Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении
Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент
Повсеместная обязательная установка тахографов на грузовом транспорте и автобусах требует от водителей их грамотного использования, а от специалистов по безопасности движения — квалифицированного анализа информации.
Однако не все водители умеют использовать тахограф в работе, а у ответственных лиц нет достаточной квалификации, чтобы снять данные с тахографа и проанализировать их.
Для исправления ситуации Министерство транспорта выпустило два приказа: приказ от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который вступил в силу 14 июня 2016 года; приказ от 11 марта 2016 года № 59″Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта. Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.
— Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?
Приказ № 287 принят в исполнение статьи 20 федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», а значит, обязателен к применению всеми субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки.
Приказ Минтранса предусматривает повышение квалификации водителей, что должно в корне изменить ситуацию на дорогах. Например, в пункте5.
2 отмечается, что водитель грузового автомобиля дополнительно должен уметь контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, использовать в работе различные типы тахографов. Согласно пункту 6.
2, водитель автобуса должен проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов, а также уметь использовать в работе различные типы тахографов.
Как видим, повышение квалификации водителей повсеместно предусматривает изучение принципов работы тахографа и умение им пользоваться.
Вместе с тем, пункт 7. 59 приказа предусматривает, что водитель-профессионал должен иметь удостоверение о повышении квалификации или документ об образовании,подтверждающий прохождение курса подготовки на наличие знаний и умений, предусмотренных в 287 приказе.
Что касается остальных ответственных лиц, задействованных в транспортном процессе, хочется отметить, что без профильного транспортного образования закрыта возможность заниматься этой деятельностью.
— Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?
По Кодексу об административных правонарушениях, организации может быть оштрафована на 100 тыс. рублей, а лицо, выпускающее транспорт на линию, на 20 тыс. рублей (КоАП от 30.12.2001 N195-ФЗ в редакции от 06 июля 2016 года).
— Где транспортник может пройти обучение?
Согласно пункту 2 приказа Минтранса № 287, необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Другими словами, в организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность.
— Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года№ 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступивший в силу 11 августа 2014 года, устанавливает, что знания и умения, полученные в автошколах после начала действия приказа, соответствуют знаниям и умениям,установленным в 287-м приказе Минтранса.
— Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?
По федеральному закону№ 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, выпуская на линию водителя без обучения, в случае ДТП и ущерба здоровья и имущества выплачивает все риски по страховке самостоятельно. По статье 19, «Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения», у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:
- при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
— Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?
Оптимальный вариант — использование дистанционных каналов обучения, которые позволяют не тратить лишнее время на очное посещение занятий. Чтобы выбрать сертифицированный учебный центр, преподаватели которого обладают необходимыми компетенциями, можно обратиться к Навипорту.
Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение.
С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.
Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент
Источник: https://naviport.info/info/pub/59/
Квалификация Специалиста по БДД. НОВЫЙ ПРИКАЗ
Приветствую Вас, с вами Константин Зворыгин, директор и основатель компании ООО «Транспортный консалтинг». В этом сообщении я рассказываю об отмене Приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 г.
№ 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (УТРАТИЛ СИЛУ 14 августа 2015 г.)
Как раз во время (если можно так выразиться) поступил вопрос:
…В организации есть специалисты, прошедшие аттестацию по БДД.
Срок действия удостоверений заканчиваются 15.03.2016 г. В силу определенных обстоятельств (финансирование) обучение и аттестация по БДД будет только в июне 2016 г. Подскажите пожалуйста, имеют ли право данные специалисты подписывать путевые листы, проводить инструктажи по БДД. Могут ли быть привлечены к ответственности по Статье 12.31.
1 КоАП РФ «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалисты или организация за выпуск ТС на линию механиком, который имеет недействующие удостоверения (хотя ранее он проходил обучение, но документы просрочены).
Мы с вами уже знаем, согласно статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Кто обеспечивает БДД в организации? Эти функции в классическом понимании могут выполнять следующие должностные лица:
- диспетчер – может выполнять обязанности распределения водительского состава по заявкам на выполнение работ (необходимо соблюдать режим труда и отдыха);
- механик – выполняет обязанности по обеспечению технической готовности транспортных средств к эксплуатации и/или выполняет функции по ежедневному выпуску транспортных средств на линию (ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств);
- начальник (руководитель) – выполняет функции по обеспечению БДД в целом (ответственный за обеспечение БДД).
Именно к этим работникам предъявляются требования повышения квалификации. И эти требования относятся ко всем организациям, эксплуатирующим служебный транспорт.
Для «перевозчиков» или, как я называю, для «особой группы» есть п.
4 статьи 20 с дополнительными требованиями, где также говорится об обязанности обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, а также дополнительно обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Независимо от того каким видом деятельности занимается организация, у работодателя при назначении ответственных лиц по обеспечению БДД, всегда встает вопрос о компетентности.
Так каким же документом пользовались специалисты БДД, когда речь заходила о профессиональной компетентности?
Этот документ называется Приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
И уже неважно, что этот документ только для «перевозчиков». Так как для остальных организаций альтернативы нет, этим документом руководствовались все, кто эксплуатировал транспорт.
