Налоговые преференции для стартапов и инноваций
Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.
Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.
Сегодня в РФ уже имеются достаточно весомые технологические и фундаментальные наработки, а также собственная уникальная научная база. Несмотря на это инновационная отрасль государства развивается достаточно медленно.
Научные наработки внедряются в производство с запозданием или вовсе не находят применения на практике. Такая ситуация не лучшим образом сказывается на экономике.
Для того чтобы справиться с этой проблемой, используются различные финансовые инструменты, в частности налоговое стимулирование инновационной деятельности.
Возможные направления налогового стимулирования
При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.
Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.
На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:
- Наращивания технологического первенства;
- Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
- Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
- Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.
Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.
Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор
В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.
Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия.
Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам.
С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).
В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.
Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.
Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей.
Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.
Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам.
Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации.
Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.
Налоговое стимулирование в законодательстве РФ
В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.
Среди прочих следует выделить:
- Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
- Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
- Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
- Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
- Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
- Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
- Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
- Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
- Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
- Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.
Налоговое стимулирование в мире
Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.
Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.
Источник: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsionnoj-deyatelnosti
Меры налогового стимулирования развития промышленности
Эксперты NIE Journal исследуют вопрос о том, «Как должна выглядеть налоговая политика в стране?», отвечали эксперты на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности России.
Как отметил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, налоговая политика занимает важнейшее место развития экономического роста и промышленного производства. Правительство РФ и Госдума предпринимают важные шаги в этом направлении.
ТПП РФ во многом согласна с нововведениями, однако при этом Палата разрабатывает дополнительный набор стимулирующих промышленность мер для направления в Правительство РФ.
Так, по словам Дмитрия Курочкина, остается открытым вопрос с действующими предприятиями промышленности, которые нуждаются в техническом перевооружении.
В условиях экономического кризиса это стало практически невозможно осуществить, поскольку современное оборудование и станки – импортные, либо укомплектованы импортными деталями и их цена напрямую зависит от курса валюты.
Если учесть, что за последние 2 года курс рубля упал в два раза, то и стоимость обновления основных средств для промышленников увеличилась в 2 раза.
Это подводит к необходимости возврата к прямой инвестиционной льготе – когда часть налоговой базы по налогу на прибыль освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения по заданным законодателем направлениям, пояснил вице-президент Палаты.
По его словам, уменьшение налоговой нагрузки по налогу на прибыль даст возможность промышленникам сконцентрировать средства на обновлении производственных мощностей и позволит увеличить бюджетные поступления от роста оборотных налогов (акцизы, НДС).
Эксперты ТПП РФ предлагают также освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции.
В целях стимулирования развития импортозамещающих производств ТПП РФ предлагает предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество для вновь создаваемых организаций на период становления такого производства.
Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении подробно остановился на предложениях по улучшению налогового климата для бизнеса в стране.
По мнению экспертов, проводимая в России в настоящее время налоговая политика сосредоточена на реализации фискальной функции налогообложения, в то время как потенциал стимулирующей функции налоговой системы, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства, остается практически нереализованным.
Константин Бабкин напомнил, что текущий уровень налоговой нагрузки на бизнес крайне высок. По данным Мирового банка, за 2014 г.
суммарная доля налогов и сборов в прибыли компаний до уплаты налогов составляет в России 47 процентов, против среднего значения 41,2 процента в странах ОЭСР.
При этом российская система налогообложения не предусматривает масштабных налоговых льгот и преференций, которые активно реализуются в странах-членах ОЭСР, в частности для стимулирования налогоплательщиков вкладывать получаемую прибыль в развитие производства.
В этой связи предлагается ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50 процентов затрат компаний на модернизацию имеющихся основных фондов, вложения в НИОКР. Введение предлагаемых стимулирующих налоговых мер позволит в автоматическом режиме регулировать налоговую нагрузку предприятий в зависимости от их инвестиционной активности, уточнил Константин Бабкин.
К важной составляющей налоговой нагрузки на бизнес, оказывающей на промышленное развитие сдерживающий эффект, относятся транспортные налоги и платежи, напомнил председатель Совета.
На сегодняшний день некоторые налоги и платежи являются избыточными и дублирующими друг друга и значительно повышают логистические издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность. Транспортную составляющую налоговой нагрузки на промышленность необходимо снизить, сократив количество сборов до одного – транспортного налога, который будет включать в себя плату за проезд.
