Уголовной ответственности за нарушения с ккт не будет — все о налогах

Освобождение от ответственности за неприменение ККТ

Уголовной ответственности за нарушения с ККТ не будет - все о налогах

Далеко не всегда компании, отступая от установленных правил работы с ККТ, руководствуются каким-то злым умыслом (скрыть выручку и т.п.). Все может быть гораздо банальнее.

К примеру, отключили электричество и в этом случае по правилам торговля должна быть прекращена.

А что, если реализуются скоропортящиеся товары и такой простой повлечет серьезные убытки? Примечательно, но с некоторых пор у компаний есть возможность решить эту проблему, что называется, с минимальными потерями.

В свое время Минфин в Письме от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 привел форму бланка строгой отчетности, которую следовало применять в случае отключения электричества.

Тем самым чиновники фактически дали добро организациям, которые остались на какое-то время без света, продолжить работу и в темноте, выдавая своим покупателям вместо кассовых чеков названные БСО. Однако ситуация кардинальным образом изменилась с момента вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Дело в том, что в нем установлен перечень случаев, когда компания или ИП вместо чеков могут выдавать БСО, и среди таковых нет такого основания, как отключение электричества.

То есть если компания, которая в силу закона обязана при расчетах применять контрольно-кассовую технику, в период, когда у нее не было света и, соответственно, возможности пробивать чеки, продолжит отпускать товар, выдавая покупателям, к примеру, БСО, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

До недавнего времени компаниям в большинстве случаев удавалось избежать «кассовой» ответственности, поскольку срок давности по таким правонарушениям составлял всего два месяца. Однако Законом от 3 июля 2016 г.

N 290-ФЗ (далее — Закон N 290-ФЗ) этот срок увеличен до двух лет. Соответствующая поправка внесена в ч. 1 ст. 4.5 КоАП. Так что с 15 июля 2016 г.

шансы на то, что нарушение останется незамеченным, значительно уменьшены.

Кроме того, Законом N 290-ФЗ и ст. 14.5 КоАП изложена в новой редакции, разграничена ответственность за различные виды кассовых правонарушений. В частности, согласно ч. 2 ст. 14.

5 КоАП неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях теперь зависит от суммы непробитого чека: для должностных лиц и ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

; для юрлиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за повторное неприменение ККТ. Однако она грозит только в случае, если кассовые чеки в совокупности не пробиты на сумму один миллион и выше. При таких обстоятельствах должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность юрлиц и ИП могут приостановить на срок до 90 суток.

Частью 4 ст. 14.

5 КоАП установлена ответственность за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо в отношении которой были нарушены порядок регистрации, перерегистрации, а также порядок и условия ее применения. Совершение такого правонарушения для организаций влечет предупреждение или штраф в размере 5000 — 10 000 руб., а для руководителей (ИП) — предупреждение или штраф в размере 1500 — 3000 руб.

Аналогичные санкции предусмотрены и ч. 5 ст. 14.5 КоАП, но уже за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением установленных на то сроков.

Ну и, наконец, ч. 6 ст. 14.

5 КоАП установлено, что за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо за непередачу этих документов в бумажном виде по требованию покупателя (клиента) в предусмотренных законом случаях организации грозит предупреждение или штраф в размере 10 000 руб., а руководителям (ИП) — предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

Части 7 — 15 ст. 14.5 КоАП устанавливают ответственность для операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ. Поэтому эти части мы опустим.

В то же время в отличие от «старой» редакции ст. 14.5 КоАП в ее обновленной версии установлены условия, при соблюдении которых нарушитель освобождается от «кассовой» ответственности. А условия таковы (примечание к ст. 14.

5 КоАП): необходимо добровольно оповестить налоговый орган о совершенном кассовом правонарушении, предварительно исправившись, то есть исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение сработает в том случае, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • на момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В то же время необходимо иметь в виду, что освобождение от «кассовой» ответственности, даже при соблюдении названных условий, предусмотрено отнюдь не для всех видов «кассовых» нарушений. Таким образом, избавить себя от штрафа можно только в отношении следующих правонарушений:

  • неприменения ККТ в случаях, когда ее применение обязательно;
  • применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения.

Одним из условий для получения освобождения от «кассовой» ответственности является представление в налоговый орган соответствующего заявления. Какой-либо официальной формы на сей случай не установлено. То есть соответствующее заявление пишем в произвольной форме.

