Объекты обложения по земельному налогу
Обновление: 2 февраля 2017 г.
Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.
Какие участки признаются объектами обложения
Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом.
Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.
НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.
Положениями пункта 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения земельным налогом. Например, если Вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен.
До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения.
Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.
Кроме того, исключены из объектов налогообложения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, а также изъятые из оборота.
Налоговые льготы по земельному налогу
Законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога: освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом, снижение налоговой базы по налогу или применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.
Для определения права на применение льгот необходимо понимать, на территории какого муниципального образования располагается земельный участок. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе местные налоги устанавливаются на уровне города без разделения на муниципальные образования.
Несмотря на то, что муниципальные образования не вправе дополнять перечень объектов земельного налога, они могут устанавливать налоговые льготы и изменять налоговые ставки. Например, нормативными правовыми актами муниципального образования в отношении отдельных объектов налогообложения налоговые ставки могут быть снижены до нуля.
Именно поэтому, чтобы понять, в отношении каких именно объектов земельного налога у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, одних норм НК РФ недостаточно и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.
К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.
В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.
Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.
Документы, необходимые для получения налоговой льготы
Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:
- инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
- пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
- многодетные семьи – справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.
Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.
Также читайте:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен
Источник: https://GlavKniga.ru/situations/s503034
Земельный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
Земельный налог — понятие и элементы налога
Понятие земельного налога
Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.
Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге.
Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:
Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).
Узнать о ставках и льготах по земельному налогу можно на официальном сайте ФНС.
Объект налогообложения земельным налогом
Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).
Налоговая база
Налоговая база в соответствии со статьи 390 НК определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.
С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:
- на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
- на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Плательщики земельного налога
На основании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.
389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ФНС России на своем официальном сайте напоминает о том, что начиная с 2016 года налогоплательщики-ИП, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности, не обязаны определять сумму налога. Не должны они также и подавать декларацию по этому налогу.
ИП обязаны уплатить земельный налог за 2015 год по тем же правилам, что и обычные граждане – после получения налогового уведомления. Оно должно прийти не позднее середины октября (их рассылка началась в апреле). А перечислить сумму налога за прошлый год нужно до 1 декабря 2016 года (п.
1 ст. 397 НК РФ).
Налоговый период и сроки уплаты земельного налога
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).
До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало.
С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
м
С 1 января 2015 года срок уплаты земельного налога изменится: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/zemelnyy-nalog.html
Основные положения об объекте земельного налога
За последние несколько лет число граждан, решивших перебраться из квартир в свои дома, существенно возросло. Проживание на своем собственном участке позволяет выращивать урожай и значительно экономить на электроэнергии и других коммунальных услугах. Однако, имея загородный дом, необходимо платить законом установленные налоги за ту землю, на которой он находится.
Начиная с середины 2016 года начал активно обсуждаться вопрос о значительном увеличении размера земельного налога и это не может не обеспокоить большинство землепользователей. В связи с этим необходимо более подробно разобраться в вопросе налога за землю.
Законодательство
Регулирование вопроса применения земельного налога регулируется несколькими актами:
- Земельным кодексом РФ (главой 31);
- правовыми актами, принимаемыми на местном уровне;
- законами городов Москва и Санкт-Петербург.
Земельный налог является местным, поступления от него идут в муниципальные бюджеты.
Что является объектом налогообложения?
Как следует из названия рассматриваемого налога, объект, на который он накладывается – это земельный участок.
Исключение из данного правила относится к землям:
- изъятым из оборота;
- ограниченным в обороте;
- являющимся частью земли лесного фонда;
- входящим в число общего имущества многоквартирного дома;
- ограниченным в обороте в составе водных объектов.
Ставки земельного налога на различные объекты
Это твердые показатели для расчета земельного налога, которые регулируются на уровне местных властей. Однако в ЗК РФ установлены конкретные пределы, которые размер налога превышать не может.
При регулировании налоговых ставок, муниципалитеты отталкиваются от нескольких факторов:
Размер налоговой ставки равен 0,3% от стоимости земли по кадастру для следующих участков:
- сельскохозяйственных;
- на которых расположены здания жилищного фонда;
- где находятся жилищно-коммунальные комплексы и объекты инженерной инфраструктуры;
- предназначенных для ведения подсобного хозяйства.
Для всех прочих нужд используется единая налоговая ставка, равная 1,5% от аналогичной стоимости участка.
То есть органы местной власти могут устанавливать ставки меньше тех, что даны в ЗК РФ, однако увеличивать эти ставки они не вправе.