Но после того как данный Приказ был отменен, то мы увидели, что появился новый Приказ:
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287
«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Итак, я делаю только очень краткую выжимку из него. Настоящие требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников (из списка достаю ключевые фразы):
Кроме водителей (об этом отдельно)
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Я рассмотрю пока только специалиста, ответственного за БДД.
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать (по списку);
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь (по списку).
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании
Источник: https://www.trconsulting.ru/kvalifikaciya-specialista-po-bdd/
Приказ Минтранса №15: Режим труда и отдыха водителей
Вопрос — режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2018 году – в настоящее время строго регламентируется современным законодательством.
Водители грузовых авто, которые являются собственниками авто или руководители компании получают штрафы за отсутствие в транспортных средствах современных тахографов.
Это особые устройства, предназначенные для контроля режима работы водителя. Также штраф может быть присужден при за нарушение режима установленного труда и отдыха.
Несмотря на подобное положение вещей, не все водители обладают полной информацией относительно того, что представляет собой правильный режим работы за рулем и отдыха водителей.
В данной статье можно ознакомиться с основными положениями режима рабочего времени и отдыха для водителей грузовых авто.
Можно изучить соответствующую информацию в зависимости от разных ситуаций. Все они регулируются таким документом, как приказ Минтранса 15 режим труда и отдыха водителей.
Рабочее время сотрудника
Общий объем рабочего времени водителя грузового транспорта составляется из следующих важных временных периодов:
- время управления автомобилем;
- часы специально установленных перерывов на отдых от управления грузовым авто, как во процессе передвижения, так и в конечном пункте;
- подготовительное и заключительное время, отведенное на выполнение работ перед выездом на маршрут и после возвращения с него в компанию. Если водитель осуществляет междугородние перевозки, исчисляется время выполнения работы в самом пункте оборота или в процессе передвижения перед началом или перед окончанием рабочей смены;
- время, которое уходит на прохождение медицинского осмотра каждого водителя перед выездом на рейс или перед выходом на смену. Также сюда можно отнести время прохождения осмотра после возвращения со смены. Если для проведения осмотра требуется тратить время на путь, оно обязательно будет учтено, дорога туда и обратно;
- время вынужденного простоя в пунктах погрузки или разгрузки продукции, а также на участках использования специализированных авто;
- время простоя, возникшего не по вине водителя;
- часы, потраченные на устранение в процессе рабочей смены разных эксплуатационных неисправностей у обслуживаемого авто. Это время принимается во внимание в том случае, если не требуется разборка механизма, при выполнении простых регулировочных работ в обычных полевых условиях, если рядом нет специальной технической помощи;
- время, потраченное на организацию охраны груза и самого авто в период стоянки, а также на конечных и промежуточных станциях. Это правило распространяется на водителей, совершающих грузовые междугородние перевозки;
- время водителя, не связанное с управлением автомобилем при выполнении дальних рейсов с задействованием сменщика;
- другие случаи, предусмотренные законом России.
Если у водителя грузового авто стандартный 8-часовой рабочий день, в данные 8 часов входят все предрейсовые, послерейсовые врачебные осмотры, время на обед и отдых и так далее.
Если некоторые компании, принимающие на работу водителей диктуют правило делать перерыв за счет времени, выделенного на обед, это незаконно.
Особого внимания заслуживает время, потраченное на охрану перевозимого груза. В рабочее время оно может быть засчитано не полностью, но не менее 30%.
Если водитель находится на рабочем месте, но не управляет автомобилем, часы также могут быть засчитаны не полностью, но не менее 50%.
Подобные важные нюансы нужно обязательно принимать во внимание, чтобы избежать начисления штрафа.
Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта.
Варианты учета рабочего времени
Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.
Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.
В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.
Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.
Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
- Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.
Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.
Ежедневный учет
Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.
В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.
Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.
Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов.
Суммированный учет времени работы – это более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.
Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.
Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.
Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов. Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.
Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.
Как уже упоминалось немного выше, рабочее время водителя, который занимается грузовыми перевозками, относится не только к управлению авто. На это уходит только определенная часть дня.
Подобное распределение может быть разным, но не должно превышать 9 часов. Если перевозки осуществляются в сложной горной местности или на габаритном транспорте, максимальное время управления не может превышать 8 часов.
Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей предусматривает две ситуации, при которых общее время управления увеличивается:
- До 10 часов при особенном суммарном учете рабочего времени. Данное увеличение допустимо не более 2 раз в неделю. Кроме того, руководитель компании обязан проследить за тем, чтобы у водителя не накапливалось более 90 часов рабочего времени за неделю.
- В процессе вождения грузовых авто по городским и пригородным маршрутам допустим суммированный учет времени вождения.
На основании этого у водителей грузовых авто на неделе могут возникать самые загруженные рабочие дни. При осуществлении несложных работ, верхнее время может быть не установлено, то есть при общем времени рабочего дня, на управление авто может уходить до 11 часов.
Режим отдыха водителей
Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:
- Перерыв на питание и обеденный отдых.
- Междусменный или ежедневный отдых.
- Непрерывный еженедельный выходной.
Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы. Каждый из них стоит изучить более подробно.
Перерыв на отдых и принятие пищи
Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов. Здесь все зависит от длительности рабочего времени.
При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.
Междусменный перерыв
В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.
При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.