В целях повышения эффективности работы системы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования предлагается также пересмотреть подход к наполнению дорожных фондов РФ.
Существующая система финансирования дорожных фондов подразумевает наполняемость этих фондов за счет сбора маркированных налогов и платежей (транспортный налог и топливные акцизы). Между тем годовые отчеты фондов свидетельствуют, что такая система неработоспособна.
Так, дорожные фонды лишь на 33 процента финансируются за счет транспортного налога и топливных акцизов. Плата за проезд по платным участкам федеральных трасс не покрывает даже операционных затрат на их содержание.
Целесообразно пересмотреть данную систему в сторону прямого финансирования фондов из федерального и региональных бюджетов. Это позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне (без привязки к наполняемости соответствующих фондов), отметил докладчик.
В целях увеличения возможностей для стимулирования промышленного развития в субъектах РФ необходимо существенно реформировать систему распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетами.
На текущий момент доходы распределяются в отношении 2 к 1. На 1 рубль доходов федерального бюджета приходится всего 50 копеек доходов регионального бюджета. В целях стимулирования регионального развития необходимо повысить долю для наполнения их бюджетов в налоговых доходах.
Текущая фискальная политика стимулирует продажу и вывоз национального богатства, а не создание и экспорт национального продукта.
В результате наблюдается сворачивание обрабатывающих производств и рост добычи нефтегазового сырья в России.
Для изменения ситуации необходимо развивать российскую налоговую систему таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки был обратно пропорционален глубине переработки и степени локализации продукции.
В этой связи необходимо установить различные ставки возмещения НДС в зависимости от сектора промышленности. Это позволит осуществить гибкое регулирование, как ценовой конкурентоспособности российской продукции, так и уровня локализации производств.
В целях стимулирования развития экономики требуется провести «обратный налоговый маневр», предусматривающий не просто возврат к старой системе (снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и рост экспортных пошлин), а существенное повышение привлекательности нефтепереработки относительно экспорта сырой нефти, рассказал Константин Бабкин.
По его словам, для этого необходимо обнулить НДПИ и топливные акцизы, а на объем выпадающих доходов бюджета увеличить экспортные пошлины.
В рамках текущего законодательства в 2015 г. нефтяной отраслью было выплачено 2,5 трлн. рублей НДПИ, 300 млрд. рублей топливных акцизов
и 2,2 трлн. рублей экспортных пошлин. Суммарно 5 трлн. рублей. В рамках «обратного налогового маневра» всю эту сумму предлагается переложить на экспортеров сырой нефти и темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута).
Для этого необходимо поднять экспортную пошлину на указанную продукцию на 1213 рублей.
Это, с одной стороны, повысит привлекательность углубления переработки и производства светлых нефтепродуктов, с другой стороны, сохранит рентабельность экспорта сырой нефти в положительной области (рентабельность снизится с 57 процентов до 10-15 процентов) даже при текущих ценах на нефть.
По словам сопредседателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Президент РФ Владимир Путин дал поручение продолжить разработку концепции «Экономика Роста» и ее преобразование в среднесрочную программу «Стратегия Роста» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ. Ожидается, что проект стратегии будет представлен Экономическому совету при Президенте в декабре этого года, уточнил он.
«Стратегия Роста» фактически становится одним из двух программных документов, выбор между которыми Президент намерен сделать в ближайшие месяцы.
Альтернативное направление представлено разработками Центра стратегического планирования (ЦСП) под руководством Алексея Кудрина.
«Стратегия Роста» создается на средства бизнесменов, для которых обретение экономической определенности стало необходимым условием.
В основе «Стратегии Роста» лежит математическая модель развития. Борис Титов подчеркнул, что расчеты базируются не на информации Росстата, как обычно, а на реальных данных Федеральной налоговой службы.
Благодаря техническим возможностям ведомства, они оперативно обновляются и позволяют анализировать множество параметров деловой активности.
Кроме этого, анализом охвачена база данных сайта госзакупок, планируется подключить базу данных Федеральной таможенной службы.
