Налоговики не полномочны определять формы налогового учета — все о налогах

5.4 Налоговый контроль: понятие, виды, формы и принципы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Различают следующие виды налогового контроля:

1) по времени проведения контрольных мероприятий:

— предварительный;

— текущий;

— последующий;

2) по субъектному составу проеряющих органов:

— контроль налоговых органов;

— контроль таможенных органов;

— контроль финансовых органов;

— контроль органов внутренних дел;

3) в зависимости от места проведения налогового контроля:

— камеральный;

— выездной;

4) в зависимости от объекта налогового контроля:

— документальный;

— фактический.

Формы налогового контроля, предусмотренны п. 1 ст. 82 НК РФ к ним относятся:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

· проверка данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· иные формы, предусмотреные НК РФ

Принципами налогового контроля являются:

1) законность проводимых мероприятий налогового контроля. Проведение налогового контроля в формах, не предусмотренных НК РФ, не допускается. Проведение налогового контроля воз можно только по основаниям и в порядке, установленном НК РФ;

соблюдение пpaвовой процедуры. Налоговый кодекс РФ содержит требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе мероприятий налого

1) вого контроля. Несоблюдение процессуальных требований является основанием для отмены решений налогового органа;

2) соблюдение налоговой тайны. Сведения о налогоплательщике, полученные в ходе мероприятий налогового контроля, не могут разглашаться иначе как на основаниях, предусмотренных законодательством;

3) недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;

4) соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика. Налоговые органы и таможенные органы при осуществлении налогового контроля должны соблюдать презумпции и права налогоплательщиков, уважение их личных прав и имущественных интересов.

Основными формами налогового контроля согласно ст. 87 – 100 НК РФ являются налоговые проверки: камеральная и выездная (рис. 5.2).

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), предшествующих году проверки. Налоговым кодексом РФ определен порядок:

· участия свидетелей (ст. 90);

· доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение (ст. 91);

· осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки (ст. 92);

· истребования документов (ст. 93, 93.1);

· выемки документов и предметов при проведении выездных налоговых проверок (ст. 94);

· проведения экспертизы при проведении выезных налоговых проверок (ст. 95);

· привлечения специалистов (ст. 96);

· участия переводчиков (ст. 97);

· участия понятых (ст. 98);

· составления протоколов (ст. 99);

· оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится:

· по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговой декларации (расчетов) и доку

· ментов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Камеральная налоговая проверка проводится в обязательном порядке для проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению.

Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы:

· подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы;

· подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС;

· являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (ст.

89 – 100 НК РФ) является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (при отсутствии возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.  

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт налоговой проверки.

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки  составляет не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

· две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

· более двух проверок в течение календарного года (за исключением специальных решений руководителя ФНС РФ).

Продолжительность выездной налоговой проверки  (срок исчисляется  со дня вынесения  решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке) составляет:

· не более двух месяцев (данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев в порядке, предусмотренном ФНС РФ);

· не более одного месяца при проведении самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств.

Данные сроки не применяются:

· к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (проверяется не более трех лет);

Читайте также:  В поле 107 платежки по ндфл можно указывать «мс» - все о налогах

· при назначении повторной выездной проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

· истребования документов (информации);

· получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

· проведения экспертиз;

· перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Общий срок приостановлениявыездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (срок может быть увеличен на 3 месяца в случае невозможности получения запрашиваемой информации от иностранных государственных органов в течение 6 месяцев).

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за то же период (проверяется период, не превышающих трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении повторной проверки)  может проводиться: 

· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация).

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Источник: https://libraryno.ru/5-4-nalogovyy-kontrol-ponyatie-vidy-formy-i-principy-nalogovogo-kontrolya-financiallaw/

Налоговый учет — это… Понятие и виды налогового учета :

Налоговый учет – это система, позволяющая собирать информацию, которая является основой для формирования налоговой базы. В качестве исходной документации служат первичные документы, сгруппированные по стандартам. Последние точно и подробно описаны Налоговым кодексом (НК).

