Ст. 80 нк рф (2017-2018): вопросы и ответы — все о налогах

Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты (действующая редакция)

1.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Источник: https://www.zakonrf.info/nk/80/

Ст. 80 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Скачать ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 80 НК РФ — это своеобразный свод правил и инструкция для плательщиков налогов и сборов по составлению и представлению налоговых деклараций. Она применима в отношении всех глав ч. 2 НК РФ. В данной статье мы ответим на наиболее распространенные вопросы налогоплательщиков.

Что такое налоговая декларация?

Какая ответственность предусмотрена для налогоплательщика за непредставление декларации?

Читайте также:  Акт приемки выполненных работ в строительстве — образец - все о налогах

Что понимается под расчетом авансового платежа?

В чем отличие между налогом и сбором?

Кто является налоговыми агентами?

Должны ли плательщики со специальными налоговыми режимами подавать декларации по налогам, от уплаты которых они освобождены?

Как представить декларацию в налоговую инспекцию?

Зачем нужно отчитываться о среднесписочной численности работников с точки зрения п. 3 ст. 80 НК РФ?

Должен ли налогоплательщик, не ведущий деятельность, подавать пустые декларации?

Какой срок установлен для представления деклараций в налоговые органы?

Что считается датой сдачи декларации?

Что такое налоговая декларация?

Налоговая декларация — это заявление плательщика налогов и сборов, направленное в налоговые органы, о своих результатах ведения налогового учета, финансовой деятельности и обороте.

Она является формой налоговой отчетности о финансовом результате и имуществе лица, которое подлежит налогообложению.

Декларация представляется лицом в налоговую инспекцию в отношении тех налогов, по которым он признан налогоплательщиком согласно НК РФ.

Актуальные бланки налоговых деклараций и пояснения по их заполнению возьмите на нашем сайте:

Какая ответственность предусмотрена для налогоплательщика за непредставление декларации?

Каждый налогоплательщик должен понимать, что налоговая декларация — это не просто листы бумаги или электронный файл. Помимо своевременного перечисления правильно начисленной суммы налога, лицо должно сдать специалистам налоговых органов декларации по тем видам налогов, по которым оно признано плательщиком.

Каждый налог имеет свои сроки сдачи налоговой отчетности (деклараций, расчетов). Применительно к конкретному налогу их можно найти в главах ч. 2 НК РФ.

За нарушение сроков сдачи деклараций в налоговые органы лицо привлекается к штрафу, составляющему 5% от суммы налога, которая должна быть оплачена (доплачена) согласно этой декларации, но оказалась не уплаченной в срок.

Штраф в объеме 5% начисляется за каждый полный или неполный месяц, отсчитываемый со дня, установленного для сдачи декларации, но его общая величина за весь срок задержки подачи декларации не может быть больше 30% от неуплаченной вовремя суммы налога и не может составлять меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

В случае, когда налогоплательщик просрочил сдачу нулевой декларации, ему также будет назначен штраф в размере 1 000 руб.

Подробнее об ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций читайте в статье «Ст. 119 НК РФ (2016-2017): вопросы и ответы».

Что понимается под расчетом авансового платежа?

Авансовый платеж — это уплата налоговых платежей по результатам отчетных периодов в течение налогового периода. Расчеты платежей подаются в налоговые органы только в отношении налогов, соответствующий порядок для которых установлен НК РФ.

Примером такого налога может быть налог на имущество организаций. Юридические лица перечисляют авансовые платежи в размере ¼ части от произведения налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества после окончания каждого отчетного периода (квартал, полугодие и 9 месяцев) и представляют расчеты по ним.

О том, как менялся налог на имущество в 2014–2017 годах, читайте в материале «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

После завершения налогового периода (календарный год) организация должна перечислить остатки годовой суммы налога, рассчитанной как произведение налоговой ставки и базы за минусом уплаченных авансовых платежей, а также представить итоговую налоговую декларацию. В качестве налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества) признается остаточная стоимость этого имущества, которая рассчитывается по данным бухгалтерского учета по состоянию на последнее число налогового периода (п. 3 ст. 375 НК РФ).