Уже сегодня разработчики «Стратегии Роста» готовы выдать наглядную картину прироста/сокращения добавленной стоимости, прироста/сокращения общего числа рабочих мест, прироста/сокращения производительности труда и количества высокопроизводительных рабочих мест с 2011 по 2015 годы – в разрезе по конкретным отраслям и конкретным регионам, отметил бизнес-омбудсмен. Для каждого региона, соответственно, может быть создан индивидуальный рецепт оживления экономической активности на базе комбинации системных решений.
В дискуссии по теме заседания приняли участие Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, Георгий Самодуров, президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», Валерий Королёв, начальник управления инвестиций и инноваций торгово-промышленной палаты Ростовской области и другие.
Источник: https://niejournal.ru/meryi-nalogovogo-stimulirovaniya-razvitiya-promyishlennosti/
Минпромторг предложил меры налогового стимулирования промышленности
Министерство промышленности и торговли России предложило меры налогового стимулирования, направленные на поддержку предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие и модернизацию существующего производства, а также на поддержку проектов по созданию новых производств.
Среди мер налогового стимулирования глава Минпромторга Денис Мантуров предлагает установить зачет капитальных вложений для уменьшения налога на прибыль. При запуске этого механизма через 10 лет прирост поступлений по налогу на прибыль в четыре раза превысит недополученные доходы бюджета. Также планируется ввести каникулы по налогам на прибыль и имущество для новых предприятий.
За аналогичный период эта мера может дать трехкратный перевес налоговых поступлений над затратами бюджета. В качестве третьей меры налогового стимулирования министр предлагает ускоренную амортизацию высокотехнологичного российского оборудования. Эта мера позволит за счет роста производства и импортозамещения получить дополнительный доход бюджета в размере 326 млрд. рублей за 10 лет.
Отдельно в разработанных мерах уделено внимание компаниям в сфере инжиниринга, основным ресурсом которых являются сотрудники, а основной статьей затрат – оплата труда и социальные взносы. Для них предлагается временное понижение ставок соцвзносов, что позволит таким компаниям значительно расширить масштаб деятельности.
Как стало известно журналу «Умное производство», всего прямые расходы бюджета и внебюджетных фондов на реализацию перечисленных мер составят 159 млрд. рублей, зато эффект от них составит 2,156 трлн. рублей дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
«Сейчас очень подходящее время, чтобы откорректировать те меры налогового стимулирования, которые сегодня существуют. Мы перешли на следующую стадию. После обсуждения внутри Минпромторга хотим получить экспертную оценку коллег из отраслевых союзов, в частности таких объединений, как „Деловая Россия“.
Предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за экономический блок. Далее эти идеи в согласованном формате будем рассматривать в правительстве. Эта работа должна быть проведена за полтора-два месяца. Мы не должны терять время.
Необходимо, чтобы предприятия смогли воспользоваться максимальной поддержкой государства», – заявил Денис Мантуров.
Ожидается, что предложенные меры послужат стимулом для развития промышленной деятельности, так как осуществление инвестиций в основной капитал или создание новых производств является обязательным условием для получения преференций.
Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений».
Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139.
Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.
Нашли опечатку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://www.etver.ru/NOVOSTI/83550/
Минпромторг РФ предложил меры налогового стимулирования промышленности
Министерство промышленности и торговли России предложило меры налогового стимулирования, направленные на поддержку предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие и модернизацию существующего производства, а также на поддержку проектов по созданию новых производств («гринфилдов»). Эти меры были обсуждены 4 февраля 2015 года в ходе заседания Генерального совета «Деловой России», участие в котором принял министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
https://www.youtube.com/watch?v=UaehSMLxBlE
Среди мер налогового стимулирования глава Минпромторга предлагает установить зачет капитальных вложений для уменьшения налога на прибыль. При запуске этого механизма через 10 лет прирост поступлений по налогу на прибыль в четыре раза превысит недополученные доходы бюджета. Министр также предлагает ввести каникулы по налогам на прибыль и имущество для новых предприятий.
За аналогичный период эта мера может дать трехкратный перевес налоговых поступлений над затратами бюджета. В качестве третьей меры налогового стимулирования Денис Мантуров предлагает ускоренную амортизацию высокотехнологичного российского оборудования.
Эта мера позволит за счет роста производства и импортозамещения получить дополнительный доход бюджета в размере 326 млрд рублей за 10 лет.
