Решили с 01.01.2015 отказаться от усн? предупредите об этом налоговую не позднее 15.01.2015 — все о налогах

Добровольный отказ от УСН, когда можно и как нельзя | «Гарант-Сервис» г. Ярославль

Отказ от применения УСН без уведомления об этом налоговой инспекции не может служить основанием для применения к компании штрафных санкций. Контролеры считают несколько иначе, что нередко приводит к спорам. Суды зачастую принимают сторону бизнеса.

Перейти на УСН или возвратиться к общему режиму организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно в порядке, установленном Налоговым кодексом *(1).

«Упрощенец» вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом инспекцию не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения*(2).

Организация, которая три года применяла УСН, с начала 2012 года перешла на общий режим, но по каким-то причинам не направила в инспекцию уведомление. По итогам первого квартала организация представила налоговикам декларацию по НДС, в которой заявила к возмещению из бюджета определенную сумму налога.

Контролеры провели камеральную проверку представленной декларации, в результате чего было отказано в возмещении налога. Более того, инспекторы приняли в отношении фирмы решение о привлечении ее к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога*(3). Фирме был доначислен НДС, предъявлены штрафы и пени.

Основанием для принятия решения послужили выводы налоговых инспекторов о неправомерном заявлении компанией налоговых вычетов по НДС, поскольку она применяет УСН.

Компания не согласилась с решением налоговой инспекции и после неудачной попытки урегулировать спор в вышестоящей налоговой инстанции обратилась в суд. Суды всех инстанций отменили решение инспекции о привлечении фирмы к налоговой ответственности и об отказе в возмещении из бюджета сумм НДС. Решение судов первой и апелляционной инстанций утвердил ФАС Центрального округа*(4).

Дальнейшие споры по этому вопросу и попытки пересмотра принятых судебных актов можно считать непродуктивными. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ требование о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления НДС было отклонено и в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано*(5).

ВАС РФ в своем определении, в частности, указал, что суды сделали правильный вывод о том, что отказ от применения УСН является правом компании и носит уведомительный характер, фирма вела хозяйственную деятельность, оформляла первичные документы и представляла налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения, в связи с чем применение им данного налогового режима и вычетов по НДС является обоснованным.

Когда отказ невозможен

Во-первых, добровольный отказ от упрощенной системы даже при условии уведомления инспекции невозможен до окончания налогового периода*(6). Например, организация решила добровольно отказаться от применения УСН в середине календарного года, уведомила в июне об этом налоговую инспекцию, потом отстаивала свою позицию в суде и предсказуемо проиграла*(7).

Обращаем ваше внимание, что в ситуации, рассмотренной в начале статьи, организация добровольно перешла на общий режим налогообложения с начала нового налогового периода (календарного года), поэтому смогла успешно отстоять свою позицию в суде, несмотря на то что не уведомила об этом налоговый орган.

Во-вторых, невозможен частичный отказ от применения УСН для отдельных видов деятельности. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Индивидуальный предприниматель осуществляет развозную розничную торговлю по договорам поставки, применяя общую систему налогообложения (уплата НДФЛ). В отношении торговли через палатку предприниматель применял систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее по тексту — ЕНВД).

В 2011 году он подал в налоговую инспекцию заявление о переходе в следующем году с уплаты ЕНВД в отношении торговли через палатку на применение УСН с объектом налогообложения «доходы». Налоговая инспекция перевела на УСН в том числе и развозную торговлю.

На просьбу предпринимателя оставить его на общем режиме в 2012 году в отношении развозной розничной торговли был получен отказ.

Предприниматель обратился в Минфин России с просьбой пояснить, почему невозможно совмещение разных режимов налогообложения. И вот какой ответ получил индивидуальный предприниматель от Минфина России*(8).

Прежде всего, в этом ответе обращает на себя внимание позиция Минфина России, которая сводится к разрешительному по сути характеру отказа от применения упрощенной системы налогообложения на основе письменного уведомления.

Однако, как сказано в начале статьи, эта позиция не поддерживается судами, и, по нашему мнению, трактовка норм налогового права, данная судом, является приоритетной (с 2013 года уведомление налоговой о переходе на общий режим является обязательным условием для смены режима).

Что же касается совмещения разных налоговых режимов, то такое совмещение возможно только для ЕНВД и общего режима или ЕНВД и упрощенной системы или патентной и упрощенной систем налогообложения.

Объясняется это самой природой единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Если при общей либо упрощенной системе подлежат налогообложению все виды деятельности налогоплательщика, при ЕНВД — только те, которые поименованы в Налоговом кодексе *(9).

В заключение напомним, что переход с упрощенной системы на общую систему может быть обязательным.

Такой переход обязателен, если по итогам отчетного (налогового) периода облагаемые доходы компании превысили 60 миллионов рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие иным требованиям, установленным законом.

Такая компания считается утратившей право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие другим требованиям*(10).

Как и когда можно перейти с УСН на общий налоговый режим

┌─────────────────────────────┐ │ Отказ от УСН │ └─┬──────────────────────┬────┘ ▼ ▼
┌─────────────────┴───────┐ ┌───────────┴─────────────────────────┐
│ С начала нового │ │ В течение │
│ налогового периода │ │ налогового периода │
└────────────┬────────────┘ └───────────────────┬─────────────────┘ ▼ ▼
┌────────────┴────────────┐ ┌───────────────────┴─────────────────┐
│если компания уведомила │ │если нарушены условия применения УСН,│
│об этом │ │установленные Налоговым кодексом. В │
│налоговую инспекцию │ │частности: │
│ │ │- стоимость основных средств по │
│ │ │данным бухгалтерского учета превысила│
│ │ │100 млн. рублей │
│ │ │- доходы с начала налогового периода │
│ │ │превысили 60 млн. рублей │
│ │ │- численность сотрудников превысила │
│ │ │100 человек │
└─────────────────────────┘ └─────────────────────────────────────┘

*(10) п. 4 ст. 346.13 НК РФ

Источник: https://garant76.ru/articles/as200814-2/

Списание налогов с 1 января 2018 года. Что простили россиянам? — Я в курсе

 С нового года физлицам и ИП простили задолженность по имущественным налогам за периоды до 1 января 2015 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ опубликован на сайте Президента РФ).

