Комментарий к ст. 105.14 нк рф — все о налогах

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами. Ст. 105.14 НК РФ с комментариями :

Контролируемые сделки — это те, которые происходят между лицами, считающимися взаимозависимыми. По ним налоговые органы имеют право проверять соответствие стоимости рыночной, а, кроме того, отслеживают полный объем исчислений наряду с уплатой ряда налогов. Ниже рассмотрим ст. №105.14 из НК РФ с комментариями.

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.
  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка — это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Варианты определения прибыли

Согласно Налоговому кодексу в рамках проведения контроля сделок, которые происходят между участниками, используются следующие методы определения прибыли:

  • Методика сопоставления рыночных цен.
  • Стоимость последующих реализаций.
  • Затратный способ.
  • Вариант сопоставимой рентабельности.
  • Приемы в распределении прибыли.

При этом возможно применение комбинации двух и более способов. Стоит отметить, что методика сопоставления рыночных цен считается приоритетной в большинстве ситуаций.

Читайте также:  Просроченные отпускные можно учесть для прибыли - все о налогах

Примеры контролируемых сделок представлены ниже.

Сделки и штрафы

Согласно законодательству, неуплата налогоплательщиками сумм в рамках использования в контролируемых сделках коммерческих условий, которые не сопоставимы с требованиями между лицами, предполагает взыскание следующих штрафов:

  • В общем объеме от двадцати процентов неуплаченного размера налога. Этот штраф имеет отношение к периодам, начиная с 2014 по 2016 года.
  • В размере сорока процентов от неуплаченной суммы, но не меньше тридцати тысяч рублей. Этот штраф имеет отношение к налоговым периодам, начиная с 2017 года.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период.

То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом.

Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении.

Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка.

Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

Источник: https://www.syl.ru/article/367339/kontroliruemyie-sdelki—eto-sdelki-mejdu-vzaimozavisimyimi-litsami-st-nk-rf-s-kommentariyami

Ст 105 14 нк рф с комментариями

В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.

  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли.

Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.
7.

Важно

Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8.
9.

Статья 105.14. контролируемые сделки 

В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия.

Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых.При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое.

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.
11.

Внимание

Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание. Об истребовании национальной документации, представлении уведомления об участии в международной группе компаний и странового отчета см.ст.
7 в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 144-ФЗ) (см.

Комментарий к ст. 105.14 нк рф

Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 — 8 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.


Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.


4.

Статья 105.14 нк рф. контролируемые сделки

В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Источник: https://zakon52.ru/st-105-14-nk-rf-s-kommentariyami/

Особенности признания судом сделки контролируемой в соответствии с пунктом 10 статьи 105. 14 налогового кодекса РФ

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

Читайте также:  С 2015 г. закреплен порядок расчета авансовых платежей при переходе с авансов по фактической прибыли на обычные ежемесячные авансовые платежи - все о налогах

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ СУДОМ СДЕЛКИ КОНТРОЛИРУЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 10 СТАТЬИ 105.14 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ КОРОЛЕВ

Магистрант Института права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета

e-mail: [email protected]

Рассмотрен порядок признания судом сделки контролируемой согласно п. 10 ст. 105.14 НК РФ. Выделены его ключевые юридические признаки и проблемы применения.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, контролируемые сделки, контроль цен, ФНС России, суд

The article describes the procedure for recognition of the transaction as a controlled one by the court in accordance with the Paragraph 10 of the Article 105.14 of the Russian Federation Tax Code. Its key legal characteristics and problems are marked.

Key words: transfer pricing, controlled transactions, pricing control, Federal Tax Service of Russia, court

Федеральный закон от 18 июля 2011 г.

№ 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»1 (далее — Федеральный закон № 227-ФЗ) ввел в Налоговый кодекс РФ раздел У.1 «Взаимозависимые лица.

Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Именно этот раздел регламентирует порядок трансфертного ценообразования в России.

До принятия Федерального закона № 227-ФЗ трансфертное ценообразование регулировалось ст. 20 НК РФ, раскрывающей признаки взаимозависимых лиц, и ст.

40 НК РФ, в которой закреплено право налогового органа контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. В настоящий же момент эти статьи (согласно п. 6 ст.

4 Федерального закона № 227-ФЗ) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления данного Закона в силу.