В нем нужно указать, когда и какое именно из названных правонарушений было совершено и как оно было исправлено. При этом следует привести и ссылочку на примечание к ст. 14.5 КоАП, на основании которого вы претендуете на освобождение от административной ответственности.

Самый распространенный случай — неприменение ККТ в связи с отключением электричества. Для того чтобы освободиться от штрафа, нужно написать в ИФНС заявление и приложить к нему копии кассовых чеков, которые были пробиты после включения света на суммы, принятые от покупателя «в темноте».

В то же время необходимо отметить, что в связи с переходом на применение онлайн-ККТ многие правонарушения налоговики также будут обнаруживать в режиме онлайн. Иными словами, компания или ИП могут и не успеть «покаяться» с тем, чтобы освободиться от штрафа. Однако санкции все же могут быть значительно уменьшены…

в три раза, причем от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Это предусмотрено ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП. А сами условия для такого уменьшения приведены в ч. 4 ст. 28.6 КоАП.

Из положений данной нормы следует, что штраф может быть «сокращен», если при обнаружении в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физлиц и организаций нарушитель признает вменяемое нарушение.

Еще раз повторимся, что освобождение от штрафных санкций или же их уменьшение предусмотрено только в отношении конкретных видов «кассовых» нарушений, которые предусмотрены ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Иными словами, даже если поставить в известность налоговиков о совершении повторного нарушения, когда «мимо кассы» прошло более 1 млн руб., от штрафа это не спасет.

Нельзя уменьшить штраф и в случае, если по запросу налогового органа компания не представила документы.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Также представляется, что проблемным будет получение освобождения в отношении правонарушения, связанного, к примеру, с нарушением порядка регистрации или перерегистрации ККТ, хотя они и содержатся в «белом списке». Ведь регистрацией ККТ занимается налоговый орган, так что раньше инспекторов узнать о правонарушении (и уж тем более «исправить» его до подачи заявления с «покаянием») просто невозможно.

Ноябрь 2016 г.

Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/otvetstvennost-nepreminenie-kkt-osvobojdenie

Налоговики против уголовного преследования за несоблюдение требований к ККТ нового образца — Ассоциация компаний интернет-торговли

ФНС России в ответе на обращение налогоплательщика разъяснила, что за нарушения законодательства при использовании ККТ нового образца нельзя будет применить уголовную ответственность, предусмотренную в случае уклонения от уплаты налогов (письмо ФНС России от 9 ноября 2016 г. № АС-2-20/1136@ «О рассмотрении обращения»).

Налоговики обратили внимание на то, что новый порядок применения ККТ позволяет покупателю проверить любой чек. В случае обнаружения нарушения он может с помощью бесплатного мобильного приложения направить жалобу в налоговый орган. При этом уголовную ответственность к нарушителю применять недопустимо, так как это не согласуется с принципами соразмерности совершенного правонарушения.

Напомним, что уголовная ответственность в налоговой сфере предусмотрена только за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (п. 3 ст. 32 НК РФ, ст. 198-199, ст. 199.1-199.2 УК РФ). В то же время, нарушения в области применения ККТ находятся в пределах административной ответственности.

К примеру, за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях для должностных лиц предусмотрен штраф размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.

Для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данное положение стало особенно актуальным в связи с вводом новых правил применения ККТ.

В них, в частности, предусмотрено, что при осуществлении расчетов все организации и ИП должны выдавать и (или) направлять в электронной форме кассовый чек или бланк строгой отчетности покупателю (клиенту) на его абонентский номер либо адрес электронной почты.

При этом кассовый чек или бланк, полученные покупателем в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в них, идентичны направленным покупателю в электронной форме (п. 4 ст.

1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кроме того, новые правила применения ККТ обязывают пользователей техники обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных (ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»; далее – Закон № 54-ФЗ).

Добавим, что переход на новую ККТ должен произойти не позднее 1 июля 2017 года (ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Поделитесь с друзьями и коллегами!

Источник: https://www.akit.ru/no-prosecution-kkt/

Уголовная ответственность за налоговые нарушения

«Уголовная ответственность за налоговые нарушения«. Современный предприниматель, 2010, N 2

Некоторые положения Налогового и Уголовного кодексов, касающиеся ответственности за уклонение от уплаты налогов, претерпели изменения. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2010 г. Конечно, не обошлось без исключений.