В чем отличие между налогом и сбором?

Многие плательщики налогов часто не понимают разницы между налогом и сбором. Попробуем разобраться.

Налог — это платеж, который взимается исполнительными органами власти в отношении имущества и доходов налогоплательщика.

Сбор — это тоже платеж, но он взимается органами государственной власти при совершении для налогоплательщика определенных действий и за его пользование ресурсами государства.

Налог может уплачиваться несколько раз, сбор — только 1. Но это правило применимо не ко всем видам налогов. К примеру, НДФЛ с полученного в порядке дарения недвижимого имущества (п. 18.1 ст. 217 НК РФ) уплачивается 1 раз.

Примеров налога можно привести множество: налоги на прибыль организаций и на их имущество, НДС, водный и земельный налоги, налог на добычу полезных ископаемых и др. К сборам можно отнести сборы за пользование объектами животного мира, биологическими водными ресурсами (гл. 25.1 НК РФ), государственные пошлины (гл. 25.3 НК РФ).

Нужно ли подавать декларацию по торговому сбору, узнайте из публикации.

Обо всех налогах и сборах, которые уплачиваются на территории РФ, можно узнать из ч. 2 НК РФ.

Кто является налоговыми агентами?

Налоговые агенты — это, по сути, посредники между плательщиками налога и государством. Самым известным примером налоговых агентов являются работодатели, уплачивающие НДФЛ с доходов своих штатных и внештатных (совместителей) работников. В этом случае организация берет на себя функцию посредника между физическими лицами (работниками) и налоговыми органами.

При начислении заработной платы сотрудникам работодатель должен правильно исчислить НДФЛ с их доходов по ставке 13%, а также удержать и перечислить налог при выплате заработной платы. При этом у работодателя есть обязанность отчитываться перед налоговой инспекцией о доходах своего персонала, суммах начисленного и перечисленного НДФЛ путем представления:

  • ежеквартального сводного отчета по форме 6-НДФЛ, подаваемого в ИФНС не позже последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по году — до 1 апреля следующего года;

О том, как оформляется 6-НДФЛ, читайте в статье «6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом с начала года».

  • справок по форме 2-НДФЛ на каждого работника не позднее 1 апреля года, наступающего вслед за отчетным.

Скачать бланк справки 2-НДФЛ можно на нашем сайте в материале «Новая форма справки 2-НДФЛ за 2016–2017 годы (скачать)».

Должны ли плательщики со специальными налоговыми режимами подавать декларации по налогам, от уплаты которых они освобождены?

Специальные налоговые режимы предполагают уплату единого налога вместо перечисления нескольких, то есть более упрощенный вариант налогообложения.

С примером заполнения налоговой декларации по УСН рекомендуем ознакомиться в статье «Бланк декларации по УСН за 2017-2018 годы».

Предприятия и ИП, находящиеся на специальных режимах, освобождены от подачи нулевых деклараций по тем налогам, начисление и уплату которых эти режимы отменяют (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Уплачивают ли упрощенцы транспортный налог и НДС, узнайте из материалов:

Как представить декларацию в налоговую инспекцию?

Налоговые декларации и расчеты составляются по установленным формам. Они подаются в ту налоговую инспекцию, в которой налогоплательщик стоит на учете.

Декларация может быть представлена в бумажном виде при личном обращении налогоплательщика либо его доверенного представителя, а также отправлена почтой с описью всех вложений.

Но последние несколько лет все большее количество налогоплательщиков используют для обращения в налоговые органы телекоммуникационные каналы связи, а также возможности личного кабинета. Передачу данных ведет специальный оператор.

Электронный документооборот позволяет:

  • упростить процесс подачи деклараций;
  • осуществлять обратную связь (запрос различных документов со стороны как налоговых органов, так и налогоплательщиков);
  • сэкономить время на личных обращениях к специалистам налоговых инспекций;
  • уменьшить бумажный документооборот.

Для защиты данных применяются электронные подписи, которые также получили широкое распространение в других сферах деятельности, например, в платежных системах банков.

