Минфин пояснил, как формируется «сомнительный» резерв при наличии встречной кредиторки — все о налогах

Минфин об определении сомнительного долга для целей налогообложения

 Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, удовлетворяющая трем условиям:

С 01.01.

2017 были внесены изменения[1]в определение сомнительного долга, согласно которым «дебиторка», возникшая в связи с реализацией товаров, работ, услуг, в расчет резерва должна включаться не в «чистом» виде, а за вычетом кредиторской задолженности перед тем же контрагентом[2].

Например, если у организации имеется просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность в размере 1 000 руб. и при этом по другому договору с тем же контрагентом существует кредиторская задолженность в размере 800 руб., сомнительным долгом будет считаться сумма в 200 руб.

Новое определение породило на практике массу вопросов у налогоплательщиков. Какая «кредиторка» должна участвовать в расчете сомнительного долга: любая или только просроченная? Что делать, если у контрагента перед организацией имеется несколько задолженностей с различными сроками возникновения? Ответы на эти вопросы недавно дал в письмах Минфин.

Немного истории

Еще до внесения дополнений в определение сомнительной задолженности Минфин считал, что в расчет резерва по сомнительным долгам следует включать «дебиторку» за минусом «кредиторки» перед тем же контрагентом.

Вот, к примеру, что писало финансовое ведомство еще в 2010 – 2011 годах.

В главе 25 НК РФ сомнительный долг рассматривается как любая просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность.

Вместе с тем в соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом (см. письма Минфина РФ от 21.09.2011 № 03‑03‑06/1/579, от 06.08.2010 № 03‑03‑06/1/528).

Получается, финансисты слишком широко трактовали положения п. 1 ст. 266 НК РФ, действовавшие до 2017 года.

Позднее Президиум ВАС в Постановлении от 19.03.2013 № 13598/12 опроверг подобный подход и указал, что в гл.

25 НК РФ сомнительный долг рассматривается как любая просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность и не установлено каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником.

Кроме того, прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования является правом стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно влечь автоматическую корректировку резерва.

Итак, до внесения дополнений в п. 1 ст. 266 НК РФ эта норма не предполагала уменьшения суммы «дебиторки» на «кредиторку» при расчете размера сомнительного долга, а ее расширенное толкование не встречало поддержки в судах.

С этого года норма изменилась и, казалось бы, не должна была вызывать вопросов. Но вопросы все же возникли, и Минфин ответил на них в письмах.

Минфин разъясняет…

Разъяснение первое.

Обращаем ваше внимание, что ранее финансовое ведомство (письма № 03‑03‑06/1/579, № 03‑03‑06/1/528) вело речь о включении в резерв по сомнительным долгам той части дебиторской задолженности, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность.

В редакции п. 1 ст. 266 НК РФ, которая действует с этого года, ничего не говорится о просроченной «кредиторке». В связи с этим Минфин в Письме от 17.04.2017 № 03‑03‑06/1/22608 уточнил следующее.

Налогоплательщик вправе сформировать РСД в отношении дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает любую кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом, независимо от даты ее возникновения.

Разъяснение второе.

[su_quote]

Еще одно (весьма любопытное, на наш взгляд) разъяснение Минфин дал в Письме от 20.04.2017 № 03‑03‑06/1/23835.

Поскольку указанная кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в отношении каких операций она возникла, он считает, что в целях применения ст.

 266 НК РФ для определения показателя кредиторской задолженности следует суммировать задолженности налогоплательщика перед соответствующим контрагентом по любым операциям.

Полагаем, здесь имеется в виду, что «кредиторка» может возникнуть не только по договору реализации товаров, работ, услуг, но и, например, вследствие договора займа.

Поясним. Предположим, организация А 15 июня отгрузила организации Б товар на сумму 118 руб. (с учетом НДС). Организация Б готова была оплатить товар сразу. Однако организация А предложила оформить договор займа (где она выступала заемщиком) на сумму 118 руб. сроком с 15 июня по 15 октября того же года. 15 октября стороны провели зачет взаимных требований на сумму 118 руб.

