Образовательные услуги как объект НДС
Право на образование гарантируется Конституцией Российской Федерации. Закон «Об образовании» гласит, что обучение вправе осуществлять как образовательные учреждения, так и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию.
Коммерческие образовательные учреждения успешно функционируют наряду с государственными некоммерческими организациями, отличаясь тем, что первые нацелены на получение прибыли, вторые же преследуют социально полезные цели.
Особенности налогообложения
Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, однако их можно отнести к специфической категории налогоплательщиков, поскольку часть образовательных услуг не облагается НДС.
Льготное налогообложение по большей части характерно для некоммерческих образовательных учреждений, однако в некоторых случаях и коммерческие учреждения освобождаются от уплаты НДС.
Не будут облагаться НДС:
- российские коммерческие учреждения, проводящие обучение за пределами Российской Федерации (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ);
- коммерческие образовательные учреждения, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- организации, оказывающие услуги по реализации дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, всевозможных развивающих центрах вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности (подп. 4 п. 2 ст.149 НК РФ).
В остальных случаях, в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ, коммерческие учреждения, вне зависимости от предоставляемых ими образовательных услуг, облагаются НДС по общей ставке 18%.
Некоммерческие образовательные организации не нацелены на получение прибыли. Они создаются ради развития и просвещения граждан в рамках федеральных программ обучения.
Услугами таких учреждений признается деятельность, направленная на получение умений, навыков, и не имеющая материального результата.
Образовательные услуги таких организаций освобождены от уплаты НДС.
В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, казенные, бюджетные или автономные образовательные организации, оказывающие услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия из бюджета, не признаются объектом налогообложения.
Согласно ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС следующие услуги:
- указанные в лицензии услуги общеобразовательного характера, предоставляемые некоммерческими учреждениями в пределах основных, утвержденных государством программ, а также самостоятельно разработанных специальных программ;
- указанные в лицензии услуги по профессиональному образованию, предоставляемые учебными заведениями высшего и среднего звена, в рамках основных и специально разработанных программ;
- услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, развивающих центрах, услуги по воспитанию и содержанию детей в дошкольных учреждениях;
- факультативные образовательные услуги (семинары, тренинги), соответствующие содержанию указанных в лицензии образовательных программ.
Дополнительная деятельность образовательных учреждений
В дополнение к основной деятельности, образовательные учреждения могут предоставлять услуги, приносящие дополнительный доход.
Современную школу или университет невозможно представить без столовой или спортивного зала.
И если школьным и студенческим столовым предоставляется льгота по НДС, то сдача в аренду, к примеру, школьного спортивного зала не предусматривает освобождения от НДС (подп. 5,14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Исключение составляют случаи, когда помещение сдается в аренду спортивным организациям для проведения спортивных состязаний. В этом случае НДС платить не нужно.
Не освобождаются от уплаты НДС товары, работы или услуги, производимые учебными предприятиями (мастерскими). Консультационные услуги, осуществляемые образовательными организациями, равным образом облагаются НДС.
Образовательные услуги подвергаются налогообложению на общих основаниях. Некоммерческие образовательные организации вправе пользоваться льготами при уплате НДС. Коммерческие же организации такого преимущества лишены, за исключением учреждений, использующих упрощенную систему налогообложения или осуществляющих деятельность за границей.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/obekt/obrazovatelnye-uslugi.html
Облагается ли ндс услуги по написанию образовательной программы
Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение о применении НДС при оказании образовательных услуг, по вопросам относящимся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
НК РФ, в целях освобождения муниципального образовательного учреждения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость следует учитывать следующее. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.
2007 N 719-О-О указывается, что в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. В данном случае в ст.
145 НК РФ прямое указание о праве применения такого освобождения некоммерческими учреждениями отсутствует в связи с чем, по мнению Управления, муниципальное бюджетное учреждение не может воспользоваться таким освобождением.