О порядке сдачи налоговой отчетности через интернет узнайте здесь.

Зачем нужно отчитываться о среднесписочной численности работников с точки зрения п. 3 ст. 80 НК РФ?

Сведения о среднесписочной численности сотрудников необходимы при ведении налогового учета. Обязанность налогоплательщиков представлять эти данные по унифицированным бланкам (КНД 1180011) определяет п. 3 ст. 80 НК РФ. Сведения должны быть поданы в налоговую инспекцию не позднее 20 января нового года, следующего за прошедшим.

К примеру, среднесписочная численность важна:

  • Для определения способа представления налоговой отчетности и других документов по описи. Предприятия и ИП с численностью сотрудников менее 100 человек могут отчитываться на бумажных носителях при личном обращении и по электронным формам через оператора. Если численность сотрудников превышает 100 человек, налогоплательщик обязан применять электронный способ.
  • Как доказательство законности использования УСН и ЕНВД.
  • Для получения права на применение ИП патентной системы налогообложения.

Кто обязан сдавать отчет о среднесписочной численности работников и в какой форме, читайте в материале.

Должен ли налогоплательщик, не ведущий деятельность, подавать пустые декларации?

В хозяйственной практике нередко возникают ситуации, когда налогоплательщик не осуществляет деятельность. Возникает вопрос: если, к примеру, лицо находится на общем налоговом режиме и является плательщиком налога на прибыль, НДС и др., должно ли оно в этом случае подавать пустые формы деклараций по данным налогам?

В этом нам поможет разобраться п. 2 ст. 80 НК РФ.

Он указывает, что если налогоплательщик не осуществляет хозяйственных операций, не имеет оборота денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе, объектов обложения налогами, то он может подавать в налоговую инспекцию единую декларацию по упрощенной форме. Она сдается не позднее 20-го числа месяца, который начинается после истечения 3, 6, 9 и 12 месяцев календарного года.

О правилах оформления нулевой декларации по НДС читайте в материале «Как заполнить нулевую декларацию по НДС?».

Какой срок установлен для представления деклараций в налоговые органы?

Каждому налогу в ч. 2 НК РФ посвящена отдельная глава. В них подробным образом расписан порядок определения налоговой базы, расчета налога, а также сроки его уплаты и представления налоговых деклараций и расчетов по нему.

Когда и как нужно отчитаться по транспортному и земельному налогу, расскажем в материалах и сообщениях:

На практике для того, чтобы не запутаться во множестве сроков перечисления налогов и подачи налоговой отчетности по ним, бухгалтер может составить налоговый календарь.

О сроках сдачи отчетности по налогам за 3 квартал 2017 года узнайте из публикации.

Что считается датой сдачи декларации?

При личном обращении плательщика налогов или его доверенного лица в ФНС этот вопрос затруднений не вызовет. День, в который налоговым специалистом был поставлен штамп о приеме декларации, и считается датой ее представления.

Если же налогоплательщик выбрал почтовое отправление, то датой представления декларации и других документов по описи считается дата их отправки почтовыми отделениями. При сдаче в личном кабинете или через оператора (электронный формат) датой сдачи признается дата отправки электронного документа.

На что следует обратить внимание налогоплательщику при заполнении налоговых деклараций?

Как было упомянуто ранее, налоговые декларации и расчеты сдаются по установленным формам. Документы должны быть заполнены в соответствии с требованиями НК РФ и органов, осуществляющих контрольные функции в сфере налогообложения.

При сдаче налоговой отчетности в инспекцию плательщик должен обязательно указать в ней:

  • ИНН.
  • Вид документа (первичный, корректировка).
  • Код налоговой инспекции.
  • Полное наименование предприятия (Ф. И. О. физического лица).
  • Место нахождения организации (жительства физического лица).
  • Номера телефонов для осуществления обратной связи и др.
  • Проставить подписи.
Читайте также:  Приложения к учетной политике в 2016 году - образец - все о налогах

ВАЖНО! При сдаче деклараций на бумаге ставятся личные подписи (не факсимиле). Если отчетность представляет доверенное лицо, то проставляются его подписи и прикладывается оригинал доверенности. При использовании телекоммуникационных каналов связи через интернет-оператора электронная форма обязательно проходит через электронно-цифровые подписи (ЭЦП).