                                           Отгружен товар на сумму 118 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Организация А                                          →                                                Организация Б

                                                                   ←

                                           Предоставлен заем на сумму 118 руб.

Таким образом, в указанный период де-факто организации ничего не должны друг другу. А де-юре у организации А имелись:

  • дебиторская задолженность организации Б за реализованный товар;
  • кредиторская задолженность перед организацией Б по договору займа.

Если указанные операции проводились бы до 2017 года, то, как видим, на 30.09 у организации «А» имелся бы налицо сомнительный долг в размере 118 руб. сроком возникновения более 
90 дней, то есть всю сумму она была бы вправе включить в расчет резерва по сомнительным долгам.

С этого года такой номер не пройдет. Организация А должна уменьшить «дебиторку» на сумму кредиторской задолженности перед соответствующим контрагентом по любым операциям. В том числе, как в нашем примере, по договору займа.

Можем только предположить, что изменения в определение сомнительного долга были внесены с целью пресечь подобные искусственные отчисления в резерв.

Разъяснение третье.

В вышеупомянутом Письме от 20.04.2017 № 03‑03‑06/1/23835 Минфин также отметил, что, по его мнению, в целях определения сомнительного долга при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения.

Как это понимать? Напомним, что согласно п. 4 ст. 266 НК РФ суммы дебиторской задолженности:

а) включаются в расчет резерва в полном объеме (100%), если задолженность просрочена более чем на 90 календарных дней;

б) включаются в объеме 50%, если задолженность просрочена от 45 до 90 календарных дней включительно;

в) не включаются (0%), если задолженность просрочена менее чем на 45 календарных дней.

Предположим, у организации А имеется:

  • дебиторская задолженность организации Б за реализованный товар со сроком возникновения более 90 дней в размере 600 руб. и сроком возникновения менее 45 дней в размере 500 руб.;
  • кредиторская задолженность перед организацией Б в размере 400 руб.

По «методике» Минфина в расчет РСД сомнительная задолженность включается так: (600 — 400) х 100% + 500 х 0% = 200 руб. Эта сумма будет учтена в составе внереализационных расходов на конец отчетного периода.

То есть «кредиторка» вычиталась из наиболее старой «дебиторки». Так считает Минфин. Вместе с тем нормы ст. 266 НК РФ на этот счет (из какой «по возрасту» дебиторской задолженности следует делать вычеты) таких положений не содержат и не запрещают сделать расчет по-другому.

Например, так: (500 — 400) х 0% + 600 х 100% = 600 руб. И в состав внереализационных расходов на конец отчетного периода будет включена уже другая сумма.

Получается, что вопрос остается спорным, и разрешать его налогоплательщику, выбравшему второй, наиболее выгодный для себя вариант, возможно, придется в судебном порядке.

[1] Изменения внесены в соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

[2] На страницах нашего журнала эта тема была освещена в статьях «Создание РСД с этого года стало более привлекательным!», № 3, 2017; «И еще об изменениях в исчислении налога на прибыль», № 12, 2016.

Е. Л. Ермошина , эксперт журнала

«Налог на прибыль» № 6 июнь, 2017 год.

Источник: https://www.audar-press.ru/opredelenie-somnitelnogo-dolga

Что такое резерв по сомнительным долгам

Деятельность любой компании сопряжена с определенными экономическими рисками. И в условиях экономической нестабильности наиболее актуальной проблемой становится неоплата отгруженной продукции.

Ситуации довольно неприятные, но встречаются в хозяйственной деятельности практически любой организации.

Поэтому для того чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности, могут создаваться резервы.

Резервы создаются, чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности

Условия признания

Резерв по сомнительным долгам дает возможность повысить достоверность составляемой финансовой отчетности, поскольку баланс должен отражать дебиторскую задолженность, вероятность получения которой высока. Если существует неуверенность в получении задолженности и она соответствует определенным условиям, речь о которых пойдет ниже, то долг признается сомнительным и создается резерв.