В новой регламентации трансфертного ценообразования обращает на себя внимание п. 10 ст. 105.14 НК РФ. В нем предусмотрено, что по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд

может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным в ст. 105.14 НК РФ.

Отметим, что подобная модель признания судом сделки контролируемой является новшеством для российского законодательства, поэтому практика применения указанной нормы еще не сформировалась. Минфин России в письме от 8 ноября 2012 г.

№ 03-01-18/8-162 назвал одним из негативных последствий для налогоплательщика признание судом сделки контролируемой в соответствии с п. 10 ст. 105.

14 НК РФ в случае, если «налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды».

Назовем ключевые юридические признаки рассматриваемой законодательной модели исходя из содержания п. 10 ст. 105.14 НК РФ.

Во-первых, инициатором обращения в суд с заявлением о признании сделки контролируемой может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данным органом в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверж-

ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ

2017. № 2

денного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 5062, является ФНС России. Не допускается обращение с подобным заявлением территориальных налоговых органов. При этом, как отмечает А. А.

Сурков, формировать доказательственную базу должны территориальные налоговики, а подавать заявление в суд — центральный аппарат ФНС «при наличии достаточных оснований для признания сделки контролируемой»3.

Во-вторых, налоговому органу необходимо доказать факт, что спорная сделка является частью группы однородных сделок. В соответствии с п. 5 ст. 105.

7 НК РФ однородными считаются сделки, предметом которых могут выступать идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

Поэтому бремя доказывания того, что спорная сделка относится к совокупности однородных сделок, лежит на налоговом органе.

В-третьих, в п. 10 ст. 105.14 НК РФ речь идет о признании сделки контролируемой исключительно в судебном порядке и только по заявлению ФНС России. Следовательно, иные процедуры признания сделки контролируемой не предусмотрены.

Данную точку зрения поддерживает А. Н. Борисов, который указывает, что «не может идти речь о признании судом сделки контролируемой в ходе рассмотрения дела, касающегося обоснованности вынесения ФНС России какого-либо решения»4.

При этом есть сложности в определении процедуры, в рамках которой суд должен рассматривать такие заявления ФНС России. В действующем процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие однозначно установить порядок рассмотрения заявления о признании сделки контролируемой.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) налогового органа рассматриваются в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ либо главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Но ни те, ни другие в данном случае применить не получится, поскольку не оспаривается решение, действие (бездействие) налогового органа.

В-четвертых, из смысла ст. 105.14 НК РФ вытекает только одно основание для признания

судом сделки контролируемой: если такая сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых данная сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки. Следовательно, ни по каким другим основаниям признать в судебном порядке сделку контролируемой нельзя.

Отметим, что в п. 10 ст. 105.14 НК РФ не указан критерий дохода по сделкам. Думается, что здесь должны применяться положения, относящиеся к единой сделке, которая имела бы место, если бы умышлено не была изменена налогоплательщиком с целью скрыть наличие контролируемой сделки.

В действующем процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие однозначно установить порядок рассмотрения заявления о признании сделки контролируемой

В-пятых, с учетом положений п. 11 ст. 105.14 и п. 13 ст. 105.3 НК РФ признание судом сделки контролируемой допустимо лишь в том случае, если она влечет за собой увеличение или уменьшение у стороны по сделке налоговой базы по налогу на прибыль организации, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на доходы физических лиц.

Итак, в исследованной нами законодательной модели есть определенные проблемы. В частности, неясен порядок рассмотрения заявления ФНС России о признании сделки контролируемой. Полагаем, что процессуальное законодательство нуждается в корректировке с целью установления порядка признания судом сделки контролируемой.

1 СЗ РФ. 2011. № 30 (Ч. 1). Ст. 4575.

2 СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

3 Сурков А. А. О контроле цен в сделках между взаимозависимыми лицами // Налоговая проверка. 2016. № 3. С. 25.

4 Борисов А. Н. Новые принципы определения цен для целей налогообложения. Комментарий к главам 14.1-14.6 Налогового кодекса РФ (постатейный). М., 2012. С. 125.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priznaniya-sudom-sdelki-kontroliruemoy-v-sootvetstvii-s-punktom-10-stati-105-14-nalogovogo-kodeksa-rf

Взаимозависимые лица

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Взаимозависимые лица

В Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц.