Отдельно в разработанных мерах уделено внимание компаниям в сфере инжиниринга, основным ресурсом которых являются сотрудники, а основной статьей затрат – оплата труда и социальные взносы. Для них предлагается временное понижение ставок соцвзносов, что позволит таким компаниям значительно расширить масштаб деятельности.
Всего прямые расходы бюджета и внебюджетных фондов на реализацию перечисленных мер составят 159 млрд рублей, зато эффект от них составит 2,156 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
«Сейчас очень подходящее время, чтобы откорректировать те меры налогового стимулирования, которые сегодня существуют. Мы перешли на следующую стадию. После обсуждения внутри Минпромторга хотим получить экспертную оценку коллег из отраслевых союзов, в частности таких объединений, как «Деловая Россия».
Предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за экономический блок. Далее эти идеи в согласованном формате будем рассматривать в правительстве. Эта работа должна быть проведена за полтора-два месяца. Мы не должны терять время.
Необходимо, чтобы предприятия смогли воспользоваться максимальной поддержкой государства», – заявил Денис Мантуров.
Ожидается, что предложенные меры послужат стимулом для развития промышленной деятельности, так как осуществление инвестиций в основной капитал или создание новых производств является обязательным условием для получения преференций.
Источник: https://minpromtorg.gov.ru
Источник: https://nangs.org/news/industry/minpromtorg-rf-predlozhil-mery-nalogovogo-stimulirovaniya-promyshlennosti
Ориентиры налогового стимулирования в трехлетней перспективе (Маслова Т.)
Дата размещения статьи: 07.06.2015
Налоговая политика РФ (далее — НП) — важный инструмент регулирования деловой активности и привлечения инвестиций, борьба за которые в условиях кризиса только ужесточается.
Поэтому на ближайшие три года основными целями одобренной НП (помимо бюджетного планирования) является разработка таких путей совершенствования российской налоговой системы, которые будут способствовать сбалансированности бюджетов, сохранению оптимального уровня налоговой нагрузки.
Основные направления НП не являются нормативным правовым актом. Но, зная, каков будет уровень налогов, каковы будут направления их использования в текущем периоде и в перспективе, организации и предприниматели смогут определить свои бизнес-ориентиры, спланировать принятие долгосрочных инвестиционных решений.
В разд. I Основных направлений НП дана оценка основным итогам налоговых маневров в прошедшем периоде — 2013 г.
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 г. и плановом периоде 2015 и 2016 гг., отражены в разд. II Основных направлений НП.
Здесь подчеркнуто, что в трехлетней перспективе налоговая система должна стимулировать технологическое обновление и модернизацию производства, способствовать изъятию в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (высоких мировых цен на нефть). Дополнительные доходы планируется получить в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики.
Налоговое стимулирование и повышение бюджетных доходов
Правительство определилось с мерами налогового стимулирования. Они предусматривают изменение налогового законодательства по семи направлениям:
— поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
— совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание международного финансового центра;
— упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
— создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;
— совершенствование налогообложения торговой деятельности;
— реализация долгосрочной стратегии налоговой реформы в нефтяном секторе. Она предусматривает создание гибкой системы ставок в налогообложении добычи природных ресурсов, подготовку нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений, завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов;
— корректировка тарифной политики в обязательном пенсионном, медицинском и социальном страховании; постепенный отказ от льготного обложения отдельных категорий плательщиков взносов при одновременном продлении до 2016 г. действующих ныне тарифов для большинства страхователей; введение дифференцированных от годового дохода тарифов для индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, с целью повышения бюджетных доходов будут вноситься изменения в налоговое законодательство по пяти направлениям:
— совершенствование налогообложения недвижимого имущества для граждан;
— совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
— корректировка ставок и уточнение действующего порядка в акцизном налогообложении;
— противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
— совершенствование налогового администрирования.
Рассмотрим подробнее те из направлений, которые затрагивают большинство налогоплательщиков.
Систематизация льгот по НДФЛ
Среди мер поддержки, направленных на развитие человеческого капитала, ожидается внесение поправок в гл. 23 НК РФ, регулирующую налогообложение физических лиц.
Первое, что радует, так это неизменность действующего порядка исчисления НДФЛ с доходов граждан с сохранением единой ставки для большинства видов доходов в размере 13%. Никаких намерений вводить прогрессивную шкалу ставок у Кабинета министров нет.