Образовательные услуги освобождаются от ндс. но не всегда
И то только потому, что это важно для участника семинара и для его работодателя в связи с решением вопросов о включении стоимости семинара, оплаченного работодателем, в доход участника семинара при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также отнесении этих сумм на расходы организации-работодателя.
Доказательство своей правоты, что семинар все-таки является образовательной, а не консультационной услугой, бухгалтер и руководитель образовательного учреждения могут построить на том, что обучение предполагает собой приобретение слушателями знаний по отдельным вопросам с выдачей документов, подтверждающих прохождение обучения (диплома или сертификата).
Приобретение знаний при обучении характеризуется также выдачей методических пособий, книжных изданий и т.п.
Более того, обучение могут проводить только уполномоченные на это организации, располагающие специальной на то лицензией (разрешением).
Особенности исчисления ндс образовательными учреждениями
Согласно указанной норме, не признается объектом обложения НДС «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации».
В каких случаях образовательные услуги не облагаются ндс?
На практике же семинары чаще всего проходят за один-два дня или даже за несколько часов.
В этом случае для того, чтобы выполнить требования по часам, можно попробовать такой вариант — разбить семинар на несколько частей, проводимых в разное время.
Например, семинар для бухгалтеров можно разделить на 6 ежемесячных встреч по 12 часов каждая, и в результате общая продолжительность семинара составит 72 часа.
При этом каждая часть может быть посвящена определенной теме, например, первая часть семинара, проводимая в январе, может быть посвящена изменениям в налогообложении, вторая часть семинара — в феврале — составлению годовой бухгалтерской отчетности и т.д. Тем более что чаще всего подобные семинары проводятся «без отрыва от производства», т.е. слушатели будут приходить на них вечером или в выходные дни, а потому подобная разбивка может быть вполне оправданна. Кроме того, согласно п.
Должно ли образовательное учреждение оплачивать ндс с платных услуг?
Внимание
Закона РФ «Об образовании»), что на практике иногда не имеет места. Кроме того, согласно п. 1 ст.
45 того же Закона РФ образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, и не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (например, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), однако о семинарах здесь ничего не сказано. Нет упоминания о семинарах и в Правилах оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).
Во-вторых, одним из обязательных условий освобождения от НДС согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие у образовательного учреждения лицензии, иными словами, лицензирование платной образовательной деятельности.
Образовательные услуги как объект ндс
Но даже если у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, это не меняет картины для целей налогообложения, ведь семинары в принципе не лицензируются — а потому и не льготируются.
Иными словами, если организация оказывает платные образовательные услуги, на которые лицензия не нужна, то платить НДС придется в общеустановленном порядке.
В-третьих, высока вероятность того, что налоговые органы обратят внимание и на сущность организуемого мероприятия с целью установить, что же имело место при проведении семинара: обучение или консультирование. Ведь оказание консультационных услуг не льготируется, этот вид деятельности напрямую исключен из пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, если образовательное учреждение: имеет соответствующую лицензию; при проведении семинара обеспечивает участников методическими материалами; а по итогам семинара выдает сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение обучения, — возможно, налоговики примут возражения и согласятся с тем, что НДС с таких семинаров платить не нужно. Но это далеко не факт. А вот если проводимые мероприятия заключались только в получении информации по отдельным вопросам (кругу вопросов) без выдачи каких-либо документов о прохождении обучения, то налицо только консультирование работников организаций в рамках выполняемых ими должностных обязанностей. И в этом случае от НДС точно не «отвертеться». Отсюда неутешительный для бухгалтеров образовательных организаций вывод: на стоимость услуг по организации семинаров НДС начисляется в общеустановленном порядке.
И рассуждение на эту тему приводит к мысли о том, что целью любых семинаров (конференций, симпозиумов) является изучение проблемных вопросов, то есть получение участниками семинара (представителями учебных заведений, работниками различных организаций и т.д.
) новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в практической деятельности (производственном процессе, процессе управления предприятием и т.д.).