Содержание

Эта категория появилась в ст. 20 НК РФ. Однако ее применение ограничивается оценкой сделок, заключенных до 2012 г. С тех пор закон претерпел существенные изменения и в НК РФ был включен раздел V.1, целиком посвященный вопросам регулирования налогообложения и признания лиц взаимозависимыми.

В результате чего, для целей повышения собираемости обязательных платежей, под контроль попало ценообразование в структурах холдингового типа, а также в случаях, когда стороны связывают родственные отношения.

Проверка этих обстоятельств и их установление может повлечь риски понести ответственность.

Определение таких субъектов дано в ст. 105.1 НК РФ. В соответствии с этой нормой, взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, особенности отношений между которыми способны оказать влияние на условия сделок, а также их результаты, либо на экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

В качестве критериев рассматривается взаимосвязь, вытекающая из участия в уставном капитале, либо из заключенного соглашения, а также иные возможности влияния одного субъекта на решения и действия других. При этом закон не ставит такой статус в зависимость от наличия рычагов воздействия одного субъекта или их группы.

Читайте также:  Обработка корреспонденции может уменьшать прибыль - все о налогах

Основания для признания лиц взаимозависимыми

Перечень взаимозависимых лиц изложен в ч.2. ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с указанными положениями, к ним относятся следующие субъекты:

  • юридические лица (АО, ООО и другие), если одна организация прямым или косвенным образом участвует в капитале другой. Обязательным условием является размер участия, превышающий четверть уставного капитала;
  • физические лица, если они прямым или косвенным образом участвуют в уставном капитале организации. Размер участия также должен превышать четверть;
  • организация (АО, ООО и другие), выступающая 3-м лицом, относительно других юридических лиц, являющихся сторонами сделки, которая прямым или косвенным образом обладает долей более четверти в каждой из них;
  • организация или физическое лицо (физические лица), имеющие полномочия избрать или назначить единоличный орган управления или назначить не менее половины состава коллегиального органа управления юридические лица, а также совета директоров или наблюдательного совета;
  • организации (АО, ООО и другие), если их единоличные либо не менее половины коллегиальных исполнительных органы, а также совета директоров, либо наблюдательного совета сформированы решением одного лица;
  • если более половины коллегиальных органов управления или совета директоров юрлица сформированы одними и теми же физлицами, включая взаимозависимых лиц, указанных в последнем пункте (родственные отношения);
  • к таким субъектам относится организация и ее руководитель;
  • организации (АО, ООО и другие), в которых руководителем является один и тот же гражданин;
  • организации совместно с физическими лицами или без таковых, если доля каждого предыдущего субъекта в каждом последующем более 50-ти %, в случае прямого участия.
  • физические лица, если между ними есть отношения подчиненности по должности;
  • физические лица, если между ними близкие родственные отношения (супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры). Также к этой категории относятся попечитель или опекун и подопечный.

Если речь не идет о прямом участии, то доли рассчитываются путем сложения всех участвующих взаимозависимых субъектов в юридическом лице (косвенное участие).

Эти нормы применяются только для целей налогового закона.

Лица, приравненные к взаимозависимым

Существуют сделки, участники которых приравниваются к взаимозависимым. В отношении них также возможна проверка. Они должны соответствовать критериям ст. 105.14 НК РФ. В соответствии с ней, таковыми являются следующие виды субъектов, участвующих в правоотношениях:

  • посредники, не несущие риски по сделке и не осуществляющие другой деятельности. Считается что это может использоваться для целей снижения налогов;
  • компании (ООО, АО и другие) и граждане, годовые обороты по договору между которыми составляют свыше 60 млн. рублей;
  • стороны, если, как минимум, 1 из участников сделки имеет иностранный статус (нерезидент РФ, иностранные лица).

Помимо автоматических оснований для признания этого статуса, существует возможность самостоятельного признания лиц таковыми (уведомление налоговой инспекции). Кроме того, это может сделать суд, приняв соответствующее решение, если ситуация соответствует имеющемуся в законе определению.

Права взаимозависимых лиц

Более детальная проработка этого понятия связана с тем, чтобы взаимозависимые лица находились под контролем. Особый интерес для налоговых органов представляет соответствие цен в договорах рыночным.

Наряду с обычным набором прав, которые предоставлены любому налогоплательщику, таким субъектам предоставили ряд технических возможностей. Взаимозависимые лица вправе:

  • признать себя таковыми в добровольном порядке, направив соответствующее уведомление;
  • заплатить в добровольном порядке налоги исходя из базы, рассчитываемой не по договору, а в соответствии с рыночными расценками;
  • заключить с налоговой инспекцией соглашение о ценообразовании;
  • добиваться решения суда о признании действий налогового органа незаконными.