Вот некоторые из них:
- До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
- До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.
В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами.
Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.
Непрерывный еженедельный отдых
Данная форма отдыха должна продолжаться 42 часа, не меньше. Подобный вид отдыха не может быть включен в отдельно рассчитываемый междусменный отдых.
Если график работы является суммированным, выходные могут быть назначены в самые разные дни. Довольно часто принимаются во внимание физиолого гигиенические основы.
Заключение
Все представленные вниманию расчеты труда и отдыха для водителей грузового транспорта устанавливаются на основании трудового законодательства. Чтобы отслеживать соблюдение подобных условий требуется использовать специальные устройства – тахографы.
За нарушение рабочего режима в России предусмотрен административный штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Его размер в среднем составляет 1000—3000 рублей.
Подобными тахографами в обязательном порядке должны быть оснащены грузовые транспортные средства, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, тем, кто занимается перевозками.
Принятое законодательство по распределению труда не применяется к собственникам личных авто, которые занимаются грузоперевозками в частном порядке.
Несмотря на то, что штрафы за переработку в данном случае не предусмотрены, отдыхать необходимо. Излишняя усталость может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.
Вас заинтересует:
Источник: https://pravo-auto.com/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-gruzovyh-avtomobilej-po-tahografu/
Приказ Минтранса №15: Режим труда и отдыха водителей
Транспортные предприятия, чья основная сфера деятельности связана с грузоперевозками, обязаны придерживаться установленных законодательством норм при организации рабочего процесса для своих работников.
Все транспортные единицы, занятые в автоперевозках, должны быть оснащены специальными проборами, предназначенными для контроля и учета времени работы водителей. ми.
Установленный на каждом предприятии режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу должен в обязательном порядке согласовываться с положениями приказа №15, утвержденного Минтрансом РФ.
Помимо работы, регламентируются и другие процессы – перерыв на обед, прохождение медицинского осмотра и т.д.
- СКАЧАТЬ Приказ Минтранса №15
Организация рабочего процесса
Согласно Приказу Минтранса 15, предприятие при утверждении рабочего дня водителя должно учитывать следующие требования:
- Длительность рабочего дня до 9 часов, а при превышении (не больше 10 часов подряд) более длительная работа устанавливается не чаще, чем дважды в неделю.
- Находясь за рулем, водитель обязан делать остановки на отдых – каждые 4 часа с дальнейшим 15-минутным перерывом.
- Длительность непрерывной работы при междугородних рейсах не более 2 часов с обязательным последующим перерывом. В начале рабочего дня возможна 4 часовая активность за рулем с дальнейшим переходом на двухчасовой режим.
- Неделя не должна превышать 40 часов при пятидневном графике. Если трудовая неделя предусматривает 6-дневку, часов активной работы в неделю не может быть более 42 часов.
- Грузоперевозка предполагает включение в рабочее время периодов, потраченных на охрану перевозимого груза, однако в учет принимается лишь третья часть времени.
ВАЖНО! При управлении грузовиком допустим 12-часовой день, если осуществляется перевозка груза на дальние расстояния (между населенными пунктами), и водителю для организации полноценного отдыха нужно преодолеть значительное расстояние, как в пределах РФ, так и при поездке за рубеж.
Организация отдыха
Не только длительность времени, проведенного за рулем, но и перерывы должны быть тщательно продуманы и организованы в соответствии с приказом министерства.
В отношении длительности и периодичности отдыха, транспортное предприятие должно учитывать следующие требования законодательные нормы:
- обеденное время и перерывы не могут длиться меньше получаса и не превышают 2 часов;
- между сменами длительность перерыва должна учитывать продолжительность рабочего дня (например, при 8-часовом графике, отдыхать водитель обязан не менее 16 часов;
- суммированный рабочий график в пределах 1 недели предполагает право на двухсменный 12-часовой отдых, как обязательный минимум по закону.
Меньшая продолжительность отдыха между сменами возможна в следующих ситуациях:
- если грузоперевозка осуществляется в пределах 1 населенного пункта или его пригороде, рабочий график предполагает 9-часовую смену, однако после второго выхода на смену по закону положен 48-часовой перерыв;
- когда выполняется междугородний рейс, продолжительность отдыха может составлять 11 часов с возможным уменьшением до 9 часов не чаще 3 раз в неделю;
- в случае необходимости, при поездках на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на части с обязательной общей продолжительностью от 12 часов, из которых основной отдых длится, по меньшей мере, 8 часов подряд.
Помимо отдыха между двумя рабочими сменами, водитель грузового автотранспорта, как и любой наемный работник по трудовому законодательству, вправе рассчитывать на еженедельный выходной, с длительностью отдыха от 42 часов, без учета времени, отводимого на отдых между сменами в течение рабочей недели.
Например, если человек занят грузоперевозками 5 дней в неделю, длительность выходных не может быть меньше 57 часов, из которых 42 часа отводится именно на еженедельные выходные. Допускается выпадение выходных на любой день недели при суммированном графике работы, с учетом соблюдения трудовых норм и физиологических потребностей.
На видео о режиме рабочего дня водителей грузовых автомобилей
Работа тахографа
Расчет рабочего времени и отдыха работников, занятых осуществлением грузоперевозок, обязательно согласуется с нормативами, принятыми в трудовом законодательстве.