И даже если участникам семинара выдается какой-либо документ о том, что они прослушали лекции на определенные темы, скорее всего, налоговики все равно будут искать доказательства о том, что фактически участникам семинара оказана консультационная услуга.
Можно, конечно, возразить: раз у образовательного учреждения есть лицензия на образовательную деятельность, то семинар — учебный, а не консультационный.
Важно
Таким образом, в случае, если семинар проводится не образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования, его однозначно нельзя рассматривать как дополнительную образовательную программу.
Такой семинар считается консультационным, а потому услуги по его проведению облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Если же семинар проводит образовательное учреждение, необходимо обратить внимание на то, что основной задачей дополнительного образования согласно ст.
26 Закона РФ «Об образовании» является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Нужно также иметь в виду, что перечень образовательных учреждений повышения квалификации, которые вправе реализовывать дополнительное профессиональное образование, приведен в п.
В избранноеОтправить на почту НДС образовательные услуги в одних случаях облагаются, в других – не облагаются, что зависит от ряда факторов, связанных с оказанием услуг. Чтобы понять, облагаются ли НДС образовательные услуги, необходимо определиться с тем, кто их оказывает, какой режим применяет налогоплательщик, точно ли это образовательные услуги и где они реализуются. Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП Итоги Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам В сфере образовательных услуг задействованы большей частью некоммерческие организации, действующие на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности.
N 610 (далее — Постановление N 610). А в соответствии с п.
7 вышеуказанного Типового положения повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: 1) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; 2) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; 3) длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Источник: https://viz-net.ru/oblagaetsya-li-nds-uslugi-po-napisaniyu-obrazovatelnoj-programmy/
Налоговые льготы по ндс для бюджетных учреждений
НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями
Главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налоговой кодекса РФ не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для бюджетных организаций.
Налогоплательщиками являются организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под организациями понимаются юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК РФ).
Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны платить НДС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, и операции, не признаваемые объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, определены в статье 149 Налогового кодекса РФ.
Важным моментом для использования освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 149 Налогового кодекса РФ, является выполнение требований пунктов 4, 5, 6 и 7 данной статьи.
В случае если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), она обязана вести раздельный учет таких операций. Об этом сказано в пункте 4 статьи 149 Налогового кодекса.
В пункте 5 статьи 149 указан порядок, согласно которому организация, осуществляющая операции по реализации товаров (pa6oт, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.
Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.
Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года.
Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.
Норма пункта 7 статьи 149 указывает, что освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.
НДС и образовательные учреждения
С учетом изложенных особенностей, предусмотренных для организаций, в том числе бюджетных, рассмотрим порядок применения налогового освобождения от НДС образовательными учреждениями.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация на территории России услуг в сфере образования.
Но при условии, что эти услуги оказывают некоммерческие образовательные учреждения учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.
При этом не стоит забывать, что консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не подпадают под это освобождение.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг), как собственного производства (в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению. Причем независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение на развитие, совершенствование образовательного процесса или нет.
При оказании некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляют независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.
Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=h4qHmohVTKM
Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Согласно пункту 6 статьи 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные Российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Таким образом, указанную льготу предоставляют при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».
Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 11.1 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1).
Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 «Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.
Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого учреждения, так и у его филиалов.
Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.
Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства от 18 октября 2000 г.
N 796. Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется.
Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов.
А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с Российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ. Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования.
Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.
НДС и учреждения культуры
Услуги в сфере культуры и искусства, которые оказывают на территории России учреждения культуры и искусства, также не облагают НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким услугам относятся:
— услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек
— реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса относят:
— театры, кинотеатры
— концертные организации и коллективы
— театральные и концертные кассы, цирки
— библиотеки, музеи, выставки
— дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы
— планетарии, парки культуры и отдыха
— лектории и народные университеты
— экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро)
— заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС.
Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода ОбщеРоссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001.
Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.
НДС и аренда
Нередко образовательные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная. В этом случае освобождение от налога услуг в сфере образования осуществляется не только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке.
Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ?
В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.
В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ).
НДС и целевое финансирование
При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.
При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.
При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы. Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг).
Выполненные работы (оказанные услуги), которые были оплачены за счет вышеуказанных средств, подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.
При получении исполнителем от бюджетной организации данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляют согласно статье 162 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.
Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитывают при определении налоговой базы.
Таким образом, имея в оперативном управлении имущество, являющееся федеральной собственностью, его текущий ремонт следует осуществлять за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.
Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы РФ III ранга
«Бюджетный учет», N 1, январь 2005 г.
Документ. Исчисление и учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях
Исчисление и учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях
Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. N 168/97- ВР (далее — Закон о НДС) возникновение обязательств по уплате налога на добавленную стоимость обусловлено двумя основными моментами:
— подпадает или не подпадает данное юридическое или физическое лицо под определение » налогоплательщик»
— являются ли хозяйственные операции, совершаемые данным лицом, объектом налогообложения.
Пунктом 2.1 статьи 2 Закона о НДС определено, что плательщиком данного налога является юридическое или физическое лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которого на протяжении любого периода из последних двенадцати календарных месяцев превышает 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, или 10200 грн.
Источник: https://kladsovetov.ru/lgoty-po-sboram/nalogovye-lgoty-po-nds-dlja-bjudzhetnyh.html
Образовательные услуги: НДС. Ндс в образовательных учреждениях
В силу специфики образовательной деятельности НДС уплачивается не со всех операций. Часть образовательных услуг НДС не облагается (не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения). По другим услугам Ндс в образовательных учреждениях нужно начислить и уплатить. Это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС.
Ндс в образовательных учреждениях
Облагаются ли НДС образовательные услуги? В силу специфики образовательной деятельности НДС уплачивается не со всех операций.
Часть образовательных услуг НДС не облагается (не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения).
По другим услугам Ндс в образовательных учреждениях нужно начислить и уплатить. Это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС.
Для начала рассмотрим норму, предусмотренную подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2012 года.
Согласно указанной норме, не признается объектом обложения НДС «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого выступает субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, «льготное» налогообложение в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ применяется в казенных образовательных учреждениях, либо если бюджетное или автономное образовательное учреждение оказывает услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия из бюджета.
Специальные льготы по НДС
Некоторые образовательные услуги НДС не облагаются. Пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрены операции, совершаемые образовательными учреждениями, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). В частности, это реализация:
1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);
2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);
3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Такая освобождаемая от НДС образовательная деятельность включает:
- общеобразовательные и (или) профессиональные образовательные программы (основные и (или) дополнительные);
- программы профподготовки, указанные в лицензии;
- воспитательный процесс;
- дополнительные образовательные услуги, соответствующие уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.
Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3026-obrazovatelnye-uslugi-nds
Ндс — образовательные услуги иностранных организаций
Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС) (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Состоящие на учете в налоговых органах организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у налогоплательщиков – иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами по НДС по таким операциям и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные Главой 21 НК РФ (пункты 1, 2 статьи 161 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 148 территория Российской Федерации признается местом реализации услуг, если, в частности:
— услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подпункт 3);
— покупатель консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации[1] (подпункт 4);
— деятельность организации, оказывающей услуги, не предусмотренные подпунктами 1 — 4.1 настоящего пункта, осуществляется на территории Российской Федерации[2] (подпункт 5).
Одновременно, в силу подпункта 3 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ Российская Федерация не признается местом реализации услуг, если услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания услуг, являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами (подпункт 1), а также документы, подтверждающие факт оказания услуг (подпункт 2).