О том, как делегировать главбуху право подписи отчетности за руководителя, читайте в статье «Приказ о предоставлении права подписи главному бухгалтеру».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/proverka_nalogovyh_deklaracij/st_80_nk_rf_voprosy_i_otvety/

С 19 августа 2017 года вступила в силу новая статья налогового кодекса

Если брать судебную практику (споры с налоговым органом), то примерно 80% всех дел – это споры по необоснованной налоговой выгоде, недобросовестным поставщикам, притворным сделкам.

Арбитры, изучая материалы дела и принимая соответствующие решения, ссылались на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г.

№ 53, в пункте 3 которого было указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Стоит отметить, что сам ВАС РФ (он был объединен с Верховным судом) давно не существует, а вот его Постановление до сих пор работает.

Почему была введена новая статья и что теперь будет? Никаких новых правил по порядку учета расходов нет. Очень хорошо, что в Налоговом кодексе появилась отдельная статья, которая говорит о добросовестности и деловой цели.

Теперь сам НК РФ говорит нам о том, что в ходе проверки инспектор должен доказать факт «умышленности» действий налогоплательщика.

Но, при доказанности незаконных действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме.

Как пишет ФНС России в своем письме от 16.08.2017 г. № СА-4-7/16152@, пунктом 1 статьи 54.

1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.

Положениями пункта 2 статьи 54.1 НК РФ четко предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам (операциям) уменьшить налоговую базу. К таким условиям относятся следующие обстоятельства:

1) Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Как подчеркивает налоговая служба, Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ не предусмотрено оценочное понятие «непроявление должной осмотрительности».

Формальные претензии к контрагентам (нарушение законодательства о налогах и сборах, подписание документов неустановленным лицом и т.п.

) при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения заявленным налогоплательщиком контрагентом сделок и операций, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам (операциям).

Положения пункта 2 статьи 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Таким образом, налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика и несоблюдении налогоплательщиком установленных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ условий.

 taxpravo.ru 

Источник: https://guardinfo.online/2017/08/28/s-19-avgusta-2017-goda-vstupila-v-silu-novaya-statya-nalogovogo-kodeksa/

Фнс подготовила алгоритм для налоговых органов по выявлению налоговых схем: положения ст.54.1 нк рф разобраны по буквам

В Письме от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ ФНС дала налоговым органам подробные рекомендации по применению каждого пункта новой ст.54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ, которая начала действовать с 19 августа 2017 года.

Зачем выпущены рекомендации

Рекомендации выпущены в целях единообразного подхода налоговых органов к доказыванию использования налогоплательщиками «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации, иными словами налоговых схем.

ФНС разъясняет, что ст.54.

1 НК РФ определила конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены для возможности учесть расходы и заявить вычеты по НДС. Данная статья не расширила полномочия налоговых органов по сбору доказательственной базы и сохранила принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков.

С какого момента должны применяться положения ст.54.1 НК РФ

Ведомство напомнило, что согласно п. 2 ст.2 Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ (который ввел в НК РФ ст.54.1), новые положения, содержащиеся в ст. 54.1 НК РФ, применяются при проведении:

— камеральных проверок деклараций, представленных после 19 августа 2017 года;

— выездных проверок, назначенных после 19 августа 2017 года.

Поэтому, понятия, отраженные в Постановлении Пленума ВАС N 53 и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до 19 августа 2017 года, не используются при проведении камеральных проверок деклараций, представленных после этой даты и выездных налоговых проверок, назначенных после нее.

Как налоговые органы будут доказывать нарушение каждого из пунктов ст.54.1 НК РФ

Налоговым органам указано в актах и решениях по результатам налоговых проверок квалифицировать выявленные обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт ст. 54.1 НК РФ.