  Статьей 12 закона № 436-ФЗ установлено, что недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на эту недоимку, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.

Решение о списании долгов налоговики принимают самостоятельно, без участия физлиц, на основании сведений в базе данных о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам. Подавать заявление в налоговую для этого не нужно. 

В декабре 2017 года было объявлено о налоговой амнистии для физлиц и ИП. На основании этого был принят закон, который определяет порядок и условия для списания долгов ИП и физлиц по налогам. В статье разберем по каким долгам предусмотрена налоговая амнистия, какова максимальная сумма по списанию налога, а также куда обратиться для аннулирования задолженности.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц.Налоговая амнистия прошлых лет

Для начала разберем что означает такое понятие как налоговая амнистия. Подразумевает налоговая амнистия следующее:

  • Освобождение от обязательства по уплате налога по определенным основаниям;
  • Освобождение от ответственности за нарушение обязательства, которое напрямую связано с уплатой налога.

Амнистия по налогам подразумевает также такие мероприяти

 

я, которые предоставляют налогоплательщику право уплатить налоги, сроки для уплаты платежей по которым уже истекли. До настоящего времени были следующие виды налоговых амнистий:

  • В 1993 году налоговая амнистия длилась1 месяц и 3 дня, при этом юр- и физлица имели право заявить о имеющихся у них недоимках, после чего перечислить их бюджет без возможных последствий;
  • В 2007 году амнистия длилась 1 год, при этом участие принимали только ИП и физлица, а погасить можно было только доходы, которые получены были до 2006 года;
  • В 2015 году амнистия длилась с июля по декабрь 2015 года, при этом некоторые налогоплательщики могли подавать декларации, открывая при этом свои активы (имущество и денежные средства), которые ранее держали в тайне.
  • Важно! Полной отмены задолженности по налогам при амнистии прошлых лет не было.

Налогоплательщик был обязан только заплатить налог в бюджет и (или) сдать декларацию, избежав при этом штрафных санкций. Налоговая амнистия настоящего времени предусматривает полное освобождение по некоторым заложенностям налогоплательщика как по налогам, так и страховым взносам.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Заявление Путина на конференции в декабре 2017 года содержало следующую информацию: возникшая за предыдущие годы задолженность по налогам иногда не связана с самим физлицом, а связана напрямую только с несовершенством налоговой системы.

При этом объем задолженности составляет 41 млрд. рублей и касается он 42 млн. человек. Основное предложение при этом заключалось в том, что людей следует освободить от этих выплат таким образом, чтобы им не пришлось обращаться в налоговую инспекцию.

Касаться такая амнистия должна как физлиц, так и предпринимателей.

После такого заявления Президента РФ был принят закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2018 года.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Чьи долги будут списаны

Как уже оговаривалось выше, амнистия коснется предпринимателей и физлиц, при этом под этим категориями налогоплательщиков подразумеваются:

  • Физлица: под ними подразумевают граждан, которые обладают правами и дееспособностью. Правоспособность у граждан возникает при рождении, а дееспособность – после совершеннолетия;
  • ИП: под предпринимателем понимаю физлицо, прошедшее процедуру по регистрации ее в качестве предпринимателя. Получая такой статус, физлицо имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, то есть предпринимательскую.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог)

Физлица обязаны уплачивать следующие виды налогов:

  • Транспортный – оплачивает лицо, на которое зарегистрировано ТС (Читайте также статью ⇒ Транспортный налог для физических лиц в 2018 году);
  • На имущество – оплачивает лицо, которое является собственником недвижимости, являющейся объектом налогообложения и находящейся в РФ;
  • Земельный – оплачивает лицо, владеющее земельным участком на праве пользования (постоянного, бессрочного) или пожизненно наследуемого владения.

Уплата налогов физическими лицами происходит на основании уведомлений, направляемых налоговыми органами. В таких уведомлениях содержится информация по начисленным налогам, а также по задолженности и пени по этим налогам.

Важно! Указанные выше налоги попадают под налоговую амнистию. Недоимка по ним списывается по состоянию на 1 января 2015 года, а также пени, начисленные по ним.

При этом каких либо особых условий по списанию задолженности по указанным налогам нет, то есть не важно к какой категории граждан принадлежит гражданин (инвалид, пенсионер и т.д.), не имеет значение какой доход у гражданина или у членов его семьи, а также не разбирается причина, которая послужила основанием для неуплаты налога.

Каких либо ограничений по минимальному и максимальному размеру списания налога нет, то есть спишется вся недоимка, сложившаяся к 1 января 2015 года. Пени также аннулируются, но по состоянию на ту дату, которой налоговая приняла решение о списании долгов.

К примеру, гражданин имеет недоимку по налогу в размере 12 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года. К за весь период задолженности ему начислялись пени, которые оставили 5 000 рублей, то есть общие его долг равен 15 000 рублям. Вся сложившаяся сумма (15 000) будет списана, то есть будет признана безнадежной к взысканию и попадает по амнистию.