Статья 148 НК РФ не содержит правил о порядке признания/не признания территории Российской Федерации местом реализации услуг по организации конференций, форумов, семинаров. В связи с этим, по нашему мнению, надлежит руководствоваться общими правилами определения места реализации услуг с учетом существа оказываемыхуслуг.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ при применении налогового законодательства институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное НК РФ не предусмотрено.
Специальные толкования терминов «конференция», «форум» и «семинар» налоговое законодательство не устанавливает.
Иными областями права значения рассматриваемых терминов также не закреплено, что по нашему мнению, дает основание использовать их толкования, принятые в практике делового оборота или толкованиях, придаваемых словарями и справочниками.
Так, Современный экономический словарь одним из значений термина «конференция» указывает «крупное совещание для обсуждения научных и других проблем»[3].
Одновременно, согласно свободной энциклопедии[4] под бизнес — конференцией понимают «собрание представителей одной или нескольких компаний с целью обсуждениярезультатов сотрудничества в сфере бизнеса, обсуждение проблем возникающих при реализации бизнес-идеи, путей решения этих проблем, улучшение взаимодействия».
«Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем»[5].
Как видно из приведенных толкований, термины «конференция» и «форум» схожи по своей сути и, по нашему мнению, являются синонимами понятий «собрание», «совещание». Услуги, аналогичные услугам по организации конференций и форумов, в подпунктах 1 – 4.
1 пункта 1 статьи 148 НК РФ не поименованы.
Следовательно, место их реализации определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, то есть зависит от места осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, и место проведения конференции или форума значения не имеет.
Таким образом, если услуги по организации конференций и форумов оказываются:
— иностранной организацией через ее постоянное представительство, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, то местом реализации признается территория Российской Федерации, и услуга, соответственно, образует объект обложения НДС;
— непосредственно иностранной организацией, то объект обложения НДС отсутствует.
Источник: https://lawedication.com/blog/2011/10/23/nds-obrazovatelnye-uslugi-inostrannyx-organizacij/
Какие товары не облагаются НДС в России?
(Пока оценок нет)
Loading…
Налог на добавочную стоимость – один из самых важных для экономики налогов, действующих на территории РФ. Им облагается практически все, что касается сферы товаров и услуг, а так же большинство финансовых операций. Практически четверть бюджета формируется именно НДС, так что платить его приходится практически постоянно.
НДС может иметь три вида ставки: 18% как стандартная, 10% как льготная и 0% как экспортная для отдельных товаров. Но на некоторые товары, услуги и операции данный налог не распространяется вообще. Обусловлена такая особенность статье 146 Налогового кодекса РФ. Рассмотрим же на что НДС не распространяется вовсе.
Товары
Начать стоит с товаров, так как именно они реже всего освобождаются от налога. В списке товаров, на которые не нужно платить НДС, числятся:
- Продукты питания, которые были произведены и проданы в учебных, воспитательных, медицинских и иных подобных учреждениях;
- Почтовые марки;
- Конверты и открытки;
- Религиозная атрибутика;
- Ритуальная атрибутика;
- Некоторые российские медицинские товары, установленные специальными Постановлениями Правительства РФ;
- Монеты, выполненные из драгоценных металлов, а так же некоторые драгоценные металлы;
- Руды, металлы, концентраты;
- Средства, предназначенные для использования инвалидами;
- Лом, цветные металлы, черные металлы, сданные в утиль;
- Товары, предоставленные РФ безвозмездно;
- Любые товары, которые реализуются в магазинах беспошлинной торговли.