Пункт ст. 54.1 НК РФ В чем выражается нарушение Доказательства нарушений Конкретные примеры нарушений
1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Умышленные действия самого налогоплательщика в виде сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложенияв целях уменьшения налоговой базы, суммы налога к уплате посредством:

  • неправильного применения налоговой ставки, льготы, режима налогообложения;
  • манипулирования статусом налогоплательщика;
  • неудержания налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию.

Внимание! При отсутствии доказательств умысламетодологическая или правовая ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения п.1 ст. 54.1 НК РФ.

Выявление обстоятельств, свидетельствующих об осознании лицом противоправного характера своих действий (бездействия)*.Налоговые органы должны доказать совокупность следующих обстоятельств:

  • существо искажения (то есть в чем конкретно оно выразилось);
  • причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;
  • умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц);
  • потери бюджета.

При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами об умышленности действий свидетельствуют:

  • предопределенность движения денежных и товарных потоков;
  • ряд неслучайных действий, подчиненных единой цели — возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения;
  • создание искусственного документооборота для получения налоговой экономии.
Характерные  примеры  «искажения»:

  • создание схемы «дробления бизнеса»;
  • искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Способы искажения сведений: неотражение выручки;  отражение в регистрах учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

*Установление умысла не должно сводиться к простому перечислению всех сделок , в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию. Налоговые органы должны указать на конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц) и привести доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Пункт ст. 54.1 НК РФ В чем выражается нарушение Доказательства нарушений Конкретные примеры нарушений
2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налогапри соблюдении одновременно следующих условий:1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; Основная цель сделки — неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога.В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Налоговые органы должны доказать, что такая сделка  не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств. Присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования и т.п.
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. Фактическое исполнение сделки лицом, не указанным в первичных документах Налоговому органу следует доказывать, что:1. Сделка не исполнена заявленным контрагентом.Механизмы получения доказательств:

  • получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения и исполнения сделки (операции);
  • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств;
  • сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
  • инвентаризация имущества;
  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
  •  истребование документов (информации) в необходимых случаях проведение выемки документов (предметов);
  • проведение экспертиз и другие.

2. Исполнение, предусмотренное спорной сделкой, выполнено самим налогоплательщиком, а не его контрагентом.Механизмы получения доказательств:

  • информация, прямо или косвенно подтверждающая данный факт, полученная посредством опросов должностных лиц налогоплательщика, занятых на производстве;
  • истребования документов (информации) у заказчиков и допросов их должностных лиц;
  • выявления иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;
  • исследования локальных актов об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

3. Имел место формальный документооборот в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по спорной сделке.Механизмы получения доказательств:

  • факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или его взаимозависимым (подконтрольным) лицом;
  • факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, его учредителей и должностных лиц;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика;
  • нетипичность документооборота;
  • несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).
Отсутствие у контрагента складских помещений, персонала, имущества для исполнения условий сделки.

Кроме того, п. 3 статьи 54.1 НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Данные критерии закреплены в ст. 54.1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

Источник: https://www.elcode.ru/service/news/daydjest-novostey-zakonodatelstva/fns-podgotovila-algoritm-dlya-nalogovyh-organov-po

Комментарий к статье 80 НК РФ

Отправить на почту

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

Итоги

Налоговый кодекс РФ — основной закон для налогоплательщиков, знание и выполнение которого требуется от каждого из них. Положения ст. 80 НК РФ с комментариями, размещенными в нашей статье, помогут сориентироваться в общих правилах, устанавливаемых НК РФ для подаваемой в налоговый орган отчетности.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Источник: https://nanalog.ru/kommentarij-k-state-80-nk-rf/

Налоговый кодекс РФ 2018 года: последняя редакция со всеми изменениями

Кошелек любой страны формируется из поступлений с хозяйствующих субъектов и физических лиц. Формированию поступлений служит налог. Налог является безвозмездным платежом на государственные нужды страны.

Налоговый кодекс (далее НК) — это законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов и порядок их формирования.