Статья 1 Закона, корректирующая Налоговый кодекс, вступает в силу со дня официального опубликования документа. В «Российской газете» Закон появился 31 декабря 2009 г., публикация в «Собрании законодательства РФ» состоялась чуть позже — 4 января 2010 г.

Читайте также:  Вправе ли фонды обратить взыскание на имущество страхователя без предварительного обращения на денежные средства? - все о налогах

Единственное положение Закона, которое вступит в силу только с 1 января 2011 г., касается подследственности преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса.

Сейчас предварительное расследование по нарушениям в рамках названных статей находится в компетенции следователей ОВД. По уголовным делам, открытым после 1 января 2011 г.

, предварительное следствие будут вести следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Сначала — предупреждение

Обнаружив задолженность по налогам и сборам, инспекция направит коммерсанту требование об уплате.

В нем указывается величина долга, размер пеней, начисленных на дату направления требования, сроки уплаты, основания взимания налога, то есть приводятся ссылки на статьи Налогового кодекса, а также меры по взысканию, которые будут приняты контролерами, если требование не будет исполнено (принудительное взыскание, взыскание за счет имущества).

Когда размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, в требовании будет предупреждение о том, что инспекторы обязаны направить материалы в ОВД, если коммерсант вовремя не погасит задолженность. Такая норма появилась в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса.

Признаками преступления являются обстоятельства, изложенные в ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса (Письмо УФНС России по г. Москве от 11 июля 2007 г. N 09-10/065649@), а именно когда сумма недоимки превышает определенные величины. О них мы поговорим ниже.

Требование об уплате налога (сбора) должно быть исполнено в течение 10 дней с даты его получения, если в документе не установлен иной, более продолжительный срок. Когда этот срок истечет, начнется отсчет двухмесячного периода. Если в течение этих двух месяцев бизнесмен полностью не погасит недоимку, контролеры направят сведения о коммерсанте в ОВД.

Речь идет только о недоимке, позволяющей предположить факт совершения преступления (п. 3 ст. 32 НК РФ). В этой связи рекомендуется при погашении задолженности копии документов (платежки, уточненные декларации) отнести в налоговую. Это обезопасит вас от возможных действий контролеров по возбуждению уголовного дела.

Не позднее дня, следующего за днем направления материалов в ОВД, руководитель инспекции выносит решение о приостановлении исполнения решения о привлечении коммерсанта к ответственности и взыскания с него налога, пеней, штрафа. Именно на основании этого решения ранее бизнесмену направлялось требование.

Но за налогоплательщика возьмется ОВД. Если последует отказ в возбуждении уголовного дела или дело будет прекращено, следователь передаст в инспекцию соответствующее постановление, а налоговые инспекторы смогут возобновить разбирательство о привлечении бизнесмена к налоговой ответственности.

Обратите на это внимание. Наступление уголовной ответственности исключает привлечение коммерсанта к налоговой, и наоборот.

Неправомерные действия инспекторов бизнесмен вправе обжаловать. Конечно, наиболее эффективный способ — обращение в суд. Но обязательный досудебный порядок урегулирования спора не позволит этого сделать сразу. Сначала следует обратиться в вышестоящую инспекцию. И только потом коммерсант сможет подать заявление в суд (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

В случае направления документов в ОВД сначала стоит погасить недоимки, поскольку в этом случае ИП не будет привлечен к уголовной ответственности. И лишь потом оспаривать решение инспекторов.

По результатам обжалования решений налоговой, при положительном решении суда, коммерсант сможет вернуть деньги или зачесть их в счет будущих налоговых платежей.

Крупные и особо крупные нарушения

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за следующие виды налоговых нарушений: уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов), сокрытие денежных средств или имущества, необходимых для взыскания недоимки. Санкции зависят от размера неуплаченной суммы налогов.

Уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты за период от одного до двух лет. Вместо денежного наказания возможен арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до одного года.

За преступление в особо крупном размере грозит штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Закон внес корректировку в понятия «крупный» и «особо крупный» размер.

С 1 января 2010 г. крупным размером считается сумма налогов (или сборов) в размере более 600 тыс. руб. (ранее — 100 тыс. руб.), если вы не уплатили 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумму, превышающую 1800 тыс. руб. (ранее — 300 тыс. руб.). Размер неуплаченных налогов определяется за трехлетний период.

Допустим, недоимка коммерсанта составила 1900 тыс. руб. Сумма превышает установленный лимит в 1800 тыс. руб., а значит нарушение совершено в крупном размере.