Финансовая отчетность такой показатель не отражает, поскольку на эту сумму дебиторская задолженность уменьшается. Для раскрытия информации о созданных резервах примечания к бухгалтерской отчетности могут содержать необходимые пояснения. Таким образом, резервы создаются с целью отражения истинного финансового результата и реальной задолженности дебиторов.

В учете компании их формирование производится каждый раз при определении сомнительной к получению дебиторки. Это является закрепленной законодательством обязанностью любой организации, ведущей бухгалтерский учет. Сомнительной может признаваться задолженность, соответствующая трём условиям:

  • Она возникла при осуществлении основной деятельности

Резервы могут формироваться не по всем видам долгов, а только по задолженности от осуществления основных видов деятельности – реализации продукции или товаров, оказания услуг или выполнения работ.

При этом дебиторка по проданным основным средствам, выданным займам или выплаченным авансам поставщику не относится к реализации.

Также они не формируются по выставленным должнику штрафам за несоблюдение условий контракта, поскольку такой долг относится к прочим доходам.

  • Долг не оплачен своевременно

Это означает, что их создание предусмотрено только по долгам, которые не оплачены в сроки, отведенные контрактом или действующим законодательством. Если условиями контракта сроки не оговорены — по истечении одного года с момента образования дебиторки.

  • Отсутствие гарантий её погашения

Данное условие является достаточно спорным, поскольку вопрос обеспеченности долгов гарантиями остается на усмотрение организации. В частности, в качестве таковой может признаваться залоговое имущество, наличие встречной задолженности по иным обязательствам и т.д. Однако следует отличать обеспеченность гарантиями, предусмотренную Гражданским Кодексом, от обеспеченности реальными гарантиями.

Например, кодексом в качестве гарантии признается гарантийное письмо должника, однако в реальности средством гарантии оно не является, поскольку у должника в действительности могут отсутствовать средства для погашения задолженности.

Таким образом, они создаются, если при инвентаризации расчетов выявлены долги, соответствующие одновременно трём условиям. Впоследствии, когда из сомнительных долгов выявляются безнадежные,  резерв по сомнительным долгам это покрывает, т.е. задолженность погашается за его счет.

Учет резервов по сомнительным долгам в программах 1С

Способы создания

Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:

  • по каждому отдельному дебитору;
  • по группам давности должников;
  • по общей сумме дебиторки.

Выбранный метод также необходимо отразить в учетной политике. Для определения оптимального метода каждый из них предлагается рассмотреть более подробно:

  1. Расчет отдельно по каждому дебитору. Данный способ целесообразно применять малым организациям с небольшим количеством должников. При выборе такого способа анализируется задолженность каждого контрагента на предмет её сомнительности. В результате на эти суммы формируется резерв. Если в учете организации на начало периода он уже был отражен, а на конец периода оказался меньше, то его следует уменьшить, если на конец периода вновь рассчитанный сомнительный долг это покрывает с излишком – разница подлежит доначислению.
  2. Расчет по группам дебиторской задолженности. При выборе такого варианта расчета вся дебиторка классифицируется по временным интервалам в зависимости от сроков давности её образования. Далее к общей сумме долгов по каждой группе применяется коэффициент сомнительной задолженности. Например, долги можно классифицировать по группам со сроками непогашения до месяца, от одного месяца до трёх и так далее. К каждой группе применяется коэффициент, возрастающий в зависимости от длительности непогашения. Полученные итоги суммируются, и рассчитывается общий объём резерва по сомнительным долгам, который должен быть отражен в учете на отчетную дату. Как и в первом варианте, его следует сравнить с остатком и произвести либо доначисление, либо уменьшение.
  3. Расчет по общей сумме дебиторской задолженности. Такой способ создания предполагает следующий расчет: вся выручка за отчетный период (не нарастающим итогом), отраженная в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент. При использовании такого метода не сравниваются полученные итоги с остатком резерва на начало периода. Они просто увеличивают его сумму на счетах бухгалтерского учета.
Читайте также:  Пониженные тарифы страховых взносов при усн, если есть поступления по договору комиссии - все о налогах