Последствия признания лиц взаимозависимыми и их обязанности

Взаимозависимые лица несут обязанности, связанные с последствиями их признания таковыми.

Главным результатом становится применяемый в отношении этих субъектов контроль рыночных цен (контролируемые сделки). Каждый договор между ними будет считаться таковой. Это значит, что эти субъекты должны будут вести их учет.

Лица признанные взаимозависимыми должны направлять в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках.  В нем должны быт все совершенные операции такого типа. Оно должно подаваться ежегодно не позднее 20 мая.

Новые правила позволяют осуществлять контроль по следующим налогам:

  • налог на прибыль;
  • НДФЛ, касающийся доходов ИП, нотариусов и адвокатов;
  • НДПИ;
  • НДС, если юридическое лицо или ИП не является плательщиком этого налога или имеет освобождение.

В рамках проверок такие субъекты обязаны представлять всю документацию, касающихся рассматриваемых отношений. Если в ходе проверки будет установлено занижение налоговой баз, то доначисление платежей осуществит налоговый орган.

Если корректировка производится добровольно, то налогоплательщик должен подать уточняющую налоговую декларацию с соответствующими пояснениями.

В ситуациях, когда доначисление произошло после наступления срока уплаты налога или авансового платежа, на нарушителя возлагается обязанность уплатить пени, в том числе по решению суда. Также он может понести ответственность в соответствии с НК.

Операции между взаимозависимыми лицами

Сделки между взаимозависимыми лицами несут значительные риски. Если налоговый орган ставит такие предприятия на свой учет, то высока вероятность признания их контролируемыми. По правилам ст. 105.3 НК РФ, если сделка совершена лицами, не зависящими друг от друга, то ее цена признается рыночной.

А каким критериям должны соответствовать операции взаимозависимых лиц, чтобы ее стоимость оказалась рыночной? Для этого достаточно одного из предусмотренных условий:

  • если договор заключен по итогам биржевых торгов. При этом к таковым не приравниваются случаи проведения торгов на право заключения муниципальных или государственных контрактов;
  • если цену сделки устанавливает решение, вынесенное антимонопольным органом;
  • если закон требует проведения оценки предмета сделки;
  • если с ФНС заключено соглашение о ценообразовании и договор отвечает его условиям.

В отношении остальных сделок существуют риски доначисления обязательных платежей и штрафов. По этой причине предпринимателям, которых не устраивает проверка и ее результат, стоит готовиться к отстаиванию своих интересов и, возможно, добиваться устраивающего решения суда.

Как показывает практика, решение суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, не является редкостью. Главное проявить внимательность и найти недочеты в работе налоговиков. Даже родственные отношения не обязательно служат доказательством занижения налоговой базы.

Конечно, существуют высокие риски не добиться нужных целей и проиграть, получив решение суда, обязывающее уплатить дополнительные налоги и понести ответственность, но закон предоставляет значительные возможности отстоять свои интересы.

Именно он должен выявить занижение и выставить соответствующее требование. При рассмотрении таких дел, состав суда должен определить факт соблюдения процедуры, которую предусматривает закон. Сложившаяся практика позволяет говорить о 2-х ее обязательных элементах:

  • проведена ли проверка соотношения рыночных цен и цены в сделке, по которой доначислены налоги и ее результаты;
  • каков уровень отклонения от средневзвешенной цены.

В случае суда, будет проверено количество сделок, содержащих средневзвешенную цену. Если в материалах проверки будет единственный такой договор, то позиция налоговиков будет зыбкой, а ответственность может не наступить.

Другим моментом служит предельно формальный подход налоговых органов. На практике, изучая сделки между взаимозависимыми лицами, они принимают в расчет исключительно критерий цены, которую сдержит договор. При этом, инспекторы полностью игнорируют вопрос иных свойств реализуемых объектов.

Такие пробелы в работе часто встречаются в ситуации, когда учет по контролируемым сделкам осуществляется в отношении реализации объектов недвижимости. При этом налоговиками проводят проверку локации и индивидуальных качеств объекта, отличающих его от похожих, а также общих колебаний цен, присущих этому рынку.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/vzaimozavisimye-lica.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]