Наша справка. Привлечение к ответственности возможно в пределах установленных сроков давности. По налоговым правонарушениям срок давности составляет три года (п. 1 ст. 113 НК РФ).

В случае привлечения физлица к уголовной ответственности при неуплате налогов в крупном размере — два года (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 78 УК РФ), в особо крупном размере — шесть лет (ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Другая ситуация: недоимка ИП составляет 700 тыс. руб., значит одно из условий, для того чтобы считать задолженность крупной, выполнено — сумма превышает 600 тыс. руб. Далее следует рассмотреть общую сумму всех налогов и сборов бизнесмена за трехлетний период, подлежащий проверке.

Учитывать следует не только уплаченные, но и не уплаченные суммы. Предположим, сумма равна 2800 тыс. руб. Таким образом, доля неуплаченных налогов составляет 25 процентов (700 тыс. руб. / 2800 тыс. руб.

x 100%), а эта величина превышает установленную норму в 10 процентов, то есть нарушение совершено в крупном размере и привлечение к уголовной ответственности возможно.

Рассчитывая величину недоимки, следует учитывать сумму налогов (по каждому виду), а также сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех календарных лет (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).

Причем, налог считается неуплаченным по окончании налогового периода. К примеру, для НДФЛ, «упрощенного» налога таковым является календарный год, для ЕНВД, НДС — квартал. Окончательный размер неуплаченных сборов определяется только по решению суда.

Особо крупный размер увеличился с 500 тыс. до 3 млн руб., при доле неуплаченных налогов свыше 20 процентов либо сумме в 10 млн руб. (ранее — 1 млн руб.). При этом также рассматривается период в пределах трех лет подряд.

Эти наказания относятся только к физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и касаются налогов и сборов. Пенсионные взносы, введенные с 2010 г., не входят в налоговую систему. Налоговые инспекторы не являются контролерами в части их уплаты, поэтому в расчеты они не попадут.

Отметим, что для компаний предусмотрены свои лимиты для применения «уголовных» санкций, и они тоже изменены.

Уклонение от уплаты налогов организацией наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет. Также предусматривается арест от четырех до шести месяцев, лишение свободы до двух лет, лишение права занимать определенные должности до трех лет (ст. 199 УК РФ).

За те же преступления в особо крупном размере или совершенные группой лиц предусматривается более строгое наказание: штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Также предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет с лишением права занимать должности или без лишения этого права.

Изменения коснулись лимитов. Теперь под крупным размером признается сумма более 2 млн руб. (ранее — 500 тыс. руб.), если доля неуплаченных налогов составляет 10 процентов либо превышает 6 млн руб.

(ранее 1,5 млн руб.). Под особо крупным размером понимается неуплата налогов в сумме более 10 млн руб., если доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов либо сумма превышает 30 млн руб.

(ранее 7 млн руб.).

Уголовное преследование

Наша справка. Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (ч. 55 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс (далее — УПК) дополнен ст. 28.1, посвященной прекращению уголовного преследования по делам, связанным с налоговыми нарушениями.

В отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 198 — 199 Уголовного кодекса, преследование прекращается по основаниям, указанным в ст. ст. 24 и 27 УПК.

Эти статьи указывают, в частности, на такие случаи, как отсутствие события преступления, состава преступления в совершенном проступке, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого, отсутствие заявления потерпевшего, отсутствие заключения суда, непричастность подозреваемого, амнистии. При наличии одного из них уголовное преследование коммерсанта прекращается.

Вторая причина, по которой уголовное дело будет закрыто — возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе. Коммерсант должен оплатить недоимку, указанную в решении налоговой инспекции о привлечении к ответственности, а также соответствующие пени и штрафы. Причем, задолженность должна быть погашена до окончания предварительного следствия.

Кстати, согласно внесенным поправкам в Уголовный кодекс лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатит недоимку, а также соответствующие ей пени и штрафы, начисленные по нормам Налогового кодекса (п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ).

Наш комментарий. Уголовный штраф только после проверки

Валерий Романов, эксперт журнала

В большинстве случаев недоимка выявляется в результате проверки бизнесмена. По результатам контроля инспекторы принимают решение о привлечении ИП к налоговой ответственности. В течение пяти дней оно должно быть передано ИП.