Отражение в учете и влияние на отчетность компании

В учетной практике создание резерва производится путем отнесения их в состав прочих расходов отчетного периода. С каждым последующим его пересчетом на эту же сумму увеличиваются данные расходы. При его уменьшении расходы прошлого периода корректировке не подлежат – на разницу увеличиваются прочие доходы текущего периода.

В последующем,  при превращении сомнительной задолженности в безнадежную, она списывается за счет ранее сформированного резерва, а при его недостаточности – разница списывается на прочие расходы.

Кроме того, на протяжении пяти лет с момента списания безнадежной задолженности её следует учитывать на забалансовых счетах.

С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль.

С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.

Пример расчета резерва сомнительных долгов

Что делать при возврате сомнительных долгов

В практике хозяйственной деятельности компании могут возникать ситуации, когда резервы уже созданы, а средства по долгам, ранее признанные сомнительными, поступают на расчетный счет. В таком случае возникает вопрос о корректировке ранее созданного резерва.

Здесь следует учитывать два обстоятельства:

  • такая обязанность законодательством не установлена, поэтому за организацией остается право не отражать такие изменения;
  • на следующую отчетную дату они все равно будут учтены (это касается первого способа расчета резервов), поскольку на конец периода резервы пересчитываются на основе анализа долгов и увеличиваются (доначисляются), либо уменьшаются.

Поэтому в учете компании такие изменения могут не отражаться. Однако организация вправе закрепить в учетной политике отражение таких изменений дополнительными записями на счетах бухгалтерского учета. При этом на сумму оплаченного долга, ранее признанного сомнительным, уменьшаются резервы и одновременно увеличиваются прочие доходы.

В заключение, следует ещё раз напомнить, что создание резервов по сомнительным долгам является условной обязанностью организации. Это значит, что согласно действующему законодательству, компании, с одной стороны, обязаны создавать такие резервы, но с другой стороны, критерии признания того или иного долга сомнительным являются достаточно спорным и остаются на усмотрение организации.

Возможности создания резервов по сомнительным долгам находятся в интересах компании, поскольку созданные резервы позволяют оптимизировать налоговую нагрузку путем минимизации базы по налогу на прибыль.

[su_quote]

Поэтому для контролирующих органов отсутствие созданных резервов по сомнительным долгам не является нарушением, ведь чем выше база для налогообложения прибыли, тем больше поступлений получает государство.

Однако в глазах собственников это равносильно существенной ошибке, поскольку главный бухгалтер не использовал законной возможности снижения налоговой нагрузки организации.

Источник: http://znatokdeneg.ru/pro-dolgi/chto-takoe-rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Резерв по сомнительной дебиторской задолженности



В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Оглавление:

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.

Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.



Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.



Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.



  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.

Источник: http://efridman.ru/rezerv-po-somnitelnoj-debitorskoj-zadolzhennosti/

«Сомнительные» долги: «встречные» проблемы (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

С 1 января 2017 года действует новый порядок формирования резерва по сомнительным долгам. На законодательном уровне решена проблема «переходящего» остатка резерва. Теперь есть два лимита резерва — по итогам налогового и отчетного периодов.

Причем организациям позволено для целей формирования резерва выбрать больший из них. Проблема в том, что на этом «сомнительные» поправки в Налоговый кодекс, относящиеся к указанному резерву, не исчерпываются.

И они уже не столь благоприятны для налогоплательщиков.

В налоговом учете формирование резерва по сомнительным долгам организациями, которые применяют общий режим налогообложения, является их правом, а не обязанностью. Поэтому соответствующее решение должно быть закреплено в учетной политике организаций.