Услуги
Кроме товаров есть еще и услуги, которые не облагаются НДС. При их оказании этот налог не учитывается, но только в том случае, если четко соблюдены все условия. Не облагаются НДС:
- Медицинские услуги, которые оказываются врачами, занимающимися частной практикой, а так же услуги, предоставляемые частными клиниками. Имеются исключения – ветеринарные услуги, косметические, санитарные;
- Санитарные и ветеринарные услуги, которые финансируются из бюджета;
- Услуги по уходу за гражданами, не способными обеспечить себя самостоятельно: за больными, престарелыми, инвалидами. Необходимость оказания услуг должна быть подтверждена заключением органов здравоохранения;
- Содержание детей в тех образовательных учреждениях, которые выполняют основную общеобразовательную дошкольную программу;
- Услуги кружков, секций, студий;
- Работы с архивом, архивными данными а так же само содержание архивов;
- Некоторые услуги по перевозке пассажиров;
- Ритуальные услуги, в том числе и услуги, связанные с изготовлением памятников, похоронных принадлежностей, захоронением и оформлением самой могилы;
- Услуги по предоставлению жилья фондами. Тип собственности не имеет значения;
- Услуги по ремонту и обслуживанию товаров и приборов, но только в том случае, если они предоставляются бесплатно и в рамках гарантийного ремонта. Дополнительные услуги, заказанные при осуществлении гарантийного ремонта, будут облагаться НДС;
- Все образовательные услуги, которые оказываются некоммерческими образовательными учреждениями на основе программ. Например, проводящие программы профессиональной подготовки, воспитательные программы, программы переподготовки;
- Услуги организаций и служб, задачей которых является выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке и усыновлении, а так же в проверке условий жизни;
- Услуги по поиску, подбору и подготовке граждан, желающих стать опекуном, приемным родителем, попечителем и т.д.;
- Услуги по организации, подготовке и проведении спортивных мероприятий, физкультурно – оздоровительных программ;
- Реставрационные работы, ремонт и восстановление памятников, культурных объектов, представляющих архитектурную ценность зданий и прочих подобных объектов;
- Строительство с целью воссоздания утерянных или уничтоженных памятников и архитектурных объектов;
- Строительство и работы, проводимые в соответствии с какими – либо социальными и культурными программами (если это предусмотрено условиями программы);
- Производство кино, выполнение госзаказов в сфере кинопродукции;
- Услуги, предоставляемые в аэропортах и воздушном пространстве РФ, связанные с обслуживанием самих воздушных судов;
- Услуги по обслуживанию судов во время стоянки в доках и портах;
- Услуги аптек, занимающихся изготовлением собственных лекарственных средств;
- Операции по тушению лесных пожаров;
- Услуги, которые касаются государственных пошлин и иных подобных взысканий.
Операции
Как и услуги, некоторые операции, осуществляемые государственными организациями и частниками, могут быть полностью освобождены от уплаты налога. От НДС освобождены:
- Операции по реализации церковной продукции, предметов для оказания ритуальных услуг;
- Реализация минералов, полезных ископаемых, металлов;
- Банковские операции: вклады, ведение счетов, работа с картами, работа валютой и прочее;
- Реализация изделий народного промысла, имеющего художественную ценность. Освобождается от НДС только если изделие должным образом зарегистрировано;
- Операции по страхованию, в том числе по пенсионному страхованию;
- Реализация руд, драгоценных камней, химических средств для работы с металлами, алмазов;
- Внутренняя реализация товаров и их компонентов;
- Безвозмездная реализация товара, а так же безвозмездная передача прав собственности;
- Работа адвокатов и юридическая помощь;
- Научные работы и исследования, основанные на правительственных грантах;
- Выдача займов и кредитов;
- Обслуживание детей в санаториях и иных подобных учреждениях;
- Реализация жилплощади;
- Реализация сельхозпродуктов собственного производства;
- Передача товаров стоимостью менее 100 рублей с целью рекламы;
- Большинство операций по уступке прав, связанных с кредитованием;
- Операции, проводимые в порту и входящие в перечень услуг «Резидентами портовой особой экономической зоны»;
- Предоставление эфирного времени на время выборов и референдумов на безвозмездной основе;
- Коммунальные услуги и связанные с ними операции;
- Ремонт общего имущества жильцов Управляющей компанией;
- Осуществление социальной рекламы;
- Передача прав пользования объектами инфраструктуры государству;
- Реализация имущества, принадлежавшего банкротам;
- Приватизация;
- Продажа земли.