Спустя 10 дней после того, как бизнесмен получит это решение, оно вступает в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). После чего отсчитывается новый 10-дневный период, в течение которого инспекторы могут выслать коммерсанту требование об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Если недоимка значительная, в требовании укажут на возможную уголовную ответственность. Для исполнения требования, как правило, отводится 10 календарных дней (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Предположим, бизнесмен не выполнил требование в установленный срок, тогда контролеры подождут еще два месяца, по истечении которых у них будет 10-дневный период для направления материалов в ОВД.

Но недоимка не обязательно обнаруживается в ходе проверки. В этом случае инспекторы должны направить коммерсанту требование об уплате долга в течение трех месяцев с момента выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Конечно, в документе может быть указание на возможное открытие уголовного дела, но направить материалы в ОВД инспекторы могут только после вынесения решения о привлечении ИП к налоговой ответственности, а такое решение составляется по итогам проверки бизнесмена (п. 15.1 ст. 101 НК РФ).

Причем должна быть соблюдена вся вышеописанная процедура с двухмесячным выжиданием, когда ИП вправе погасить долг. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности до окончания налоговой проверки исключено.

Е.Шестакова

К. ю. н.,

руководитель группы налогообложения

Читайте также:  Каков порядок учета и возмещения ндс при экспорте? - все о налогах

УФПС г. Москвы —

Филиала ФГУП «Почта России»

Подписано в печать

15.02.2010

Источник: https://areopag2002.ru/ugolovnaya_otvetstvennost_za_nalogo

Уголовная ответственность руководителей: за что «привлекают» директоров и собственников компаний

Привлечение руководителей и собственников компаний к уголовной ответственности в настоящее время, к сожалению, становится обычным явлением, а не событием из ряда вон выходящим. Более того, за последние годы число уголовных дел, заведенных на руководителей, существенно выросло.

Генпрокуратура ежегодно готовит статистику по количеству возбужденных уголовных дел. Так вот, по данным прокуроров, в 2015 году количество уголовных дел по «экономическим» статьям, включая статьи, связанные с неуплатой налогов, составило 234 600. По сравнению с 2014 годом эта цифра выросла на 22% – вы чувствуете масштаб катастрофы?

Прежде чем разбираться в причинах, из-за которых руководители попадают в поле зрения правоохранителей, и способах минимизировать риск уголовного преследования, имеет смысл рассмотреть статьи, по которым чаще всего наступает уголовная ответственность директора (учредителей) компании.

На пике популярности – уголовная ответственность по налогам

Хочу отдельно поговорить об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Эта тематика сейчас актуальна как никогда и касается практически каждого руководителя компании.

По данным Генпрокуратуры, число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло на 68%. Связано это, в частности, с поправками в уголовно-процессуальное законодательство, благодаря которым правоохранители получили возможность возбуждать уголовные дела самостоятельно, минуя результаты выездной налоговой проверки.

Рост числа «налоговых» дел можно объяснить и тем, что следователи не связаны трехлетним сроком охвата выездной проверкой, и могут расследовать преступления, совершенные и более трех лет назад.

Как правило, обвиняемым по налоговым преступлениям практически всегда становится руководитель компании. При этом главбух как наемный работник выступает в качестве основного источника показаний против генерального директора.

Также последние два года (после внесения изменений в УПК РФ) по ряду уголовных дел, в отношении некоторых обвиняемых по «налоговым» статьям судами были вынесены обвинительные приговоры с реальным отбыванием наказания в местах лишения свободы.

Лично я смотрел практику всех московских судов за 2011-2012 годы и не нашел ни одного приговора, опубликованного на сайте суда, где бы дали реальную меру наказания.

В настоящий момент ситуация изменилась, и, как я указал выше, сейчас уже выносят приговоры с реальными сроками заключения.

Всего есть пять статей, на основании которых могут привлечь директора к уголовной ответственности за налоговые преступления.

  • Уклонение от уплаты налогов с физического лица (статья 198 УК РФ)

В группе риска те директора, которые одновременно являются предпринимателями. Например, директор как ИП оказывает какие-либо услуги компании, которую сам же и возглавляет. Оплачивая эти услуги, компании снижает налогооблагаемую прибыль, а ИП работает на «упрощенке» или «вмененке» и платит с дохода пониженный налог. В результате сумма налоговых платежей в бюджет снижается.