Если учесть, что «сомнительный» резерв позволяет в ускоренном порядке списывать долги контрагентов, то становится очевидным, что компании его формируют не только для того, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, но и, в первую очередь, чтобы оптимизировать свои расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Возможно именно поэтому законодатели решили скорректировать правила формирования резерва по сомнительным долгам. При этом было много слов о том, что все нововведения пойдут компаниям только во благо. Действительно, Закон от 30 ноября 2016 г.

N 405-ФЗ в этой части принес налогоплательщикам, как говорится, добрые вести, но… Есть еще Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ. В нем буквально пара строк посвящена сомнительным долгам.

Однако их хватило для того, чтобы резерв по сомнительным долгам «похудел».

Новость однозначно хорошая

Итак, по новым правилам сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за этот год.

При исчислении резерва по сомнительным долгам «внутри» года по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин:- или 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период;- или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Читайте также:  Расшифровка справки 2-ндфл - все о налогах

Проще говоря, для того чтобы определить размер лимита «сомнительного» резерва за отчетный период, нужно сравнить два показателя — выручку за этот период и выручку за прошлый год. Берем 10 процентов от большей из названных величин — это и будет искомый лимит.

А вот лимит резерва за год определяется исходя из выручки именно за этот год (прошлогоднюю выручку в данном случае в расчет не принимаем). Что дает это нововведение налогоплательщикам? На самом деле многое. Ведь по ранее действующим правилам (до 1 января 2017 г.

) «сомнительный» лимит определялся по единым правилам как по итогам отчетных периодов, так и по итогам года. При этом очевидно, что в большинстве случаев выручка за I квартал меньше выручки за прошлый год. Поэтому значительную часть резерва, сформированного по итогам прошлого года, приходилось включать в состав внереализационных доходов.

Впоследствии по мере роста выручки в течение года сумма резерва вновь «восстанавливалась», а затем при переходе на следующий налоговый период история вновь повторялась.

Пример 1. За 2016 год выручка ООО «Ромашка» составила 100 000 000 руб. Остаток «сомнительного» резерва на 31 декабря 2016 г. равен 3 500 000 руб.По итогам I квартала 2017 года выручка организации составила 10 000 000 руб.На 31 марта 2017 года выявлена задолженность в размере:- 4 700 000 руб.

— долг просрочен более, чем на 90 дней;- 3 000 000 руб. — со сроком задержки оплаты от 45 до 90 дней.Предположим, что безнадежных долгов в I квартале 2017 года, которые бы списывались за счет резерва, не было.Определим лимит «сомнительного» резерва по итогам I квартала 2017 года.

Для этого сравним 10 процентов годовой (за 2016 г.) выручки и выручки, полученной за I квартал 2017 года. В нашем случае годовая выручка больше. Соответственно, лимит «сомнительного» резерва по итогам I квартала 2017 г. считаем исходя из выручки за 2016 г., то есть он составит 10 000 000 руб. (100 000 000 руб. x 10%).

Для сравнения: по старым правилам лимит составил бы 1 000 000 руб. (10 000 000 руб. x 10%).

Как видим, в рассматриваемом случае лимит сомнительного резерва, рассчитанный по новым правилам, в 10 раз превышает лимит, который бы мы определяли в ранее действующем порядке.

«Сомнительные» вводные

Если на этом изменения в порядок формирования резерва по сомнительным долгам закончились, то никаких сомнений в том, что они идут во благо налогоплательщикам, и не возникло. Ведь они избавляют их от «переходящих» проблем, которые ранее возникали при формировании «сомнительного» резерва.

Однако, увы, законодатель на этом не остановился. Законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ уточнено понятие «сомнительный долг».

Пункт 1 статьи 266 Налогового кодекса дополнен положением, устанавливающим, что при наличии «у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом».Таким образом, теперь сомнительным долгом признается «дебиторка» лишь в той части, в которой она превышает встречную «кредиторку». Остальные правила остались прежними: если платеж просрочен более чем на 90 дней, то в «сомнительный» резерв включаем всю сумму долга за минусом «кредиторки». Если же просрочка составляет от 45 до 90 дней, то «резервируется» ее половина (50%) опять же за вычетом «кредиторки».