Налоговая амнистия для ИП

Теперь рассмотрим каким образом амнистия коснулась предпринимателей. ИП в зависимости от системы налогообложения уплачивают следующие налоги:

  • ОСНО, при такой системе предприниматель уплачивает НДФЛ и НДС;
  • УСН, предприниматель уплачивает единый налог (Читайте также статью ⇒ Отмена УСН для ИП: последние новости 2018);
  • ЕНВД, предприниматель уплачивает единый налог, не зависящий от его доходов;
  • ПСН, предприниматель оплачивает стоимости патента;
  • ЕСХН, предприниматель уплачивает единый налог, применяют только сельхозпроизводители.
  • Важно! Налоговая амнистия подразумевает списание задолженности по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года.

При этом исключаются следующие виды налогов для ИП: это налог на добычу полезных ископаемых, акциз и налоги, уплачиваемые при перемещении товара через границу РФ.

Налоговая амнистия коснулась даже тех предпринимателей, которые уже этот статус утратили. Суммы при списании долгов при этом не ограничены. Основанием для списания долга является только факт наличия задолженности на 1 января 2015 года, при этом никакие дополнительные условия во внимание не принимаются.

Куда обращаться

Для предпринимателей и физических лиц специальное обращение в налоговую не потребуется. Решение по списанию долгов налоговая примет самостоятельно на основании собственных данных. При этом оповещать налогоплательщиков инспекция не обязана. Узнать, попала ли задолженность предпринимателя или физлица под амнистию можно проведя сверку с налоговым органом.

Читайте также:  Если нет заработной платы - нужно ли сдавать отчет 6-ндфл - все о налогах

Следует иметь в виду, что амнистия касается только тех лиц, у которых сложилась задолженность на указанную дату, все те предприниматели и физлица, которые уплачивали налоги своевременно не могут претендовать на их возврат из бюджета.

Налоговая амнистия по страховым взносам ИП

В настоящее время сложилась довольно большая сумма задолженности предпринимателей по страховым взносам, уплачиваемым «за себя». Налоговая амнистия позволяет простить предпринимателям задолженность по этим суммам, а также начисленные по ним пени и штрафы.

На основании принятого закона об амнистии, под амнистию попадают страховые взносы, пени и штрафы, подлежащие к уплате в ПФР, ФСС и ФФОМС для тех предпринимателей, которые занимаются частной практикой (например, нотариусы или адвокаты) по состоянию на 1 января 2017 года, либо для тех предпринимателей, кто к этому периоду прекратил уже свою деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=h4qHmohVTKM

При этом учитываться будут следующие условия:

  • Задолженность спишется только тем предпринимателям, которые свою деятельность не вели и отчетность не сдавали;
  • Основанием для списания является долг в налоговый орган и фонды, специальные документы предпринимателю не потребуется.

Важно при этом понимать, что те предприниматели, которые платили взносы и налоги, но имеют по одному из платежей задолженность не попадают под амнистию. То есть распространяется она только на тех ИП, кто зарегистрировались, но заниматься бизнесом не смогли.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Принят закон, которым списаны долги физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) по налогам и взносам.

СМИ протрубили о налоговой амнистии, как неким большим благом для граждан.

Но давайте проанализируем, кого же коснулась эта «амнистия».

«Налоговая амнистия» объявлена в отношении доходов, полученных налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом и сведения о которых представлены налоговым агентом в установленном Налоговым кодексом порядке.

Вот, как звучит на языке закона:

Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

«72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:

в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

в виде дивидендов и процентов;

в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;

в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.»;

Кто такие налоговые агенты? По существу это все лица, которые обязаны при выплате гражданам денежных средств удержать налог или налоговые органы, которые начисляют налог на квартиры, дачи, земельные участки, к примеру.

Допустим, выплатил Застройщик Вам сумму неустойки, а налог на доходы не удержал в размере 13% , тогда он обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Вот эта сумма налога и будет списана. Много ли таких вот ситуаций у граждан? Думаю, нет. Хотя, можно назвать еще одну, как списание кредита банком, как безнадежного и соответственно возникновении обязанности сообщить о «доходе» гражданина, ведь он не выплатил банку долг, сэкономил, а значит доход получил, с него 13% должен заплатить, вот банк и сообщает об этом в ИФНС.

Или не уплатили Вы вовремя налог на имущество, которую ИФНС начислила, то тоже спишут за указанный период.

Перечень документов и порядок списания будет утверждать Федеральная налоговая служба.

Также были внесены изменения в порядок уплаты земельного налога гражданами, пользующимися льготами по его уплате (пенсионеры, инвалиды), распространив изменения на период с 01.01.2017 года.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ныне, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в частности для пенсионеров:

получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Источник: https://ya-v-kurse.ru/info/spisanie-nalogov-s-1-yanvarya-2018-goda-chto-prostili-rossiyanam/

Как отказаться от применения УСН

Отказ от упрощенки возможен как по инициативе самой организации, так и в обязательном порядке. 

Добровольный отказ от УСН

По собственной инициативе организация может отказаться от данного спецрежима в добровольном порядке или в связи с прекращением деятельности, в отношении которой применялась упрощенка.

В первом случае перейти на другой режим налогообложения организация вправе только с начала следующего календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

Применять другой режим можно уже с 1 января следующего года, а не позднее 15 января в налоговую инспекцию нужно направить уведомление об отказе от упрощенки (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Внимание: если в установленный срок организация не уведомит налоговую инспекцию об отказе от применения упрощенки, ей придется применять этот спецрежим как минимум еще один год. Это следует из положений пункта 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и писем ФНС России от 10 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17109 и от 19 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11587.

Если организация несвоевременно уведомит налоговую инспекцию об отказе от применения упрощенки, инспекция проинформирует ее о нарушении правил изменения налоговых режимов, предусмотренных законодательством (письмо ФНС России от 10 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17109).

Кроме того, не признав правомерность отказа организации от упрощенки, инспекция может оспорить обоснованность применения общей системы налогообложения в суде. Например, если в каком-либо периоде организация потребует возмещения НДС из бюджета. Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды встают на сторону налоговых инспекций (см.

, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 октября 2009 г. № А03-3115/2009 и Уральского округа от 6 марта 2009 г. № Ф09-986/09-С2). Но есть примеры судебных решений, из которых следует, что само по себе уведомление об отказе от упрощенки не имеет решающего значения.

Если с начала года организация фактически прекратила применять упрощенку и стала подавать декларации по налогам, предусмотренным общей системой налогообложения, то у инспекции нет оснований для пресечения таких действий (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 16 января 2014 г. № А68-276/2013 и от 22 сентября 2010 г.

№ А48-673/2010, Уральского округа от 4 сентября 2013 г. № Ф09-8269/13 и от 9 октября 2012 г. № Ф09-9293/12, Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2010 г. № А33-2847/2010). 

Во втором случае перейти на другой режим налогообложения организация может с момента прекращения деятельности, в отношении которой применялась упрощенка. Для этого в налоговую инспекцию нужно направить уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Уведомить налоговую инспекцию нужно в течение 15 рабочих дней со дня прекращения деятельности, в отношении которой организация применяла упрощенку. При этом не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором организация прекратила такую деятельность, нужно перечислить в бюджет итоговую сумму единого налога и подать соответствующую налоговую декларацию.

Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 346.13, пункта 7 статьи 346.21 и пункта 2 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

В некоторых случаях организации.

Обязательный отказ от УСН

Основания для отказа от упрощенки

Организации (в т. ч. автономные учреждения) обязаны отказаться от упрощенки, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения, а именно:

  • по итогам отчетного (налогового) периода доходы с учетом коэффициента-дефлятора превысят 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329);
  • средняя численность сотрудников превысит 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале организации, применяющей упрощенку, превысит 25 процентов;
  • остаточная стоимость основных средств превысит 100 000 000 руб.;
  • у организации появятся филиалы или возникнут другие обстоятельства, при которых применение упрощенки запрещено;
  • организация, которая платит единый налог с доходов, станет участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Подробный перечень организаций, которые не вправе применять упрощенку, приведен в пунктах 3 и 4 статьи 346.12 и пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке перейти на общую систему налогообложения, если в течение года доля участия других организаций в ее уставном капитале превысит 25 процентов?

Да, должна, если допущенное нарушение не будет своевременно устранено.

По общему правилу организация не вправе применять упрощенку, если доля участия других организаций в ее уставном капитале превышает 25 процентов.

Если по итогам отчетного (налогового) периода данное условие не выполняется, то организация теряет право применять упрощенку с начала квартала, в котором было допущено нарушение.

Это следует из положений подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Проверять, отвечает ли уставный капитал по своей структуре установленным требованиям, надо на конец отчетного периода (I квартала, полугодия, девяти месяцев) и по окончании года. Поэтому, если в течение этих периодов организация допустила нарушение, но на отчетную дату это нарушение было устранено, организация сохраняет за собой право применять упрощенку.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-11-06/3/29239. Письмо адресовано плательщикам ЕНВД. Но, учитывая, что ограничения по структуре уставного капитала и последствия нарушения этих ограничений при упрощенке и ЕНВД аналогичны, выводами, которые содержатся в этом письме, можно руководствоваться и в рассматриваемой ситуации.

Пример определения правомерности применения упрощенки организацией, нарушившей ограничения по структуре уставного капитала

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей и применяет упрощенку.

До 20 июля текущего года 100 процентов уставного капитала «Гермеса» принадлежали гражданину А.А. Иванову. 20 июля Иванов продал свою долю ООО «Альфа». 20 сентября «Альфа» реализовала 80 процентов доли в уставном капитале «Гермеса» гражданину А.П. Беспалову.

Несмотря на то что с 20 июля по 20 сентября ограничение по участию в уставном капитале других организаций не выполнялось, по окончании девяти месяцев «Гермес» сохраняет за собой право на применение упрощенки. По состоянию на отчетную дату (30 сентября) доля участия в уставном капитале «Гермеса» составляет:

  • ООО «Альфа» – 20 процентов;
  • гражданин Беспалов – 80 процентов.

Учитывая, что нарушение, допущенное в течение отчетного периода, было устранено к его окончанию, «Гермес» не лишается права на применение упрощенки с начала III квартала и может применять этот спецрежим в дальнейшем.

Ситуация: можно ли продолжать применять упрощенку, если организация (автономное учреждение) приобрела 30 процентов уставного капитала другой организации?

Да, можно.

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень организаций, которые не могут применять упрощенку (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Организации, которые вносят вклады в уставные капиталы других организаций, в этот перечень не входят (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Ограничения, связанные со структурой уставного капитала, действуют только в отношении дочерних организаций, участниками которых являются другие организации (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Ситуация: можно ли продолжать применять упрощенку организации (автономному учреждению), реорганизованной в форме присоединения, если присоединенная к ней организация применяла общий режим налогообложения?

Да, можно, если после реорганизации будут выполнены условия применения упрощенки.

При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность. Реорганизованная организация при этом приобретает права и обязанности присоединенной. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 57 и пункте 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Значит, при реорганизации в форме присоединения реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а лишь приобретает имущество и обязанности присоединенной организации. Поэтому как продолжающая свою деятельность она должна применять упрощенку (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

Если же в результате реорганизации окажутся нарушены условия применения упрощенки (например, доходы организации с учетом коэффициента-дефлятора превысят предельную величину), перейдите на другой режим налогообложения с начала того квартала, в котором завершилась реорганизация (абз. 1 п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Моментом завершения реорганизации считайте день, когда в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности присоединенной организации (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Читайте также:  Рассчитываем выходное пособие при ликвидации организации - все о налогах

В числе обязательств, приобретаемых реорганизованной организацией, есть обязанность заплатить налоги за присоединенную организацию (п. 1, 5 ст. 50 НК РФ). Поэтому после реорганизации погасите кредиторскую задолженность перед бюджетом. Это может быть задолженность по налогу на прибыль, НДС и другим налогам, уплачиваемым при общей системе налогообложения.