Второе направление — это расширение перечня лиц, имеющих право на стандартный «детский» налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Вычет для лиц, на обеспечении которых находятся дети, будет распространен на граждан (супругов граждан), усыновляющих (удочеряющих) детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов. Это дополнение в НК РФ планируется внести во исполнение Указа Президента РФ от 28.12.
2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В Основных направлениях НП упоминаются правительственные законопроекты, внесенные в Госдуму.
В этой связи отметим, что в конце апреля текущего года думцы уже рассмотрели в первом чтении законопроект, целью которого является заметное повышение размера ряда стандартных налоговых вычетов на детей.
Предлагается предоставлять налоговый вычет за каждый месяц налогового периода родителю, супругу (супруге) родителя, усыновителю, супругу (супруге) усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
— 1400 руб. — на первого ребенка;
— 2000 руб. — на второго ребенка;
— 4000 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка;
— 12 000 руб. — на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка — учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы.
Эта мера должна стимулировать усыновление детей гражданами РФ и оказать дополнительную финансовую поддержку лицам, усыновившим (удочерившим) детей, оставшихся без попечения родителей.
А вот опекунам, попечителям, приемным родителям, супруге (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, вычеты повышаться не будут. Размер вычета останется на прежнем уровне:
— 1400 руб. — на первого ребенка;
— 1400 руб. — на второго ребенка;
— 3000 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка;
— 3000 руб. — на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка — учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы.
Сохранение вычетов на прежнем уровне объясняется тем, что на содержание детей в приемной семье производятся ежемесячные выплаты. Они осуществляются в порядке и размерах, которые установлены региональными законами. А вот семьи, усыновившие детей, таких мер поддержки от государства не получают.
Думается, что доставит радость родителям и увеличение с 280 000 до 350 000 руб. предельного размера дохода в налоговом периоде, рассчитываемого с начала года нарастающим итогом, по достижении которого стандартный налоговый вычет не предоставляется.
В числе приоритетов, регулирующих налогообложение граждан, выделены меры, направленные на систематизацию ряда освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).
Сейчас п. 1 ст. 217 НК РФ содержит положение об иных предусмотренных законодательством выплатах и компенсациях, не подлежащих налогообложению. На практике при применении такой неопределенной правовой нормы возникают споры. Правительство посчитало, что настала пора устранить этот недостаток и конкретизировать перечень выплат в соответствующих пунктах ст. 217 НК РФ.
Например, выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой (ст. 222 ТК РФ).
Замена производится в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и при условии, что такая компенсационная выплата предусмотрена коллективным договором и (или) трудовым договором.
Но положений, непосредственно предусматривающих освобождение от НДФЛ сумм такой выплаты, в ст. 217 НК РФ в настоящее время нет.
Поэтому в Основных направлениях НП предлагается, в частности, освободить от налогообложения компенсации в виде бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующие выплаты в денежной форме, а также бесплатную выдачу лечебно-профилактического питания.
На всех граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, планируется распространить норму об освобождении от налогообложения их доходов в виде оплаты стоимости проезда (включая и провоз багажа) к месту проведения отпуска (отдыха) на территории РФ и обратно.
В состав не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения) предлагается включить и следующие доходы:
— гранты Президента РФ, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ;
— материальную помощь, выплачиваемую органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
— материальную помощь, выплачиваемую из стипендиального фонда студентам;
— денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением на работу или обучение в другую местность.
Эти меры направлены на улучшение положения наиболее социально незащищенных групп населения.
Продолжают перечень поправки, которые коснутся п. 33 ст. 217 НК РФ. Согласно этому пункту от обложения НДФЛ освобождается помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны (и другими категориями лиц, указанными в этом пункте), в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.
В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне (2015 г.) Правительство РФ предполагает исключить указанное ограничение на сумму доходов. И тогда материальную помощь и подарки в любой сумме не нужно будет облагать НДФЛ.
Изменение порядка применения имущественных вычетов
К числу значимых отнесены и меры по совершенствованию порядка применения имущественных налоговых вычетов (п. 1.1.2 Основных направлений НП).