Чтобы вести контроль и учет времени, проведенного за рулем, в машинах оборудуются специальные устройства – тахографы.
В случае нарушения норм, предусмотренных приказом Минтранса, работодателю грозит штраф в размере 1-3 тысяч рублей, вне зависимости от формы организации – частный предприниматель или юрлицо.
Исключение – перевозки, организуемые частными лицами, с использованием личного грузового транспорта, где не действуют требования трудового законодательства.
Однако, схожий график управления транспортным средством рекомендуется применять и в частных целях, как оптимальный вариант организации грузоперевозки с учетом активности и усталости водителя.
Крайне не рекомендуется нарушать установленные нормы, так как их несоблюдение может привести к печальным последствиям, возникновению аварийных ситуаций из-за усталости и невнимательности водителя.
Источник: https://auto-lawyer.org/pdd/prikaz-mintransa-15-rezhim-truda-i-otdyxa-voditelej.html
Режим работы водителей: какие изменения планируются · Энциклопедия начинающего предпринимателя
10:03, 23 мая 2016 4 0 1349
Перерыв для отдыха и питания предлагается устанавливать в размере от 30 минут до 3 часов, а не до 2 часов, как сейчас. Если рабочий день водителя длится более 8 часов, то можно установить три перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 3 часов.
Прошло более 10 лет, и это Положение во многом устарело. Оно не учитывает последние изменения, например, обязательное оснащение всех автомобилей тахографами. Поэтому совсем недавно на общественное обсуждение предоставлен проект, предлагающий внести изменения во многие пункты этого важного документа. Как отметили инициаторы нововведений, задача состояла в том, чтобы устранить
Что предлагается изменить в режиме работы водителей:
- Учетный период при суммированном учете рабочего времени водителей можно устанавливать только до 3 месяцев (квартал). Никаких исключений для сезонных работ.
- Специальный перерыв (один!) для того, чтобы водитель отдохнул от управления автомобилем, нужно будет устанавливать всем водителям, а не только на междугородных перевозках. Причем теперь это перерыв не 15 минут, а целых 45, и предоставлять его нужно не позднее, чем через 4,5 часов управления автомобилем.
- Уточнено, что под временем управления надо понимать чистое время за рулем в движущейся машине между двумя любыми периодами отдыха, а именно:
- Специальный перерыв можно будет разбить на две части только по установленному правилу: сначала 15 минут, потом 30 минут. Больше разрывать спецперерыв нельзя, но его можно совместить с обедом (временем для отдыха и питания). В задании работодатель обязан указывать все эти перерывы по времени на движение и стоянку.
- Планируется отменить п.21. и п.22 Положения, которые устанавливали некоторую дискриминацию. А именно:
- время охраны груза засчитывалось водителю как рабочее время только в размере 30%, а если водителей двое, то только одному из них.
- при нахождении в рейсе двух водителей рабочее время, когда водитель не управляет автомобилем, засчитывалось в размере 50%.
- Перерыв для отдыха и питания предлагается устанавливать в размере от 30 минут до 3 часов, а не до 2 часов, как сейчас. Если рабочий день водителя длится более 8 часов, то можно установить три перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 3 часов.
- Периоды междусменного отдыха планируется разрешить разбивать в некоторых случаях.
А в случае, когда у водителя наступило время для отдыха, а места для стоянки нет, он вправе продолжать движение до ближайшей стоянки. Это правило есть и сейчас, но оно дополняется новой обязанностью водителя:
- Предлагаются изменения в правилах предоставления выходных дней водителям. Например, продолжительность еженедельного отдыха должна быть не меньше 45 часов, но в этот период включается и междусменный отдых за предшествующую смену. Более конкретно расписаны случаи, когда эти сроки можно нарушить:
Напомню, что эти изменения находятся только на стадии общественного обсуждения и еще не приняты.
Источник: https://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/garantii-i-kompensacii/rezhim-raboty-voditelej-kakie-izmeneniya-planiruyutsya/
Как вести учет рабочего времени водителя легкового автомобиля? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»
Помогите определить учет рабочего времени водителя легкового авмотобиля, который забирает от места проживания руководителя фирмы, привозит его к началу рабочего дня к 9 часам 30 минут, в течение рабочего дня управляет автомобилем по перевозке или в течение рабочего дня отдыхает.
По окончании рабочего времени руководителя фирмы в 17 часов 15 минут доставляет его до места проживания руководителя, тратит время на дорогу до стоянки автомобиля, которая находится рядом с домом, где проживает водитель. Рабочее время водителя ненормированное.
Как учитывать время, которое водитель тратит на дорогу к руководителю от стоянки автомобиля и по окончании рабочего времени руководителя, если время в пути до стоянки составляет более 1,5 часов и более с учетом пробок. С уважением Т.А.
Ответ на вопрос:
Согласно подп. «а» п. 15 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, в рабочее время водителя входит, в частности, время управления автомобилем.
Время в пути от места стоянки автомобиля до места жительства руководителя и от места жительства руководителя до места работы и время в пути от места работы до места жительства руководителя и потом до места стоянки автомобиля в полной мере относится к периоду управления автомобилем.