Структура Налогового Кодекса РФ

В первой части содержатся такие понятия, как:

  1. Система налогообложения.
  2. Основные принципы и задачи.
  3. Порядок возникновения и прекращения обязанности уплаты налога, а также обоснование самого налогообложения.
  4. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении установления уровня сборов. Процедура введения и прекращения действий.
  5. Градация налогов и сборов с распределением на бюджеты.
  6. Расшифровка понятия обложений.
  7. Методы налогового контроля и порядок проверки. Их расшифровка.
  8. Ответственность за несоблюдение законодательства в части НК.

Во второй части НК подробно описан порядок начисления платежей, порядок и срок уплаты отдельно по каждому налогу и сбору.

На каждый из них отводится отдельная глава.

Так, в каждой главе подробно описана налоговая база по данному виду налога, его ставка, льготы, уплата и отчетность. В этой же части подробно описаны специальные налоговые режимы.

Кому нужно знать НК и почему

Безусловно, налоговое бремя не накладывается на человека с момента рождения. Это бремя появляется с момента появления какого-либо имущества либо дохода.

Налоговый кодекс — это в первую очередь законодательный акт. Его нужно элементарно изучать и знать.

Согласитесь, что далеко не каждый в своей жизни, работе и ином виде деятельности сталкивается с соблюдением налогового законодательства. Но есть некоторые категории граждан, которые обязаны не только знать, но и уметь пользоваться им.

К ним относятся:

  1. Контролирующие органы: налоговая инспекция, таможенная инспекция, прокуратура.
  2. Бухгалтера.
  3. Руководители организаций
  4. Предприниматели
  5. Юристы, аудиторы.
  6. Судьи.

Читайте также!  Регистрация ККМ — инструкция шаг за шагом

Это неполный список категорий граждан, призванных знать НК. Однако много для себя почерпнет из него и простой гражданин.

Налоговый Кодекс РФ 2018: изменения в последней редакции

Жизнь, в том числе деловая, не стоит на месте. Контролирующие органы внимательно отслеживают соблюдение законодательства в части поборов и своевременно вносят изменения.

В основном, изменения касаются непосредственно самих налогов. Изменения вносят с поправкой на применение с 01 января следующего года.

Рассмотрим основные изменения, которые были в 2018 году.

Упрощенная система налогообложения (УСН):

  1. С 01 января необходимо отчитаться по новой форме.
  2. Даны права регионам уменьшать ставку налога по упрощенной системе. Как при «Доходы минус расходы», так и при «Доходы».
  3. Увеличен лимит, на котором может, находится «упрощенник».
  4. Введен в действие торговый сбор.
  5. Дано право на создание представительств от организации. Филиалы, по прежнему, запрещены.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — дано права регионам снижать ставку.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ):

  1. Ежеквартальная отчетность 6-НДФЛ.
  2. Увеличен лимит по детским вычетам.
  3. Уплата НДФЛ за работника, не позднее следующего дня, после выплаты дохода.
  4. Введены новые коды вычетов для справки 2-НДФЛ.
  5. Расширен перечень при имущественном вычете.

Налог на прибыль:

  1. Увеличен лимит стоимости амортизируемого имущества.
  2. Лимит дохода для уплаты ежемесячный авансовых платежей увеличен.
  3. Введение нового вида деятельности, по которому применяется 0 ставка.
  4. Изменения предельных ставок по контролируемым сделкам.

Налог на добавленную стоимость:

  1. Расширен перечень реализации товаров, не облагаемых НДС.
  2. Введен порядок документального подтверждения нулевой ставки.

Для земельного, транспортного, налога на имущество (физические лица) введен новый срок внесения в бюджет.

Также уточнено понятие дорогостоящего движимого имущества.

Читайте также!  Как узнать задолженность по налогам по ИНН?

Также изменения в налоговом кодексе коснулись введения новых кодов КБК по отдельным видам налогов.

Скачать Налоговый Кодекс РФ в последней редакции

Об изменениях в Налоговом кодексе в 2018 году узнайте из видео.

Источник: https://vesbiz.ru/pravo/nalogovyj-kodeks-rf.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]