Особенности налогообложения земли общего пользования
Стоит сразу отметить, что земли общего пользования – это участки земли, находящиеся в управлении дачными и садоводческими кооперативами. Они предназначены для ведения сада, огорода, дачного хозяйства.
Поэтому возникает вопрос: должны ли дачники и садоводы платить земельный налог за свои участки?
В связи с этим, уплата земельного налога сопровождается такими особенностями.
Этот обязательный платеж за землю включен в членские взносы кооператива в виде компенсации, поскольку именно кооператив обладает правом собственности на участки, имея об этом подтверждающий документ.
После сбора членских взносов, сумма, причитающаяся в качестве налога за землю, перечисляется за всех членов соответствующим некоммерческим объединением по назначению.
При расчете платежа за земли общего пользования также берется налоговая ставка от кадастровой стоимости земельного надела.
Когда возникают льготы по уплате земельного налога?
Российское законодательство предоставляет льготы по земельному налогу в зависимости от специальных групп плательщиков, а именно:
- Ветераны боевых действий вправе получить вычет из кадастровой стоимости их участков суммы, равной 10 тысяч рублей. Расчет налога стандартный. Если же кадастровая стоимость участка меньше, чем сумма вычета, то налог и вовсе платить не нужно.
- Пенсионеры. На уровне федерации льготы не предусмотрены, однако местные власти могут устанавливать свои более выгодные условия по уплате налога за землю.
- Многодетные семьи (имеющие 3х и более детей). На уровне некоторых муниципальных образований такие льготы устанавливаются, однако это бывает редко. Чтобы уточнить информацию об этом, нужно обратиться в соответствующую ИФНС.
- Военные пенсионеры. Эти граждане могут быть льготниками также в том случае, если только муниципалитеты вводят на территории данного района или города такие послабления.
Именно федеральные льготы по земельному налогу, предусматривающие возможность для граждан сократить его базу на 10 тысяч рублей, имеют место быть для:
- инвалидов 1, 2 и 3 группы, если инвалидность у гражданина установлена до 2004 года, а также инвалиды с действа;
- героев СССР и РФ;
- полных кавалеров Ордена Славы;
- граждан, которые страдали лучевой болезнью, а также стали инвалидами из-за работы на ядерных установках;
- людей, пострадавших из-за произошедшей на Чернобыльской АЭС катастрофы, а также на производственном объединении «Маяк» и во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- лиц, участвовавших в испытаниях ядерного и термоядерного оружия и прекращении аварийных ситуаций на ядерных установках.
Могут полностью не платить земельный налог граждане и общины, имеющие отношение к коренным малочисленным народам Сибири, Дальнего Востока и Севера при условии, что данные земельные участки используются ими в традиционной деятельности (для промыслов и ведения хозяйства), соответствующей их этническому образу жизни.
При изучении особенностей земельного налога рекомендуется усвоить следующие моменты:
- Это местный налог, поэтому ставка по нему может быть установлена в каждом городе или районе своя, но в пределах федеральной.
- На некоторые категории земель этот платеж не распространяется.
Льготы, по которым есть возможность частично не платить налог, могут быть установлены как на уровне всей страны, так и только муниципалитетом. В последнем случае информацию по ним нужно уточнять в налоговых инспекциях.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/obekt-nalogooblozheniya.html
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Законодательные (представительные) органы муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определение налоговой базы производится в следующем порядке:
Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:
в размере 10 000 руб. производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база признается равной нулю.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанавливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:
Налоговая ставка Налоговая база 0,3% Земельные участки:• отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;• занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;• приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства 1,5% Прочие земельные участки Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:
Категории налогоплательщиков Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей Организации Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей) Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности Физические лица Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансовые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
м
При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании уведомлений налоговых органов.
Отчетность представляется в налоговые органы только организациями и индивидуальными предпринимателями.
Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.
Источник: https://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page37.html
Объект налогообложения земельного налога
Отправить на почту
Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.
Законодательство о земельном налоге
Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31.
Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА.
Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:
- вводить систему дополнительных налоговых льгот;
- определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
- определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.
Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):
- 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
- 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.
Объект земельного налога
Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:
- изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
- предназначенные для лесозаготовок;
- находящиеся под многоквартирными домами.
Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.
В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:
- выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;
Подробности см. здесь.
- изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.
Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.
Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.
Когда возникает обязанность платить за землю?
Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):
- собственности;
- пользования без установления срока;
- владения по праву наследства.
Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.
О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.
Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».
В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.
Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».
По участку, право на который существует неполный год (т. е.
право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ).
При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.
Особенности налогообложения общей земли
Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):
- Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
- Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).
Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.
Возможные льготы по объекту земельного налога
Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:
- учреждений уголовно-исполнительной системы;
- автомобильных дорог общего пользования;
- религиозных сооружений;
- общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
- организаций народных художественных промыслов;
- особых и свободных экономических зон;
- объектов инновационного центра «Сколково».
Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.
Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).
При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.
Итоги
Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.
Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:
За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».
Источник: https://nanalog.ru/obekt-nalogooblozheniya-zemelnogo-naloga/
Земельный налог
Перейти к следующей статье
Совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены, а также полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений ─ все это составляющие налоговой системы Российской Федерации.
Налоги ─ главная форма мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды. На налоговые поступления приходится от 70 до 90% всех доходов федерального бюджета России и примерно половина доходов региональных и местных бюджетов.
Налоги и сборы
Налоги и сборы ─ не одно и то же. Их отличают неодинаковый подход к установлению, различная регулярность и отличные последствия неуплаты.
Налог ─ это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор ─ тоже обязательный, но не платеж, а взнос. Его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц.
Виды налогов; налоги федеральные, региональные и местные
Налоги бывают различными: прямыми и косвенными; в зависимости от характера использования ─ общего значения и целевыми; разовыми и регулярными.
Налоги и сборы могут быть федеральными, региональными и местными.
К федеральным налогам и сборам в частности относятся: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
К региональным налогам и сборам ─ транспортный налог, налог на имущество организаций и даже …налог на игорный бизнес. Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
Налоги в истории
Налоги ─ неизменный спутник цивилизации. Их история теряется в глубокой древности. Как только начали формироваться первые государства, появились налоги. Налоги платили ремесленники, торговцы и крестьяне.
Налоги существовали в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Именно из налоговой системы Древнего Рима до наших дней дошли такие понятия как ценз, акциз, фискал, разделение налогов на прямые и косвенные.
Среди десятков других налогов в Римской империи существовал земельный налог. Земля была главным источником богатства и основным объектом налогообложения во время распада феодальной системы в средние века.
Сначала размер земельного налога зависел от площади сельскохозяйственных земель. Затем его определяли в зависимости от величины годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.
Сегодня главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Но роль недвижимости вообще и земли в частности остается заметной. Земельный налог занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации, несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме поступлений.
Федеральная налоговая служба
Федеральная налоговая служба (ФНС России) ─ федеральный орган исполнительной власти. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В круг ее обязанностей, кроме того, входят контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а также выполнение функций агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговый кодекс
Источник: https://zakadom.ru/zemelny_nalog
Понятие и сущность земельного налога
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Оглавление
Введение 3
1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты. 5
2 Способы, сроки и порядок уплаты налога 10
3 Виды льгот по земельному налогу 12
4 Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога 14
Заключение 16
Введение
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:
земельный налог;
арендная плата;
нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Рассмотрим земельный налог более подробно.
Земельный налог относится к числу местных налогов.
Правила его взимания регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Однако НК РФ устанавливает лишь общие положения, обязательные к исполнению. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований не должны противоречить НК РФ.
В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.
Ст.
3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях.
При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.
ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2001 г.» закрепил следующее распределение земельного налога между бюджетами разных уровней:
30 % в федеральный бюджет Российской Федерации;
20 % в бюджеты субъектов Российской Федерации;
50 % в бюджеты органов местного самоуправления.
Именно такой характеристикой – перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита – обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в т.ч. – земельный налог.
1 Характеристика земельного налога. Объекты и субъекты
Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить (ст. 17 НК РФ):
обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;
границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Те элементы закона о налоге, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными элементами закона о налоге.
К ним относятся:
налогоплательщик (субъект налога);
объект налога;
предмет налога;
масштаб налога;
метод учета налоговой базы;
налоговый период;
единица налогообложения;
налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;
порядок исчисления налога;
отчетный период;
сроки уплаты налога;
способы и порядок уплаты налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками (субъектами налога) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.
Организации – юридические лица, образованные в соответствие с законодательство Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате земельного налога по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.
Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г.
м
№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Ст.
38 НК РФ определяет, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом, являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.
Земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и облагаемые земельным налогом, в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», подразделяются на 2 вида:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли несельскохозяйственного назначения.
При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.
В первую группу входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия.
С них взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются.
На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий 25 %, это положение не распространяется.
Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Такие предприятия, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.
Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.
В данном случае объектом налога на землю являются земельные участки, предоставленные в собственность, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она – предмет налогообложения).
Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий.
Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае — собственность.
Ст.
53 НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ.
При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.
Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.
Ст.
55 НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к.
земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.
При этом в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны,если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га).
Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения – один квадратный метр (1 кв. м).
Источник: https://works.doklad.ru/view/4il0yjL2HTE.html