Следовательно, это время входит в рабочее время водителя и подлежит оплате. Время, которое сотрудник проводит в пробке, – это тоже период управления автомобилем, поскольку в пробке водитель находится за рулем и управляет транспортным средством.
То есть пребывание в пробке по сути является неотъемлемой частью работы водителя, а значит, и оплачивать этот период нужно в общем порядке – как обычное рабочее время.
Также прочитайте о приеме водителя на работу более подробно.
При этом если из-за времени ожидания в пробке водитель закончил работу за пределами своего обычного графика и условия работы сотрудника не предполагают ненормированный рабочий день, то время превышения нужно оплатить как сверхурочную работу.
Следует учесть, что при ненормированном рабочем дне сотрудника по распоряжению работодателя можно эпизодически (время от времени) привлекать к работе за пределами установленного ему рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
Постоянная (регулярная, ежедневная) работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не соответствует понятию ненормированного рабочего дня.
Кроме того, регулярная работа в таком режиме будет нарушать право каждого сотрудника на отдых, включая разумное ограничение продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ).
Следовательно, ежедневная работа водителя за пределами установленной ему продолжительности рабочего дня не укладывается в понятие ненормированного рабочего дня. С учетом сказанного, график работы водителя следует составлять таким образом, чтобы все время управления автомобилем от выезда со стоянки утром до возвращения на стоянку вечером проходило в рамках его рабочего дня.
Что касается времени в течение рабочего дня, в которое водитель не занят управлением автомобилем, это время также нельзя признать временем отдыха, так как водитель не может распоряжаться им по своей воле – он обязан находиться в организации и быть готовым к выезду.
Разделить рабочий день водителя на части в данном случае невозможно, так как согласно п. 13 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, разделить рабочий день на части можно только водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах.
Как вариант, Вы можете установить водителю максимально длительный обеденный перерыв – до двух часов. Время обеденного перерыва не включается в рабочее время и не оплачивается.
Вы узнаете больше об учете рабочего времени сотрудников, если перейдете в материал.
Если с учетом всего сказанного у водителя получается значительная переработка, можно принять еще одного водителя (на неполное рабочее время). Оформить водителю внутреннее совместительство не получится, в силу прямого запрета закона (ч. 5 ст. 282 ТК РФ).
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как оплачивать рабочее время, проведенное водителем в пробке
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Если из-за времени, проведенного в пробке, сотрудник-водитель закончил рабочий день или смену позже, то такое время следует оплатить как сверхурочную работу. Если же такого превышения нет, то зарплату следует выплатить водителю в обычном порядке. Объясняется это следующим.*
В рабочее время сотрудника-водителя среди прочего входит время управления автомобилем (подп. «а» п. 15 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).
Время, которое сотрудник проводит в пробке, – это тоже период управления автомобилем, поскольку в пробке водитель находится за рулем и управляет транспортным средством.
То есть пребывание в пробке по сути является неотъемлемой частью работы водителя, а значит, и оплачивать этот период нужно в общем порядке – как обычное рабочее время.
При этом если из-за времени ожидания в пробке водитель закончил работу за пределами своего обычного графика и условия работы сотрудника не предполагают ненормированный рабочий день, то время превышения нужно оплатить как сверхурочную работу.
Следует учесть, что продолжительность сверхурочных работ ограничена. Переработки сотрудника-водителя не должны составлять более:
- 120 часов в течение года;
- 4 часов в течение двух дней подряд;
- 12 часов в течение рабочего дня или смены, включая время работы по графику, если водителю установлен суммированный учет рабочего времени.
Такие правила предусмотрены в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, статье 99 Трудового кодекса РФ.
Внимание: за превышение указанных лимитов продолжительности сверхурочной работы работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы не лишает работника права на повышенную оплату за сверхурочную работу. Аналогичную позицию высказывают и специалисты Минфина России в письме от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/1/18410.
Таким образом, если из-за ожидания в пробке рабочее время водителя не вышло за пределы нормы, то его оплачивают в обычном порядке. Если из-за длительного стояния в пробке у сотрудника появилась переработка и его трудовым договором не предусмотрена ненормированная работа, то время сверх нормы нужно оплатить как сверхурочную работу.
Пример оплаты переработки водителя, возникшей из-за его пребывания в пробках
Водителю ООО «Альфа» Ю.И. Колесову установлена девятичасовая рабочая смена и учетный период продолжительностью один месяц.
В связи с напряженной транспортной ситуацией и пребыванием в пробках у Колесова возникла переработка рабочего времени, и фактическая продолжительность его смены составила:
- 3 сентября – 12 часов;
- 4 сентября – 11 часов;
- 5 сентября – 13 часов.
В ООО «Альфа» принят локальный документ, согласно которому сотрудникам с суммированным учетом оплачивают сверхурочную работу по итогам учетного периода. По итогам сентября у Колесова выявлено девять часов переработки.
Условия о ненормированном режиме работы у Колесова в трудовом договоре нет.
С учетом действующего в организации порядка оплаты сверхурочной работы первые два часа Колесову оплатили в полуторном размере, а последующие семь часов – в двойном размере.
Из ответа «Как вести учет рабочего времени»
2. Ответ:С какой периодичностью сотрудника можно привлекать к работе вне графика. Сотруднику установлен ненормированный рабочий день
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Однозначного ответа на данный вопрос действующее законодательство не содержит.