Как видите, чаще всего не нужно платить НДС на услуги, оказываемые населению, а так же на услуги, связанные с реализацией товаров, на которые не распространяется НДС.
Ввозимые товары
Не только производимые в РФ товары могут быть освобождены от налога на добавочную стоимость. НДС не действует на некоторую продукцию, которая поставляется из-за рубежа. В число товаров, на которые на распространяется налог, входят:
- Поставляемая в качестве безвозмездной помощи продукция;
- Попадающие под закон 149 НК РФ (пункт первый статья вторая), а так же любое сырье или комплектующие, используемые в производстве данных товаров;
- Являющиеся сырьем для производства на территории РФ имуннобиологических препаратов для лечения и диагностики инфекций;
- Являющиеся участниками программ по книгообмену, обмену произведениями кинематографа, а так же некоторые другие печатные издания, имеющие культурную ценность;
- Приобретенные за счет бюджета РФ или местных региональных бюджетов культурные ценности, произведения искусства;
- Культурные ценности и произведения искусства, предоставленные государству безвозмездно;
- Продукты питания, выращенные за рубежом но на территориях, на которые распространяется право землепользования Российской Федерацией;
- Технологии, технологическое, научное и иное оборудование, а так же детали к такому оборудованию, которое не производится в России;
- Алмазы (только необработанные природные);
- Предназначенные для дипломатических миссий, использования в посольствах;
- Ценные бумаги и валюты;
- Рыбная продукция и морепродукты, которые были либо выловлены судами РФ, либо заготовлены за рубежом российскими предприятиями;
- Утвержденные специальным постановлением и признанные необходимыми для использовании в области освоения и использования космического пространства (за исключением некоторых подакцизных товаров);
- Некоторые лекарственные средства, которые предоставляются только в пользование определенным пациентам и не поступают в продажу.
Как видите, в этот перечень входят в основном либо медикаменты, либо культурные ценности, либо то, что произведено российскими организациями не на территории РФ.
Мы в социальных сетях
Присоединяйтесь к нашим группам, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Источник: https://vozvrat-tehniki.ru/kakie-tovary-ne-oblagayutsya-nds.html
Образовательные услуги освобождаются от НДС. Но не всегда
Анализ действующих норм
Согласно абзацу 1 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, НДС не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые «некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».
А в абзаце 2 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано: «реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса», если иное не предусмотрено законодательством.
Условия для применения льготы
Освобождение от налогообложения (предусмотренное подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ) действует только в том случае, если у учреждения на данные услуги есть лицензия (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Напомним, что образовательные учреждения получают лицензии в соответствии со статьей 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
По основным программам особых сложностей нет.
Но как быть с дополнительными образовательными услугами? Например, если организуются семинары и курсы лекций, по результатам которых документы об образовании не выдаются? Финансисты в письме от 21 июня 2012 г.
№ 03-07-07/59 отметили: если некоммерческая образовательная организация предоставляет дополнительные образовательные услуги, для освобождения от НДС должны быть соблюдены такие условия:
- есть лицензия на право реализации этих профессиональных образовательных программ (как основных, так и дополнительных);
- указанные дополнительные образовательные услуги соответствуют уровню и направленности программ, указанных в лицензии.
Таким образом, факт выдачи документа об образовании не является определяющим при решении вопроса, облагаются услуги НДС или нет.
В заключение приведем выводы судей, которые содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 7 июля 2011 г. № А55-20211/2010.
Арбитры признали: образовательное учреждение вправе воспользоваться льготой по НДС (предусмотренной подп. 14 п. 2 ст.
149 Налогового кодекса РФ) даже при отсутствии лицензии, если не было реальной возможности получить ее своевременно (но это должно быть доказано документально).
Источник: https://www.classs.ru/index.php?page=10711