Ситуация: может ли организация, созданная в результате преобразования, применять упрощенку, если этот спецрежим применяла преобразованная организация? Правопреемник не уведомил налоговую инспекцию о том, что он применяет упрощенку/

Нет, не может.

В результате реорганизации в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) образуется новая организация. Реорганизованная организация прекращает свою деятельность и передает права и обязанности вновь созданной. Такие правила содержатся в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку в результате реорганизации образовалась новая организация, на нее распространяется тот же порядок перехода на упрощенку, что и для вновь созданных организаций.

В частности, если все условия применения упрощенки будут выполнены, в течение 30 календарных дней после постановки новой организации на учет в налоговую инспекцию нужно подать уведомление о переходе на упрощенку. С этого же момента начинайте применять спецрежим. Если уведомление не подавалось, применять упрощенку правопреемник преобразованной организации не может.

Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13, подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 24 февраля 2014 г. № 03-11-06/2/7608.

Расчет предельной величины доходов

Предельная величина, при превышении которой налогоплательщик теряет право на применение упрощенки, установлена только в отношении доходов, получаемых от деятельности на этом спецрежиме.

В расчет предельной величины доходов не включайте доходы от деятельности на ЕНВД, а также доходы контролируемых иностранных компаний, дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых уплачивается налог на прибыль.

Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 28 мая 2013 г. № 03-11-06/2/19323.

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, если в 2016 году доходы от деятельности организаций на упрощенке с учетом коэффициента-дефлятора не превышают 79 740 000 руб., они могут применять этот спецрежим независимо от величины доходов, которые облагаются налогами в соответствии с другими системами налогообложения.

Ситуация: можно ли продолжать применять упрощенку, если доходы организации (автономного учреждения) превысили установленный предел, но часть их не оплачена?

Да, можно.

При расчете лимита нужно учитывать только фактически поступившую оплату за реализованные товары (работы, услуги) и оплаченные внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Неоплаченные доходы при расчете лимита не учитывайте. Таким образом, если оплаченные доходы организации или автономного учреждения в 2016 году не превышают 79 740 000 руб.

, они могут применять упрощенку.

Период отказа от УСН

Отказаться от применения упрощенки нужно с начала того квартала, в котором произошло событие, не допускающее дальнейшее применение этого спецрежима.

С начала этого квартала рассчитывайте и платите налоги в соответствии с общей системой налогообложения. Штрафы и пени за несвоевременное перечисление налогов (авансовых платежей) платить не нужно.

Но только в том случае, если организация или предприниматель в срок перешли на общую систему. Иначе заплатить пени и штрафы все же придется.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 июля 2015 г. № 03-11-09/40378, которое было доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 августа 2015 г. № ГД-4-3/14234.

Ситуация: в каком квартале ООО должно отказаться от применения упрощенки? Участник общества (гражданин) продал другой организации свою долю, размер которой превышает 25 процентов уставного капитала ООО. Купля-продажа и регистрация изменений состоялись в разных кварталах.

Отказаться от УСН нужно с начала квартала, в котором состоялось нотариальное удостоверение сделки.

Организация обязана отказаться от применения упрощенки, если доля участия других организаций в ее уставном капитале превысит 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом она должна перейти на общую систему налогообложения с начала того квартала, в котором право на упрощенку было потеряно (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Изменение сведений о размере доли каждого участника общества фиксируется в списке участников и подлежит регистрации в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 11, ст. 31.1 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если участник общества продает свою долю третьему лицу, сделка должна быть нотариально удостоверена (п. 11 ст. 21 Закона от 8 февраля 1998 г.

№ 14-ФЗ, письмо ФНС России от 25 июня 2009 г. № МН-22-6/511). Несмотря на то что после нотариального удостоверения такой сделки изменения в составе участников подлежат регистрации в ЕГРЮЛ, доля уставного капитала общества переходит к ее новому владельцу именно с момента нотариального удостоверения сделки (п. 12 ст.

 21 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Следовательно, общество считается утратившим право на применение упрощенки в том квартале, когда сделка, направленная на отчуждение доли, была нотариально удостоверена. Например, если нотариальное удостоверение сделки состоялось 31 марта, а изменения в составе участников были зарегистрированы 1 апреля, организация должна перейти на общую систему налогообложения с начала I квартала.

Уведомление налоговой инспекции

Если налогоплательщик утратил право применять упрощенку, сообщите об этом в налоговую инспекцию не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма сообщения об утрате права на применение упрощенки утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

Внимание: если организация не сообщит в налоговую инспекцию, что она утратила право применять упрощенку, или подаст сообщение с опозданием, ее могут привлечь к налоговой ответственности, а руководителя – к административной.

Организации грозит штраф в размере 200 руб. (ст. 126 НК РФ, письмо Минфина России от 14 июля 2015 г. № 03-11-09/40378). А руководителя по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, не забудьте сдать декларацию по единому налогу за период работы на упрощенке. Сделать это нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН. Подробнее об этом см. Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 июля 2015 г. № 03-11-09/40378, которое было доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 августа 2015 г. № ГД-4-3/14234.

Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/usn/kak_otkazatsja_ot_primenenija_usn/8-1-0-168

Выбор налогового режима – 2015: правила перехода

Источник: Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Подходит к концу очередной налоговый период по УСНО: завершается 2014 год. Действующее налоговое законодательство предоставляет субъектам малого предпринимательства, в том числе «упрощенцам», право выбора как объекта налогообложения при применении УСНО, так и налогового режима в целом.