При ненормированном рабочем дне сотрудника по распоряжению работодателя эпизодически привлекают к работе за пределами установленного ему рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). Однако Трудовой кодекс РФ понятие эпизодичности не раскрывает.
Под эпизодом (от греческого epeisodion) в русском языке понимают отдельное происшествие, случайное событие или обстоятельство. Таким образом, «эпизодически» означает, что работодатель время от времени, от случая к случаю привлекает сотрудника, которому установлен ненормированный рабочий день, к работе в таком режиме.
Противоположностью понятия «эпизодически» является понятие «систематически», «регулярно». В связи с этим постоянная (регулярная, ежедневная) работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не соответствует понятию ненормированного рабочего дня.
Кроме того, регулярная работа в таком режиме будет нарушать право каждого сотрудника на отдых, включая разумное ограничение продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ).
Аналогичный подход к определению периодичности привлечения к работам вне графика сложился и в судебной практике (см., например, апелляционные определения Вологодского областного суда от 2 мая 2012 г. № 33-1494/2012 и от 25 апреля 2012 г. № 33-1495/2012).
Таким образом, периодичность привлечения к работе в режиме ненормированного рабочего дня – оценочная категория.
В отсутствие четких критериев периодического привлечения к работам в данном режиме рекомендуем работодателю оценивать случаи привлечения сотрудника к работе вне графика индивидуально, с учетом вышеизложенных критериев.
При этом злоупотребление отсутствием законодательно установленной частоты и сроков привлечения к работе в режиме ненормированного рабочего дня и слишком частое использование работы в данном режиме может повлечь административную ответственность и судебные споры.
Совет: ориентиром для оценки эпизодичности привлечения к работам в режиме ненормированного рабочего дня может служить ограничение сверхурочных работ в количестве 120 часов за год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).
Вместе с тем, следует помнить следующее:
- указанное ограничение установлено именно для сверхурочной работы, поэтому обязательного требования соблюдать его в режиме ненормированной работы нет;
- для ненормированной работы важно не только общее количество часов переработки само по себе, но и частота привлечения. Так, если сотрудника, который работает в режиме стандартной пятидневной недели, в течение года 240 раз привлекли к работе продолжительностью 20–30 минут вне графика, то ограничение по количеству в 120 часов будет выполнено, при этом частота таких привлечений явно указывает на регулярность. Получается, что сотрудника почти каждый день привлекали к дополнительной работе, ведь общее количество рабочих дней за год в среднем составляет порядка 256 дней.
Из ответа «Как установить ненормированный рабочий день»
Источник: https://www.kdelo.ru/qa/126323-qqkss5-kak-vesti-uchet-rabochego-vremeni-voditelya-legkovogo-avtomobilya
Соблюдение режима труда и отдыха водителей — нормы, правила и положение
Чтобы обстановка на дорогах была спокойной и безопасной, должно быть четко соблюдено время труда и отдыха водителей.
Сейчас это закреплено законодательно, что позволяет взимать штрафы с нарушителей, у которых нет тахографа — устройства, которое следит и контролирует режим работы водителей.
Даже, несмотря на то, что график работы водителей очень важен как для них самих, так и для пешеходов и прочих участников дорожного движения, водители не обладают достоверной информацией о правильном режиме работы.
Чтобы четко следовать графику, необходимо купить карту водителя https://www.tahocard.ru/card-voditel/ , которая поможет избежать штрафов. Давайте разберемся, что такое нормы работы водителей и каковы особенности работы за рулем.
График работы за рулем
Стоит отметить, что для каждого водителя должен быть составлен индивидуальный, специальный режим работы, оформленный в график. Он составляется работодателем и согласуется с самим водителем.
Соблюдение режима труда и отдыха водителей – это главный принцип, по которому составляется график для всех, работающих за рулем.
Они рассчитаны на календарный месяц, в котором прописаны все выходные дни, а также рабочие дни с почасовой разбивкой на саму работу и перерывы на отдых и прием пищи.
Методы учета рабочего времени
Рабочее время рассчитывают, опираясь на положение о режиме труда и отдыха водителя. При этом существует ежедневный учет, который основывается на длительности рабочего дня и не превышает норм, закрепленных законодательно и суммированный, который основывается на возможности удлинять рабочую смену, но не превышать суммарное количество рабочих часов за месяц.
Суммарный режим работы и отдыха водителей можно разделить на следующие составляющие:
- — время, которое затрачено на управление автотранспортным средством
- — время, предназначенное для перерывов во время пути или же на конечных пунктах;
- — время, необходимое для прохождения медицинского осмотра до рейса и после него;
- — промежуток времени, который затрачен на простои, независящие от водителя;
- — время, требующееся для погрузки или разгрузки товаров или же нужное для посадки и высадки пассажиров на остановках;
- — время, предназначенное для наблюдения за товарами и самим автомобилем в период дальних поездок, если это прописано в контракте водителя (стоит отметить, что оно может быть засчитано не полностью, но 30% должны быть включены обязательно);
- — время для подготовки к работе и ее завершению;
- — промежуток времени, который необходим для устранения неполадок с автомобилем;
- — присутствие на рабочем месте без управления автомобилем.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что режим работы водителей автомобилей заключается в самом вождении, отдыхе, перерывах и медицинском осмотре.
