говорить о том, какими документами должна подкрепляться налоговая проверка организации, то ни в каких законодательных актах не описаны четкие перечни предоставляемых данных, из которых представители исполнительной власти могут запрашивать информацию.

Не хочется оставлять без внимания и тот факт, что на данный момент нормативные налоговые документы претерпевают реформационный ряд, но пока существенных изменений в них не замечено. И хотелось бы верить, что наша исполнительная система станет единой и взаимодополняемой, но пока что об этом говорить слишком рано.

Перспективы совершенствования проверок

Понятно, что нельзя говорить о совершенствовании работы исполнителей, если некоторые моменты не проговорены действующими законодательными актами. Но все же давайте представим, что проверка налоговых органов – идеальный механизм. Какой она должна стать?

  1. В государстве разработана единая стандартная комплексная методология по проведению данной процедуры. В ней описаны наиболее эффективные приемы и формы этого процесса. Помимо этого, должностные лица исполнительных органов наделены широким спектром полномочий. Без фанатизма, конечно.
  2. Теперь что касается непосредственных инспекторов, проводящих проверки субъектов хозяйствования. Для них введена единая система оценивания, которая позволит объективно посмотреть на эффективность работы каждого.
  3. Касаемо налогоплательщиков – административные взыскания за нарушения данного законодательства настолько велики, что предпринимателю и в голову не приходит скрыть хоть тысячу рублей дохода от обязательств.

Несомненно, мы понимаем, что нашей отечественной системе слишком далеко до идеальной, но это не значит, что мы не можем к этому стремиться сообща, всем государством. Возможно, именно благодаря правильной налоговой реформе возрастут заработные платы государственных работников, пенсии и прочие социальные выплаты.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-vidy-nalogovyx-proverok.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]