Мы не ставим своей целью сравнение налоговой нагрузки при разных налоговых режимах или объектах налогообложения при УСНО.

Это в большей степени зависит от конкретных условий ведения предпринимательской деятельности.

Мы представляем информацию о том, какие шаги надо сделать и какие сроки надо соблюсти, если организацией или индивидуальным предпринимателем применяющим УСНО, принято решение в целях оптимизации налогообложения изменить объект налогообложения или перейти на общий режим с 2015 года.

Ответим также на вопрос о том, надо ли что‑либо делать, если «упрощенец» планирует применять УСНО и в 2015 году и не собирается менять объект налогообложения. Кроме того, подскажем, что надо сделать, если принято решение о переходе на УСНО с 2015 года.

Если организация и индивидуальный предприниматель применяют УСНО…

Если организация и индивидуальный предприниматель применяют УСНО в 2014 году, то, подведя предварительные итоги своей деятельности за 2014 год, они могут принять следующие решения о выборе налогового режима в 2015 году:

  • продолжить применять УСНО, не меняя выбранный объект налогообложения;
  • продолжить применять УСНО и изменить объект налогообложения;
  • перейти с УСНО на общий режим налогообложения.

Отметим, что организация и индивидуальный предприниматель могут кроме УСНО или общего режима применять также спецрежим в виде ЕНВД или ПСН (применяется только индивидуальными предпринимателями).

Сегодня это добровольный выбор налогоплательщика Но здесь важно помнить, что на УСНО или общий режим налогообложения переходит организация или индивидуальный предприниматель в целом, а спецрежим в виде ЕНВД или ПСН применяется в отношении отдельного вида предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщик применяет УСНО и ничего менять в 2015 году не планирует…

Если налогоплательщик применяет УСНО в 2014 году и ничего менять с 2015 года не собирается, возникает вопрос о том, надо ли ему уведомлять налоговый орган о том, что он продолжает применять УСНО.

Согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 60 млн руб.

и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.

14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде.

Остановимся на размере предельной величины доходов для целей применения УСНО. В целях применения гл. 26.2 НК РФ на 2014 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,067 (Приказ Мин­экономразвития РФ от 07.11.2013 № 652). Соответственно, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 года равен 64,020 млн руб.

Действующими нормами гл. 26.2 НК РФ не установлена обязанность для налогоплательщика уведомлять налоговый орган о продолжении применения данного специального налогового режима.

Таким образом, если налогоплательщик правомерно применяет УСНО в 2014 году и соответствует всем критериям, установленным гл. 26.2 НК РФ, в том числе если соблюдается предельный размер доходов, он не обязан уведомлять налоговый орган о продолжении применения УСНО в 2015 году.

К сведению:

Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 № 685 установлены следующие коэффициенты-дефляторы на 2015 год:

  • в целях применения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ – 1,147;
  • в целях применения гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ – 1,798;
  • в целях применения гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ – 1,147.

Соответственно, предельный размер доходов для целей применения УСНО в 2015 году будет равен 68,82 млн руб.

Если налогоплательщик применяет УСНО и с 2015 года планирует изменить объект налогообложения…

Если налогоплательщик применяет УСНО в 2014 году и с 2015 года планирует изменить объект налогообложения, возникает вопрос: имеет ли «упрощенец» право изменить объект налогообложения, а если да, то какие шаги надо предпринять и какие сроки нужно соблюсти?

Уникальность такого специального налогового режима, как УСНО, заключается в том, что это единственный налоговый режим, предоставляющий налогоплательщику право выбора объекта налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы».

Единственное ограничение установлено для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом: они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В рамках данного материала мы не рассматриваем преимущества того или иного объекта налогообложения, поскольку, по мнению автора, это зависит исключительно от конкретной предпринимательской деятельности конкретного «упрощенца». У каждого из этих объектов налогообложения есть свои плюсы и минусы, и для того, чтобы сделать выбор, необходимо просчитать налоговую нагрузку в зависимости от объекта налогообложения.

Глава 26.2 НК РФ дает возможность «упрощенцам» ежегодно менять объект налогообложения, чем и пользуются налогоплательщики. В данном случае необходимо лишь учитывать переходные положения по учету расходов.

Итак, «упрощенцы» вправе ежегодно менять объект налогообложения. Но сделать это можно только с начала налогового периода, то есть с 1 января 2015 года (ст. 346.14 НК РФ). В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налого­обложения.

Если принято решение об изменении объекта налогообложения с 2015 года, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В нашем случае уведомить налоговый орган надо до 31 декабря 2014 года.

Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» утверждена рекомендуемая форма 26.2‑6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения».

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/43885-vybor-nalogovogo-rezhima-2015-pravila-perehoda.html

Судебный вердикт: можно применять ОСНО, не отказываясь от УСН

Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.06.

2017 № Ф05-8889/2017 признал, что налоговики не вправе блокировать счета налогоплательщиков за несдачу деклараций УСН в тех случаях, когда плательщики не отказывались от применения УСН, но фактически применяли ОСНО.

Обществу заблокировали банковский счет за несдачу декларации УСН. При регистрации общество подало уведомление о применении УСН, но фактически этот спецрежим не применяло и платило налоги по ОСНО.

отмена решения о блокировке банковского счета

организация

Основанием для приостановления операций по счету явилась несдача организацией декларации УСН. Инспекция исходила из того, что положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для перехода с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.

Так, плательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). В случае нарушения этого порядка плательщик остается упрощенцем, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению налога по УСН.

Уведомление об отказе от применения УСН в адрес инспекции от общества не поступало. Следовательно, общество, по мнению инспекции, обязано было отчитываться о применении спецрежима, представляя в ИФНС соответствующие декларации.

Несдача декларации грозит приостановлением операций по счетам в банках (ст. 76 НК РФ).