Особенности суммированного и ежедневного учета
Основой такого метода учета нормы труда и отдыха водителей заключается в 40 часовой рабочей неделе. Один день трудовой деятельности составляет 8 часов при пятидневке и 7 часов при шестидневке.
При суммированном методе учет происходит на месяц вперед, он применяется в трудных условиях, когда ежедневный расчет не применим, например, при сезонных работах. Следует помнить, что время работы не должно превышать стандартного набора рабочих часов в месяц, но при этом отдельные рабочие дни могут быть увеличены, что в свою очередь компенсируется более продолжительным отдыхом.
Сколько времени может водитель находиться за рулем
За рулем водитель не должен находиться больше чем 9 часов. Если водитель управляет автотранспортным средством в горной местности или машиной больших габаритов или массы, например, автобуса, продолжительность управления им не должна превышать 8 часов. Бывают исключения, когда время увеличено до 10-ти часов, но не более чем 2 раза в неделю.
Самые загруженные дни бывают у водителей общественного транспорта, так как не установлен верхний предел. В таком случае рабочую смену можно разделить на 2 блока, когда 1 из них не превышает 5-ти часов работы с момента ее начала.
Когда должны быть перерывы?
Отдых водителя и норма отдыха должны быть следующими: первый перерыв должен быть осуществлен через 4 часа управления автотранспортным средством, при условии, что перевозка дальнего следования или же междугородная. Следующий должен быть через каждые 2 часа и составляет он не менее 15-ти минут.
Так же предоставляется время для приема пищи и отдыха, который колеблется от 30-ти минут до 2-х часов. Отметим, что при рабочем дне, превышающим 8-ми часовой порог должен быть предоставлен 2 обед.
Ежедневный отдых должен опираться на положение о труде и отдыхе водителей, которое гласит, что врем отдыха должно быть в 2 раза дольше рабочего дня. Стоит отметить, что сюда включены перерыв на обед и простой отдых. Если же учет ведется по суммированной системе, отдых не должен быть короче 12-ти часов. И тут бывают исключения:
— до 9-ти часов для водителей общественного транспорта (после чего даются 2-х дневные выходные); — до 11-ти часов для водителей, осуществляющих межгородские перевозки (после чего даются дополнительные выходные, которые рассчитываются по пятидневке).
При этом отдых может быть разделен на несколько частей, но стоит помнить, что 1 из них не должна быть короче 8-ми часов.
Что качается непрерывного отдыха, то он должен быть не менее чем 42 часа, сюда не входит междусменный перерыв. При суммированном методе учета, должен быть как минимум 1 выходной в неделю.
В заключение хочется отметить, что наличие тахографа существенно облегчит работу с расписанием, что позволит заранее спланировать свой рабочий день и избежать опозданий, штрафов и прочих неприятных моментов. Он обязательно должен быть в наличии у рабочих юридических лиц и ИП, для личного вождения он не предназначен.
Источник: https://avtomaniya.com/site/publication-full/13230
Оплата труда водителей: рассматриваем особенности. Бюджетная бухгалт
Устанавливаем должностной оклад
При установлении водителям тарифных ставок (должностных окладов) необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы оплаты труда той или иной категории работников бюджетной сферы.
Как правило, такими документами предусмотрено установление водителю тарифного разряда (должностного оклада) в зависимости от типа автомобиля, его технических характеристик и габаритов.
При определении должностного оклада водителя, за которым закреплены несколько разных по типу автомобилей (например, автобус и легковой автомобиль), следует исходить из того, ставка какого водителя предусмотрена штатным расписанием учреждения и какой именно автомобиль был изначально закреплен за водителем.
Тарифный разряд (должностной оклад) устанавливают при приеме на работу и в последующем не меняют, поскольку условиями оплаты труда водителей не установлены диапазоны тарифных разрядов в зависимости от квалификации водителя.
С другой стороны, дифференцирование оплаты труда водителей в зависимости от их квалификации, стажа и опыта работы производится работодателем путем присвоения соответствующего квалификационного класса и, как следствие, установления надбавки за классность.
Повышение должностного оклада
Отраслевыми нормативными документами для водителей может быть предусмотрено повышение должностных окладов.
К примеру, водителям санитарного транспорта заведений здравоохранения тарифные ставки повышают на 20 % (п.п. 2.4.4 Условий № 308/519). Подробнее об этом вы можете прочитать в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 7, с. 29.
А вот водители автомобилей специализированных бригад по оказанию медицинской помощи и перевозке психически больных станций (отделений) скорой медицинской помощи имеют право на повышение должностного оклада на 25 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда (п. 1.6 приложения 3 к Условиям № 308/519).
Выплатами, присущими профессии водителя, являются надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день. О них и поговорим.
Присваиваем класс и устанавливаем надбавку за классность
Уровень подготовки, мастерства, степень готовности к выполнению работы по определенной специальности или должности (т. е. квалификация) определяются разрядом, классом или другими аттестационными категориями.
Для водителей уровень квалификации определяется классом, который является критерием оценки уровня их профессионального мастерства. Он зависит от сложности управления транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя.