  • Уклонение от уплаты налогов с организации (статья 199 УК РФ)

Это самая опасная статья для руководителя компании. Чаще всего ответственность директора по этой статье наступает за непредставление деклараций либо искажение данных отчетности, то есть занижение доходов или завышение расходов, налоговых вычетов.

Причем, если речь идет о руководителе нескольких компаний, то его вина будет оцениваться в совокупности по сумме недоплаченных в бюджет налогов каждой организацией.

Вот почему возглавлять компании, у которых возможны проблемы с налогами, очень рисковое занятие.

  • Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

В этой статье речь идет об ответственности за неуплату НДФЛ, удержанного с сотрудников. Однако привлечение руководителей к ответственности возможно лишь в том случае, если будет доказана личная заинтересованность руководителя компании. Личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного либо неимущественного характера.

  • Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (статья 199.2 УК РФ)

Ответственность предпринимателя по этой статье будет только тогда, если будет доказана его вина в умышленном сокрытии денег или прочего имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов с организации. Например, компания задолжала налоги, но при этом предоставляет отсрочку покупателям по оплате товаров либо выдает направо и налево займы.

  • Незаконное возмещение НДС из бюджета может быть квалифицировано по «общеуголовной» статье 159 УК РФ (мошенничество)

Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. То есть данное преступление не подпадает под статью 199 УК РФ (уклонение от налогов).

В данном случае когда НДС поступает на счет организации, т.е. незаконно возвращается, то по сути происходит хищение денег из бюджета. Поскольку при этом предоставляются фиктивные документы в том числе декларации, то хищение осуществляется путем обмана.

Данная совокупность образует состав преступления – мошенничество.

****

В то же время есть надежда, что в обозримом будущем привлечение предпринимателей к ответственности за неуплату налогов сократится в разы. Дело в том, что Госдума рассматривает президентские поправки, которые повышают «лимиты» уклонения, при которых руководителям грозит наказание по УК РФ (см. таблицу).

Как изменятся «лимиты» уголовного преследования по налогам

Статья УК РФ Сумма уклонения
Как сейчас Как будет
Уклонение от налогов с физлица в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ) 600 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 1,8 млн руб. 900 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 2,7 млн руб.
Уклонение от налогов с физлица в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ) 3 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 9 млн руб. 4,5 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 13,5 млн руб.
Уклонение от налогов с организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) 2 млн руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 6 млн руб. 5 млн руб. за три года (если не уплачено более 25% налогов) либо 15 млн руб.
Уклонение от налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) 10 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 30 млн руб. 15 млн руб. за три года (если не уплачено более 50% налогов) либо 45 млн руб.

Какие еще есть «уголовные» статьи для руководителя

Помимо налоговых дел, чаще всего привлечение руководителей к уголовной ответственности происходит за преступления в сфере экономической деятельности, перечисленные в главе 22 УК РФ.

  • Незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ)

Уголовная ответственность генерального директора возможна, если обнаружится, что компания работает без государственной регистрации или лицензии (когда она обязательна), либо нарушает требования или условия лицензии. Но наказание по статье будет, если причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере. Крупным ущербом или доходом считаются ущерб/доход, превышающий 1,5 млн руб., а особо крупным – 6 млн руб.

  • Незаконное получение кредита (статья 176 УК РФ)

Статья привлекает руководителя к ответственности, если будет доказано, что компания-заемщик сдает в банк документы, представляющие ее деятельность в более выгодном свете, чем это есть на самом деле, демонстрируя тем самым возможность погашения полученного кредита.

Уголовная ответственность директора наступает только в том случае, если незаконное получение кредита причинило крупный ущерб.

Обратите внимание: если кредит получен незаконно и его к тому же еще и не вернули, привлечь к ответственности руководителя фирмы могут за мошенничество (статья 159 УК РФ).

  • Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (статья 177 УК РФ)

Есть статьи, которые для неискушенного в уголовном праве руководителя могут оказаться полной неожиданностью. Так, к двум годам лишения свободы может быть приговорен Генеральный Директор фирмы за злостное уклонение от исполнения судебного решения о взыскании кредиторской задолженности.

Такая же уголовная ответственность ожидает руководителя фирмы, которая не выплачивает долги по ценным бумагам (например, векселям). Злостность уклонения определяется судом по ряду обстоятельств.

Это может быть, например, смена места нахождения/названия организации, перевод денег компании на личные счета, отчуждение имущества и передача его другим лицам и т. п.