Читайте также:  Заполняем поле 104 в платежном поручении (нюансы) - все о налогах

Кассационный суд отклонил эти доводы налоговиков и признал решение о блокировке счета незаконным. Суд пояснил, что переход налогоплательщиков на УСН и возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер. Ненаправление уведомления об отказе от УСН не влечет невозможности применения ОСНО.

В случае несоблюдения компанией условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у ИФНС нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе. Общество в течение всего времени своей работы представляло в инспекцию налоговые декларации по ОСНО. Декларации налоговым органом были приняты. Налоги также уплачивались по общей системе налогообложения.

Повторное начисление налога по УСН на объекты, на которые уже начислен налог по иной системе налогообложения, не предусмотрено. Таким образом, фактически заявитель не перешел на УСН с момента своей регистрации, и у него отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по УСН.

Следовательно, оснований для приостановления операций по счетам общества в банке у ИФНС не имелось.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/59802/

Единый налог при УСН. По какой форме, в какие сроки, какими способами сообщать в налоговую инспекцию о желании перейти на спецрежим?

Сообщать лучше по форме № 26.2-1, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-3/829 от 2 ноября 2012 г. Делать это нужно в сроки и способами, которые утверждены законодательством РФ.

Форма уведомления

Организация (индивидуальный предприниматель) вправе перейти на УСН в случае соответствия всем необходимым требованиям, предусмотренным гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию по месту учета организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) письменное уведомление.
Подтверждение: п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

Рекомендуемая форма уведомления (форма № 26.2-1) утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-3/829 от 2 ноября 2012 г.

При этом Налоговый кодекс РФ не содержит правила о том, что сообщить о переходе на УСН нужно по строго установленной форме. Поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе использовать также свободную форму.

Подтверждение: п. 1, 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России № 03-11-05/96 от 3 ноября 2005 г.

(в части составления в свободной форме заявления о переходе на УСН) – его выводы верны и в отношении уведомления.

Чтобы избежать споров с налоговыми инспекторами, в качестве сообщения о переходе на УСН организации (индивидуальному предпринимателю) лучше использовать форму, рекомендуемую ФНС России (см. Образец).

Способы подачи уведомления

Уведомление может быть:
– подано лично или через представителя (законного или уполномоченного); – направлено по почте заказным письмом;

– передано в электронном виде (с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Подтверждение: п. 5.1 ст. 84 Налогового кодекса РФ.

Срок представления уведомления

Подать в налоговую инспекцию письменное уведомление необходимо в срок, который будет зависеть от того, какая организация (индивидуальный предприниматель) переходит на УСН:
– вновь созданная организация (вновь зарегистрированный ИП);
– организация (ИП), которая применяет иной режим налогообложения.

При этом особые сроки установлены в отношении организаций, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сведения о которых были внесены в ЕГРЮЛ и которые изъявили желание перейти на УСН с 1 января 2015 года.

Подтверждение: п. 1 ст. 346.12, п. 1, 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Если организация (ИП) не подала соответствующее уведомление в установленные сроки, то она не вправе применять УСН. То есть представление уведомления о переходе на спецрежим является обязательным условием его применения.
Подтверждение: пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

При этом судебная практика по вопросу применения УСН, если уведомление представлено с нарушением установленного срока, сложилась неоднозначная (есть решения, принятые как в пользу налоговой инспекции, так и в пользу позиции плательщиков единого налога при УСН).

При этом в целях обеспечения единообразного подхода при рассмотрении спорных ситуаций по данному вопросу Президиум Верховного суда РФ рекомендует судам руководствоваться следующей позицией: организация (ИП), которая несвоевременно представила уведомление о переходе на УСН, вправе применять данный спецрежим, если налоговая инспекция фактически признала обоснованность применения специального режима налогообложения налогоплательщиком (п. 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного суда РФ 4 июля 2018 г. (направлен налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России № КЧ-4-7/14643 от 30 июля 2018 г.)).

Ситуация Позиция организации (ИП) Позиция налоговой инспекции Решение суда
Гражданин встал на налоговый учет как ИП и представил пакет необходимых документов 22 сентября 2015 года. Однако среди них не было уведомления о применении УСН. Соответствующее уведомление поступило в инспекцию только 1 августа 2016 года. Но ИП применял УСН с момента регистрации в данном качестве Предприниматель посчитал нарушение срока подачи уведомления о применении УСН несущественным и применял спецрежим с момента своей регистрации

Если организация (ИП) не подала соответствующее уведомление в установленные сроки, то она не вправе применять УСН (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Исходя из данных норм налоговая инспекция доначислила предпринимателю налоги по общей системе налогообложения

Определение Верховного суда РФ № 309-КГ17-13365 от 29 сентября 2017 г.

Судьи поддержали позицию налоговой инспекции.

Они подчеркнули, что правовой неопределенности в этом вопросе нет.

Налогоплательщики, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки, не вправе применять этот режим налогообложения. При отсутствии соответствующего волеизъявления плательщик обязан применять общий режим налогообложения. Налоговое законодательство однозначно определяет порядок приобретения права на применение УСН и последствия несоблюдения этого порядка.

Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного суда РФ № 309-КГ17-15287 от 26 октября 2017 г.

ИП с момента регистрации применял УСН. Однако уведомление о переходе на данный спецрежим он подал после полученного от налоговой инспекции сообщения о том, что в приеме декларации по УСН отказано по причине отсутствия уведомления о переходе на спецрежим

ИП на протяжении двух лет применял спецрежим, уплачивал соответствующие авансовые платежи, единый налог и представлял отчетность. Претензий со стороны налоговой инспекции не поступало

Налоговая инспекция, обнаружив факт отсутствия уведомления о переходе на УСН, отказала предпринимателю в применении данного спецрежима

Постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-15900/2016 по делу N А41-92205/2015 от 29 ноября 2016 г.