Важно! Классность водителям присваивает работодатель.
Порядок присвоения (повышения) классности водителям
Согласно абз. 4 ст. 96 КЗоТ отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим проводится работодателем согласно тарифно-квалификационным справочникам по согласованию с профсоюзом.
Квалификационные характеристики по должности водителя автотранспортных средств определены п. 4 «Водитель автотранспортных средств» разд. II Справочника № 136.
Примечанием к этому пункту установлено, что работодатель в процессе работы водителя может присвоить ему квалификацию II или I класса.
Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ», «С», «СЕ» или «DE» («D»)*, а также непрерывный стаж работы водителем III класса у данного работодателя — не менее трех лет. Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ», «С», «СЕ», «D», «DE», а также непрерывный стаж работы водителем II класса у данного работодателя — не менее двух лет.
Отсюда следует, что при приеме на работу водителю автотранспортного средства устанавливают квалификацию III класса. Далее в процессе работы в данном учреждении ему может быть присвоена квалификация II и I класса.
Обязательными условиями присвоения водителям II или I класса являются:
1) наличие водительского удостоверения установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями транспортных средств;
2) соблюдение требований к стажу работы в качестве водителя.
Для установления класса водителю учитывают его непрерывный стаж работы на должности водителя в конкретном учреждении, а не период времени наличия удостоверения водителя или период управления транспортным средством. Исчисление непрерывного стажа работы начинается со дня заключения трудового договора с водителем.
Каков порядок присвоения (повышения) классности
Конкретный порядок присвоения классов водителям автотранспортных средств не утвержден.
В данном случае следует соблюдать нормы ст. 96 КзоТ и п.
10 Общих положений Справочника № 336, согласно которым квалификационные разряды повышают работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям.
Присвоение и повышение квалификационных категорий осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации (далее — комиссия).
Также можно руководствоваться пп. 8.7.3 и 8.7.
4 Методических рекомендаций № 111, согласно которымприсвоение водителям II и I классов осуществляют комиссии учреждения, в состав которых включают также сотрудника службы безопасности (в бюджетном учреждении это может быть инженер по охране труда). Решение комиссии утверждают приказом руководителя учреждения. Кроме того, можно руководствоваться положениями Справочника № 58/3-102.
Тот факт, что классность водителям присваивает комиссия учреждения при квалификационной аттестации, подтвердило и Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 38).
Итак, целесообразно разработать в учреждении Положение о присвоении водителям квалификационных классов. В этом документе, в частности, должны быть указаны:
1) порядок формирования комиссии. Для решения вопросов о присвоении (повышении) уровня квалификации (классности) в учреждении создают комиссию под председательством руководителя или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать, в частности:
— представителя профсоюзной организации;
— начальника отдела кадров (инспектора по кадрам, в случае, если должность начальника не предусмотрена штатным расписанием);
— инженера по охране труда.
Состав и полномочия комиссии утверждают приказом руководителя учреждения;
2) требования к квалификации водителей. При вынесении решения о присвоении класса следует руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, установленными Справочником № 136.
При этом комиссия должна строго соблюдать последовательность в присвоении класса, установленную этим Справочником. Так, водителю не ранее чем через 3 года работы на занимаемой должности комиссией может быть присвоена квалификация ІІ класса.
По истечении 2 лет после присвоения квалификации ІІ класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация І класса.
Комиссией не может быть принято решение о присвоении водителям квалификации II или I класса в меньшие сроки, нежели те, которые определены Справочником № 136.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками для присвоения квалификации II или I класса, следует принимать во внимание (п. 3 Справочника № 58/3-102):
— показатели в работе (систематическое выполнение планов, расписания и графиков движения, отсутствие перерасхода топлива по сравнению с установленными нормами и т. д.);
— соблюдение трудовой дисциплины (водитель не должен иметь нарушений правил дорожного движения, повлекших дорожно-транспортные происшествия или приведших к лишению водительских прав, а также в течение последнего года — нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Внимание! Классность можно не только установить (повысить), но и понизить.
Так, если водитель не выполняет свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации автотранспортного средства, работодатель по представлению комиссии и по согласованию с профсоюзом может снизить ему квалификацию на один класс.Снижение класса квалификации утверждают приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку (п. 7 Справочника № 58/3-102). Восстановление класса производится в общем порядке, но не ранее чем через 3 месяца после его снижения (абз. 5 ст. 96 КЗоТ). При лишении водителя в установленном порядке права управления транспортными средствами на определенный законом срок аналогично восстанавливают классность после восстановления права водителя на управление транспортными средствами;
3) процедура присвоения классов. Как правило, вопрос присвоения классов рассматривается комиссией на основании заявления водителя. К заявлению прилагают:
— копию трудовой книжки;
— копию водительского удостоверения;
— ходатайство непосредственного руководителя водителя о присвоении соответствующего класса, в котором указываются общие сведения о водителе: дата его приема на работу, образование, общий стаж работы водителем, дается оценка деятельности работника.
Порядок работы комиссии может быть таким:
— основной формой работы комиссии является заседание под руководством председателя комиссии или его заместителя;
— заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов;
Источник: https://i.Factor.ua/journals/bb/2014/november/issue-42/article-3358.html