Общая информация

Далеко не всегда бухгалтерский учет включает в себя достаточный объем данных, чтобы его хватило для корректного расчета налоговой базы. Налогоплательщик имеет все права вносить реквизиты самостоятельно. Это позволяет заинтересованным лицам создавать реестры и вести их своими силами, чтобы контролировать сохранность информации и следование законам.

В последнее время в нашей стране существует практика самостоятельной организации учета налогов плательщиком. При этом учитываются действующие нормативы, правила и законы. Чтобы корректно вести дела, нужно иметь представление о налоговом периоде, корректном переходе между разными, взаимосвязанными и последовательными.

В компании

Налоговый учет – это такая организованная структура, порядок ведения которой контролируется учетной политикой. Таковая подбирается с учетом целей уплаты налогов.

По предприятию издается специальное распоряжение или приказ генеральным директором или другим руководителем. В соответствии с этим актом бухгалтерия производит дальнейшие операции по учету налогов.

Органы, контролирующие уплату налогов, а также иные смежные, не вправе навязывать свои формы учета.

Информация по налогам внутри компании должна быть достаточно полной, чтобы из нее можно было делать выводы о величине расходов, доходов предприятия. Эти же данные используются, чтобы определить, насколько велики те расходы, которые облагаются налогами в отчетном периоде, актуальные в настоящее время. Налоговый учет – это:

  • величина остатка;
  • порядок формирования резерва;
  • налоговая задолженность перед бюджетом.

Упрощенная система налогообложения

При применении упрощенной схемы налоговый учет – это всего лишь ведение Книги учета, где отражаются все операции прибыли и убыли финансов. Сокращенное наименование – КУДИР.

Это важно: хотя система предполагает упрощённые процедуры, тем не менее ведение книги строго регламентировано: все записи должны вноситься поочередно, весь год, без пропусков и перестановок местами. В хронологическом порядке необходимо заполнять и все прочие первичные документы, в которых отражаются операции предприятия, совершенные в пределах года.

Налоговый учет налогов допускается осуществляться на простом бланке, печатаемом в типографиях – эта форма одинакова для всех организаций. Но бумажная документация – это не обязательное требование, можно отражать все операции и в электронном виде.

Важные особенности

Как правило, начинающие предприниматели не знают, входит ли в их круг обязанностей формировать регистры. По текущим нормативам НК налоговый учет налогов не предполагает ведения никаких регистров, если вы зарегистрировались для упрощенного порядка учета процедур. Достаточно вести упомянутую выше книгу. Именно она и играет роль главного реестра.

Как проще всего заполнять эту книгу – КУДИР? Есть специальные программы, разработанные для предпринимателей, ведущих свое дело по упрощенной схеме. Стоят они относительно недорого, а надежные разработчики обеспечивают своевременную техническую поддержку.

Если вы не готовы вникать в то, что представляет собой учет налогов налоговых органах в деталях, то такое решение может оказаться оптимальным. Кроме того, это дешевле, нежели обращаться к сторонней организации за ведением бумажного учета для вашей фирмы.

Можно и не нужно

Нововведения в Налоговый кодекс позволили индивидуальным предпринимателям вовсе избежать ведения бухгалтерского учета. Это распространяется только на те ИП, которые зарегистрированы для упрощенного учета. Прочие экономические субъекты по-прежнему должны вести реестр. Послабление было введено в 2015 году.

В первую очередь предпринимателю следует освоить следующие аспекты:

  • формирование отчетности;
  • передача данных в налоговые органы;
  • расчет величины отчислений;
  • создание поручений для платежей.

Этот налоговый учет налогов можно делать как на бумаге, так и в электронном формате.

Как встать на учет?

Если говорить о том, что предстоит освоить предпринимателю в самом начале его деятельности, то тут сперва внимание следует уделить такому этапу, которого просто нельзя избежать – постановке на налоговый учет. Сделать это стало проще простого, когда заработала государственная программа. Сегодня чтобы начать операцию по постановке на учет, достаточно посетить сайт ФНС, где выбрать соответствующую вкладку.

При помощи электронной услуги удастся:

  • написать заявление в соответствии с принятой на государственном уровне формой;
  • зарегистрировать его и отправить в специализированный орган, ответственный за ваш участок;
  • следить за исполнением заявки в режиме реального времени;
  • своевременно получать уведомления обо всех этапах обработки заявки;
  • получить свидетельство, в котором отражена постановка на налоговый учет.