Судьи поддержали индивидуального предпринимателя.

Отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствующих о применении данной системы налогообложения налогоплательщиком и признании данного факта налоговой инспекцией (выставление требования об уплате недоимки по УСН, прием налоговой декларации), не влечет запрета в применении УСН.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа № Ф05-5392/2016 по делу N А41-82076/2015 от 12 мая 2016 г.

Для вновь созданной организации (вновь зарегистрированного ИП)

Таким организациям (ИП) нужно представить уведомление не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговой инспекции. С этой же даты (даты постановки на учет) организация (ИП) признается плательщиком единого налога при УСН. Дата постановки на учет указана в свидетельстве о постановке на учет в налоговой инспекции.

Подтверждение: абз. 1 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Чтобы не пропустить установленный для подачи уведомления срок, вновь созданная организация (вновь зарегистрированный ИП) вправе подать его одновременно с документами о регистрации организации (ИП).

Этот вариант представления предусмотрен самой формой уведомления (форма № 26.2-1), утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-3/829 от 2 ноября 2012 г.

Так, в ней указано на возможность проставления кода признака налогоплательщика «1», который означает «Организации и индивидуальные предприниматели, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию».

В этом случае переход происходит с даты постановки на налоговый учет, о чем также проставляется цифровой код в утвержденной форме уведомления – «2» (без указания конкретной даты).

Кроме того, при постановке кода признака плательщика «1» не требуется заполнения ИНН, КПП, сведений о доходах и остаточной стоимости основных средств в уведомлении.

Также о возможности подачи уведомления о переходе на УСН вместе с пакетом документов на регистрацию прямо указано на сайте ФНС России.

Аналогичный порядок представления уведомления о переходе на УСН действует в отношении правопреемников организаций, которые реорганизованы в формах выделения, преобразования, слияния, разделения. Особый порядок действует в случае реорганизации в форме присоединения.

Для организации (ИП) при переходе с иного режима налогообложения

Представлять уведомление о переходе на УСН по общему правилу нужно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация (ИП) предполагает применять УСН (п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Такой порядок действует при добровольном переходе на УСН с других режимов налогообложения (в частности, ОСНО, ЕНВД, ПСН).

При этом если последний день срока приходится на выходной (нерабочий праздничный) день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России № 03-11-06/3/70 от 11 октября 2012 г.).

В 2017 году 31 декабря приходится на воскресенье. Соответственно, крайний срок подачи уведомления переносится на 9 января 2018 года. Вместе с тем во избежание споров с налоговой инспекцией целесообразно представить уведомление до конца текущего 2017 года (Информация УФНС России по Томской области от 27 октября 2017 г.).

Исключение – организации (ИП), в течение календарного года прекратившие вести деятельность, в отношении которой они уплачивали ЕНВД, и начавшие иную деятельность, по которой намереваются применять УСН.

Такие организации (ИП) вправе применять УСН по новому виду деятельности с начала того месяца, в котором они перестали исполнять обязанность по уплате ЕНВД.

Уведомить налоговую инспекцию о переходе на УСН в этом случае необходимо не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

Однако на организации (ИП), которые утратили право на применение спецрежима в виде ЕНВД по иным причинам (в т. ч.

из-за несоответствия критериям плательщика ЕНВД или превышения установленного ограничения физического показателя по виду деятельности, облагаемому в рамках ЕНВД), указанное исключение по сроку представления уведомления не распространяется.

Соответственно, они могут подать уведомление о переходе на УСН только на общих условиях – до 31 декабря года, предшествующего году применения УСН (с учетом правил о переносе последнего дня срока, приходящегося на выходной или нерабочий день), а применять УСН – с начала следующего налогового периода (календарного года).

Точная дата начала применения УСН должна быть указана в уведомлении, подаваемом в налоговую инспекцию.

Особый порядок предусмотрен в отношении организаций (ИП), которые на момент утраты права на применение спецрежима в виде ЕНВД уже являлись плательщиками единого налога при УСН (в рамках других видов деятельности).

Они вправе продолжить применение УСН по всем видам деятельности без подачи каких-либо уведомлений с момента потери права на уплату ЕНВД.

Это объясняется тем, что УСН распространяется на деятельность организации (ИП) в целом (за исключением видов деятельности (доходов), в отношении которых они перешли на уплату ЕНВД) (п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Подтверждение: п. 2 ст. 346.13, п. 2.3 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России № 03-11-06/2/32078 от 8 августа 2013 г., № 03-11-06/2/123 от 12 сентября 2012 г., № 03-11-06/3/65 от 30 августа 2012 г.

При утрате права на применение ПСН и желании перейти на УСН необходимо учитывать следующее:
– если ИП совмещал УСН и ПСН, то, утратив право на применение ПСН по этому же виду деятельности, он обязан перейти на УСН с начала того месяца, с которого был выдан патент;
– если ИП не совмещал УСН и ПСН, то, утратив право на ПСН (по любому из оснований), он переходит на ОСНО, а применять УСН вправе начать только со следующего года (при соответствии необходимым требованиям).
Подтверждение: п. 6, 7 ст. 346.45, абз. 2 п. 3 ст. 346.46 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России № СД-4-3/12517 от 29 июня 2017 г.

Для организаций Республики Крым, г. Севастополя

Организации, расположенные на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сведения о которых были внесены в ЕГРЮЛ, при переходе на УСН с 1 января 2015 года должны представить соответствующее уведомление в срок не позднее 1 февраля 2015 года.

Исключение – организации, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование. Они вправе подать уведомление до 1 апреля 2015 года включительно.

Подтверждение: абз. 2, 3 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Другие вопросы по теме

Источник: https://www.moedelo.org/Pro/View/Questions/111-22237

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]