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/23216

Учет резервов по сомнительным долгам и ПБУ 18/02

Данная статья посвящена учету резервов по сомнительным долгам  и отражению возникающих при расчете разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Непосредственное отражение в бухгалтерском и налоговом учете рассчитанных резервов по сомнительным долгам не вызывает особых трудностей.

В налоговом учете  на основании с п.7 ст. 265 НК РФ создание и увеличение размера резервов по сомнительным долгам приводит к увеличению внереализационных расходов, а сумма восстановленного  ранее начисленного резерва   присоединяется в внереализационным доходам.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет резервов по сомнительным долгам организуется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»  в разрезе каждого сомнительного долга.Начисление резерва отражается по кредиту счета 63, восстановление или использование на покрытие безнадежных долгов по дебету счета.

Резерв по сомнительным долгам согласно  ПБУ 21/08  считается оценочным значением, изменение которого отражается путем включения в состав прочих доходов (при восстановлении резерва) или прочих расходов (при восстановлении резерва). В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета прочие доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

 Большее количество вопросов вызывает применение ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организации»  при учете возникающих разниц между суммами резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Для начала нужно разобраться какой является разница временной или постоянной. Разницы между суммами резервов возникают в двух случаях:

  1. В бухгалтерском учете резервы начисляются, в налоговом нет.
  2. Резервы по сомнительным долгам начисляются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, при этом сумма резервов неодинакова.

В первом случае возникает расход, который формирует бухгалтерский  убыток, но налоговую базу по налогу на прибыль этот расход не уменьшит ни в отчетном, ни в последующих периодах. В соответствии с п.4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» такой расход признается постоянной разницей, которая будет приводить к формированию постоянного налогового обязательства (ПНО).

Можно возникшую разницу между суммами резервов во втором случае считать  временной? Полагаю, что нет. Ведь чтобы ее признать временной  должно выполняться условие, что возникшая разница будет учтена при расчете налога на прибыль в последующих налоговых периодах.

Однако различные методики расчета сумм резервов, наличие ограничений по величине расходов резервов по сомнительным долгам для определения налоговой базы по налогу на прибыль, не позволяют утверждать, что выявленная разница будет когда-нибудь учтена при расчете налога на прибыль.

[su_quote]

Как в первом, так и во втором случае все возникающие разницы между суммами резервов в бухгалтерском и налоговом учетах являются постоянными.

Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, участвуют в формировании постоянного налогового обязательства (ПНО), а приводящие к уменьшению налога на прибыль, участвуют в формировании постоянного налогового актива (ПНА).

Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, возникают когда:

  • Доход в бухгалтерском учете меньше дохода в налоговом учете.
  • Расход в бухгалтерском учете больше чем расход в налоговом учете

Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, возникают когда:

  • Доход в бухгалтерском учете больше дохода в налоговом учете.
  • Расход в бухгалтерском учете меньше чем расход в налоговом учете

Рассчитываются ПНО и ПНА как произведение соответствующей постоянной разницы на ставку налога на прибыль. В бухгалтерском учете :

ПНО учитывается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «ПНОиА» и кредиту счета 68 субсчет «Налог на прибыль»,

ПНА учитывается по дебету счета 68 субсчет «Налог на прибыль» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «ПНОиА».

Рассмотрим на примере учет резервов по сомнительным долгам с учетом применения ПБУ 18/02.