Сейчас, как мы знаем, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов, в частности на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Размер имущественного налогового вычета при этом ограничен суммой 2 000 000 руб. Но бывает так, что по разным причинам налогоплательщик не может использовать этот вычет полностью. Например, приобретение квартиры обошлось налогоплательщику в 1 500 000 руб. Оформив вычет и получив возврат налога с этой суммы, гражданин недоиспользовал вычет на сумму 500 000 руб. (2 000 000 — 1 500 000). Но по другому объекту получить вычет в размере недоиспользованной суммы он не вправе. Ведь повторное предоставление имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не допускается.
Правительство предлагает откорректировать норму и перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества жилых объектов (долей в приобретаемых объектах) в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета.
Иначе говоря, граждане смогут получать имущественный налоговый вычет многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Применительно к рассмотренному выше примеру гражданин сможет при покупке другого жилья получить имущественный вычет из его стоимости, но не выше остатка не израсходованной ранее суммы — 500 000 руб.
Наконец, в планах есть еще одна поправка, связанная с имущественным вычетом, которая касается имущественного вычета из стоимости собственности несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетние вправе воспользоваться указанным вычетом в случае, если они имеют доходы, подлежащие обложению НДФЛ по ставке в размере 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Например, родители продают приватизированную квартиру, находившуюся в общей долевой собственности менее трех лет, и в этом же году приобретают другую квартиру. В новой квартире у ребенка также есть аналогичная доля.
При приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности.
Значит, при оформлении квартиры каждый из совладельцев может воспользоваться имущественным налоговым вычетом исходя из его доли в указанном имуществе, в том числе и несовершеннолетний ребенок (при условии, что ранее он таким вычетом не пользовался). Положения гл.
23 НК РФ в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста. А согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/8617
Минпромторг разработал проект налогового стимулирования промышленных предприятий
В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация Минпромторга, в которой ведомство предлагает пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий. Предложения будут обсуждаться 4 февраля на встрече с «Деловой Россией», подтвердил представитель Минпромторга содержание презентации, отказавшись от других комментариев.
Ведомство предлагает льготы для инвестиций, налоговые каникулы по налогам на прибыль и на имущество для новых предприятий, ускоренную амортизацию российского оборудования и снижение страховых взносов для инжиниринговых компаний. Для новых компаний ставка налога на прибыль в федеральный бюджет будет обнулена, а в региональные — может быть понижена до 5%. Срок льгот — 10 лет, по страховым взносам — 6 лет.
По оценке Минпромторга, выпадающие доходы федерального бюджета (по потерям регионов оценок нет) составят 159 млрд руб. за 10 лет, зато эффект от них — 2,2 трлн руб. дополнительных поступлений. Основные потери понесут региональные бюджеты, куда зачисляется 18 из 20% налога на прибыль, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Получить льготы смогут компании любых отраслей, объясняет сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик, основными бенефициарами будут российский несырьевой бизнес и инвесторы.
Чтобы получить преференции, предприятие должно осуществить инвестиции на сумму не менее 20 млн руб. за один год, 50 млн за три года и 200 млн не более чем за пять лет.
Представитель Минфина отказался комментировать предложения до подготовки законопроекта.
Бизнес одобрит меру, так как она гарантирует предсказуемую доходность, привязывая налоговое бремя к доходности, считает партнер Greenwich Capital Лев Сныков. Преференции увеличат ликвидность для инвестиций, рад первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Представитель РСПП отказался давать оценку идеям, хотя проект назвал шагом в правильном направлении. Льготы стимулируют разработку новых месторождений, говорит сотрудник нефтяной компании. Преференции повысят инвестиционную привлекательность и желание компаний вкладываться в инфраструктуру, замечает сотрудник металлургической компании.
Но для бюджета эффект не очевиден, предупреждает он: сэкономленные средства компания не обязательно направляет на развитие.
Суслина тоже не уверена, что снижение налоговой нагрузки стимулирует развитие промышленности: большая проблема — административная нагрузка. Преференции по налогу на прибыль могли бы помочь при высоком экономическом росте, но не в условиях общей дестабилизации, говорит она.
В России достаточно стимулирующих налоговых механизмов, считает заведующая лабораторией налоговой политики Института Гайдара Татьяна Малинина, например, с 2007 г.
действует нелинейный метод амортизации в составе укрупненных групп, но немногие компании пользуются механизмом из-за его сложности.
Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/news/38957501/kanikuly-dlya-industrii