  • Незаконное использование средств индивидуализации товаров (статья 180 УК РФ)

Уголовная ответственность руководителя по этой статье будет, только если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб – более 1,5 млн руб.

  • Преднамеренное банкротство (статья 196 УК РФ)

Речь идет о действиях (либо, напротив, бездействии) руководителя, в результате которых компания оказалась неспособна удовлетворить требования кредиторов. Например, когда заключались сделки либо выдавались кредиты на невыгодных для компании условиях. Привлечь могут, если таким действиями кредиторам был причинен крупный ущерб (более 1,5 млн руб.).

  • Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)

Уголовная ответственность директора ООО возможна за заведомо ложное публичное объявление о несостоятельности компании (хотя оснований для этого нет), если тем самым причиняется крупный ущерб (более 1,5 млн руб.).

За что еще могут привлечь директора?
Уголовная ответственность руководителя организации также грозит за нарушение прав и свобод гражданина (глава 19 УК РФ). В частности, за невыплату зарплаты ( ст. 145.

1 УК РФ), за необоснованный отказ в приеме на работу и за необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК РФ), за нарушение требований охраны труда (статья 143 УК РФ).

Как исключить привлечение руководителей к ответственности?

Однозначно ответить на данный вопрос не представляется возможным. Более того, все зависит от специфики бизнеса. Можно дать лишь несколько общих советов:

  • По всем «сомнительным» вопросам той или иной сделки или операции консультироваться с юристами (в т. ч. налоговыми);
  • Регулярно проводить аудиторские проверки;
  • Организовать грамотное налоговое планирование;
  • Мониторить изменения в налоговом, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, а также практику рассмотрения судами уголовных дел в отношении руководителей компаний.

Подробнее о том, какие шаги предпринять, чтобы минимизировать привлечение руководителей к уголовной ответственности, поговорим в ближайших публикациях.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/ugolovnaia-otvetstvennost-biznesmenov-za-chto-privlekaiut-rukovoditelei-i-sobstvennikov-kompanii-8100/

Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

Статья Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп, для журнала «Финансовый директор»

За неуплату налогов УК РФ предусматривает уголовную ответственность. За уклонение от уплаты налогов могут наказать не только генерального, но и финансового директора и других сотрудников компании. Предлагаем обзор судебной практики, посвященной этой животрепещущей теме.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов по УК РФ

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Очевидно, что негативная сторона указанной деятельности сводится к привлечению к финансовой ответственности юридического лица с и возможностью привлечения к субсидиарной ответственности сотрудников компании.

При этом существующая статистика говорит о реальном снижении количества выездных налоговых проверок, а вот качество контрольных мероприятий и налогового администрирования растет.

Надо иметь в виду, что за неуплату налогов УК РФ предусматривает не только финансовую, но и уголовную ответственность. В пункте 3 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направлять материалов в следственные органы с целью рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Читайте также:  Приказ о поощрении работника - заполненный образец - все о налогах

Указанная ответственность наступает, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.

Срок направления документов составляет 10 рабочих дней с момента установления (выявления) указанных обстоятельств.

Материалы направляются следователям для проверки наличия состава одного из следующих уголовных преступлений:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 198 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

По результатам их проверки при наличии признаков преступления следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимают решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.

Что считается уклонением от уплаты налогов

Как указывает Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28.12.2006 г.

№ 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Также в постановлении называются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов.

Ими могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Примеры дел, когда неуплата налогов привела к лишению свободы

Рассмотрим интересные судебные дела, когда наступила уголовная ответственность по УК РФ из-за неуплаты налогов.

Дело о выводе денежных средств

Источник: https://kskgroup.ru/press/press-centr-2016/kogda-neuplata-nalogov-grozit-tyurmo

Ошибки главбуха и пределы ответственности за них

Нередко, трудоустроившись, главный бухгалтер обнаруживает, что в документах царит полнейший беспорядок. В результате вместо решения текущих вопросов ему приходится заниматься устранением огрехов, допущенных предшественником. Но вот брать на себя ответственность за чужие недоработки у нового главбуха нет ни малейших оснований.

К ответственности можно привлечь только того бухгалтера, который вел учет и подписывал отчетность в том периоде, в котором были выявлены нарушения. Отсюда следует однозначный вывод: за ошибки предшественников главбух ответственности не несет.