Условие:

По состоянию на 31 марта 2013 года были рассчитаны резервы:

по дебиторской задолженности за отгруженные товары

ООО «Новый мир»  для целей бухгалтерского учета- 113800 руб, для целей налогового учета- 48700 руб, разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила 13020 (113800-48700),

ООО «Пятачок» для целей бухгалтерского учета 80 000 руб., для целей налогового учета- 280000 руб. разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила     -200 000 руб.(80 000-280 0000)

по выданному авансу ООО «Рассвет» только для целей бухгалтерского учета в сумме 300 000 руб., разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила 30 000  (300 000-0)

в учете на основании этих данных будут сделаны следующие проводки:

Операция Дт Кт Сумма
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Новый мир» Дт 91 «Прочие расходы» Кт 63 ООО «Новый мир» 113 800
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Новый мир» в налоговом учете Внереализационные расходы 48700
Начислено ПНО по сомнительному долгу ООО «Новый мир» Дт 99 «ПНОиА» Кт 68 «Налог на прибыль» 13020((113800-48700)*20%)
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Пятачок» Дт 91 «Прочие расходы» Кт 63ООО «Пятачок» 80 000
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Пятачок» в налоговом учете Внереализационные расходы 280 000
Начислено ПНА по сомнительному долгу  ООО «Пятачок» Дт 68 «Налог на прибыль» Дт 99 «ПНОиА» 40 000((80000-280000)*20%)
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Рассвет» Дт 91 «Прочие расходы» Кт 63ООО «Рассвет» 300 000
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Рассвет» в налоговом учете Внереализационные расходы
Начислено ПНО по сомнительному долгу ООО «Рассвет» Дт 99 «ПНОиА» Кт 68 «Налог на прибыль» 60 000(300000*20%)

Источник: http://buch-tax.ru/uchet-rezervov-po-somnitelnym-dolgam-i-pbu-1802/

Резерв по сомнительным долгам в 2018 году — в бухгалтерском и налоговом учете, создание, обязательно ли

Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2018 году?

В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.

Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2018 году?

Основные аспекты

Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.

Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.

Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:

  • по окончании трехлетнего периода исковой давности;
  • при окончательной ликвидации субъекта;
  • в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
  • при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.

Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.

Что нужно знать

Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.

А именно:

Фонд образуется по итогам расчетов с физическими и юридическими лицами Приобретающими товары либо услуги. Вносить в резерв авансы, переданные поставщикам, нельзя
Создание резерва требует непрестанного мониторинга динамики задолженности Поскольку состояние может поменяться, а резерв должен отображать истинную ситуацию
В бухучете долги считаются безнадежными по положениям ст.266 НК РФ Но в целом лимит относительно сроков и размера резерва не определен
Когда возникает вопрос о выборе порядка для резервных активов, налогового или бухгалтерского То ориентироваться нужно на такие моменты:

  • когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;
  • если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами

Для чего создается

Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?

Читайте также:  Рсв-1 сдана только тогда, когда пфр выслало уведомление о приеме - все о налогах

Формирование РСД дозволяет:

Отобразить в бухучете величину задолженности Реальную к получению, что необходимо для установления достоверных данных о долгах при подготовке бухгалтерской отчетности
Учитывать в целях налогообложения потери от невозврата долгов до наступления момента Когда невозвратные долги можно будет списывать с целью расчета налога на прибыль

Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.

То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.

Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?

Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:

  • сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
  • не возвращен в период, прописанный в договоре;
  • не обеспечен никакой гарантией.

Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.

Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.

Нормативное регулирование

Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.

Для бухучета применимы нормы:

По п.70 Положения по ведению бухучета № 34н Организация обязана основывать РСД
Формировать РСД допустимо по всякой дебиторской задолженности В том числе и по той, срок возврата по которой еще не подошел

В отношении налогового учета предопределены следующие положения:

По п.3 ст.266 НК РФ Налогоплательщик, использующий метод начисления, вправе образовывать РСД. Так как этот резерв причисляется к внереализационным расходам, то используя отмеченное право, налогоплательщики вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль
По абз.1 п.1 ст.266 НК РФ Образовывать РСД можно только по отношению к задолженности клиентов за приобретение товаров, услуг, работ

Порядок создания резерва по сомнительным долгам

Положение по бухучету № 34н предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.

Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в учетной политике относительно целей бухучета.