По текущим нормативным правилам допускается получение электронного либо бумажного свидетельства. Какое именно нужно заявителю, выбирать ему самому.

Как заполнить заявление и встать на учет

Проще всего встать на налоговый учет налогов тому лицу, которое уже имеет электронную подпись. Ее можно получить в специальном центре, прошедшем аккредитацию в государственной инстанции.

Если такая подпись есть, то предприниматель просто посещает сайт ФНС, где заполняет активные поля образца своими данными, после чего активирует приложение для браузера и подписывает документ в электронном виде.

Готовое свидетельство можно забрать, если лично явиться в ФНС (отделение, к которому прикреплен адрес заявителя). Если места жительства нет, тогда нужно будет посетить тот налоговый орган, который несет ответственность за территорию пребывания.

Читайте также:  В 2015 году разрешился вопрос начисления взносов на оплату выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами - все о налогах

В некоторых случаях предприниматели не могут лично посетить ФНС. Отчаиваться не стоит: можно написать туда по специальной форме письмо, и вам вышлют документ Почтой России. Правда, необходимо отправить в налоговую не только заявление, но и некоторые подкрепляющие его документы, позволяющие удостоверить личность бизнесмена.

Работа с приложениями

Некоторое время назад ФНС выпустила специальное приложение, которым могут бесплатно пользоваться все те, у кого есть компьютер и доступ в Интернет. Посредством него налоговый учет налогов стал еще проще. Приложение носит название «Налогоплательщик ЮЛ».

Через эту программу пользователи могут заполнять заявления, позволяющие встать на учет. Правда, здесь тоже будет нужна электронная подпись, выданная специальной аккредитованной организацией.

Приложение уточнит, желает ли пользователь получить бумажное свидетельство или ему достаточно иметь цифровую копию.

Оно направит заявление в государственную инстанцию через интернет, как только все поля будут заполнены и подтверждены.

«Налогоплательщик ЮЛ» помогает сделать контейнер, в котором будет находиться заявление после подписи, шифрует его и формирует запрос, который затем обрабатывают налоговые органы.

Как получить результат?

Сертификат, подтверждающий, что вы встали на учет в налоговых органах, можно получить бумажный или электронный. Чтобы он оказался в вашем распоряжении, нужно отправиться в налоговый орган.

Если предприниматель не имеет возможности сделать это самостоятельно, можно отправить представителя, предварительно оформив на него доверенность по установленной форме.

При себе обязательно нужно иметь документы, которые бы подтверждали личность.

Гораздо проще получить цифровую копию, показывающую, что предприниматель встал на налоговый учет налогов. Она высылается в виде PDF-файла на электронную почту, которая была указана при оформлении заявления. Такой документ имеет цифровую подпись того лица, который занимался оформлением бумаги в налоговой инстанции.

Альтернативный вариант – это получение бумаги по почте. Для этого нужно указать при подаче заявления, что вы рассматриваете только такой вариант получения ответа.

Письмо придет Почтой России на адрес, указанный предпринимателем при составлении обращения в налоговый орган. Впрочем, есть определённые ограничения.

Если вы уже получали ранее свидетельство, вновь оформить эту бумагу, если прежняя оказалась утрачена, можно, но получать ее придется лично, других вариантов нет.

Учет: бумажная составляющая

Когда ведется налоговый учет основных средств, для его базовыми будут следующие бумаги:

  • первичные;
  • аналитика;
  • расчетные.

Формы регистров создаются так, чтобы отражать реквизиты:

  • дата;
  • наименование;
  • операции, выраженные натурально и денежно;
  • наименование операций;
  • подписи.

Данные, которые фиксируются при налоговом учете, конфиденциальны. В законодательстве это официально называется «налоговая тайна». Если некоторое лицо получает доступ к такой засекреченной информации, оно обязано ее потом сохранить в тайне.

Как учитывать налоги

Основной налоговый учет предполагает:

  • контроль НДС;
  • внедрение УСН;
  • учет всех операций, для которых применим единый налог.

Нужно помнить, что расходы в налоговом учете обязательно учитывают выплату заработной платы. Эту статью по праву можно назвать одной из основных для любого предприятия. Когда ведется расчет заработной платы, отчетность нужно формировать электронной и на бумаге: ЕСН, НДФЛ.

Также нужно учитывать, что в Пенсионный фонд необходимо делать отчисления для каждого человека отдельно, то есть персонифицировано. Есть так называемая регламентированная отчетность.

Именно к ней прибегают, чтобы сделать налоговую декларацию, в которой бы учитывались все сборы и налоги.

Некоторые нововведения

Регулярно чиновники вносят коррективы в действующий Налоговый кодекс. В частности, совсем недавно была сформирована новая норма, позволяющая регистрировать обособленное подразделение предприятия по фактическому месту его расположения в пределах одного месяца.

Для этого в налоговый орган необходимо предоставить заявление и копии документов, подтверждающих, что головной офис уже состоит на учете в инстанции. Нужно иметь на руках бумаги, подтверждающие, то подразделение создано официально.

Подав документацию, придется ожидать порядка пяти рабочих дней, по итогам которых постановка на учет будет завершена. Подтверждение обособленное подразделение получает в формате 1-3-Учет.

Еще одно нововведение коснулось процедуры регистрации имущества. Теперь бухгалтерский и налоговый учет в этом аспекте осуществляется с минимумом документооборота. Причина проста.

Чиновники обратили внимание на то, что компания в любом случае имеет документы на всю недвижимость в своей собственности, на автомобили и прочее подобное. Это означает, что эти бумаги попадут в налоговую инспекцию так или иначе, как правило – через органы регистрации.

То есть компания не инициирует процесс учета своего имущества, а лишь узнает о том, что оно уже учтено, получая уведомление от налоговой.

Организация налогового учета

Этот процесс предполагает применение разных методов для достижения одной цели: упрощения и уточнения учета, ведения его без путаницы и ошибок. Организованный подход позволяет одновременно держать в поле зрения несколько разновидностей налогов, создающих бремя предприятия.

Выделяют три методики организации учета налогов:

  • создание базы данных, основываясь на бухгалтерских счетах;
  • руководство нормативами бухгалтерского учета;
  • ведение налогового, бухгалтерского учета одновременно.

Выбирают конкретный вариант, анализируя следующие параметры:

  • количество учитываемых объектов;
  • масштаб детальности;
  • род занятости;
  • систему учета, внедренную на предприятии.

Учет необходимо вести таким образом, чтобы не нарушать принятых на государственном уровне нормативов, а также правил, из которых делают выводы о достоверности отчетов. Специальные правила содержат нормы, в соответствии с которыми можно регулировать расходы, доходы.

Правильное и корректное ведение всей документации – залог того, что предприятие будет располагать точной и достойной доверия информацией об объектах, на которые начисляются налоги, а также об операциях и имуществе в его владении.

Это поможет корректно исчислять налоги и платить их.

Одно из важных условий корректной организации налогового учета – прозрачность данных, касающихся всех доходов и расходов. Она зависит от пяти аспектов:

  • учетная политика должна соответствовать НК и специфике работы предприятия;
  • бухгалтерский учет следует вести абсолютно достоверно;
  • от бухучета к налоговому данные должны передаваться в соответствии с установленным порядком, чтобы избежать искажений;
  • правила должны быть изложены предельно четко в принятой на предприятии инструкции;
  • разумным будет внедрение такой системы реестров, которая позволит применять определенные формы, взаимосвязанные и заполняемые последовательно.

Если эти аспекты удалось воплотить в жизнь на высоком уровне, налоговый учет будет достоверным и не вызовет ни проблем внутри фирмы, ни вопросов к ней со стороны проверяющих инстанций.

Источник: https://www.syl.ru/article/312624/nalogovyiy-uchet—eto-ponyatie-i-vidyi-nalogovogo-ucheta

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Читайте также:  Как учесть новогодние презенты бизнес-партнерам - все о налогах

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 НК РФ

Статья 313 НК РФ посвящена налоговому учету.

Согласно ч. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

На основе данных налогового учета налогоплательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Согласно ч. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе:

а) самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными

реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;

б) либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Источник: https://stNKRF.ru/313

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]