Федеральный закон  от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с учетом изменений, вступивших в силу с 1 сентября 2013 г., не содержит отсылочной нормы об ответственности организации, ее руководителя и главного бухгалтера за ненадлежащие организацию и ведение бухгалтерского учета.

Какие меры ответственности применимы в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения бухгалтером своих должностных обязанностей в период работы в организации?

Дисциплинарная ответственность

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Так, главный бухгалтер может быть уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей (несоблюдением положений должностной инструкции, приказов работодателя, штатной и финансовой дисциплины, причинившей ущерб организации).

Таким образом, если главный бухгалтер получил дисциплинарное взыскание в виде выговора, то до его снятия (в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания или до его снятия по собственной инициативе работодателя — ст. 194 ТК РФ) нельзя допускать нового нарушения трудовой дисциплины.

Однако главный бухгалтер может нести полную материальную ответственность, если это указано в трудовом договоре с ним.

Внимание!  Частью 2 ст. 243 ТК РФ предусмотрена возможность установления в трудовом договоре полной материальной ответственности с главным бухгалтером.  Однако не стоит заключать отдельный письменный договор о полной материальной ответственности, так такой договор в силу ст. 244 ТК РФ может быть признан недействительным  (Письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).

Случаи административной ответственности

1. К административной ответственности главного бухгалтера могут привлечь по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях за недостоверность бухгалтерской отчетности и сумм начисленных налогов и сборов.

Данная статья устанавливает штраф в размере от 2 до 3 тыс.  руб. Наложить штраф на главного бухгалтера могут в том случае, когда сумма начисленного налога (сбора) или любая строка отчетности искажены не менее чем на 10 процентов.

В то же время за нарушения, которые произошли вследствие неправильных решений руководителя организации, главный бухгалтер отвечать не может. Соответственно, если главбух предполагает, что те или иные решения руководителя могут привести к нежелательным последствиям, в его интересах оформить их отдельным распоряжением за подписью руководителя.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 15.

6 КоАП РФ административная ответственность наступает  за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Административный штраф по этой статье составляет для должностных лиц от 300 до 500 руб., и наказание понесет именно главный бухгалтер.

К документам, необходимым для осуществления налогового контроля, относятся также налоговые декларации.

В случае же, если невозможно представить в назначенный срок затребованные налоговым органом документы, главному бухгалтеру следует согласовать с налоговыми органами изменение сроков или представление документов частями, а не отвечать отказом.

Кроме того, на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности

3. Административная ответственность по ч. 6 ст. 15.

25 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Административный штраф по этой статье налагается на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.

4. Предусмотрена ответственность и за неудержание и неперечисление денежных средств из заработной платы работника по исполнительному листу.

В силу ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве главный бухгалтер по месту работы должника несет ответственность за своевременность удержаний и перечислений денежных средств из заработной платы должника взыскателю.

Согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ данное нарушение законодательства об исполнительном производстве может повлечь  наложение административного штрафа на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.

5. В соответствии со ст. 15.

1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Административный штраф на должностных лиц налагается в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

К административной ответственности главные бухгалтеры могут быть привлечены по следующим основаниям:

— неоприходование (неполное оприходование) выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за наличный расчет с применением контрольно-кассовой техники. Под неоприходованием денежных средств понимается нарушение не только правил приема, но и выдачи денежных средств.

— выдача денежных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем их перечисления на банковские карты, минуя кассу организации.

Уголовная ответственность

Исключая случаи умышленного хищения и мошенничества, главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ).

При этом:

— крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб.;

— особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 852-О-О к субъектам преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

Общее правило привлечения к ответственности

Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ и ч. 1 ст. 5 УК РФ лицо может быть привлечено к административной и уголовной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Однако следует учитывать и обстоятельства, установленные статьей 111 Налогового кодекса РФ,  которые исключают вину бухгалтера в налоговом правонарушении:

  1. если действие, оцениваемое как налоговое правонарушение, допущено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Подобные обстоятельства становятся общеизвестными и не нуждаются в особых доказательствах.
  2. если действие, оцениваемое как налоговое правонарушение, допущено вследствие того, что человек, его совершивший, не отдавал себе отчета в своих действиях. Доказательством служат документы, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение.
  3. если  налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) выполнял  письменные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налога (сбора). Разъяснения могут быть даны как налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или иным органом государственной власти в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение.

Внимание!  Данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

Источник: https://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov_/pravo_/smena-glavbukha-kto-otvetit-za-oshibki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]