Избрать можно один из нижеследующих вариантов:

Резерв образовывается по всякому сомнительному долгу исходя из профессионального взгляда И определения величины задолженности, которая не будет возвращена. В учетной политике надлежит установить параметры оценивания платежеспособности и финансового состояния контрагента, качества обслуживания долга и т. д. Величина резерва рассчитывается в каждом случае индивидуально
По всякому долгу резерв образуется на основании времени просрочки Величина РСД в этом случае учреждается в процентном соотношении от объема долга или соответствует порядку образования резерва в налоговом учете

При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.

Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:

  • на суммы переданных поставщикам авансов;
  • на штрафы за несоблюдение условий договора;
  • на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
  • по договорам займа.

В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.

В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.

Способы формирования

О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:

Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД
  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.
Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета НДС) за соответствующий налоговый период
Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва
  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде
Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года
  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется

К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.

Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:

Определение общей задолженности контрагентов Непогашенной в срок и необеспеченной гарантиями
Определение суммы для включения в резерв по каждому отдельному долгу Исходя из оценки платежеспособности должника и вероятности частичного или полного погашения

При этом используются такие способы создания РСД, как:

  • интервальный;
  • экспертный;
  • статистический.

Интервальный

При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.

Далее определяется дата, на которую они должны быть погашены и так определяется длительность просрочки. По итогам поверки устанавливается, на какую сумму нужно создать резерв.

Экспертный

В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.

Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.

В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:

При признании безвозвратности долга Он списывается в счет созданного резерва. Если объема РСД окажется мало, то списывается непокрытый долг в прочие расходы
Когда сомнительная задолженность погашается То величина резерва восстанавливается, то есть переносится в прочие доходы

Статистический

Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.

К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.

На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:

Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).

Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).

При статистическом варианте создания РСД:

Долг, признанный невозвратным, Списывается в счет соответствующего резерва, а при невозможности покрытия относится к прочим расходам
Если безнадежным становится долг Не включенный в резерв, или погашается любая задолженность, то размер РСД не корректируется

Как отражается в учете

Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.

Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:

В бухгалтерском

Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.

Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.

Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.

Видео: резерв по сомнительным долгам

Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.

Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.

Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.

Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63

Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.

Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.

В налоговом

Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.

Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:

Право на образование резерва Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления
Применяется РСД По отношению только к покупательской задолженности
Формировать резерв допускается Только относительно просроченной дебиторской задолженности
В отношении долгов По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей
Исходя из длительности просрочки Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней
При наличии встречного обязательства в РСД Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части
В 2018 году предельный объем РСД Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период
Не использованный резерв переносится на следующий год Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу

Порядок восстановления

О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично. В такой ситуации требуется корректировка резерва.

РСД восстанавливается в объеме возвращенной задолженности. При этом выполняются следующие бухгалтерские проводки:

Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76) Поступление оплаты от контрагента
Дт 63 Кт 91-1 Восстановление резерва на сумму оплаты

Если сомнительный долг обращается в безнадежный, то его можно списать. Для этого согласно п.77 ПБУ нужно:

Подготовить документы Указывающие на невозможность взыскания долга
Осуществить инвентаризацию дебиторской задолженности И обнаружить долги с истекшим сроком исковой давности
Составить бухгалтерскую справку И приказ организации на списывание дебиторской задолженности

Списывается безнадежная задолженность за счет имеющегося РСД или на расходы, когда резерв не формировался.

При списании долга по истечении исковой давности величина его учитывается в забалансовом учете на протяжении пяти лет после списания.

Для этого используют счет 007. Учет требуется в целях мониторинга вероятности взыскания долга при изменении финансового положения должника.

В налоговом учете безнадежные долги в расходы не включаются, а списываются за счет резерва. Причем списанию подлежит даже та задолженность, по которой РСД не создавался.

Так обязана ли организация создавать резерв по сомнительным долгам? В бухучете создание РСД обязательно.

В налоговом учете резерв формируется исключительно по желанию налогоплательщика, хотя порядок создания в этом случае более регламентирован.

Источник: http://jurist-protect.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector